Орнамент (искусство)
В архитектуре и декоративном искусстве — это украшение , орнамент используемое для украшения частей здания или объекта. крупные изобразительные элементы, такие как монументальная скульптура Из этого термина исключены и их эквиваленты в декоративном искусстве; большинство орнаментов не содержат человеческих фигур, а если и присутствуют, то они малы по сравнению с общим масштабом. Архитектурный орнамент может быть вырезан из камня, дерева или драгоценных металлов, сформирован из гипса или глины, нарисован или отпечатан на поверхности в качестве накладного орнамента ; в других прикладных искусствах основной материал объекта или другой, например краска или стекловидная эмаль может использоваться .
большое разнообразие декоративных стилей и мотивов Для архитектуры и прикладного искусства разработано , в том числе гончарного дела , мебели , изделий из металла . В текстиле , обоях и других предметах, где украшение может быть основным оправданием его существования, чаще используются термины «узор» или «дизайн». Широкий спектр мотивов, используемых в орнаменте, основан на геометрических формах и узорах, растениях, фигурах людей и животных. В Евразии и Средиземноморье уже более трех тысяч лет существует богатая и взаимосвязанная традиция растительного орнамента; традиционный орнамент из других частей мира обычно больше опирается на геометрические и животные мотивы. Источником вдохновения для создания узоров обычно является природа, окружающая людей в этом регионе. Многие кочевые племена Центральной Азии имели множество анималистических мотивов до проникновения ислама в регион.
В эссе 1941 г. [1] историк архитектуры сэр Джон Саммерсон назвал это «модуляцией поверхности». Самые ранние украшения и орнаменты часто сохранились от доисторических культур в виде простых надписей на керамике, тогда как украшения из других материалов (включая татуировки ) были утеряны. Там, где использовался гончарный круг , технология значительно упрощала некоторые виды декора; ткачество - еще одна технология, которая также очень легко поддается украшению или рисунку и в некоторой степени диктует свою форму. Орнамент был очевиден в цивилизациях с самого начала письменной истории , начиная от древнеегипетской архитектуры и заканчивая настойчивым отсутствием орнамента в модернистской архитектуре 20-го века . Орнаменты также изображают определенную философию народа к окружающему миру. Например, в Средней Азии у кочевых казахов круговые линии орнаментов сигнализировали о последовательном восприятии времени в широких степях и широте и свободе пространства.
Орнамент подразумевает, что орнаментированный предмет выполняет функцию, которую может выполнять и его неорнаментированный эквивалент. Если объект не имеет такой функции, а существует только как произведение искусства, такое как скульптура или картина, этот термин будет использоваться с меньшей вероятностью, за исключением периферийных элементов. В последние столетия стало проводиться различие между изобразительным искусством и прикладным или декоративным искусством (за исключением архитектуры), причем орнамент в основном рассматривается как особенность последнего класса. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]История искусства во многих культурах демонстрирует серию волнообразных тенденций, когда уровень используемого орнамента с течением времени увеличивается, прежде чем резкая реакция возвращается к более простым формам, после чего орнамент снова постепенно увеличивается. Эта закономерность особенно очевидна в постримском европейском искусстве, где богато украшенное островное искусство и Келлской книги других рукописей оказало влияние на континентальную Европу, но вдохновленное классикой искусство Каролингов и Оттона в значительной степени заменило его. Орнамент увеличился в романский и готический периоды, но значительно уменьшился в стилях раннего Возрождения , опять же под влиянием классики. Другой период роста северного маньеризма , барокко и рококо был остановлен неоклассицизмом и романтическим периодом , а затем в конце 19 века возобновился стиль Наполеона III , викторианское декоративное искусство и его эквиваленты из других стран, которые были решительно сокращены Движение искусств и ремесел , а затем модернизм .
Детальное изучение евразийских орнаментальных форм было начато Алоисом Риглем в его формалистическом исследовании Stilfragen : Grundlegungen zu einer Geschichte der Ornamentik ( Проблемы стиля: основы истории орнамента ) 1893 года, который в процессе разработал свою влиятельную концепцию Kunstwollen . . [2] Ригль проследил формальную преемственность и развитие декоративных растительных форм от древнеегипетского искусства и других древних ближневосточных цивилизаций через классический мир до арабесок исламского искусства . Хотя у концепции Kunstwollen сегодня мало последователей, его основной анализ развития форм был подтвержден и уточнен более широким корпусом известных сегодня примеров. [3] Джессика Роусон недавно расширила анализ, включив в него китайское искусство , которое Ригл не освещал, прослеживая многие элементы китайского декора до той же традиции; общий опыт помог сделать ассимиляцию китайских мотивов в персидском искусстве после монгольского нашествия гармоничной и продуктивной. [4]
Стили орнамента можно изучать со ссылкой на конкретную культуру , которая разработала уникальные формы украшения, или модифицировала орнамент из других культур. Древнеегипетская культура , возможно, является первой цивилизацией, которая добавила в свои здания чистое украшение. Их орнамент принимает формы природного мира этого климата, украшая капители колонн и стен изображениями папируса и пальм. Ассирийская культура создала орнамент, в котором видно влияние египетских источников и ряда оригинальных тем, включая изображения растений и животных региона.
Древнегреческая цивилизация создала множество новых форм орнамента, которые распространились по Евразии , чему способствовали завоевания Александра Великого и распространение буддизма , который перенес некоторые мотивы в Восточную Азию в несколько измененной форме. [5] На Западе древнеримские латинизированные формы греческого орнамента просуществовали около тысячелетия, а после периода, когда они были заменены готическими формами , мощно возродились в эпоху итальянского Возрождения и чрезвычайно широко используются и сегодня.
Римский орнамент
[ редактировать ]В орнаменте Римской империи использовалось множество стилей и материалов, включая мрамор, стекло, обсидиан и золото. Римский орнамент, особенно в контексте Помпеи, был изучен и описан ученым Джессикой Пауэрс в главе ее книги «За пределами живописи в домах Помпеи: настенные украшения и их покровители». Вместо того, чтобы изучать декоративные объекты изолированно, Пауэрс утверждает, что, если информация предоставляется, к объектам следует подходить в их первоначальном контексте. Эта информация может включать место, где была найдена работа, другие объекты, расположенные или найденные поблизости, или кто был покровителем, который мог заказать работу. [6] В главе Джессики Пауэрс в первую очередь обсуждается Casa Degli Amorini Dorati в Помпеях, где было найдено 18 настенных украшений - больше, чем в любом помпейском доме. Орнамент внутренней стены в помпейском доме обычно делил стену на три или более частей, под которыми находился дадо, занимавший примерно одну шестую высоты стены. [7] Секции стены будут разделены широкими пилястрами, соединенными фризом, пересекающим верхнюю часть стены. Орнамент, найденный в Casa Degli Amorini Dorati в Помпеях, отражал этот стандартный стиль и включал предметы, которые явно использовались повторно, а также редкие и импортные предметы. Несколько панелей на стенах Casa Degli Amorini Dorati были удалены во время археологических работ в 1970-х годах, в результате чего выяснилось, что панели были прикреплены к другим стенам до той, на которой они были найдены. Джессика Пауэрс утверждает, что эти панели иллюстрируют готовность владельца дома и его посетителей использовать поврежденные или бывшие в употреблении материалы в своем собственном доме. Более того, материалы, использованные в декоративных стеновых панелях, были идентифицированы как происходящие с греческого Востока или из Египта, а не из Помпеи. Это указывает на сложные торговые пути, которые процветали по всей Римской империи, и на то, что владельцы домов были заинтересованы в использовании материалов из-за пределов Помпеи для украшения своих домов.
Помимо домов, общественные здания и храмы — это места, где были продемонстрированы стили римского орнамента. В римском храме экстравагантное использование орнаментов служило средством самопрославления, как отмечает ученый Оуэн Джонс в главе своей книги «Римский орнамент». Техники римского орнамента включают моделирование поверхности, при котором на поверхность наносятся орнаментальные стили. Это был распространенный орнаментальный стиль с мраморными поверхностями. [8] Одним из распространенных орнаментальных стилей было использование листьев аканта — мотива, заимствованного у греков. Использование листьев аканта и других натуралистических мотивов можно увидеть в коринфских капителях, в храмах и других общественных местах.
Орнаменты и книги с выкройками
[ редактировать ]Сохранилось несколько средневековых записных книжек, самая известная из которых — Виллар де Оннекур (13 век), показывающая, как художники и мастера записывали увиденные ими образцы для будущего использования. С появлением гравюры орнаментальные . гравюры стали важной частью продукции гравёров, особенно в Германии, и сыграли жизненно важную роль в быстром распространении новых стилей Возрождения среди производителей всех видов предметов Помимо возрожденного классического орнамента, как архитектурного, так и гротескного стиля, заимствованного из римского внутреннего убранства, они включали новые стили, такие как мавританский , европейская адаптация исламской арабески (в то время это различие не всегда было ясным).
Поскольку печать стала дешевле, отпечатки с одним орнаментом превратились в наборы, а затем, наконец, в книги. С 16 по 19 века в Европе публиковались книги с выкройками , которые давали доступ к декоративным элементам, в том числе к тем, которые были зафиксированы в культурах всего мира. Андреа Палладио (Венеция, 1570 г.), I quattro libri dell'architettura (Четыре книги по архитектуре) [9] которая включала как рисунки классических римских зданий, так и изображения собственных проектов Палладио с использованием этих мотивов, стала самой влиятельной книгой, когда-либо написанной по архитектуре. Наполеон задокументировал великие пирамиды и храмы Египта в « Описании Египта» (1809 г.) . Оуэн Джонс опубликовал «Грамматику орнамента» в 1856 году с цветными иллюстрациями украшений из Египта, Турции, Сицилии и Испании. Он поселился во дворце Альгамбра , чтобы делать рисунки и гипсовые отливки богато украшенных деталей исламских орнаментов , включая арабески , каллиграфию и геометрические узоры . Интерес к классической архитектуре подогревался также традицией путешествий по Гранд-туру и переводом ранней литературы об архитектуре в творчестве Витрувия и Микеланджело .
В XIX веке приемлемое использование орнамента и его точное определение стали источником эстетических споров в академической западной архитектуре, поскольку архитекторы и их критики искали подходящий стиль. «Главный вопрос заключается в том, — задавал Томас Левертон Дональдсон в 1847 году, — будем ли мы иметь архитектуру нашего периода, особый, индивидуальный, ощутимый стиль XIX века?». [10] В 1849 году, когда Мэтью Дигби Вятт осматривал Французскую промышленную выставку , организованную на Елисейских полях в Париже, он не одобрял в узнаваемо современных терминах гипсовые украшения из искусственной бронзы и искусственной древесины: [11]
Как внутри, так и снаружи имеется много безвкусных и бесполезных украшений... Если бы каждому простому материалу было позволено рассказывать свою собственную историю, а линии конструкции располагались бы так, чтобы вызывать чувство величия, качества «Власть» и «истина», которые ее огромные размеры обязательно должны были гарантировать, едва ли не могли не вызвать восхищения, и это при весьма значительной экономии средств.
Контакты с другими культурами посредством колониализма и новые открытия археологии расширили арсенал орнаментов, доступных сторонникам возрождения. Примерно после 1880 года фотография сделала детали орнамента еще более доступными, чем гравюры.
Современный орнамент
[ редактировать ]Современные столярные украшения изготавливаются из дерева, пластика, композитов и т. д. Они бывают самых разных цветов и форм. Современная архитектура , задуманная как отказ от орнамента в пользу чисто функциональных структур, оставила перед архитекторами проблему того, как правильно украсить современные постройки. [12] Существовало два возможных пути выхода из этого предполагаемого кризиса. Один из них заключался в попытке разработать орнаментальный словарь, который был бы новым и по сути современным. По этому пути пошли такие архитекторы, как Луи Салливан и его ученик Фрэнк Ллойд Райт , или уникальный Антонио Гауди . Стиль модерн , популярный на рубеже 20-го века, был отчасти сознательным усилием по развитию такого «естественного» словаря орнаментов.
Более радикальный путь вообще отказался от использования орнамента, как в некоторых проектах предметов Кристофера Дрессера . В то время такие безорнаментные предметы можно было встретить во многих непритязательных предметах повседневного промышленного дизайна, например, в керамике, производимой на мануфактуре «Аравия» в Финляндии, или в стеклянных изоляторах электрических линий.
Этот последний подход был описан архитектором Адольфом Лоосом в его манифесте 1908 года, переведенном на английский язык в 1913 году и полемически озаглавленном «Украшение и преступление» , в котором он заявил, что отсутствие украшений является признаком развитого общества. Его аргумент заключался в том, что орнамент экономически неэффективен и «морально деградирует», и что сокращение украшений было признаком прогресса. [13] Модернисты стремились указать на американского архитектора Луи Салливана как на своего крестного отца в деле эстетического упрощения, игнорируя узлы замысловатого узорчатого орнамента, подчеркивающего оболочку его построек.
Благодаря работам Ле Корбюзье и Баухауса в 1920-х и 1930-х годах отсутствие декоративных деталей стало отличительной чертой современной архитектуры и приравнивалось к моральным добродетелям честности, простоты и чистоты. В 1932 году Филип Джонсон и Генри-Рассел Хичкок назвали это « международным стилем ». То, что началось как вопрос вкуса, превратилось в эстетический мандат. Модернисты провозгласили свой путь единственно приемлемым способом строительства. По мере того, как этот стиль достиг своего апогея в высокоразвитых послевоенных работах Миса ван дер Роэ , принципы модернизма 1950-х годов стали настолько строгими, что даже такие опытные архитекторы, как Эдвард Даррел Стоун и Ээро Сааринен, могли быть высмеяны и фактически подвергнуты остракизму за отступление от эстетических правил. [ нужна ссылка ]
В то же время неписаные законы против украшений начали подвергаться серьезному сомнению. «Архитектура с некоторым трудом освободилась от орнамента, но не освободилась от страха перед орнаментом», — заметил Джон Саммерсон в 1941 году. [14]
Сама разница между орнаментом и структурой тонка и, возможно, произвольна. Заостренные арки и контрфорсы готической архитектуры декоративны, но структурно необходимы; красочные ритмические полосы небоскреба в международном стиле Пьетро Беллуски являются цельными, а не прикладными, но, безусловно, имеют декоративный эффект. Более того, архитектурный орнамент может служить практическим целям определения масштаба, обозначения входов и облегчения навигации, и эта полезная тактика проектирования была объявлена вне закона. А к середине 1950-х годов лидеры модернизма Ле Корбюзье и Марсель Брейер нарушили свои собственные правила, создав очень выразительные скульптурные работы из бетона.
Споры против орнамента достигли пика в 1959 году во время обсуждений здания Сигрэм , где Мис ван дер Роэ установил ряд структурно ненужных вертикальных двутавровых балок снаружи здания, а также к 1984 году, когда Филип Джонсон построил свое здание AT&T на Манхэттене с декоративный неогеоргианский фронтон из розового гранита, спор фактически был исчерпан. Оглядываясь назад, критики считают здание AT&T первым постмодернистским зданием . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Прикладное искусство
- Произведение искусства
- Орнаменты из бронзы и латуни.
- Парча
- Типографские орнаменты: Дингбаты
Примечания
[ редактировать ]- ^ Саммерсон, Джон (1941), напечатано в «Небесных особняках» 1963, стр. 217
- ^ Табличка, 74-75.
- ^ Роусон, 24–25; см. также «Стиль» — или что-то еще», Дж. Дункан Берри , Обзор проблем стиля Алоиса Ригля, «Новый критерий» , апрель 1993 г.
- ↑ Роусон, предмет ее книги, см. Предисловие и главу 5 о влиянии Китая на персидское искусство.
- ^ Роусон, повсюду, но для справки: 23, 27, 32, 39–57, 75–77.
- ^ Помпеи: искусство, промышленность и инфраструктура . Книги Оксбоу. 2011. ISBN 978-1-84217-984-0 . JSTOR j.ctt1cfr84m .
- ^ Джонс, Оуэн (26 июля 2016 г.). Грамматика орнамента . Издательство Принстонского университета. дои : 10.1515/9781400882717 . ISBN 978-1-4008-8271-7 .
- ^ Джонс, Оуэн (26 июля 2016 г.). Грамматика орнамента . Издательство Принстонского университета. дои : 10.1515/9781400882717 . ISBN 978-1-4008-8271-7 .
- ^ Центр палладианских исследований в Америке, Inc. , «Палладио и его книги». Архивировано 5 июля 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ цитируется Саммерсоном
- ↑ Вторая республиканская выставка. Архивировано 12 февраля 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Санкович, Анн-Мари (1 декабря 1998 г.). «Структура/орнамент и современная фигура архитектуры» . Художественный вестник . 80 (4): 687–717. дои : 10.2307/3051319 . JSTOR 3051319 . Архивировано из оригинала 7 ноября 2007 года . Проверено 13 ноября 2007 г.
- ^ Джеймс, Триллинг (2001). Язык орнамента . Темза и Гудзон. стр. 186–210. ISBN 0-500-20343-1 .
- ^ «Лозунги и боевые кличи | Пол Шепард | Архитектор | Писатель» . www.paulshepheard.com . Проверено 12 мая 2018 г.
Сборники орнаментов XIX века
[ редактировать ]- Переводчик Генрих (1898 г.). Сокровищница орнаментов . ( s:de:Генрих Долмеч )
- Оуэн Джонс (1856) Грамматика орнамента .
- Мейер, Франц Салес , (1898), Справочник по орнаментам
- Спельц, Александр (1915). Цветной орнамент всех исторических стилей .
Ссылки
[ редактировать ]- Льюис, Филиппа ; Дж. Дарли (1986). Словарь орнамента . Нью-Йорк: Пантеон. ISBN 0-394-50931-5 .
- Роусон, Джессика , Китайский орнамент: лотос и дракон , 1984, публикации Британского музея, ISBN 0-7141-1431-6
- Таббаа, Ясир, Трансформация исламского искусства во время суннитского возрождения , IBTauris, 2002, ISBN 1-85043-392-5 , ISBN 978-1-85043-392-7 , книги Google
- Джеймс Триллинг «Язык орнамента»
- Петерсон, Сара, Орнамент и узор в западном искусстве: Возрождение и маньеризм; Барокко; Рококо; неоклассический; Историзм и традиционный историзм; Реформаторское движение XIX века; 20 век , Художественный словарь Гроува , под редакцией Джейн Тернер, 1996 г.