гетеанская наука
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Гетеанская наука касается натурфилософии (нем. Naturphilosophie «философия природы») немецкого писателя Иоганна Вольфганга фон Гете . Хотя Гете в первую очередь известен как литературный деятель, он проводил исследования в области морфологии , анатомии и оптики . Он также разработал феноменологический подход к естествознанию , альтернативу естествознанию эпохи Просвещения, которая до сих пор обсуждается среди ученых. [ нужна ссылка ]
Его работы по естествознанию включают его «Метаморфозы растений» 1790 года и книгу «Теория цветов» 1810 года . Его работа в цвете и его полемика против ньютоновской оптики были встречены неоднозначно со стороны истеблишмента естествознания того времени: менее половины высказались против Гете, в то время как треть ученых-естествоиспытателей дали положительные отзывы о теории цвета Гете.
Фон
[ редактировать ]Рационалистический научный метод, который хорошо работал с инертной природой ( ) Бэкона natura naturata , оказался менее успешным в стремлении понять витальную природу ( natura naturans ). В то же время рационально-эмпирическая модель, основанная на преобладании ментативного мышления (нем. sinnen ) посредством интеллекта (нем. Sinn ), начатая Декартом и особенно развитая во Франции, вела скорее к путанице и сомнениям, чем к ясности. . Особенно в субъективных темах можно привести одинаково рациональные аргументы в пользу весьма расходящихся предложений или концепций. [ нужна ссылка ]
Более эмпирический подход, предпочитаемый в Британии ( Юм ), привел к рассмотрению реальности как основанной на чувствах, включая разум; как то, что мы воспринимаем, является лишь мысленным представлением того, что реально, а что реально, мы никогда не сможем по-настоящему узнать, согласно теории явления Иммануила Канта (Schein) и вещи в себе (Ding-an-sich). ). [1]
Как резюмирует один наблюдатель, в то время в философии велись две «игры» — рациональная и эмпирическая, обе из которых привели к тотальному скептицизму и эпистемологическому кризису. [2]
Кантовская проблема
[ редактировать ]Иммануил Кант в Пруссии предпринял крупную спасательную операцию, чтобы сохранить достоверность знаний, полученных посредством разума (науки), а также знаний, выходящих за рамки рационального разума, то есть о человеческой свободе и жизни, выходящих за рамки простого выражения «кружащихся случайностей». непроизводительных частиц» ( Кольридж ). Сочинения Канта оказали непосредственное и значительное влияние на западную философию и положили начало философскому движению, известному как немецкий идеализм ( Фихте , Гегель , Шеллинг ), которое стремилось преодолеть и преодолеть пропасть, которую Кант формализовал между чувственным и сверхчувственным мирами. , в его попытке «сохранить видимость» ( Оуэн Барфилд ), то есть сохранить достоверность научного или рационального знания, а также достоверность веры.
Решением Канта был эпистемологический дуализм: мы не можем знать вещь в себе ( Das Ding an Sich ) за пределами нашего ментального представления о ней. Пока существует сила (продуктивное воображение – produktive Einbildungskraft ), производящая единство («трансцендентальное единство апперцепции»), мы не можем познать или пережить его само по себе; мы можем только видеть его проявления и создавать представления о нем в своем уме. Царство за пределами чувств также не могло быть познано разумом, а только верой. Стремление познать царство за пределами чувств равносильно тому, что Кант назвал «приключением разума». [2]
Научный подход Гете
[ редактировать ]Классификация, причинно-следственная связь и законы природы
[ редактировать ]Научный редактор издания Куршнера произведений Гете Рудольф Штайнер описывает три отличия подхода Гете к науке от аналитической современной науки в «Светлом курсе» : [3]
I) Классификация: Первые ученые разделяют и классифицируют существа и явления Природы. Из отдельных существ и явлений он образует понятия о виде, роде и роде. Это суммирование внешних чувственных впечатлений многих отдельных волков и гиен в роды и виды уже бессознательно принимается как нечто само собой разумеющееся. Никто не задумывается о том, что им следует изучить, как эти общие идеи эпистемологически связаны с отдельными данными .
Хотя мы, люди, разделяем природу по-разному и у нас разные курсы на разных факультетах, такое разделение на самом деле искусственно. (Ричард Фейнман)
II) Причинность. Второе, что делают современные учёные, — это то, что посредством эксперимента они пытаются прийти к так называемым «причинам» явлений. Силы электричества, магнетизма, тепла или тепла. Пытаясь вернуться к причинам явлений, наука всегда идет от известного к неизвестному [в кантианском критическом смысле]. Действительно ли оправданно, когда мы воспринимаем явление света или цвета, говорить, что то, что мы субъективно описываем как качество цвета, является воздействием на нас объективного процесса, происходящего как волновое движение? Различать «субъективное» событие и «объективное» — последнее представляет собой волновое движение или его взаимодействие с процессами в весомой материи.
Все, что мы называем реальным, состоит из вещей, которые мы не можем назвать реальными. (Нильс Бор)
III) Законы Природы. Третий способ, с помощью которого учёные получают представление о конфигурации Природы, — это суммирование явлений в «Законы Природы» . Закон эллиптических орбит Кеплера или Закон гравитации Нетвона, согласно которому каждое тело притягивает любое другое тело пропорционально их массе и обратно пропорционально квадрату расстояния между их центрами.
Этими тремя способами «научное исследование» пытается приблизиться кПрирода. Теперь я с самого начала подчеркну, что гетеанский взгляд на Природу стремится к совершенно противоположному во всех трех отношениях.. [(Рудольф Штайнер, Светлый курс, 23 декабря 1919, Штутгарт, GA 320) | https://rsarchive.org/Lectures/GA320/English/GSF1977/19191223p01.html ]
Подход Гете к жизненной природе
[ редактировать ]По поводу теории цвета Гете Эрнст Лерс пишет: «На самом деле, существенное различие между теорией цвета Гете и теорией, которая преобладала в науке (несмотря на все модификации) со времен Ньютона, заключается в следующем: в то время как теория цвета Гете Ньютон и его последователи основывали свою теорию на исключении способности глаза различать цвета, Гете основал свою теорию на восприятии цвета глазом». [4]
«Отказ от жизни и непосредственности, который был предпосылкой прогресса естествознания со времен Ньютона, сформировал реальную основу для ожесточенной борьбы, которую Гете вел против физической оптики Ньютона. Было бы поверхностно отмахиваться от этой борьбы как от незначительной: большое значение имеет то, что один из самых выдающихся людей направил все свои усилия на борьбу с развитием ньютоновской оптики». ( Вернер Гейзенберг , во время речи по случаю дня рождения Гете) [5]
Гете предпринял свое «приключение разума», начав с «кризиса» ботаники, чисто механической классификации-таксономии растительной жизни. При этом Гете также «выдвинул радикальную теорию о самой Природе». [6]
Гете был озабочен сужением специализации в науке и упором на накопление данных чисто механическим способом, лишенным человеческих ценностей и человеческого развития. В его время это представляла собой ботаническая таксономическая система Линнея — Systema naturae . Гете интуитивно понимал, что практика рациональной науки способствует сужению и сокращению взаимодействия между человечеством и природой. Для Гете любая форма науки, основанная только на физико-материальных характеристиках, а затем только на избранных внешних чертах, вела к эпистемическому обеднению и сокращению человеческого знания. [6]
Требовалось повышение способности извлекать смысл из объемных внешних данных, рассматривая их как с внешне-чувственных точек зрения, так и с внутренней точки зрения, где мышление, чувство, интуиция, воображение и вдохновение могли бы способствовать выводам, к которым приходит экспериментатор.
Таксономия Линнея уже подвергалась критике со стороны графа де Бюффона , который утверждал, что механистическую классификацию внешних форм природы (natura naturata) необходимо заменить исследованием взаимосвязи природных сил и естественных исторических изменений. [7]
Для Гете сбор новых знаний неотделим от истории мышления и концептуализации. [6] Знание также связано с ассоциацией, а не только с разделением, как объяснил Кольридж в своих «Очерках о методе» (см. Романтическая эпистемология ).
Хотя расположение материальных явлений в логической линейной последовательности является действительным научным методом, оно должно осуществляться в соответствии с правильной и гуманистической организующей идеей ( lumen siccum Бэкона ), которая сама основана на природе или естественном законе, часто ограниченном множеством законных пар полярность.
Гете предлагал экспериментаторам искать естественные, законные организующие идеи или архетипы, стоящие за конкретными природными явлениями. Первый этап заключался в том, чтобы погрузиться в живое взаимодействие с изучаемыми природными явлениями, используя все доступные органы чувств. Гете ценил «труд экспериментирования». [2]
Это резко контрастировало с тенденцией рационального естествознания «отказаться» от самой природы и сформулировать абстрактную гипотезу; затем проведите эксперимент, чтобы проверить, можно ли проверить вашу гипотезу. Гете считал это «искусственным опытом», «вырывающим» отдельные проявления из смыслового контекста целого (например, цветовая гипотеза Ньютона).
Вместо этого экспериментатор Гете должен принять более живой, более гуманный подход, стремясь проникнуть в живую сущность природы, как она воспринимается в изучаемом явлении.
Для Гете успех означал проникновение в решающий, лежащий в основе, чувственно-невидимый архетип-образец: Ур-феномен . Экспериментатор стремится позволить явлениям обнаружить присущий им порядок и закономерность. Хотя эта закономерность часто невидима, она явно объективна, а не субъективна и не изобретена экспериментатором (см. описание одуванчика у Гете или скопированную версию Штайнера).
Эрнст Лерс пошел еще дальше, подчеркнув, что все объективные проявления возникают в результате движения физико-материальных объектов, когда движение приходит в состояние покоя («Человек или материя», предпочтительно 3-е изд.).
Гетеанская наука стоит особняком от картезианско-ньютоновской науки в своей альтернативной системе ценностей. Что касается количественной оценки, гетеанская наука, тем не менее, строга в отношении экспериментальных методов и качеств. [2]
Немецкий философ и мистик Рудольф Штайнер , который одно время был помощником редактора стандартного издания произведений Гете, применил методологию Гете живого подхода к природе к исполнительскому и изобразительному искусству. Это придает антропософскому изобразительному и исполнительскому искусству атмосферу выхода за пределы простой внешней формы вещей ( natura naturata ) и распознания более внутренней природы ( natura naturans ). Штайнер надеялся связать человеческую сферу со всей природой посредством искусства; в том числе искусство гетеанской науки.
Составляя свой выдающийся опус , Освальд Шпенглер признал свой огромный долг перед Гете за то, что тот дал ему необходимое вдохновение и руководство, так что он посвятил две главы описанию и объяснению «органической» логики Гете, которая требует жизненного опыта (а не научного знания). опыт, связанный с неорганической логикой). Первый состоит в том, чтобы «позволить впечатлениям мира воздействовать на ваши чувства, позволяя вам поглотить эти впечатления целиком». [8]
Ур-феномены Гете
[ редактировать ]«Пять искусств» - это метод Гете, позволяющий превратить его наблюдения за человеческой природой в форму, которую можно разделить. Опираясь на свой роман «Избирательное сродство» ( Wahlverwandschaften ), Гете распознал geheime Verwandschaft (скрытые отношения) частей, объясняющий, как одна форма может трансформироваться в другую форму, оставаясь при этом частью лежащей в ее основе архетипической формы ( Ur-phänomen ).
Именно эта организующая идея или форма направляет рассмотрение частей; это Bild или виртуальный образ, который «возникает и вновь возникает в результате взаимодействия опыта и идей». [6] Это рассмотрение представляет собой особый тип мышления ( умное мышление, или denken ), осуществляемый с помощью иного органа познания, чем мозг (mentation или sinnen ), который включает в себя акт творческого воображения, то, что Гете называет «живым воображаемым созерцанием». природы» ( das lebendige Anschauen der Natur ). Природа Гете ( natura naturans , деятельность «природы природы» - в отличие от natura naturata , «природы природы», области естественно сформированных объектов ) находится в постоянном движении и потоке, но, тем не менее, управляется законом, логикой и разумом, указанным выше. разум. Чтобы приблизиться к жизненной природе, требуются другие когнитивные способности ( денкен ) и когнитивный орган ( Гемют ), отличные от тех, которые используются для восприятия инертной природы ( синнен, основанный на Интеллекте или Синн ).
Эксперимент как интерактивный опыт
[ редактировать ]В своем эссе 1792 года «Эксперимент как посредник между субъектом и объектом» Гете разработал оригинальную философию науки , которую использовал в своих исследованиях. В эссе подчеркивается его экспериментальная точка зрения. «Сам человек, в той мере, в какой он разумно пользуется своими чувствами, представляет собой наиболее точный физический аппарат, который только может существовать». [9]
Хотя фиксированная система Линнея, как и классическая физика, ее различия все больше разрушались на границах, что отражалось в растущей путанице в том, как классифицировать растущее число выдвигаемых форм растений. Это привело к большему разделению, а не к большему единству. Открытие Гете основополагающего порядка бросило вызов фиксированному, статическому взгляду на природу таксономии Линнея (основанной на искусственных типах, полученных путем выбора одних характеристик и игнорирования других), а также тенденции естествознания изучать витальную природу посредством методология, применяемая по инертной природе (физика, химия).
Декартово-ньютоновский метод предполагает разделение наблюдателя и наблюдаемого. Гете считал это препятствием. Как замечает Уэллмон, концепция науки Гете — это концепция, в которой «изменяется и движется не только объект наблюдения, но и сам субъект наблюдения». Таким образом, истинная наука о витальной природе будет основана на подходе, который сам по себе является витальным, динамичным и лабильным. Ключом к этому является живой, непосредственный, интерактивный опыт ( Эрлебнис ), задействующий разум, а также высшие способности, более активные и творческие ( Гемют ), а не диссоциативные и разделительные ( Синн ). [6]
Лишь с 1970-х годов другие ведущие учёные стали интересоваться более целостно-гуманистическим подходом Гёте к экспериментам.
В своем исследовании цвета ( «Фарбенлере» ) Гете бросил вызов точке зрения, что наблюдатели могут выглядеть лишенными и наивными в теоретическом контексте; аналогичным образом, бросая вызов предположению об общем нейтральном языке в научных исследованиях и инновациях. Скорее, Гете считал, что каждый акт наблюдения за вещью превращается в наблюдение, каждый акт наблюдения превращается в размышление, каждый акт размышления превращается в ассоциации. Таким образом, очевидно, что мы теоретизируем каждый раз, когда внимательно смотрим на мир». В поддержку Гете Фейерабенд писал: «Ньютон... не дал объяснения [света], а просто заново описал то, что он видел... [и] представил механизм той самой теории, которую он хотел доказать». [2]
Для Гете конечная цель науки была двоякой: обе — расширить базу данных человеческих знаний; во-вторых, как метод метаморфозы экспериментатора. [2] В гетеанской науке эксперимент является «посредником между объектом (природными явлениями) и субъектом (экспериментатором)». Тогда все эксперименты становятся двоякими, потенциально раскрывая о природных явлениях столько же, сколько они открывают экспериментатору самому себе.
Методика Гете — взаимное и тесное взаимодействие наблюдателя и наблюдаемого; и что происходит со временем. В идеале по мере того, как наблюдаемые экспериментатором знания растут в результате изучения природных явлений, растет и его способность к внутреннему осознанию, проницательности, воображению, интуиции и вдохновению.
В то время как картезианско-ньютоновская наука принимает только один практический силлогизм об экспериментаторах и темах исследований, гетеанская наука демонстрирует практику науки как искусство, практику, направленную на совершенствование восприятия экспериментатора с течением времени, повышение его уровня до уровня воображения, вдохновения и интуиции.
Эпистемология Гете
[ редактировать ]Метод Гете, рассматривающий науку как искусство, эксперимент как посредника между экспериментатором и природой, может быть применен к исследованиям любого рода. Там, где картезианско-ньютоновская наука определяет и ценит расширение знаний как логический и линейный путь к накоплению фактов, [ нужна ссылка ] Гетеанская наука определяет и ценит расширение знаний как: [ нужна ссылка ] 1) Наблюдение органических преобразований природных явлений во времени (историческая прогрессия); и2) Органическое преобразование внутренней жизни экспериментатора.
Гете разработал две динамические концепции — одну полярности (развитую в его «Хроматологии» ) и одну логико-линейной последовательности ( «Морфологии» ). Они применимы ко всем доменам.
Для Гете понимание жизненной природы ( natura naturans ) во многом является функцией получения впечатлений и активации тем самым реакций через Gemüt (сочувствие, возможно, также сострадание), так что человек «становится тем, что он воспринимает». [2] Это соответствует эмпиризму Аристотеля. [10]
Кантианская точка зрения — это сфера количества, и вещь отделена от качества и явления. Поэтому мы никогда не можем быть уверены, что то, что мы воспринимаем, объективно реально.
Новый образ мышления Гете ( denken ) — это параллельный порядок науки [более отчетливая, отдельная, более целостная парадигма], полезный для преодоления тяжелого когнитивного занавеса, воздвигнутого Кантом, где ценятся только утилитарные идеи и наука.
Как утверждает Амрин, Гете считал, что математический подход ( mathesis ) подходит для инертной природы. Однако, чтобы стать по-настоящему человеком, мы не можем держать математику в центре нашей жизни – отдельно от рационального Чувства и доминировать над ним. Все, что меньше истинно человеческих ценностей в центре нашей жизни, неуместно и контрпродуктивно.
Гете и идея эволюции
[ редактировать ]В 1790-х годах Гете заново открыл у человека предчелюстную кость , известную как резцовая кость . Он назвал это морфологическим свидетельством связи человечества с другими видами млекопитающих. [11]
Гете пишет в «Истории моих ботанических исследований» (1831):
Постоянно меняющаяся демонстрация растительных форм, за которой я следил в течение стольких лет, все больше пробуждает во мне мысль: не все растительные формы, окружающие нас, были созданы в какой-то данный момент времени, а затем заперты в данной форме, они им была дана… удачная мобильность и пластичность, позволяющая им расти и адаптироваться к самым разным условиям в самых разных местах. [12]
Эндрю Диксон Уайт также пишет об эволюционной мысли в «Истории войны науки с теологией в христианском мире» (1896):
Примерно в конце восемнадцатого века плодотворные предложения и даже ясные представления той или иной части обширной эволюционной доктрины поступали массово и быстро, причем из самых разных сторон. Особенно примечательны были работы Эразма Дарвина в Англии, Мопертюи во Франции, Окена в Швейцарии и Гердера и, что наиболее блестяще, Гете в Германии. [13]
Прием
[ редактировать ]Артур Шопенгауэр расширил исследования Гете в области оптики, используя другую методологию в своей книге «О зрении и цветах» .
Рудольф Штайнер представляет подход Гете к науке как феноменологический в издании сочинений Гете Кюршнера. [14] Штайнер подробно остановился на этом в книге «Гетеанская наука» (1883 г.). [15] и Теория познания, заложенная в мировоззрении Гете (1886 г.). [16] в котором он подчеркивает необходимость воспринимающего органа интуиции, чтобы понять биологический архетип Гете (т.е. Типус ).
Ветвь гетеанской науки Штайнера была расширена Оскаром Шмиделем и Вильгельмом Пеликаном , которые проводили исследования с использованием интерпретаций Штайнера.
Людвигом Витгенштейном Обсуждения теории цвета Гете были опубликованы под названием цвете» «Замечания о . [17]
Гете Видение целостной науки вдохновило биолога и паранормальных явлений исследователя Руперта Шелдрейка .
Он учился в англиканской школе-интернате , а затем изучал биологию в Кембридже , изучая «жизнь», убивая животных, а затем измельчая их для извлечения ДНК . Это тревожило. Спасение пришло, когда друг познакомил его с Гете. Представление этого старого немца XVIII века о «целостной науке» очень понравилось молодому британцу. Шелдрейк использовал Гете, чтобы исследовать, как полевые ландыши на самом деле становятся полевыми ландышами. [18]
Шелдрейк известен термином «морфогенетическое поле», который на самом деле является цитатой одного из учеников Штайнера, Поппельбаума.
Американский философ Уолтер Кауфман утверждал, что « психоанализ Фрейда был поэтической наукой» в смысле Гете. [19] [20]
В 1998 году Дэвид Симон и Артур Зайонц написали «Путь науки Гете: феноменологию природы ». [21]
Также в 1998 году Анри Бортофт написал «Целостность природы: наука сознательного участия Гете в природе». [22] в котором он обсуждает актуальность и важность подхода Гете к современной научной мысли.
Биолог Брайан Гудвин (1931-2009) в своей книге «Как леопард изменил свои пятна: эволюция сложности» утверждал, что организмы как динамические системы являются основными агентами творческой эволюционной адаптации, а в книге Гудвин заявил: «Идеи, которые я развиваю в эта книга очень в духе Гете». [23]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кант, Иммануил; Кант, Иммануил (2007). Вайгельт, Маркус (ред.). Критика чистого разума . Классика пингвинов. Перевод Мюллера, Фридриха Макса. Лондон: Книги Пингвинов. ISBN 978-0-14-044747-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Амрин, Фредерик (2012). «Философские корни вальдорфского образования» . Бюллетень Вальдорфских исследований . 17 (2) . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ «Светлый курс» . 1919 год . Проверено 1 мая 2024 г.
- ^ Лерс, Эрнст. Человек или материя: введение в духовное понимание природы на основе метода тренировки наблюдения и мышления Гете. Архивировано 10 января 2014 г. на Wayback Machine , получено 10 января 2014 г.
- ^ Эрнст Лерс, Человек или материя, Глава II | https://archive.org/stream/manormatter05641gut/elmom10p#page/n23/mode/2up
- ^ Jump up to: а б с д и Веллмон, Чад (2010). «Морфология познания Гете, или Разрастание номенклатуры» . Ежегодник Гете . 17 : 153–177. дои : 10.1353/gyr.0.0075 . S2CID 5025069 . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ Роджер, Жак (1998). Жизнь наук во французской мысли восемнадцатого века . Пало-Альто: Издательство Стэнфордского университета. стр. 426–29. ISBN 9780804725781 . Проверено 22 ноября 2014 г.
- ^ Шпенглер, Освальд (1926). Упадок Запада, т. Я, главы 3-4 . Джордж Аллен и Анвин, Лондон. стр. 117–118.
- ^ Гете, Иоганн (октябрь 1995 г.). Миллер, Дуглас (ред.). Научные исследования (Гете: Собрание сочинений, Том 12) . Издательство Принстонского университета . п. 57.
- ^ Амрин, Фредерик. «Метаморфозы учёного». На пути науки Гете: феноменология природы с. 40
- ^ Гиллиспи, Чарльз Коулстон (1960). Грань объективности: Очерк истории научных идей . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 194. ИСБН 0-691-02350-6 .
- ^ Фрэнк Тайхманн (тр. Джон МакЭлис) «Появление идеи эволюции во времена Гете», впервые опубликованный в журнале «Междисциплинарные аспекты Эволюция , Ураххаус (1989)
- ^ Эндрю Диксон Уайт, История войны науки с теологией в христианском мире, том 1, стр.62 (1896)
- ^ Рудольф Штайнер редактировал научные труды Гете для издания Кюршнера «Немецкой национальной литературы» (1883–1897).
- ^ Рудольф Штайнер , Гетеанская наука . Меркурий Пресс, 1988 г. ISBN 0-936132-92-2 , ISBN 978-0-936132-92-1 электронный текст
- ^ электронный текст
- ^ Замечания о цветах , изд. Джема Анскомба (1977). Замечания о цвете. ISBN 0-520-03727-8 . Замечания по поводу теории цвета Гете.
- ^ «Руперт Шелдрейк: восхитительный сумасшедший». Архивировано 24 июля 2009 г. в Wayback Machine Дэвидом Боуменом, Salon.com.
- ^ Уолтер Арнольд Кауфман Гете, Кант и Гегель: открытие издателей Mind Transaction , 1991 ISBN 0-88738-370-X , ISBN 978-0-88738-370-0 [1]
- ^ Уолтер Кауфманн, Фрейд, Адлер и Юнг, стр. 109 (Открытие разума, том 3), Transaction Publishers, 1992 г. ISBN 0-88738-395-5 , ISBN 978-0-88738-395-3 [2]
- ^ Дэвид Симон, Артур Зайонц , Путь науки Гете: феноменология природы Серия Suny по экологической и архитектурной феноменологии SUNY Press , 1998 ISBN 0-7914-3681-0 , ISBN 978-0-7914-3681-3
- ^ Анри Бортофт , Целостность природы: наука сознательного участия Гете в природе (Гудзон, Нью-Йорк: Lindesfarne Press, 1996) ISBN 978-0940262799 ISBN 0940262797
- ^ Как леопард изменил свои пятна: эволюция сложности, Брайан Гудвин, Princeton University Press, 2001, стр. 136 ISBN 0-691-08809-8
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гете и молекулярная эстетика, Маура К. Фланнери, Университет Сент-Джонс
- Гете в Центре философии
- Чувственное воображение Гете
- Институт природы
- Теория цвета Гете
- Видеть природу в целом — гетеанский подход
- Гете, природа и феноменология
- Занимаясь гетеанской наукой
- Изучение гетеанской науки
- Гетеанская наука
- Гетеанская наука , онлайн-книга Рудольфа Штайнера