Франческо дель Косса
Франческо дель Косса (ок. 1430 — ок. 1477) — итальянский художник эпохи Возрождения , Феррарской школы после 1470 года работавший в Болонье . Косса наиболее известен своими фресками , особенно его сотрудничеством с Козимо Турой над циклом месяцев в Палаццо Скифанойя семьи Эсте , правителей Феррары. В остальном его картины в основном посвящены религиозной тематике, ему приписывают некоторые портреты и рисунки. Он также разработал витражи .
Биография
[ редактировать ]Сын каменщика из Феррары , о его ранних работах мало что известно, хотя известно, что он путешествовал за пределы Феррары в возрасте от двадцати до тридцати лет.
Одно из первых упоминаний о нем, которое мы имеем, относится к 1456 году, когда он был помощником своего отца, Кристофано дель Косса, который в то время занимался росписью резных фигурок и статуй на главном алтаре в часовне епископского дворца в Ферраре . Одним из его последователей был Леонардо Скалетти из Фаэнцы . [ 1 ]
Аллегорические фрески в Палаццо Скифанойя.
[ редактировать ]Вместе с Козимо Турой Косса теперь известен фресками, украшающими летнюю виллу / палаццо для отдыха, известную как Палаццо Скифанойя . Вместе они нарисовали серию сложных аллегорий на темы знаков зодиака и месяцев года. В 20 веке они были лишь частично восстановлены, и три из них обоснованно отнесены к Коссе. Из них один из наиболее примечательных образов — орда обнаженных малышей в « Аллегории мая — Триумфе Аполлона» . Очевидно, это признак обильного цветения весны: многолюдные ряды младенцев группируются, как фаланга инфантильных Ракет .
В « Аллегории апреля» изображено трио Граций, одно из самых ранних постклассических изображений обнаженных переплетенных танцовщиц в живописи. [ 2 ] Сандро Боттичелли Версия в Примавере датируется 1482 годом. См. версию « Трех граций» 1501 года (ныне в Шантийи ). Если предположить, что дата смерти Коссы верна, то эта смерть должна была быть завершена раньше остальных.
Косса в Болонье
[ редактировать ]Недовольный тем, что ему платили за квадратный фут за его работу для герцога Борсо , и жалуясь, что ему платят столько же, сколько «худшему мазцу в Ферраре», Косса уехал из Феррары в Болонью в 1470 году.
В Болонье он получил множество заказов под патронажем семьи Бентивольо . Здесь он написал два своих шедевра: Богородицу с Младенцем с двумя святыми и портретом Альберто де Катанеи (1474 г.) и фреску Мадонны дель Баракано , изображающую Богородицу с Младенцем, с портретами Джованни Бентивольо и Марии Винцигерра (1472 г.).
Он выполнил в Болонье витражи, лучшим из которых является круглое окно в церкви Сан-Джованни-ин-Монте , изображающее Святого Иоанна на Патмосе . На этом стоит его подпись.
В Национальной галерее Лондона хранится его картина, изображающая святого Винсента Феррера . В парке Локо недалеко от Дерби есть прекрасный портрет в профиль, который, как говорят, изображает герцога Эрколе I Феррарского. В дрезденской коллекции есть еще « Благовещение» .
Антология произведений
[ редактировать ]- Благовещение и Рождество (1470–1472 Дрезденская картинная галерея старых мастеров)
- Святая Клер (1470-1472, Музей Тиссена-Борнемисы , на хранении в Национальном музее искусств Каталонии ) [ 3 ]
- Святая Екатерина (1470-1472, Музей Тиссена-Борнемисы , на хранении в Национальном музее искусств Каталонии ) [ 4 ]
- Полиптих Грифони
- Сент-Винсент Феррер (1473, Национальная галерея, Лондон)
- Святой Петр (1473, Пинакотека Брера, Милан)
- Святой Иоанн Креститель (1473, Пинакотека Брера, Милан)
- Святой Флориан 1473, Национальная художественная галерея, Вашингтон)
- Святая Люси (1473, Национальная художественная галерея, Вашингтон)
- Распятие (1473, Национальная галерея искусств, Вашингтон)
- Святой Петроний (1473, Палаццо деи Диаманти, Феррара)
- еще 11 небольших изображений из алтаря (1473, ?, ?)
- Мадонна с Младенцем и святыми (1474, Национальная пинакотека, Болонья)
- Богоматерь с младенцем и ангелом (1460, Национальный музей искусства Каталонии , Барселона) [ 5 ]
- Фрески Зала месяцев, Палаццо Скифанойя, Феррара (до 1470?)
- Полигимния , муза многих песен
- Портрет мужчины с кольцом (1472–1477, Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид ) [ 10 ]
В современной культуре
[ редактировать ]Выяснилось, что витраж стал последним ответом на Великую охоту за сокровищами Google Earth.
Дель Косса фигурирует как один из двух главных героев Али Смита романа «Как быть обоими» , вошедшего в шорт-лист Букеровской премии 2014 года . [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коллекция картин Средневековья и Возрождения , Том 1, Художественный музей Фогга, стр. 193.
- ^ Artecultura.fe.it
- ^ «Святая Клер» . Национальный музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ «Святая Екатерина» . Национальный музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ «Мадонна с младенцем и ангелом | Национальный музей искусств Каталонии» . www.museunacional.cat . 5 декабря 2013 года . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ Euroweb.hu. Архивировано 9 марта 2005 г. на Wayback Machine.
- ^ Artecultura.fe.it
- ^ Euroweb.hu. Архивировано 24 мая 2005 г. на Wayback Machine.
- ^ wga.hu
- ^ «Портрет мужчины с кольцом» . Национальный музей Тиссена-Борнемисы . Проверено 3 июля 2020 г.
- ^ Али Смит, 2014, Как быть и тем, и другим . ISBN 0-241-14521-X . ISBN 978-0-241-14521-0
- Энциклопедия художников, том 2 , под редакцией Уильяма Х.Т. Воана, ISBN 0-19-521572-9 , 2000 г.