Jump to content

Чакмул

Майя чакмул из Чичен-Ицы , раскопанный Ле Плонжеоном в 1875 году, сейчас выставлен в Национальном музее антропологии в Мехико.

Чакмул скульптуры, изображающая лежащую фигуру с головой , (также пишется чак-мул или Чак Мул ) — это форма доколумбовой мезоамериканской обращенной вперед на 90 градусов, поддерживающей себя на локтях и поддерживающей чашу или диск на животе. . Эти фигуры, возможно, символизировали убитых воинов, несущих подношения богам; Чаша на сундуке использовалась для хранения жертвенных подношений, в том числе пульке , тамале , лепешек , табака , индеек, перьев и благовоний. В ацтекских примерах сосудом является куаушикальли (каменная чаша для приема в жертву человеческих сердец ). Чакмулы часто ассоциировались с жертвенными камнями или тронами. [ 1 ] Форма скульптуры чакмул впервые появилась примерно в 9 веке нашей эры в Мексиканской долине и на севере полуострова Юкатан .

Ацтекские чакмулы несли изображения воды и были связаны с Тлалоком , богом дождя. Их символика ставила их на границу между физическим и сверхъестественным царствами, в качестве посредников с богами.

Чакмул — это отличительная форма мезоамериканской скульптуры, представляющая собой лежащую фигуру с головой, обращенной на 90 градусов вперед, опирающуюся на локти и поддерживающую чашу или диск на груди. [ 1 ] Среди отдельных чакмулов существуют большие различия: у некоторых головы обращены вправо, у других - влево, а у некоторых головы обращены вверх; некоторые примеры имеют подвижные головки. Фигура может лежать на спине или на боку, живот может быть опущен ниже уровня груди и колен или на одном уровне. Некоторые чакмулы были воздвигнуты на прямоугольных основаниях. Некоторые фигуры богато одеты, другие почти обнажены. [ 2 ]

Чакмулы Чичен-Ицы и Тулы изображают молодых людей с атрибутами воина, а чакмулы Мичоакана изображают пожилых мужчин с морщинистыми лицами и стоячими пенисами. [ 2 ] Чакмул из Гуасимо , Коста-Рика, сочетает в себе черты человека и ягуара и держит миску. [ 3 ] Лицо фигуры обращено вверх, и чаша, по-видимому, использовалась для измельчения продуктов. [ 4 ]

Для создания чакмулов использовались самые разные материалы, включая известняк , твердые метаморфические и магматические породы. Другие используемые материалы включают керамику и цемент. [ 2 ]


Иллюстрация, включающая пример того, что позже будет названо «Чак Мул», найденного в Эль-Серрито, Керетаро, в 1777 году.

Открытие и присвоение имени

[ редактировать ]

Древнее название скульптур этого типа неизвестно. Термин чакмул происходит от названия «Чаакмол», которое Август Ле Плонжон в 1875 году дал скульптуре, которую он и его жена Алиса Диксон Ле Плонжон раскопали в Храме Орлов и Ягуаров в Чичен-Ице в 1875 году; он перевел Чаакмол с языка юкатекских майя как «лапа, быстрая, как гром». [ 5 ] Ле Плонжон считал, что статуя, которую он нашел похороненной под Платформой Орлов и Ягуаров, изображала бывшего правителя Чичен-Ицы. Спонсор Ле Плонжона, Стивен Солсбери из Вустера, Массачусетс , опубликовал находку Ле Плонжона, но изменил написание на «Чак-Мул». [ 6 ]

Ле Плонжон запросил разрешение у президента Мексики выставить статую на Столетней выставке в Филадельфии в 1876 году, но эта просьба была отклонена. В 1877 году правительство Юкатекана конфисковало статую и перевезло ее в Мериду. Несколько недель спустя Юкатан передал статую федеральному правительству, которое перевезло ее в Мехико в Национальный музей антропологии . [ 7 ] Сотрудник музея Хесус Санчес понял, что скульптура Чичен-Ицы стилистически похожа на две скульптуры из центральной Мексики, и впервые было отмечено широкое распространение этой формы в Мезоамерике. [ 8 ] Открытие чакмулов в 19 веке как в центральной Мексике, так и на полуострове Юкатан помогло продвинуть идею империи тольтеков, хотя скульптуры чакмулов, возможно, возникли в регионе майя. [ 9 ]

Хотя название «чакмул» было применено ненадлежащим образом, оно стало полезным ярлыком, позволяющим связывать стилистически схожие скульптуры из разных регионов и периодов, не навязывая единой интерпретации. [ 8 ] Помимо этих мест, скульптура была также найдена в Мичоакане она называется Уаханоти (Сидящий) , где на языке пурепеча . [ 10 ]

Распределение

[ редактировать ]
Чакмул в Региональном музее Тласкалы

Примеры скульптур чакмула были найдены широко по всей Мезоамерике от Мичоакана в Мексике до Сальвадора . Самые ранние примеры относятся к терминальному классическому периоду мезоамериканской хронологии (ок. 800–900 гг. Н.э.). [ 1 ] Примеры известны из постклассической столицы ацтеков Теночтитлана , из центрально-мексиканского города Тула и из города майя Чичен -Ица ​​на полуострове Юкатан . [ 11 ] Известно четырнадцать чакмулов из Чичен-Ицы и двенадцать из Тулы. [ 8 ] Чакмул из тульского дворца датируется ранним постклассическим периодом (ок. 900–1200 гг. н.э.). [ 12 ] Другие примеры известны из Акольмана , Семпоалы , Мичоакана , Керетаро и Тласкалы . [ 13 ]

В Чичен-Ице только пять из четырнадцати чакмулов были надежно подтверждены в архитектурном контексте: те, что находятся в Кастильо , храме Чакмула, Северной колоннаде, Храме Маленьких Столов и Храме Воинов. Остальные были найдены похороненными в важных сооружениях или рядом с ними. [ 14 ] Все пять объектов, обнаруженных в безопасных архитектурных объектах, были помещены во входных зонах рядом с ритуальным сиденьем или троном. [ 15 ] Чакмулы в Туле также ассоциировались с тронами или приподнятыми платформами для сидения либо перед троном, либо у входа в комнату с троном. [ 16 ]

Были обнаружены два чакмула, которые были связаны с Великим храмом Теночтитлана, столицы ацтеков. Первый был обнаружен в 1943 году на пересечении улиц Венустиано Карранса и Пино Суарес, примерно в двух кварталах к югу от самого храма. Второй чакмул был раскопан на священном участке. [ 17 ] Это единственный полностью полихромный чакмул, который где-либо был обнаружен; [ 17 ] у него был открытый рот и обнаженные зубы, и он стоял перед храмом Тлалока , ацтекского бога дождя; его скульптурная чаша, вероятно, приносила в жертву сердца и кровь. [ 18 ] Эта последняя скульптура намного старше двух. [ 17 ]

Сообщалось, что чакмулы встречаются даже на юге, в городе майя Киригуа , недалеко от границы Гватемалы с Гондурасом. [ 19 ] Чакмул Киригуа, скорее всего, относится к постклассическому периоду и стилистически похож на чакмул Тулы, а не на Чичен-Ицу. [ 20 ] Сообщалось о двух чакмулах из Тазумала , поселения майя на западе Сальвадора . [ 21 ] Чакмул был раскопан в Лас-Мерседесе в Гуасимо , Коста-Рика. [ 3 ]

Знакомство и происхождение

[ редактировать ]

Самым старым из когда-либо обнаруженных чакмулов был Терминал Классик. Форма была неизвестна в таких важных мезоамериканских городах, как Теотиуакан и Тикаль . После первого появления формы она быстро распространилась по всей Мезоамерике, распространившись вплоть до Коста-Рики на юге . [ 8 ] Хотя обычно предполагается центрально-мексиканское происхождение, не существует никаких предшественников, предшествующих тольтекам , и эта форма не присутствует в центрально-мексиканских кодексах . [ 22 ]

Позиционирование и контекст формы чакмул действительно имеют предшественники в классическом искусстве майя , и историк искусства Мэри Эллен Миллер утверждала, что чакмул развился из образов майя классического периода. [ 23 ] Не обнаружено ни одного чакмула в Центральной Мексике, который явно предшествовал бы образцам Чичен-Ицы. Однако Тула и Чичен-Ица, возможно, развивались одновременно с быстрым распространением формы чакмул из одного города в другой. [ 20 ]

Более широкое разнообразие форм чакмуля в Чичен-Ице также использовалось для поддержки развития этой формы там; нет двух людей с одинаковой формой, одеждой и пропорциями. В Туле чакмулы имеют стандартизированную форму с небольшими изменениями в положении и пропорциях. [ 20 ] Миллер предположил, что чакмул развился из классической иконографии майя и претерпел переход в трехмерную скульптуру в Чичен-Ице, возможно, под влиянием скульптурных форм Центральной Мексики. [ 24 ] Чакмул из Коста-Рики был датирован археологами примерно 1000 годом нашей эры. [ 4 ]

Ацтекский Чакмул

[ редактировать ]
Ацтекский чакмул из Темпло Майор . Этот пример включает в себя оригинальный полихромный пигмент, который помог археологам определить его иконографическую связь с Тлалоком .
Сосуд Тлалок, сделанный ацтеками, который в настоящее время находится в Музее дель Темпло Майор в Мехико, Мексика.

Во время раскопок Темпло Майор в 1930 году единственный полностью полихромный чакмул, найденный на этом месте, находился в своем первоначальном контексте на верхнем уровне храма со стороны Тлалока (бога дождя). [ 25 ] Положение этой статуи чакмула повторяло положение жертвенного камня на Уицилопочтли стороне храма (божество-покровитель ацтеков, связанное с войной). Археолог Эдуардо Матос Моктесума утверждает, что это отражение подтверждает его интерпретацию того, что чакмул действовал как «посредник между священником и богом, божественным посланником», точно так же, как это делает жертвенный камень на стороне Уицилопочтли. [ 25 ]

Пигмент, который остался на этой скульптуре чакмула, имел решающее значение для ее идентификации, поскольку она не содержит какой-либо скульптурной иконографии или символов, связанных с богом дождя Тлалоком. [ 26 ] Археологам удалось воссоздать оригинальные цвета скульптуры, которые затем сравнили с пиктографическими изображениями Тлалока. [ 26 ] Это сравнение подтвердило, что полихромный чакмул, обнаруженный на стороне Тлалока Темпло Майор, был изображением самого божества. [ 26 ] Такие характеристики, как « круги чиа на щеках, круглый золотой нагрудный медальон и цветовое сочетание нижней юбки, а также черная кожа, красные руки и ноги, белый головной убор и браслеты», перекликаются с иконографией других изображения Тлалока. Историки искусства Леонардо Лопес Лухан и Джакомо Кьяри утверждают, что это «подтверждает наличие символической преемственности между ранним и поздним мексиканским [ацтекским] чакмулом» из-за ранних ацтекских чакмулов, содержащих иконографические отсылки к Тлалоку. [ 26 ]

Вторая находка чакмула из Темпло Майор, относящаяся к более позднему периоду, демонстрирует иконографические особенности, которые отличаются от более крупного корпуса фигур чакмула, но соответствуют другим скульптурам (ритуальным сосудам Тлалока и рельефам на скамейках), найденным в аналогичном контексте в Темпло Майор. . [ 27 ] В то время как глаза Тлалока обычно изображаются в круглой рамке, напоминающей очки, более поздний чакмул, сосуды и рельеф скамейки имеют прямоугольную рамку для глаз, внутри которой выгравированы миндалевидные глаза. [ 28 ] Все три скульптуры также включают большие клыки в углах рта бога. [ 27 ] Орнаменты, которые носил более поздний чакмул и включены в сосуды и рельеф скамейки, также отличаются от других изображений Тлалока. Более поздние чакмулы, сосуды и рельефы скамейки имеют большие круглые ушные раковины , а не характерные ушные раковины с квадратной пробкой и центральным дангалом; они также украшены многониточным воротником из бисера, на одной из нитей которого есть более крупные бусины, которые интерпретируются как висячие колокольчики. [ 27 ] Чакмул держит сосуд куаушикальли , на котором выгравировано лицо Тлалока, включая такие же прямоугольные черты глаз и рта. [ 28 ] [ 27 ]

Ацтекский чакмул, найденный в 1942 году в Мехико, сейчас находится в Национальном музее антропологии в Мехико, Мексика.
Задняя сторона ацтекского чакмула, найденного в 1942 году в Мехико, сейчас находится в Национальном музее антропологии в Мехико, Мексика.

В 1942 году археологи обнаружили еще один экземпляр чакмула, расположенный в нескольких кварталах от Темпло Майор. [ 29 ] У этого чакмула есть явные иконографические ассоциации с Тлалоком, он носит маску и держит сосуд куаушикалили , на вершине которого вырезано лицо Тлалока (а не вогнутый и способный что-то удерживать). [ 29 ] Он носит несколько нитей ожерелья из бисера, причем внешнее кольцо содержит ракушки оливы, которые были характерной чертой костюмов майя . [ 29 ] Еще одно влияние майя можно увидеть в его головном уборе, который ученые Мэри Миллер и Марко Самайоа сравнивают с головным убором, который носил король майя Щитовый Ягуар (также известный как Ицамнаадж Бахлам III ) из Яшчилана . [ 29 ] Однако, возможно, самой интересной иконографической особенностью этого чакмула является большой кулон-ожерелье, которое он носит, которое, как утверждают Миллер и Самайоа, является изображением настоящего кулона, являющегося семейной реликвией. Они предполагают, что кулон был украден с стоянки майя, вероятно, «из каменного сосуда, погребенного за чакмулом», и что «его предметом, вероятно, является восседающий на троне воскресший бог кукурузы ». [ 29 ] Эта ассоциация между чакмулами и кукурузными божествами уходит корнями в примеры майя (из которых ацтеки явно черпали вдохновение, как показывают головной убор и ожерелье из ракушек в этом примере), но не обязательно означает, что ацтеки ассоциировали своих чакмулов с кукурузными божествами. По всей вероятности, ацтеки считали чакмулов связанными с Тлалоком, поскольку именно его изображение и связанные с ним иконографические характеристики охватывают большинство обнаруженных ацтекских чакмулов. Например, на нижней стороне этого чакмула вырезано изображение Тлалока, символическое значение которого исследует Миллер: «Поскольку на нижней стороне вырезаны водные символы, эти скульптуры кажутся плавающими по воде. Эта приостановка предполагает пограничные качества посланника, связь между землей и сверхъестественным». [ 30 ]

Интерпретации

[ редактировать ]
Чакмул внутри пирамиды Кастильо в Чичен-Ице .

Значение фигур чакмулов менялось со временем в зависимости от географического и культурного контекста. [ 31 ] Чакмулам, похоже, не поклонялись, поскольку их никогда не находят во внутренних святилищах храмов или святилищ; Судя по всему, это был скорее религиозный атрибут, используемый жрецами при исполнении ими своих обязанностей. Чакмулам обычно приписывают три применения. [ 32 ]

Первая интерпретация заключается в том, что чакмул — это стол для подношений (или тламаналко ), на котором можно получить такие подарки, как пульке , тамале , лепешки , табак, индейки, перья и благовония. Во-вторых, чакмул был куаушикалли , принимающим кровь и человеческие сердца; это использование особенно актуально для ацтеков, которые использовали чашу куаушикальли вместо обычного диска-алтаря. Эти чаши, возможно, непосредственно принимали эти кровавые подношения или могли быть держателями для переносных чаш куаушикалили , которые помещались в них. У чакмула из Тласкалы на нижней стороне вырезано окровавленное сердце, что подтверждает эту интерпретацию. [ 32 ]

Также было высказано предположение, что чакмулы использовались в качестве техкатля , или жертвенного камня, на котором жертвы растягивались, чтобы можно было вырезать их сердца из груди. В «Хронике Мексикайотль» такой жертвенный камень описывается как вылепленный в виде человека с искривленной головой. [ 33 ] Техкатли использовались не только для человеческих жертвоприношений, но и в церемонии якаксапотлалицтли , когда будущему правителю прокалывали нос. Подобные ритуалы, возможно, также проводились над чакмулами, и наличие маленьких украшений для носа, вырезанных на различных чакмулах в Чичен-Ице и одном в Туле, использовалось в поддержку этой идеи. [ 34 ]

Откинувшаяся назад фигура чакмула выглядит беззащитной и пассивной, и Миллер сравнил ее с расположением пленников в скульптуре и живописи майя классического периода. Согнутые локти и колени часто встречаются на изображениях пленников майя; вид лица анфас редко встречается в искусстве майя, за исключением изображений пленников. [ 23 ] Форма чакмулов Чичен-Ицы лишена типичных черт божеств майя, и большинство ученых предположили, что иконография чакмулов майя эквивалентна иконографии центральных мексиканских образцов. Эдуард Селер в начале 1960-х годов отмечал, что чакмулы в Чичен-Ице, как правило, располагались в вестибюлях храма, где чаша или диск, зажатые фигурой, служили для получения пульке в качестве подношения. [ 14 ]

Чакмулы в Чичен-Ице были обнаружены в виде комбинации чакмула, трона и змеиной колонны; этот комплекс чакмул-трон-змея был связан с правлением в ранний постклассический период. [ 15 ] Оригинальный чакмул, описанный Ле Плонжоном в 19 веке, включал в себя небольшие изображения центрально-мексиканского божества Тлалока на ушных украшениях . Среди майя классического периода такие образы Тлалока ассоциировались с войной и человеческими жертвоприношениями . Ассоциации между богом дождя, войной и человеческими жертвоприношениями, возможно, продолжались и в постклассический период, о чем свидетельствует чакмул в Кастильо в Чичен-Ице, которого есть небольшие изображения бога дождя майя Чаака . на ушных украшениях [ 24 ] Чакмулы в Туле, контекстуально схожие с чакмулами в Чичен-Ице, вероятно, также представляют собой военнопленных. [ 16 ]

Отсутствие изображения чакмулов в кодексах Центральной Мексики привело к тому, что ученые связали их с множеством божеств, включая Синтеотля , Тескацонкатля и Тлалока. [ 35 ] Оба чакмула из Великого храма Теночтитлана явно были связаны с Тлалоком. Чакмул, найденный в двух кварталах к югу от храма, был украшен тремя изображениями божества. [ 36 ] К ним относятся тщательно продуманное рельефное изображение Тлалока среди водных символов на нижней стороне, одно на чаше, которую держит фигура, и последнее - маска Тлалока с характерными очками и клыками, которую носит чакмул. [ 17 ]

Полностью полихромный чакмул, найденный на месте в Великом Храме, был связан с Тлалоком, поскольку он был помещен на тлалокскую половину двойной пирамиды. Еще один ацтекский чакмул был описан в XIX веке; происхождение его неясно, но стилистически оно типично для Теночтитлана. На нижней стороне фигуры изображены водные образы, а фигура носит маску Тлалока с очками и клыками. Испанские наблюдатели сообщили о большом количестве человеческих жертвоприношений во время важных церемоний в Великом Храме, и чакмул, вероятно, использовался во время этих ритуалов как символ принесенных в жертву пленников, а также для получения их крови. [ 17 ]

Диски, сжимаемые некоторыми чакмулами, могут представлять собой зеркало . Чакмулы ставились у входов для получения жертвенных подношений, включая человеческую кровь и сердца. Водные изображения, вырезанные на нижней стороне некоторых фигур, символизировали, что они плавают по воде, на границе между физическим миром и сверхъестественным царством. Это говорит о том, что чакмулы действовали как посланники между царством смертных и царством богов. [ 17 ]

Коста-риканские чакмулы сжимали в руках скульптурные чаши; эти чакмулы также служили церемониальным целям, хотя чаша использовалась для измельчения продуктов питания. [ 4 ]

В современной культуре

[ редактировать ]

Рассказ «Чак Мул» мексиканского писателя Карлоса Фуэнтеса можно найти в его книге Los días enmascarados ( «Дни в масках »), опубликованной в 1954 году. [ 37 ] Мужчина по имени Филиберто покупает чакмул для своей коллекции произведений искусства. [ 38 ] и обнаруживает, что камень медленно становится плотью. [ 39 ] Идол со временем становится полностью человеком, [ 38 ] доминируя в его жизни, вызывая наводнения и другие катастрофы. Филиберто умирает, утонув. [ 38 ] Его историю можно найти в дневнике, описывающем ужасы, вызванные идолом. [ 40 ] и его планы побега. По словам автора, этот рассказ был вдохновлен новостными репортажами 1952 года, когда представление изображения божества дождя майя на мексиканской выставке в Европе совпало с дождливой погодой там. [ 38 ] Рассказ вошел в антологию « Солнце, камень и тени» 2008 года . [ 41 ]

Шотландская национальная галерея современного искусства, «Лежащая фигура» Генри Мура. Это лишь один из многих примеров монументальных работ Генри Мура «Лежащая фигура».

В ранних образцах монументальных лежащих фигур Генри Мура художник опирался на слепок скульптуры чакмула, которую он видел в Париже. Комментируя большое влияние скульптурных фигур чакмула на его раннюю карьеру, Мур заявил, что «его неподвижность и настороженность, чувство готовности - и само его присутствие, а также ноги, спускающиеся, как колонны», были характеристиками, которые вдохновили его творения. [ 42 ]

  1. ^ Jump up to: а б с Миллер и Таубе 1993, 2003, с. 60.
  2. ^ Jump up to: а б с Лопес Остин и Лопес Лухан 2001, с. 60.
  3. ^ Jump up to: а б Солано, 21 февраля 2012 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Солано, 26 февраля 2012 г.
  5. ^ Десмонд, Лоуренс Г. «Чакмул». В Дэвиде Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . : Издательство Оксфордского университета, 2001 г. ISBN   9780195188431
  6. ^ Солсбери 1877, стр.80.
  7. ^ Десмонд 1988, главы 5 и 6.
  8. ^ Jump up to: а б с д Миллер 1985, с. 7.
  9. ^ Миллер 1986, 1996, с. 174.
  10. ^ Словарь мифологии и религии Мезоамерики, Йолотль Гонсалес Торрес. EDT. Ларусс стр. 56 57
  11. ^ Рид и Гонсалес 2000, стр. 58–59.
  12. ^ Миллер 1986, 1996, с. 175.
  13. ^ Миллер 1985, с. 7. Лопес Остин и Лопес Лухан 2001, с. 61.
  14. ^ Jump up to: а б Миллер 1985, с. 9.
  15. ^ Jump up to: а б Миллер 1985, с. 11.
  16. ^ Jump up to: а б Миллер 1985, с. 12.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж Миллер 1985, с. 15.
  18. ^ Рид и Гонсалес 2000, стр. 257.
  19. ^ Мартин и Грубе 2000, стр.225.
  20. ^ Jump up to: а б с Миллер 1985, с. 14.
  21. ^ Кобос 1994, 1998, стр. 74, 80.
  22. ^ Миллер 1985, стр. 7–8.
  23. ^ Jump up to: а б Миллер 1985, с. 8.
  24. ^ Jump up to: а б Миллер 1985, с. 17.
  25. ^ Jump up to: а б Моктесума, Эдуардо Матос (1985). «Археология и символизм в ацтекской Мексике: мэр Темпло Теночтитлана». Журнал Американской академии религии . 53 (4): 797–813. дои : 10.1093/год/LIII.4.797 . JSTOR   1464276 .
  26. ^ Jump up to: а б с д Лухан, Леонардо Лопес; Кьяри, Джакомо (март 2012 г.). «Цвет в монументальной скульптуре Мексики». Res: Антропология и эстетика . 61–62 (61/62): 330–342. дои : 10.1086/RESvn1ms23647839 . JSTOR   23647839 . S2CID   193633419 .
  27. ^ Jump up to: а б с д Уинфилд, Шеннен М. (2014). Контейнеры силы: сосуды Тлалока Темпло Майора как воплощения ацтекского бога дождя (Тезис). ПроКвест   1621508359 .
  28. ^ Jump up to: а б Лопес Остин, Альфредо. 1983. «Бог огня в маске», мэр ацтекского храма: симпозиум в Думбартон-Оксе, 8 и 9 октября 1983 года , под редакцией Элизабет 135 Хилл Бун. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукс: 257-292.
  29. ^ Jump up to: а б с д и Миллер, Мэри; Самайоа, Марко (весна 1998 г.). «Где может расти кукуруза: Джейд, Чакмулы и Бог кукурузы» . RES: Антропология и эстетика . 33 (33): 54–72. дои : 10.1086/RESv33n1ms20167001 . JSTOR   20167001 . S2CID   164460764 – через JSTOR.
  30. ^ Миллер, Мэри Эллен (1985). «Повторное исследование мезоамериканского чакмула» . Художественный вестник . 67 (1): 7–17. дои : 10.2307/3050884 . ISSN   0004-3079 . JSTOR   3050884 .
  31. ^ Лопес Остин и Лопес Лухан 2001, стр. 60–61.
  32. ^ Jump up to: а б Лопес Остин и Лопес Лухан 2001, с. 62.
  33. ^ Лопес Остин и Лопес Лухан 2001, стр. 62–63.
  34. ^ Лопес Остин и Лопес Лухан 2001, с. 63.
  35. ^ Миллер 1985, стр. 14–15.
  36. ^ Миллер 1985, стр. 15–16.
  37. ^ Карбальо 1955, с. 4.
  38. ^ Jump up to: а б с д Файлы 1984 г., стр. 477.
  39. ^ Карбальо 1955, с. 16.
  40. ^ Брашвуд 1982, с. 19.
  41. ^ «Аудиогид «Солнце, камень и тени. Часть вторая» . www.arts.gov . 24 ноября 2013 года . Проверено 12 марта 2024 г.
  42. ^ «Самое важное искусство Генри Мура | TheArtStory» . История искусства . Проверено 12 ноября 2018 г.

Общие ссылки

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Миллер, Мэри; Марко Самайоа (весна 1998 г.). «Где может расти кукуруза: Джейд, Чакмулы и Бог кукурузы». RES: Антропология и эстетика . 33 (33 доколумбовых состояния бытия). Президент и члены Гарвардского колледжа, действующие через Музей археологии и этнологии Пибоди: 54–72. дои : 10.1086/RESv33n1ms20167001 . JSTOR   20167001 . S2CID   164460764 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 61c6e215a56488d4262614e3f9def033__1710688920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/61/33/61c6e215a56488d4262614e3f9def033.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chacmool - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)