Jump to content

Ну темперамент

Ну темперамент (также хороший темперамент , круговой или циркулирующий темперамент) — это тип темперированного строя, 20-го века описанный в теории музыки . Термин создан по образцу немецкого слова wohltemperiert . Это слово встречается и в названии знаменитого сочинения И.С. Баха «Das wohltemperierte Klavier», « Хорошо темперированный клавир » .

Происхождение

[ редактировать ]
Обложка "Оргельпробе" 1681 г.
Обложка Оргельпробе (1681 г.)

Термин «хорошо темперированный», использовавшийся в 17 веке, означал, что двенадцать нот на октаву стандартной клавиатуры были настроены таким образом, что можно было воспроизводить музыку во всех основных и минорных тональностях , которые обычно использовались, без звучит заметно фальшиво. [1]

Одно из первых подтверждений понятия «хороший темперамент» можно найти в трактате на немецком языке теоретика музыки Андреаса Веркмайстера . [2] : 37  В подзаголовке своего «Оргельпробе» 1681 года он пишет: [3]

фортепиано с помощью и под руководством монохорда , чтобы все modos fictos можно было услышать в сносной и приятной гармонии, соответствующей сегодняшнему стилю. Урок: Как можно темперировать и настроить

Слова wohl и temperieren впоследствии были объединены в Wohltemperiert . Современное определение «хорошего темперамента», данное Гербертом Келлетатом , приведено ниже: [4]

Хорошо темперированный означает математико-акустическое и практическо-музыкальное расположение звукового материала в пределах двенадцатиступенчатой ​​октавной гаммы для идеального использования во всех тональностях на основе естественно-гармонической системы с целью сохранения как можно более чистых диатонических интервалов. . Он выступает как связанное пропорциями, скупо темперированное разрыхление и растяжение среднего тона, как неравнотемперированная полутоника и как равнотемперированная температура. Под темпераментом понимается математико-акустическая и музыкально-практическая организация тоновой системы в пределах двенадцати ступеней октавы с целью безупречного исполнения во всех тональностях, основанная на естественно-гармонической тоновой системе [ т. е . расширенной именно интонации], стараясь при этом сохранить диатонические интервалы как можно более чистыми. Эта темперация, хотя и привязана к заданным соотношениям высоты звука, действует как экономно темперированное сглаживание и расширение среднего тона, как неравномерно бьющиеся полутона и как равнобьющая [ т. е . равная] темперация.

В большинстве систем настройки, использовавшихся до 1700 года, один или несколько интервалов на двенадцатинотной клавиатуре были настолько далеки от чистого интервала , что были непригодны для гармонии и назывались « волчьим интервалом ». Примерно до 1650 года наиболее распространенным темпераментом клавиатуры была четверть запятой , в которой квинты были сужены, чтобы максимально увеличить количество чистых мажорных третей . Синтоническая запятая была распределена между четырьмя интервалами, обычно большая часть запятой располагалась в уменьшенной шестой части от G до E , [5] который расширяется до почти справедливо настроенной минорной шестой части . Именно этот интервал обычно называют « волчьим », потому что он так далек от созвучия . [6] : 65 

Волк не представлял проблемы, если музыка воспроизводилась на небольшом количестве тональностей (или, точнее, в транспонированных режимах ) с небольшим количеством случайностей , но он мешал игрокам свободно транспонировать и модулировать . Некоторые производители инструментов пытались решить проблему, вводя более двенадцати нот на октаву, создавая энгармонические клавиатуры , которые могли давать, например, D и E с разной высотой звука, так что трети B – D и E – G мог бы быть благозвучным. Эти решения могут включать в себя разделенные ключи и несколько руководств ; одно из таких решений, архичембало , было упомянуто Николой Вичентино в 1555 году. [7]

Однако Веркмейстер понял, что разделенные тональности, или «субсемитония», как он их называл, ненужны и даже контрпродуктивны в музыке с хроматическими прогрессиями и обширными модуляциями . Он описал серию настроек, в которых энгармонические ноты имели одинаковую высоту: другими словами, одна и та же нота использовалась как (скажем) E и D , тем самым «придавая клавиатуре форму круга». Это относится к тому факту, что ноты или тональности могут быть расположены по квинтовому кругу , и можно без ограничений модулировать от одной тональности к другой. [2] : 37  Это также источник терминов «круговой темперамент» или «циркулирующий темперамент». [8] [9]

Хотя равный темперамент обсуждается Веркмейстером в его трактатах, [10] его отличают от неравномерных темпераментов. [6] : 66 

Термин «хороший темперамент» или «хороший темперамент». [11] [12] обычно означает некую неправильную темперацию, при которой темперированные квинты разного размера, но ни в одной тональности нет очень нечистых интервалов. Исторически нерегулярные темпераменты обычно имеют самые узкие квинты между диатоническими нотами («натуральные»), дающие более чистые трети, и более широкие квинты среди хроматических нот («диез и бемоль»). Таким образом, каждая клавиша имеет немного разную структуру соотношений интервалов , и, следовательно, разные клавиши имеют разные символы. Такой « ключевой цвет » был неотъемлемой частью большей части музыки XVIII и XIX веков и описывался в трактатах того периода. [9] [6] : 66 

Один из самых ранних зарегистрированных круговых темпераментов был описан органистом Арнольтом Шликом в начале 16 века. [13] Однако «хороший темперамент» не получил широкого распространения до периода барокко . Они сохранялись на протяжении всего классического периода и даже дожили до второй половины 19 века в некоторых регионах, например, в Италии. [14] : 393–394 

Существует много хороших схем темперамента: некоторые ближе к однотонному темпераменту , другие ближе к 12-тоновому равному темпераменту . Хотя в таких строях нет волчьей пятой части, клавиши с большим количеством диезов или бемолей все равно звучат не очень чисто из-за их терций. Это может создать контраст между аккордами, вибрации которых согласуются с другими аккордами, вибрации которых не связаны гармонически и, таким образом, бьются .

Некоторые современные теоретики, такие как Оуэн Йоргенсен, пытались определить «хороший темперамент» более узко, чтобы исключить квинты шире, чем чистый, что исключает многие такие схемы. [15]

Некоторые известные темпераменты носят следующие имена:

В некоторых схемах темперамента используется количество идеальных, чистых квинт, что придает усиленный гармонический резонанс инструментам и музыке, на которой они исполняются, так что музыка перемещается в фокус между клавишами и из него, в зависимости от того, соединяются ли вибрации или нет. У Веркмайстера 8 идеальных квинтов, у Келлнера 7 и у Валлотти 6. В качестве альтернативы, «Обратный Леман-Бах 14», система Кеса Ван Ден Доэля, содержит только 3 чистые идеальные квинты в обмен на оптимальные мажорные терции, причем не шире пифагорейской терции. . [16]

Современный композитор Дуглас Лиди написал несколько произведений для клавесина или органа, в которых требуется использование хорошей темперации. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Даффин 2007 , с. 37.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ледбеттер, Дэвид (2002). Хорошо темперированный клавир Баха: 48 прелюдий и фуг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-12898-7 .
  3. ^ Норрбак, Йохан (27 сентября 2002 г.). «Сносный и хороший темперамент. Новая методика изучения строя и темперамента в органной музыке» . Исследования кафедры музыковедения . 70 . hdl : 2077/15641 . Проверено 22 декабря 2020 г.
  4. ^ Келлетат и 1981–82/94 , с. 9.
  5. ^ Линдли 1990 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сир, Мэри (1992). Исполнение музыки барокко . Олдершот, Англия: Scolar Press. ISBN  978-0-85967-960-2 .
  7. ^ Кауфманн, Генри В. (1 апреля 1970 г.). «Подробнее о настройке Арчичембало». Журнал Американского музыковедческого общества . 23 (1): 84–94. дои : 10.2307/830349 . JSTOR   830349 .
  8. ^ Клавесин и клавикорд: энциклопедия . Нью-Йорк: Рутледж. 2007. с. 68. ИСБН  978-1-135-94978-5 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кэмпбелл, Мюррей (2004). Музыкальные инструменты: история, технология и исполнение инструментов западной музыки . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 341. ИСБН  978-0-19-816504-0 .
  10. ^ Бартель, Дитрих (25 июня 2015 г.). «Окончательная настройка Андреаса Веркмайстера: путь к равному темпераменту: 1» . Ранняя музыка . 43 (3): 503–512. дои : 10.1093/em/cav047 . Проверено 22 декабря 2020 г.
  11. ^ Барбур 1951 , х, 221.
  12. ^ Линдли 2001 .
  13. ^ Барбур 1951 , с. 114.
  14. ^ Палмьери, Роберт (2014). Фортепиано: энциклопедия (второе изд.). Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-1-135-94964-8 .
  15. ^ Старинная музыка, инструменты и воображение: материалы Международного конгресса гармоник, Лозанна, 2004 г. = Музыка прошлого, инструменты и воображение: материалы Международного конгресса гармоник, Лозанна, 2004 г. Берн: Питер Лэнг. 2006. с. 116. ИСБН  978-3-03910-993-7 .
  16. ^ ван ден Доэль, Кес. «Темпераменты барокко» (PDF) . Проверено 4 ноября 2023 г.

Источники

  • Барбур, Дж. Мюррей. 1951. Настройка и темперамент: исторический обзор . Ист-Лансинг: Издательство Колледжа штата Мичиган. Перепечатано, серия переизданий музыки Da Capo, Нью-Йорк: Da Capo Press, 1972. ISBN   0-306-70422-6 . Перепечатано, Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications, 2004. ISBN   0-486-43406-0 (пбк).
  • Даффин, Росс В. 2007. Как равный темперамент разрушил гармонию . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN   978-0-393-06227-4 .
  • Келлетат, Герберт. 1981-82/94. О музыкальной температуре , второе исправленное и дополненное издание, в 3 тт. Издание Merseburger 1190, 1196, 1538. Кассель: Мерзебургер. Том I: Иоганн Себастьян Бах и его время ( ISBN   3-87537-156-9 ); Том 2: Венская классика ( ISBN   3-87537-187-9 ); Том 3: Франц Шуберт ( ISBN   3-87537-239-5 ).
  • Линдли, Марк (1990). «Исторический обзор средних темпераментов до 1620 года» . Ранний журнал клавиатуры . Проверено 22 декабря 2020 г.
  • Линдли, Марк. 2001. "Хорошо темперированный клавир". Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Каттнер, Фриц А. 1975. «Жизнь и работа принца Чу Цай-Юя: переоценка его вклада в теорию равного темперамента». Этномузыкология 19, вып. 2 (май): 163–206.
  • Пэдэм, Чарльз А. 1986. «Хорошо темперированный орган». Оксфорд: Позитив Пресс. ISBN   0-906894-13-1 (пбк).
  • Свич, Луиджи. 2011. «Дальнейшие мысли о темпераменте Баха 1722 года». Старинная музыка 39, вып. 3 (август): 401–407.
  • Темпл, Роберт К.Г., 1986. 2007. Гений Китая: 3000 лет науки, открытий и изобретений . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN   0-671-62028-2 . Перепечатка Лондон: Прион. 1991, ISBN   1-85375-078-6 и мягкая обложка, 1998 г. ISBN   1-85375-292-4 . Третье издание, введение Джозефа Нидэма. Лондон: Андре Дойч; Рочестер, Вермонт: Внутренние традиции 2007. ISBN   978-0-233-00202-6 (ткань); ISBN   978-1-59477-217-7 (пбк).
  • Робинсон, Кеннет Г. и Джозеф Нидэм. 1962. «Физика и физическая технология». В книге «Наука и цивилизация в Китае» , вып. 4: «Физика и физические технологии», Часть 1: «Физика», под редакцией Джозефа Нидхэма, стр. 212–228. Кембридж: Университетское издательство.
  • Робинсон, Кеннет. 1980. Критическое исследование вклада Чу Цай-юя в теорию равного темперамента в китайской музыке . Sinologica Coloniensia 9. Висбаден: Franz Steiner Verlag.
  • Стевин, Саймон. 1884. Ванде Шпигелинг дер Сингконст и Ванде Моленс. Deux traits inédits под редакцией Д. Биренса де Хаана . Амстердам: Д. Биренс де Хаан.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 95c625e1665e7ec1e0e0a48430318cdd__1707110040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/dd/95c625e1665e7ec1e0e0a48430318cdd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Well temperament - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)