Октавные виды
Эта статья может быть слишком технической для понимания большинства читателей . ( Май 2021 г. ) |
В музыкальной системе Древней Греции вид октавы — определенная последовательность интервалов внутри октавы . [1] В Elementaharmonica Аристоксен целый относит виды к трем различным родам , отличающимся друг от друга наибольшими интервалами в каждой последовательности: диатонический, хроматический и энгармонический роды, наибольшие интервалы которых составляют соответственно тон , малую терцию и дитон ; Четверти тона и полутона завершают тетрахорды .
Концепция видов октав очень близка к тоною и родственна музыкальной гамме и ладу и использовалась в средневековой и ренессансной теории григорианского лада и византийского октоиха .
Древнегреческая теория
[ редактировать ]Греческие теоретики взаимозаменяемо использовали два термина для описания того, что мы называем видами: эйдос (εἶδος) и схема (σχῆμα), определяемые как «изменение в расположении несоставных [интервалов], составляющих сложную величину, в то время как количество и размер интервалов остаются неизменными». одинаковый". [2] Клеонид , работающий в аристоксенианской традиции, описывает три вида диатессарона , четыре диапенте и семь диапасонов в роде диатонических. Птолемей в своих «Гармониках» называет их всех вообще «видами первичных созвучий» (εἴδη τῶν πρώτων συμφωνιῶν). На Западе Латинском Боэций в своих «Основах музыки » называет их «видами primarum consonantiarum». [3] Боэций и Марсиан в своей работе «De Nuptiis Philologiae et Mercurii » еще больше расширили греческие источники и представили свои собственные модификации греческих теорий. [4]
Октавные виды
[ редактировать ]Важнейшим из всех видов согласных был октавный вид, потому что «из видов созвучия диапазона возникают так называемые лады ». [5] Основой октавных видов была меньшая категория видов совершенной кварты , или диатессарон ; при заполнении двумя промежуточными нотами полученные четыре ноты и три последовательных интервала составляют « тетрахорд ». [6] Виды, определяемые различным расположением интервалов внутри тетрахорды, в свою очередь, зависят от того, какой род был впервые установлен. [7] Некомпозитный в этом контексте относится к интервалам, не состоящим из меньших интервалов.
Большинство греческих теоретиков выделяют три рода тетрахорда: энгармонический , хроматический и диатонический . Энгармонические и хроматические роды определяются размером их наибольшего несоставного интервала (большая треть и малая треть соответственно), который оставляет составной интервал из двух меньших частей, вместе называемых пикноном ; в диатоническом роде ни один интервал не превышает два других вместе взятых. [7] Самые ранние теоретики, предпринявшие попытку систематического рассмотрения октавных видов, гармонисты (или школа Эратокла) конца пятого века до нашей эры, сосредоточили свое внимание на энгармоническом роде, при этом интервалы в полученных семи октавных видах были следующими: [8]
миксолидийский ¼ ¼ 2 ¼ ¼ 2 1 лидийский ¼ 2 ¼ ¼ 2 1 ¼ фригийский 2 ¼ ¼ 2 1 ¼ ¼ Дориан ¼ ¼ 2 1 ¼ ¼ 2 Гиполидийный ¼ 2 1 ¼ ¼ 2 ¼ гипофригийский 2 1 ¼ ¼ 2 ¼ ¼ гиподорийский 1 ¼ ¼ 2 ¼ ¼ 2
Виды совершенной квинты ( диапенте ) создаются тогда добавлением целого тона к интервалам тетрахорда. Первый, или исходный вид, в обоих случаях имеет пикнон или, в диатоническом роде, полутон внизу. [9] и точно так же нижний интервал пикнона должен быть меньше или равен верхнему. [10] Весь тон, добавленный для создания пятого вида («тон дизъюнкции»), у первого вида находится наверху; оставшиеся два вида четвертого и три вида пятого представляют собой регулярные вращения составляющих интервалов, при которых самый низкий интервал каждого вида становится самым высоким из следующих.( [9] [11] Из-за этих ограничений тетрахорды, содержащие три разных несоставных интервала (по сравнению с теми, в которых два интервала имеют одинаковый размер, например, два целых тона), по-прежнему имеют только три вида, а не шесть возможных перестановок трех элементов. [12] Аналогичные соображения применимы и к виду пятого.
Виды четвертого и пятого затем объединяются в более крупные конструкции, называемые «системами». Старшая, центральная «характеристическая октава» состоит из двух тетрахордов первого вида, разделенных тоном дизъюнкции, и называется Малой совершенной системой. [13] Таким образом, он включает в себя низшую пятую часть первого вида и верхнюю пятую часть четвертого вида. К этой центральной октаве добавляются два фланкирующих соединенных тетрахорда (то есть они разделяют нижний и верхний тоны центральной октавы). Это составляет Великую Совершенную Систему с шестью фиксированными ограничивающими тонами четырех тетрахордов, внутри каждого из которых есть две подвижные высоты. Птолемей [14] [15] помечает полученные четырнадцать звуков (греческими) буквами от Α ( Альфа α ) до 0 ( Омега Ω ). (Схема показана на сайте systema ametabolon )
Малая и Большая Совершенные Системы налагают ограничения на возможные виды октав. Некоторые ранние теоретики, такие как Гауденций в его «Гармоническом введении» , признавали, что, если бы различные доступные интервалы можно было объединить в любом порядке, даже ограничение видов только диатоническим родом привело бы к двенадцати способам деления октавы (и его работа 17-го века). редактор Маркус Мейбом отметил, что на самом деле их 21), но «только семь видов или форм мелодичны и симфоничны». [16] Поэтому те октавные виды, которые не могут быть отображены в системе, отвергаются. [17]
Средневековая теория
[ редактировать ]В теории пения, начиная с 9-го века, Новое изложение составного трактата под названием Alia musica разработало восьмичастную ладовую систему из семи видов диатонических октав древнегреческой теории, переданную на Запад через латинские сочинения Марсиана Капеллы , Кассиодора , Исидора. Севильи , и, главное, Боэция. Вместе с видами четвертого и пятого октавные виды оставались в употреблении в качестве основы теории ладов в сочетании с другими элементами, в частности с системой октоиха , заимствованной у Восточной Православной Церкви . [18]
Теория видов в целом (а не только октавных видов) оставалась важной теоретической концепцией на протяжении всего Средневековья. следующее понимание видов как структурной основы модуса, обнаруженное в Люцидарии (XI, 3) Маркетто Типичным можно считать (ок. 1317 г.):
Мы заявляем, что тех, кто судит о ладе мелодии исключительно по восхождению и нисхождению, нельзя называть музыкантами, а скорее слепцами, певцами ошибок... ибо, как сказал Бернар , «виды — это блюда на музыкальном банкете; они создавать режимы». [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Барбера 1984 , 231–232.
- ^ Аристоксен 1954 , 92.7–8 и 92.9–11, переведено в Barbera 1984 , 230.
- ^ Боэций 1989 , 148.
- ^ Аткинсон 2009 , 10, 25.
- ^ Боэций 1989 , 153.
- ^ Гомбоси 1951 , 22.
- ^ Jump up to: а б Барбера 1984 , 229.
- ^ Баркер 1984–89 , 2:15.
- ^ Jump up to: а б Клеонид 1965 , 41.
- ^ Барбера 1984 , 229–230.
- ^ Барбера 1984 , 233.
- ^ Барбера 1984 , 232.
- ^ Гомбоси 1951 , стр. 23–24.
- ^ Птолемей 1930 , Д. 49–53.
- ^ Барбера 1984 , 235.
- ^ Барбера 1984 , 237–239.
- ^ Барбера 1984 , 240.
- ^ Пауэрс 2001 .
- ^ Херлингер 1985 , 393-395.
Источники
- Аристоксен . 1954. 1954. Гармонические элементы Аристоксена под редакцией Розетты да Риос. Рим: Typis Publica Officina Polygraphicae.
- Аткинсон, Чарльз М. 2009. Критическая связь: система тонов, режимы и обозначения в музыке раннего средневековья . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-514888-6
- Баркер, Эндрю (редактор) (1984–89). Греческие музыкальные произведения . 2 тома. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-23593-6 (v. 1) ISBN 0-521-30220-X (v. 2).
- Барбера, Андре. 1984. "Октавные виды". Журнал музыковедения 3, вып. 3 (лето): 229–241.
- Боэций . 1989. «Основы музыки» , перевод, с введением и примечаниями Кэлвина М. Бауэра; под редакцией Клода В. Палиски . Серия переводов теории музыки. Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-03943-6 .
- Клеониды . 1965. «Гармоническое введение» в переводе Оливера Странка . В «Источниках по истории музыки» , том. 1 (Античность и средневековье), под редакцией Оливера Странка, 34–46. Нью-Йорк: WW Нортон.
- Гомбози, Отто (весна 1951 г.). «Режим, Вид». Журнал Американского музыковедческого общества . 4 (1): 20–26. дои : 10.2307/830117 . JSTOR 830117 .
- Херлингер, Ян (редактор) (1985). Люцидарий Маркетто Падуанского . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-32762-0 .
- Пауэрс, Гарольд С. 2001. «Мод §II: средневековая модальная теория». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
- Птолемей . 1930. Die Harmonielehre des Klaudios Ptolemaios под редакцией Ингемара Дюринга. Ежегодник Гетеборгского университета 36, 1930:1. Гетеборг: Эландерс боктр. компания с ограниченной ответственностью. Перепечатка, Нью-Йорк: Garland Publishing, 1980.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анон. и « Октавные виды ». Британская энциклопедия (интернет-издание, по состоянию на 5 сентября 2014 г.)
- Чалмерс, Джон Х. младший 1993. Деления тетрахорды . Ганновер, Нью-Гэмпшир: Музыка Фрог Пик. ISBN 0-945996-04-7
- Птолемей . 2000. Гармоники , перевод и комментарии Джона Соломона. Мнемозина , Bibliotheca Classica Batava, Supplementum, 0169-8958, 203. Лейден и Бостон: Brill. ISBN 90-04-11591-9 .
- Соломон, Джон. 1984. «К истории Тоноя». Журнал музыковедения 3, вып. 3 (лето): 242–251.
- Уорбертон, Джейн. 2000. «Вопросы атрибуции и хронологии в трех средневековых текстах по теории видов». Теория музыки Спектр 22, вып. 2:225–235.