Уильям Манди (композитор)

Уильям Манди (ок. 1529–1591) был эпохи Возрождения. английским композитором духовной музыки [ 1 ] и отец композитора Джона Манди . [ 2 ] Спустя более четырехсот лет после его смерти музыка Уильяма Манди до сих пор исполняется и записывается. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Жизнь
[ редактировать ]Манди был сыном Томаса Манди, музыканта и пономаря лондонской церкви Святой Марии на Хилле . [ 7 ] Уильям Манди женился на Мэри Алкок и имел двух сыновей: Джона Манди, органиста и композитора, и Стивена Манди, джентльмена в доме Якова I и Карла I. [ 2 ]
В 1543 году Уильям Манди был главным певчим Вестминстерского аббатства , пока у него не сломался голос. Он был назначен заместителем Святого Мартина, Ладгейта в 1547 году, а с 1548 по 1558 год Манди служил приходским секретарем церкви Святой Марии на Хилле в Лондоне (работодатель его отца Томаса). [ 8 ] Манди был назначен хоровым викарием. [ 9 ] в Королевскую капеллу в 1559 году и в качестве джентльмена капеллы в 1564 году. [ 10 ] и оставался на этой должности двадцать семь лет до своей смерти примерно в начале октября 1591 года. [ 8 ] [ примечание 1 ]
Работает
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Карьера Манди , достигшего совершеннолетия во время правления Генриха VIII , охватывала большую часть английской династии Тюдоров и отражала изменения в церковной музыке, которые сопровождали религиозные беспорядки того периода. [ 7 ] Самые ранние сохранившиеся работы Манди, Магнификат , Месса на площади I , Месса на площади 2 , Alleluia Post partum , Alleluia Per te Dei и Kyrie , возможно, датируются 1550-ми годами и появляются в Партбуках Гиффарда . [ 11 ] Сохранившийся корпус духовной музыки Манди состоит из двух вышеперечисленных месс, шести англиканских богослужений , единственного Кирие, двадцати двух мотетов (на латыни), тринадцати гимнов и большого количества музыкальных настроек для определенных псалмов . Эти настройки включали его версии Miserere mei Deus (из Псалма 51 ), Adolescentulus sum ego (из Псалма 119 ), In aeternum (также из Псалма 119), [ 10 ] и «Да шумит море» (из 98-го псалма ), сочиненная для двенадцати инструментов. [ 9 ] К концу своей карьеры Манди оставался новатором, поскольку английская духовная музыка продолжала меняться в елизаветинскую эпоху . Он был пионером жанра стихотворного гимна с органным сопровождением. [ 1 ] (вместе с Ричардом Фаррантом и Уильямом Бердом ) в таких произведениях, как «Ах, беспомощный негодяй» и «Тайные грехи» . [ 7 ]
Голос небесного отца
[ редактировать ]Одно из самых известных произведений Манди, Vox patris caelestis (Голос Небесного Отца), представляет собой сложный антифон на Успение Девы Марии , отсылающий к Песне Песней и другим Священным Писаниям и литературным произведениям, связанным с Успением. [ 12 ] Большинство музыковедов однозначно относят Vox Patris caelestis к краткой английской контрреформации во время правления королевы Марии (1553–1558 гг.) Как по тематике, так и по католическому стилю. [ 7 ] [ 12 ] [ 13 ] Английский тенор и историк музыки Тюдоров Николас Робертсон. [ 14 ] называет Vox patris caelestis «кульминацией великой антифонной традиции» и описывает ее структуру как начинающуюся «только с двух голосов, расширяющуюся до трио, прежде чем полный хор вступит с éclat во второй половине, теперь в двойном, а не в тройном размере, сольные секции расширяются по объему, достигая кульминации в «gymel» (от латинского слова «близнец»), где два равных высоких голоса парят над богатым аккомпанементом двойного альта и баса », и хвалит его как «продуманный и виртуозный, диапазон устрашающе». [ 7 ]
О Господь, Создатель всего сущего
[ редактировать ]Еще одно из самых известных произведений Манди, служебная постановка « О, Господи, Создатель всего сущего» Барнарда , впервые опубликованная в партбуке (Первая книга избранной церковной музыки) . [ 15 ] был — как ни странно — первоначально приписан Генриху VIII. Композитор и историк музыки Эрнест Уокер считал этот контрапункт «одним из лучших из всех, написанных для английского ритуала». [ 16 ]
Другие работы
[ редактировать ]Другие работы Манди, сохранившиеся до наших дней, включают In exitu Israel , обширное издание Псалма 114 (113 в Вульгате ), конкурирующее с Vox patris по масштабу и сложности; Похоже, это была совместная работа молодого Уильяма Берда , более старшего Джона Шеппарда и самого Манди, причем каждый композитор отвечал за часть текста. [ 17 ] Также в слегка реконструированной форме сохранился крупномасштабный мотет Maria virgo Santissima , произведение, сравнимое с Vox patris и также посвященное Деве Марии. [ 17 ] Меньшие работы включают Beatus et Sanctus , две настройки Alleluia, Per te Dei genitrix , Sive vigilem и Adolescentulus sum ego . [ 17 ]
Манди — Уильям или Джон?
[ редактировать ]Некоторые композиции, приписываемые только «Манди», могли быть работой либо Уильяма Манди, либо его сына Джона. К ним относятся шесть служебных постановок, четыре полных гимна для мужских голосов, гимн для полного хора («Благословен Бог во всех дарах Своих») , четыре незаконченных гимна и светское произведение ( «Тьфу, тьфу судьба моя »). [ 8 ]
Репутация среди современников
[ редактировать ]Хотя сохранилось мало записей о жизни Манди, современники высоко ценили его. Томас Морли в своей книге «Простое и простое введение в практическую музыку» 1597 года отнес Манди к числу лучших английских композиторов того времени, написав, что «[...] те знаменитые англичане, которые не уступали в искусстве никому из названных [континентальных композиторы], такие как Фэйрфакс , Тавернер , Шеппард , Манди, Уайт , Парсонс , У. Бирд и многие другие, которые никогда не считали большим кощунством отвергать Образ Святого, чем вместе стремиться к совершенству одного и того же вида связок. ." [ 18 ]
В 1563 году, когда композитор Джон Болдуин из Виндзора писал о великих музыкантах того периода, он включил Манди («th'oulde», в отличие от его сына Джона), написавшего: «Я начну с Уайта, Шеппарда, Тая и Таллиса. ; / Парсонс, Джайлз , Манди, ты: один из Паллис Королевы». [ 9 ] Академик английского эпохи Возрождения Роберт Доу также похвалил Манди в стихах, написав: «Лунный день: / Поскольку свет луны следует за солнцем / Итак, вы после Берда, Манди, приходите следующим». [ 7 ] Доу включил одну из композиций Манди в свою рукопись, известную в настоящее время как Dow Partbooks .
См. также
[ редактировать ]Список работ
[ редактировать ]Полный список композиций Манди, включая описание языка и инструментов, можно найти в соответствующей записи на ChoralWiki. [ 19 ]
Мужество
[ редактировать ]- Матерь Божия через тебя (для САТБ)
- 1575: Я подросток (для SATB) [ 20 ]
- 1578: In Eternum (на 6 голосов)
- 1575: Мария Пресвятая Дева (для 6 голосов) [ 21 ]
- 1575: Благословен и свят (на 5 голосов) [ 22 ]
- 1575: Будь сторожем (на 5 голосов) [ 23 ]
- 1641: Господи, Создатель всего сущего (для 4 голосов с континуо)
Камера
[ редактировать ]- Фантазия а 5 (для пяти альтов)
- In Nomine (для пяти инструментов)
- O Mater Mundy (для пяти инструментов)
- Sermone Blando (для пяти неуказанных инструментов)
Хоровой
[ редактировать ]- Новая заповедь (для SATB)
- По дороге в Израиль (для SATB)
- 1556: Голос Отца Небесного (для САТБ)
Вечерняя песнь
[ редактировать ]- Магнификат (на 10 голосов) [ 24 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Большинство источников называют 1591 год годом смерти Уильяма Манди, но Национальный биографический словарь предполагает, что общепринятая дата 1591 года вместо этого относится к смерти родственника Джона Манди (но не его сына Джона).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б МакКомб, Тодд (июнь 1994 г.). «Уильям Манди» . Классическая сеть . Проверено 20 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Миддлтон, Луиза М. (1894). Ли, Сидни (ред.). Национальный биографический словарь, 1885–1900, том 39 . Смит, Элдер и Ко. с. 304 . Проверено 20 апреля 2015 г.
- ^ Кристоферс, Гарри (дирижер); Шестнадцать (ансамбль) (сентябрь 2002 г.). «Священная хоровая музыка Уильяма Манди» . Гиперион Рекордс . Проверено 2 мая 2015 г.
- ^ Кейв, Филип (дирижер) (27 мая 2014 г.). «Тюдоры в молитве — латинская духовная музыка Тавернера, Таллиса, Манди, Уайта и Берда» . Линн Рекордс. стр. Магнификат (ансамбль) . Проверено 2 мая 2015 г.
- ^ Кристоферс, Гарри (дирижер); Шестнадцать (ансамбль) (2 ноября 2011 г.). «Голос горлицы — духовная музыка Шеппарда, Дэви и Манди» . Коро . Проверено 2 мая 2015 г.
- ^ Филлипс, Питер (дирижер); Николас, Бенджамин (дирижер); Хор Мертон-колледжа, Оксфорд (ансамбль); Степплер, Энн (орган) (2014). «Коллекция Мертона: Мертон-колледж в 750 году» . Дельфиан Рекордс Лтд . Проверено 2 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Робертсон, Николас (1989). Духовная хоровая музыка Уильяма Манди (примечания) (PDF) . Лондон: Hyperion Records. стр. 2–4 . Проверено 20 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Хау, Джерри. «Музыка Уильяма Манди» . Веб-сайт исследования либриса .
- ^ Jump up to: а б с WH Grattan Flood (1924). «Новый взгляд на поздних композиторов Тюдоров. III. Уильям Манди». Музыкальные времена . 65 (980): 894–895. дои : 10.2307/911748 . JSTOR 911748 .
- ^ Jump up to: а б Шрок, Деннис (2009). Хоровой репертуар . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 153–154. ISBN 9780199716623 .
- ^ «Книги Gyffard Partbooks (GB-Lbl Add. MS 17802)» . DIAMM — Цифровой архив средневековой музыки . Королевский колледж Лондона . Проверено 30 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Маккарти, Керри Робин (август 2004 г.). «Vox Patris Caelestis» Уильяма Манди и Успение Девы Марии» . Музыка и письма . 85 (3): 353. дои : 10.1093/мл/85.3.353 . S2CID 191598486 .
- ^ Филлипс, Питер (1980). «Аллегри: Miserere; Палестрина: Missa Pae Marcellus; Манди: Голос Небесного Отца (Примечания на вкладыше)» . Гиперион Отчеты Проверено 21 апреля 2015 г.
- ^ Орон, Арье (октябрь 2014 г.). «Николас Робертсон (Тенор)» . Сайт кантат Баха . Проверено 2 мая 2015 г.
- ^ Мейтленд, Джон Александр Фуллер (1894). Ли, Сидни (ред.). Национальный биографический словарь, 1885–1900, Том 3 . Смит, Элдер и Ко, стр. 238–239 . Проверено 20 апреля 2015 г.
- ^ Уокер, Эрнест (1907). История музыки в Англии . Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press. п. 48.
- ^ Jump up to: а б с Фергюсон, Дункан (2018). Примечания к Уильяму Манди: Духовная хоровая музыка , Delphian Records DCD34204.
- ^ Морли, Томас (1597). Простое и легкое введение в практическую музыку . Лондон, Великобритания: Цифровая библиотека В. Рэндалла / UNT. п. 170.
- ^ «Уильям Манди — Хоральная Вики» . www.cpdl.org . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ «Я молодой человек (Уильям Манди) — ChoralWiki» . www.cpdl.org Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ «Мария девственница святая (Уильям Манди) — ChoralWiki» . www.cpdl.org . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ «Благословен и свят (Уильям Манди) — ChoralWiki» . www.cpdl.org Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ «Sive vigilem (Уильям Манди) — ChoralWiki» . www.cpdl.org . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ «Магнификат (Уильям Манди) — ChoralWiki» . www.cpdl.org . Проверено 22 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]