Мари Новелло

Мари Новелло , также известная как Мари Новелло Уильямс (род. Мария Уильямс ; 31 марта 1884 г.) [ 1 ] — 21 июня 1928) — валлийский пианист . Она была одной из Теодора Лешетицкого последних учениц и с детства выступала на публике. Ее ранняя смерть оборвала многообещающую карьеру как раз в тот момент, когда она начала записываться на одном из крупнейших английских лейблов, уже накопив значительную дискографию для одного из его второразрядных конкурентов. [ 2 ] [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Мари Новелло родилась в 1884 году как Мария Уильямс в Маэстеге , Гламорган , в семье угольщика и музыканта Уильяма Томаса Уильямса и его жены Энн Бедлингтон Киркхаус. [ 4 ] Фамилией «Новелло» она обязана своей учительнице игры на фортепиано Кларе Новелло Дэвис , матери Айвора Новелло , а также знаменитой учительнице пения. После учебы у приемной матери Мария была одной из последних учениц Теодора Лешетицкого, обучавшихся у него в Вене между 1905 и 1907 годами. [ 5 ]
Профессиональная карьера Новелло началась рано. В июле 1899 года, в возрасте пятнадцати лет, она выиграла золотую медаль на конкурсе фортепиано на Валлийском национальном айстедводе в Кардиффе. [ 2 ] и она разделила награды за игру на фортепиано с Ферруччо Бузони на Трехлетнем музыкальном фестивале в Кардиффе в сентябре 1907 года. [ 6 ] В 1908 году она совершила поездку по английским провинциям с труппой, собранной Перси Харрисоном, промоутером, который регулярно организовывал подобные группы; среди ее соотечественников были Джон МакКормак , только что закончивший свой первый сезон в Королевском оперном театре и впервые участвовавший в турне Харрисона, и дама Эмма Альбани . [ 7 ] Примерно в то же время Новелло выступал в Вигмор-холле , тогда известном как Бехштейн-холл. Год спустя, в 1909 году, она впервые из семи выступлений на « Променадных концертах» , когда 22 сентября исполнила Концерт для фортепиано с оркестром № 1. 1 ми-бемоль Ференца Листа в сопровождении оркестра Королевского зала под управлением сэра Генри Вуда . [ нужна ссылка ]
Она повторяла это выступление каждый год до 1914 года, причем два выступления в 1912 году, всегда в согласованных произведениях в сопровождении одних и тех же сил. Помимо концерта Листа, который она повторила в 1910 году, она исполнила «Венгерскую фантазию» того же композитора (1911 и 1912); Фортепианный концерт Мендельсона No. 1 соль минор, соч. 25 (1912 г.); и Африканская фантазия, соч. 89, Камиля Сен-Санса (1913 и 1914). [ 8 ]
Помимо этих фестивальных выступлений, Новелло регулярно выступал в Лондоне, часто в качестве одного из нескольких солистов, дающих сольный концерт. Когда ей было чуть больше двадцати, она начала появляться на концертах Ballad Concerts и Sunday League Concerts, а также на музыкальных фестивалях в Брайтоне и Кардиффе. [ 2 ]
Новелло отправился в Соединенные Штаты в конце 1921 года и прибыл 28 декабря на борту White Star Line лайнера RMS Olympic . [ 9 ] 23 февраля 1922 года она дебютировала в Нью-Йорке в Ратуше , где исполнила программу, включающую произведения Шопена , Доменико Скарлатти , Дебюсси , Селима Пальмгрена и Эде Польдини . [ 10 ] 21 января 1923 года она дебютировала с сольным концертом в Чикаго в Playhouse под эгидой Ф. Уайта Ноймана. [ нужна ссылка ]
За этот период она сделала множество записей для английской компании Edison Bell . Мари Новелло записала воспроизведение фортепианных роликов для компании Aeolian Company ; Duo-Art системы [ 11 ] несомненно, в результате этой связи она однажды выступила партнером воспроизводящего фортепиано в публичном исполнении Вариаций на тему Бетховена для двух фортепиано в четыре руки Сен-Санса . Несколько лет спустя, на заре электрической записи, она сформировала ассоциацию с HMV , но умерла, записав лишь несколько сторон. [ 2 ]
Смерть
[ редактировать ]Новелло умерла 21 июня 1928 года в возрасте 44 лет в своем доме в Лондоне от эндотелиомы глотки и мягкого неба и была похоронена на кладбище Маэстег. [ нужна ссылка ]
Репертуар и стиль
[ редактировать ]В выборе репертуара Новелло отдавала предпочтение музыке романтической эпохи и особую привязанность к виртуозным произведениям, таким как Соната для фортепиано си минор Листа . [ 2 ] Однако она не полностью пренебрегала современными произведениями; она получила известность за исполнение премьеры «Рапсодии на Типперэри» для фортепиано с оркестром Фрэнка Тэппа, композитора, хорошо представленного в то время в английских концертных залах, но теперь забытого. Затем она отправилась с работой в тур по Соединенному Королевству. [ 12 ]
Критики восприняли ее работу, по-видимому, неоднозначно: многие высказывали предположения, что она склонна к импульсивности и отсутствию твердого контроля. Ее тон иногда вызывал критику, но критики хвалили ее технические возможности и способность общаться. [ 2 ]
Записи
[ редактировать ]Новелло, очевидно, имела некоторый интерес к механическому воспроизведению звука, поскольку 14 июня 1924 года она участвовала в качестве судьи в публичном соревновании между граммофонами , спонсируемом журналом «Граммофон» . Среди ее коллег-судей были Альфред Калиш, Перси Скоулз , Питер Лэтэм, Алек Робертсон и Фрэнсис Бретт Янг . В течение вечера судьи и 400 зрителей заполняли бюллетени, сравнивая производительность примерно 15 различных машин, разделенных на два ценовых класса, почти все из которых носили давно забытые названия. Она присоединилась к своим соотечественникам в единодушном предпочтении машины под названием «Три музы», воспроизводящей Адажио из Бетховена « Весенней сонаты» в исполнении Альберта Саммонса и Уильяма Мердока ; это голосование было единственным случаем единогласного решения комиссии, и другие ее мнения не зафиксированы. В антракте зрителям была продемонстрирована демонстрация воспроизводящего фортепиано , но по системе Вельте-Миньон , а не Duo Art, для которого Новелло вырезал несколько роликов. [ 13 ]
Делая свои собственные записи почти полностью для Эдисона Белла, Новелло накопила обширную дискографию акустических записей, хотя, как это было типично для того времени, одна из них была в значительной степени ориентирована на короткие произведения, которые могли уместиться на одной или максимум на двух сторонах 78-го диска. Запись оборотов. Ее единственным многодисковым набором была запись, состоящая из пяти сторон сочинения Мендельсона . 25 фортепианный концерт. [ 2 ] Ее сотрудничество с HMV привело лишь к двум выпущенным сторонам, ее единственным электрическим записям: гавоту Рамо и « Этюду концерта» Аренского . [ 2 ]
Акустический 78 об/мин
[ редактировать ]Acoustic 78 об/мин, выпущенный Эдисоном Беллом :
- Серия Velvet Face (VF):
- № 529: Людвига ван Бетховена ( Лунная соната первая и третья часть)
- №№ 640–642: Концерт № Феликса Мендельсона . 1 соль минор для фортепиано с оркестром, соч. 25 (с Королевским симфоническим оркестром под управлением Джозефа Баттена) и Рондо каприччиозо, соч. 14
- Нет. 676: Карла Таузига Аранжировка Иоганна Себастьяна Баха , на Токкату и фугу ре минор BWV 565 (две стороны диска) [ 14 ]
- Серия победителей :
- № 2340: Сесиль Шаминад » «Воздушный балет и Бенжамена Годара . «Мазурка»
- нет. 3424: Эдварда Грига День свадьбы в Трольдхаугене ( Книга лирических пьес VIII, соч. 65, № 6) и Кристиана Синдинга » « Frühlingsrauschen , соч. 32, нет. 3
- № 3443: Ференца Листа № 3 » « Любовь и Сергея Рахманинова Прелюдия до-диез минор , соч. 3, № 2
- № 3479: Фредерика Шопена Этюды , соч. 10, № 5, соль-бемоль мажор ( Черный ключ ) и вальс до-диез минор, соч. 64, № 2
- № 3599: Венгерская рапсодия Ференца Листа № . 2 (в сокращении)
- Когда. 3609: Бетховена Музыка к «Руинам Афин» , соч. 113 и Турецкий марш ; Эде Польдини » «Ходячая куколка ; Сирила Скотта , Черный танец соч. 58, нет. 3
- № 3768: Сесиль Шаминад . Четырехэмный вальс и па-де-амфоры
- нет. 3813: «Военный марш» Франца Шуберта и «Токката» Теодора Лешетицкого.
Электрический 78 об/мин
[ редактировать ]Обе следующие стороны были записаны 1 марта 1927 года; [ 2 ] они выглядели соединенными как две стороны одной 10-дюймовой пластинки HMV, № B 2592:
- Аренский : 24 характерные пьесы, соч. 36, № 13, Концертный этюд фа-диез мажор
- Рамо : Бореады , Акт IV – Гавоты для часов
Воспроизведение роялей фортепиано
[ редактировать ]Duo Art выпустил два репродукционных ролика, вырезанных Мари Новелло: [ 11 ]
- Дворжак : Юмореска соль-бемоль мажор , соч. 101, нет. 7
- Айвор Новелло : Гамин
Переиздания
[ редактировать ]Очень немногие записи Novello, акустические или электрические, были переизданы с конца эпохи 78 об/мин.
- Рулон Ivor Novello Duo-Art в настоящее время доступен в виде репродукции. [ 15 ]
- Концертный этюд HMV Arensky появляется на Наксосе 8.111120, Женщины за фортепиано: Антология исторических представлений, Том 1 (1926–1952) . [ 16 ]
- HMV Rameau Gavotte и Edison Bell Leschetitzky Toccata появляются на Pearl Opal 9839, Ученики Лешетицкого .
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Главный ЗАГС. Индексы регистрации актов гражданского состояния Англии и Уэльса. Лондон, Англия: Главный ЗАГС
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Биографический очерк на веб-сайте записей Наксоса, по состоянию на 6 ноября 2008 г.
- ^ «Некролог: мисс Мари Новелло». Таймс . 23 июня 1928 г. с. 16.
- ^ Родословная: валлийские переписи населения и записи о завещании.
- ^ Архивы Гламоргана, Женский архив Уэльса / Archif Menywod Cymru: Документы Мари Новелло (DWAW28).
- ^ Кардиффский трехлетний музыкальный фестиваль (1907) , коллекция концертных программ, Британская библиотека , Музыкальная коллекция.
- ^ Общество Джона МакКормака, Биография Джона МакКормака , Глава 2 . McCormacksociety.co.uk. По состоянию на 17 ноября 2022 г.
- ^ Веб-сайт архива BBC Proms . По состоянию на 14 августа 2011 г.
- ↑ «Прибытие Мари Новелло» , The New York Times , 29 декабря 1921 года.
- ^ «Мари Новелло, пианистка, в дебюте» , The New York Times , 24 февраля 1922 г., по состоянию на 5 ноября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Каталог Piano Roll Duo-Art. Архивировано 2 декабря 2012 г. в Wayback Machine , Альберт М. Петрак, изд. Фонд Reproducing Piano Roll, по состоянию на 6 ноября 2008 г.
- ^ BritishClassicalMusic.com
- ^ "Граммофонные испытания в Стейнвей-холле" , Граммофон , Том. II нет. 2 июля 1924 г., по состоянию на 19 августа 2009 г.]
- ^ Эдисон Белл VF 676: Pt. 1 – Пт. 2
- ^ «Продаются новые рояльные ролики Duo-Art и 88 нот» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2019 года . Проверено 14 ноября 2007 г.
- ^ Обзор «Женщины за фортепиано» , по состоянию на 5 ноября 2008 г.