Марсианская часовня

Мартиан Миннеус Феликс Капелла ( ок . 410–420 ) — юрист , эрудит и латинский прозаик поздней античности , один из первых разработчиков системы семи свободных искусств, структурировавших раннесредневековое образование. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Он был уроженцем Мадауры .
Его единственная энциклопедическая работа De nuptiis Philologiae et Mercurii («О браке филологии и Меркурия»), также называемая De septem disciplinis («О семи дисциплинах»), представляет собой тщательно продуманную дидактическую аллегорию , написанную в смеси прозы и тщательно продуманных намеков. стих.
Марсиан часто представляет философские взгляды, основанные на неоплатонизме , платонической школе философии, основанной Плотином и его последователями. [ 5 ]
Как и его почти современник Макробий , который также написал крупный труд по классической римской религии , Марсиан никогда прямо не называет свою религиозную принадлежность. Большая часть его творчества происходит в форме диалога , и взгляды собеседников могут не совпадать с собственными. [ 6 ]
Жизнь
[ редактировать ]Согласно Кассиодору , Марсиан был уроженцем Мадауры — которая была родным городом Апулея — в римской провинции Африки (ныне Сук-Ахрас , Алжир ). Судя по всему, он занимался юридической практикой в римском Карфагене .
Марсиан действовал в V веке и писал после разграбления Рима Аларихом I в 410 году, о котором он упоминает, но, очевидно, до завоевания Северной Африки вандалами в 429 году. [ 7 ]
Еще в середине VI века Секурус Мемор Феликс , профессор риторики, получил текст в Риме, по личной подписке в конце Книги I (или Книги II во многих рукописях) делается запись о том, что он работал «от самые коррумпированные образцы». Герард Воссиус ошибочно решил, что это означает, что Марсиан сам действовал в VI веке, что породило давнее неправильное представление о датировке Марсиана. [ 8 ]
лунный кратер Капелла Его именем назван .
О свадьбе
[ редактировать ]
Этот единственный энциклопедический труд De nuptiis Philologiae et Mercurii («О браке филологии и Меркурия»), иногда называемый De septem disciplinis («О семи дисциплинах») или « Сатириконом» , [ 9 ] представляет собой тщательно продуманную дидактическую аллегорию, смесью прозы и искусно намекающих стихов, прозиметр в манере менипповых сатир Варрона написанную . Стиль многословен и запутан, наполнен метафорами и причудливыми выражениями. Книга имела большое значение для определения стандартной формулы академического обучения от христианизированной Римской империи пятого века до эпохи Возрождения XII века . Эта формула включала в себя средневековую любовь к аллегориям (в частности, персонификациям) как средству представления знаний и структурирование этого обучения вокруг семи свободных искусств.
Книга, вкратце охватывающая суженную классическую культуру того времени, была посвящена его сыну. Его основная история в первых двух книгах повествует об ухаживании и свадьбе Меркурия (разумного или прибыльного занятия), которому отказали Мудрость, Прорицание и Душа, с девушкой Филологией (обучение или, точнее, любовь к литературе и учебе). ), который стал бессмертным под защитой богов, Муз , Кардинальных Добродетелей и Милостей . Название отсылает к аллегорическому союзу интеллектуально полезного занятия (Меркурий) обучения посредством искусства письма (Филология).
Среди свадебных подарков — семь служанок, которые будут служанками Филологии. Это семь свободных искусств: Грамматика (старуха с ножом для вырезания детских грамматических ошибок), Диалектика , Риторика (высокая женщина в платье, украшенном фигурами речи и вооруженная таким образом, чтобы причинять вред противникам), Геометрия , Арифметика. , Астрономия и (музыкальная) гармония . По мере представления каждого искусства она излагает принципы науки, которую представляет, тем самым предоставляя краткое изложение семи гуманитарных наук. Два других искусства, Зодчество и Медицина , присутствовали на пиру, но, поскольку они заботятся о земных вещах, им надлежало молчать в обществе небесных божеств.
Каждая книга представляет собой реферат или сборник работ более ранних авторов. Обращение с предметами принадлежит традиции, восходящей к «Дисциплинам» Варрона , даже к мимолетным намекам Варрона на архитектуру и медицину, которые во времена Марсиана Капеллы были механическими искусствами, материалом для умных рабов, но не для сенаторов . Классическая римская учебная программа, которая должна была пройти – в основном через книгу Марсиана Капеллы – в период раннего средневековья, была изменена, но почти не революционна христианством . Стихотворения, в целом правильные и построенные в классическом стиле, подражают Варрону.

Восьмая книга описывает модифицированную геоцентрическую астрономическую модель, в которой Земля покоится в центре Вселенной и вращается вокруг Луны, Солнца, трех планет и звезд, а Меркурий и Венера вращаются вокруг Солнца. [ 10 ] Мнение о том, что Меркурий и Венера вращаются вокруг Солнца, было выделено Коперником как мнение, которое нельзя «игнорировать» в книге I его De Revolutionibus orbium coelestium .
Влияние
[ редактировать ]Марсиана Капеллу лучше всего можно понять с точки зрения репутации его книги. [ 11 ] Эту работу читали, преподавали и комментировали на протяжении всего раннего средневековья, она сформировала европейское образование в период раннего средневековья и Каролингского Возрождения .
Еще в конце пятого века другой африканец, Фульгенций , составил по его образцу произведение. Заметка, найденная в многочисленных рукописях и написанная неким Securus Memor Felix, который намеревался выпустить издание, указывает на то, что примерно к 534 году плотный и запутанный текст De nuptiis уже стал безнадежно испорчен ошибками переписчика. [ 12 ] (Майкл Уинтерботтом предполагает, что работа Securus Memor может быть основой текста, найденного в «впечатляющем количестве дошедших до нас книг», написанных в девятом веке). [ 13 ] Другой писатель шестого века, Григорий Турский , свидетельствует, что оно стало практически школьным пособием. [ 14 ] В своем исследовании 1959 года К. Леонарди каталогизировал 241 существующую рукопись De nuptiis , что свидетельствует о ее популярности в средние века. [ 13 ] Это было обильно прокомментировано: Иоанном Скотом Эригеной , Адоаром , Александром Некхэмом и Ремигием Осерским . [ 15 ] [ 16 ] В одиннадцатом веке немецкий монах Ноткер Лабео перевел первые две книги на древневерхненемецкий язык . Марсиан продолжал играть важную роль в качестве передатчика древних знаний до появления новой системы обучения, основанной на схоластическом аристотелизме . Даже в тринадцатом веке Марсиан все еще считался эффективным источником изучения астрономии. [ 17 ]
Современные интерпретаторы меньше интересуются идеями Марсиана, «за исключением света, который его работы проливают на то, что люди в другие времена и в других местах знали или считали важным знать об artes liberales ». [ 18 ] К.С. Льюис в «Аллегории любви » утверждает, что «Вселенная, породившая орхидею и жирафа , не создала ничего более странного, чем Марсианус Капелла».
Editio Princeps De nuptiis под редакцией Франциска Виталиса Бодиана было напечатано в Виченце в 1499 году. Сравнительно поздняя дата выхода произведения в печать, а также скромное количество более поздних изданий, [ 19 ] является показателем падения его популярности, за исключением элементарного учебного пособия по гуманитарным наукам. [ 20 ] В течение многих лет стандартным изданием работы было издание А. Дика (Тойбнер, 1925), но Дж. Уиллис выпустил новое издание для Тойбнера в 1983 году. [ 13 ]
Современное введение, посвященное математическим искусствам, — «Марсиан Капелла и семь свободных искусств» , том. 1: Квадривиум Марсиана Капеллы: латинские традиции в математических науках, 50 г. до н.э. – 1250 г. н.э. [ 21 ] Второй том этой работы представляет собой английский перевод De nuptiis .
См. также
[ редактировать ]- Аллегория в средние века
- Макробий , современный языческий составитель справочников, который предлагает множество параллелей с Марсианом.
- Кассиодор
Примечания
[ редактировать ]- ^ Маргарет Динсли , История раннесредневековой Европы: с 476 по 911 год (Нью-Йорк: Routledge, 2020).
- ^ Джек Линдси, « Введение: Апулей и его работа », в «Золотом осле» , пер. Джек Линдси (Блумингтон: Издательство Индианского университета, 1960), стр. 25.
- ^ Энди Меррилс и Ричард Майлз, Вандалы (Чичестер: John Wiley & Sons, 2010), стр. 213.
- ^ Ян Вуд, « Латинский », в «Спутнике позднеантичной литературы» , изд. Скотт МакГилл и Эдвард Дж. Уоттс (Хобокен: John Wiley & Sons, 2018), с. 27
- ^ Данута Шанзер, Марсиана Капеллы De Nuptiis Philologiae et Mercurii Философский и литературный комментарий к первой книге (University of California Press, 1986), стр. 14, 136 и др .; Шталь и др., том. 1, с. 10.
- ^ Шталь и Джонсон с Берджем, Квадривиум Марсианской Капеллы , с. 5ст.; Алан Кэмерон , Последние язычники Рима (Oxford University Press, 2011), стр. 265 и след. Кэмерон считает маловероятным, чтобы нехристианин мог принимать заметное участие в общественной жизни в столь поздний период.
- ^ Уильям Х. Шталь, «К лучшему пониманию Martianus Capella», Speculum 40.1 (январь 1965 г.), стр. 102-115.
- ^ Паркер, Х. - «Семь свободных искусств» (The English Historical Review, том 5, № 19, стр. 417-461).
- ^ О названии см. Уильям Шталь, Марсианус Капелла и семь свободных искусств , том. 1, стр. 21-22.
- ^ Брюс С. Иствуд, Упорядочение небес: римская астрономия и космология в эпоху Каролингского Возрождения (Лейден: Брилл, 2007), стр. 238-9.
- ^ «Наиболее проясняющий подход к Марсиану - через его удачу (Stahl 1965, стр. 105).
- ^ Сталь 1965, с. 104.
- ^ Jump up to: а б с Уинтерботтом, «Марсианская капелла» в книге «Тексты и передача: обзор латинской классики » под редакцией Л.Д. Рейнольдса (Оксфорд: Clarendon Press, 1983), стр. 245.
- ^ «Наш Марсианус обучил нас семи дисциплинам» ( История франков X, 449, 14.)
- ↑ Цифровое издание глосс в каролингских рукописях Марсиана Капеллы см. в Teeuwen ( 2008 ) и Isépy & Posselt ( 2010 ).
- ^ «Викторий Аквитанский. Марсиан Капелла. Ремигий Осерский. Григорий Великий» . Всемирная цифровая библиотека . Проверено 3 июня 2014 г.
- ^ Стивен К. Маккласки, Астрономия и культуры в Европе раннего средневековья (Кембридж: Cambridge Univ. Press, 1999), стр. 159.
- ^ Член парламента Каннингем, обзор Сталя, Джонсона и Берджа, Марсиануса Капеллы и семи свободных искусств , том. 1: Квадривиум Марсиана Капеллы: латинские традиции в математических науках, 50 г. до н.э. - 1250 г. н.э. , в: Классическая филология, том. 72 нет. 1 (январь 1977 г., стр. 79-80) с. 80.
- ↑ Один из них, отредактированный и исправленный шестнадцатилетним Хьюго Гроцием , представляет собой проявление силы , «один из наиболее выдающихся достижений латинской науки», как отметил Шталь 1965, с. 104.
- ^ Сталь 1965, с. 102.
- ^ Шталь, Уильям Харрис; Джонсон, Ричард; Бердж, Эл. (1971). Марсиан Капелла и семь свободных искусств, Том. 1: Квадривиум Марсиануса Капеллы: латинские традиции в математических науках, 50 г. до н.э. – 1250 г. н.э. (Записи цивилизации: источники и исследования, 84) . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. OCLC 888835999 .
Ссылки
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. На его основе была основана ранняя версия этой статьи.
- «Марсианская часовня» в Британской энциклопедии Online .
- П. Весснер в Паули-Виссова, Real-Encyclopädie der classicische Altertumswissenschaften , 1930.
- М. Каппуйнс, в Словаре церковной истории и географии , Париж, 1949.
- Марсиан Капелла и семь свободных искусств . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1971.
- Том. 1: Квадривиум Марсиана Капеллы. Латинские традиции в математических науках, 50 г. до н. э. – 1250 г. н. э ., Уильям Харрис Стал , 1971.
- Том. 2: Брак филологии и Меркьюри , перевод Уильяма Харриса Сталя и Р. Джонсона с Э. Л. Берджем, 1977.
- М. Ферре, Марсианская Капелла. Свадьба Филолога и Меркьюри. Книга IV: Диалектика , Париж, Les Belles Lettres, 2007.
- Б. Ферре, Марсианская капелла. Свадьба Филолога и Меркьюри. Книга VI: геометрия , Париж: Les Belles Lettres, 2007.
- Ж.-Ю. Гийомен, Марсиан Капелла. Свадьба Филолога и Меркьюри. Книга VII: арифметика , Париж, Les Belles Lettres, 2003.
- О браке Филолога и Меркурия (только 9-я книга).
- Конрад Фёссинг, «Августин и Марсиан Капелла - дискурс в позднеантичном Карфагене?», в Терезе Фюрер (редактор), Христианско-философские дискурсы поздней античности: тексты, люди, институты: файлы конференции от 22-25. Февраль 2006 г. в Центре античности и современности Фрайбургского университета Альберта Людвига (Штутгарт, Franz Steiner Verlag, 2008) (Философия античности, 28),
- О'Салливан, Шинеад, «Марсиан Капелла и Каролинги: некоторые наблюдения, основанные на глоссах к книгам I–II из древнейшей традиции толкования De nuptiis», в Элизабет Маллинз и Диармуид Скалли (ред.), Слушайте, о острова, я: Исследования средневекового слова и изображения в честь Дженнифер О'Рейли (Корк, 2011), 28–38.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
.- Марсианус Капелла (2008). Томас Брауэр; Марикен Теувен (ред.). Каролингская стипендия и Марсианская капелла: древнейшая комментаторская традиция . Лейден: Институт Гюйгенса . Проверено 22 ноября 2013 г.
- Марсиан Капелла; Ремигий Осерский; Джон Скот Эриугена (2010). Моника Исепи; Бернд Поссельт (ред.). Глоссы на Марциана Капеллу в Кодексе 193 библиотеки Кёльнского собора . Кёльн: Мюнхенский центр редакционных исследований . Проверено 22 ноября 2013 г.
- Интернет-галереи, коллекции истории науки, библиотеки Университета Оклахомы. Архивировано 13 ноября 2020 г. в Wayback Machine. Изображения работ Марсиана Капеллы в высоком разрешении в форматах .jpg и .tiff.
- Свадьба Филологии и Меркурия в PDF и других форматах
- Rhetores latini majores , Карл Хальм (редактор), Lipsiae in aedibus BG Teubneri, 1863, стр. 449-492 .