Jump to content

Анна Мария ван Шурман

Анна Мария ван Шурман
Анна Мария ван Шурман, Ян Ливенс , 1649 г.
Рожденный ( 1607-11-05 ) 5 ноября 1607 г.
Умер 4 мая 1678 г. ) ( 1678-05-04 ) ( 70 лет
Национальность Голландский
Образование Университет Утрехта [1]
Стиль Рисование
Гравировка
Поэзия

Анна Мария ван Шурман (5 ноября 1607 — 4 мая 1678) — голландская художница , гравер , поэтесса , учёный-классик , философ и феминистка. [1] писательница, наиболее известная своей исключительной образованностью и защитой женского образования . [1] [2] Она была высокообразованной женщиной, преуспевшей в искусстве, музыке и литературе, а также полиглотом , владевшим четырнадцатью языками, включая латынь , древнегреческий , библейский иврит , арабский , сирийский , арамейский и эфиопский , а также различные современные европейские языки . языки . [3] Она была первой женщиной, неофициально учившейся в голландском университете. [4]

Гравюра Анны Марии ван Шурман
Гравюра Анны Марии ван Шурман
Корнелис ван Дален Младший по мотивам Корнелиса Джонсона ван Сеулена, Анны Марии ван Шурман , ок. 1657 г., гравюра

Ван Шурман родился в Кельне , в то время входившем в состав Священной Римской империи , в семье богатых родителей Фредерика ван Шурмана из Антверпена (ум. 1623) и Евы фон Харф де Драйборн. В четыре года она умела читать . [5] Когда ей было шесть лет, она освоила создание очень сложных фигурок из бумаги, которые превосходили любого другого ребенка ее возраста. В десять лет она научилась вышивать за три часа. В некоторых своих произведениях она рассказывает о том, как изобрела технику лепки из воска , говоря: «Мне пришлось открыть для себя много вещей, которым меня никто не мог научить». Ее восковая скульптура-автопортрет была настолько реалистичной, особенно ожерелье, что ее подруге, принцессе Нассау, пришлось проткнуть одну из них булавкой, чтобы убедиться, что она не настоящая. [6] Между 1613 и 1615 годами ее семья переехала в Утрехт , а примерно десять лет спустя они переехали снова, на этот раз во Франекер во Фрисландии. Примерно с 11 лет ее отец вместе со своими сыновьями обучал Шурман латыни и другим предметам, что было необычным решением в то время, когда девочек в благородных семьях обычно не обучали классической литературе. [7] дал ей читать Сенеку Чтобы выучить латынь , отец . Частное образование и самообучение дополнялись перепиской и дискуссиями с такими знаменитостями, как Андре Риве и Фридрих Спанхейм , профессорами Лейденского университета , а также соседом семьи Гисбертом Воэциусом , профессором Утрехтского университета . [8] Она преуспела в живописи , вырезании из бумаги , вышивке и резьбе по дереву . Еще одним видом искусства, с которым она экспериментировала, была каллиграфия , которой она научилась, просто глядя на книгу-модель. Освоив это, она изобрела стили, которые позволили ей писать на многих языках, которые она знала. [6] После смерти ее отца семья вернулась в Утрехт в 1626 году. [7] Когда ей было 20, дом Шурман стал местом встречи интеллектуалов. Среди ее друзей были Константин Гюйгенс , Йохан ван Бевервейк , Якоб де Витт , Корнелиус Бой , Маргарета ван Годевейк и Утрисия Огл . [9] В 1630-х годах она училась гравюре у Магдалены ван де Пассе . [7] Сочетая технику гравюры с навыками каллиграфии, ее знаменитые гравированные каллиграфические произведения привлекли внимание всех, кто их видел, включая ее современников. [10] Несмотря на свою игривость и экспериментаторство, Анна Мария очень серьезно относилась к своему искусству, и это знали ее современники. Сама она говорила, что «безмерно одарена Богом в искусстве». [6]

В 1634 году, благодаря ее отличным знаниям латыни, ее пригласили написать стихотворение к открытию Утрехтского университета . В стихотворении она прославила город Утрехт и новый университет. Она отметила потенциал университета, который поможет городу справиться с экономическими последствиями наводнений и изменения русла реки Рейн . Она также оспорила исключение женщин из университета. В ответ на ее жалобу руководство университета разрешило ей посещать лекции профессора Воэция. [11] В 1636 году она стала первой студенткой университета. [12] или в любом голландском университете. Женщинам в то время не разрешалось учиться в университете протестантских Нидерландов, и когда она посещала лекции, она сидела за ширмой или в занавешенной кабинке, чтобы студенты-мужчины не могли ее видеть. [13] В университете она изучала иврит, арабский, халдейский, сирийский и эфиопский языки. [12] Ее интерес к философии и теологии, а также художественный талант способствовали ее славе и репутации «Звезды Утрехта». К 1640-м годам она свободно говорила на 14 языках и писала на латыни, греческом, иврите, итальянском, французском, арабском, персидском, эфиопском, немецком и голландском языках. [11]

По словам ее современника Пьера Ивона, Шурман прекрасно владела математикой, географией и астрономией. У благочестивого молодого ученого, похоже, было немало поклонников. После того, как его жена умерла в 1631 году, Константин Гюйгенс попросил руки Шурмана и написал ей 10 стихотворений на трех языках в 1634 году. Гюйгенса дразнили другие голландские интеллектуалы. Приверженность Шурман целибату и учебе казалась непоколебимой. Когда она выбрала фразу Amor Meus Crucifixus Est Моя любовь была распята ») в качестве своего девиза, ее интеллектуальные друзья были убеждены, что ее решение не выходить замуж было основано на ее благочестии, а не на учености. [14]

Шурман создавал изящные гравюры, используя алмаз на стекле, скульптуру, восковую лепку и резьбу по слоновой кости и дереву. Она рисовала, особенно портреты, став первым известным голландским художником, использовавшим пастель в портретах. В 1643 году она получила почетное членство в Гильдии художников Святого Луки , что свидетельствует о общественном признании ее искусства.

Шурман переписывался с датской дворянкой Биргитте Тотт , которая переводила классических авторов и религиозные сочинения. Перевод философских работ Сенеки , сделанный Тоттом , включал предисловие, в котором она приводила доводы в пользу права женщин на образование. Тотт заявила, что она переводила классические произведения, потому что немногие женщины умели читать по-латыни. Шурман публично похвалил Тотт и назвал ее «десятой музой Севера». [15] Шурман посредством переписки создала сеть ученых женщин по всей Европе. Она переписывалась на латыни и иврите с Доротеей Мур , на греческом с Батсуа Макин , на французском, латыни и иврите с Марией де Гурне и Мари дю Мулен [ nl ] , на латыни и французском языке с Елизаветой Богемской и на латыни с королевой Кристиной Швеция . Частой темой в этой переписке было образование женщин. Шурман в переписке выразила восхищение такими образованными женщинами, как леди Джейн Грей и королева Елизавета I. [16]

Несанкционированная версия сочинений Шурман об образовании женщин была опубликована в 1638 году в Париже под названием Dissertatio De Ingenii Muliebris ad Doctrinam, & meliores Litteras aptitudine . Поскольку несанкционированный сборник ее сочинений распространился, Шурман решила опубликовать авторитетный латинский трактат в 1641 году. В 1657 году трактат был опубликован на английском языке под названием « Ученая горничная, или Может ли горничная быть ученым» . [17]

Лабадисты

[ редактировать ]
Автопортрет, 1633 г.

В свои 60 лет Шурман стала одним из главных лидеров лабадистов . [18] В 1660-х годах Шурман все больше разочаровывался в реформатских церквях в Нидерландах . [19] Своей целью она сделала реформацию церкви. Помимо переписки с министрами, она путешествовала по стране и организовывала встречи с ними. Она посетовала на отсутствие духовной преданности и на «экспонаты духовенства», занимавшие церковные кафедры. [20]

В 1661 году брат Шурмана изучал богословие у еврейского учёного Иоганна Буксторфа в Базеле и узнал о лишенном сана французском священнике Жане де Лабади . Он поехал в Женеву, чтобы встретиться с ним. [20] В 1662 году он подробно переписывался с Шурманом об учении Лабади. Когда Лабади и небольшое количество его последователей остановились в Утрехте по пути в Мидделбург , они поселились в доме Шурмана. Лабади стал пастором Мидделбурга, проповедуя милленаризм , выступая за моральное возрождение и за то, что верующие должны жить отдельно от неверующих. Шурман поддержал его, даже когда его сняли с поста пастора. Когда в конце 1669 года Лабади поселилась в Амстердаме , чтобы основать сепаратистскую церковь, Шурман продала свой дом и часть библиотеки. Она присоединилась к сектантской общине Лабади. [21] В марте 1669 года она порвала с реформатской церковью, опубликовав 10-страничную брошюру « О реформации, необходимой в настоящее время в Церкви Христовой» . Она обвинила церковных деятелей в попрании «небесной мудрости», утверждая, что народ Божий должен быть отделен от «мондейнов» через «ненависть к миру» и «божественную любовь». [18]

Последовала публичная клеветническая кампания. Шурман подверглась нападкам со стороны ее интеллектуальных друзей, в том числе Гюйгенса и Воэция. Ее стиль письма стал откровенным и уверенным. Когда лабадистам пришлось покинуть Амстердам, Шурман заручилась приглашением от своей подруги принцессы Елизаветы Богемской , которая в 1667 году стала настоятельницей лютеранского Даменстифта Херфордского аббатства . 50 лабадистов жили там между 1670 и 1672 годами. В Хердфорде Шурман продолжала заниматься искусством, а лабадисты содержали печатный станок. Лабадисты называли Шурмана мамой , а Лабади — папой . Ходили слухи, что Лабади и Шурман поженились; однако он женился на Люсии ван Соммельсдейк. В 1772 году лабадисты переехали в Альтону в Дании , поскольку Елизавета Богемская выступала от их имени в переписке с королем Дании. В 1673 году Шурман опубликовал «Эуклерию», или «Выбор лучшей части» , отсылку к Луки 10:42, когда Мария выбирает лучшую часть, сидя у ног Христа. [22] В нем она высмеивала сопротивление Гисберта Воэция ее восхищению святой Павлой , ученицей святого Иеронима , которая помогала переводить Библию на латынь . Воэций утверждал, что женщины должны иметь ограниченную общественную роль, а все остальное является женским неприличием. [20] Евклерия была хорошо принята Готфридом Вильгельмом Лейбницем и выдающимися пиетистами, в том числе Иоганном Якобом Шютцем , Филиппом Якобом Шпенером и Элеонорой ван Мерлау [ де ] . [23]

Когда Лабади умер в 1674 году, Шурман исследовал возможность переезда в Англию с латинским ученым Люси Хатчинсон и теологом Джоном Оуэном , переписываясь по этому поводу . Но лабадисты переехали в деревню Виуверд во Фрисландии и привлекли к себе многочисленных новых членов, в том числе Марию Сибиллу Мериан . Около 400 лабадистов практиковали абсолютную отстраненность от мирских ценностей. Они попытались вернуться к традициям ранней церкви, разделив все имущество. В последние годы своей жизни Шурман была прикована к дому из-за тяжелого ревматизма . Она продолжала писать, поддерживая переписку и работая над второй частью «Эвклерии» . Она умерла в возрасте 70 лет в 1678 году. [24]

Опубликованные произведения

[ редактировать ]
Титульный лист и фронтиспис книги ван Шурмана «Ученая горничная» , напечатанной в 1659 году.

Многие из сочинений Шурман были опубликованы при ее жизни в нескольких изданиях, хотя некоторые из ее сочинений были утеряны. Ее самой известной книгой была « Нобилис». Virginis Annae Mariae a Schurman Opuscula Hebraea Graeca Latina et Gallica, Prosaica et Metrica ( Незначительные произведения на иврите, греческом, латыни и французском языке в прозе и поэзии благороднейшей Анны Марии ван Шурман ). Оно было опубликовано в 1648 году Фридрихом Спангеймом , профессором теологии Лейденского университета, через лейденского издателя Эльзевирса . [11]

Книга Шурман « Ученая горничная, или Может ли горничная быть ученым» возникла на основе ее переписки по вопросам женского образования с богословами и учеными по всей Европе. В нем она приводит Джейн Грей как пример ценности женского образования. Шурман утверждала, что обучение женщин языкам и Библии увеличит их любовь к Богу. [25] Хотя все большее число королевских и богатых семей предпочитали давать образование своим дочерям, девочки и женщины не имели формального доступа к образованию. [26] Шурман утверждал, что «Девица может быть Ученым... Это утверждение может быть доказано как на основании свойства формы этого субъекта или разумной души: так и на основании самих действий и эффектов. Ибо очевидно, что Горничные делают на самом деле изучайте любые искусства и науки». [27] Утверждая, что у женщин есть разумная душа, она предвосхитила картезианский аргумент в пользу человеческого разума, подкрепив свое утверждение о том, что женщины имеют право на образование. Шурман и Рене Декарт переписывались, и хотя они расходились во мнениях относительно интерпретации Библии, они оба считали, что разум занимает центральное место в человеческой идентичности. [28]

В «Ученую горничную» включена переписка с богословом Андре Риве . В своей переписке с Ривет Шурман объяснила, что такие женщины, как Мари де Гурне, уже доказали, что мужчина и женщина равны, поэтому она не будет «утомлять своих читателей повторением». Как и Ривет, Шурман в «Ученой девице» приводил доводы в пользу образования на основе моральных соображений, потому что «невежество и праздность вызывают порок». Но Шурман также занял позицию, что «тот, кто от природы имеет стремление к искусству и науке, подходит для искусства и науки: у женщин есть это желание, поэтому женщины подходят для искусства и науки». Однако Шурман не выступал за всеобщее образование или образование для женщин из низших классов. Она придерживалась мнения, что женщины из высших слоев общества должны иметь доступ к высшему образованию. Шурман подчеркивал, что женщины могут внести ценный вклад в жизнь общества, и утверждал, что для их счастья также необходимо изучать теологию , философию и естественные науки . [29] Что касается «Ученой горничной» , Ривет предупредил ее в письме, что «хотя вы с изяществом показали нам это, ваши уговоры тщетны... У вас может быть много поклонников, но никто из них не согласен с вами». [30]

Гравюра автопортрета, 1640 г.

Когда Анна Мария ван Шурман рано продемонстрировала свой художественный талант, отец в 1630-х годах отправил ее учиться к знаменитой граверу Магдалене ван де Пассе . [7] Ее первой известной гравюрой стал автопортрет, созданный в 1633 году. [13] Ей было трудно изображать руки, и поэтому она находила способы скрыть их на всех своих автопортретах. [13] В другую гравюру-автопортрет, созданную ею в 1640 году, она включила латинскую надпись «Cernitis hic picta nostros in Imagine vultus: si negat ars formā [m], gratia Vestra Dabit». На английский это переводится как « Посмотрите на мое подобие, изображенное на этом портрете: пусть ваша благосклонность усовершенствует работу, в которой искусство потерпело неудачу». [7]

Опубликованные работы

[ редактировать ]

Неполный список [3]

  • «De Vitæ Termino» (О конце жизни). Опубликовано в Лейдене, 1639 г. Переведено на голландский язык как «Pael-steen van den tijt onses levens», опубликовано в Дордрехте, 1639 г.
  • Диссертация на тему «Женская изобретательность в преподавании и лучшие способности к письму» . Эльзевир 1641 г. Париж, 1638 г., и Лейден, 1641 г. Переведено на многие языки, включая голландский, французский (1646 г.) и английский под названием Учёная горничная; или «Может ли служанка быть ученой?» . Лондон: Редмэйн. 1659.
В этой работе утверждалось, используя средневековую технику силлогизма , что женщины должны быть образованы во всех вопросах, но не должны использовать свое образование в профессиональной деятельности или трудоустройстве, и им нельзя позволять вмешиваться в их домашние обязанности. Для своего времени это была радикальная позиция.
Это издание собрания ее сочинений, включающее переписку на французском, латыни, греческом и иврите, опубликованное домом Elsevier под редакцией Фридриха Спангейма , еще одного ученика Лабади. Том переиздавался в 1650, 1652, 1723 и 1749 годах. [31]
Это защита ее выбора следовать Лабади и богословскому трактату.

Дань уважения

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Пьета ван Бик: Первая студентка университета: А. М. Ван Шурман , Утрехт, 2010 г., 280 стр. бесплатный PDF-файл
  • Бо Карен Ли: Я хочу быть никем : роль самоотречения в мистической теологии А. М. ван Шурмана в книге « Женщины, гендер и радикальная религия в Европе раннего Нового времени». Эд. Сильвия Браун. Лейден: 2008, 27 с., онлайн в Google-книгах.
  • Катарина М. Уилсон и Фрэнк Дж. Варнке (редакторы), Женщины-писатели семнадцатого века , Афины: U. of Georgia Press, (1989), стр. 164–185.
  • Мирьям де Баар и др. (ред.), Выбор лучшей части. Анна Мария ван Шурман (1607–1678) , Дордрехт, Бостон, Лондон: Kluwer Academic Publishers, (1996).
  • Мирьям де Баар: Пол, жанр и авторитет в религиозных произведениях семнадцатого века: Анна Мария ван Шурман и Антуанетта Буриньон как контрастирующие примеры , 30 стр. бесплатный PDF-файл
  • Энн Р. Ларсен, «Анна Мария ван Шурман,« Звезда Утрехта »: образовательное видение и восприятие саванте», [Женщины и гендер в раннем современном мире], Абингдон: Routledge, 2016.
  • Анна Мария ван Шурман, «Должна ли женщина-христианка быть образованной и другие произведения ее интеллектуального круга» , под редакцией и переводом Джойс Ирвин, Чикаго, 1998 г., онлайн в google-books
  • Леннеп Дж., Герман Ф.К. Кейт и В.П. Хувенаар. Галерея известных голландцев периода Фредерика Хендрика . Утрехт: Л. Е. Бош и сын, 1868.
  • Мартина ван Элк, Женское письмо раннего Нового времени: домашняя жизнь, конфиденциальность и общественная сфера в Англии и Голландской Республике , Cham: Palgrave/Springer, 2017.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Кларк, Десмонд М. (сентябрь 2013 г.). «Анна Мария ван Шурман и женское образование» . Философское обозрение Франции и зарубежья . 3 (138). Париж : Presss Universitaires de France: 347–360. дои : 10.3917/rphi.133.0347 . eISSN   2104-385X . ISSN   0035-3833 – через Cairn.info .
  2. ^ Ирвин, Джойс (март 1977 г.). «Анна Мария Ван Шурман: от феминизма к пиетизму». История Церкви . 46 (1). Кембридж и Нью-Йорк : Издательство Кембриджского университета от имени Американского общества церковной истории : 48–62. дои : 10.2307/3165158 . ISSN   1755-2613 . JSTOR   3165158 . S2CID   161966359 .
  3. ^ Jump up to: а б «Об Анне Марии ван Шурман» . www.annamariavanschurman.org . Проверено 4 мая 2023 г.
  4. ^ «Анна Мария ван Шурман» . Оксфордская библиография . Издательство Оксфордского университета . Проверено 23 сентября 2019 г.
  5. Биография Анны Марии Шурманс в De grotee schouburgh der Nederlantsche konstschilders enpainteresses (1718) книге Арнольда Хубракена , любезно предоставлена ​​Цифровой библиотекой голландской литературы.
  6. ^ Jump up to: а б с Хониг, Элизабет Элис. «Искусство быть «художественным»: творческие практики голландских женщин в 17 веке». Женский художественный журнал 22, вып. 2 (2001): 31–39. дои: 10.2307/1358900.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Анна Мария ван Шурман в РКД
  8. ^ Лори Дж. Черчилль; Филлис Р. Браун; Джейн Э. Джеффри (2014). Женщины, пишущие на латыни: женщины раннего Нового времени, пишущие на латыни . Рутледж. п. 217. ИСБН  9781135377564 .
  9. ^ Кэрол Пал (2012). Республика женщин: переосмысление республики писем в семнадцатом веке . Издательство Кембриджского университета. п. 60. ИСБН  9781139510752 .
  10. ^ Мур, Корнелия Никус. «Анна Мария ван Шурман (1607–1678)». Канадский журнал нидерландских исследований 11, вып. 32 (1990): n5.
  11. ^ Jump up to: а б с Лори Дж. Черчилль; Филлис Р. Браун; Джейн Э. Джеффри (2014). Женщины, пишущие на латыни: женщины раннего Нового времени, пишущие на латыни . Рутледж. п. 271. ИСБН  9781135377564 .
  12. ^ Jump up to: а б Фраде, София (2016). «Ученые дамы Менажа: Анна Дасье (1647–1720) и Анна Мария ван Шурман (1607–1678)». В Уайлсе, Рози; Холл, Эдит (ред.). Женщины-ученые-классики: открытие фонтана от эпохи Возрождения до Жаклин де Ромилли . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780198725206 .
  13. ^ Jump up to: а б с Ван Бик 2010: 60 и н. 97, который указывает, что мы знаем об этом из отчетов однокурсников Ван Шурмана Декарта и Хорнбека.
  14. ^ Кэрол Пал (2012). Республика женщин: переосмысление республики писем в семнадцатом веке . Издательство Кембриджского университета. п. 56. ИСБН  9781139510752 .
  15. ^ Лори Дж. Черчилль; Филлис Р. Браун; Джейн Э. Джеффри (2014). Женщины, пишущие на латыни: женщины раннего Нового времени, пишущие на латыни . Рутледж. п. 277. ИСБН  9781135377564 .
  16. ^ Лори Дж. Черчилль; Филлис Р. Браун; Джейн Э. Джеффри (2014). Женщины, пишущие на латыни: женщины раннего Нового времени, пишущие на латыни . Рутледж. п. 275. ИСБН  9781135377564 .
  17. ^ Мелисса Смит (2004). Чтение женщин раннего Нового времени: антология рукописных и печатных текстов, 1550–1700 гг . Психология Пресс. п. 79. ИСБН  9780415966467 .
  18. ^ Jump up to: а б Рутледж (2014). Анна Мария ван Шурман, «Звезда Утрехта»: образовательное видение и восприятие саванте . Энн Р. Ларсен. п. 65. ИСБН  9781317180708 .
  19. ^ Рутледж (2014). Анна Мария ван Шурман, «Звезда Утрехта»: образовательное видение и восприятие саванте . Энн Р. Ларсен. п. 62. ИСБН  9781317180708 .
  20. ^ Jump up to: а б с Рутледж (2014). Анна Мария ван Шурман, «Звезда Утрехта»: образовательное видение и восприятие саванте . Энн Р. Ларсен. п. 63. ИСБН  9781317180708 .
  21. ^ Рутледж (2014). Анна Мария ван Шурман, «Звезда Утрехта»: образовательное видение и восприятие саванте . Энн Р. Ларсен. п. 64. ИСБН  9781317180708 .
  22. ^ Рутледж (2014). Анна Мария ван Шурман, «Звезда Утрехта»: образовательное видение и восприятие саванте . Энн Р. Ларсен. п. 66. ИСБН  9781317180708 .
  23. ^ Рутледж (2014). Анна Мария ван Шурман, «Звезда Утрехта»: образовательное видение и восприятие саванте . Энн Р. Ларсен. стр. 66–67. ISBN  9781317180708 .
  24. ^ Рутледж (2014). Анна Мария ван Шурман, «Звезда Утрехта»: образовательное видение и восприятие саванте . Энн Р. Ларсен. п. 67. ИСБН  9781317180708 .
  25. ^ Мелисса Смит (2004). Чтение женщин раннего Нового времени: антология рукописных и печатных текстов, 1550–1700 гг . Психология Пресс. п. 59. ИСБН  9780415966467 .
  26. ^ Стефани Фарриор (2017). Равенство и недискриминация согласно международному праву . Рутледж. п. 222. ИСБН  9781351568036 .
  27. ^ Сестра Пруденс Аллен РСМ (2017). Концепция женщины . Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс. п. 302. ИСБН  9780802868435 .
  28. ^ Сестра Пруденс Аллен РСМ (2017). Концепция женщины . Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс. п. 303. ИСБН  9780802868435 .
  29. ^ Ли Энн Уэйли (2003). Женская история как ученые: Путеводитель по дебатам . АВС-КЛИО. п. 68. ИСБН  9781576072301 .
  30. ^ Ли Энн Уэйли (2003). Женская история как ученые: Путеводитель по дебатам . АВС-КЛИО. п. 69. ИСБН  9781576072301 .
  31. ^ Уипп, Корен. «Анна Мария ван Шурман» . Проект Континуа . Проверено 23 сентября 2014 г.
  32. ^ Настройки места . Бруклинский музей. Проверено 6 августа 2015 г.
  33. ^ «Галерея скульптур в Стейтенпассаже уступает место» . Палата представителей Генеральных штатов (на голландском языке). 14 сентября 2018 г. Проверено 11 октября 2020 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

медиафайлы по теме: Анны Марии ван Шурман. Викискладе есть

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 106ef2252a0495940487fc8a175b3bb4__1720713600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/b4/106ef2252a0495940487fc8a175b3bb4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anna Maria van Schurman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)