Jump to content

Региональные коммуникации в древней Мезоамерике

Места формирующей эпохи Мезоамерики

Считается, что региональные коммуникации в древней Мезоамерике были обширными. С доисторических времен существовали различные торговые пути. В этой статье будут особенно рассмотрены маршруты, начинающиеся на Центральном плато Мексики и спускающиеся к побережью Тихого океана. Эти контакты затем распространились до Центральной Америки .

Рассматриваемые временные рамки - от древнейших времен до позднего классического периода (600–900 гг. Н. Э.).

Региональная связь

[ редактировать ]
ранних мезоамериканских игр с мячом Сайты

Ученые уже давно выявили ряд сходств между древними гватемальскими и мексиканскими художественными стилями и культурами. Эти сходства начинаются на севере от Центрального плато Мексики и продолжаются до Тихоокеанского побережья и до Центральной Америки. В иконографии, каменных скульптурах и артефактах много общих элементов. Все это привело к исследованию возможных моделей торговли и сетей связи.

На основе археологических и этноисторических исследований на востоке Герреро, проводившихся с 1998 года, ​​важная сеть дорог через Сьерра-Мадрес Герреро была выявлена . Эти дороги соединяли поселения в Морелосе и Пуэбле с более длинным коммуникационным и торговым маршрутом Тихоокеанского побережья. [1]

Несомненно, этот маршрут сыграл решающую роль в политическом и экономическом развитии южной Мезоамерики, хотя его значение со временем менялось. [1]

велась торговля материалами и информацией Между Центральным плато Мексики, Мексиканским заливом и Тихим океаном , но неясно, осуществлялась ли она посредством прямого контакта (15 или более дней поездок и 15 дней на возврат). [2] или косвенными средствами (торговля товарами от сообщества к сообществу, при этом жители высокогорья никогда не видели прибрежных жителей). [1]

Карта, показывающая мезоамериканские источники обсидиана, а также источники других важных полудрагоценных минералов. Использование обсидиана в Мезоамерике восходит к древнейшим временам, и здесь существовали обширные торговые пути.

Маршруты из гор Мексиканского залива и центра Оахаки, похоже, были постоянно открыты для движения, по крайней мере, с раннего доклассического периода; Тихоокеанский путь, очевидно, был заблокирован в разных точках, между Чьяпасом и Оахакой , например, в постклассический период миштекским королевством Тутутепек накануне испанского завоевания . Одна группа эпиклассических скульптур указывает на иконографические связи между Морелосом и Герреро , примеры также можно найти в тихоокеанском прибрежном Чьяпасе и Гватемале. [1] [3]

По словам Фрая Бернардино де Саагуна (1989:267), доиспанские дороги Мезоамерики представляли собой простые уплотненные грунтовые тропы, полные камня и ограниченные окружающей растительностью. Сегодня эти дороги исчезли, будь то железные дороги, асфальтированные дороги и автострады или были заброшены в доиспанские времена, в дополнение к обычному ухудшению эрозии, отложению осадков и вторжению прилегающей растительности. [1]

Систематические археологические и этноисторические исследования на востоке Герреро, проводившиеся с 1998 года, продемонстрировали существование важной дорожной сети через горные хребты Герреро, которая соединяла археологические памятники Морелоса и юг Пуэблы с коммуникационным и торговым маршрутом через Тихий океан. Океанское побережье. [4] [5]

Исторические маршруты

[ редактировать ]

Не принимая во внимание ответвления и второстепенные отклонения, можно выделить несколько маршрутов, которые соединяли центр Мексики с тихоокеанским побережьем Гватемалы: один через Пуэблу и Сьерру, а другой через Герреро и побережье Тихого океана. Оба присоединились к Хучитану . Опять же, из Хучитана было два пути в Гватемалу: один на севере, ведущий в Микско-Каминальджуйу, а другой на юге, ведущий в Эскуинтлу. [1]

Северный маршрут Теночтитлан – Хучитан

[ редактировать ]

Этот маршрут проходил из Теночтитлана в Пуэблу, Чолулу (плато Тласкала), Орисабу и вниз к хребту « Восточная Сьерра-Мадре » к Тукстепеку , Матиасу Ромеро и оттуда к перешейку. [1]

Альтернативный маршрут из Чолулы шел на юг, в сторону Теуакана, Оахаки, Монте-Альбана и вниз к Хучитану. [1]

Средний маршрут Теночтитлан – Хучитан

[ редактировать ]

У этого маршрута, проходящего через Оахаку, было две альтернативы:

Из центральных долин Оахаки маршрут шел в сторону Нехапы, Текисистлана и достигал Теуантепека , а затем Хучитана. и. [1]

Южный маршрут Теночтитлан – Хучитан

[ редактировать ]

Этот маршрут начинался в Теночтитлане, на юге к Морелосу, Чалькацинго и направлялся на восток в сторону штата Герреро, проходя через Чиаутлу , Уамухтитлан , Тлапу и Ометепек , оттуда направляясь к Сьерра -Мадре-дель-Сур и побережью, через Тутутепек и Уатулько . путь до Теуантепека.

Маршрут Хучитан в Гватемалу

[ редактировать ]

Из Хучитана в Гватемалу шло два маршрута: северный и южный.

Несмотря на важность этих маршрутов, проход по ним был заблокирован миштекским королевством Тутутепек, которое монополизировало его в своих интересах. [6] и вызвало напряженность в отношениях с политическими группами Мексиканского плато, особенно с Тройственным союзом. [1]

Региональные отношения и торговля

[ редактировать ]
Период формирования на юге Мезоамерики

Существуют многочисленные свидетельства региональной торговли северо-западных мезоамериканских цивилизаций, мексиканского нагорья и Центральной Америки с южными землями вплоть до Перу и Колумбии, некоторые из которых подозреваются, но остаются весьма вероятными, основываясь на доказательствах. Конечно, это элементарное понимание того, как люди путешествовали и торговали.

Еще в 1881 году Карл Боваллиус, шведский археолог и исследователь исследующий Центральную Америку ( Ометепе и Сапатера ), отмечал: «Лос-Оротинас далеко отделен от своих родственников, населяя полуостров Никойя и территорию Гуанакасте , включающую северо-западную часть Однако мнения относительно этих групп расходятся, некоторые авторы склонны рассматривать лос Чолутекас как обособленную ветвь лос Пипилес в Сальвадоре, тогда они будут иметь толтекское происхождение. местные имена в своем районе, которые, кажется, подтверждают это мнение». [7]

Согласно Боваллиусу, другие писатели склонны приписывать Оротиньям мексиканское происхождение и, наконец, доктор Берендт. [8] предполагает, что весь род Чоротеганов можно рассматривать как потомков Толтеков , а имя Чоротеганос является всего лишь искажением слова Чолутекас . Согласно совпадающим свидетельствам старых летописцев, никиранцы были мексиканским народом, поселившимся в стране в сравнительно поздний период. Неясно, были ли они тольтеками или ацтеками , и этот вопрос, вероятно, не может быть решен до тех пор, пока древние останки, наверняка очень многочисленные, которые они оставили после себя, не будут тщательно изучены и сравнены с более известными мексиканскими древностями. Умные и хорошо сложенные индейцы острова Ометепек, несомненно, являются потомками никаранцев; это подтверждается их языком , который, как показали успешные исследования SQUIER, имеет мексиканское происхождение и имеет очень близкое сходство с чистым языком ацтеков. (Написано в 1886 г.) [7]

Элементарную часть этой дискуссии предоставил Берналь Диас дель Кастильо: [9] которые упомянули, что после того, как они захватили Теночтитлан (1521 г. н. э.), лорды из Теуантепека пришли к Эрнану Кортесу, чтобы попросить помощи в борьбе с одним из их соседей, Тутутепеком , который постоянно сражался с ними. Кортес послал Педро де Альварадо, который вовремя завоевал Тутутепек. Интересно понять политическую экспансию Тутутепека и их войны на западе против мексиканцев , недалеко от Ометепека , Герреро и на востоке с Теуантепеком, они заблокировали этот путь в мезоамериканский постклассический период. [1]

Существует много споров, связанных с определением конкретных стилей скульптуры. [10] в общих чертах предложение Парсонса [11] принимается в том смысле, что существует мезоамериканская скульптурная традиция от доклассического до постклассического периодов с расходящимися линиями, некоторые из которых исчезают, а другие с развивающимися стилями в результате регионального развития, и в то же время с перекрестной информацией из различных источников. от региона к другому, что существуют впечатляющие стили моды, которые могут исчезнуть в какой-то момент только для того, чтобы вернуться адаптированными к новым условиям. [1]

Этот процесс влияет на хронологию, затрудняет точную датировку произведений. Проблема усугубляется тем, что большинство произведений потеряли свой первоначальный контекст, некоторые из них относятся к доиспанским временам. [1]

Ранний доклассический период (1200–900 до н.э.)

[ редактировать ]

На основании наличия керамической посуды в форме горшков (Tecomates), найденной в Тлапе и Уамухтитлане, известно, что этот регион имел раннее культурное развитие, предшествовавшее ольмекам. [1]

Женская керамическая статуэтка из долины Уамухтитлан указывает на археологическую оккупацию восточного Герреро, современную фазе Чьяпас-Окос (1500–1350 гг. До н.э.); [12] в то время как появление фигур ольмекского типа в Маркелии на Коста-Чике может свидетельствовать о переходном процессе ольмеков, как это предлагалось для Масатана, Чьяпаса во время фаз Черла и Куадрос (1350–1150 гг. До н.э.). [13] См. рисунок 4 Уамуштитлана и рисунок 5 Маркелии, страница 927.

Средний доклассический период (900–500 гг. до н. э.)

[ редактировать ]

Стратиграфические скважины и радиоуглеродное датирование на участках Контлалько и Серро Кемадо-Ла Кокера в долине Тлапа, штат Герреро, подтверждают строительство массивных платформ между 740 и 500 годами до нашей эры. [1]

Фрески в ольмекском стиле в пещерах Оксотитлан , Хукстлауака и Кауадзидзики, а также скульптура из городища Теопантекуанитлан подтверждают прочную связь с Чалькацинго в долине Морелос. Иконографические изображения сходства этих мест с тихоокеанским побережьем Чьяпаса и Гватемалы отражают более близкие отношения, чем те, которые предполагаются на основании аргумента, что они просто разделяют панмезоамериканскую традицию. [1]

стилистическое сходство между Такаликом Абааем , памятником Гватемалы 1 и лицами, изображенными на рельефе Чалькацинго 1-B-2. Таким образом, неоднократно установлено [14] [15] [16]

Следует также отметить сходство рельефа Чальчуапы ( Сальвадор ) с главным героем Кауадзидзики Герреро. Другие случаи, имеющие близкое сходство, отмечены в Шоке, штат Чьяпас, и на рельефе Сан-Мигель-Амуко, штат Герреро. [17] [18]

Поздний доклассический период (500 г. до н.э. – 200 г. н.э.)

[ редактировать ]

иконографический переход между коммуникативными кодами ольмеков и исапы По словам Парсонса, в это время происходит , как это было бы в случае с памятником 55 Такалика Абая в Гватемале и памятником 1 из Уамелулпана в Оахаке. [1]

Однако в случае с Герреро и Морелосом этот этап вызывает споры, поскольку с хронологической точки зрения смешение временных периодов ольмекских символов в скульптурах и рельефах не понятно, о чем сообщают основные археологические памятники региона. Постоянство символов от одного периода к другому является основным фактором, затрудняющим понимание эволюции стилей и связей между различными регионами. [1] См. Такалик Абадж, Гватемала, памятник 55. [19] и памятник Уамелулпан, Оахака [20]

Комплекс S-перевернутых символов будет представлен петроглифом Чалькацинго 1-A-: сидящий человек внутри полости, сопровождаемый двумя глифами, точно напоминающими горизонтальную букву S. [1]

Парсонс заметил, что этот глиф, перевернутый буквой S, [21] появляется также на сундуке постольмекской скульптуры Пало Гордо, Сучитепекес, известной как скульптура «Пьедра Санта» (святой камень). Этот же символ повторяется в памятнике Чалькацинго 31. [22] где перевернутая S изображена в сцене, в которой ягуар с птичьим клювом нападает на человека. [1]

Другая узнаваемая фигура - человек-птица, характеризующийся мужчинами, одетыми как птицы. Эту фигуру можно найти в среднедоклассической пещере Оксотитлан, а также в Эстеле 4 и алтаре 3 в Исапе , в период позднего доклассического периода, и она продолжает использоваться во время эпиклассической скульптуры на вилле Ротария в Герреро Коста Гранде. [1]

Об использовании маршрута сообщения Тихого океана в позднем доклассическом периоде также можно судить по гладкому алтарю Исапа-эстела и его сходству со стелами и гладкими алтарями, найденными на стоянках Пелильо и Метатес на Коста-Чика, Герреро; как и «барригоны» из Монте-Альто, Гватемала, и полнотелые «барригоны» из Кола-Пальмы, Пинотепа Насьональ на границе между Оахакой и Герреро. [23]

Поздний классический период (600–900 гг. Н. Э.)

[ редактировать ]

В раннюю классическую эпоху и даже до 600 г. н. э. иконографические коды, кажется, замалчиваются. Стиль майя Петена и Усумасинты доминирует в высокогорьях Чьяпаса и Гватемалы. На побережье Оахаки коды становятся Сапоте и Ньюинье, а в Герреро и Гватемале преобладает Коста Теотиуакан. [24] Разложение политической системы Теотиуакано, начавшееся в 650 г. н.э., совпадает с возрождением иконографических кодов Тихоокеанского побережья. Стиль Котсумальгуапа процветает на побережье Гватемалы, в то время как Герреро регистрирует тот же код, который используется в таких местах, как Шочикалько , Теотенанго и Какаштла . Напоминающие позднюю доклассическую эпоху, сцены могут быть весьма сложными и сопровождаться множеством глифов и цифр, которые используются для обозначения календарных дат или имен персонажей. [1]

Опять же, по всему побережью Тихого океана наблюдаются совпадения стилей и тем, ярким примером являются скульптуры со скрещенными руками, по-видимому, изображения предков. [25] Комплекс мужчин-ягуаров, присутствующий со времен среднедоклассической скульптуры Тустла-Чико и наблюдаемый даже сегодня в танцах плодородия народа герреренсов, достиг большого великолепия в случае Эль-Бауля , Стелы 27 и Пьедра-Лабрада , памятника 3. Ягуары этих двух мест , Эль-Бауль и Пьедра-Лабрада также демонстрируют эстетическое сходство, как заметил Майлз в 1960-х годах. [26] Иногда, как на Шочикалько стеле 3; Стела Хорконес 4 (Чьяпас), а также керамическая статуэтка из Асою , Герреро, Ягуары имеют раздвоенные языки, как бы напоминая о «пожирающем сердце» древнем божестве, изображенном на теотиуаканских фресках Атетелько. [1] [27]

В 1986 году, когда Карлос Наваррете [28] зарегистрировал скульптурное тело Серро Берналь , был первым, кто предложил иконографическую связь между центральной Мексикой и тихоокеанским побережьем, связав символ тела и иконографию стелы Хорконес 3 со стелой Шочикалько 2. Теперь известно, что эта ассоциация последовала за Маршрут Герреро и Коста-Чика благодаря двум представительствам Tlaloc, расположенным в Чильпансинго. На груди одной из фигур Тлалока имеется глиф «cuatro movimiento» (четыре движения), выполненный в том же стиле, что и в Сочикалько. Персонажи в очках, возможно, божества дождя присутствуют вдоль побережья, как в случае с так называемым «Диос Кангрехо» (Бог-краб) из Бильбао » и Монументом 12 в Пьедра-Лабрада. [1]

Другой пример, присутствующий в обоих регионах, - это божества смерти, которые «крошат» сердца скелетными руками, как в случае с Эль-Баулем, памятником 4, и памятником 1 Террено-де-Коимбра, недалеко от Маркелии, в Герреро-Коста-Чика. Божество смерти Коимбры, вероятно, связано с комплексом богов смерти, например, Пало-Гордо, [29] но для подтверждения этой связи необходимо найти больше образцов в восточной части Герреро. [1]

Так же, как и в раннюю классику, в постклассический период вновь теряется иконографическая связь, обнаруженная между долиной Морелос и Герреро и восточным побережьем штата Чьяпас Герреро с Гватемалой. Но в отличие от ранней классической известно, что в постклассический период политическая экспансия Тутутепека ответственна за блокирование Тихоокеанского маршрута, и этот маршрут больше никогда не имел важного движения. По иронии судьбы, сегодня, с мигрантами и торговлей наркотиками, Тихоокеанский маршрут, сухопутный и морской, вновь вышел на поверхность, возрождая маршруты, утраченные тысячу лет назад. [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Гутьеррес, Херардо; Пай, Мэри Э. (2006). «Иконографические связи между Гватемалой и Герреро: понимание функционирования коммуникационного маршрута вдоль прибрежной равнины Тихого океана». Отчет симпозиума по археологическим исследованиям в Гватемале . Симпозиум археологических исследований в Гватемале (на испанском языке). Том 2. Гватемала, Гватемала: Министерство культуры и спорта. Институт антропологии и истории.
  2. ^ Дуран, Рафаэль; Альварес, Хосе Дж. (1856). Маршруты и маршруты Мексиканской Республики [ Маршруты и маршруты Мексиканской Республики ] (на испанском языке). Мексика: Дж. А. Годой . Проверено 15 мая 2017 г.
  3. ^ Споры, Рональд (1993). «Тутупек: государство завоевания микстеков постклассического периода». Древняя Мезоамерика . 4 (1): 167–174. дои : 10.1017/S0956536100000845 .
  4. ^ Гутьеррес, Херардо (2002). Расширяющееся государство: модели территориальной экспансии постклассического сеньорио Тлапа-Тлачиноллана в регионе Микстека-Науа-Тлапанека штата Герреро (PDF) (доктор философии). Кафедра антропологии Пенсильванского государственного университета . Проверено 15 мая 2017 г.
  5. ^ Нидербергер, Кристина (2002). «Перламутр, «нефрит» и киноварь: Герреро и торговые сети в древней Мезоамерике (1000–600 гг. До н.э.)». В Нидербергере, Кристина; Рейна-Роблес, Роза Мария (ред.). Археологическое прошлое Герреро [ Археологическое прошлое Герреро ] (на испанском языке). Чильпансинго, Герреро: INAH/CEMCA/правительство штата Герреро. стр. 175–223. ISBN  970-18-8483-3 .
  6. ^ Акунья, Рене (1984). Географические связи 16 века: Антекера [ Географические связи 16 века: Антекера ] (на испанском языке). Том 2. Мексика: Национальный автономный университет Мексики. стр. 187–189.
  7. ^ Jump up to: а б Боваллиус, Карл (1886). Никарагуанские древности . Стокгольм, Швеция: Шведское общество антропологии и географии . Проверено 26 ноября 2010 г.
  8. ^ Доктор Берендт (1870 г.). «Географическое распространение древней центральноамериканской цивилизации». Журнал Американского географического общества Нью-Йорка . 8 : 142.
  9. ^ Диас дель Кастильо, Берналь (1976). История завоевания новой Испании [ Historia de la conquista de Nueva España ] (на испанском языке) (11-е изд.). Мексика: Редакция Порруа. п. 396.
  10. ^ Шибер де Лаварреда, Криста (1999). Taller Archeologia de la Region de la Costa Sur de Guatemala [ Археологическая мастерская южного региона Гватемалы ] (на испанском языке). Гватемала: Министерство культуры и спорта. стр. 1–10.
  11. ^ Парсонс, Ли А. «Пост-ольмекская каменная скульптура: переход ольмеков-исапана на южном побережье Тихого океана и в высокогорье». В Э. Бенсоне (ред.). Ольмеки и их соседи . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. стр. 257–288.
  12. ^ Мэри Э. Пай, Кларк, Джон Э. (2002). «Повторное посещение Миксе-Соке, пренебрегаемых соседей и предшественников ранних равнинных майя». В М. Любовь; Р. Розенсвейг (ред.). Южные майя в позднем доклассическом периоде . Колорадо: Университет Колорадо, Боулдер. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  13. ^ Кларк, Джон Э. (1990). «Olmecas, olmequismo y olmeqización en Mesoamérica» [Ольмеки, ольмекизм и ольмекизация в Мезоамерике]. Археология (на испанском языке). 3 . Мексика: 49–56.
  14. ^ Коваррубиас, Мигель (1957). Индийское искусство Мексики и Центральной Америки . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 64.
  15. ^ Хименес Морено, Вигберто (1966). Дж. Пэддок (ред.). Мезоамерика до тольтеков. Древняя Оахака . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. стр. 1–85.
  16. ^ Мэри Э. Пай, Кларк, Джон Э. (2002). «Тихоокеанское побережье и вопрос ольмеков». В Дж. Кларке; М. Пай (ред.). Ольмекское искусство и археология в Мезоамерике . Исследования по истории искусства. Том. 58. Вашингтон, округ Колумбия: Национальная галерея искусств. стр. 217–251. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  17. ^ Гроув, Дэвид К.; Паради, Луиза И. (1971). «Ольмекская стела из Сан-Мигель-Амуко, Герреро». Американская древность . 36 (1): 95–102. дои : 10.2307/278026 . JSTOR   278026 .
  18. ^ Экхольм-Миллер, Сусана (1973). «Наскальная резьба ольмеков в Ксоке, Чьяпас, Мексика». Документы Археологического фонда Нового Света (на испанском языке) (32). Прово.
  19. ^ Грэм, Джон А. (1981). Абай Такалик: стиль ольмеков и его предшественники в Тихоокеанской Гватемале. Древняя Мезоамерика: Избранные материалы . Пало-Альто, Калифорния: Peek Publications. п. 168.
  20. ^ Пэддок, Джон (1966). «Оахака в Древней Мезоамерике». В Дж. Пэддоке (ред.). Древняя Оахака . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. п. 92.
  21. ^ Парсонс, Ли А. (1981:256)
  22. ^ Гроув, Дэвид К. (1996). «Археологические контексты искусства ольмеков за пределами побережья Мексиканского залива». У Э. Бенсона; Б. де ла Фуэнте (ред.). Ольмекское искусство Древней Мексики . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная художественная галерея. п. 113. (рис. 8).
  23. ^ Гамио, Лоренцо (1967). «Zona Archaeológica Cola de Palma, Pinotepa Nacional, Oaxaca» [Археологический памятник Кола-де-Пальма, Pinotepa Nacional, Оахака]. Бюллетень INAH (на испанском языке). 28 . Мексика: 25–28.
  24. ^ Бове, Фредерик Дж., Соня Медрано Бусто (2003). «Теотиуакан, милитаризм и Тихоокеанская Гватемала». В Г. Брасвелле (ред.). Майя и Теотиуакан . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. стр. 45–80.
  25. ^ Урцид, Хавьер (1993). «Тихоокеанское побережье Оахаки и Герреро: самая западная часть сапотекского письма». Древняя Мезоамерика . 4 (1): 141–165. дои : 10.1017/s0956536100000833 .
  26. ^ Майлз, Сюзанна В. (1965). «Краткий обзор этнологии до завоевания горной местности Гватемала-Чьяпас и Тихоокеанского склона». В Г. Уилли (ред.). Справочник индейцев Средней Америки . Том. 2. Остин, Техас: Издательство Техасского университета. п. 247.
  27. ^ Де ла Фуэнте, Беатрис (1995). Б. Де ла Фуэнте (ред.). Тетитла. В доиспанской фреске в Мексике, Теотиуакане [ Тетитла. В доиспанской фреске в Мексике, Теотиуакан ] (на испанском языке). Мексика: Национальный автономный университет Мексики. п. 220.
  28. ^ Наваррете, Карлос (1978). «Доиспанская система коммуникаций между Чьяпасом и Табаско. Мезоамериканские маршруты коммуникаций и культурные контакты». Документы Археологического фонда Нового Света (40): 75–106.
  29. ^ Шиншилла Мазариегос, Освальдо (2002). «Пало Гордо, Гватемала и художественный стиль Котсумальгуапа». В М. Любовь; М. Хэтч; Х. Эскобедо (ред.). Археологические происшествия в Центральной Америке и Юкатане: Очерки в честь Эдвина М. Шука [ Пало Гордо, Гватемала и художественный стиль Котсумальгуапа ] (на испанском языке). Мэриленд: Университетское издательство Америки. п. 168.

Библиография

[ редактировать ]
  • Шиншилла Мазариегос, Освальдо. 2002. Пало Гордо, Гватемала, и художественный стиль Котсумальгуапа. В «Археологических происшествиях в Центральной Америке и Юкатане: Очерки в честь Эдвина М. Шука» (под редакцией М. Лава, М. Хэтча и Х. Эскобедо), стр. 147–178. Университетское издательство, Лэнхэм, Мэриленд.
  • Де ла Фуэнте, Беатрис 1995. Тетитла. В доиспанской фреске в Мексике, Теотиуакан (под редакцией Б. Де ла Фуэнте), Том 1, № 1, стр. 258–311. Национальный автономный университет Мексики, Мексика.
  • Диас дель Кастильо, Берналь 1976. История завоевания Новой Испании, одиннадцатое издание. Редакция Порруа, Мексика.
  • Грэм, Джон А. 1981. Абадж Такалик: стиль ольмеков и его предшественники в Тихоокеанской Гватемале. Древняя Мезоамерика: Избранные материалы для чтения (под редакцией Дж. Грэма), стр. 163–176. Peek Publications, Пало-Альто, Калифорния.
  • Гроув, Дэвид К. 1996. Археологические контексты искусства ольмеков за пределами побережья Мексиканского залива. En Olmec Art of Ancient Mexico (под редакцией Э. Бенсона и Б. де ла Фуэнте), стр. 105–117. Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия.
  • Гутьеррес, Херардо, Виола Кёниг и Бальтазар Брито 2009. Фрагмент Кодекса Гумбольдта 1 (г-жа Амер. 2) и Кодекс Асою 2, реверс: Запись дани Тлапы Империи ацтеков / Фрагмент Кодекса Гумбольдта 1 (г-жа Амер.2) и Кодекс Азою 2, реверс: Список дани Тлапы и ее провинции Мексиканской империи. Двуязычное (испанско-английское) издание. Мексика: CIESAS и Stiftung Preußischer Kulturbesitz (Берлин). [1]
  • Гутьеррес, Херардо и Константино Медина 2008. Топонимия науатль в кодексах Асою 1 и 2: критическое исследование топонимов древних владений восточного Герреро. [Топонимия науатля в Кодексах Асою 1 и 2: критическое исследование топонимов древних лордов Восточного Герреро]. Мексика: CIESAS. [2]
  • Гутьеррес, Херардо 2003. Территориальная структура и урбанизм в Мезоамерике: случаи уастеков и миштеков-тлапанеков-науа. В « Урбанизме в Мезоамерике» У. Сандерс, Г. Масташ и Р. Кобин (ред.), стр. 85–118. Университетский парк: Государственный университет Пенсильвании и INAH. [3]
  • Гутьеррес, Херардо, Альфредо Вера, Мэри Э. Пай и Хуан Митци Серрано, 2011. Контлалько и Ла Кокера: археология двух ранних памятников в муниципалитете Тлапа, Герреро. Мексика: Муниципалитет Тлапа-де-Комонфорт, старое письмо. [4]
  • Майлз, Сусана В. 1965. Краткое изложение этнологии горной местности Гватемала-Чьяпас и склонов Тихого океана до завоевания. Справочник индейцев Средней Америки, том 2 (под редакцией Г. Уилли), стр. 276–287. Техасский университет Press, Остин.
  • Наваррете, Карлос 1978. Доиспанская система коммуникаций между Чьяпасом и Табаско. Мезоамериканские коммуникационные маршруты и культурные контакты (под редакцией Т. А. Ли-младшего и К. Наваррете), стр. 75–106. Документы Археологического фонда Нового Света, № 40. Университет Бригама Янга, Прово.
  • Стивен А. Ковалевски и Эндрю К. Балкански, 1999. Региональное исследование в Центральной Альта-Микстека, Оахака, Мексика.
  • Балканский, Эндрю К. 1998. Урбанизм и раннее формирование государства в долине Уамелулпан на юге Мексики. Латиноамериканская древность. Том 9, № 1, стр. 37–67 [5], декабрь 2007 г.
  • Кристенсен, Александр Ф. 1998. Колонизация и микроэволюция в формирующейся Оахаке, Мексика, Мировая археология, том 30, 2 стр. 262–285 [6] декабрь 2007 г.
  • Колл Уртадо, Атлантида, 1998. Оахака: историческая география кошениль грана, Бюллетень географических исследований. Том 38 стр. 71–81 [7] [ постоянная мертвая ссылка ] март 2007 г.
  • Далгрен де Джордан, Барбро (1966): Ла Микстека, ее доиспанская культура и история , Национальный автономный университет Мексики , Мексика.
  • Фланнери Кент В. и Джойс Маркус (2007): «Иерархические общества Оахаки и обмен с ольмеками», в журнале «Мексиканская археология» , (87): 71–76, Editorial Raíces, Мексика.
  • Гасиола Гонсалес, Маргарита (2007), «Уамелулпан, Оахака», в мексиканской археологии , (90): 34–35, Editorial Raíces, Мексика.
  • Мишель Граулич (2003), «Человеческие жертвоприношения в Мезоамерике», в журнале «Мексиканская археология» , (63): 16-21 .
  • Хослер, Дороти (1997), «Андское происхождение металлургии западной Мексики» , на веб-сайте Библиотеки Луиса Анхеля Аранго Банка Республики Колумбия , консультация 31 января 2010 г.
  • Янсен, Маартен (1992), «Пиктография Mixtec: Содержание и условности», и Райфлер Брикер, Виктория (редактор): Эпиграфия. Дополнение к Справочнику индейцев Средней Америки , University of Texas Press, 20–33, Остин .
  • Янсен, Маартен и Габина Аврора Перес Хименес (2002), «Рассвет в Нуэва-Дзавуи», в мексиканской археологии , (56): 42–47, Издательство Roots, Мексика.
  • Жоссеран, Дж. Кэтрин; Маартен Янсен и Анхелес Ромеро (1984), «Микстекская диалектология: выводы из лингвистики и этноистории», Дж. К. Джоссеранд, Маркус К. Винтер и Николас А. Хопкинс (ред.), Очерки по отомангской культуре и истории , Публикации Университета Вандербильта по антропологии , 119–230, Нэшвилл.
  • Джойс, Артур А. и Марк Н. Левин (2007)», «Тутутепек (Юка Дзаа). Постклассическая империя в Микстека-де-ла-Коста», в «Мексиканской археологии » , (90): 44–47, Editorial Raíces, Мексика.
  • Джойс, Артур А. и Маркус Винтер (1996), «Идеология, власть и городское общество в доиспанской Оахаке», в « Современной антропологии » , 37 (1 февраля 1996 г.): 33–47, The University of Chicago Press, Чикаго.
  • Джастесон, Джон С. 1986. Происхождение систем письма: доклассическая Мезоамерика, Мировая археология. Том. 17 номеров. 3. стр. 437–458 [8] декабрь 2007 г.
  • Линд, Майкл (2008), «Археология микстек», в Desacatos , (27): 13–32.
  • Мальдонадо, Бланка Э. (2005): «Металлургия меди в Тараске на заводе Иципарацико, Мичоакан, Мексика» , на веб-сайте FAMSI, консультации 31 января 2010 г.
  • Маркус, Джойс (2001): «Разрушение стеклянного потолка: стратегии королевских женщин в древних государствах» , а также Сесилия Ф. Кляйн (редактор), «Гендер в доиспанской Америке » , Думбартон-Оукс . Исследовательская библиотека и коллекция
  • Удейк, Мишель Р. (2007), «Микстеки и сапотеки в доиспанские времена», в «Мексиканской археологии » , (90): 58–62, Editorial Raíces, Мексика.
  • Пэддок, Джон (1990): «Концепция идеи Ñuiñe», в Oaxaqueños de siempre , Oaxaca Antiguo AC и Casa de la Cultura Oaxaqueña, Оахака-де-Хуарес.
  • Ривера Гусман, Анхель Иван (1998): «Иконография власти в гравюрах Серро-де-ла-Каха, Микстека-Баха-де-Оахака», в Барба де Пинья Чан, Беатрис (редактор), Мексиканская иконография , Plaza y Valdés- INAH , Мексика.
  • Росселл, Сесилия и Мария де лос Анхелес Охеда Диас (2003), Женщины и их богини в доиспанских кодексах Оахаки , CIESAS - Мигель Анхель Порруа, Мексика.
  • Виллела Флорес, Сэмюэл (2006), «Этнологические исследования в Герреро» , в Diario de Campo , (38, август 2006 г.): 29–44, Национальный институт антропологии и истории , Мексика.
  • Споры, Рональд (1967), Короли миштеков и их народ , University of Oklahoma Press, Норман.
  • ------- (2007), «La Mixteca и Mixtecs. 3000 лет культурной адаптации», в журнале Mexican Archeology , (90): 28–33, Editorial Raíces, Мексика.
  • Террачиано, Кевин (2001), Микстеки колониальной Оахаки: история Нудзахуи, с шестнадцатого по восемнадцатый века , Stanford University Press , Стэнфорд .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Нуу Сави (Нуу Сави - Люди дождя), Мигель Анхель Чавес Гусман (составитель), Juxtlahuaca.org, 2005. (на испанском языке)
  • Джойс, Артур А., Микстеки, сапотеки и чатино: древние народы Южной Мексики. 2010, Уайли Блэквелл ISBN   978-0-631-20977-5
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8de4a950c54f103e6fe13adaae35c266__1721562600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/66/8de4a950c54f103e6fe13adaae35c266.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Regional communications in ancient Mesoamerica - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)