Цирцея (Десмаре)

«Цирсе» — опера, написанная Анри Демаре на либретто Луизы-Женевьевы Жилло де Сентонж и впервые исполненная в Королевской академии музыки ( Парижская опера ) 1 октября 1694 года. Она принимает форму музыкальной трагедии с прологом и пять актов. В произведении говорится о волшебнице Цирцее Гомера , которая появляется в греческой мифологии и в «Одиссее» .
Луиза-Женевьева Жилло де Сентонж
[ редактировать ]Либретто « Цирсе» написала Луиза Женевьева Жилло де Сентонж (1650–1718), взяв за основу греческого мифологического персонажа с этим именем. Она также написала либретто к опере «Дидон» , также написанной Демаре.
Анри Демаре
[ редактировать ]Анри Демаре (1661–1741) был французским композитором эпохи барокко, связанным с двором короля Людовика XIV . Его считали очень талантливым и он стал наиболее известен своими священными великими мотетами . Ранние годы он провел в тени фаворита короля Люллия и после смерти Люллия в 1687 году написал несколько успешных опер, но затем спор с семьей девушки, с которой он сбежал в 1697 году, вынудил его двадцать лет прожить в изгнании. а затем он провел еще двадцать без должности во Франции. [ 1 ]
Производительность и прием
[ редактировать ]Впервые «Цирцея» была исполнена 1 октября 1694 года. [ 2 ] в Парижской опере. [ 3 ] Это не было встречено хорошо; Говорят, что большинство опер Демаре имитировали музыку Люлли таким образом, что создавался материал, похожий на нее, но уступающий ей. Не по вине Демаре, монополия Люлли на придворную музыку бросила тень, в которой была подавлена всякая потенциальная индивидуальность Демаре. Возможно, это способствовало общему негативному настроению по отношению к его работам, очевидному в обзорах, написанных в то время. [ 4 ] [ 5 ]
Либретто было опубликовано в Амстердаме в 1695 году. [ 6 ]
Цирцея в мифологии
[ редактировать ]Цирцея часто появляется в древней литературе как чародейка, хорошо разбирающаяся в зельях и колдовстве, временами рассматриваемая как прототип сексуальной и хищной женщины. Гомера Она наиболее известна как персонаж «Одиссеи» , где она влюбляется в Одиссея и заманивает его и его команду на пир, наполненный вином и зельями, где она превращает нескольких мужчин в свиней. Все они остаются на ее острове в течение года, пока она не освободит их и не направит Одиссея домой.
Трагедия в музыке
[ редактировать ]Цирцея подпадает под категорию трагедии в музыке (также известной как лирическая трагедия ), жанра оперы, сформированного и популяризированного в эпоху барокко Люллием и продолжавшегося до конца этого периода. Оперы этого жанра служили цели назидания короля и иллюстрировали царственность величественными ритмическими структурами и созвучными гармониями. Большинство из них были основаны на греческих мифах и трагедиях, отсюда и их название , буквально «трагедия, положенная на музыку». [ 7 ]
Счет
[ редактировать ]Хотя сходство между музыкой Демаре и Люлли было списано резкими критиками как признак неспособности композитора проявить себя, использование одной из музыкальных структур Демаре в более поздней музыке предполагает тихо признанное одобрение в музыкальном сообществе. В то время одной из тенденций было выделение низких голосов и звучности, чему композитор способствовал с помощью припевов, в которых была одна открытая мелодия, исполняемая басовыми голосами, как это видно в Songes affreux в «Цирцеи».
Пролог является хорошим примером гомофонии, характерной для французской музыки того времени, когда была написана опера, и включает в себя моменты подражания или повторяющийся материал последовательно между различными партиями инструментов и голоса, которые могут имитировать фугу.
Самый популярный отрывок из произведения - ригодон в транскрипции Эрнста Пауэра для фортепиано.
Записи
[ редактировать ]- Цирсе - Люсиль Ришардо, Аарон Шиэн, Тереза Оаким, Джесси Блумберг, Аманда Форсайт, Дуглас Уильямс, Оркестр Бостонского фестиваля старинной музыки, Пол О'Детт, Стивен Стаббс. Бостонский фестиваль старинной музыки, 3CD CPO 2023 (записано в преддверии выступлений в июне 2023 года) [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мейсон Грин, Дэвид (1985). Биографическая энциклопедия композиторов Грина . Даблдэй и компания. стр. 186–187.
- ^ Клеман, Феликс; Ларус, Пьер (1881). Словарь опер (на французском языке). Париж. п. 163 . Проверено 9 ноября 2022 г.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Тарускин, Ричард. Оксфордская история западной музыки: музыка семнадцатого и восемнадцатого веков . Оксфорд. [ нужна страница ]
- ^ Сэдл, Стэнли. Оперный словарь Нью-Гроув . Музыкальные словари Гроува.
- ^ Сэдл, Стэнли. Оксфордский словарь музыки и музыкантов . Оксфорд.
- ^ Цирцея, Трагедия в музыке, представленная L'Academie Royale de Musique (на французском языке). Амстердам: Антуан Шелте. 1695 . Проверено 9 ноября 2022 г.
- ^ Энтони, Джеймс Р. Музыка французского барокко от Рамо до Божуайеля .
- ^ Демареста «Центральная часть оперы: Цирцея » . Бостонский фестиваль старинной музыки . Проверено 9 ноября 2022 г.