Салустия
Салустия | |
---|---|
Серьезная опера Дж.Б. Перголези | |
![]() Титульный лист либретто | |
Язык | итальянский |
На основе | Александр Северус Апостоло Дзено |
Премьера | 1732 |
«Ла Салустия» — опера ( музыкальная драма ) 1732 года в трёх действиях Джованни Баттисты Перголези на переработанный текст, возможно, Себастьяно Морелли, по Апостоло Зенона знаменитому либретто «Алессандро Северо» 1716 года , которое также было позднее адаптировано Генделем . [ 1 ] Постановка была испорчена, когда исполнитель главной роли Николо Гримальди «Николини» смертельно заболел перед выступлением, и неопытного запасного Джоаккино Конти в последнюю минуту пришлось вызвать «Джицциелло». «Салюстия» Перголези была первой оперной серией . История основана на жизни римского императора Александра Севера и его жены Саллюстии Орбианы .
Фон
[ редактировать ]В 1731 году долгие годы обучения Перголези в Консерватории Повери ди Джезу Кристо в Неаполе подходили к концу. Он уже начал делать себе имя и смог окупить свои расходы, работая исполнителем в религиозных учреждениях и дворянских салонах, сначала певцом, затем скрипачом. В 1729–1730 годах он был «капопаранцой» (первой скрипкой) в группе инструменталистов, и, по словам более позднего свидетеля, именно отцы-оратории наиболее регулярно пользовались его художественными услугами, а также услугами других «мастричелли». (маленькие маэстро) из Консерватории. [ 2 ] Первое важное поручение, которое Перголези получил после окончания школы, было связано с этим религиозным орденом, и 19 марта 1731 года его оратория La fenice sul rogo, o vero La morte di San Giuseppe [«Феникс на костре, или Смерть «Святой Иосиф»] исполнялся в атриуме церкви, сегодня известной как Chiesa dei Girolamini , дома Конгрегационе ди Сан. Джузеппе. Эта двухчастная оратория на текст Антонино Марии Паолуччи стала первым значительным произведением композитора из Ези. «Следующим летом Перголези в качестве последнего упражнения в учебе попросили положить на музыку священную драму в трех действиях Игнацио Манчини: . «Чудеса» Божественной благодати в обращении и кончине святого Вильгельма, герцога Аквитанского». Представление состоялось в монастырях монастыря Сант-Аньелло-Маджоре , дом регулярных каноников Святейшего Спасителя ». [ 3 ]
То ли слава, которую Перголези заработал на такой рано развившейся деятельности, [ 4 ] или поддержка благородных семей при дворе Габсбургского наместничества Неаполя, с которыми он поддерживал контакты [ 5 ] и который позже нанял его в качестве маэстро ди капелла , [ 6 ] В конце 1731 года Перголези получил заказ на написание оперы-серии с комическими интермецци от ведущего неаполитанского театра того времени, Театра Сан-Бартоломео . Об обстоятельствах составления практически ничего не известно. Было решено использовать переработку либретто Апостоло Дзено, Алессандро Северо , написанного примерно 15 годами ранее, теперь переименованного в честь другого главного героя в Ла Салустия . Автор редакции неизвестен, даже если некоторые источники склонны отдать должное некоему Себастьяно Морелли, в остальном малоизвестной фигуре, написавшему посвящение жене вице-короля Неаполя, содержащееся в напечатанном либретто. Однако здесь не упоминается очевидная связь с текстом Зенона. [ 7 ]
Компания театра Сан-Бартоломео пользовалась высокой репутацией. Согласно традициям оперного театра того времени, труппа обычно должна была состоять из пары певиц. [ 8 ] взять на себя роли примы и секондадонны (первой и второй леди); пара musici («музыканты», эвфемистический термин для обозначения « кастратов »), которых могут заменить женщины en travesti на роли первого и второго amorosi («любовников»); баритенор ) на роли отца, генерала или (или, если не было альтернативы, бас соперника – если характеры были хорошие – или, чаще, злодея; и, вероятно, другие певцы, исполнявшие третичные роли, не имели большого значения и часто даже не имели независимых арий. [ 9 ] Эти роли также могли исполнять певцы, задействованные в комических интермецци, если таковые были, обычно бас и сопрано (или, в более ранний период, контральто ).
Ведущим певцом труппы Сан-Бартоломео был контральто Николо Гримальди, известный как «Кавалер Николино», настоящая звезда международной оперной сцены. Затем, когда ему исполнилось шестьдесят, он уже три десятилетия был на вершине своей профессии. Рядом с ним в роли Secondo Amoroso была Анджиола Занучи (или Зануччи), меццо-сопрано , вероятно, ограниченного масштаба, специализировавшаяся на ролях травести . [ 10 ] Хотя роль тенора взял на себя опытный певец Франческо Толве, настоящей специализацией труппы был женский состав. Звание примадонны бесспорно принадлежало юной сопрано Лючии Факкинелли, известной как «Бешеретта», хорошо входившей в пару с «Николино» и приехавшей с ним в Неаполь. [ 11 ] В противном случае был доступен не один, а два певца: Тереза Котти (или Котте) из Милана, давняя секунда-донна , которая играла роль Салустии в предыдущей постановке Алессандро Северо ; [ 12 ] сделала карьеру примадонны по всей Италии и Европе. и молодая Анна Маццони, которая несколько лет работала в Неаполе и в 1740-х годах [ 13 ] Либретто, возможно, выбранное специально, идеально подходило для такого состава. Помимо пяти привычных главных героев, была предусмотрена шестая — Джулия Маммеа, далеко не образцовая мать императора Алессандро. Роли матерей (и жен) практически отсутствовали в канонической метастазианской драме, и только вернувшись к слегка старомодному либретто, подобному либретто Зенона, стало возможным представить такую выдающуюся роль злой матери, как Джулия Маммеа. [ 14 ] для чего опытный Котти оказался очень подходящим. Но на этом проблемы с кастингом не закончились. Почти шестидесятилетний Николино, возможно, потому, что он уже не мог справляться с вокальной акробатикой, требуемой партией primo amoroso , возможно, просто потому, что ему уже надоело играть роль «юного героя», в которой он рисковал выглядеть смешным, уже проявил готовность пойти на компромисс в отношении своей позиции. Например, на премьере «Артасерса» Иоганна Адольфа Хассе в 1730 году он передал звание primo amoroso восходящей звезде Фаринелли и вместо этого принял роль злодейского отца Артабано, типичную роль тенора. [ 15 ] Еще одной такой ролью стал Массимиано, главный герой одноименной оперы Джузеппе Марии Орландини на текст Зенона, в которой он сыграл главную роль в Венеции в начале 1731 года. [ 16 ] Все данные свидетельствуют о том, что и в Неаполе Николино, дирекция театра и молодой Перголези согласились пойти тем же путем, что повлекло за собой нарушение привычной иерархии мужской части труппы: primo musico роль отца взял на себя (Марциано , своего рода злой мужской аналог Джулии Маммеа), Занучи был повышен до должности primo amoroso , в роли слабого императора Алессандро, а тенор Толве имел обойтись оставшейся ролью Клаудио.
В заказ входило также написание интермеццо, которое должно было исполняться, по обычаю, между первым и вторым, вторым и третьим актами. Музыка не сохранилась. Текст, вероятно, был предоставлен неким Доменико Каракахусом, который, по словам Хака и Монсона, также был нанят для написания музыки для речитативов во второй части интермеццо. [ 17 ] это говорит о том, что время, отведенное для написания «Салюстии», было довольно ограничено. В либретто интермеццо не имеет названия, но музыковеды часто называют его по именам двух главных героев, Ниббио и Нерины. Их сыграла проверенная комическая пара бас-буйвола Джоаккино Коррадо, настоящий институт этого музыкального жанра, и сопрано Селеста Рессе .
История выступлений
[ редактировать ]
Таким образом, все было готово к премьере « Салюстии» , назначенной согласно либретто на «зиму 1731 года», когда неожиданный кризис расстроил все планирование. Точных подробностей событий мы не знаем, но пока репетиции, вероятно, шли или, по крайней мере, были запланированы, 1 января 1732 года (время предполагает непродолжительную болезнь) «Кавалер Николино» внезапно умер, вынудив руководство театра и Перголези принять экстренные меры. Они наняли музыканта из Рима по имени Джоаккино Конти (позже известного как «Джизиелло»), чтобы тот занял пост покойного. Джизиелло был многообещающим певцом, но ему еще не исполнилось 18 лет; он получил музыкальное образование в Неаполе и еще только что дебютировал на римской сцене. Его приезд расстроил кастинг: эксцентричность доверить роль злого отца кастрату, хотя это могло быть осуществимо с проверенным певцом лет шестидесяти, стала неприемлемой в руках новичка, не достигшего 18 лет. поэтому было решено внести некоторые сохраняющие лицо переделки. Партия Марциано была передана тенору Толве, а Джизиелло взял на себя менее требовательную роль Клаудио, тем самым вернувшись к стандартному составу труппы, но вынудив Перголези пересмотреть свою партитуру в последнюю минуту. [ 18 ] «Некоторые арии были заменены, другие транспонированы вниз (от контральто к тенору) или вверх (от тенора к сопрано)», и к концу самым удовлетворенным исполнителем, вероятно, стал Толве, чей характер оставался музыкально центральным, даже сохраняя виртуозную арию в финал изначально предназначался для Николино. [ 19 ]
Опера была поставлена с изменениями и новым составом, вероятно, во второй половине января 1732 года и продержалась недолго, прежде чем ее заменила опера Франческо Манчини « Алессандро нелль'Инди» , запланированная на 2 февраля. [ 20 ] После этого о ней почти совсем забыли, хотя документы оперы сохранились в архивах в ожидании возрождения: они позволили точно реконструировать как первоначальную, непостановочную версию с партией Марциано для диапазона контральто, так и вторую. версия с этой ролью, транспонированной для тенора, и ролью Клаудио, транспонированной для сопрано. [ 21 ]
Лишь в 21 веке Ла Салустия наконец снова появилась на сцене. В 2008 году он был исполнен сначала в Комедийной опере в Монпелье в июле, а затем в Театре Перголези в Ези в сентябре в рамках совместной постановки Фестиваля Радио Франции и Монпелье , Фонда Перголези Спонтини и Национальной оперы Монпелье. Лангедок-Руссильон . Была использована оригинальная версия, что сделало ее практически премьерой. В 2011 году Фонд Перголези Спонтини решил, что вторую версию, поставленную в 1731 году, следует предложить публике. Эта постановка была снята Unitel Classics и выпущена на DVD/Blu-Ray совместно с Arthaus Musik. [ 22 ] Также существует запись постановки 2008 года на французском телевидении, хотя она недоступна на DVD.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьерный состав [ 23 ] |
---|---|---|
Марсианин, генерал армии Александра. | изначально предназначено для: контральто- кастрато фактический исполнитель: тенор |
Николо Гримальди («Николино») Франческо Толве |
Салустия, его дочь, императрица, жена Алессандро. | сопрано | Люсия Факкинелли |
Джулия Маммеа, мать-императрица | сопрано | Тереза Котти |
Алессандро, император, ее сын | контральто ( в трансвестите ) | Ангиола Занучи (или Занучи) |
Альбина, римская дворянка, одетая мужчиной, влюбленная в Клаудио. | сопрано | Анна Маццони |
Клаудио, римский рыцарь, друг Марциано | изначально предназначено для: тенора фактический исполнитель: кастрат сопрано |
Франческо Толве Джоаккино Конти («Джиззиелло») |
Инструментарий
[ редактировать ]Это список инструментов, использованных в партитуре La Salustia : [ 24 ]
- 2 гобоя
- 2 рога
- 2 трубы
- струны
- непрерывный бас
Краткое содержание
[ редактировать ]Предыстория: 13-летний Алессандро Северо ( Александр Северус ) стал римским императором после убийства своего дяди Элагабала. Он остался под опекой своей матери Джулии Мамеа ( Julia Mamaea ), которая устроила его брак с молодой дворянкой Салусцией. Алессандро вскоре влюбился в Салустию, назвал ее императрицей и наградил ее несколькими почестями, которые ранее были удостоены его матери. Таким образом, Джулия завидовала невестке и использовала все имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, чтобы избавиться от ненавистной соперницы.
Опера начинается с празднования годовщины коронации Алессандро. Алессандро назначает отца Салустии Марциано ( Сей Саллюстий ) главой армии. Джулия страдает от растущей ревности. По сюжету юная Альбина приезжает в Рим в поисках своего бывшего возлюбленного Клаудио. Поскольку он потерял к ней интерес, она умоляет Салусцию о помощи. Джулия обманом заставляет сына подписать документ, по которому он невольно отрекается от жены. Когда отец Салусции узнает об этом, он решает убить Джулию с помощью Клаудио - сначала ядом, а затем, если это не удастся, мечом. Альбина подслушивает их разговор. Она выдает Салустии заговор с целью отомстить Клаудио. На последующем банкете Салустия предотвращает отравление. Поскольку она не желает называть виновника – своего отца – подозрение падает на нее. Ни угрозы Джулии, ни мольбы Алессандро не могут заставить ее заговорить. Клаудио узнает от Альбины, что это она предала заговор. Он впечатлен ее решительностью. Когда Джулия засыпает в своей спальне, Марциано предпринимает вторую попытку убийства, но Салустия спасает жизнь императрицы. Марциано арестовывают и приговаривают к растерзанию дикими животными на арене. По просьбе Салустии Джулия решает, что ему придется сразиться только с одним диким зверем, и в случае победы он будет освобожден. Он торжествует, и гнев Джулии исчезает. Она принимает Салусцию как свою невестку и прощает Марциано. Клаудио и Альбина также могут пожениться. [ 25 ]
Записи
[ редактировать ]Год | Бросать (в порядке: Марциано, Салустия, Джулия, Алессандро, Альбина, Клаудио |
Дирижер, Оркестр, Режиссер-постановщик |
Версия |
---|---|---|---|
2012 [ 26 ] | Витторио Прато, Серена Мальфи, Лаура Полверелли, Флорин Сезар Уату, Джасинта Никотра, Мария Инохоса Монтенегро | Коррадо Роварис, Барочная Академия итальянских виртуозов, Жюльет Дешам |
Артхаус:
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джули Энн Сэди, соратница по музыке барокко стр.75
- ^ Хак и Монсон
- ^ Тосканцы
- ^ Тосканцы
- ^ Хак и Монсон
- ^ Это относится, в частности, к Фердинандо Колонне, принцу Стильяно, высокопоставленному чиновнику австрийского вице-короля, Марино Франческо Караччоло, принцу Авеллино, и Доменико Марцио Карафа, герцогу Маддалони, которые все связаны друг с другом (Дорси, стр. 120).
- ↑ Приписка переписывания либретто этому малоизвестному автору сомнительна, а некоторые авторитеты просто говорят об анонимном авторе. Однако содержащееся в либретто посвящение жене австрийского вице-короля Неаполя подписано его именем. Однако, по мнению Коттичелли, текст следует приписать Дженнаро Антонио Федерико , будущему либреттисту опер Перголези «Lo frate 'nnamorato» и «La serva Padrona» Перголези (стр. 2).
- ↑ За исключением большей части Папской области и Лиссабона, где женщинам было запрещено появляться на сцене и женские роли исполнялись кастратами, обычно молодыми певцами или специалистами.
- ^ МакКлимонс, стр. 699; Гуччини, стр. 136.
- ^ Вокальные характеристики Занучи описаны Рейнхардом Штромом в его «Операх Антонио Вивальди» (Флоренция, Ольшки, 2008, Том II, стр. 561, ISBN 978-88-222-5682-9 ). Из информации, которую предоставляет Стром, можно сделать вывод, что Вивальди иногда записывал партии Занучи в альтовом ключе , иногда в сопрано ( passim ).
- ^ Деннис Либби, Факкинелли, Люсия , в Сэди, II, стр. 101.
- ^ Джузеппе Мария Орландини, Милан, Regio Ducal Teatro, 1723 ( КОРАГО - Болонский университет ).
- ^ Страница об Анне Маццони на сайте Quell'usignolo .
- ^ Марта Фельдман, Опера и суверенитет: трансформация мифов в Италии восемнадцатого века , Чикаго и Лондон, The University of Chicago Press, 2007, стр. 384, 978-0-226-24112-8
- ^ Страница об Артасерсе на CORAGO - Болонский университет.
- ^ Страница о Массимиано в CORAGO – Болонском университете .
- ↑ По словам Ситы, участие Перголези «возможно» не зашло дальше первой части.
- ^ Коттичелли, Патрици, Пуджиони.
- ^ Пуджиони
- ^ Тосканцы
- ^ Коттичелли, с. 9; Зеппони.
- ↑ Страница о La Salustia Джованни Баттисты Перголези в журнале Le Magazine de l'opera baroque. Архивировано 1 марта 2014 г. в Wayback Machine .
- ↑ Согласно оригинальному либретто, что касается первоначально запланированного состава.
- ^ Критическое издание Дейла Монсона (ср. Fontazione Pergolesi Spontini ).
- ^ Сводка адаптирована из версии из немецкой Википедии.
- ↑ Записано вживую в Театре Перголези в Йези в 2011 году.
Источники
[ редактировать ]- Оригинальный буклет. «Салюстия», музыкальная драма. Спектакль в театре Сан-Бартоломео в Неаполе зимой 1731 года. Посвящается выдающимся и выдающимся. Леди Донна Эрнестина Маргарита, графиня Харрах, урожденная графиня Дитрихштейн, вице-королева этого города и королевства , Неаполь, издатель не указан, 1731 г., доступно в Интернете по следующим адресам:
- цифровая версия в виде бесплатной электронной книги Google
- критическая транскрипция в Varianti all'Opera – университетах Милана, Падуи и Сиены
- Джерардо Гуччини, Сценическое направление итальянской оперы , Лоренцо Бьянкони и Джорджио Пестелли (редакторы), История итальянской оперы , Том 5: Зрелищность , Турин, EDT, 1988, стр. 123–156, ISBN 88-7063-053-6
- Сальваторе Каруселли (редактор), Большая энциклопедия оперной музыки , Longanesi & C. Periodici SpA, Рим
- Габриэле Каталуччи и Фабио Маэстри, вступительные примечания к аудиозаписи Сан-Гульельмо Дука д'Аквитания , выпущенные Бонджованни, Болонья, 1989 г., GB 2060/61-2
- Родольфо Челлетти , История итальянской оперы , Милан, Гарцанти, 2000, ISBN 9788847900240 .
- Франческо Коттичелли, Перголези La Salustia : проблемный дебют , эссе в буклете, сопровождающем Arthaus Musik – Unitel Classics Blu-Ray of La Salustia , под управлением Коррадо Ровариса
- Бьянка Де Марио (2014). « Салюстия и мы, или Трагический счастливый конец: Opera Seria между драматургией и режиссурой». В Маттиа Каванья; Константин Медер (ред.). Филология и исполнительское искусство: вызов . Лувен-ла-Нев: Press Universitaires de Louvain. стр. 113–136. ISBN 978-2-87558-321-5 .
- Фабрицио Дорси и Джузеппе Рауса, История итальянской оперы , Турин, Паравиа Бруно Мондадори, 2000, ISBN 978-88-424-9408-9
- Хельмут Хак и Дейл Э. Монсон, Перголези, Иоанн Креститель , в Стэнли Сэди, указ. соч. , III, с. 951–956
- Марита П. МакКлимондс (с Дэниелом Харцем), Оперный сериал , в Стэнли Сэди, op.cit. , III , с. 698–707
- Паоло Патрици, Перед премьерой , «www.drammaturgia.it» (Florence University Press), 15 сентября 2008 г.
- Даниэла Пуджиони, Театр Перголези в Йези. Салустия первая Перголези , «gothicNetwork», Год III, 12 сентября 2011 г.
- Мария Грация Сита, Салустия , Пьеро Джелли и Филиппо Полетти (редакторы), Dizionario dell'opera 2008 , Милан, Baldini Castoldi Dalai, 2007, стр. 1176–1177, ISBN 978-88-6073-184-5 (воспроизведено в Opera Manager )
- Стэнли Сэди (редактор), Оперный словарь Нью-Гроув , Нью-Йорк, Гроув (издательство Оксфордского университета), 1997, ISBN 978-0-19-522186-2
- Клаудио Тоскани, Перголези, Джованни Баттиста , в Биографическом словаре итальянцев , том 82, 2015 г. (доступно на сайте Treccani.it )
- Андреа Цеппони, «Салюстия» и археология оперы , «GB Opera Magazine», сентябрь 2011 г.
- Эта статья содержит материал, переведенный из аналогичной статьи в итальянской Википедии.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Салустия : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур