Киригуа
![]() Стела D, северная сторона, из Киригуа, изображающая короля Как' Тилив Чан Йопаат. [ 1 ] | |
Расположение в Мезоамерике | |
Расположение | Департамент Исабаль , Гватемала |
---|---|
Координаты | 15 ° 16'10 "N 89 ° 2'25" W / 15,26944 ° N 89,04028 ° W |
История | |
Периоды | Поздний доклассический период – ранний постклассический период |
Культуры | цивилизация майя |
Официальное название | Археологический парк и руины Киригуа |
Тип | Культурный |
Критерии | я, ii, iv |
Назначен | 1981 г. (5-я сессия ) |
Справочный номер. | 149 |
Область | Латинская Америка и Карибский бассейн |
Киригуа ( Испанское произношение: [kiɾiˈɣwa] ) — древний майя археологический памятник в департаменте Исабаль на юго - востоке Гватемалы . Это участок среднего размера площадью около 3 квадратных километров (1,2 квадратных мили) вдоль нижнего течения реки Мотагуа . [ 2 ] с церемониальным центром примерно в 1 км (0,6 мили) от северного берега. [ 3 ] В классический период майя (200–900 гг. н. э.) Киригуа располагался на стыке нескольких важных торговых путей . На этом месте проживало 200 человек, строительство акрополя началось примерно к 550, а взрыв более грандиозного строительства начался в 8 веке. Все строительство было остановлено примерно к 850 году, за исключением короткого периода повторной оккупации в раннем постклассическом периоде ( ок . 900 – ок . 1200). Киригуа разделяет свои архитектурные и скульптурные стили с близлежащим городом Копан классического периода , с историей которого он тесно переплетается. [ 4 ]
Быстрое расширение Киригуа в VIII веке было связано с военной победой короля Как' Тилив Чан Йопаата над Копаном в 738 году. Когда величайший король Копана, Уаксакладьюун Уб'аах Кавиил или «18-Кролик», потерпел поражение. , он был схвачен, а затем принесен в жертву на Большой площади в Киригуа. [ 5 ] До этого Киригуа была вассальным государством Копана, но впоследствии сохранила свою независимость. Церемониальная архитектура Киригуа довольно скромна, но важность этого места заключается в богатстве скульптур, включая самую высокую каменную монументальную скульптуру , когда-либо возведенную в Новом Свете . [ 6 ] Из-за своего исторического значения Киригуа был внесен в ЮНЕСКО Список всемирного наследия в 1981 году. [ 7 ]
Имя и местоположение
[ редактировать ]

Археологический объект Киригуа назван в честь близлежащей одноименной деревни. [ 8 ] и расположен чуть более чем в 200 км (120 миль) к северо-востоку от города Гватемала ; [ 9 ] он расположен в муниципалитете Лос-Аматес в департаменте Исабаль и имеет высоту 75 м (246 футов) над средним уровнем моря . [ 10 ]
Расположенный на северном берегу нижнего течения реки Мотагуа , Киригуа расположен в том месте, где долина расширяется в пойму , которая на протяжении веков подвергала это место периодическим наводнениям. [ 11 ] [ 12 ] Хотя в период оккупации города река проходила недалеко от этого места, с тех пор она изменила русло и теперь течет в 1 км (0,6 мили) к югу от церемониального центра. [ 3 ] Киригуа находится в 48 км (30 миль) к северу от Копана, [ 6 ] и расположен в 15,7 км (9,8 миль) к северо-западу от международной границы с Гондурасом .
Местная коренная порода представляет собой твердый красный песчаник , который жители использовали при строительстве памятников и архитектуры . Этот местный песчаник очень прочен и не подвержен растрескиванию и растрескиванию , что позволяет скульпторам Киригуа возводить самые высокие отдельно стоящие каменные памятники в Америке . [ 13 ] Киригуа был построен прямо над разломом Мотагуа , и в древние времена город пострадал от сильных землетрясений . [ 14 ]
Население
[ редактировать ]Хотя элита Киригуа явно принадлежала к майя по этническому происхождению, [ 15 ] это место находится на южной периферии Мезоамериканского региона, и население было как минимум двуэтническим, [ 16 ] с этническими майя в меньшинстве. [ 11 ] Большинство населения этнически принадлежало к менее сложной Промежуточной зоне , лежащей за восточной границей Мезоамерики. [ 16 ] Плотность населения этого места оценивается от 400 до 500 человек на квадратный километр (от 1040 до 1300 человек на квадратную милю) в центре города во времена поздней классической эпохи. [ 17 ] с предполагаемой пиковой численностью населения 1200–1600 человек; [ 18 ] обследования выявили на этом участке в среднем 130 построек на квадратный километр (338 на квадратную милю) по сравнению с 1449 постройками на квадратный километр. 2 (3767 на квадратную милю) в центре Копана. [ 19 ] Низкая плотность населения указывает на то, что Киригуа служил центром рассредоточенного сельского населения. [ 11 ]
Уровень населения долины Киригуа быстро увеличился после успешного восстания против Копана в 738 году, хотя эта местность никогда не была густонаселенной. [ 20 ] В 9 веке произошло резкое сокращение населения, кульминацией которого стало запустение города. [ 21 ]
Экономика
[ редактировать ]Река Мотагуа стекает с западных горных районов Гватемалы , и Киригуа был идеально расположен для контроля над торговлей необработанным нефритом , большая часть которого была найдена в среднем течении долины Мотагуа. [ 22 ] а также контролировать поток других важных товаров вверх и вниз по реке, таких как какао , которое производилось как местная товарная культура . [ 23 ] [ 24 ] Хотя какао производилось для торговли, кукуруза оставалась основной местной культурой из-за своей центральной роли в рационе майя . [ 25 ] Кроме того, кукуруза, вероятно, составляла важный компонент выплаты дани повелителям Копана, города, который истощал свои местные ресурсы. [ 25 ] Хотя на этом месте было обнаружено немного нефрита, есть свидетельства торговли обсидианом, происходящим из источника Икстепеке, расположенного недалеко от верховьев Мотагуа. [ 24 ] [ 26 ]
В классический период расположение этого места могло поставить Киригуа на перекресток между торговым путем из высокогорья к побережью Карибского моря и путем из Копана в крупные города бассейна Петен . [ 24 ]
Известные правители
[ редактировать ]Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
![]() |
История |
Испанское завоевание майя |
|
Как записано в иероглифических надписях в Киригуа, все даты относятся к нашей эры. Надписи правителей майя иногда включают ссылку на число (« хель -число» или число, названное в честь его основного глифа), которое, как полагают, определяет положение этого правителя в последовательности династической преемственности правления этим местом. Таким образом, число хель , равное пяти, указывает на то, что правитель был пятым в линии династической преемственности. [ 27 ]
Имя (или псевдоним) | Правило | Династический номер преемственности. [ 28 ] |
---|---|---|
" Ток Каспер " | 426–? [ 29 ] | 1 |
Тутуум Йол Кинич | в . 455 [ 29 ] | ? |
«Линейка 3» («Панцирь черепахи») | в . 480 [ 29 ] [ 30 ] | ? |
«Линейка 4» («Корзина-череп») | ?–? [ 30 ] | 3? |
Мих Тох | 493– [ 30 ] | 4? |
Кавиил Йопаат («Правитель 5») | в . 653 [ 30 ] | ? |
Как' Тилив Чан Йопаат («Небо Кауак» или «Небо Кавак») | 724–785 [ 31 ] | 14 |
" Скай Зул " | 785 – ок . 795 [ 31 ] | 15 |
« Нефритовое небо » | в . 800 – ок . 810 [ 31 ] | 17? |
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]
Есть свидетельства того, что Киригуа был заселен еще в позднем доклассическом периоде (400 г. до н.э. - 200 г. н.э.). ряд артефактов Хотя никакие постройки не были точно датированы этим периодом, был обнаружен позднего доклассического периода, в том числе 63 статуэтки и кремневый клинок. [ 12 ] Ранняя классическая керамика из Киригуа похожа на находки в Копане и Чалчуапе в Сальвадоре , а нефритовые фигурки горбунов того же периода напоминают находки в центральном Гондурасе и в горах Гватемалы. Эти ранние находки демонстрируют участие Киригуа в более широком юго-восточном регионе майя, начиная с позднего доклассического периода. [ 32 ]
Сочетание иероглифических текстов из Тикаля , Копана и Киригуа, а также архитектурных стилей и химических анализов костей основателя династии Копан позволяет предположить, что Киригуа и Копан были основаны элитными колонистами из великого города Тикаль как часть его экспансия в юго-восточную пограничную область региона майя. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] Записанная история Киригуа начинается в 426 году, в раннем классическом периоде ( ок . 200 – ок . 600); Согласно иероглифическим надписям на других местах, 5 сентября того же года Кинич Якс К'ук' Мо был возведен на трон как король Копана. [ 36 ] Всего три дня спустя он возвел на трон «Ток Каспера», первого известного короля Киригуа. [ 29 ] Отсюда очевидно, что с самого начала своей письменной истории Киригуа подчинялась своему южному соседу и была основана для того, чтобы поставить прибыльный торговый путь по реке Мотагуа под контроль Копана и, косвенно, Тикаля. [ 29 ] В течение следующих нескольких столетий, о которых мало что известно, церемониальная архитектура Киригуа ограничивалась вершиной холма группы А и широкой глиняной платформой на дне долины. [ 29 ] Записано, что стела, еще не обнаруженная, была воздвигнута в 455 году Тутуумом Йолом Киничем, вторым королем Киригуа. [ 37 ] Ранний памятник свидетельствует о том, что тогдашний повелитель Копана контролировал ритуал в 480 году, демонстрируя сохраняющийся статус Киригуа как вассала этого города. В иероглифическом тексте, датируемом 493 годом, упоминаются еще два короля Киригуа, но перерывы в тексте особенно затрудняют чтение и расшифровку их имен. [ 37 ]
Существуют тесные параллели между архитектурой V века и памятниками Киригуа и Уахактуна на севере Петена, места, которое попало под власть Тикаля в конце IV века. Сходство показывает, что Киригуа оставался тесно связанным с великой сетью альянсов Тикаля. [ 38 ]
Перерыв и восстановление
[ редактировать ]
С начала VI века в Киригуа случился перерыв, который длился до середины VII века. Это может быть связано с перерывом в Тикале в Средней классике, вызванным поражением Тикаля от Калакмула . Есть свидетельства того, что Киригуа в этот период подвергся нападению неизвестных врагов, о чем свидетельствует явно преднамеренное повреждение Стелы U и Монумента 26, что характерно для повреждений, нанесенных вторгшимися воинами. Во время этого перерыва, продолжавшегося с 495 по 653 год, памятников не устанавливалось. [ 38 ]
В VI или начале VII века стихийное бедствие вызвало разрушительное наводнение в долине Мотагуа и погребло поверхность этого места под глубоким слоем ила , полностью изменив ландшафт. Только те здания, которые стояли над грязью, продолжали использоваться, включая группу А, спасенную своим расположением на вершине холма. Земляная платформа на дне долины также продолжала использоваться, по крайней мере те ее части, которые возвышались над илом, и это был один из меньших комплексов этого места, который вырос и стал новым центром Киригуа, о чем свидетельствуют памятники, видимые этот день. [ 37 ]
О возрождении можно судить по открытию первого за полтора столетия нового памятника, воздвигнутого неизвестным в других отношениях королем Кавиилом Йопаатом в 653 году. Очевиден продолжающийся контакт с Копаном, а также, возможно, контакты на более дальних расстояниях. с Караколем в Белизе . Примерно в то же время в акрополе были проведены основные строительные работы , в том числе строительство первой площадки для игры в мяч . [ 39 ]
Апогей
[ редактировать ]Киригуа традиционно подчинялся своему южному соседу Копану, и в 724 году Уаксакладжуун Уб'аах Кавиил, король Копана, посадил Как' Тилив Чан Йопаат на трон Киригуа в качестве своего вассала. [ 40 ] [ 41 ] Однако еще в 734 году Как'Тилив Чан Йопаат показал, что он больше не является послушным подчиненным Копана, когда он начал называть себя кул ахав , святой господин, вместо использования меньшего термина ахав , подчиненный господин; в то же время он начал использовать свой собственный символ-эмблему Киригуа . [ 40 ] Эти первые заявления о независимости могли быть сделаны только в том случае, если Киригуа сумел сформировать внешний союз. [ 40 ]

Действительно, этот локальный акт восстания, похоже, был частью более широкой борьбы между двумя «сверхдержавами» майя, великими городами Тикаль и Калакмуль. В 736 году, всего два года спустя, Как' Тилив Чан Йопаат посетил Вамав Кавиил, верховный король далекого Калакмула, а Копан был одним из старейших союзников Тикаля. Время этого визита короля Калакмула очень важно: он приходится на период между восшествием Как' Тилив Чан Йопаата на трон Киригуа в качестве вассала Копана и последовавшим за этим прямым восстанием. Это убедительно свидетельствует о том, что Калакмуль спонсировал восстание Киригуа, чтобы ослабить Тикаль и получить доступ к богатому торговому пути долины Мотагуа. [ 41 ] [ 43 ] Вполне вероятно, что контакт с Калакмулом был инициирован вскоре после того, как Как 'Тилив Чан Йопаат взошел на трон, поскольку вскоре после этого Киригуа пережил быстрый рост, что позволяет предположить, что Киригуа уже получал внешнюю поддержку. [ 41 ]
В 738 году взаимосвязанные судьбы Киригуа и Копана резко изменили свое направление, когда Как'Тилив Чан Йопаат, правящий лорд Киригуа, захватил могущественного, но пожилого 13-го короля Копана Уаксакладьюуна Уб'аа Кавиила, [ 44 ] который посадил его на трон в 725 году. [ 23 ] Этот переворот, похоже, не затронул физически ни Копан, ни Киригуа, нет никаких свидетельств того, что какой-либо город подвергался нападению в это время, и победитель, похоже, не получил никакой заметной дани. [ 45 ] [ 46 ] Киригуа, похоже, скорее обрела независимость и контроль над важными торговыми путями. [ 45 ] Надпись в Киригуа, хотя и трудная для интерпретации, предполагает, что захват произошел 27 апреля 738 года, когда Киригуа схватил и сжег деревянные изображения божеств- покровителей Копана . [ 46 ] Все это, по-видимому, подразумевает, что Как' Тилив Чан Йопаат сумел каким-то образом устроить засаду на Уаксакладжууна Уб'аа Кавиила, вместо того, чтобы победить его в открытом бою. В классический период статуи божеств майя часто переносились в бой на паланкинах , что облегчало их захват в случае поражения. Было высказано предположение, что король Копана пытался атаковать другое место, чтобы обеспечить пленников для принесения в жертву , и попал в засаду, устроенную Как' Тилив Чан Йопаат и его воинами Киригуа. [ 46 ]
Захваченного лорда отвезли обратно в Киригуа, и 3 мая 738 года он был обезглавлен в ходе публичного ритуала. [ 47 ] [ 48 ] Жертвоприношение крови такого могущественного повелителя значительно укрепило авторитет Киригуа и его королевской семьи во всем регионе и провозгласило Киригуа новой столицей юго-восточного региона майя. [ 40 ] [ 48 ] После этого Киригуа занялся масштабной программой строительства памятников, точно имитируя скульптурный стиль Копана, возможно, используя для выполнения работ захваченных копанских скульпторов. [ 47 ] Население Киригуа и других мест в долине быстро увеличилось после событий 738 года, хотя Киригуа всегда был небольшим центром, и его общая численность, вероятно, никогда не превышала 2000 человек. [ 49 ]

В эпоху поздней классики ( ок . 600 – ок . 900) союз с Калакмулем часто ассоциировался с обещанием военной поддержки. Тот факт, что Копан, гораздо более могущественный город, чем Киригуа, не смог принять ответные меры против своего бывшего вассала, подразумевает, что он опасался военного вмешательства Калакмула. Сам Калакмуль находился достаточно далеко от Киригуа, и Как'Тилив Чан Йопаат не боялся попасть под его власть как полноправное вассальное государство, хотя вполне вероятно, что Калакмуль послал воинов на помощь в разгроме Копана. Вместо этого этот союз, похоже, был взаимовыгодным: Калакмулю удалось ослабить могущественного союзника Тикаля, в то время как Киригуа обрела независимость. [ 51 ] [ 52 ]
В 718 году город Шкуй – еще не обнаруженный объект – был атакован и сожжен Копаном под предводительством короля Уаксакладьюуна Убаа Кавиила. После того, как король Копана был принесён в жертву в 738 году, Шкуй, похоже, стал верным вассалом Киригуа, а в 762 году Как’Тилив Чан Йопаат руководил восшествием «Ягуара, восходящего на солнце», на трон подчинённого города. [ 53 ]
Как' Тилив Чан Йопаат, так резко изменивший судьбу своего города, умер 27 июля 785 года. Зооморф G - его памятный камень, на нем описывается, как он был похоронен 10 дней спустя в доме 13 Кавак , здании, построенном не был идентифицирован. На смену великому королю пришел «Небесный Зул», король, имя которого не установлено должным образом. «Небесный Зул» стал правящим лордом Киригуа через 78 дней после смерти Как' Тилив Чан Йопаата, который, как полагают, был его отцом. [ 54 ] Его правление длилось от 10 до 15 лет и было периодом постоянной деятельности. В большинстве городов региона майя уже переживали окончательный упадок, охваченный коллапсом классического майя , но в Киригуа «Небо Ксул» посвящено трем великим скульптурам зооморфов и двум алтарям , считающимся чудесами камнеобработки майя. «Небесный Зул» умер где-то между 795 и 800 годами. [ 55 ]
Упадок и крах
[ редактировать ]Мало что известно о «Нефритовом Небе», который сменил «Небесного Зула» и был последним зарегистрированным правителем Киригуа. Могущество города уже ослабевало, о чем свидетельствуют две чахлые стелы, воздвигнутые во время его правления, которые указывают на то, что королевство больше не имело доступа к ресурсам, необходимым для создания памятников такого же качества, как и памятники его предшественников. Однако «Нефритовое небо» построило два крупнейших сооружения в акрополе. [ 56 ]

Киригуа, по-видимому, сохранила свою независимость от Копана и продолжала процветать до начала 9 века. [ 58 ] Отношения между двумя городами несколько улучшились к 810 году, когда король Копана Якс Пасай Чан Йопаат посетил Киригуа, чтобы провести ритуал завершения катуна . [ 59 ] [ 60 ] Однако 810 год был также годом, когда в Киригуа были возведены последние иероглифические тексты, хотя в центре города строительство продолжалось в сокращенном виде. [ 61 ] После этого Киригуа погружается в тишину, охваченная более масштабным явлением краха классических майя – он потерял смысл существования, когда торговля больше не текла по Мотагуа; [ 62 ] через несколько лет Киригуа практически опустел, а участки по всей долине Мотагуа сильно пришли в упадок или были заброшены. [ 21 ]
Постклассика
[ редактировать ]В ранний постклассический период ( ок . 900 – ок . 1200) Киригуа был оккупирован народами, тесно связанными с карибскими прибрежными районами полуострова Юкатан и Белизом , возможно, из-за контроля майя Чонталь над торговой сетью, которая включала побережье Юкатана и Долина Мотагуа. [ 63 ] Во время своего краткого повторного занятия этого места они внесли существенные дополнения в комплекс акрополя. Находки, связанные с их занятием, включают скульптуру лежащего чакмула и керамику с восточного побережья Юкатана. [ 21 ] артефакты, демонстрирующие тесную связь с далеким городом Чичен-Ица . [ 64 ] Некоторые медные колокольчики и украшения были обнаружены в Киригуа. Это одни из самых ранних находок металлических артефактов на территории майя. Они были датированы либо Терминальной классикой ( ок . 800 – ок . 950), либо ранней постклассикой. [ 65 ]
Современная история
[ редактировать ]
Первым европейским посетителем, опубликовавшим отчет о Киригуа, был английский архитектор и художник Фредерик Катервуд , который достиг руин в 1840 году. Предыдущий землевладелец по фамилии Пайес рассказал о существовании руин своим сыновьям и Карлосу Мейни, ямайский англичанин , проживающий в Гватемале. Старший Пайес недавно умер и передал землю своим сыновьям, и, поскольку ни Мейни, ни сыновья Пайеса не посетили землю, содержащую руины, они пригласили Джона Ллойда Стивенса и Катервуда присоединиться к ним в их первой поездке на это место. У Стивенса были и другие обязанности, но Катервуд смог сопровождать братьев Пайес в Киригуа. [ 66 ] Из-за неблагоприятных условий он смог остаться на руинах лишь на короткое время, но сделал рисунки двух стел, которые были опубликованы вместе с кратким отчетом о визите Катервуда в книге Джона Ллойда Стивенса « Случаи путешествий в Центральной Америке, штат Чьяпас». и Юкатан в 1841 году. Киригуа был первым местом, которое Стивенс и Катервуд могли утверждать, что открыли сами. [ 67 ] Более подробный отчет о руинах был сделан в 1854 году Карлом Шерцером.
Исследователь и археолог Альфред Модслей посетил Киригуа на три дня в 1881 году; это были первые доколумбовые руины, которые он увидел, и они были достаточно впечатляющими, чтобы вдохновить его на постоянный интерес к археологии Центральной Америки. [ 66 ] Ему удавалось вернуться еще три раза, последний раз в 1894 году, и он предпринял первые попытки расчистить памятники перед их записью. Он провел очень тщательное обследование и сделал фотографическую запись всех видимых памятников, провел несколько мелких раскопок , сделал бумажные и гипсовые слепки иероглифических надписей и обследовал основные скульптуры; [ 66 ] [ 68 ] эти формы были затем отправлены в Музей Виктории и Альберта , а слепки были переданы в Британский музей . [ 69 ]
В 1910 году United Fruit Company купила Киригуа и всю землю на большом расстоянии вокруг участка для бананов выращивания ; они выделили 75 акров (30 га) вокруг церемониального центра под археологический парк, оставив остров джунглей среди плантаций. [ 70 ] Дополнительные археологические работы проводились с 1910 по 1914 год Эдгаром Ли Хьюиттом и Сильванусом Морли для Школы американской археологии в Санта-Фе. [ 3 ] [ 70 ] Дубликаты стел Киригуа, сделанные из гипсовых слепков оригиналов Хьюитта, были выставлены на Панамско-Калифорнийской выставке в Сан-Диего, Калифорния , в 1915 году. [ 70 ] Слепки до сих пор выставлены в Музее США в Сан-Диего на выставке «Майя: Сердце Неба, Сердце Земли». [ 71 ] Институт Карнеги проводил несколько периодических проектов в Киригуа с 1915 по 1934 год. [ 70 ] Олдос Хаксли , написавший после посещения этого места в начале 1930-х годов, отметил, что стелы Киригуа ознаменовывают «триумф человека над временем и материей и триумф времени и материи над человеком». [ 72 ] Киригуа был одним из первых археологических памятников майя, которые интенсивно изучались, хотя реставрация проводилась незначительно, и руины снова заросли джунглями. [ 70 ]
Киригуа был объявлен национальным памятником в 1970 году в соответствии с Министерским соглашением 1210, за этим последовало 19 июня 1974 года, когда он был объявлен археологическим парком в соответствии с правительственным соглашением 35-74. [ 73 ]
С 1974 по 1979 год в Киригуа проводился обширный археологический проект, спонсируемый Пенсильванским университетом , Национальным географическим обществом и Гватемальским институтом антропологии и истории . Под руководством Роберта Шерера и Уильяма Р. Коу в рамках проекта были раскопаны акрополь, очищены памятники и изучены отдаленные группы. [ 3 ] [ 70 ] [ 74 ] В 1981 году он был объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия , а в 1999 году ЮНЕСКО утвердила единовременное финансирование в размере 27 248 долларов США на «чрезвычайную помощь в восстановлении археологического памятника Киригуа». [ 75 ] Одна из стел этого места изображена на гватемальской монете номиналом 10 сентаво . [ 76 ]
Территория площадью 34 гектара (84 акра), входящая в состав Археологического парка Киригуа, была разработана для туризма со строительством автостоянки, музея и санитарно-технических сооружений и открыта для публики ежедневно. [ 73 ]
Сайт
[ редактировать ]Архитектура
[ редактировать ]
После решающей победы Киригуа над Копаном в 738 году Как' Тилив Чан Йопаат восстановил основную группу по образу самого Копана. Таким образом, акрополь , дворец и площадка для игры в мяч расположены в южном конце Большой площади. [ 22 ] Церемониальный центр расположен вокруг трех площадей, самая северная из которых — Большая площадь. Эта площадь имеет размеры 325 м (1066 футов) с севера на юг и является самой большой площадью во всем регионе майя. В южном конце Большой площади находится площадка для игры в мяч, окруженная с трех сторон сооружениями, связанными с акрополем. Акрополь Плаза — это полностью закрытая площадь внутри самого Акрополя. [ 77 ] [ 78 ] Район к западу от площади Боллкорт, вероятно, был причалом на берегу реки, и есть свидетельства того, что южная часть Большой площади была рынком. [ 79 ] Рядом с ядром памятника было выкопано несколько колодцев, облицованных керамикой , все они были построены в 8 веке, и хотя некоторые из них продолжали использоваться и в 9 веке, ни один из них, как известно, не был построен так поздно. [ 80 ]
- 1А-1 — это огромная платформа, образующая северную часть Большой площади. Его размеры 100 на 85 метров (328 на 279 футов) и возвышаются на 0,5 метра (20 дюймов) над уровнем южной части площади. Он образует северную часть Большой площади, построенную Как' Тиливом Чан Йопаатом, когда он расширил площадь на север. Платформа была построена из речного булыжника и вымощена каменными плитами. [ 81 ] Платформа 1А-1 поддерживала стелы A, C, D, E и F и Зооморф B. [ 82 ] Платформа строилась в два этапа в течение примерно 20 лет. [ 83 ]
- 1А-3 — большой холм, обозначающий северный край Большой площади. Первоначально его размеры составляли 82,5 на 20 метров (271 на 66 футов) и высоту 7 метров (23 фута). Лестница шириной 63 метра (207 футов) поднималась с площади на южный фасад сооружения. Позже сооружение было расширено на север, но второй этап строительства так и не был завершен. [ 81 ]
- Акрополь — крупнейший архитектурный комплекс Киригуа, он расположен на южной границе церемониального центра города. Это сложная конструкция, в которую со временем добавляются новые здания и функции. Строительство акрополя началось в 550 году и продолжалось до 810 года, когда это место было заброшено. [ 84 ] Акрополь представлял собой дворцовый комплекс, использовавшийся в основном как элитная резиденция и в административных целях. [ 85 ] В комплекс акрополя входят сооружения 1Б-1, 1Б-2, 1Б-3, 1Б-4, 1Б-5 и 1Б-6. При раскопках акрополя были обнаружены рухнувшие остатки кокошников , но ни одна из них до сих пор не сохранилась. [ 85 ]
- 1B-sub.1 также известен как Стена Кинич Ахау. Это была отдельно стоящая стена длиной более 23 метров (75 футов) и толщиной 1,5 метра (5 футов), стоявшая на вершине западной платформы акрополя. Западная сторона стены выходила на реку и украшала пять чередующихся мозаичных масок, изображающих солнечных божеств и змей с человеческими руками. Эти маски поддерживал фриз, состоящий из двух концентрических овалов, окруженных змеиными головами. Стена была завершена около 750 года, во время правления Как Тилив Чан Йопаата. [ 86 ]
- 1B-sub.4 В ходе раскопок в акрополе была обнаружена полностью заглубленная площадка для игры в мяч . под постройками на западной стороне площади Акрополя [ 87 ] редкий пример площадки для игры в мяч, застроенной в результате последующего строительства, в данном случае Как' Тилив Чан Йопаат. [ 88 ] Это была первая площадка для игры в мяч на этом месте, построенная в середине VII века. Он был построен из блоков риолита . [ 89 ] Эта площадка для игры в мяч представляет собой точную копию площадок для игры в мяч в Копане, построенная в том же стиле, тех же размеров и с той же ориентацией. [ 90 ] Площадка для игры в мяч была похоронена, когда Как' Тилив Чан Йопаат построил огромную западную платформу, чтобы ограничить доступ к акрополю. [ 86 ]

- 1B-1 — это строение, образующее южную границу площади Акрополя. Широкая лестница ведет на площадь с северной стороны здания. Нижние стены сооружения сохранились и имеют три входа, каждый из которых ведет в небольшую камеру. На задней стенке каждой из трех камер есть ступенька с иероглифом, ведущая в другую небольшую камеру. Первоначально здание имело внешнюю полосу иероглифов. Как на внешних, так и на внутренних глифах указана последняя известная дата, зафиксированная в Киригуа, то есть июнь 810 года. Это здание было построено во время правления «Нефритового неба». [ 56 ] [ 91 ]
- 1B-2 также находится к югу от площади Акрополя, в юго-западном углу. Он меньше строения 1Б-1, к которому примыкает, и его нижние стены также сохранились. Это был небольшой жилой дом, искусно украшенный скульптурной каменной кладкой. Это сооружение, вероятно, было резиденцией Как Тилив Чан Йопаат. [ 87 ] [ 92 ]
- 1B-3 и 1B-4 — это сооружения на западной стороне площади Акрополя, остались только нижние стены. [ 84 ] Между этими двумя постройками находится старая отдельно стоящая стена. На этой стене есть мозаичный фриз, обращенный на запад, на котором изображены поврежденные и теперь обезглавленные изображения Кинич Ахау , бога Солнца. [ 84 ]
- 1B-5 находится к северу от площади Акрополь, в юго-восточном углу площади Боллкорт. Доступ к этому сооружению осуществлялся по широкой лестнице от площади Акрополя на юге, которая ведет к единственному входу, ведущему в семь соединенных между собой камер. Это самое большое здание Киригуа, стены которого сохранились до сих пор. [ 93 ] Он был построен во времена правления «Нефритового неба». [ 56 ]
- 1B-6 находится к востоку от площади Акрополя и содержит родовую святыню , отражающую давнюю традицию, впервые увиденную в Тикале. [ 87 ] Под зданием находилась гробница, облицованная плитами сланца , в которой находилось элитное захоронение. Останки, вероятно, принадлежали мужчине, зубы были инкрустированы нефритом, бусина в рот помещалась из того же материала. Соответствующие керамические предложения датируют эту гробницу ранним классическим периодом. [ 94 ]
- 1B-7 - это площадка для игры в мяч, построенная Как' Тиливом Чан Йопаатом взамен площадки для игры в мяч, похороненной под его расширением акрополя. Площадка для игры в мяч находится на площади Ballcourt Plaza, давшей ей свое название, к северо-западу от акрополя. [ 95 ] Площадка для игры в мяч имеет ориентацию с востока на запад, что необычно для региона майя, где площадки для игры в мяч традиционно ориентированы с севера на юг. [ 96 ]

- 3C-1 представляет собой широкую земляную платформу на дне долины, она датируется серединой классического периода и является одной из ранних построек на этом месте, некоторые ее части продолжают использоваться после катастрофического наводнения. [ 29 ] [ 37 ]
- 3C-7 — группа, относящаяся к раннему классическому периоду. Он находится в пойме на некотором расстоянии к северу от акрополя. [ 94 ]
- 3C-8 — еще одна раннеклассическая группа, расположенная к северу от акрополя. [ 94 ]
- Локус 011 и Локус 057, возможно, были сторожевыми постами, они располагались в местах впадения рек Киригуа и Хубуко в долину Мотагуа и могли использоваться для контроля проезжающего транспорта на этих маршрутах. Локус 057 находился на одном из наиболее вероятных маршрутов в Копан и, возможно, служил сторожевым постом для наблюдения за вражескими воинами после разгрома Копана Как' Тилив Чан Йопаат. [ 98 ]
- Локус 122 и Локус 123 — группы, расположенные в пойме к югу от реки. Локус 122, хотя и не раскопанный, представляет собой комплекс, состоящий из пирамидального кургана и площади, ориентированной с северо-востока на юго-запад, похожий на некоторые доклассические комплексы в высокогорье, по этой причине предполагается, что он датируется этим периодом. [ 12 ]
Группы A, B и C расположены на расстоянии 1,5–5 километров (1–3 мили) от ядра площадки. [ 85 ]
- Группа А представляет собой комплекс на вершине холма, датируемый примерно ранним классическим периодом . [ 29 ] Стела, найденная в этой группе, датируется 493 годом. [ 85 ]
- Группа B , также известная как Группа 7A-1 , находится к северу от ядра объекта. [ 99 ] Здесь находится сильно разрушенная стела S, которую в древние времена перенесли сюда с Большой площади. [ 85 ] [ 100 ]
- Группа C имеет нелепную стелу. [ 85 ]
Памятники
[ редактировать ]
Памятники в Киригуа включают необычно большие стелы , искусно вырезанные из отдельных блоков красного песчаника, доставленных из карьеров в 5 километрах (3 милях) от него. [ 40 ] Характеристики этой твердой породы позволили местным скульпторам создавать барельефы с трехмерными лицами, в отличие от современной двумерной скульптуры региона Петен . [ 102 ] После поражения и казни короля Копана в 738 году скульптурный стиль Киригуа очень напоминал стиль его бывшего повелителя. [ 47 ] Огромные стелы в Кириге изначально должны были быть видны с реки Мотагуа, которая когда-то текла мимо западной стороны Большой площади, возвещая проходящим торговцам о вновь обретенной власти города. [ 103 ] Памятники включают длинные панели с глифическим текстом, которые считаются одними из самых сложных и красивых каменных надписей майя. Характерной чертой этих текстов является использование полнофигурных символов, в которых обычные глифы с полосками и точками письма майя заменены изящно вырезанными изображениями божеств. [ 58 ] Однако ко второй половине 8-го века Киригуа разработал оригинальный стиль с производством валунов, тщательно вылепленных в форме сложных мифологических животных с элементами жаб , ягуаров , крокодилов и хищных птиц ; эти скульптуры называются зооморфами и были завершены двумя более поздними королями после смерти Как' Тилив Чан Йопаата в 785 году. [ 47 ] [ 58 ]
Также в качестве украшения фасадов зданий используются различные алтари и скульптуры; большинство памятников Киригуа имеют величественную формальную монументальность, которая довольно жесткая по сравнению с натуралистическим изяществом искусства некоторых других памятников майя. Следы красного пигмента были обнаружены на некоторых памятниках, и большинство памятников, вероятно, были окрашены в красный цвет — цвет рождения, жертвоприношения и обновления. [ 104 ]
- Стела А была воздвигнута в 775 году Как Тилив Чан Йопаатом. [ 105 ] Стела A и Стела C образуют пару и были освящены 29 декабря 775 года. [ 106 ]
- Зооморф B был посвящен в 780 году Как' Тилив Чан Йопаат. Это многотонный валун, вылепленный в виде полукрокодила-полугорного зверя. Иероглифический текст на этом памятнике полностью состоит из полнофигурных символов. [ 107 ] У этого зооморфа длиной 4 метра (13 футов) были обнаружены следы красного пигмента. [ 108 ] Тайник с посвящением был найден в яме под Зооморфом B. Он включал семь кремневых лезвий длиной от 14 до 46 см (от 5,5 до 18,1 дюйма). [ 109 ]
- Стела C была воздвигнута в 775 году Огнем Тиливом Чан Йопаатом. [ 105 ] Иероглифический текст содержит ссылки на 455 год и Тутуума Йола Кинича, раннего короля. [ 32 ] [ 105 ] На стеле также указана дата 13.0.0.0.0 4 Ахав 8 Кумку (13 августа 3114 г. до н.э.). [ 110 ] Эта дата фиксируется на всей территории майя как начало нынешнего творения, когда божества были расставлены по порядку. [ 111 ] Стела C образует пару со Стелой A и была посвящена в один и тот же день. [ 106 ]
- Стела D датируется 766 годом, во время правления Чан Йопата. [ 105 ] Его отличают относительно редкие, экстравагантные, полнофигурные антропоморфные варианты иероглифов майя на верхних частях его сторон, которые особенно хорошо сохранились. [ 105 ] Стела D имеет высоту примерно 6 метров (20 футов). [ 112 ]
- Стела E стоит в северной половине Большой площади. [ 113 ] Эта стела была освящена 24 января 771 года Как' Тилив Чан Йопаатом. Общая высота его вала составляет 10,6 метра (35 футов), включая заглубленную часть, удерживающую его на месте, высота которой составляет чуть менее 3 метров (10 футов). [ 114 ] Этот огромный монолит является самым большим камнем, когда-либо добытым древними майя, и весит около 65 тонн. [ 114 ] возможно, это даже самый большой отдельно стоящий обработанный монолит в Новом Свете . [ 6 ] В 1917 году эта стела, уже отклонившаяся от вертикали, наконец окончательно рухнула после сильных дождей, хотя и осталась целой. В 1934 году была предпринята попытка поднять стелу с помощью лебедки и стальных тросов, во время которой тросы оборвались, монолит упал и разбился на две части, которые с тех пор были снова соединены вместе с помощью бетона . [ 114 ] На лицевой и оборотной сторонах этой стелы изображены портреты Как' Тилив Чан Йопаата. [ 115 ]
- Стела F представляет собой огромный монолит высотой 7,3 метра (24 фута), вырезанный из песчаника. На северной и южной сторонах храма изображены Как'Тилив Чан Йопаат, а на восточной и западной сторонах - иероглифические надписи. Он датируется 761 годом и на момент возведения был самым высоким памятником, когда-либо воздвигнутым майя; его превзошли только тогда, когда 10 лет спустя была возведена Стела E. [ 82 ] [ 115 ]
- Зооморф G - мемориальный памятник Как' Тилив Чан Йопаат, посвященный во времена правления «Небесного Зула». На нем изображено лицо мертвого короля, вылезающее из пасти огромного ягуара. Текст этого памятника описывает смерть и захоронение величайшего короля Киригуа. [ 107 ]
- Стела H датируется 751 годом, во время правления Как Тилив Чан Йопаата. Его глифы расположены редким циновочным узором, скопированным из Копана. [ 116 ] Стела выполнена в закругленном стиле. [ 115 ] Под торцом стелы было найдено кремневое лезвие, закопанное в качестве подношения при освящении стелы. [ 117 ] Иероглифические надписи на Стеле Н сильно повреждены. [ 118 ]
- Стела J была воздвигнута Как' Тиливом Чан Йопаатом в 756 году и имеет резную форму. [ 115 ] Он имеет высоту 5 метров (16 футов) и расположен в южной части Большой площади. Посвященный тайник представлял собой глиняный ящик в форме домика с неизвестным содержимым. [ 119 ]
- Алтарь L выполнен довольно грубо и датируется 653 годом. В тексте указано имя короля Кавиила Йопаата, а также упоминается « Смоук Имикс », 12-й король Копана. Алтарь представляет собой риолитовый диск диаметром 1 метр (39 дюймов) и толщиной 0,25 метра (10 дюймов). Скульптурный стиль этого алтаря уникален и демонстрирует сходство с отдаленным городом Караколь в Белизе. [ 120 ] [ 121 ]
- Алтарь М. Этот скромный памятник является самым ранним известным памятником, посвященным Как' Тилив Чан Йопаат. Важность этого памятника заключается в его тексте, в котором этот выдающийся король Киригуа претендовал на титул кухул аджау , святого господина, и начал свою борьбу за независимость от Копана. [ 43 ] Эта риолитовая скульптура была посвящена 15 сентября 734 года и имеет форму чудовищной головы, возможно, крокодила. [ 122 ]
- Алтарь N — еще одна небольшая скульптура из риолита, стилистически похожая на Алтарь М. Эта скульптура имеет форму панциря черепахи со скелетной головой, с выступающим боком с одного конца зеркалом на лбу и пожилой фигурой с другого. Это изображение двуглавого божества Паватуна (Бога Н), выдающегося божества подземного мира . [ 123 ]
- Зооморф О - гибридный монстр крокодила и горы, посвященный в 790 году королем «Небесным Зулом». Его сопровождает алтарь, изображающий бога-молнии. Он расположен на площади Ballcourt Plaza, к югу от самой площадки для игры в мяч. [ 124 ]
- Зооморф П (которого исследователь Модслей прозвал Великой Черепахой ) был посвящен в 795 году «Небесным Зулом» и является шедевром мезоамериканского искусства. Он весит около 20 тонн. На одной стороне изображен огромный портрет самого «Небесного Зула», сидящего, скрестив ноги, в раскрытой пасти огромного крокодилово-горного гибридного монстра. Конструкция этого зооморфа невероятно сложна, а весь памятник покрыт искусно выполненной скульптурой. Он расположен на площади Ballcourt Plaza, к югу от площадки для игры в мяч. Зооморф П сопровождается алтарем, изображающим неопознанное божество, прыгающее из расселины в земле. [ 124 ] Иероглифический текст на зооморфе описывает основание Киригуа под руководством короля Копана. [ 125 ] На этом памятнике были обнаружены следы красного пигмента, что позволяет предположить, что изначально он был окрашен в красный цвет. [ 104 ]

- Алтарь Q и Алтарь R представляют собой два небольших диска из риолита, которые, вероятно, служили маркерами площадки для игры в мяч для самой ранней площадки для игры в мяч, погребенной структуры 1B-sub.4. Вместе с третьим камнем они обозначили бы центральную ось площадки для игры в мяч. На обоих изображены сидящие со скрещенными ногами фигуры, вырезанные неглубоким рельефом. [ 89 ]
- Стела S - самый ранний сохранившийся памятник Как Тилив Чан Йопаат, датируется 746 годом. [ 126 ] Первоначально он располагался в северной половине Большой площади, но в древние времена был перенесен в отдаленную группу. Он сильно разрушен, часть повреждений могла быть нанесена в процессе его перемещения. Он был вылеплен из песчаника и имеет на лицевой стороне фигуру Как' Тилив Чан Йопаата, а остальные три стороны покрыты иероглифическим текстом. К сожалению, из-за сильной эрозии большая часть текста неразборчива. [ 100 ] Стела S имеет высоту 2,8 метра (9 футов) (не считая части стелы, закопанной в землю), а размеры основания составляют 1,6 метра (5,2 фута) на 1,2 метра (3,9 фута), что делает ее самой ранней из огромные стелы, которые должны были характеризовать Киригуа, хотя они значительно меньше тех, которые должны были следовать за ними. [ 117 ]
- Стела Т была освящена в 692 году неизвестным правителем. Это сильно разрушенная эрозией сланцевая скульптура с нечитаемыми глифами, сопровождающими плохо сохранившуюся фигуру. Стела консервативна по стилю и похожа на гораздо более старую Стелу U. [ 127 ]
- Стела U происходит из группы А и имеет сильно разрушенный портрет короля в закругленном стиле (распространяющийся на три стороны стелы). Этот стиль зародился в Тикале и указывает на связь с центральным регионом Петен. На этой стеле есть идентифицируемая дата, соответствующая 18 апреля 480 года, и ссылка на происходящий ритуал, которым руководил король Копана. [ 37 ] Эта стела высечена из сланца и разбита на две части, отломавшись на коленях – видимо, намеренно во время нападения неизвестных врагов. Первоначально его высота составляла 2,7 метра (9 футов). [ 128 ]
- Памятник 25 представляет собой простую круглую колонну, высеченную из сланца. Его длина составляет около 2,5 метра (8 футов), а диаметр — 0,6 метра (2 фута). Он был найден в Локусе 011. [ 129 ]
- Памятник 26 представляет собой стелу огибающей формы, найденную рядом со строением 3С-1. В иероглифическом тексте на его оборотной стороне содержится дата, соответствующая 493 году. В этом тексте упоминаются третий и четвертый правители Киригуа, но их имена в настоящее время неразборчивы. [ 37 ] Она вырезана из сланца и изначально имела высоту 2 метра (6,6 футов), но в древние времена стела была сломана, по-видимому, намеренно. Он был сломан на коленях, а левый глаз портрета правителя был поцарапан — повреждение, характерное для вторгшихся воинов. Были обнаружены только две части: верхняя часть размером 1 метр (3,3 фута) и нижняя часть размером 0,6 метра (2 фута). [ 130 ]
- Памятник 29 и Памятник 30 чуть более 1 метра представляют собой сильно разрушенные эрозией колоннообразные скульптуры из сланца, каждая длиной . Они были найдены вместе в современной дренажной канаве к северу и северо-западу от церемониального центра Киригуа. Судя по всему, это были скульптуры антропоморфов или обезьян, стоящих на постаментах со сложенными на груди руками. По стилистическим соображениям считается, что эти два памятника относятся к позднему доклассическому периоду. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Лупер, 2003, стр. 122, 140, 146.
- ^ Эшмор 1980, стр.24.
- ^ Миллер 1999, стр.49.
- ^ Лупер 2003, стр. 4–5, 83.
- ^ Jump up to: а б с д Коу 1999, стр.121.
- ^ «Археологический парк и руины Киригуа» . Конвенция ЮНЕСКО о всемирном наследии . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 10 декабря 2022 г.
- ^ Лупер 2003, viii.
- ^ Стросс и др. 1983, с.333.
- ^ Информпресс.
- ^ Jump up to: а б с Лупер 2003, стр.1.
- ^ Jump up to: а б с д Лупер 2003, стр.35.
- ^ Миллер 1999, стр.82.
- ^ Шерер и Трэкслер 2006, стр.507.
- ^ Лупер 1999, стр.264.
- ^ Jump up to: а б Ведомости 2000, с.442.
- ^ Дрю 1999, стр.344.
- ^ Sharer & Traxler 2006, стр.688.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр.686.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр.219.
- ^ Jump up to: а б с Мартин и Грубе 2000, стр.225.
- ^ Jump up to: а б Миллер 1999, стр.54.
- ^ Jump up to: а б Дрю 1999, стр.240.
- ^ Jump up to: а б с Лупер 2003, стр.2.
- ^ Jump up to: а б Эшмор 2007, стр.111.
- ^ Стросс и др. 1983, с.335.
- ^ Джонс 1983, стр.122.
- ^ Приведенные здесь цифры соответствуют цифрам, указанным в Looper 2003, стр. 205.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мартин и Грубе 2000, стр.216.
- ^ Jump up to: а б с д Лупер 2003, стр. 205–209.
- ^ Jump up to: а б с Мартин и Грубе 2000, стр.218.
- ^ Jump up to: а б Лупер 2003, стр.38.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр.333.
- ^ Шарер и др. 2005, с.196.
- ^ Лупер 2003, стр. 37–38.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр.192.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мартин и Грубе 2000, стр.217.
- ^ Jump up to: а б Лупер 2003, стр.50.
- ^ Лупер 2003, стр. 50–53.
- ^ Jump up to: а б с д и Дрю 1999, стр.241.
- ^ Jump up to: а б с Лупер 2003, стр.79.
- ^ Лупер 2003, стр. 158, 184.
- ^ Вебстер 2002, стр.300.
- ^ Jump up to: а б Дрю 1999, стр.286.
- ^ Jump up to: а б с Лупер 2003, стр.78.
- ^ Jump up to: а б с д Миллер 1999, стр. 134–35.
- ^ Jump up to: а б Лупер 2003, стр.76.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр.219. Шарер и Трэкслер 2006, стр.688.
- ^ Лупер 2003, стр. 58–61.
- ^ Лупер 1999, стр.271.
- ^ Лупер 2003, стр.81.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 203, 221.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 222–24.
- ^ Jump up to: а б с Мартин и Грубе 2000, стр.224.
- ^ Лупер 2003, стр.93
- ^ Jump up to: а б с Дрю 1999, стр.242.
- ^ Вебстер 2002, стр.303.
- ^ Шерер и Трэкслер 2006, стр.483.
- ^ Демарест и др. 2005, с.556.
- ^ Шерер и Трэкслер 2006, стр.527.
- ^ Шарер 2000, стр.488.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр.579.
- ^ Шерер и Трэкслер 2006, стр.576.
- ^ Jump up to: а б с Келли 1996, стр.243.
- ^ Дрю 1999, стр.65.
- ^ Дрю 1999, стр.89.
- ^ Попечители Британского музея, без даты
- ^ Jump up to: а б с д и ж Келли 1996, стр.244.
- ^ Музей человечества Сан-Диего nd (a). Музей человечества Сан-Диего nd (b).
- ^ Хаксли 1934, 1950, стр.42.
- ^ Jump up to: а б Торрес.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр.215.
- ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО.
- ^ Банк Гватемалы.
- ^ Келли 1996, стр.236.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр.220.
- ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 353, 486.
- ^ Эшмор 1984, стр. 149, 151.
- ^ Jump up to: а б Лупер 2003, стр.122.
- ^ Jump up to: а б Лупер 2003, стр.123.
- ^ Лупер 2003, стр.178.
- ^ Jump up to: а б с Келли 1996, стр.239.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Келли 1996, стр.241.
- ^ Jump up to: а б Лупер 2003, стр.119.
- ^ Скарборо 1991, стр.130.
- ^ Jump up to: а б Лупер 2003, стр.53.
- ^ Лупер 2003, стр. 53, 55.
- ^ Келли 1996, стр.240.
- ^ Келли 1996, стр. 236, 240.
- ^ Келли 1996, стр. 236, 241.
- ^ Jump up to: а б с Лупер 2003, стр.36.
- ^ Лупер 2003, стр. 20, 119.
- ^ Скарборо 1991, стр.138.
- ^ Лупер 2003, стр. 149–152.
- ^ Лупер 2003, стр.120.
- ^ Лупер 2003, стр.195.
- ^ Jump up to: а б Лупер 2003, стр.88.
- ^ Лупер 2003, стр.144.
- ^ Миллер 1999, стр. 132–133.
- ^ Jump up to: а б Лупер 2003, стр.17.
- ^ Jump up to: а б с д и Келли 1996, стр.235.
- ^ Jump up to: а б Лупер 2003, стр. 158, 164.
- ^ Jump up to: а б Мартин и Грубе 2000, стр.222.
- ^ Лупер 2003, стр. 17, 172.
- ^ Лупер 2003, стр.237, №12.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 221–22.
- ^ Стюарт 2008, стр. 212–13.
- ^ Лупер 2003, стр.139.
- ^ Лупер 2003, стр.20.
- ^ Jump up to: а б с Лупер 2003, стр.147.
- ^ Jump up to: а б с д Мартин и Грубе 2000, стр.221.
- ^ Келли 1996, стр. 235–37.
- ^ Jump up to: а б Лупер 2003, стр.90.
- ^ Лупер 2003, стр.101.
- ^ Лупер 2003, стр. 100–101.
- ^ Лупер 2003, стр. 50–53.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 201, 217.
- ^ Лупер 2003, стр.58.
- ^ Лупер 2003, стр. 58, 61–62.
- ^ Jump up to: а б Мартин и Грубе 2000, стр.223.
- ^ Шерер и Трэкслер 2006, стр.494.
- ^ Мартин и Грубе 2000, стр. 220–21.
- ^ Лупер 2003, стр. 55–56, 207.
- ^ Лупер 2003, стр. 39, 50.
- ^ Лупер 2003, стр.233, №5.
- ^ Лупер 2003, стр. 40, 50.
Ссылки
[ редактировать ]- Эшмор, Венди (1980). «Классическое поселение майя в Киригуа: недавняя сельскохозяйственная деятельность помогла выявить размеры погребенного поселения» ( в формате PDF онлайн-публикация ) . Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета . Проверено 20 августа 2009 г.
- Эшмор, Венди (январь 1984 г.). «Классические колодцы майя в Киригуа, Гватемала: бытовые помещения в богатой водой среде». Американская древность . 49 (1). Менаша, Висконсин: Общество американской археологии : 147–153. дои : 10.2307/280519 . ISSN 0002-7316 . JSTOR 280519 . ОСЛК 1479302 .
- Эшмор, Венди (2007). Археология поселений в Киригуа, Гватемала . Монография Университетского музея, вып. 126; Отчеты Киригуа, том. 4. Филадельфия: Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета . ISBN 978-1-931707-91-6 . OCLC 74460023 .
- Банк Гватемалы. «Монеты» (на испанском языке). Банк Гватемалы . Проверено 10 февраля 2009 г.
- Коу, Майкл Д. (1999). Майя . Серия «Древние народы и места» (6-е, полностью переработанное и дополненное изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-28066-5 . OCLC 59432778 .
- Демарест, Артур А .; Пруденс М. Райс ; Дон Стивен Райс (2005). «Терминальная классика в низменностях майя: оценка коллапсов, переходов и трансформаций» . У Артура А. Демареста; Пруденс М. Райс; Дон С. Райс (ред.). Терминальная классика в низменностях майя: коллапс, переход и трансформация (1-е изд. PBK). Боулдер: Университетское издательство Колорадо . стр. 545–572 . ISBN 0-87081-822-8 . OCLC 61719499 .
- Дрю, Дэвид (1999). Утерянные хроники королей майя . Лондон: Вайденфельд и Николсон . ISBN 0-297-81699-3 . ОСЛК 43401096 .
- Хаксли, Олдос (1950) [1934]. За Мексиканским заливом: Журнал путешественника (переиздание). Лондон: Чатто и Виндус . OCLC 256049361 .
- Информпресс. «Диагноз муниципалитета Лос-Аматес, департамент Исабаль» (PDF) (на испанском языке). Центральноамериканский Информпресс . Проверено 10 февраля 2009 г.
- Джонс, Кристофер (1983). «Документ № 13: Памятник 26, Киригуа, Гватемала». В Эдварде М. Шортмане и Патрисии А. Урбан (ред. тома) (ред.). Отчеты Киригуа II: Документы 6–15 . Монография Университетского музея, вып. 49; Отчеты Киригуа, т. 2. Роберт Дж. Шарер (общий редактор) (1-й, тканевый редактор). Филадельфия. Пенсильвания: Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета . стр. 118–128. ISBN 978-0-934718-48-6 . OCLC 67294894 .
- Келли, Джойс (1996). Археологический путеводитель по Северной Центральной Америке: Белиз, Гватемала, Гондурас и Сальвадор . Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-2858-5 . OCLC 34658843 .
- Лупер, Мэтью Г. (1999). «Новые взгляды на позднеклассическую политическую историю Киригуа, Гватемала». Древняя Мезоамерика . 10 (2). Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета : 263–280. дои : 10.1017/S0956536199101135 . ISSN 0956-5361 . OCLC 86542758 .
- Лупер, Мэтью Г. (2003). Воин-молния: искусство майя и королевская власть в Киригуа . Серия Линды Шеле о майя и доколумбовых исследованиях. Остин: Издательство Техасского университета . ISBN 0-292-70556-5 . OCLC 52208614 .
- Мартин, Саймон ; Николай Грубе (2000). Хроники королей и королев майя: расшифровка династий древних майя . Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05103-8 . OCLC 47358325 .
- Миллер, Мэри Эллен (1999). Искусство и архитектура майя . Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-20327-Х . OCLC 41659173 .
- Музей человека Сан-Диего (а) (nd). «Слепки с памятников майя» . Музей человека в Сан-Диего . Проверено 16 июня 2010 г.
- Музей человека Сан-Диего (б) (нд). «Майя: Сердце Неба, Сердце Земли» . Музей человека в Сан-Диего . Проверено 16 июня 2010 г.
- Скарборо, Вернон Л. (1991). «Ухаживание в низменностях южных майя: исследование доиспанской архитектуры игры в мяч» . В Верноне Скарборо; Дэвид Р. Уилкокс (ред.). Мезоамериканская игра в мяч . Тусон: Издательство Университета Аризоны . стр. 129–144 . ISBN 0-8165-1360-0 . OCLC 51873028 .
- Шеле, Линда ; Кристан Д. Виллела. «Сотворение, космос и образы Паленке и Копана» ( интернет-публикация в формате PDF ) . Статьи Mesoweb . Mesoweb: Исследование мезоамериканских культур . Проверено 11 января 2009 г.
- Шарер, Роберт Дж. (2000). «Нагорье Майя и прилегающее Тихоокеанское побережье». В Ричарде Э.В. Адамсе; Мердо Дж. Маклауд (ред.). Кембриджская история коренных народов Америки, Vol. II: Мезоамерика, часть 1 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . стр. 449–499. ISBN 0-521-35165-0 . OCLC 33359444 .
- Шерер, Роберт Дж .; Дэвид В. Седат; Лоа П. Тракслер; Джулия С. Миллер; Эллен Э. Белл (2005). «Ранняя классическая королевская власть в Копане: истоки и развитие Акрополя (около 250–600 гг. Н.э.)». В Э. Уиллис Эндрюс V; Уильям Л. Фэш (ред.). Копан: История древнего королевства майя . Санта-Фе и Оксфорд: Школа американских исследований Press и James Currey Ltd. ISBN 0-85255-981-Х . OCLC 56194789 .
- Шерер, Роберт Дж .; Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя (6-е, полностью переработанное изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .
- Шитс, Пейсон Д. (2000). «Юго-восточные границы Мезоамерики». В Ричарде Э.В. Адамсе; Мердо Дж. Маклауд (ред.). Кембриджская история коренных народов Америки, Vol. II: Мезоамерика, часть 1 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . стр. 407–448. ISBN 0-521-35165-0 . OCLC 33359444 .
- Стросс, Фред Х.; Пейсон Листы; Фрэнк Асаро; Хелен В. Мишель (апрель 1983 г.). «Точная характеристика источников обсидиана в Гватемале и определение источника артефактов из Киригуа» . Американская древность . 48 (2). Менаша, Висконсин: Общество американской археологии : 323–346. дои : 10.2307/280454 . ISSN 0002-7316 . JSTOR 280454 . ОСЛК 1479302 .
- Стюарт, Дэвид ; Джордж Стюарт (2008). Паленке: Вечный город майя . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-05156-6 . OCLC 227016561 .
- ТОРРЕС, Эстуардо. «Археологический парк Киригуа» (на испанском языке). Министерство культуры и спорта. Архивировано из оригинала 13 мая 2009 года . Проверено 14 августа 2009 г.
- Попечители Британского музея (б. д.). «Альфред П. Модслей (1850–1931)» . Британский музей: Исследуйте/Основное . Попечители Британского музея . Архивировано из оригинала 20 января 2009 г. Проверено 10 февраля 2009 г.
- Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. «Археологический парк и руины Киригуа» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 10 февраля 2009 г.
- Вебстер, Дэвид Л. (2002). Падение древних майя: разгадка тайны краха майя . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05113-5 . OCLC 48753878 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт на испанском языке
- Загадочная Киригуа
- Хорошие фотографии Стелы Киригуа
- История и фотогалерея
- Карта ядра сайта Киригуа
- Памятник древней расы майя, Киригуа, Гватемала , сфотографирован и написан Фрэнком Г. Карпентером.
- Фотография Зооморфа П, сделанная в 1883 году в ФАМСИ.
- Обсуждение текста «Сотворения» Стелы Киригуа C (стр. 29–40)
- Киригуа в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО
- Киригуа: наследие майя в камне