Шенгенская информационная система
Эта статья является частью серии, посвящённой |
Портал Европейского Союза |
Шенгенская информационная система (SIS) — это правительственная база данных , поддерживаемая Европейской комиссией . SIS используется 31 европейской страной для поиска информации о физических и юридических лицах в целях национальной безопасности , пограничного контроля и правоохранительной деятельности с 2001 года. Вторая техническая версия этой системы, SIS II , была запущена 9 апреля 2013 года. [1] Модернизированная Шенгенская информационная система вступила в эксплуатацию 7 марта 2023 года. [2]
Участвующие страны
[ редактировать ]Информация в SIS передается учреждениям стран, участвующих в Конвенции о применении Шенгенского соглашения (SAAC). Пять первоначальных стран-участниц: Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. С момента ее создания к системе присоединились еще двадцать две страны: Испания, Португалия, Италия, Австрия, Греция, Финляндия, Швеция, Швейцария, Дания, Исландия, Норвегия, Эстония, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Лихтенштейн, Хорватия, Болгария и Румыния. Среди нынешних участников Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария являются членами Европейской ассоциации свободной торговли , но не Евросоюза .
Хотя Ирландия и Великобритания имеют общую зону путешествий и не подписали Конвенцию о применении Шенгенского соглашения (когда Соединенное Королевство еще было членом ЕС), они имели право принимать участие в Шенгенском сотрудничестве в соответствии с условиями Договора . Амстердама . Ирландия присоединилась к правоохранительной деятельности 1 января 2021 года и с марта 2021 года имеет «полную оперативную готовность». [3] [4] В результате Брексита Великобритания потеряла доступ к системе 31 декабря 2020 года. (Только в 2019 году правоохранительные органы Великобритании провели 571 миллион поисков в базе данных). [5] ) и не рассчитывает восстановить доступ как минимум до 2027 года. [6]
Введение
[ редактировать ]Информация СИС хранится в соответствии с законодательством каждой страны-участницы. В SIS имеется более 46 миллионов записей (называемых «оповещениями»), большинство из которых касаются утерянных документов, удостоверяющих личность. [7] Предупреждения о людях составляют около 1,9 процента базы данных (около 885 000 записей). Каждое оповещение содержит такую информацию, как: имя, дата рождения, пол, национальность, псевдонимы, оружие или история насилия, причина оповещения и действия, которые необходимо предпринять в случае встречи с этим человеком. СИС не регистрирует въезды и выезды путешественников из Шенгенской зоны . [8] [9] [10] [11]
История
[ редактировать ]25 марта 1957 года было заключено Римское соглашение . экономический союз стран Бенилюкса 3 февраля 1958 года был образован . Оба соглашения были направлены на обеспечение свободного перемещения людей и товаров через национальные границы. Страны Бенилюкса, как меньшая группа, смогли быстро реализовать соглашение. интеграция . В центре внимания Европейских сообществ была экономическая Лишь после Саарбрюккенского заключения соглашения 13 июля 1984 года пограничный контроль между Францией и Германией был ослаблен.
14 июня 1985 года Франция, Германия и три страны Бенилюкса заключили Шенгенское соглашение . Пограничный контроль над людьми и товарами между этими странами постепенно ослаблялся. 19 июня 1990 года к первым пяти странам присоединились Испания, Португалия, Италия, Греция, Австрия и пять стран Северного паспортного союза : Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция.
21 декабря 2007 года Шенгенская зона без границ была расширена и теперь включает Эстонию, Чехию, Венгрию, Латвию, Литву, Мальту, Польшу, Словакию и Словению.
1 января 2023 года Шенгенская зона без границ была расширена и теперь включает Хорватию.
Юридические аспекты и технические характеристики
[ редактировать ]СИС была создана для поддержания европейской безопасности после 25 марта 2001 года, когда безопасность границ между пятнадцатью странами была ослаблена. SIS требует, чтобы страны Шенгенской зоны уважали юридическую силу содержащейся в ней информации. Он также требует от стран уважать неприкосновенность частной жизни и личную свободу людей, чьи данные хранятся в соответствии с национальными законами о данных. Система обработки информации SIS должна быть постоянно подключена к базам данных стран-членов и должна обновляться в режиме реального времени .
Эти обязательства дополняются процедурами консультаций между странами-членами. Могут обсуждаться такие вопросы, как подтверждение информации, изменение действий СИБ, вопросы проживания и международные ордера на арест.
СИС контролируется органом, состоящим из представителей стран-членов. Защита персональных данных является ключевой обязанностью. На техническом уровне страны-участницы приняли звездообразную архитектуру обработки данных, состоящую из центрального сайта, содержащего справочную базу данных, известного как C-SIS, ответственность за который CAAS возложила на Французскую Республику, и сайта, созданного страна, известная как N-SIS, содержащая копию базы данных.
Данные
[ редактировать ]Тип данных о людях, содержащихся в СИС, включает: запросы об экстрадиции; нежелательность присутствия на определенной территории; несовершеннолетний возраст; психические заболевания; статус пропавшего без вести; потребность в защите; запросы судебного органа; и подозревается в преступлении. СИБ также хранит данные об утерянном, украденном и незаконно присвоенном огнестрельном оружии, документах, удостоверяющих личность, транспортных средствах и банкнотах.
Франция отвечает за управление SIS и использует автоматизированную систему обновления данных, которая происходит каждые пять минут. SIS автоматически направляет данные на запросы, поступающие через крупные национальные базы данных. В каждой стране-члене есть офис, отвечающий за связь SIS. SIS также имеет функцию под названием «Запрос дополнительной информации при въезде в страну» (SIRENE). Офис SIRENE фиксирует «попадание» в записи данных SIS и передает дополнительную информацию для помощи в расследовании.
Сотрудничество полиции и правовая взаимопомощь
[ редактировать ]Помимо SIS и SIRENE, Шенгенская конвенция гарантировала сотрудничество полиции и правовую взаимную помощь. Полиция стран-членов может сотрудничать в предотвращении и выявлении преступлений (статья 39); продолжать наблюдение через границы (статья 40); преследование через границу при определенных обстоятельствах (статья 41); и обмениваться информацией, имеющей значение для репрессий или предотвращения преступлений на месте преступления или угроз порядку и общественной безопасности (статья 46). Это позволяет исполнять уголовные приговоры и осуществлять экстрадицию, если гражданин пытается укрыться на другой территории.
Эволюция системы
[ редактировать ]В ноябре 2011 года SIS1 был продлен во второй раз. Основной причиной обновления было объединение большего количества стран.
В 2007 году, пока продолжались разработки, Португалия предложила использовать версию под названием «SISone4ALL», разработанную SEF (Пограничная служба Португалии и Служба по делам иностранцев) и Critical Software . [12]
15 октября 2010 года Болгария и Румыния присоединились к SIS II для сотрудничества в правоохранительной сфере. [13]
9 апреля 2013 года SIS II был запущен. [1] [14]
27 июня 2017 года Хорватия присоединилась к SIS II для сотрудничества правоохранительных органов. [15]
1 августа 2018 года Болгария и Румыния получили полный доступ к SIS. [16]
1 января 2021 года к правоохранительному аспекту присоединилась Ирландия. [3] с полным доступом к SIS для правоохранительных целей с 15 марта 2021 г. [17]
3 мая 2022 года Европейский парламент одобрил предложение предоставить Кипру полный доступ к SIS. Это предложение еще должно быть одобрено Советом Европейского Союза . [18]
1 января 2023 года Хорватия получила полный доступ к ШИС, присоединившись к Шенгенской безграничной зоне.
25 июля 2023 года Кипр получил полный доступ к SIS. [19] [20]
В 2023 году Великобритания вела переговоры о возвращении в SIS II, причем доступ к ней маловероятен до 2027/2028 финансового года. [21]
Брексит
[ редактировать ]Использование Шенгенской информационной системы разрешено только членам Европейского Союза и странам, подписавшим Соглашение о применении Шенгенского соглашения. Будучи членом ЕС, но не Шенгенского соглашения, Соединенное Королевство имело ограниченный доступ к ШИС. Этот доступ прекращен с 1 января 2021 года. [22] В июне 2020 года подкомитет по безопасности и разведке Палаты лордов , заслушав показания внутренних дел министра Джеймса Брокеншира , выразил обеспокоенность тем, что провал торговых переговоров (после Брексита) между Соединенным Королевством и ЕС может привести к тревожным задержкам. в доступе к контртеррористической разведке. [23]
В 2023 году было заявлено, что получение Соединенным Королевством доступа к наборам данных ЕС находится на «очень ранней стадии» и не ожидается, что оно будет завершено до 2027/2028 финансового года. [21]
См. также
[ редактировать ]- eu-LISA
- Европейская информационная система судимости (ECRIS)
- Прюмская конвенция
- Шенгенское соглашение
- Визовая информационная система
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Шенгенская информационная система (SIS II) заработала» . Europa.eu (Пресс-релиз). Европейская комиссия. 9 апреля 2013 года. Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ «Союз безопасности: обновленная Шенгенская информационная система вступает в действие» . Европейская Комиссия - Европейская Комиссия . Проверено 17 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Шон Уилан (18 декабря 2020 г.). «Ирландия присоединится к базе данных полиции ЕС с 1 января после выхода Великобритании» . Новости РТЕ . Архивировано из оригинала 25 декабря 2020 года . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ «ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ СОВЕТА (ЕС) 2020/1745 от 18 ноября 2020 года о введении в действие положений Шенгенского соглашения о защите данных и о временном введении в действие некоторых положений Шенгенского соглашения в Ирландии» . ЭУР-Лекс. Архивировано из оригинала 3 октября 2021 года . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ «В ходе переговоров по Брекситу Великобритания и ЕС спорят из-за базы данных по борьбе с преступностью» . Хранитель . 22 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 4 января 2021 года . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Сиал, Раджив (1 марта 2023 г.). «Полиция и пограничная служба Великобритании не будут иметь доступа к базе данных преступников ЕС» . Хранитель .
- ↑ SIS. Архивировано 9 ноября 2013 г. на Wayback Machine Statewatch 2013.
- ^ Рабочий документ персонала Комиссии: отчет об оценке воздействия на создание системы въезда-выезда ЕС. Архивировано 20 апреля 2017 г. в Wayback Machine Eulex, 6 апреля 2016 г., стр. 11. Доступ 19 апреля 2017 г.
- ^ Предложение о постановлении Европейского парламента и совета о создании системы въезда/выезда (EES) для регистрации данных о въезде и выезде граждан третьих стран, пересекающих внешние границы государств-членов Европейского Союза. Архивировано 11 мая 2013 г. в Wayback Machine Europa, стр. 2. По состоянию на 12 октября 2013 г.
- ^ Совет Европейского Союза: анкета о возможном создании системы электронной регистрации въезда и выезда граждан третьих стран в Шенгенскую зону (ответ Греции). Архивировано 12 апреля 2012 г. в Wayback Machine Statewatch 2013.
- ^ Умные границы для открытой и безопасной Европы. Архивировано 4 марта 2013 г. в Wayback Machine Europa.
- ^ SISone4all. Архивировано 27 февраля 2011 г. в программном обеспечении Wayback Machine Critical.
- ↑ Решение Совета от 29 июня 2010 г. о применении положений Шенгенского соглашения, касающихся Шенгенской информационной системы в Республике Болгария и Румыния (2010/365/EU). Архивировано 10 сентября 2018 г. в Wayback Machine Europa.
- ↑ Предложение о принятии резолюции. Шенгенская информационная система. Архивировано 13 февраля 2006 г. на Wayback Machine Senat.fr.
- ^ Решение Совета (ЕС) 2017/733 от 25 апреля 2017 г. о применении положений Шенгенского соглашения, касающихся Шенгенской информационной системы в Республике Хорватия. Архивировано 4 апреля 2019 г. на Wayback Machine Europa.
- ^ «РЕШЕНИЕ СОВЕТА (ЕС) 2018/934 от 25 июня 2018 г. о введении в действие остальных положений Шенгенского соглашения, касающихся Шенгенской информационной системы в Республике Болгария и Румыния» . Европейская комиссия. Архивировано из оригинала 1 августа 2018 года . Проверено 1 августа 2018 г.
- ^ Янузи, Шкурта (16 марта 2021 г.). «Ирландия официально присоединяется к Шенгенской информационной системе – SIS II» . SchengenVisaInfo.com . Архивировано из оригинала 16 марта 2021 года . Проверено 18 марта 2021 г.
- ^ Хазу, Элиас (3 мая 2022 г.). «Кипр одобрил доступ к шенгенской информации о людях, въезжающих в страну» . Кипрская почта . Архивировано из оригинала 1 декабря 2023 года.
- ^ «РЕШЕНИЕ СОВЕТА (ЕС) 2023/870 от 25 апреля 2023 года о применении положений Шенгенского соглашения, касающихся Шенгенской информационной системы в Республике Кипр» . Официальный журнал Европейского Союза . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ Деску, Арта (24 июля 2023 г.). «Кипр присоединится к Шенгенской информационной системе с 25 июля» . SchengenVisaInfo.com . Архивировано из оригинала 24 июля 2023 года . Проверено 25 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Сиал, Раджив (1 марта 2023 г.). «Полиция и пограничная служба Великобритании не будут иметь доступа к базе данных преступников ЕС» . Хранитель . Архивировано из оригинала 6 мая 2023 года.
- ^ Банкалл, Алистер (24 декабря 2020 г.). «Брекзит: Великобритания будет менее защищена без доступа к общим данным» . Небесные новости . Архивировано из оригинала 28 декабря 2020 года . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ Лиза О'Кэрролл (16 июня 2020 г.). «Провал переговоров по Брекситу может привести к задержкам в разведке по вопросам терроризма, - говорят лорды. Доступ в режиме реального времени к базам данных полиции ЕС еще не был согласован в ходе переговоров» . Хранитель . Архивировано из оригинала 16 июня 2020 года . Проверено 16 июня 2020 г.
Лорд Рикеттс, бывший дипломат и председатель комитета, поставил под сомнение «последовательность» подхода Великобритании к Брекситу. Он стремился к соглашению по типу Канады в торговле, но к особо тесному соглашению в области безопасности и правосудия, «положению, эквивалентному тому, которое, возможно, имеют страны Шенгенской зоны или страны ЕЭЗ, такие как Норвегия, Исландия, но ни одна другая страна», сказал он.