Ну темперамент
Ну темперамент (также хороший темперамент , круговой или циркулирующий темперамент) — это тип темперированного строя, 20-го века описанный в теории музыки . Термин создан по образцу немецкого слова wohltemperiert . Это слово встречается и в названии знаменитого сочинения И.С. Баха «Das wohltemperierte Klavier», « Хорошо темперированный клавир » .
Происхождение
[ редактировать ]Термин «хорошо темперированный», использовавшийся в 17 веке, означал, что двенадцать нот на октаву стандартной клавиатуры были настроены таким образом, что можно было воспроизводить музыку во всех основных и минорных тональностях , которые обычно использовались, без звучит заметно фальшиво. [1]
Одно из первых подтверждений понятия «хороший темперамент» можно найти в трактате на немецком языке теоретика музыки Андреаса Веркмайстера . [2] : 37 В подзаголовке своего «Оргельпробе» 1681 года он пишет: [3]
фортепиано с помощью и под руководством монохорда , чтобы все modos fictos можно было услышать в сносной и приятной гармонии, соответствующей сегодняшнему стилю. Урок: Как можно темперировать и настроить
Слова wohl и temperieren впоследствии были объединены в Wohltemperiert . Современное определение «хорошего темперамента», данное Гербертом Келлетатом , приведено ниже: [4]
Хорошо темперированный означает математико-акустическое и практическо-музыкальное расположение звукового материала в пределах двенадцатиступенчатой октавной гаммы для идеального использования во всех тональностях на основе естественно-гармонической системы с целью сохранения как можно более чистых диатонических интервалов. . Он выступает как связанное пропорциями, скупо темперированное разрыхление и растяжение среднего тона, как неравнотемперированная полутоника и как равнотемперированная температура. Под темпераментом понимается математико-акустическая и музыкально-практическая организация тоновой системы в пределах двенадцати ступеней октавы с целью безупречного исполнения во всех тональностях, основанная на естественно-гармонической тоновой системе [ т. е . расширенной именно интонации], стараясь при этом сохранить диатонические интервалы как можно более чистыми. Эта темперация, хотя и привязана к заданным соотношениям высоты звука, действует как экономно темперированное сглаживание и расширение среднего тона, как неравномерно бьющиеся полутона и как равнобьющая [ т. е . равная] темперация.
В большинстве систем настройки, использовавшихся до 1700 года, один или несколько интервалов на двенадцатинотной клавиатуре были настолько далеки от чистого интервала , что были непригодны для гармонии и назывались « волчьим интервалом ». Примерно до 1650 года наиболее распространенным темпераментом клавиатуры была четверть запятой , в которой квинты были сужены, чтобы максимально увеличить количество чистых мажорных третей . Синтоническая запятая была распределена между четырьмя интервалами, обычно большая часть запятой располагалась в уменьшенной шестой части от G ♯ до E ♭ , [5] который расширяется до почти справедливо настроенной минорной шестой части . Именно этот интервал обычно называют « волчьим », потому что он так далек от созвучия . [6] : 65
Волк не представлял проблемы, если музыка воспроизводилась на небольшом количестве тональностей (или, точнее, в транспонированных режимах ) с небольшим количеством случайностей , но он мешал игрокам свободно транспонировать и модулировать . Некоторые производители инструментов пытались решить проблему, вводя более двенадцати нот на октаву, создавая энгармонические клавиатуры , которые могли давать, например, D ♯ и E ♭ с разной высотой звука, так что трети B – D ♯ и E ♭ – G мог бы быть благозвучным. Эти решения могут включать в себя разделенные ключи и несколько руководств ; одно из таких решений, архичембало , было упомянуто Николой Вичентино в 1555 году. [7]
Однако Веркмейстер понял, что разделенные тональности, или «субсемитония», как он их называл, ненужны и даже контрпродуктивны в музыке с хроматическими прогрессиями и обширными модуляциями . Он описал серию настроек, в которых энгармонические ноты имели одинаковую высоту: другими словами, одна и та же нота использовалась как (скажем) E ♭ и D ♯ , тем самым «придавая клавиатуре форму круга». Это относится к тому факту, что ноты или тональности могут быть расположены по квинтовому кругу , и можно без ограничений модулировать от одной тональности к другой. [2] : 37 Это также источник терминов «круговой темперамент» или «циркулирующий темперамент». [8] [9]
Хотя равный темперамент обсуждается Веркмейстером в его трактатах, [10] его отличают от неравномерных темпераментов. [6] : 66
Формы
[ редактировать ]Термин «хороший темперамент» или «хороший темперамент». [11] [12] обычно означает некую неправильную темперацию, при которой темперированные квинты разного размера, но ни в одной тональности нет очень нечистых интервалов. Исторически нерегулярные темпераменты обычно имеют самые узкие квинты между диатоническими нотами («натуральные»), дающие более чистые трети, и более широкие квинты среди хроматических нот («диез и бемоль»). Таким образом, каждая клавиша имеет немного разную структуру соотношений интервалов , и, следовательно, разные клавиши имеют разные символы. Такой « ключевой цвет » был неотъемлемой частью большей части музыки XVIII и XIX веков и описывался в трактатах того периода. [9] [6] : 66
Один из самых ранних зарегистрированных круговых темпераментов был описан органистом Арнольтом Шликом в начале 16 века. [13] Однако «хороший темперамент» не получил широкого распространения до периода барокко . Они сохранялись на протяжении всего классического периода и даже дожили до второй половины 19 века в некоторых регионах, например, в Италии. [14] : 393–394
Существует много хороших схем темперамента: некоторые ближе к однотонному темпераменту , другие ближе к 12-тоновому равному темпераменту . Хотя в таких строях нет волчьей пятой части, клавиши с большим количеством диезов или бемолей все равно звучат не очень чисто из-за их терций. Это может создать контраст между аккордами, вибрации которых согласуются с другими аккордами, вибрации которых не связаны гармонически и, таким образом, бьются .
Некоторые современные теоретики, такие как Оуэн Йоргенсен, пытались определить «хороший темперамент» более узко, чтобы исключить квинты шире, чем чистый, что исключает многие такие схемы. [15]
Некоторые известные темпераменты носят следующие имена:
- Веркмайстер (изобретён Андреасом Веркмайстером )
- Обыкновенный французский темперамент
- Нейдхардт
- Кирнбергер
- Келлнер
- Валлотти (изобретен Франческо Антонио Валлотти )
- Молодой
В некоторых схемах темперамента используется количество идеальных, чистых квинт, что придает усиленный гармонический резонанс инструментам и музыке, на которой они исполняются, так что музыка перемещается в фокус между клавишами и из него, в зависимости от того, соединяются ли вибрации или нет. У Веркмайстера 8 идеальных квинтов, у Келлнера 7 и у Валлотти 6. В качестве альтернативы, «Обратный Леман-Бах 14», система Кеса Ван Ден Доэля, содержит только 3 чистые идеальные квинты в обмен на оптимальные мажорные терции, причем не шире пифагорейской терции. . [16]
Современный композитор Дуглас Лиди написал несколько произведений для клавесина или органа, в которых требуется использование хорошей темперации. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Даффин 2007 , с. 37.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ледбеттер, Дэвид (2002). Хорошо темперированный клавир Баха: 48 прелюдий и фуг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-12898-7 .
- ^ Норрбак, Йохан (27 сентября 2002 г.). «Сносный и хороший темперамент. Новая методика изучения строя и темперамента в органной музыке» . Исследования кафедры музыковедения . 70 . hdl : 2077/15641 . Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ Келлетат и 1981–82/94 , с. 9.
- ^ Линдли 1990 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сир, Мэри (1992). Исполнение музыки барокко . Олдершот, Англия: Scolar Press. ISBN 978-0-85967-960-2 .
- ^ Кауфманн, Генри В. (1 апреля 1970 г.). «Подробнее о настройке Арчичембало». Журнал Американского музыковедческого общества . 23 (1): 84–94. дои : 10.2307/830349 . JSTOR 830349 .
- ^ Клавесин и клавикорд: энциклопедия . Нью-Йорк: Рутледж. 2007. с. 68. ИСБН 978-1-135-94978-5 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл, Мюррей (2004). Музыкальные инструменты: история, технология и исполнение инструментов западной музыки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 341. ИСБН 978-0-19-816504-0 .
- ^ Бартель, Дитрих (25 июня 2015 г.). «Окончательная настройка Андреаса Веркмайстера: путь к равному темпераменту: 1» . Ранняя музыка . 43 (3): 503–512. дои : 10.1093/em/cav047 . Проверено 22 декабря 2020 г.
- ^ Барбур 1951 , х, 221.
- ^ Линдли 2001 .
- ^ Барбур 1951 , с. 114.
- ^ Палмьери, Роберт (2014). Фортепиано: энциклопедия (второе изд.). Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-135-94964-8 .
- ^ Старинная музыка, инструменты и воображение: материалы Международного конгресса гармоник, Лозанна, 2004 г. = Музыка прошлого, инструменты и воображение: материалы Международного конгресса гармоник, Лозанна, 2004 г. Берн: Питер Лэнг. 2006. с. 116. ИСБН 978-3-03910-993-7 .
- ^ ван ден Доэль, Кес. «Темпераменты барокко» (PDF) . Проверено 4 ноября 2023 г.
Источники
- Барбур, Дж. Мюррей. 1951. Настройка и темперамент: исторический обзор . Ист-Лансинг: Издательство Колледжа штата Мичиган. Перепечатано, серия переизданий музыки Da Capo, Нью-Йорк: Da Capo Press, 1972. ISBN 0-306-70422-6 . Перепечатано, Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications, 2004. ISBN 0-486-43406-0 (пбк).
- Даффин, Росс В. 2007. Как равный темперамент разрушил гармонию . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 978-0-393-06227-4 .
- Келлетат, Герберт. 1981-82/94. О музыкальной температуре , второе исправленное и дополненное издание, в 3 тт. Издание Merseburger 1190, 1196, 1538. Кассель: Мерзебургер. Том I: Иоганн Себастьян Бах и его время ( ISBN 3-87537-156-9 ); Том 2: Венская классика ( ISBN 3-87537-187-9 ); Том 3: Франц Шуберт ( ISBN 3-87537-239-5 ).
- Линдли, Марк (1990). «Исторический обзор средних темпераментов до 1620 года» . Ранний журнал клавиатуры . Проверено 22 декабря 2020 г.
- Линдли, Марк. 2001. "Хорошо темперированный клавир". Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Каттнер, Фриц А. 1975. «Жизнь и работа принца Чу Цай-Юя: переоценка его вклада в теорию равного темперамента». Этномузыкология 19, вып. 2 (май): 163–206.
- Пэдэм, Чарльз А. 1986. «Хорошо темперированный орган». Оксфорд: Позитив Пресс. ISBN 0-906894-13-1 (пбк).
- Свич, Луиджи. 2011. «Дальнейшие мысли о темпераменте Баха 1722 года». Старинная музыка 39, вып. 3 (август): 401–407.
- Темпл, Роберт К.Г., 1986. 2007. Гений Китая: 3000 лет науки, открытий и изобретений . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 0-671-62028-2 . Перепечатка Лондон: Прион. 1991, ISBN 1-85375-078-6 и мягкая обложка, 1998 г. ISBN 1-85375-292-4 . Третье издание, введение Джозефа Нидэма. Лондон: Андре Дойч; Рочестер, Вермонт: Внутренние традиции 2007. ISBN 978-0-233-00202-6 (ткань); ISBN 978-1-59477-217-7 (пбк).
- Робинсон, Кеннет Г. и Джозеф Нидэм. 1962. «Физика и физическая технология». В книге «Наука и цивилизация в Китае» , вып. 4: «Физика и физические технологии», Часть 1: «Физика», под редакцией Джозефа Нидхэма, стр. 212–228. Кембридж: Университетское издательство.
- Робинсон, Кеннет. 1980. Критическое исследование вклада Чу Цай-юя в теорию равного темперамента в китайской музыке . Sinologica Coloniensia 9. Висбаден: Franz Steiner Verlag.
- Стевин, Саймон. 1884. Ванде Шпигелинг дер Сингконст и Ванде Моленс. Deux traits inédits под редакцией Д. Биренса де Хаана . Амстердам: Д. Биренс де Хаан.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Темперамент Баха Ну, автор Джон Чарльз Фрэнсис. Архивировано 7 ноября 2006 года в Wayback Machine.
- Темперамент Баха по мнению Герберта Антона Келлнера
- Влияние неравного темперамента на мазурки Шопена. Доктор Уиллис Дж. Миллер, III, докторская диссертация, Хьюстонский университет, октябрь 2001 г.
- Ну темпераменты на основе определения Веркмайстера
- Настройка Иоганна Себастьяна Баха по мнению Брэдли Лемана
- Настройка Иоганна Себастьяна Баха по мнению Даниэля Йенки.
- «Волк за нами по пятам: многовековая борьба за то, чтобы играть в гармонии» , Ян Сваффорд, 20 апреля 2010 г.
- Виллем Крусберген, Эндрю Круикшанк: « Цитаты XVIII века о темпераменте И.С. Баха »
- Доминик Экерсли: « Возвращение к Розетте: очень обычный темперамент Баха ».
- Бах Леман Темперамент