Гражданин Генерал

Der Bürgergeneral (английский: «Гражданин генерал» ) — комедия одноактная Иоганна Вольфганга фон Гете , написанная и опубликованная в 1793 году. Она высмеивает Французскую революцию через историю человека, который изображает из себя революционера, чтобы обмануть богатого крестьянина. вне еды. Обман вызывает кратковременную панику, прежде чем дворянин вмешается, чтобы разоблачить преступника, вершить правосудие и восстановить порядок. Гете написал пьесу всего за три дня и поставил ее в Веймарском придворном театре , директором которого он был.
Краткое содержание
[ редактировать ]Шнапс, главный герой, — негодяй-парикмахер, который выдает себя за революционного генерала, используя одежду, украденную у умирающего французского военнопленного: униформу Национальной гвардии Франции, фуражку свободы, трехцветную кокарду и саблю. Он притворяется участником заговора, направленного на неминуемую революцию, чтобы обманом заставить Мартена, богатого, но пожилого крестьянина, предоставить ему бесплатную еду из хлеба и молока. Зять Мертена Гёрге и жена Рёзе видят обман и нападают на Шнапса дубиной . В дело вмешивается мировой судья, и семья подозревается в причастности к революционным якобинцам . Однако истина в конечном итоге устанавливается местным представителем помещичьего дворянства. [ 1 ] К шнапсу относятся с милосердием, поскольку дворянин признает, что цирюльник не представляет реальной опасности для общества, и угроза революции обезврежена. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]В январе 1791 года Гете был назначен на должность генерального директора Придворного театра в Веймаре . [ 3 ] Находясь в Веймаре, он написал Der Bürgergeneral всего за три дня, с 23 по 26 апреля 1793 года. [ 1 ] и впервые он был показан в театре всего несколько дней спустя, 2 мая. [ 4 ] Спектакль стал продолжением двух более ранних постановок театра: « Die beiden Billets» французского писателя Жана-Пьера Клариса де Флориана и его продолжения «Der Stammbaum» ( под Кристиана Леберехта Гейне псевдонимом Антон Валль). [ 5 ] Обе пьесы были достаточно хорошо приняты, что побудило Гете написать еще одно продолжение, которое, хотя и отсылает к своим предшественникам, должно было функционировать как отдельная пьеса. Актер Иоганн Кристоф Бек успешно сыграл роль Шнапса и вернулся к той же роли в «Генерал-бюргере» . После премьеры в Веймаре его также исполняли в Лаухштедте и Эрфурте ; к 1805 году его исполняли пятнадцать раз. [ 6 ]
Темы
[ редактировать ]Энтони Дж. Нис охарактеризовал пьесу как «своего рода консервативную пропагандистскую пьесу» в ответ на Французскую революцию. [ 7 ] По словам Патрика Фортмана, цель пьесы
высмеять революцию, показать, насколько она совершенно неуместна в сельской Германии, насколько обманчивы ее обещания свободы и равенства, насколько корыстны ее энтузиасты, как дилетантски заговорщики строили тайные заговоры и насколько ненужна вся эта затея, если социальные классы готовы сотрудничать и идти навстречу друг другу. [ 5 ]
Гете намеревается высмеять символику Французской революции – мундир, кокарду, фуражку и саблю (все они в Веймарской постановке 1793 года были подлинными предметами, привезенными Гете из Франции в качестве военных трофеев) – заставив крестьянина Мертена критиковать их по стандартам современной немецкой крестьянской одежды. [ 5 ]
Нейс связывает наследие пьесы с типом крестьянской сатиры, популяризированной Кристианом Вайзе и Гансом Саксом . Он отмечает, что в нем «очень мало размышлений о природе драмы или литературы» и избегает использования театральных терминов. [ 7 ] Помощник Гете Антон Генаст сказал, что пьеса рассматривалась людьми как «kleine Schlacht» (маленькая битва) Веймара против Франции. [ 2 ] Сам Гете выразил надежду, что оно будет иметь «какую-то эстетическую ценность», и назвал его « символом для выявления глупых или злых непатриотов в Германии». [ 8 ]
Der Bürgergeneral также известен тем, что представил одну из самых заметных тем Гете в его последующих пьесах: добродетели брака и супружеской любви «как моральный и поэтический знак противоречия развращенности времени», как выразился Николас Бойль. [ 9 ] Крестьянская пара Гёрге и Рёзе женаты двенадцать недель, но до сих пор безумно любят друг друга; Пока Мяртен размышляет над газетными репортажами из Франции, его дочь и зять вместе планируют свое будущее. Их любовь вдохновляет дворянина жениться на своей возлюбленной и пообещать, что их будущие дети будут играть вместе. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бойл, Николас (1991). Гете: Революция и отречение (1790–1803) . Издательство Оксфордского университета. п. 148. ИСБН 978-0-19-815869-1 .
- ^ Jump up to: а б Шутьер, Карин (2000). «Война и драматургия: Команда Гете Веймарским театром». В Хенке, Буркхард; Корд, Сюзанна; Рихтер, Саймон (ред.). Развертывание Веймара Гете: очерки культурологии и местных знаний . Камден Хаус. п. 154. ИСБН 978-1-57113-194-2 .
- ^ Бойл, с. 92
- ^ Гарланд, Генри Бернанд; Гарланд, Мэри (1976). Оксфордский справочник по немецкой литературе . Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-866115-3 .
- ^ Jump up to: а б с Фортманн, Патрик (весна 2013 г.). «Политическая фантазия, театральность и суверенитет в комедиях Гете «Der Groß-Cophta», «Die Aufgeregten» и «Bürgergeneral» . Ежемесячные журналы . 105 (1): 1–25. дои : 10.1353/пн.2013.0016 .
- ^ Бойл, с. 93
- ^ Jump up to: а б Нис, Энтони Дж. (1980). Драматургия в немецкой драматургии: от Грифиуса до Гете . Зима. п. 239. ИСБН 978-3-533-02941-0 .
- ^ Бойл, с. 149
- ^ Jump up to: а б Бойл, с. 150