Региональные коммуникации в древней Мезоамерике
Считается, что региональные коммуникации в древней Мезоамерике были обширными. С доисторических времен существовали различные торговые пути. В этой статье будут особенно рассмотрены маршруты, начинающиеся на Центральном плато Мексики и спускающиеся к побережью Тихого океана. Эти контакты затем распространились до Центральной Америки .
Рассматриваемые временные рамки - от древнейших времен до позднего классического периода (600–900 гг. Н. Э.).
Региональная связь
[ редактировать ]Ученые уже давно выявили ряд сходств между древними гватемальскими и мексиканскими художественными стилями и культурами. Эти сходства начинаются на севере от Центрального плато Мексики и продолжаются до Тихоокеанского побережья и до Центральной Америки. В иконографии, каменных скульптурах и артефактах много общих элементов. Все это привело к исследованию возможных моделей торговли и сетей связи.
На основе археологических и этноисторических исследований на востоке Герреро, проводившихся с 1998 года, важная сеть дорог через Сьерра-Мадрес Герреро была выявлена . Эти дороги соединяли поселения в Морелосе и Пуэбле с более длинным коммуникационным и торговым маршрутом Тихоокеанского побережья. [1]
Несомненно, этот маршрут сыграл решающую роль в политическом и экономическом развитии южной Мезоамерики, хотя его значение со временем менялось. [1]
велась торговля материалами и информацией Между Центральным плато Мексики, Мексиканским заливом и Тихим океаном , но неясно, осуществлялась ли она посредством прямого контакта (15 или более дней поездок и 15 дней на возврат). [2] или косвенными средствами (торговля товарами от сообщества к сообществу, при этом жители высокогорья никогда не видели прибрежных жителей). [1]
Дороги
[ редактировать ]Маршруты из гор Мексиканского залива и центра Оахаки, похоже, были постоянно открыты для движения, по крайней мере, с раннего доклассического периода; Тихоокеанский путь, очевидно, был заблокирован в разных точках, между Чьяпасом и Оахакой , например, в постклассический период миштекским королевством Тутутепек накануне испанского завоевания . Одна группа эпиклассических скульптур указывает на иконографические связи между Морелосом и Герреро , примеры также можно найти в тихоокеанском прибрежном Чьяпасе и Гватемале. [1] [3]
По словам Фрая Бернардино де Саагуна (1989:267), доиспанские дороги Мезоамерики представляли собой простые уплотненные грунтовые тропы, полные камня и ограниченные окружающей растительностью. Сегодня эти дороги исчезли, будь то железные дороги, асфальтированные дороги и автострады или были заброшены в доиспанские времена, в дополнение к обычному ухудшению эрозии, отложению осадков и вторжению прилегающей растительности. [1]
Систематические археологические и этноисторические исследования на востоке Герреро, проводившиеся с 1998 года, продемонстрировали существование важной дорожной сети через горные хребты Герреро, которая соединяла археологические памятники Морелоса и юг Пуэблы с коммуникационным и торговым маршрутом через Тихий океан. Океанское побережье. [4] [5]
Исторические маршруты
[ редактировать ]Не принимая во внимание ответвления и второстепенные отклонения, можно выделить несколько маршрутов, которые соединяли центр Мексики с тихоокеанским побережьем Гватемалы: один через Пуэблу и Сьерру, а другой через Герреро и побережье Тихого океана. Оба присоединились к Хучитану . Опять же, из Хучитана было два пути в Гватемалу: один на севере, ведущий в Микско-Каминальджуйу, а другой на юге, ведущий в Эскуинтлу. [1]
Северный маршрут Теночтитлан – Хучитан
[ редактировать ]Этот маршрут проходил из Теночтитлана в Пуэблу, Чолулу (плато Тласкала), Орисабу и вниз к хребту « Восточная Сьерра-Мадре » к Тукстепеку , Матиасу Ромеро и оттуда к перешейку. [1]
Альтернативный маршрут из Чолулы шел на юг, в сторону Теуакана, Оахаки, Монте-Альбана и вниз к Хучитану. [1]
Средний маршрут Теночтитлан – Хучитан
[ редактировать ]У этого маршрута, проходящего через Оахаку, было две альтернативы:
- Виа де Теуакан , через Куикатлан и Теотитлан. ущелья [1]
- Через долину Морелос , а затем через Нижнюю Микстеку, Уахуапан-де-Леон ; а также Микстека Альта , Януитлан и Ночистлан. [1]
Из центральных долин Оахаки маршрут шел в сторону Нехапы, Текисистлана и достигал Теуантепека , а затем Хучитана. и. [1]
Южный маршрут Теночтитлан – Хучитан
[ редактировать ]Этот маршрут начинался в Теночтитлане, на юге к Морелосу, Чалькацинго и направлялся на восток в сторону штата Герреро, проходя через Чиаутлу , Уамухтитлан , Тлапу и Ометепек , оттуда направляясь к Сьерра -Мадре-дель-Сур и побережью, через Тутутепек и Уатулько . путь до Теуантепека.
Маршрут Хучитан в Гватемалу
[ редактировать ]Из Хучитана в Гватемалу шло два маршрута: северный и южный.
- Северный маршрут шел от Хучитана до Тапанатепека , а затем в направлении «Чьяпа-де-лос-Индиос» ( Чьяпа-де-Корсо ) и направлялся в сторону Комитана , а затем, на территории Гватемалы, на Уэуэтенанго , Кесальтенанго , Чимальтенанго и Микско-Вьехо . [1]
- Южный маршрут перешейка или Соконуско продолжался от Тапанатепека до Тоналы , Пихиджиапана , Тустла-Чико, а затем на территории Гватемалы, на Реталулеу и вниз до Санта-Люсии-Коцумальгуапы , Эскуинтлы . [1]
Несмотря на важность этих маршрутов, проход по ним был заблокирован миштекским королевством Тутутепек, которое монополизировало его в своих интересах. [6] и вызвало напряженность в отношениях с политическими группами Мексиканского плато, особенно с Тройственным союзом. [1]
Региональные отношения и торговля
[ редактировать ]Существуют многочисленные свидетельства региональной торговли северо-западных мезоамериканских цивилизаций, мексиканского нагорья и Центральной Америки с южными землями вплоть до Перу и Колумбии, некоторые из которых подозреваются, но остаются весьма вероятными, основываясь на доказательствах. Конечно, это элементарное понимание того, как люди путешествовали и торговали.
Еще в 1881 году Карл Боваллиус, шведский археолог и исследователь исследующий Центральную Америку ( Ометепе и Сапатера ), отмечал: «Лос-Оротинас далеко отделен от своих родственников, населяя полуостров Никойя и территорию Гуанакасте , включающую северо-западную часть Однако мнения относительно этих групп расходятся, некоторые авторы склонны рассматривать лос Чолутекас как обособленную ветвь лос Пипилес в Сальвадоре, тогда они будут иметь толтекское происхождение. местные имена в своем районе, которые, кажется, подтверждают это мнение». [7]
Согласно Боваллиусу, другие писатели склонны приписывать Оротиньям мексиканское происхождение и, наконец, доктор Берендт. [8] предполагает, что весь род Чоротеганов можно рассматривать как потомков Толтеков , а имя Чоротеганос является всего лишь искажением слова Чолутекас . Согласно совпадающим свидетельствам старых летописцев, никиранцы были мексиканским народом, поселившимся в стране в сравнительно поздний период. Неясно, были ли они тольтеками или ацтеками , и этот вопрос, вероятно, не может быть решен до тех пор, пока древние останки, наверняка очень многочисленные, которые они оставили после себя, не будут тщательно изучены и сравнены с более известными мексиканскими древностями. Умные и хорошо сложенные индейцы острова Ометепек, несомненно, являются потомками никаранцев; это подтверждается их языком , который, как показали успешные исследования SQUIER, имеет мексиканское происхождение и имеет очень близкое сходство с чистым языком ацтеков. (Написано в 1886 г.) [7]
Элементарную часть этой дискуссии предоставил Берналь Диас дель Кастильо: [9] которые упомянули, что после того, как они захватили Теночтитлан (1521 г. н. э.), лорды из Теуантепека пришли к Эрнану Кортесу, чтобы попросить помощи в борьбе с одним из их соседей, Тутутепеком , который постоянно сражался с ними. Кортес послал Педро де Альварадо, который вовремя завоевал Тутутепек. Интересно понять политическую экспансию Тутутепека и их войны на западе против мексиканцев , недалеко от Ометепека , Герреро и на востоке с Теуантепеком, они заблокировали этот путь в мезоамериканский постклассический период. [1]
Существует много споров, связанных с определением конкретных стилей скульптуры. [10] в общих чертах предложение Парсонса [11] принимается в том смысле, что существует мезоамериканская скульптурная традиция от доклассического до постклассического периодов с расходящимися линиями, некоторые из которых исчезают, а другие с развивающимися стилями в результате регионального развития, и в то же время с перекрестной информацией из различных источников. от региона к другому, что существуют впечатляющие стили моды, которые могут исчезнуть в какой-то момент только для того, чтобы вернуться адаптированными к новым условиям. [1]
Этот процесс влияет на хронологию, затрудняет точную датировку произведений. Проблема усугубляется тем, что большинство произведений потеряли свой первоначальный контекст, некоторые из них относятся к доиспанским временам. [1]
Ранний доклассический период (1200–900 до н.э.)
[ редактировать ]На основании наличия керамической посуды в форме горшков (Tecomates), найденной в Тлапе и Уамухтитлане, известно, что этот регион имел раннее культурное развитие, предшествовавшее ольмекам. [1]
Женская керамическая статуэтка из долины Уамухтитлан указывает на археологическую оккупацию восточного Герреро, современную фазе Чьяпас-Окос (1500–1350 гг. До н.э.); [12] в то время как появление фигур ольмекского типа в Маркелии на Коста-Чике может свидетельствовать о переходном процессе ольмеков, как это предлагалось для Масатана, Чьяпаса во время фаз Черла и Куадрос (1350–1150 гг. До н.э.). [13] См. рисунок 4 Уамуштитлана и рисунок 5 Маркелии, страница 927.
Средний доклассический период (900–500 гг. до н. э.)
[ редактировать ]Стратиграфические скважины и радиоуглеродное датирование на участках Контлалько и Серро Кемадо-Ла Кокера в долине Тлапа, штат Герреро, подтверждают строительство массивных платформ между 740 и 500 годами до нашей эры. [1]
Фрески в ольмекском стиле в пещерах Оксотитлан , Хукстлауака и Кауадзидзики, а также скульптура из городища Теопантекуанитлан подтверждают прочную связь с Чалькацинго в долине Морелос. Иконографические изображения сходства этих мест с тихоокеанским побережьем Чьяпаса и Гватемалы отражают более близкие отношения, чем те, которые предполагаются на основании аргумента, что они просто разделяют панмезоамериканскую традицию. [1]
стилистическое сходство между Такаликом Абааем , памятником Гватемалы 1 и лицами, изображенными на рельефе Чалькацинго 1-B-2. Таким образом, неоднократно установлено [14] [15] [16]
Следует также отметить сходство рельефа Чальчуапы ( Сальвадор ) с главным героем Кауадзидзики Герреро. Другие случаи, имеющие близкое сходство, отмечены в Шоке, штат Чьяпас, и на рельефе Сан-Мигель-Амуко, штат Герреро. [17] [18]
Поздний доклассический период (500 г. до н.э. – 200 г. н.э.)
[ редактировать ]иконографический переход между коммуникативными кодами ольмеков и исапы По словам Парсонса, в это время происходит , как это было бы в случае с памятником 55 Такалика Абая в Гватемале и памятником 1 из Уамелулпана в Оахаке. [1]
Однако в случае с Герреро и Морелосом этот этап вызывает споры, поскольку с хронологической точки зрения смешение временных периодов ольмекских символов в скульптурах и рельефах не понятно, о чем сообщают основные археологические памятники региона. Постоянство символов от одного периода к другому является основным фактором, затрудняющим понимание эволюции стилей и связей между различными регионами. [1] См. Такалик Абадж, Гватемала, памятник 55. [19] и памятник Уамелулпан, Оахака [20]
Комплекс S-перевернутых символов будет представлен петроглифом Чалькацинго 1-A-: сидящий человек внутри полости, сопровождаемый двумя глифами, точно напоминающими горизонтальную букву S. [1]
Парсонс заметил, что этот глиф, перевернутый буквой S, [21] появляется также на сундуке постольмекской скульптуры Пало Гордо, Сучитепекес, известной как скульптура «Пьедра Санта» (святой камень). Этот же символ повторяется в памятнике Чалькацинго 31. [22] где перевернутая S изображена в сцене, в которой ягуар с птичьим клювом нападает на человека. [1]
Другая узнаваемая фигура - человек-птица, характеризующийся мужчинами, одетыми как птицы. Эту фигуру можно найти в среднедоклассической пещере Оксотитлан, а также в Эстеле 4 и алтаре 3 в Исапе , в период позднего доклассического периода, и она продолжает использоваться во время эпиклассической скульптуры на вилле Ротария в Герреро Коста Гранде. [1]
Об использовании маршрута сообщения Тихого океана в позднем доклассическом периоде также можно судить по гладкому алтарю Исапа-эстела и его сходству со стелами и гладкими алтарями, найденными на стоянках Пелильо и Метатес на Коста-Чика, Герреро; как и «барригоны» из Монте-Альто, Гватемала, и полнотелые «барригоны» из Кола-Пальмы, Пинотепа Насьональ на границе между Оахакой и Герреро. [23]
Поздний классический период (600–900 гг. Н. Э.)
[ редактировать ]В раннюю классическую эпоху и даже до 600 г. н. э. иконографические коды, кажется, замалчиваются. Стиль майя Петена и Усумасинты доминирует в высокогорьях Чьяпаса и Гватемалы. На побережье Оахаки коды становятся Сапоте и Ньюинье, а в Герреро и Гватемале преобладает Коста Теотиуакан. [24] Разложение политической системы Теотиуакано, начавшееся в 650 г. н.э., совпадает с возрождением иконографических кодов Тихоокеанского побережья. Стиль Котсумальгуапа процветает на побережье Гватемалы, в то время как Герреро регистрирует тот же код, который используется в таких местах, как Шочикалько , Теотенанго и Какаштла . Напоминающие позднюю доклассическую эпоху, сцены могут быть весьма сложными и сопровождаться множеством глифов и цифр, которые используются для обозначения календарных дат или имен персонажей. [1]
Опять же, по всему побережью Тихого океана наблюдаются совпадения стилей и тем, ярким примером являются скульптуры со скрещенными руками, по-видимому, изображения предков. [25] Комплекс мужчин-ягуаров, присутствующий со времен среднедоклассической скульптуры Тустла-Чико и наблюдаемый даже сегодня в танцах плодородия народа герреренсов, достиг большого великолепия в случае Эль-Бауля , Стелы 27 и Пьедра-Лабрада , памятника 3. Ягуары этих двух мест , Эль-Бауль и Пьедра-Лабрада также демонстрируют эстетическое сходство, как заметил Майлз в 1960-х годах. [26] Иногда, как на Шочикалько стеле 3; Стела Хорконес 4 (Чьяпас), а также керамическая статуэтка из Асою , Герреро, Ягуары имеют раздвоенные языки, как бы напоминая о «пожирающем сердце» древнем божестве, изображенном на теотиуаканских фресках Атетелько. [1] [27]
В 1986 году, когда Карлос Наваррете [28] зарегистрировал скульптурное тело Серро Берналь , был первым, кто предложил иконографическую связь между центральной Мексикой и тихоокеанским побережьем, связав символ тела и иконографию стелы Хорконес 3 со стелой Шочикалько 2. Теперь известно, что эта ассоциация последовала за Маршрут Герреро и Коста-Чика благодаря двум представительствам Tlaloc, расположенным в Чильпансинго. На груди одной из фигур Тлалока имеется глиф «cuatro movimiento» (четыре движения), выполненный в том же стиле, что и в Сочикалько. Персонажи в очках, возможно, божества дождя присутствуют вдоль побережья, как в случае с так называемым «Диос Кангрехо» (Бог-краб) из Бильбао » и Монументом 12 в Пьедра-Лабрада. [1]
Другой пример, присутствующий в обоих регионах, - это божества смерти, которые «крошат» сердца скелетными руками, как в случае с Эль-Баулем, памятником 4, и памятником 1 Террено-де-Коимбра, недалеко от Маркелии, в Герреро-Коста-Чика. Божество смерти Коимбры, вероятно, связано с комплексом богов смерти, например, Пало-Гордо, [29] но для подтверждения этой связи необходимо найти больше образцов в восточной части Герреро. [1]
Так же, как и в раннюю классику, в постклассический период вновь теряется иконографическая связь, обнаруженная между долиной Морелос и Герреро и восточным побережьем штата Чьяпас Герреро с Гватемалой. Но в отличие от ранней классической известно, что в постклассический период политическая экспансия Тутутепека ответственна за блокирование Тихоокеанского маршрута, и этот маршрут больше никогда не имел важного движения. По иронии судьбы, сегодня, с мигрантами и торговлей наркотиками, Тихоокеанский маршрут, сухопутный и морской, вновь вышел на поверхность, возрождая маршруты, утраченные тысячу лет назад. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Гутьеррес, Херардо; Пай, Мэри Э. (2006). «Иконографические связи между Гватемалой и Герреро: понимание функционирования коммуникационного маршрута вдоль прибрежной равнины Тихого океана». Отчет симпозиума по археологическим исследованиям в Гватемале . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке). Том 2. Гватемала, Гватемала: Министерство культуры и спорта. Институт антропологии и истории.
- ^ Дуран, Рафаэль; Альварес, Хосе Дж. (1856). Маршруты и маршруты Мексиканской Республики [ Маршруты и маршруты Мексиканской Республики ] (на испанском языке). Мексика: Дж. А. Годой . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ Споры, Рональд (1993). «Тутупек: государство завоевания микстеков постклассического периода». Древняя Мезоамерика . 4 (1): 167–174. дои : 10.1017/S0956536100000845 .
- ^ Гутьеррес, Херардо (2002). Расширяющееся государство: модели территориальной экспансии постклассического сеньорио Тлапа-Тлачиноллана в регионе Микстека-Науа-Тлапанека штата Герреро (PDF) (доктор философии). Кафедра антропологии Пенсильванского государственного университета . Проверено 15 мая 2017 г.
- ^ Нидербергер, Кристина (2002). «Перламутр, «нефрит» и киноварь: Герреро и торговые сети в древней Мезоамерике (1000–600 гг. До н.э.)». В Нидербергере, Кристина; Рейна-Роблес, Роза Мария (ред.). Археологическое прошлое Герреро [ Археологическое прошлое Герреро ] (на испанском языке). Чильпансинго, Герреро: INAH/CEMCA/правительство штата Герреро. стр. 175–223. ISBN 970-18-8483-3 .
- ^ Акунья, Рене (1984). Географические связи 16 века: Антекера [ Географические связи 16 века: Антекера ] (на испанском языке). Том 2. Мексика: Национальный автономный университет Мексики. стр. 187–189.
- ^ Jump up to: а б Боваллиус, Карл (1886). Никарагуанские древности . Стокгольм, Швеция: Шведское общество антропологии и географии . Проверено 26 ноября 2010 г.
- ^ Доктор Берендт (1870 г.). «Географическое распространение древней центральноамериканской цивилизации». Журнал Американского географического общества Нью-Йорка . 8 : 142.
- ^ Диас дель Кастильо, Берналь (1976). История завоевания новой Испании [ Historia de la conquista de Nueva España ] (на испанском языке) (11-е изд.). Мексика: Редакция Порруа. п. 396.
- ^ Шибер де Лаварреда, Криста (1999). Taller Archeologia de la Region de la Costa Sur de Guatemala [ Археологическая мастерская южного региона Гватемалы ] (на испанском языке). Гватемала: Министерство культуры и спорта. стр. 1–10.
- ^ Парсонс, Ли А. «Пост-ольмекская каменная скульптура: переход ольмеков-исапана на южном побережье Тихого океана и в высокогорье». В Э. Бенсоне (ред.). Ольмеки и их соседи . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. стр. 257–288.
- ^ Мэри Э. Пай, Кларк, Джон Э. (2002). «Повторное посещение Миксе-Соке, пренебрегаемых соседей и предшественников ранних равнинных майя». В М. Любовь; Р. Розенсвейг (ред.). Южные майя в позднем доклассическом периоде . Колорадо: Университет Колорадо, Боулдер.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Кларк, Джон Э. (1990). «Olmecas, olmequismo y olmeqización en Mesoamérica» [Ольмеки, ольмекизм и ольмекизация в Мезоамерике]. Археология (на испанском языке). 3 . Мексика: 49–56.
- ^ Коваррубиас, Мигель (1957). Индийское искусство Мексики и Центральной Америки . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 64.
- ^ Хименес Морено, Вигберто (1966). Дж. Пэддок (ред.). Мезоамерика до тольтеков. Древняя Оахака . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. стр. 1–85.
- ^ Мэри Э. Пай, Кларк, Джон Э. (2002). «Тихоокеанское побережье и вопрос ольмеков». В Дж. Кларке; М. Пай (ред.). Ольмекское искусство и археология в Мезоамерике . Исследования по истории искусства. Том. 58. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная галерея искусств. стр. 217–251.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Гроув, Дэвид К.; Паради, Луиза И. (1971). «Ольмекская стела из Сан-Мигель-Амуко, Герреро». Американская древность . 36 (1): 95–102. дои : 10.2307/278026 . JSTOR 278026 .
- ^ Экхольм-Миллер, Сусана (1973). «Наскальная резьба ольмеков в Ксоке, Чьяпас, Мексика». Документы Археологического фонда Нового Света (на испанском языке) (32). Прово.
- ^ Грэм, Джон А. (1981). Абай Такалик: стиль ольмеков и его предшественники в Тихоокеанской Гватемале. Древняя Мезоамерика: Избранные материалы . Пало-Альто, Калифорния: Peek Publications. п. 168.
- ^ Пэддок, Джон (1966). «Оахака в Древней Мезоамерике». В Дж. Пэддоке (ред.). Древняя Оахака . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 92.
- ^ Парсонс, Ли А. (1981:256)
- ^ Гроув, Дэвид К. (1996). «Археологические контексты искусства ольмеков за пределами побережья Мексиканского залива». У Э. Бенсона; Б. де ла Фуэнте (ред.). Ольмекское искусство Древней Мексики . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная художественная галерея. п. 113. (рис. 8).
- ^ Гамио, Лоренцо (1967). «Zona Archaeológica Cola de Palma, Pinotepa Nacional, Oaxaca» [Археологический памятник Кола-де-Пальма, Pinotepa Nacional, Оахака]. Бюллетень INAH (на испанском языке). 28 . Мексика: 25–28.
- ^ Бове, Фредерик Дж., Соня Медрано Бусто (2003). «Теотиуакан, милитаризм и Тихоокеанская Гватемала». В Г. Брасвелле (ред.). Майя и Теотиуакан . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. стр. 45–80.
- ^ Урцид, Хавьер (1993). «Тихоокеанское побережье Оахаки и Герреро: самая западная часть сапотекского письма». Древняя Мезоамерика . 4 (1): 141–165. дои : 10.1017/s0956536100000833 .
- ^ Майлз, Сюзанна В. (1965). «Краткий обзор этнологии до завоевания горной местности Гватемала-Чьяпас и Тихоокеанского склона». В Г. Уилли (ред.). Справочник индейцев Средней Америки . Том. 2. Остин, Техас: Издательство Техасского университета. п. 247.
- ^ Де ла Фуэнте, Беатрис (1995). Б. Де ла Фуэнте (ред.). Тетитла. В доиспанской фреске в Мексике, Теотиуакане [ Тетитла. В доиспанской фреске в Мексике, Теотиуакан ] (на испанском языке). Мексика: Национальный автономный университет Мексики. п. 220.
- ^ Шиншилла Мазариегос, Освальдо (2002). «Пало Гордо, Гватемала и художественный стиль Котсумальгуапа». В М. Любовь; М. Хэтч; Х. Эскобедо (ред.). Археологические происшествия в Центральной Америке и Юкатане: Очерки в честь Эдвина М. Шука [ Пало Гордо, Гватемала и художественный стиль Котсумальгуапа ] (на испанском языке). Мэриленд: Университетское издательство Америки. п. 168.
Библиография
[ редактировать ]- Шиншилла Мазариегос, Освальдо. 2002. Пало Гордо, Гватемала, и художественный стиль Котсумальгуапа. В «Археологических происшествиях в Центральной Америке и Юкатане: Очерки в честь Эдвина М. Шука» (под редакцией М. Лава, М. Хэтча и Х. Эскобедо), стр. 147–178. Университетское издательство, Лэнхэм, Мэриленд.
- Де ла Фуэнте, Беатрис 1995. Тетитла. В доиспанской фреске в Мексике, Теотиуакан (под редакцией Б. Де ла Фуэнте), Том 1, № 1, стр. 258–311. Национальный автономный университет Мексики, Мексика.
- Диас дель Кастильо, Берналь 1976. История завоевания Новой Испании, одиннадцатое издание. Редакция Порруа, Мексика.
- Грэм, Джон А. 1981. Абадж Такалик: стиль ольмеков и его предшественники в Тихоокеанской Гватемале. Древняя Мезоамерика: Избранные материалы для чтения (под редакцией Дж. Грэма), стр. 163–176. Peek Publications, Пало-Альто, Калифорния.
- Гроув, Дэвид К. 1996. Археологические контексты искусства ольмеков за пределами побережья Мексиканского залива. En Olmec Art of Ancient Mexico (под редакцией Э. Бенсона и Б. де ла Фуэнте), стр. 105–117. Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия.
- Гутьеррес, Херардо, Виола Кёниг и Бальтазар Брито 2009. Фрагмент Кодекса Гумбольдта 1 (г-жа Амер. 2) и Кодекс Асою 2, реверс: Запись дани Тлапы Империи ацтеков / Фрагмент Кодекса Гумбольдта 1 (г-жа Амер.2) и Кодекс Азою 2, реверс: Список дани Тлапы и ее провинции Мексиканской империи. Двуязычное (испанско-английское) издание. Мексика: CIESAS и Stiftung Preußischer Kulturbesitz (Берлин). [1]
- Гутьеррес, Херардо и Константино Медина 2008. Топонимия науатль в кодексах Асою 1 и 2: критическое исследование топонимов древних владений восточного Герреро. [Топонимия науатля в Кодексах Асою 1 и 2: критическое исследование топонимов древних лордов Восточного Герреро]. Мексика: CIESAS. [2]
- Гутьеррес, Херардо 2003. Территориальная структура и урбанизм в Мезоамерике: случаи уастеков и миштеков-тлапанеков-науа. В « Урбанизме в Мезоамерике» У. Сандерс, Г. Масташ и Р. Кобин (ред.), стр. 85–118. Университетский парк: Государственный университет Пенсильвании и INAH. [3]
- Гутьеррес, Херардо, Альфредо Вера, Мэри Э. Пай и Хуан Митци Серрано, 2011. Контлалько и Ла Кокера: археология двух ранних памятников в муниципалитете Тлапа, Герреро. Мексика: Муниципалитет Тлапа-де-Комонфорт, старое письмо. [4]
- Майлз, Сусана В. 1965. Краткое изложение этнологии горной местности Гватемала-Чьяпас и склонов Тихого океана до завоевания. Справочник индейцев Средней Америки, том 2 (под редакцией Г. Уилли), стр. 276–287. Техасский университет Press, Остин.
- Наваррете, Карлос 1978. Доиспанская система коммуникаций между Чьяпасом и Табаско. Мезоамериканские коммуникационные маршруты и культурные контакты (под редакцией Т. А. Ли-младшего и К. Наваррете), стр. 75–106. Документы Археологического фонда Нового Света, № 40. Университет Бригама Янга, Прово.
- Стивен А. Ковалевски и Эндрю К. Балкански, 1999. Региональное исследование в Центральной Альта-Микстека, Оахака, Мексика.
- Балканский, Эндрю К. 1998. Урбанизм и раннее формирование государства в долине Уамелулпан на юге Мексики. Латиноамериканская древность. Том 9, № 1, стр. 37–67 [5], декабрь 2007 г.
- Кристенсен, Александр Ф. 1998. Колонизация и микроэволюция в формирующейся Оахаке, Мексика, Мировая археология, том 30, 2 стр. 262–285 [6] декабрь 2007 г.
- Колл Уртадо, Атлантида, 1998. Оахака: историческая география кошениль грана, Бюллетень географических исследований. Том 38 стр. 71–81 [7] [ постоянная мертвая ссылка ] март 2007 г.
- Далгрен де Джордан, Барбро (1966): Ла Микстека, ее доиспанская культура и история , Национальный автономный университет Мексики , Мексика.
- Фланнери Кент В. и Джойс Маркус (2007): «Иерархические общества Оахаки и обмен с ольмеками», в журнале «Мексиканская археология» , (87): 71–76, Editorial Raíces, Мексика.
- Гасиола Гонсалес, Маргарита (2007), «Уамелулпан, Оахака», в мексиканской археологии , (90): 34–35, Editorial Raíces, Мексика.
- Мишель Граулич (2003), «Человеческие жертвоприношения в Мезоамерике», в журнале «Мексиканская археология» , (63): 16-21 .
- Хослер, Дороти (1997), «Андское происхождение металлургии западной Мексики» , на веб-сайте Библиотеки Луиса Анхеля Аранго Банка Республики Колумбия , консультация 31 января 2010 г.
- Янсен, Маартен (1992), «Пиктография Mixtec: Содержание и условности», и Райфлер Брикер, Виктория (редактор): Эпиграфия. Дополнение к Справочнику индейцев Средней Америки , University of Texas Press, 20–33, Остин .
- Янсен, Маартен и Габина Аврора Перес Хименес (2002), «Рассвет в Нуэва-Дзавуи», в мексиканской археологии , (56): 42–47, Издательство Roots, Мексика.
- Жоссеран, Дж. Кэтрин; Маартен Янсен и Анхелес Ромеро (1984), «Микстекская диалектология: выводы из лингвистики и этноистории», Дж. К. Джоссеранд, Маркус К. Винтер и Николас А. Хопкинс (ред.), Очерки по отомангской культуре и истории , Публикации Университета Вандербильта по антропологии , 119–230, Нэшвилл.
- Джойс, Артур А. и Марк Н. Левин (2007)», «Тутутепек (Юка Дзаа). Постклассическая империя в Микстека-де-ла-Коста», в «Мексиканской археологии » , (90): 44–47, Editorial Raíces, Мексика.
- Джойс, Артур А. и Маркус Винтер (1996), «Идеология, власть и городское общество в доиспанской Оахаке», в « Современной антропологии » , 37 (1 февраля 1996 г.): 33–47, The University of Chicago Press, Чикаго.
- Джастесон, Джон С. 1986. Происхождение систем письма: доклассическая Мезоамерика, Мировая археология. Том. 17 номеров. 3. стр. 437–458 [8] декабрь 2007 г.
- Линд, Майкл (2008), «Археология микстек», в Desacatos , (27): 13–32.
- Мальдонадо, Бланка Э. (2005): «Металлургия меди в Тараске на заводе Иципарацико, Мичоакан, Мексика» , на веб-сайте FAMSI, консультации 31 января 2010 г.
- Маркус, Джойс (2001): «Разрушение стеклянного потолка: стратегии королевских женщин в древних государствах» , а также Сесилия Ф. Кляйн (редактор), «Гендер в доиспанской Америке » , Думбартон-Оукс . Исследовательская библиотека и коллекция
- Удейк, Мишель Р. (2007), «Микстеки и сапотеки в доиспанские времена», в «Мексиканской археологии » , (90): 58–62, Editorial Raíces, Мексика.
- Пэддок, Джон (1990): «Концепция идеи Ñuiñe», в Oaxaqueños de siempre , Oaxaca Antiguo AC и Casa de la Cultura Oaxaqueña, Оахака-де-Хуарес.
- Ривера Гусман, Анхель Иван (1998): «Иконография власти в гравюрах Серро-де-ла-Каха, Микстека-Баха-де-Оахака», в Барба де Пинья Чан, Беатрис (редактор), Мексиканская иконография , Plaza y Valdés- INAH , Мексика.
- Росселл, Сесилия и Мария де лос Анхелес Охеда Диас (2003), Женщины и их богини в доиспанских кодексах Оахаки , CIESAS - Мигель Анхель Порруа, Мексика.
- Виллела Флорес, Сэмюэл (2006), «Этнологические исследования в Герреро» , в Diario de Campo , (38, август 2006 г.): 29–44, Национальный институт антропологии и истории , Мексика.
- Споры, Рональд (1967), Короли миштеков и их народ , University of Oklahoma Press, Норман.
- ------- (2007), «La Mixteca и Mixtecs. 3000 лет культурной адаптации», в журнале Mexican Archeology , (90): 28–33, Editorial Raíces, Мексика.
- Террачиано, Кевин (2001), Микстеки колониальной Оахаки: история Нудзахуи, с шестнадцатого по восемнадцатый века , Stanford University Press , Стэнфорд .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нуу Сави (Нуу Сави - Люди дождя), Мигель Анхель Чавес Гусман (составитель), Juxtlahuaca.org, 2005. (на испанском языке)
- Джойс, Артур А., Микстеки, сапотеки и чатино: древние народы Южной Мексики. 2010, Уайли Блэквелл ISBN 978-0-631-20977-5