Jump to content

Ифигения

Ифигения
Ифигения : финальная сцена
Написал Жан Расин
Персонажи Агамемнон
Ахиллес
Улисс
Клитемнестра
Ифигения
Эрифил
Параметр Царский шатер в Авлиде

«Ифигения» — драматическая трагедия в пяти действиях, написанная на александрийские стихи французского драматурга Жана Расина . оно было исполнено в Оранжерее Версаля Впервые 18 августа 1674 года в рамках пятого королевского дивертисмента Версаля Людовика XIV в честь завоевания Франш-Конте . Позже, в декабре, он был триумфально возрожден в Hôtel de Bourgogne , доме королевской труппы актеров в Париже .

В «Ифигении» Расин снова вернулся к мифологической теме после ряда исторических пьес ( «Британник» , «Береника» , «Баязет» , «Митридат» ). На берегах Авлиды греки готовят отход для нападения на Трою . Боги усмиряют ветры на пути и требуют жертвоприношения Ифигения, дочь Агамемнона , царя греков.

Как и в первоначальном варианте пьесы Еврипида « Ифигения в Авлиде» , морально сильнейшим персонажем пьесы является не Агамемнон, малодушный вождь, а Ифигения, движимая долгом перед отцом и страной принять волю богов. В заключительной жертвенной сцене пьесы Еврипида богиня Артемида заменяет Ифигению оленем, которую боги уносят по небесам в Тавриду . Основываясь на произведениях Павсания , Расин решил найти альтернативное драматическое решение финала: другая принцесса Эрифил оказывается настоящей «Ифигенией», жизни которой ищут боги, и, таким образом, трагическая героиня пьесы спасена.

Несмотря на большой успех на момент своего создания, «Ифигения» сегодня исполняется редко.

Персонажи

[ редактировать ]
  • Агамемнон
  • Ахиллес
  • Улисс
  • Клитемнестра, жена Агамемнона
  • Ифигения, дочь Агамемнона
  • Эрифила, дочь Елены и Тесея
  • Аркас, слуга Агамемнона
  • Эврибат
  • Эгина, фрейлина Клитемнестры
  • Дорис, наперсница Эрифила

Краткое содержание

[ редактировать ]

Действие пьесы происходит в Авлиде, в царском шатре Агамемнона.

Действие I. На рассвете в греческом лагере при Авлиде, где пришвартованы греческие флоты в ожидании похода на Трою , Агамемнон поручает своему слуге Аркасу послание предотвратить визит его жены Клитемнестры и дочери Ифигении, вызванных им якобы за брак Ифигении с Ахиллом, а на самом деле за ее жертвоприношение богине Диане: оракул предсказал, что только после принесения в жертву Ифигении произойдет боги выпускают успокоенные ветры, необходимые для того, чтобы доставить греческие корабли к Трое. Усомнившись в своем двуличном замысле, Агамемнон в сообщении сообщает теперь об отказе Ахилла от запланированного брака. Ахилла, не подозревающего об этих событиях, невозможно отговорить от своего желания жениться на Ифигении и уехать в Трою, хотя было предсказано, что он там умрет. В отсутствие Ахилла Улисс убеждает Агамемнона, что жертва его дочери необходима для отмщения за честь Елены Троянской и ради вечной славы Греции. Сообщается о прибытии Клитемнестры и Ифигении с находящейся под их опекой Эрифилой, захваченной Ахиллом на острове Лесбос, союзником Трои: послание до них не дошло.

Акт II. Эрифил раскрывает свое тревожное состояние своей наперснице Дорис: она никогда не узнает тайных обстоятельств своего высокого происхождения, которые раскрылись бы в Трое, по словам отца Дорис, убитого во время свержения Лесбоса; и вместо того, чтобы ненавидеть Ахилла-победителя, она была побеждена неконтролируемая страсть к нему, чувство, что она должна либо разлучить его с Ифигенией, либо покончить с собой. Ифигения признается Эрифиле в своем беспокойстве по поводу ее приема: отсутствие Ахилла и холодная уклончивость Агамемнона, говоря ей только, что она будет присутствовать при жертвоприношении, которое сейчас готовится. Клитемнестра, возмущенная тем, что наконец получила послание своего мужа от Аркаса, говорит Ифигении, что они не могут остаться, поскольку Ахилл, как сообщается, решил не жениться на ней из-за Эрифила. Обезумевшая от горя из-за ее жестокого и злобного предательства со стороны Эрифила, Ифигения уныло уходит, когда ее обнаруживает Ахилл. В свою очередь, пораженный и сбитый с толку ее присутствием в Авлиде, Ахилл выражает тревогу по поводу попыток греческих лидеров помешать его женитьбе. Охваченный ревностью, Эрифил решает извлечь выгоду из этой неразберихи.

Акт III. Клитемнестра объявляет Агамемнону, что она с дочерью больше не уедет, так как Ахилл убедил их в своей искренности и желании немедленного брака с Ифигенией. После того, как его попытки обескуражить терпят неудачу, Агамемнон запрещает ей сопровождать Ифигению к жертвенному алтарю. Озадаченная его мотивами, она, тем не менее, соглашается с его желаниями. Ахилл, кажется, сообщает Агамемнону свои хорошие новости и предсказания первосвященника Калхаса о попутном ветре. Он обещает Ифигении, что даст Эрифиле свободу, как только они поженятся. Приходит Аркас, чтобы объявить, что Агамемнон призвал Ифигению к алтарю, раскрывая, к ужасу всего, что именно она должна быть принесена в жертву. Клитеменестра поручает свою дочь Ахиллу и бросается просить царя. Ахилл выражает свою ярость из-за того, что Агамемнон использовал его в качестве пешки, и клянется отомстить, в то время как Ифигения благородно встает на защиту своего отца. Запрещено от войдя в присутствие короля, Клитемнестра умоляет Ахилла помочь, но Ифигения уговаривает его подождать, пока Агамемнон не будет вынужден привести ее лично и не будет пронизан крайними страданиями своей жены и дочери.

Гнев Ахилла (1819) Жака-Луи Давида

Акт IV. Тяжелое положение Ифигении только усиливает зависть Эрифила к ней: усилия Ахилла спасти ее; Продолжающиеся колебания Агамемнона, несмотря на тайну имени жертвенной жертвы. Она решает рассказать все, что слышала, чтобы посеять еще больше неприятностей и раздора и тем самым предотвратить угрозу, нависшую над Троей. Клитемнестра покидает Ифигению, которая все еще стоит на стороне отца, и ждет мужа. В конце концов появляется Агамемнон, обвиняющий ее в задержке дочери. Когда Ифигения входит в слезах, он понимает, что они все знают. Ифигения сдержанно умоляет сохранить ей жизнь, тем не менее пронзительно напоминая ей Отец, что ее мольбы обращены ради других – ее матери и ее жениха – а не ради нее самой. В свою очередь Клитемнестра изливает свой гнев на Агамемнона, осуждая его варварство и бесчеловечность за то, что он так легко склонился к пролитию крови своей невинной дочери. Наконец Ахилл призывает его к ответу, едва сдерживая ярость. В горячей перепалке Агамемнон бросает вызов попыткам Ахилла поставить под сомнение личные действия короля и полководца, говоря, что он должен разделить ответственность за судьбу Ифигении как одного из солдат, стремящихся отправиться в Трою, и намекая, что его услуги не являются незаменимыми. Ахилл возражает, говоря, что Ифигения для него важнее, чем Троянская война, что связь, возникшую с ней, не может быть так легко разорвана и что он сделает все, что в его силах, чтобы защитить ее. Угрозы Ахилла только укрепили решимость Агамемнона принести в жертву Ифигению; однако вместо того, чтобы приказать страже привести ее, он наконец решает спасти ее, но исключительно для того, чтобы выбрать для нее другого мужа и таким образом унизить Ахилла. Он поручает Клитемнестре тайно покинуть лагерь. с Ифигенией и бежать из Авлиды под защитой собственной стражи. Вместо того, чтобы последовать за ними, Эрифил мстительно решает рассказать обо всем первосвященнику Калхасу.

Акт V. В отчаянии Ифигения, которой не разрешили покинуть город и больше никогда не разговаривать с Ахиллом, чувствует, что жертвенная смерть — единственный оставшийся выбор. Приходит Ахилл, чтобы предложить ей поддержку своих войск. Она продолжает защищать своего отца и настаивает на необходимости ее жертвы. Ахилл покидает ее, все еще решив защитить ее. Мольбы ее матери встречают такой же ответ; она уходит, чтобы добраться до жертвенного алтаря. Клитемнестра вне себя от горя и отчаяния, вызывая бога грома в конце своих апокалиптических заклинаний. Аркас приходит за ней по поручению Ахилла, который со своими солдатами прервал жертвоприношение; но затем приходит Улисс, чтобы заверить Клитемнестру, что ее дочь была спасена в результате неожиданного чуда. В тот момент, когда Ахилл и другие греки столкнулись друг с другом для боя, первосвященник Калхас сообщил, что, по словам оракула, Эрифила, тайная дочь Елены и Тезею также называли «Ифигения», и именно ее боги потребовали принести в жертву. Затем Эрифила ударила себя ножом в алтарь, и за ее смертью немедленно последовал космический катаклизм: молнии, гром, ветры, движения волн и огненный костер, в котором богиня Диана сама появился. Клитемнестра уезжает, чтобы присоединиться к своей теперь уже примирившейся семье и будущему зятю, поблагодарив богов за это избавление.

Исторический контекст

[ редактировать ]
Фреска жертвоприношения Ифигении, Помпеи. Римская копия 1 века нашей эры с картины Тиманта 4 века до нашей эры.

В 17 веке среди драматургов была популярна легенда об Ифигении. Утраченное изображение Тиманта из Древней Греции , скопированное на фреске первого века в Помпеях, было одним из самых знаменитых изображений жертвоприношения Ифигении из античности, на которое Цицерон , Квинтиллиан , Валерий Максим и Плиний Старший ссылались . Эстетическое воздействие картины было таково, что ее даже цитировал аббат д'Обиньяк в своей знаменитой «Театральной практике», опубликованной в 1657 году и снабженной аннотациями Расина. Он писал, что для изображения жертвоприношения Ифигении следует подражать различным степеням горя присутствующих: грусти греческих князей, крайней скорби на лице Менелая , слезам отчаяния Клитемнестры и, наконец, Агамемнону с замаскированным лицом. завесой, чтобы скрыть свою чувствительную натуру от генералов, но тем самым показать, тем не менее, степень своего горя. В пьесе Аркас рассказывает Клитемнестре, что в момент принесения в жертву Ифигении

Есть подробные современные отчеты о первом представлении в Версале. Андре Фелибьен, секретарь Королевской академии архитектуры, записал свои впечатления в буклете:

После того как Их Величества подкрепились в роще под звуки скрипки и гобоев, все столы пришлось убрать [...]; и король, снова забравшись в свою карету, отправился в сопровождении всего своего двора до конца аллеи, ведущей к Оранжерее, где был устроен театр. Он был оформлен как длинная зеленая аллея, вдоль которой фонтаны чередовались с небольшими изящными деревенскими гротами. На балюстрадах, венчающих антаблемент, стояли фарфоровые вазы, наполненные цветами. Чаши фонтанов были вырезаны из мрамора и поддерживались позолоченными тритонами ; а выше в бассейнах было еще больше бассейнов, украшенных большими золотыми статуями. Проспект заканчивался в задней части театра, где палатки примыкали к палаткам, прикрывавшим оркестр. А дальше была аллея самой Оранжереи, окаймленная с обеих сторон апельсиновыми и гранатовыми деревьями, перемежавшаяся несколькими фарфоровыми вазами, наполненными разными цветами. Между каждым деревом были большие канделябры, золото и лазурь. геридоны с хрустальными подсвечниками, освещенными множеством свечей. Этот проспект заканчивался мраморным портиком. Пилястры , поддерживающие карниз, были сделаны из лапислазуля , а ворота, казалось, были отделаны золотом. В театре, украшенном только что описанным образом, королевская труппа актеров разыграла трагедию « Ифигения», последнее произведение г-на Расина, получившее от всего двора одобрение, какое всегда оказывалось пьесам этого автора.

немецкого композитора-классика Кристофа Виллибальда Глюка Опера «Ифигения в Авлиде» , впервые исполненная в Парижской опере в 1774 году, была основана на пьесе Расина.

  1. Расин, Жан (1999). Ифигения . Издания фолио. Издания Галлимар . ISBN  2-07-040479-Х .
  2. Расин, Жан (1963). Ифигения/Федра/Аталия . Книги о пингвинах . ISBN  0-14-044122-0 . (Английский перевод Дж. Кернкросса)
[ редактировать ]
  1. Полный текст пьесы на французском языке
  2. Факсимиле оригинального текста
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dd78479863091fd43c8ddfcee09e883b__1716805020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/3b/dd78479863091fd43c8ddfcee09e883b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Iphigénie - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)