Холодное сердце

« Холодное сердце » ( нем . Das kalte Herz ) — сказка, написанная Вильгельмом Гауфом . Он был опубликован в 1827 году в сборнике сказок, действие которых происходит в рамках повествования о гостинице «Шпессар» . По нему был снят фильм в Германии, включая 1924 и 1950 годов одноимённые фильмы .
Краткое содержание
[ редактировать ]своего покойного отца Несмотря на то, что Питер Сурок взял на себя управление угольным бизнесом , Питер Сурок, известный под именем Угольный Сурок Питер, не довольствуется грязной, изнурительной, низкооплачиваемой и низкостатусной работой. Он мечтает о процветании и престиже. Затем он слышит о лесном духе, живущем в Шварцвальде , маленьком стеклянном бесе, которого также зовут Шатцхаузер. Стеклянный чертенок исполняет три желания каждому человеку, родившемуся в воскресенье с 11 до 14 часов, как и Питер Сурок, но его нужно вызвать с помощью определенного стихотворения. В поисках маленького стеклянного чертенка Питер встречает еще одного лесного духа, огромного и опасного голландца-Майка, который в грозовые ночи бродит по лесу как злой колдун. Питеру, однако, удается убежать от него.
Стихотворением «Шацхаузер в зеленой ели, тебе много сотен лет. Твоя земля, где стоят ели, тебя увидят только воскресные дети [немецкая версия « Дитя понедельника »]» Питер вызывает маленький стаканчик: имп, который исполняет ему три желания, но с одним условием: третье не будет исполнено, если его первые два желания будут глупыми. Но с самого начала первое желание Питера глупо. Потому что Петр хочет танцевать лучше, чем «царь танцпола», и он хочет иметь столько же денег, сколько Иезекииль. Оба являются сомнительными образцами для подражания для Питера. Его второе желание более разумно. На этот раз он просит большой стекольный завод и достаточно денег для его управления. Маленький стеклянный бесенок указывает, что Петру следовало бы пожелать и мозгов, необходимых для этого. Маленький стеклянный бесенок отказывается немедленно исполнить третье желание, чтобы Питер оставил его на потом.
Два желания Питера исполняются, и на какое-то время удача оказывается на его стороне. Ему принадлежит самый красивый стекольный завод в Шварцвальде, он танцует лучше всех и, играя в азартные игры, у него столько же денег, сколько у Иезекииля. Вскоре он становится самым известным человеком в Шварцвальде. Однако вскоре становится очевидным его непонимание выбранного им ремесла. Он пренебрегает своим стекольным заводом ради азартных игр и внезапно оказывается в долгах. И только когда он сталкивается с Иезекиилем в таверне, у него в карманах внезапно оказывается столько же денег, сколько у Иезекииля.
Несчастье Питера по-настоящему начинает проявляться, когда вместо того, чтобы проигрывать, он внезапно начинает каждый раз выигрывать. Петр выигрывает все деньги Иезекииля до тех пор, пока у него их не останется, и, как следствие, у Петра тоже. Затем его выгоняют из таверны. На следующее утро окружной судья стучится к нему в дверь, чтобы конфисковать его стекольный завод. Обезумев от горя, Питер отправляется в лес, чтобы найти голландца-Майка, который, в отличие от стеклянного чертенка, состоит в союзе с дьяволом. Майк оказывается более щедрым, чем стеклянный бес, но требует сердце Питера в качестве платы за помощь. Питер говорит, что его сердце и чувства, связанные с ним, только мешают ему в жизни, поэтому он без проблем с ним расстается. В обмен на свое сердце Питер получает холодный камень в груди и 100 000 талеров в день, а если этого будет недостаточно, добавляет Майк, Питеру разрешено вернуться и попросить больше денег, когда он пожелает. На следующий день Питер отправляется в кругосветное путешествие.
Вскоре Питер обнаруживает, что он ни в чем не может найти радость, он не может ни смеяться, ни плакать, ни чувствовать никакой любви, и он находит, что ничто больше не является прекрасным. Его новое каменное сердце больше не может испытывать сочувствия. Он возвращается в Шварцвальд и идет к Датчу-Майку, пытаясь вернуть свое сердце. Майк отклоняет просьбу Питера, говоря ему, что он вернет свое сердце только после смерти. Он показывает Питеру свою коллекцию сердец, и Питер понимает, что многие другие великие личности Шварцвальда обменяли свои сердца на земное богатство, в том числе Иезекииль, образец для подражания Питера. Майк дает Питеру еще больше денег и советует ему найти работу и жениться, чтобы избавиться от скуки. Питер строит особняк в Шварцвальде и с тех пор работает торговцем и сборщиком долгов с грабительскими процентами. Он становится известным своей скупостью и прогоняет всех бедняков, просящих милостыню перед его домом. Даже его хрупкая мать получает от него только милостыню, а в остальном он держит ее на расстоянии. Далее он отправляется на поиски жены и просит руки красавицы Лисбет. Они женятся, но вскоре Лисбет начинает чувствовать себя несчастной. Питер вспыльчив, дешев и запрещает Лисбет помогать бедным, несмотря на их огромное состояние, поэтому вскоре ее считают еще более скупой. Лисбет сильно страдает и желает, чтобы она никогда не вышла замуж за Питера.
Когда однажды к нему заходит маленький старик и просит чего-нибудь выпить, Лисбет, думая, что за ней никто не наблюдает, предлагает ему вино и хлеб. Мужчина благодарит ее и говорит, что такое доброе сердце будет вознаграждено. В этот самый момент возвращается Питер. Вне себя от ярости, он бьет Лизбет деревянной ручкой кнута, и она тут же умирает. Когда Питер видит свою мертвую жену, он мгновенно сожалеет об этом. Старик оказывается стеклянным бесом и отвечает, что Питер растоптал самый красивый цветок Шварцвальда. Питер возлагает вину на стеклянного чертенка, который в слепой ярости превращается в монстра.
Ради покойной жены Петра, которая ему помогла, он дает Петру восемь дней на обдумывание собственной жизни. Питер плохо спит и слышит голоса, которые говорят ему «согреть сердце». Он лжет людям, скучающим по Лисбет, говоря им, что его жена внезапно уехала путешествовать. Эти инциденты еще больше заставляют его задуматься о собственной смерти. Наконец он идет в лес и зовет маленького стеклянного бесенка, потому что у него еще осталось одно желание. Он хочет вернуть свое сердце, но «Шатцхаузер» не может ему помочь, потому что сделка «деньги за сердце» с ним заключена не была. Вместо этого он рассказывает ему, как обмануть голландца-Майка. Питер посещает Датча-Майка в третий раз и утверждает, что предал его, потому что он вживил ему не каменное сердце. Датч-Майк хочет доказать обратное и «в качестве проверки» заменяет камень настоящим сердцем Питера. Тогда Питер достает стеклянный крест, который он получил от маленького стеклянного бесенка, и предлагает его Голландцу-Майку. Это удерживает разъяренного голландца-Майка подальше от него, чтобы он мог сбежать в жилище маленького стеклянного бесенка. Теперь он сожалеет о том, как сложилась его жизнь, но маленький стеклянный чертёнок воссоединяет его с матерью и Лисбет, вернувшейся к жизни. Отныне, по совету маленького стеклянного чертенка, он становится трудолюбивым угольщиком и даже без денег пользуется хорошей репутацией. Чтобы поздравить его с рождением сына, маленький стеклянный чертенок дарит Петру подарок - четыре рулона талеров, отмечая маленького стеклянного чертенка как крестного отца своего сына.
Разработка
[ редактировать ]Хауф использовал Вашингтона Ирвинга рассказ « Дьявол и Том Уокер » в качестве источника для второй части этой сказки, пересказывая историю так, как если бы это была традиционная легенда из Шварцвальда. [ 1 ]
Романтизм
[ редактировать ]связь этой сказки с эпохой романтизма Можно проследить . В этот литературный период было довольно распространено писать прозу в сказочной форме. Опираясь на миф о «стеклянном бесе», Гауф представляет романтическое стремление к счастью. Другие романтические характеристики включают использование мистически-жутких , жутких и народных сказок.
Ключевой концепцией романтизма является тоска ( Sehnsurt ), которую воплощает Угольный сурок Питер, поскольку на протяжении всей истории ему исполняются три желания. Результатом этого стремления является, как это часто наблюдается у главных героев романтических произведений, саморазрушение, поскольку богатство, которого желал Петр, рассыпается в нищету, а его стремление перерождается в скупость и злобу. Будучи безнадежным романтиком, Сурок Петр не отказывается от своих поисков счастья и в конце сказки в конце концов находит это счастье вместе со своей женой.
Психологический анализ
[ редактировать ]Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( апрель 2018 г. ) |
В Das kalte Herz: wie ein Mann die Liebe findet; eine tiefenpsychologische Interpretation nach dem Märchen von Wilhelm Hauff Матиас Юнг проводит психологический анализ сюжетного развития Питера и его связи с собственной жизнью Гауфа: В 1809 году, когда Гауфу было всего семь лет, умер его отец, что, возможно, привело к сильная фиксация на матери. Борьба молодого Гауфа может быть отражена в характере Питера Мармота, который морально и психически неуравновешен и страдает от чувства неполноценности. Питер обращается к «не тому отцу», Датчу-Майку, потому что не доверяет своей отрасли (см. Стадии психосоциального развития Эриксона § Компетентность: трудолюбие против неполноценности ). Имя Петр было выбрано потому, что раньше оно было очень распространенным и позволяло каждому идентифицировать себя с ним. [ 2 ] Стеклянный бес, по-видимому, представляет собой совесть или (если следовать терминологии Фрейда ) Супер-Эго или позитивный архетип отца (как говорит терминология Юнга ). Его также можно было рассматривать как моральный компас, даймонион (используя термин Сократа ). Это также означает «гражданскую торговлю и мораль», тогда как Датч-Майк изображает необузданное «погоня за прибылью в рекламе в первой трети девятнадцатого века». Имя Иезекииль восходит к библейскому пророку Иезекиилю, который сказал: «Я возьму из твоего тела каменные сердца и дам тебе одно плотяное». [ 3 ]
По мнению Юнга, Питер Мунк остается в состоянии насилия над собой, в котором он играет, танцует, пьет и ищет богатства и признания со стороны других. Питер средних лет и следует модели Эрика Эриксона (идентичность и образ жизни) на этапе «генеративность против застоя». Одной из центральных задач этого образа жизни является передача этой жизни следующему поколению, строительство дома и попытка улучшить общественное сознание. Вначале Питеру не удается справиться с этими задачами. [ 4 ]
Фильмы
[ редактировать ]- Каменное сердце (1924)
- Каменное сердце (1950)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бламирес, Дэвид (2009). Рассказывая сказки: влияние Германии на английские детские книги . Открытое книжное издательство. п. 185. ИСБН 978-1-906924-09-6 .
- ^ Матиас Юнг: Холодное сердце: как мужчина находит любовь; глубокая психологическая интерпретация по мотивам сказки Вильгельма Гауфа. 2006, стр. 55; 58.
- ^ Матиас Юнг: Холодное сердце: как мужчина находит любовь; глубокая психологическая интерпретация по мотивам сказки Вильгельма Гауфа. 2006, стр. 62, 63, 77, 122.
- ^ Матиас Юнг: Холодное сердце: как мужчина находит любовь; глубокая психологическая интерпретация по мотивам сказки Вильгельма Гауфа. 2006, стр. 145, 151, 152, 159-161, 168.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Аудиокнига «Холодное сердце», являющаяся общественным достоянием, на LibriVox