Ифигения в Тельце (Гете)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2011 г. ) |
Ифигения в Тельце | |
---|---|
![]() Сцена из спектакля «Ифигения в Тавриде» (премьера версии 1802 года в Веймаре ) с Гете в роли Ореста в центре (акт III, сцена 3) (рисунок Анжелики Кауфман ) | |
Написал | Иоганн Вольфганг фон Гете |
На основе | Ифигения в Тельце Еврипида |
Персонажи | |
Дата премьеры | 6 апреля 1779 г. |
Место премьеры | Герцогский частный театр в Веймаре |
Язык оригинала | немецкий |
Жанр | Трагедия |
Параметр | Храмовая роща Дианы в Тавриде после Троянской войны . |
Ифигения в Тавриде (нем. auf Tauris ) — переработка Иоганном Вольфгангом фон Гете древнегреческой Iphigenie трагедии Ἰφιγένεια ἐν Ταύροις ( Ифигения в Тавриде ) Еврипида . Титул Еврипида означает «Ифигения среди Тавров», тогда как титул Гете означает «Ифигения в Таврике », стране Тавров .
Гете написал первую версию своей пьесы за шесть недель, и впервые она была исполнена 6 апреля 1779 года в прозаической форме. Он переписал его в 1781 году, снова в прозе и, наконец, в 1786 году в стихотворной форме. [1] Рукопись « Ифигении в Тавриде» он взял с собой в свое знаменитое путешествие по Италии .
Фон
[ редактировать ]

Любимый богами за свою мудрость полубог Тантал однажды был приглашен в их общение. богов Разбушевавшись во время празднования вместе с ними, он начал хвастаться и украл нектар и амброзию , их пищу бессмертия. Когда боги по очереди пришли увидеть Тантала, он проверил их всеведение, предложив своего собственного сына Пелопса им в пищу . Оскорбленные обманом, боги изгнали Тантала из своей общины в Тартар и прокляли его и его семью, Дом Атрея . Это стало известно как проклятие Танталидов, при котором потомки Тантала в каждом последующем поколении были движимы местью и ненавистью к убийству членов своей семьи.
Так Агамемнон , командующий армией и правнук Тантала, предложил свою старшую дочь Ифигению богине Диане ) , (по-гречески известной как Артемида чтобы обеспечить благоприятные ветры для путешествия из Авлиды, современной Авлиды , в Трою , где он намеревался вести войну. против Трои. Ошибочно полагая, что ее муж Агамемнон убил их дочь Ифигению, Клитемнестра затем убила Агамемнона после его возвращения с Троянской войны . В результате Орест и Электра , брат и сестра Ифигении, затаили обиду на мать из-за убийства отца, а Орест с помощью Электры убил свою мать Клитемнестру. Будучи теперь виновным в убийстве, он тоже попал под семейное проклятие . Пытаясь избежать неминуемой участи стать жертвой мести и быть убитым за свое преступление, он сбежал. Посоветовавшись с Дельфийским оракулом Аполлона , ему было сказано привести «сестру» в Афины и что это будет единственный способ снять проклятие. Поскольку он предполагал, что его сестра Ифигения уже умерла, Орест предположил, что оракул, должно быть, имел в виду сестру-близнеца Аполлона, богиню Диану. Поэтому он планировал украсть статую Дианы из храма в Тавриды , и он отправился со своим старым другом Пиладом к берегам Тавриды.
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт I
[ редактировать ]Сцена 1: С тех пор, как Диана спасла ее от смерти (ее отец Агамемнон решил принести ее в жертву в обмен на попутный ветер для Трои), Ифигения служит ее жрицей на Тавриде. Хотя она благодарна богине и пользуется большим уважением у короля Тоаса и его народа, она все больше и больше жаждет вернуться на свою родину.
- «И дни вместе стою я на берегу, / ища в душе моей землю Греции.»
Она оплакивает свою жизнь в качестве женщины на чужбине, осознавая, что ее нормальная судьба заключалась бы в том, чтобы быть привязанной к мужу.
- «Печальна судьба женщины... / Как узки пределы ее счастья!»
Она умоляет Диану воссоединить ее с семьей:
- «И спаси меня, ты, спасший меня от смерти, / от этой, второй смерти, что я здесь живу».
Сцена 2: Аркас, доверенное лицо Тоаса, короля Тавриды, объявляет о прибытии короля. Ифигения признается ему в своей тоске по дому. Аркас напоминает ей обо всем добром, что она сделала в Тавриде, например, положив конец обычаю приносить в жертву всех чужаков на алтаре Дианы. Он объясняет, что король придет просить ее руки, и советует ей согласиться. Ифигения отказывается: брак навсегда свяжет ее с Тавридой.
Сцена 3: Тоас шьет свой костюм. Ифигения оправдывает свой отказ тоской по Греции и всячески прибавляет и другие веские причины, например проклятие, лежащее на ее семье, обрекающее всех потомков Тантала убивать друг друга. Она приводит несколько примеров. Тоас не отговаривается, но Ифигения теперь зовет Диану:
- «Разве богиня, спасшая меня, / и она одна, не имеет права на мою посвященную жизнь?»
Тоас угрожает вновь ввести старый обычай человеческих жертвоприношений, который она будет вынуждена выполнить, вместо того, чтобы позволить ей уйти.
Сцена 4: Ифигения молится Диане: она верит в доброту и справедливость богов и умоляет ее избавить ее от необходимости приносить в жертву невинных жертв.
Акт II
[ редактировать ]Сцена 1: Прибывают брат Ифигении Орест и его друг и двоюродный брат Пилад, и мы узнаем, что они следуют за оракулом Аполлона. Орест отомстил за своего отца, убив его мать, и с тех пор его преследуют неумолимые фурии. Поэтому он умолял Аполлона освободить его от их гнева. Аполлон ответил через своего оракула в Дельфах, сказав, что его вина будет искуплена, если он вернет свою сестру в Грецию. Он принимает Аполлона за свою собственную сестру, и поэтому двое мужчин высадились в Тавриде, чтобы украсть статую Дианы из ее храма. Однако они были обнаружены королевскими солдатами и взяты в плен. Орест отчаивается, опасаясь, что они станут человеческими жертвоприношениями. Пилад ободряет его, рассказывая о доброй жрице, которая не убивает пленников. Тем не менее Орест чувствует, что их миссия безнадежна.
Сцена 2: Ифигения разговаривает с Пиладом, который не раскрывает своего имени. Он делает вид, что они с Орестом братья и что Орест убил их брата. Ифигения расспрашивает его о Греции. Он рассказывает ей о падении Трои и гибели многих греческих героев. Его рассказ усиливает ее тоску по дому и желание снова увидеть своего отца Агамемнона. Но Пилад сообщает ей, что Агамемнон был убит своей женой Клитемнестрой и ее любовником Эгисфом в отместку за то, что Агамемнон принес в жертву свою дочь. Ифигения в смятении уходит.
Акт III
[ редактировать ]Сцена 1: Ифигения обещает Оресту, имени которого она до сих пор не знает, сделать все, что в ее силах, чтобы спасти его и Пилада от принесения в жертву Диане. Она спрашивает о детях Агамемнона (ее братьях и сестрах). Орест рассказывает ей об убийстве Клитемнестры, зарезанной Орестом по настоянию Электры, и раскрывает свою истинную личность, потому что он не может вынести страдания Ифигении от этой новости: Пусть будет между нами правда: я Орест. Ифигения счастлива, что снова нашла своего брата, и, в свою очередь, дает о себе знать. Тем не менее Орест решает умереть, чтобы умилостивить фурий; Ифигения и Пилад должны спастись. Он держит слова оракула при себе. В конце сцены он без сознания падает на землю.
Сцена 2: Оресту видится Аид. Он видит, как его умершие предки по линии Танталов счастливо прощены в подземном мире. Это видение, возможно, способствует его исцелению, так как открывает ему возможность прощения после смерти.
Сцена 3: Орест просыпается, но все еще считает себя в Аиде и думает, что Ифигения и Пилад тоже спустились туда. Он жалеет своего друга и желает, чтобы его сестра Электра тоже оказалась в подземном мире, чтобы она тоже могла освободиться от проклятия. К нему приходят Ифигения и Пилад, чтобы исцелить его. В молитве Ифигения благодарит Диану и просит освободить Ореста от проклятия. Пилад пытается его урезонить. Когда Орест наконец просыпается от своего сна (проклятие снято, уверяет мое сердце), он обнимает Ифигению, благодарит богов и снова заявляет, что готов к действию. Пилад напоминает им обоим о необходимости поспешности, которую налагает на них опасность, и призывает их к быстрому завершению дела.
Акт IV
[ редактировать ]Сцена 1: Пока Орест и Пилад готовят лодку для побега, Ифигения обеспокоена необходимостью обмануть короля.
Сцена 2: Аркас приносит приказ короля ускорить жертвоприношение: Ифигения говорит ему, что вина узника в крови осквернила храм и что она должна сначала очистить его. Они спорят о праве короля командовать и праве жрицы интерпретировать волю Богини. Аркас уходит, чтобы доложиться королю.
Сцена 3: Ифигения размышляет о своей дилемме и необходимости выбирать между радостью побега с братом и необходимостью обмануть и бросить короля, который был к ней добр.
Сцена 4: Пилад объявляет, что Орест в хорошем расположении духа, что лодка готова, и призывает ее поторопиться. Она все еще колеблется, хотя Пилад отмечает, что у нее будет еще худшая совесть, если бы они с Орестом были убиты.
Сцена 5: В «Песне судеб» она вспоминает безжалостную месть богов. Тем не менее, она добавляет стих, указывающий на то, что она не полностью принимает Песнь Судеб.
Акт V
[ редактировать ]Сцена 1: Аркас докладывает Тоасу, который приказывает ему немедленно привести к себе жрицу.
Сцена 2: Тоас размышляет о том, что его доброта к Ифигении способствовала ее независимости.
Сцена 3: Ифигения говорит разгневанному Тоасу, что, испытав милосердие, когда ее должны были принести в жертву, она обязана быть милостивой и теперь. Она утверждает, что слова женщины могут быть столь же могущественны, как и меч мужчины; она рассказывает ему, кто такие пленники, кто она и об их плане побега; и она взывает к его человечности. Он начинает уступать.
Сцена 4: Приходит Орест с мечом в руке и убеждает Ифигению бежать вместе с ним. Она сообщает, что призналась королю.
Сцена 5: Прибывают Пилад и Аркас; Король приказывает прекратить боевые действия.
Сцена 6: Орест предлагает себя в единоборстве, чтобы решить их судьбу. Сам Тоас готов принять вызов, и его не убеждают доводы Ифигении, особенно потому, что она была участницей плана по краже статуи Дианы. Орест объясняет свое непонимание упоминания оракулом сестры. Король неохотно позволяет им уйти; Ифигения умоляет их расстаться друзьями; и король наконец желает им прощания.
Известные выступления
[ редактировать ]10 октября 1898 года каталонский перевод Жоана Марагала был исполнен в парке Лаберинт д'Орта в Барселоне. Он получил положительный отзыв в художественном журнале Luz ; А. Л. де Баран особенно похвалил исполнение Клотильды Домус в роли Ифигении. [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иоганн Вольфганг фон Гете (1966). Ифигения в Тавриде . Издательство Манчестерского университета. п. 15.
- ^ «Де Баран, Ал., «Новое искусство: Ифигения». Луз 2.2 (1898): 13–16» . Проверено 13 мая 2023 г. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с Ифигенией в Тавриде (Гете), на Викискладе?
- Из проекта Гутенберг :
- Ифигения в Тавриде в переводе Анны Суонвик
- Ифигения в Тавриде (на немецком языке)
- Ифигения в Таврическом (на эсперанто)
- Ифигения в переводе Брайана Коула