Род (музыка)
В музыкальной системе Древней Греции род ( греч. γένος [ генос ], мн. γένη [ гене ], лат. genus , мн. род «тип, род») — термин, используемый для описания определенных классов интонаций двух подвижные ноты в тетрахорде . Тетрахордальная система была унаследована латинской средневековой теорией гамм и ладовой теорией византийской музыки ; возможно, это был один из источников более поздней теории джиннов арабской музыки . Кроме того, Аристоксен (в своем отрывочном трактате о ритме) называет некоторые образцы ритма «родами».
Тетрахорды
[ редактировать ]По системе Аристоксена и его последователей — Клеонида , Вакхия, Гауденция , Алипия , Вриенния и Аристида Квинтилиана. [ 1 ] — парадигматический тетрахорд был ограничен фиксированными тонами hypate и mese , которые отстоят друг от друга на чистую кварту и не меняются от одного рода к другому. Между ними находятся две подвижные ноты, называемые пархипат и лиханос . Верхний тон, лиханос, может варьироваться в диапазоне целого тона, тогда как нижняя нота, паргипат, ограничивается диапазоном четверти тона. Однако их изменение положения всегда должно быть пропорциональным. Этот интервал между неподвижным гипатом и подвижным паргипатом никогда не может быть больше интервала между двумя подвижными тонами. [ 2 ] Когда композиция двух меньших интервалов меньше оставшегося ( несложного ) интервала, группа из трех нот называется пикнон (что означает «сжатый»).
Расположение этих двух нот определило три рода: диатонические, хроматические (также называемые цветностью , «цветом») и энгармонические (также называемые ἁρμονία [ гармония ]). Первые два из них подвергались дальнейшим вариациям, называвшимся оттенками — χρόαι ( хроай ) — или видами — εἶδη ( эйдэ ). Для самого Аристоксена эти оттенки были динамичными: то есть они не были зафиксированы в упорядоченной шкале, а оттенки были гибкими по континууму в определенных пределах. Вместо этого они описали характерные функциональные последовательности интервалов, которые он назвал «дорогами» (ὁδοί), имеющие разные восходящие и нисходящие модели, но, тем не менее, оставаясь узнаваемыми. Однако для его преемников роды стали фиксированными интервальными последовательностями, а их оттенки — четко определенными подкатегориями. [ 3 ] [ 4 ] Более того, в отличие от пифагорейцев, Аристоксен сознательно избегает числовых соотношений. Вместо этого он определяет целый тон как разницу между идеальной квинтой и идеальной четвертью, а затем делит этот тон на полутона , терции и четверти тона , чтобы соответствовать диатоническому, хроматическому и энгармоническому роду соответственно. [ 5 ]
Диатонический
[ редактировать ]Аристоксен описывает диатонический род ( древнегреческий : διατονικόν γενος ) как старейший и наиболее естественный из родов. [ 6 ] Это деление тетрахорда, из которого возникла современная диатоническая гамма . Отличительной характеристикой диатонического рода является то, что его самый большой интервал составляет примерно большую секунду . Два других интервала варьируются в зависимости от настройки различных оттенков.
Этимология
[ редактировать ]Английское слово «диатоника» в конечном итоге происходит от древнегреческого : διατονικός , латинизированного : diatonicós , само по себе от διάτονος , diátonos , спорной этимологии.
Наиболее вероятно, что это относится к «растянутым» интервалам в этой настройке, в отличие от двух других настроек, два нижних интервала которых назывались πυκνόν , pyknón , от πυκνός , pyknós , «плотный, сжатый». Это означает, что τόνος , tónos , означает «интервал тона»; Лидделла и Скотта, см. Греческий лексикон заархивированный 5 марта 2011 г. в Wayback Machine и Barsky (вторая интерпретация), ниже.
В качестве альтернативы это могло означать (как утверждает OED ) «сквозь тона», интерпретируя διά , diá как «сквозь». См. также Барский: «Есть два возможных способа перевода греческого термина «диатоника»: (1) «проходящий по тонам», т. е. через целые тона; или (2) «напряженный» тетрахорд, заполненный широчайшими интервалами» . [ 7 ] Вторая интерпретация была бы оправдана рассмотрением звуков в диатоническом тетрахорде, которые более равномерно распределены («растянуты»), чем в хроматических и энгармонических тетрахордах, а также являются результатом более сильного растяжения двух переменных струн. Возможно, это также более разумно с лингвистической морфологической точки зрения. [ 8 ] Сравните диаметр как «расстояние поперек/ширине».
Совершенно отдельное объяснение происхождения термина «диатоника» апеллирует к образованию диатонической гаммы из «двух тонов»: «Поскольку музыкальная гамма полностью основана на октавах и квинтах, то есть двух нотах, она называется «диатонической». шкала' ". [ 9 ] Но при этом игнорируется тот факт, что именно элемент di- означает «два», а не элемент di- , среди значений которого есть «сквозь» (см. Лидделл и Скотт). Есть греческий термин δίτονος , ditonos , который применяется к интервалу, соответствующему двум тонам. От него образуются английские слова ditone и ditonic (см. запятую Пифагора ), но он совершенно отличается от διάτονος.
Византийский теоретик Георгий Пахимерес считает термин производным от diateíno , diateíno , означающего «растягиваться до конца», потому что «...голос наиболее растягивается им» ( средневековый греческий : расширяется ). [ 10 ] [ 11 ]
Еще один вывод предполагает смысл «через тона» для διάτονος, но интерпретирует тон как означающую отдельную ноту гаммы: «Слово диатоника означает «сквозь тона» (т. е. через тональности тональности)» (Геркенс, 1914). см. Диатоника и хроматика § Диатоника включает гармонические и мелодические минорные гаммы , см. также цитату Прута в том же месте); Это не соответствует ни одному общепринятому греческому значению, и в греческой теории это не позволяет исключить другие тетрахорды.
Тот факт, что само τόνος имеет по крайней мере четыре различных значения в греческой теории музыки, способствует неопределенности точного значения и происхождения διατονικός даже среди древних писателей: τόνος может относиться к высоте звука, интервалу, «тональности» или регистру. голоса или режима. [ 12 ]
Оттенки или настройки
[ редактировать ]Диатонический тетрахорд можно «настроить», используя несколько оттенков или строев. Аристоксен (и Клеонид, следуя его примеру; см. также настройки Птолемея) описывает два оттенка диатоники, которые он называет συντονόν ( синтонон , от συντονός) и μαλακόν ( малакон , от μαλακός ). [ 13 ] Синтонон и малакон можно перевести как «напряженный» («натянутый») и «расслабленный» («слабый, свободный»), что соответствует натяжению струн. Их часто переводят как «интенсивные» и «мягкие», как во произведении Гарри Партча влиятельном «Происхождение музыки» , или, альтернативно, как «острый» (выше по высоте) и «мягкий» («плоский», более низкий по высоте). Структуры некоторых наиболее распространенных строев следующие:
Традиционная пифагорейская настройка диатоники, также известная как дитоническая диатоника Птолемея , имеет два одинаковых тона 9:8 (см. мажорный тон ) подряд, что делает другой интервал пифагорейской лиммой (256:243):
hypate parhypate lichanos mese 4:3 81:64 9:8 1:1 | 256:243 | 9:8 | 9:8 | -498 -408 -204 0 cents
Однако наиболее распространенной на практике примерно с 4-го века до нашей эры до 2-го века нашей эры, по-видимому, была диатоника Архита или «тоническая диатоника» Птолемея, которая имеет тон 8:7 (см. Септимальный целый тон ) и сверхчастное 28:27 вместо комплексного 256:243 для нижнего интервала:
hypate parhypate lichanos mese 4:3 9:7 9:8 1:1 | 28:27 | 8:7 | 9:8 | -498 -435 -204 0 cents
Дидим описал следующую настройку, похожую на более позднюю напряженную диатонику Птолемея, но меняющую порядок 10:9 и 9:8, а именно:
hypate parhypate lichanos mese 4:3 5:4 9:8 1:1 | 16:15 | 10:9 | 9:8 | -498 -386 -204 0 cents
Птолемей, вслед за Аристоксеном, также описал «напряженные» и «расслабленные» («интенсивные» и «мягкие») настройки. Его «напряженная диатоника», используемая в интенсивной диатонической гамме Птолемея , такова:
hypate parhypate lichanos mese 4:3 5:4 10:9 1:1 | 16:15 | 9:8 | 10:9 | -498 -386 -182 0 cents
«Расслабленная диатоника» Птолемея («мягкая диатоника») была:
hypate parhypate lichanos mese 4:3 80:63 8:7 1:1 | 21:20 | 10:9 | 8:7 | -498 -413 -231 0 cents
Птолемей описал его «ровный» или «даже диатонический» звук как иностранный или простоватый, а его нейтральные секунды напоминают гаммы, используемые в арабской музыке . [ нужна ссылка ] Он основан на равном разделении длин струн (поэтому предположительно простой в построении и «простой»), что подразумевает гармонический ряд тональных частот:
hypate parhypate lichanos mese 4:3 11:9 10:9 1:1 | 12:11 | 11:10 | 10:9 | -498 -347 -182 0 cents
Византийская музыка
[ редактировать ]В византийской музыке большинство ладов октоэха основано на диатоническом роде, за исключением второго лада (как аутентичного, так и плагального) , основанного на хроматическом роде . Византийская теория музыки различает два строя диатонического рода: так называемую «жесткую диатонику», на которой третий лад и два глубоких лада основаны , и «мягкую диатонику», на которой основан первый лад (как аутентичный, так и плагальный). ) и четвёртый режим (как аутентичный, так и плагиальный) . Жесткую настройку диатонического рода в византийской музыке можно также назвать энгармоническим родом ; неудачное название, которое сохранилось, поскольку его можно спутать с древним энгармоническим родом .
Хроматический
[ редактировать ]Аристоксен описывает хроматический род ( греч . χρομάτικὸν γενος или χρομάτικη ) как более позднее развитие, чем диатонический. [ 6 ] Для него характерен верхний интервал малой терции . Пикнон (πυκνόν), состоящий из двух подвижных членов тетрахорда, делится на два соседних полутона.
Гамма, порождаемая хроматическим родом, не похожа на современную двенадцатитоновую хроматическую гамму . Современная (XVIII век) хорошо темперированная хроматическая гамма имеет двенадцать тонов в октаве и состоит из полутонов разной величины; С другой стороны, распространенный сегодня равномерный темперамент также имеет двенадцать тонов в октаве, но все полутона имеют один и тот же размер. Напротив, древнегреческая хроматическая гамма имела семь тонов (т.е. гептатонику) в октаве (при условии чередования соединенных и дизъюнктных тетрахордов) и имела несоставные малые трети, а также полутона и целые тона.
(Дорианская) гамма, образующаяся из хроматического рода, состоит из двух хроматических тетрахордов:

- Е - Ж - Г ♭ - А || Б - С - Д ♭ - Е
тогда как в современной теории музыки « хроматическая гамма » — это:
- E - F - G ♭ - G-A ♭ - A - B ♭ - B - C - D ♭ - D-E ♭ - E
Оттенки
[ редактировать ]Число и характер оттенков хроматического рода различаются у греческих теоретиков. Основное разделение происходит между аристоксенианцами и пифагорейцами. Аристоксен и Клеонид сходятся во мнении, что их три: мягкий, гемиолический и тонизирующий. Птолемей , представитель пифагорейской точки зрения, считал, что их пять. [ 13 ]
Настройки
[ редактировать ]Теон Смирнский дает неполный отчет о формулировке Трасиллом Мендесом более совершенной системы, из которой можно вывести диатонические и энгармонические роды.
Однако для хроматического рода все, что дано, — это соотношение мезы и лиханоса 32:27 . остается 9:8 Для пикнона , но нет никакой информации о положении хроматической паргипаты и, следовательно, о разделении пикнона на два полутона, хотя это могла быть лимма 256 :243, как это Боэций. делает позже. [ 14 ] Кто-то назвал эту умозрительную реконструкцию традиционной пифагорейской настройкой хроматического рода. [ нужна ссылка ] :
hypate parhypate lichanos mese 4:3 81:64 32:27 1:1 | 256:243 | 2187:2048 | 32:27 | -498 -408 -294 0 cents
Архит использовал более простое и согласное 9:7, которое он использовал во всех трех своих родах. Его хроматическое деление: [ 15 ]
hypate parhypate lichanos mese 4:3 9:7 32:27 1:1 | 28:27 | 243:224 | 32:27 | -498 -435 -294 0 cents
По расчетам Птолемея , предельные хроматика Дидима имеет всего 5- интервалы с минимально возможными числителями и знаменателями. [ 16 ] Все последовательные интервалы представляют собой суперчастные отношения :
hypate parhypate lichanos mese 4:3 5:4 6:5 1:1 | 16:15 | 25:24 | 6:5 | -498 -386 -316 0 cents
Византийская музыка
[ редактировать ]В византийской музыке хроматический род — это род, на котором второй лад и второй плагальный лад основаны . «Дополнительный» вид ненано также основан на этом роде. [ нужна ссылка ]
Энгармонический
[ редактировать ]Аристоксен описывает энгармонический род ( др.-греч .: [γένος] ἐναρμόνιον ; лат .: enarmonium, [genus] enarmonicum,harmonia ) как «высший и труднейший для чувств». [ 6 ] Исторически это был самый загадочный и противоречивый из трех родов. Его характерный интервал - дитон (или большая терция в современной терминологии), в результате чего пикнон делится на два интервала меньших полутона, называемых диезами (приблизительно четверти тона , хотя их можно рассчитать разными способами). Поскольку его нелегко представить с помощью пифагорейской настройки или среднего темперамента он вызывал большое восхищение , в эпоху Возрождения .
В современной системе настройки двенадцати тонов равной темперации энгармоничными называют тоны, которые идентичны , но пишутся по-разному. В других системах настройки энгармонические ноты, такие как C ♯ и D ♭ , могут быть близки, но не идентичны, отличаясь запятой ( интервалом меньше полутона, как диезис).
Обозначения
[ редактировать ]Современное обозначение энгармонических нот требует двух специальных символов для повышенных и пониженных четвертей тона, полутонов или четвертей тона. Некоторые символы, используемые для четвертьтона-бемоля, представляют собой стрелку, направленную вниз ↓, или бемоль в сочетании со стрелкой, направленной вверх ↑. Аналогичным образом, для четвертьтона-диеза можно использовать стрелку, направленную вверх, или же диез со стрелкой, направленной вниз. Аналогично формируются трехчетвертные плоские и острые символы. [ 17 ] Дальнейшие современные обозначения включают перевернутые бемольные знаки для четверти-бемоли, так что можно представить энгармонический тетрахорд:
или
Двойной плоский символ ( ) используется для современного обозначения третьего тона в тетрахорде, чтобы следовать современному соглашению о сохранении нот гаммы в виде последовательности букв и напомнить читателю, что третий тон в энгармоническом тетрахорде (скажем, F
, показанный выше) не был настроен так же, как вторая нота в диатонической или хроматической гамме (ожидаемая E ♭ вместо F
).
Шкала
[ редактировать ]Как и диатоническая гамма, древнегреческая энгармоническая гамма также имела семь нот на октаву (при условии чередования конъюнктивных и дизъюнктивных тетрахордов), а не 24, как можно было бы представить по аналогии с современной хроматической гаммой. [ 18 ] [ нужна страница ] Гамма, созданная из двух дизъюнктивных энгармонических тетрахордов, имеет вид:
или в нотной записи, начинающейся с E: ,
с соответствующими соединенными тетрахордами, образующими
или, транспонировав его в E, как в предыдущем примере: .
Настройки
[ редактировать ]Точная древняя пифагорейская настройка энгармонического рода неизвестна. [ 19 ] Аристоксен считал, что пикнон произошел от изначально пентатонического трихорда, в котором чистая кварта была разделена одним «инфиксом» — дополнительной нотой, разделяющей кварту на полутон плюс мажорную треть (например, E, F, A, где F — это инфикс, разделяющий четвертую Е–А). Такое деление кварты обязательно дает гамму типа пентатоники, поскольку объединение двух таких сегментов в октаву дает гамму всего с пятью ступенями. Это стало энгармоническим тетрахордом за счет разделения полутона на два четверти тона (E, E↑, F, A). [ 20 ]
Архит [ 21 ] [ 22 ] использовал 9:7 во всех трех своих родах; [ 19 ] здесь это медиана 4:3 и 5:4, так как (4+5):(3+4) = 9:7:
hypate parhypate lichanos mese 4:3 9:7 5:4 1:1 | 28:27 |36:35| 5:4 | -498 -435 -386 0 cents
Дидим использует ту же самую большую терцию (5:4), но делит пикнон на среднее арифметическое длин строк. [ 21 ] (если кто-то хочет мыслить в терминах частот, а не длины струны или интервального расстояния вниз от тоники, как это происходит в примере ниже, разделение интервала между частотами 4:3 и 5:4 по их среднему гармоническому значению 31:24 будет результат будет такой же последовательности интервалов, как показано ниже): [ 19 ] [ не удалось пройти проверку ]
hypate parhypate lichanos mese 4:3 31:24 5:4 1:1 |32:31 |31:30 | 5:4 | -498 -443 -386 0 cents
Этот метод разбивает полушаговый пикнон 16:15 на два почти равных интервала, при этом разница в размере между 31:30 и 32:31 составляет менее 2 центов.
Ритмичные роды
[ редактировать ]Главным теоретиком ритмических родов был Аристид Квинтилиан, который считал, что их три: равные ( дактилические или анапестические ), полуторные ( пэонические ) и двойные ( ямбические и хореические ), хотя он также признавал, что некоторые авторитеты добавляли четвертый род, сесквитертный. . [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Соломон 1980 , vi.
- ^ Матисен 1999 , 311–312, 326.
- ^ Перейти обратно: а б Матисен 2001а .
- ^ Матисен 2001b .
- ^ Матисен 1999 , 310–311.
- ^ Перейти обратно: а б с Матисен 1999 , 310.
- ^ Барский, Владимир, Хроматика , Routledge, 1996, с. 2
- ^ См. также « диатонический » в Merriam-Webster Online .
- ^ Филлипс, Стивен, «Пифагорейские аспекты музыки», в «Музыке и психике» , Vol. 3, доступно также онлайн
- ^ Бабиниотис 2012 .
- ^ Пахимеры и.д.
- ^ Солон Михаэлидис, Музыка Древней Греции: Энциклопедия (Лондон; Фабер и Фабер, 1978), стр. 335–40: «Тонос».
- ^ Перейти обратно: а б Соломон 1980 , 259.
- ^ Барбера 1977 , 306, 309.
- ^ Барбера 2001 .
- ^ Рихтер 2001 .
- ^ Рид (1964) , с. 143.
- ^ Вест (1992) , стр. 254–273.
- ^ Перейти обратно: а б с Чалмерс (1990) , с. 9.
- ^ Вест (1992) , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б Птолемей . Гармоники . ii.14. цитирует Архита - оригинальных сочинений Архита не сохранилось
- ^ Матисен (2001b) , (i) Пифагорейцы.
Источники
[ редактировать ]- Барбера, К. Андре. 1977. «Арифметическое и геометрическое деление тетрахорды». Журнал теории музыки 21, вып. 2 (осень): 294–323.
- Барбера, Андре. 2001. «Архит Тарентский». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
- Бабиниотис, Георгиос (2012). Словарь новогреческого языка [ Словарь новогреческого языка ] (на греческом языке) (4-е изд.). ISBN 978-960-89751-5-6 .
- Чалмерс, Джон. 1990. Разделения Тетрахорды . Ливан, Нью-Гэмпшир: Музыка Фрог Пик. ISBN 0-945996-04-7 .
- Матисен, Томас Дж. 1999 Лира Аполлона: греческая музыка и теория музыки в древности и средневековье . Публикации Центра истории теории музыки и литературы 2. Линкольн и Лондон: University of Nebraska Press. ISBN 9780803230798 .
- Матисен, Томас Дж. 2001a. "Род". Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
- Матисен, Томас Дж. 2001b. «Греция, §I: Древняя, 6: Теория музыки (iii): Аристоксенианская традиция, (c) Роды». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Макмиллан.
- Пахимерес, Джордж (nd). «Глава Е» (PDF) . Четыре книги [ Квадривиум ] (на древнегреческом языке).
Но он растянул его на тоны, то есть на мажорные интервалы, они оказались лишними, потому что голос соответственно растягивается сильнее.
- Читай, Гарднер . 1964. Нотная грамота: Руководство по современной практике . Бостон: Аллин и Бэкон.
- Рихтер, Лукас. 2001. «Дидим [Didymos ho mousikos]». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Макмиллан.
- Соломон, Джон. 1980. «Клеониды: Εἰσαγωγὴ ἁρμονική [Eisagogē Harmonikē]; Критическое издание, перевод и комментарии». Кандидатская дисс. Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины, Чапел-Хилл.
- Уэст, Мартин Личфилд. 1992. Древнегреческая музыка . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0-19-814975-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Драбкин, Уильям (1980). «Диатоника». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (первое изд.). Лондон, Великобритания: Макмиллан.
- Дансби, Джонатан (2002). «Диатоника». В Лэтэме, Элисон (ред.). Оксфордский спутник музыки . Оксфорд, Великобритания / Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.