Jump to content

Род (музыка)

(Перенаправлено из рода Diatonic )

В музыкальной системе Древней Греции род ( греч. γένος [ генос ], мн. γένη [ гене ], лат. genus , мн. род «тип, род») — термин, используемый для описания определенных классов интонаций двух подвижные ноты в тетрахорде . Тетрахордальная система была унаследована латинской средневековой теорией гамм и ладовой теорией византийской музыки ; возможно, это был один из источников более поздней теории джиннов арабской музыки . Кроме того, Аристоксен (в своем отрывочном трактате о ритме) называет некоторые образцы ритма «родами».

Тетрахорды

[ редактировать ]

По системе Аристоксена и его последователей — Клеонида , Вакхия, Гауденция , Алипия , Вриенния и Аристида Квинтилиана. [ 1 ] — парадигматический тетрахорд был ограничен фиксированными тонами hypate и mese , которые отстоят друг от друга на чистую кварту и не меняются от одного рода к другому. Между ними находятся две подвижные ноты, называемые пархипат и лиханос . Верхний тон, лиханос, может варьироваться в диапазоне целого тона, тогда как нижняя нота, паргипат, ограничивается диапазоном четверти тона. Однако их изменение положения всегда должно быть пропорциональным. Этот интервал между неподвижным гипатом и подвижным паргипатом никогда не может быть больше интервала между двумя подвижными тонами. [ 2 ] Когда композиция двух меньших интервалов меньше оставшегося ( несложного ) интервала, группа из трех нот называется пикнон (что означает «сжатый»).

Расположение этих двух нот определило три рода: диатонические, хроматические (также называемые цветностью , «цветом») и энгармонические (также называемые ἁρμονία [ гармония ]). Первые два из них подвергались дальнейшим вариациям, называвшимся оттенками — χρόαι ( хроай ) — или видами — εἶδη ( эйдэ ). Для самого Аристоксена эти оттенки были динамичными: то есть они не были зафиксированы в упорядоченной шкале, а оттенки были гибкими по континууму в определенных пределах. Вместо этого они описали характерные функциональные последовательности интервалов, которые он назвал «дорогами» (ὁδοί), имеющие разные восходящие и нисходящие модели, но, тем не менее, оставаясь узнаваемыми. Однако для его преемников роды стали фиксированными интервальными последовательностями, а их оттенки — четко определенными подкатегориями. [ 3 ] [ 4 ] Более того, в отличие от пифагорейцев, Аристоксен сознательно избегает числовых соотношений. Вместо этого он определяет целый тон как разницу между идеальной квинтой и идеальной четвертью, а затем делит этот тон на полутона , терции и четверти тона , чтобы соответствовать диатоническому, хроматическому и энгармоническому роду соответственно. [ 5 ]

Диатонический

[ редактировать ]

Аристоксен описывает диатонический род ( древнегреческий : διατονικόν γενος ) как старейший и наиболее естественный из родов. [ 6 ] Это деление тетрахорда, из которого возникла современная диатоническая гамма . Отличительной характеристикой диатонического рода является то, что его самый большой интервал составляет примерно большую секунду . Два других интервала варьируются в зависимости от настройки различных оттенков.

Этимология

[ редактировать ]

Английское слово «диатоника» в конечном итоге происходит от древнегреческого : διατονικός , латинизированного : diatonicós , само по себе от διάτονος , diátonos , спорной этимологии.

Наиболее вероятно, что это относится к «растянутым» интервалам в этой настройке, в отличие от двух других настроек, два нижних интервала которых назывались πυκνόν , pyknón , от πυκνός , pyknós , «плотный, сжатый». Это означает, что τόνος , tónos , означает «интервал тона»; Лидделла и Скотта, см. Греческий лексикон заархивированный 5 марта 2011 г. в Wayback Machine и Barsky (вторая интерпретация), ниже.

В качестве альтернативы это могло означать (как утверждает OED ) «сквозь тона», интерпретируя διά , diá как «сквозь». См. также Барский: «Есть два возможных способа перевода греческого термина «диатоника»: (1) «проходящий по тонам», т. е. через целые тона; или (2) «напряженный» тетрахорд, заполненный широчайшими интервалами» . [ 7 ] Вторая интерпретация была бы оправдана рассмотрением звуков в диатоническом тетрахорде, которые более равномерно распределены («растянуты»), чем в хроматических и энгармонических тетрахордах, а также являются результатом более сильного растяжения двух переменных струн. Возможно, это также более разумно с лингвистической морфологической точки зрения. [ 8 ] Сравните диаметр как «расстояние поперек/ширине».

Совершенно отдельное объяснение происхождения термина «диатоника» апеллирует к образованию диатонической гаммы из «двух тонов»: «Поскольку музыкальная гамма полностью основана на октавах и квинтах, то есть двух нотах, она называется «диатонической». шкала' ". [ 9 ] Но при этом игнорируется тот факт, что именно элемент di- означает «два», а не элемент di- , среди значений которого есть «сквозь» (см. Лидделл и Скотт). Есть греческий термин δίτονος , ditonos , который применяется к интервалу, соответствующему двум тонам. От него образуются английские слова ditone и ditonic (см. запятую Пифагора ), но он совершенно отличается от διάτονος.

Византийский теоретик Георгий Пахимерес считает термин производным от diateíno , diateíno , означающего «растягиваться до конца», потому что «...голос наиболее растягивается им» ( средневековый греческий : расширяется ). [ 10 ] [ 11 ]

Еще один вывод предполагает смысл «через тона» для διάτονος, но интерпретирует тон как означающую отдельную ноту гаммы: «Слово диатоника означает «сквозь тона» (т. е. через тональности тональности)» (Геркенс, 1914). см. Диатоника и хроматика § Диатоника включает гармонические и мелодические минорные гаммы , см. также цитату Прута в том же месте); Это не соответствует ни одному общепринятому греческому значению, и в греческой теории это не позволяет исключить другие тетрахорды.

Тот факт, что само τόνος имеет по крайней мере четыре различных значения в греческой теории музыки, способствует неопределенности точного значения и происхождения διατονικός даже среди древних писателей: τόνος может относиться к высоте звука, интервалу, «тональности» или регистру. голоса или режима. [ 12 ]

Оттенки или настройки

[ редактировать ]

Диатонический тетрахорд можно «настроить», используя несколько оттенков или строев. Аристоксен (и Клеонид, следуя его примеру; см. также настройки Птолемея) описывает два оттенка диатоники, которые он называет συντονόν ( синтонон , от συντονός) и μαλακόν ( малакон , от μαλακός ). [ 13 ] Синтонон и малакон можно перевести как «напряженный» («натянутый») и «расслабленный» («слабый, свободный»), что соответствует натяжению струн. Их часто переводят как «интенсивные» и «мягкие», как во произведении Гарри Партча влиятельном «Происхождение музыки» , или, альтернативно, как «острый» (выше по высоте) и «мягкий» («плоский», более низкий по высоте). Структуры некоторых наиболее распространенных строев следующие:

Продолжительность: 4 секунды.

Традиционная пифагорейская настройка диатоники, также известная как дитоническая диатоника Птолемея , имеет два одинаковых тона 9:8 (см. мажорный тон ) подряд, что делает другой интервал пифагорейской лиммой (256:243):

hypate  parhypate                 lichanos                   mese
 4:3       81:64                    9:8                      1:1
  | 256:243  |          9:8          |          9:8           |
-498       -408                    -204                       0 cents

Однако наиболее распространенной на практике примерно с 4-го века до нашей эры до 2-го века нашей эры, по-видимому, была диатоника Архита или «тоническая диатоника» Птолемея, которая имеет тон 8:7 (см. Септимальный целый тон ) и сверхчастное 28:27 вместо комплексного 256:243 для нижнего интервала:

hypate parhypate                  lichanos                   mese
 4:3     9:7                        9:8                      1:1
  | 28:27 |           8:7            |          9:8           |
-498    -435                       -204                       0 cents

Дидим описал следующую настройку, похожую на более позднюю напряженную диатонику Птолемея, но меняющую порядок 10:9 и 9:8, а именно:

hypate      parhypate             lichanos                   mese
 4:3          5:4                   9:8                      1:1
  |   16:15    |         10:9        |          9:8           |
-498         -386                  -204                       0 cents

Птолемей, вслед за Аристоксеном, также описал «напряженные» и «расслабленные» («интенсивные» и «мягкие») настройки. Его «напряженная диатоника», используемая в интенсивной диатонической гамме Птолемея , такова:

hypate      parhypate                lichanos                mese
 4:3          5:4                     10:9                   1:1
  |   16:15    |          9:8           |        10:9         |
-498         -386                     -182                    0 cents

«Расслабленная диатоника» Птолемея («мягкая диатоника») была:

hypate    parhypate            lichanos                      mese
 4:3       80:63                 8:7                         1:1
  |  21:20   |         10:9       |           8:7             |
-498       -413                 -231                          0 cents

Птолемей описал его «ровный» или «даже диатонический» звук как иностранный или простоватый, а его нейтральные секунды напоминают гаммы, используемые в арабской музыке . [ нужна ссылка ] Он основан на равном разделении длин струн (поэтому предположительно простой в построении и «простой»), что подразумевает гармонический ряд тональных частот:

hypate          parhypate            lichanos                mese
 4:3              11:9                10:9                   1:1
  |      12:11      |       11:10       |        10:9         |
-498              -347                -182                    0 cents

Византийская музыка

[ редактировать ]

В византийской музыке большинство ладов октоэха основано на диатоническом роде, за исключением второго лада (как аутентичного, так и плагального) , основанного на хроматическом роде . Византийская теория музыки различает два строя диатонического рода: так называемую «жесткую диатонику», на которой третий лад и два глубоких лада основаны , и «мягкую диатонику», на которой основан первый лад (как аутентичный, так и плагальный). ) и четвёртый режим (как аутентичный, так и плагиальный) . Жесткую настройку диатонического рода в византийской музыке можно также назвать энгармоническим родом ; неудачное название, которое сохранилось, поскольку его можно спутать с древним энгармоническим родом .

Хроматический

[ редактировать ]

Аристоксен описывает хроматический род ( греч . χρομάτικὸν γενος или χρομάτικη ) как более позднее развитие, чем диатонический. [ 6 ] Для него характерен верхний интервал малой терции . Пикнон (πυκνόν), состоящий из двух подвижных членов тетрахорда, делится на два соседних полутона.

Гамма, порождаемая хроматическим родом, не похожа на современную двенадцатитоновую хроматическую гамму . Современная (XVIII век) хорошо темперированная хроматическая гамма имеет двенадцать тонов в октаве и состоит из полутонов разной величины; С другой стороны, распространенный сегодня равномерный темперамент также имеет двенадцать тонов в октаве, но все полутона имеют один и тот же размер. Напротив, древнегреческая хроматическая гамма имела семь тонов (т.е. гептатонику) в октаве (при условии чередования соединенных и дизъюнктных тетрахордов) и имела несоставные малые трети, а также полутона и целые тона.

(Дорианская) гамма, образующаяся из хроматического рода, состоит из двух хроматических тетрахордов:

Хроматический род дорийских октавных видов. Продолжительность: 0 секунд.
Е - Ж - Г - А || Б - С - Д - Е

тогда как в современной теории музыки « хроматическая гамма » — это:

E - F - G - G-A - A - B - B - C - D - D-E - E

Число и характер оттенков хроматического рода различаются у греческих теоретиков. Основное разделение происходит между аристоксенианцами и пифагорейцами. Аристоксен и Клеонид сходятся во мнении, что их три: мягкий, гемиолический и тонизирующий. Птолемей , представитель пифагорейской точки зрения, считал, что их пять. [ 13 ]

Настройки

[ редактировать ]

Теон Смирнский дает неполный отчет о формулировке Трасиллом Мендесом более совершенной системы, из которой можно вывести диатонические и энгармонические роды.

Продолжительность: 0 секунд.

Однако для хроматического рода все, что дано, — это соотношение мезы и лиханоса 32:27 . остается 9:8 Для пикнона , но нет никакой информации о положении хроматической паргипаты и, следовательно, о разделении пикнона на два полутона, хотя это могла быть лимма 256 :243, как это Боэций. делает позже. [ 14 ] Кто-то назвал эту умозрительную реконструкцию традиционной пифагорейской настройкой хроматического рода. [ нужна ссылка ] :

hypate   parhypate      lichanos                             mese
 4:3       81:64         32:27                               1:1
  | 256:243  |  2187:2048  |              32:27               |
-498       -408          -294                                 0 cents

Архит использовал более простое и согласное 9:7, которое он использовал во всех трех своих родах. Его хроматическое деление: [ 15 ]

hypate parhypate        lichanos                             mese
 4:3     9:7             32:27                               1:1
  | 28:27 |    243:224     |              32:27               |
-498    -435             -294                                 0 cents

По расчетам Птолемея , предельные хроматика Дидима имеет всего 5- интервалы с минимально возможными числителями и знаменателями. [ 16 ] Все последовательные интервалы представляют собой суперчастные отношения :

hypate     parhypate lichanos                                mese
 4:3          5:4      6:5                                   1:1
  |   16:15    | 25:24  |                 6:5                 |
-498         -386     -316                                    0 cents

Византийская музыка

[ редактировать ]

В византийской музыке хроматический род — это род, на котором второй лад и второй плагальный лад основаны . «Дополнительный» вид ненано также основан на этом роде. [ нужна ссылка ]

Энгармонический

[ редактировать ]

Аристоксен описывает энгармонический род ( др.-греч .: [γένος] ἐναρμόνιον ; лат .: enarmonium, [genus] enarmonicum,harmonia ) как «высший и труднейший для чувств». [ 6 ] Исторически это был самый загадочный и противоречивый из трех родов. Его характерный интервал - дитон (или большая терция в современной терминологии), в результате чего пикнон делится на два интервала меньших полутона, называемых диезами (приблизительно четверти тона , хотя их можно рассчитать разными способами). Поскольку его нелегко представить с помощью пифагорейской настройки или среднего темперамента он вызывал большое восхищение , в эпоху Возрождения .

В современной системе настройки двенадцати тонов равной темперации энгармоничными называют тоны, которые идентичны , но пишутся по-разному. В других системах настройки энгармонические ноты, такие как C и D , могут быть близки, но не идентичны, отличаясь запятой ( интервалом меньше полутона, как диезис).

Обозначения

[ редактировать ]

Современное обозначение энгармонических нот требует двух специальных символов для повышенных и пониженных четвертей тона, полутонов или четвертей тона. Некоторые символы, используемые для четвертьтона-бемоля, представляют собой стрелку, направленную вниз ↓, или бемоль в сочетании со стрелкой, направленной вверх ↑. Аналогичным образом, для четвертьтона-диеза можно использовать стрелку, направленную вверх, или же диез со стрелкой, направленной вниз. Аналогично формируются трехчетвертные плоские и острые символы. [ 17 ] Дальнейшие современные обозначения включают перевернутые бемольные знаки для четверти-бемоли, так что можно представить энгармонический тетрахорд:

Д Э полуплоский Ф двойная квартира Г,

или

А Б полуплоский С двойная квартира Д.

Двойной плоский символ ( двойная квартира) используется для современного обозначения третьего тона в тетрахорде, чтобы следовать современному соглашению о сохранении нот гаммы в виде последовательности букв и напомнить читателю, что третий тон в энгармоническом тетрахорде (скажем, F двойная квартира, показанный выше) не был настроен так же, как вторая нота в диатонической или хроматической гамме (ожидаемая E вместо F двойная квартира).

Как и диатоническая гамма, древнегреческая энгармоническая гамма также имела семь нот на октаву (при условии чередования конъюнктивных и дизъюнктивных тетрахордов), а не 24, как можно было бы представить по аналогии с современной хроматической гаммой. [ 18 ] [ нужна страница ] Гамма, созданная из двух дизъюнктивных энгармонических тетрахордов, имеет вид:

Продолжительность: 0 секунд.
Д Э полуплоский Ф двойная квартира Г ‖ А Б полуплоский С двойная квартира   Д  

или в нотной записи, начинающейся с E: , с соответствующими соединенными тетрахордами, образующими

Продолжительность: 0 секунд.
А Б полуплоский С двойная квартира | Д | Э полуплоский Ф двойная квартира Г

или, транспонировав его в E, как в предыдущем примере: .

Настройки

[ редактировать ]

Точная древняя пифагорейская настройка энгармонического рода неизвестна. [ 19 ] Аристоксен считал, что пикнон произошел от изначально пентатонического трихорда, в котором чистая кварта была разделена одним «инфиксом» — дополнительной нотой, разделяющей кварту на полутон плюс мажорную треть (например, E, F, A, где F — это инфикс, разделяющий четвертую Е–А). Такое деление кварты обязательно дает гамму типа пентатоники, поскольку объединение двух таких сегментов в октаву дает гамму всего с пятью ступенями. Это стало энгармоническим тетрахордом за счет разделения полутона на два четверти тона (E, E↑, F, A). [ 20 ]

Продолжительность: 0 секунд.

Архит [ 21 ] [ 22 ] использовал 9:7 во всех трех своих родах; [ 19 ] здесь это медиана 4:3 и 5:4, так как (4+5):(3+4) = 9:7:

hypate parhypate lichanos                                    mese
 4:3     9:7   5:4                                           1:1
  | 28:27 |36:35|                     5:4                     |
-498    -435  -386                                            0 cents

Дидим использует ту же самую большую терцию (5:4), но делит пикнон на среднее арифметическое длин строк. [ 21 ] (если кто-то хочет мыслить в терминах частот, а не длины струны или интервального расстояния вниз от тоники, как это происходит в примере ниже, разделение интервала между частотами 4:3 и 5:4 по их среднему гармоническому значению 31:24 будет результат будет такой же последовательности интервалов, как показано ниже): [ 19 ] [ не удалось пройти проверку ]

hypate parhypate lichanos                                    mese
 4:3   31:24   5:4                                           1:1
  |32:31 |31:30 |                     5:4                     |
-498   -443   -386                                            0 cents

Этот метод разбивает полушаговый пикнон 16:15 на два почти равных интервала, при этом разница в размере между 31:30 и 32:31 составляет менее 2 центов.

Ритмичные роды

[ редактировать ]

Главным теоретиком ритмических родов был Аристид Квинтилиан, который считал, что их три: равные ( дактилические или анапестические ), полуторные ( пэонические ) и двойные ( ямбические и хореические ), хотя он также признавал, что некоторые авторитеты добавляли четвертый род, сесквитертный. . [ 3 ]

  1. ^ Соломон 1980 , vi.
  2. ^ Матисен 1999 , 311–312, 326.
  3. ^ Перейти обратно: а б Матисен 2001а .
  4. ^ Матисен 2001b .
  5. ^ Матисен 1999 , 310–311.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Матисен 1999 , 310.
  7. ^ Барский, Владимир, Хроматика , Routledge, 1996, с. 2
  8. ^ См. также « диатонический » в Merriam-Webster Online .
  9. ^ Филлипс, Стивен, «Пифагорейские аспекты музыки», в «Музыке и психике» , Vol. 3, доступно также онлайн
  10. ^ Бабиниотис 2012 .
  11. ^ Пахимеры и.д.
  12. ^ Солон Михаэлидис, Музыка Древней Греции: Энциклопедия (Лондон; Фабер и Фабер, 1978), стр. 335–40: «Тонос».
  13. ^ Перейти обратно: а б Соломон 1980 , 259.
  14. ^ Барбера 1977 , 306, 309.
  15. ^ Барбера 2001 .
  16. ^ Рихтер 2001 .
  17. ^ Рид (1964) , с. 143.
  18. ^ Вест (1992) , стр. 254–273.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Чалмерс (1990) , с. 9.
  20. ^ Вест (1992) , с. 163.
  21. ^ Перейти обратно: а б Птолемей . Гармоники . ii.14. цитирует Архита - оригинальных сочинений Архита не сохранилось
  22. ^ Матисен (2001b) , (i) Пифагорейцы.

Источники

[ редактировать ]
  • Барбера, К. Андре. 1977. «Арифметическое и геометрическое деление тетрахорды». Журнал теории музыки 21, вып. 2 (осень): 294–323.
  • Барбера, Андре. 2001. «Архит Тарентский». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
  • Бабиниотис, Георгиос (2012). Словарь новогреческого языка [ Словарь новогреческого языка ] (на греческом языке) (4-е изд.). ISBN  978-960-89751-5-6 .
  • Чалмерс, Джон. 1990. Разделения Тетрахорды . Ливан, Нью-Гэмпшир: Музыка Фрог Пик. ISBN   0-945996-04-7 .
  • Матисен, Томас Дж. 1999 Лира Аполлона: греческая музыка и теория музыки в древности и средневековье . Публикации Центра истории теории музыки и литературы 2. Линкольн и Лондон: University of Nebraska Press. ISBN   9780803230798 .
  • Матисен, Томас Дж. 2001a. "Род". Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
  • Матисен, Томас Дж. 2001b. «Греция, §I: Древняя, 6: Теория музыки (iii): Аристоксенианская традиция, (c) Роды». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Макмиллан.
  • Пахимерес, Джордж (nd). «Глава Е» (PDF) . Четыре книги [ Квадривиум ] (на древнегреческом языке). Но он растянул его на тоны, то есть на мажорные интервалы, они оказались лишними, потому что голос соответственно растягивается сильнее.
  • Читай, Гарднер . 1964. Нотная грамота: Руководство по современной практике . Бостон: Аллин и Бэкон.
  • Рихтер, Лукас. 2001. «Дидим [Didymos ho mousikos]». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Макмиллан.
  • Соломон, Джон. 1980. «Клеониды: Εἰσαγωγὴ ἁρμονική [Eisagogē Harmonikē]; Критическое издание, перевод и комментарии». Кандидатская дисс. Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины, Чапел-Хилл.
  • Уэст, Мартин Личфилд. 1992. Древнегреческая музыка . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN   0-19-814975-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дансби, Джонатан (2002). «Диатоника». В Лэтэме, Элисон (ред.). Оксфордский спутник музыки . Оксфорд, Великобритания / Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cca6199b4297f915a6a94ad8ebcf22be__1716662820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/be/cca6199b4297f915a6a94ad8ebcf22be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Genus (music) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)