Юниверсал Европа IV
Юниверсал Европа IV | |
---|---|
![]() | |
Разработчик(и) | Студия разработки Парадокс |
Издатель(и) | Парадокс Интерактив |
Директор(ы) | Йохан Андерссон |
Продюсер(ы) | Линда Киби |
Дизайнер(ы) | Йохан Андерссон |
Программист(ы) | Никлас Стрид |
Художник(а) | Фредрик Толл |
Композитор(ы) | Андреас Вальдетофт |
Двигатель | Двигатель Клаузевица |
Платформа(ы) | Windows , OS X , Linux |
Выпускать | 13 августа 2013 г. |
Жанр (ы) | Большая стратегия |
Режим(ы) | Одиночная игра , многопользовательская игра |
Europa Universalis IV — это грандиозная стратегическая видеоигра 2013 года из серии Europa Universalis , разработанная Paradox Development Studio и изданная Paradox Interactive как продолжение Europa Universalis III (2007). [1] Игра была выпущена 13 августа 2013 года для Windows , OS X и Linux . Это стратегическая игра, в которой игроки могут управлять нацией от позднего средневековья после Варненской битвы (1444 г.), последнего крестового похода, до наполеоновской эпохи , хронология которой заканчивается 2 января 1821 года, что совпадает со смертью Наполеона 5 января. Май 1821 года. [2] Игроки управляют своими странами, занимаясь торговлей , управлением , дипломатией , колонизацией и войной .
Геймплей
[ редактировать ]Игра была создана так, чтобы начинаться исторически, и события происходили тогда, когда они происходили в истории. Сама игра представляет собой интерактивную карту Земли , разделенную на провинции , составляющие нации. Каждая из этих провинций вносит свой вклад в свою страну либо положительно, либо отрицательно, поскольку провинции могут как предоставлять ресурсы нации, так и служить местом волнений и восстаний. В начале игры многие провинции считаются «неколонизированными» и представляют собой возможные земли, которые могут быть колонизированы другими странами. Геймплей требует, чтобы игрок возглавил нацию, найдя баланс армии , дипломатии и экономики . Игрок делает это посредством своего выбора в качестве суверена своей нации и расходования доступных ему ресурсов: престиж, проекция силы, стабильность, золото (дукаты), рабочая сила, легитимность монархий , республиканские традиции для республик , преданность теократии , орда. единство степных кочевников , меритократия небесных империй и монархическая власть (административная, дипломатическая и военная).
Игроки могут завоевать мир военной мощью, стать колониальной сверхдержавой, установить торговое господство и т. д. в качестве одной из более чем 500 различных наций. Эти страны располагаются в алфавитном порядке от Аахена до Зуни . [3] Игра представляет собой среду песочницы ; хотя строгих правил относительно победы в игре не существует, игра игрока заканчивается, когда нация игрока удаляется или аннексируется с карты или когда дата достигает 1821 года. Дипломатия является важным аспектом игры, поскольку создание союзы (или вассальные государства и данники ), улучшение мнений и предотвращение защитных коалиций жизненно важны для выживания игрока. Шпионаж также может использоваться против вражеских государств, чтобы заявить права на их территорию или спровоцировать восстание в своих провинциях, а также для достижения других сомнительных целей. Бои могут вестись как на суше, так и на море, во время которых игра пытается имитировать факторы реального мира, такие как моральный дух, дисциплина, различные типы юнитов с соответствующими сильными и слабыми сторонами, компетентность лидеров, местность и линии снабжения. Торговля также является важной частью игры, где мир разделен на множество торговых узлов, и торговля проходит через каждый из узлов и может быть собрана торговцами.
Многие основные религии , такие как католическая , православная , протестантская , суннитская и шиитская , присутствуют в игре и могут предоставить различные бонусы своим последователям. Игроки могут нанимать миссионеров для преобразования своих провинций или участвовать в политике всеобщей религиозной свободы. Например, католическая вера использует папство , которое может позволить нации контролировать Папу или использовать его влияние для других наград. В игре также присутствуют религии коренных американцев и аборигенов, чаще всего использующие систему выбора бонуса на всю жизнь нынешнего монарха.
многие мировые институты, от феодализма до индустриализации . Более того, в игре также присутствуют [4] Институты обычно создаются примерно в определенном году и начинают распространяться по провинциям. Скорость распространения учреждений и место их появления зависят от действий игрока. Институт совпадает с ростом цен на технологии, поскольку отсутствие принятого института увеличивает стоимость соответствующих технологических уровней. Достигнув требований, обычно состоящих из стоимости дуката и определенного количества учреждений, присутствующих в провинциях игрока, игрок может принять это учреждение. Принятие дает институциональный бонус нации, а также устраняет любые технологические недостатки, которые могли возникнуть из-за отсутствия институтов.
Технологические достижения инвестируются с течением времени и требуют затрат очков монарха. Они приносят пользу нации, как подробно описано ниже:
- Административные технологии открывают такие достижения, как повышение производительности, новые формы правления, новые здания и система национальных идей.
- Дипломатические технологии открывают такие достижения, как военно-морские подразделения, улучшения в торговле, новые здания и улучшенную колониальную экспансию.
- Военные технологии открывают такие достижения, как новые типы наземных юнитов, улучшение боевого духа юнитов, боевая тактика и новые здания.
На игровой процесс влияют случайные события, которые время от времени возникают у игрока. Эти события могут быть как полезными, так и вредными. Некоторые из этих случайных событий обусловлены историей отдельной страны, тогда как некоторые могут относиться к любой стране и в целом служат для улучшения «изюминки» игры. Некоторые события также мотивированы различными институтами, возникшими на протяжении всей истории игры, например, промышленной революцией. Игроки могут выбрать одиночный режим игры против ИИ или многопользовательский режим по локальной сети или Интернету против людей и ИИ-противников. В одиночной игре также есть опция режима «Железный человек», который блокирует некоторые настройки, такие как сложность, и лишает игрока контроля над сохранением игры. Это означает, что любые ошибки необратимы. игры Однако это единственный способ получить любое из многочисленных достижений .
Разработка
[ редактировать ]Ранние обсуждения дизайна Europa Universalis IV начались вскоре после выхода в декабре 2010 года Divine Wind , последнего DLC для Europa Universalis III. [5] Разработка на основе двигателя Клаузевица началась примерно в сентябре 2011 года. [6] Впервые об этом было объявлено публике в августе 2012 года, что совпало с показом на Gamescom того же года . [7] после того, как его дразнили под кодовым названием «Проект Трумэн». [8]
На протяжении всей разработки игры студия Paradox Development Studio еженедельно выпускала на своих онлайн-форумах «дневники разработчиков», в которых подробно описывались некоторые особенности разработки игры. [9] Они включали информацию о философии дизайна, реализуемых игровых механизмах и функциях Europa Universalis III , которые были удалены.
При разработке Europa Universalis IV больший приоритет уделялся стабильности и контролю качества, чем в предыдущих играх серии. Раньше существовало мнение, что игры Paradox не стоит покупать до тех пор, пока несколько обновлений или расширений не исправят проблемы со стабильностью. Генеральный директор студии Фредрик Вестер назвал такое восприятие «пощечиной», мотивирующей их совершенствоваться. [10] Еще одной из основных целей Paradox было сохранить глубину и сложность своих более ранних грандиозных стратегических игр, одновременно упростив взаимодействие игрока с ними. [11]
Перед выпуском предварительная версия игры была продемонстрирована на Let's Plays. [ нужна ссылка ] и посредством многопользовательского мероприятия для журналистов. [12] Игровая демо-версия игры была выпущена в Steam 9 августа 2013 года, а сама игра — 13 августа. [11]
После выпуска разработка игры продолжалась по той же модели, которую Paradox ранее успешно использовала для Crusader Kings II , при этом параллельно выпускались платные DLC и помогали финансировать дополнительные бесплатные патчи, которые добавляют больше возможностей в базовую игру. [13] По состоянию на ноябрь 2021 г. [update]Для игры было выпущено восемнадцать расширений, а также множество второстепенных DLC, предлагающих дополнительные графические или музыкальные возможности. [14]
В сентябре 2020 года Paradox Tinto , недавно созданное подразделение Paradox, базирующееся в Барселоне , Испания , взяло на себя разработку игры под руководством лидера Йохана Андерссона. [15] Эта команда выпустила все расширения после 2020 года, а также сосредоточилась на исправлении ошибок. [16]
Загружаемый контент
[ редактировать ]2014 | Покорение рая |
---|---|
Богатство народов | |
Рес Публика | |
Искусство войны | |
2015 | Золотой |
Здравый смысл | |
Казаки | |
2016 | Наше Море |
Права человека | |
2017 | Мандат Небес |
Третий Рим | |
Колыбель цивилизации | |
2018 | Правило Британией |
Дхарма | |
Золотой век | |
2019 | |
2020 | Император |
2021 | Левиафан |
Происхождение | |
2022 | Львы Севера |
2023 | Доминирование |
Король королей | |
2024 | Ветер перемен |
несколько загружаемого контента Для игры было выпущено (DLC). Все DLC не являются обязательными и могут быть применены к основной игре в любой комбинации. Наиболее значимые DLC представлены в виде расширений и пакетов погружения.
Расширения вносят в игру более широкие и значительные изменения, поскольку они вводят новую и улучшенную игровую механику, а также множество разновидностей и различных настроек баланса. В то время как пакеты погружения представляют собой расширения меньшего масштаба, поскольку они ориентированы на определенные регионы, чтобы оживить их и придать больше вкуса.
Существуют также пакеты вкусов (которые добавляют новые события и второстепенные механизмы, обычно специфичные для одной нации), музыкальные пакеты (которые добавляют больше фоновой музыки) и косметические пакеты (которые влияют на модели юнитов, портреты и карту). Также есть три электронные книги, которые не повлияли на саму игру, но совпали с выпуском дополнений.
В марте 2021 года Paradox представила дополнительную услугу подписки, позволяющую играть в обширную библиотеку DLC игры без покупки каждого расширения. [17]
Расширения часто сопровождаются совпадающими бесплатными патчами к игре, которые могут корректировать существующие механизмы или добавлять новые по теме расширения.
Имя | Сопутствующий патч | Тип | Дата выпуска | Описание |
---|
Моды
[ редактировать ]Помимо официальных пакетов расширения, сторонние моды доступны на таких сайтах, как Steam Workshop . [40] Моды могут изменять настройки игры, добавлять или удалять функции и игровые механизмы, добавлять новые участки суши в генератор «случайного нового мира» и вносить графические улучшения. Популярные моды включают «Расширенную временную шкалу», которая расширяет рамки игры со 2 года нашей эры до 9999 года, адаптацию « Игры престолов » «Песнь льда и пламени» и адаптацию The Elder Scrolls «Elder Scrolls Universalis», позволяющую завершить капитальный ремонт, такой как « MEIOU & Taxes» и фэнтезийные тотальные преобразования, такие как «Anbennar». [40]
Прием
[ редактировать ]Агрегатор | Счет |
---|---|
Метакритик | 87/100 [41] |
Публикация | Счет |
---|---|
Деструктоид | 95/100 [42] |
GameSpot | 90/100 [43] |
ИГН | 8.9/10 [44] |
ПК-геймер (США) | 91/100 [45] |
Europa Universalis IV получила очень положительные отзывы, получив оценку 87/100 на сайте Metacritic . [41] Критики высоко оценили улучшения Europa Universalis III , особенно новые механизмы и графику. [46] [42] Ти Джей Хафер из PC Gamer описал игру как «захватывающий симулятор, который находит точки соприкосновения между обычным игроком Civilization V и давними поклонниками большой стратегии». [45] Отрицательные отзывы касались обучения, боевых механизмов и ошибок. Николас Пеллегатта признал, что эти ошибки и другие проблемы, вероятно, будут устранены в последующих патчах и расширениях. [47]
В 2013 году Europa Universalis IV получила награды «Лучшая стратегия» и «Лучшая историческая игра» по версии Game Debate 2013. [48]
Во время 17-й ежегодной церемонии вручения наград DICE Awards Академия интерактивных искусств и наук номинировала Europa Universalis IV в номинации « Игра года в жанре стратегии/симулятора ». [49]
Расширение Leviathan 2021 года было игрой с худшим рейтингом на платформе Steam на момент запуска, получив лишь 7% положительных отзывов. Игроки жаловались на множество ошибок и непроверенных или неполных функций. [50]
Продажи
[ редактировать ]По состоянию на февраль 2014 года Europa Universalis IV . было продано более 300 000 копий [51] К январю 2016 года в Steam было зарегистрировано более 900 000 игр. [52] По состоянию на 21 июня 2016 года было продано более 1 миллиона копий. [53] По состоянию на февраль 2021 года у игры более 2 миллионов владельцев. [54]
Спин-оффы
[ редактировать ]В мае 2014 года компания Paradox выпустила книгу Europa Universalis IV: Что, если? «Антология альтернативной истории» — сборник рассказов, вдохновленных игрой и ее периодом, в том числе рассказ Гарри Горлицы . Книга была выпущена в виде электронной книги, как DLC к игре. [55] и как физическое издание. [56]
В мае 2018 года на съезде PDXCon компания Paradox объявила, что настольные игры разрабатываются на основе четырех их франшиз, заявив, что перед ними «миссия по расширению IP». [57] Игра Europa Universalis (в конечном итоге получившая название Europa Universalis: The Price of Power ) была разработана Эйвиндом Ветлесеном из Aegir Games и имеет одиночный режим, созданный Дэвидом Турчи. Джонатан Болдинг из PC Gamer описал предварительную версию как «что-то среднее между Twilight Imperium с большим количеством игроков и «Игрой престолов» с примесью Наполеона в Европе ». [58]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хаас, Пит (10 августа 2012 г.). «Большая стратегическая игра Europa Universalis 4 выйдет в 2013 году» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2015 года . Проверено 10 августа 2012 г.
- ^ «Как будет работать конвертер сохранений Crusader Kings II от Paradox в Europa Universalis IV» . ПК-геймер . 31 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 7 августа 2013 года . Проверено 10 августа 2013 г.
- ^ «Страны — Europa Universalis 4 Wiki» . eu4.paradoxwikis.com . Архивировано из оригинала 8 октября 2020 года . Проверено 23 сентября 2020 г.
- ^ «Учреждения — Europa Universalis 4 Wiki» . eu4.paradoxwikis.com . Архивировано из оригинала 4 июня 2022 года . Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ «Europa Universalis IV — Дневник разработки № 0 — Наше видение» . Интерактивные форумы Paradox . Архивировано из оригинала 27 апреля 2021 года . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Думитреску, Андрей (15 августа 2012 г.). «Gamescom 2012 Hands-Off: Europa Universalis IV» . Софтпедия . Архивировано из оригинала 27 апреля 2021 года . Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ Пэрриш, Питер (10 августа 2012 г.). «Paradox представляет Europa Universalis 4, которая будет показана на Gamescom» . Вторжение ПК . Архивировано из оригинала 21 января 2021 года . Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ Смит, Адам (10 августа 2012 г.). «Объявление о парадоксе Трумэна в 15:00 по британскому времени» . Камень, Бумага, Дробовик . Архивировано из оригинала 22 апреля 2020 года . Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ «Дневники разработчиков — Europa Universalis 4 Wiki» . eu4.paradoxwikis.com . Архивировано из оригинала 27 января 2021 года . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Смит, Адам (20 августа 2012 г.). «Уроки прошлого: Европа Универсалис IV» . Камень, Бумага, Дробовик . Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 года . Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Питчер, Дженна (9 августа 2013 г.). «Демо-версия Europa Universalis 4 появилась в Steam» . Полигон . Архивировано из оригинала 15 марта 2021 года . Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ Смит, Адам (31 мая 2013 г.). «Конец дней: Часть дневника Europa Universalis IV» . Камень, Бумага, Дробовик . Архивировано из оригинала 22 января 2021 года . Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ Хафер, Ти Джей (5 апреля 2018 г.). «Парадокс: пришло время закончить Crusader Kings 2» . Стратегический геймер . Архивировано из оригинала 17 января 2021 года . Проверено 22 июля 2018 г.
- ^ Хафер, Ти Джей (11 декабря 2018 г.). «Europa Universalis IV: Руководство по покупке DLC» . Стратегический геймер . Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ Дальгрен, Лиза. «Paradox Tinto — новый дом Europa Universalis» . Gamereactor Великобритания . Архивировано из оригинала 12 февраля 2022 года . Проверено 12 февраля 2022 г.
- ^ «Europa Universalis 4 получит больше DLC и «беспрецедентные» уровни исправлений ошибок» . PCGamesN . Архивировано из оригинала 12 февраля 2022 года . Проверено 12 февраля 2022 г.
- ^ Уэльс, Мэтт (18 марта 2021 г.). «Сегодня Paradox запускает дополнительную услугу подписки Europa Universalis 4» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ Хафер, Ти Джей (18 января 2014 г.). «Europa Universalis IV: Обзор покорения рая» . ПК-геймер . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Хэннли, Шон (17 июня 2014 г.). «Обзор: Europa Universalis IV: Богатство народов» . Хардкорный геймер . Проверено 30 августа 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Дэвис, Райан (7 августа 2014 г.). «Europa Universalis IV: Обзор Res Publica» . Игра Грин . Архивировано из оригинала 15 марта 2021 года . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Пэрриш, Питер (30 октября 2014 г.). «Обновление Europa Universalis IV 1.8 сопровождает выпуск Art of War» . Вторжение ПК . Архивировано из оригинала 15 марта 2021 года . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Хафер, Ти Джей (21 февраля 2015 г.). «Затерянные города и тайные медведи Европы IV: Эльдорадо» . ИГН . Архивировано из оригинала 15 марта 2021 года . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Хэннли, Шон (16 июля 2015 г.). «Обзор: Europa Universalis IV: Здравый смысл» . Хардкорный геймер . Архивировано из оригинала 15 марта 2021 года . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Робертс, Сэмюэл (12 ноября 2015 г.). «Расширение «Казаки» для Europa Universalis IV получило дату выхода» . ПК-геймер . Архивировано из оригинала 15 марта 2021 года . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Моррисон, Ангус (1 марта 2016 г.). «Управляйте волнами в новом xpac EU4, Mare Nostrum» . ПК-геймер . Архивировано из оригинала 15 марта 2021 года . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Бонакки, Стефано (21 октября 2016 г.). «Europa Universalis IV: Патч 1.18 Rights of Man революционизирует игровой процесс EU4» . Игра Тощий . Архивировано из оригинала 27 августа 2021 года . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ О'Коннор, Алиса (6 апреля 2017 г.). «Europa Universalis IV: Мандат Небес выпущен» . Каменно-бумажный дробовик . Архивировано из оригинала 31 октября 2020 года . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Барретт, Бен (15 июня 2017 г.). «Europa Universalis IV улучшает Российскую империю с расширением Третьего Рима уже сейчас» . PCGamesN . Архивировано из оригинала 10 мая 2021 года . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Бейли, Дастин (3 октября 2017 г.). «Europa Universalis IV расширяет Ближний Восток с помощью DLC Cradle of Civilization» . PCGamesN . Архивировано из оригинала 27 августа 2021 года . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Аполон (10 февраля 2018 г.). «Europa Universalis 4: Правило Британии изменит Британские острова» . Игрок Один . Архивировано из оригинала 27 августа 2021 года . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Колдуэлл, Брендан (7 сентября 2018 г.). «Europa Universalis IV собирает чемодан для расширения Дхармы» . Каменно-бумажный дробовик . Архивировано из оригинала 23 января 2021 года . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Родригес, Джейсон (15 декабря 2018 г.). «Europa Universalis IV: Обзор Золотого века» . Вторжение ПК . Архивировано из оригинала 27 августа 2021 года . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Талбот, Кэрри (9 июня 2020 г.). «Europa Universalis 4: Император прибывает сегодня – вот что это добавляет» . PCGamesN . Архивировано из оригинала 30 января 2021 года . Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Уэльс, Мэтт (30 марта 2021 г.). «Расширение «Левиафан» для Europa Universalis 4 получит дату выхода в апреле» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 года . Проверено 23 апреля 2021 г.
- ^ Робинсон, Джо (19 октября 2021 г.). «Europa Universalis 4 получит больше DLC в следующем месяце» . PCGamesN . Архивировано из оригинала 22 октября 2021 года . Проверено 20 октября 2021 г.
- ^ Будро, Ян (22 августа 2022 г.). «Объявлена дата выхода дополнения Europa Universalis 4 Lions of the North» . PCGamesN . Архивировано из оригинала 25 августа 2022 года . Проверено 25 августа 2022 г.
- ^ Нельсон, Уилл (6 марта 2023 г.). «DLC Europa Universalis 4 изменит некоторые из самых популярных наций» . PCGamesN . Архивировано из оригинала 6 марта 2023 года . Проверено 7 марта 2023 г.
- ^ Олсоп, Кен (12 сентября 2023 г.). «Гигант великой стратегии Europa Universalis 4 получает большое обновление на Ближнем Востоке» . PCGamesN . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Макхью, Алекс (16 апреля 2024 г.). «Легенда великой стратегии отражает меняющееся лицо истории в новом DLC» . PCGamesN . Проверено 16 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Господир, Марк (5 января 2022 г.). «13 лучших модов для Europa Universalis 4» . Гамерант . Архивировано из оригинала 29 мая 2022 года . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Европа Универсалис IV» . Метакритик . Архивировано из оригинала 29 августа 2013 года . Проверено 9 октября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Браун, Фрейзер (26 августа 2020 г.). «Обзор: Европа Универсалис IV» . Деструктоид . Архивировано из оригинала 16 августа 2016 года . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ Шеннон, Дэниел (8 октября 2013 г.). «Обзор Europa Universalis IV» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 26 января 2021 года . Проверено 21 сентября 2020 г.
- ^ Кайзер, Роуэн (15 августа 2013 г.). «Обзор Европы Универсалис IV» . ИГН . Архивировано из оригинала 18 августа 2013 года.
- ^ Перейти обратно: а б Хафер, Ти Джей (13 августа 2013 г.). «Обзор PC Gamer EU4» . ПК-геймер . Архивировано из оригинала 13 июля 2018 года . Проверено 9 октября 2014 г.
- ^ Биттерман, Том (14 октября 2013 г.). «Европа Универсалис IV» . Игровой Нексус . Архивировано из оригинала 29 мая 2016 года . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ Пеллегатта, Николас (15 августа 2013 г.). «Рецензия Europa Universalis IV» . Everyeye.it (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 4 июля 2018 года . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ «Европа Универсалис IV» . Игровые дебаты . Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 года . Проверено 28 июня 2015 г.
- ^ «Игра года в категории «Стратегия/симулятор 2014 года»» . интерактивный.орг . Академия интерактивных искусств и наук . Проверено 28 ноября 2023 г.
- ^ «Новое расширение — худший запуск Steam за всю историю» . Котаку . 28 апреля 2021 года. Архивировано из оригинала 29 апреля 2021 года . Проверено 29 апреля 2021 г.
- ^ Азиз, Хамза (2 мая 2014 г.). «Как Paradox Interactive добилась успеха на нишевом рынке» . Деструктоид . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 9 октября 2014 г.
- ^ «Европа Универсалис IV» . Паровой шпион . Архивировано из оригинала 3 января 2018 года . Проверено 12 февраля 2016 г.
- ^ «Paradox Interactive объявляет о больших успехах великих стратегических игр» (пресс-релиз). Стокгольм: Paradox Interactive . 21 июня 2016 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2017 г.
- ^ «Европа Универсалис IV» . Стимшпион . Архивировано из оригинала 3 января 2018 года . Проверено 23 февраля 2021 г.
- ^ «Europa Universalis IV: Антология альтернативной истории DLC для магазина Steam» . Пар . 19 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 13 июня 2021 г. Проверено 2 сентября 2021 г.
- ^ Харенстам, Томас, изд. (2014). Европа Универсалис IV: Что если? Антология альтернативной истории . Парадокс Интерактив. ISBN 978-91-87687-44-0 .
- ^ Болдинг, Джонатан (19 мая 2018 г.). «Грядут настольные игры Paradox: Europa Universalis, Crusader Kings и другие» . ПК-геймер . Архивировано из оригинала 9 сентября 2018 года . Проверено 24 июля 2018 г.
- ^ Болдинг, Джонатан (8 июня 2018 г.). «Настольная игра Europa Universalis превращается в монстра» . ПК-геймер . Архивировано из оригинала 24 июля 2018 года . Проверено 24 июля 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андерссон, Йохан (13 августа 2023 г.). «10 лет с момента выхода EU4 — ретроспектива» . Интерактивные форумы Paradox . Проверено 14 августа 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- видеоигры 2013 года
- Видеоигры эпохи открытий
- Исторические симуляторы
- Видеоигры-стратегии
- Видеоигры-симуляторы правительства
- Linux-игры
- MacOS-игры
- Парадокс Интерактивные игры
- Стратегические видеоигры в реальном времени
- Видеоигры с поддержкой Steam Workshop
- Продолжения видеоигр
- Видеоигры, разработанные в Швеции
- Видеоигры, действие которых происходит в 15 веке.
- Видеоигры, действие которых происходит в 16 веке.
- Видеоигры, действие которых происходит в 17 веке.
- Видеоигры, действие которых происходит в XVIII веке.
- Видеоигры, действие которых происходит в XIX веке.
- Windows-игры
- Видеоигры, действие которых происходит в Византийской империи.
- Видеоигры, действие которых происходит в Османской империи
- Многопользовательские и однопользовательские видеоигры