Европейский омбудсмен
Европейский омбудсмен | |
---|---|
![]() Логотип Европейского омбудсмена | |
с 1 октября 2013 г. | |
Назначитель | Европейский парламент |
Первый обладатель | Джейкоб Сёдерман |
Формирование | 1995 |
Веб-сайт | ombudsman.europa.eu |
Эта статья является частью серии, посвящённой |
![]() |
---|
![]() |
Европейский омбудсмен — это межинституциональный орган Европейского Союза , который привлекает к ответственности институты, органы и агентства ЕС и способствует хорошему управлению. Омбудсмен помогает людям, предприятиям и организациям, сталкивающимся с проблемами в отношениях с администрацией ЕС, расследуя жалобы, а также активно изучая более широкие системные проблемы. Нынешним омбудсменом является Эмили О'Рейли .
Европейский омбудсмен имеет офисы в Страсбурге и Брюсселе .
История
[ редактировать ]Европейский омбудсмен был учрежден Маастрихтским договором , и первый, Якоб Сёдерман из Финляндии, был избран парламентом в 1995 году. Нынешний омбудсмен Эмили О'Рейли из Ирландии вступила в должность 1 октября 2013 года.
Встреча
[ редактировать ]Европейский омбудсмен избирается Европейским парламентом . Омбудсмен избирается сроком на 5 лет с возможностью продления. По требованию парламента омбудсмен может быть отстранен от должности Судом, если «он больше не соответствует условиям, необходимым для выполнения своих обязанностей, или если он виновен в серьезном проступке». ( Статья 228 Договора о функционировании ЕС )
Назначение и полномочия
[ редактировать ]Любой гражданин или организация ЕС может обратиться к омбудсмену с просьбой провести расследование в учреждении ЕС по причине плохого управления: административных нарушений, несправедливости, дискриминации, злоупотребления властью, отсутствия ответа, отказа в предоставлении информации или ненужной задержки. Омбудсмен не может проводить расследования в Европейском суде в его судебном качестве, в Генеральном суде , в Трибунале по делам государственной службы , в национальных и региональных администрациях (даже если речь идет о законодательстве ЕС), в судебных органах , в частных лицах или корпорациях. [1]
Омбудсмен не имеет обязательных полномочий принуждать к выполнению своих решений, но общий уровень выполнения является высоким. Омбудсмен в первую очередь полагается на силу убеждения и гласности. [2] В 2011 году общий уровень выполнения их предложений институтами ЕС составил 82%. Агентства ЕС имели уровень соответствия 100%. Уровень соответствия Европейской комиссии был таким же, как и общий показатель 82%, тогда как Европейское бюро по подбору персонала (EPSO) набрало 69%. [3]
Случаи
[ редактировать ]имеет право , гражданин ЕС Согласно договорам ЕС обратиться с жалобой к омбудсмену. [4] Одним из примеров дела, рассмотренного омбудсменом, была задержка выплаты комиссией немецкому научному журналисту. Комиссия объяснила задержку, выплатила проценты и ускорила будущие выплаты экспертам. В другом случае, после жалобы венгра, EPSO согласилось уточнить в объявлениях о конкурсах по приему на работу информацию, касающуюся квалификационных требований и тестов предварительного отбора. Третий случай был урегулирован, когда омбудсмен заставил совет опубликовать документы, существование которых он ранее не признавал. [1]
В 2010 году омбудсмен получил 2667 жалоб и возбудил 335 расследований по фактам предполагаемого плохого управления. В 2011 году было получено 2510 жалоб и возбуждено 396 расследований. Наибольшее количество жалоб в 2011 году поступило из Испании (361), за ней следовала Германия (308). Однако по отношению к численности населения наибольшая доля жалоб поступила из Люксембурга и Кипра. [5] В Великобритании, несмотря на свою репутацию евроскептиков , в 2009 году было зарегистрировано наименьшее количество возбужденных дел. [2] В 2011 году на Великобританию была подана 141 жалоба омбудсмену, что по-прежнему представляет собой относительно низкое соотношение жалоб к населению. [5]
По собственным отчетам омбудсмена, 58% жалоб в 2011 году были связаны с Европейской комиссией . 11% относились к Европейскому бюро отбора персонала (EPSO) от недовольных претендентов на Европейскую государственную службу и 4% - к Европейскому парламенту . На долю Совета Евросоюза пришлось 3%. [5]
Основные темы действий
[ редактировать ]Основной миссией, которой руководствуется работа европейского омбудсмена, является «право на хорошее управление», признанное в ЕС правом человека. [6] Европейский омбудсмен помогает гражданам, компаниям и ассоциациям, которые сталкиваются с проблемами с администрацией ЕС. Основные области запросов Европейского омбудсмена касаются прозрачности управления институтами ЕС; прозрачность и подотчетность при принятии решений ЕС; прозрачность лоббирования; этические проблемы; основные права; политика ЕС в области конкуренции; и участие граждан в принятии решений ЕС.
Прозрачность в праве доступа к документам ЕС
[ редактировать ]Жалобы на отсутствие прозрачности являются наиболее распространенной категорией жалоб, получаемых Европейским омбудсменом, составляя от 20% до 30% жалоб. В основном они связаны с отказом учреждений ЕС выдать документы по запросу гражданина. Это право граждан на доступ к документам ЕС предоставлено Хартией основных прав ЕС . В случае, если гражданину не дают доступа к таким запрошенным документам, он или она может обратиться с жалобой к Европейскому омбудсмену, чтобы попытаться добиться решения. Например, в деле 693/2011/RA, после отказа Европейского агентства по лекарственным средствам (EMA) предоставить публичный доступ к клиническим исследованиям, проведенным по препарату от рассеянного склероза, омбудсмен внес дружественное предложение по решению этого вопроса с некоторыми подробными предложениями по конкретном случае, пытаясь добиться прозрачности, которую просил заявитель. EMA положительно восприняло это и полностью приняло дружественное предложение европейского омбудсмена.
Прозрачность лоббирования
[ редактировать ]Европейский омбудсмен работает над тем, чтобы демократический процесс принятия решений в ЕС характеризовался высочайшими стандартами прозрачности. При этом особое внимание уделяется группам интересов, их участию и влиянию в институтах ЕС. Лоббирование прозрачности является одной из основных тем действий Европейского омбудсмена посредством различных стратегических инициатив, направленных на смягчение потенциальных конфликтов интересов. Европейский омбудсмен участвовал в Реестре прозрачности, который позволил гражданам узнать, кто пытается повлиять на лиц, принимающих решения в ЕС. Например, в 2014 году европейский омбудсмен опубликовал после официального расследования окончательное решение, в котором говорилось, что «отказ Комиссии публиковать в Интернете подробности всех встреч, которые ее службы и ее сотрудники проводят с табачной промышленностью», представляет собой недобросовестное управление. [7]
Этические проблемы
[ редактировать ]Этические проблемы, связанные с жалобами европейскому омбудсмену, могут варьироваться от конфликта интересов до ситуаций «вращающихся дверей», когда кто-то, работающий в частном секторе, переходит в тесное соединение рабочих мест с общественными или наоборот. Европейский омбудсмен заявил, что администрация ЕС должна соблюдать «золотые стандарты, когда дело касается этического поведения». [8]
Например, одно расследование, завершенное в 2020 году, касалось корпоративного спонсорства президента Совета ЕС . Началось с жалобы НПО, которая выразила обеспокоенность тем, что Румыния, председательствующая в ЕС, получает спонсорскую поддержку от крупной компании по производству безалкогольных напитков в контексте председательства. Омбудсмен рассмотрел [9] что «поскольку председательство является частью Совета, его деятельность, вероятно, будет восприниматься широкой европейской общественностью как связанная с Советом ЕС в целом» и может повлечь за собой «репутационные риски». В конечном итоге Совет согласился с мнением Европейского омбудсмена и дал указания государствам-членам, указав, что они больше не будут принимать спонсорство в контексте своего председательства.
Основные права
[ редактировать ]Ключевой частью работы европейского омбудсмена является обеспечение уважения институтами ЕС фундаментальных прав. Например, в 2015 году европейский омбудсмен провел расследование, [10] в сотрудничестве с 19 членами Европейской сети омбудсменов, в соблюдении Frontex основных прав при принуждении мигрантов вернуться в свои страны. Он пришел к выводу, что существуют значительные «возможности для улучшения» в том, как он обрабатывает совместные возвращения нелегальных мигрантов , и в этой области дал подробные рекомендации относительно того, как Frontex может улучшиться. Компания Frontex положительно отреагировала на многие из этих рекомендаций. [11]
Участие граждан
[ редактировать ]Выполняя роль модератора и моста между гражданами и институтами ЕС, Европейский омбудсмен также способствует участию граждан в европейской политике, например, требуя большей прозрачности, чтобы граждане могли следить за ходом разбирательства, или продвигая самостоятельно инициировать внедрение процессов принятия решений, основанных на более широком участии. Большое количество жалоб, которые получает европейский омбудсмен в этом контексте, связано с проблемами в функционировании Европейской комиссии и общественных консультаций Европейской гражданской инициативы (ECI). В 2014 году Европейский омбудсмен пригласил организаторов ECI (таких как гражданское общество, организации и заинтересованные органы) высказать свое мнение о ECI. [8]
Процедуры Европейского омбудсмена
[ редактировать ]Европейский омбудсмен, с одной стороны, является формальным парламентским органом на наднациональном уровне, «предназначенным для усиления надзора и контроля над европейскими институтами и администрациями», и, кроме того, он работает с специфической европейской концепцией плохого управления. Полномочия европейского омбудсмена, пусть и ограниченные, дают ему «возможность оригинально сочетать инструменты парламентского контроля и судебного контроля». [12]
Европейский омбудсмен может проводить расследования по полученной жалобе, а также проводить расследования по собственной инициативе. В качестве методов действий он может потребовать от соответствующего учреждения предоставить информацию, проверить файлы учреждения и получить показания у должностных лиц.
Европейский омбудсмен дополняет работу судов, поскольку предлагает гражданам альтернативный способ разрешения споров с администрацией ЕС, не неся при этом такие расходы, как услуги адвокатов или гонорары. Однако европейский омбудсмен не имеет полномочий принимать юридически обязательные решения, поэтому может выступать лишь модератором в споре.
Используя полномочия, предоставленные Статутом Европейского омбудсмена, [13] Европейский омбудсмен может потребовать от любого учреждения, недобросовестное управление которым ставится под сомнение, «предоставить некоторую информацию, проверить свои файлы и получить показания от его сотрудников». [14] и он может предложить решения по данному делу.
Всякий раз, когда он обнаруживает ситуацию плохого управления, Европейский омбудсмен может вносить предложения посредством предложений, рекомендаций и предложений по решению проблем. Основной способ, которым европейский омбудсмен пытается разрешить дело, – это предложение решения . [15] то есть решение, которое были бы готовы принять как заявитель, так и соответствующее учреждение. Этот метод может привести к быстрому конструктивному и хорошему результату для заявителя. Однако этот метод далек от того, чтобы спровоцировать системные изменения в общественных интересах. [16] Если учреждение отклонит предложенное дружественное решение, то Европейский омбудсмен может приступить к полномочиям статьи 4 Статута и подготовить рекомендации для соответствующего учреждения. Такие рекомендации публикуются на веб-сайте Омбудсмена, что создает определенную огласку и привлекает внимание общественности к выявленным нарушениям управления. [17] Если ни предложенное дружественное решение, ни рекомендация не нашли решения, тогда Европейский омбудсмен может опубликовать предложения по улучшениям , направленные в учреждение, для решения проблемы. [18] Эти общественные предложения могут публично выявить системные проблемы плохого управления и предложить исправления, которые могут привести к системным улучшениям в интересах общества. Если по окончании расследования учреждение отклоняет его окончательные выводы или рекомендации, омбудсмен может публично раскритиковать его, подчеркнув важность этого вопроса, и может подготовить специальный доклад Европейскому парламенту .
Многие жалобы, направленные европейскому омбудсмену, выходят за рамки его мандата. В 2020 году Европейский омбудсмен обработал 1400 жалоб, не входящих в его компетенцию. Данное количество жалоб, выходящих за рамки рассмотрения, поступило в основном из Испании, Польши и Германии. Этим можно объяснить значительную разницу в проценте открытых запросов по сравнению с количеством поданных жалоб.
В любом случае европейский омбудсмен старается ответить на все поступающие жалобы, даже те, которые выходят за рамки мандата. В таких случаях Европейский омбудсмен помогает заявителям, разъясняя полномочия омбудсмена и консультируя другие органы, куда направить жалобу. Если заявитель согласен, Европейский омбудсмен также может направить жалобу членам Европейской сети омбудсменов (ENO).
Учреждением, получающим наибольшее количество запросов от европейского омбудсмена, на протяжении многих лет была Европейская комиссия. Например, в 2020 году было открыто 210 запросов, касающихся Европейской комиссии, по сравнению с 30 запросами, касающимися Европейского бюро отбора персонала , 14 Европейской службы внешних действий, 12 Европейского бюро по борьбе с мошенничеством , 11 Европейского парламента , 9 Европейского центрального банка , 9 Европейский инвестиционный банк , 34 для агентств ЕС и 41 для всех других организаций.
Основными вопросами, проведенными Европейским омбудсменом в 2020 году, были: функционирование «Механизма рассмотрения жалоб» Европейского агентства пограничной и береговой охраны ( Frontex ) для рассмотрения жалоб, связанных с фундаментальными правами; прозрачность Совета ЕС во время кризиса Covid-19; а также сбор и обработка информации Европейским центром профилактики и контроля заболеваний во время кризиса COVID-19.
Консультации, жалобы и запросы на протяжении многих лет
[ редактировать ][19] | 2014 | 2015 | 2017 | 2020 |
---|---|---|---|---|
«Людям помог Европейский омбудсмен» | 23 072 | 17 033 | 15 837 | 20 302 |
«Консультации, предоставляемые через Интерактивное руководство на веб-сайте Омбудсмена» | 19 170 | 13 966 | 12 521 | 16 892 |
«Новые жалобы обработаны» | 2 079 | 2 077 | 2 181 | 2 148 |
«Запросы информации, на которые ответил омбудсмен» | 1 823 | 1 060 | 1 135 | 1 262 |
«Открыты запросы» | 342 | 261 | 447 | 370 |
«Запросы открыты на основании жалоб» | 325 | 249 | 433 | 365 |
«Открыто расследование по собственной инициативе» | 17 | 12 | 14 | 5 |
«Запрос закрыт» | 400 | 277 | 363 | 394 |
«Расследование по жалобам закрыто» | 387 | 261 | 348 | 392 |
«Расследование по собственной инициативе закрыто» | 13 | 16 | 15 | 2 |
Большое количество жалоб на плохое администрирование, поданных Европейскому омбудсмену параллельно с литературной поддержкой, показывает, что «омбудсмен является важной платформой, защищающей права граждан и продвигающей демократические ценности на уровне ЕС». [20]
Эффективность, влияние и достижения
[ редактировать ]Европейский омбудсмен с момента своего появления в 1995 году позиционировал себя как институт с миссией «хорошего управления», продвигая это дело и свое место в институциональной системе ЕС. [21] Он активно служит более широким общественным интересам, и одна из его целей - добиться «ощутимых улучшений для заявителей и общественности по сравнению с администрацией ЕС». [22] С одной стороны, Европейский омбудсмен реагирует на жалобы отдельных лиц, компаний и ассоциаций, отвечая и разрешая жалобы, связанные с административными проблемами в институтах ЕС . С другой стороны, европейский омбудсмен также применяет автономный и активный подход, «помогая учреждениям улучшить качество предоставляемых ими услуг». [23] внося предложения через предложения, рекомендации и предложения по решению проблем .
Оценка эффективности работы Европейского омбудсмена предполагает учет количественных данных, таких как статистика реагирования на жалобы и статистика запросов по собственной инициативе, а также качественных данных, чтобы попытаться лучше понять все виды достижений при обращении к учреждениям (которые то, как институты ЕС реагируют на предложения европейского омбудсмена).
С этой целью, соблюдая статью 4(5) Статута, [24] Европейский омбудсмен представляет подробный отчет Европейскому парламенту в конце каждой ежегодной сессии, содержащий информацию о степени соблюдения институтами ЕС рекомендаций Европейского омбудсмена.
Одной из целей Европейского омбудсмена является достижение улучшений в администрации ЕС, и, согласно его методу работы, статистика может частично измерить их результаты с точки зрения того, как институты отреагировали на предложения омбудсмена.
Реакция Европейского омбудсмена на жалобы
[ редактировать ]Данные Годового отчета за 2020 год [22] показывает, насколько чутко реагировал Европейский омбудсмен в 2020 году на жалобы, полученные от частных лиц, компаний и ассоциаций, включая жалобы, выходящие за рамки его мандата (которых в 2020 году было более 1400). В 2020 году 849 заявителей (39,5% всех жалоб, рассмотренных в 2020 году) получили консультации или их дела были переданы в другой орган по рассмотрению жалоб. Остальные 934 (что составляет 43,5%) получили ответ на жалобу, в котором сообщалось, что все консультации от Европейского омбудсмена уже предоставлены. Наконец, 365 жалоб (17% всех жалоб, рассмотренных в этом году) привели к началу официальных расследований для дальнейшего анализа.
Сотрудничество и признание институтами ЕС
[ редактировать ]Об этом сообщает Европейский омбудсмен. [14] в 2019 году «институты ЕС положительно отреагировали на предложения омбудсмена (решения, рекомендации и предложения) в 79% случаев». Из 119 предложений омбудсмена, касающихся исправлений, которые институты ЕС должны предпринять для улучшения своей административной практики, 95 были восприняты положительно и оказали влияние на исправление выявленных ситуаций плохого управления. В 2020 году 10 из 17 институтов, которым Омбудсмен внес предложения, полностью выполнили все решения, предложения и рекомендации.
Некоторые примеры влияния
[ редактировать ]- Дело 2168/2019/КР: [25] Вращающиеся двери . [26] Европейский омбудсмен начал расследование после того, как бывший исполнительный директор Европейского банковского управления перешел на должность генерального директора Ассоциации финансовых рынков Европы . Европейский омбудсмен пришел к выводу, что EBA следовало запретить такой перенос должности, учитывая высокие риски конфликта интересов. Поэтому была сделана рекомендация о том, что в будущем EBA должно запретить, с четкими критериями, старшим сотрудникам переход на определенные должности после истечения срока их полномочий, а доступ к конфиденциальной информации прекратится, как только станет известно, что сотрудник был устраиваюсь на другую работу. EBA согласилось выполнить рекомендации омбудсмена.
- Дело 860/2018/THH: позитивное сотрудничество после отказа Европейского агентства по безопасности пищевых продуктов предоставить публичный доступ к декларациям интересов руководителей среднего звена. В конечном итоге EFSA выполнило просьбу омбудсмена обнародовать эти заявления и проводит более прозрачную политику в этой области.
- Дело 357/2019/FP: позитивное сотрудничество после отказа Европейского управления по ценным бумагам и рынкам (ESMA) предоставить публичный доступ к документам, касающимся контактов с заинтересованными сторонами. Европейский омбудсмен начал расследование по жалобе и подтвердил, что некоторые внутренние записи встреч должны были быть раскрыты. В рамках сотрудничества с Европейским омбудсменом ESMA раскрыла заявителю части восьми документов.
- Совместные дела 488/2018/KR и 514/2018/KR: позитивное сотрудничество в контексте расследования о назначении генерального секретаря комиссии (ее высшего государственного служащего). Комиссия усовершенствовала процедуру назначения, как это было предложено Европейским омбудсменом, указав уведомление о вакансии и четко определенные сроки процедуры.
Заключение
[ редактировать ]Хотя дискуссия об основных правах актуальна для Европейского омбудсмена, его профиль и, в некоторой степени, его мандат оставляют концептуальное поле прав человека за пределами его способности действовать. Миссия и деятельность Европейского омбудсмена положительно воспринимаются институтами ЕС, о чем свидетельствуют показатели позитивного сотрудничества и выполнения рекомендаций Европейского омбудсмена. Большинство ученых отмечают, что европейский омбудсмен эффективно продвигает хорошее управление в ЕС. Однако некоторые авторы отмечают, что это оказало меньшее влияние на сферу фундаментальных прав, на которую больше всего жалуются граждане ЕС. [27]
Омбудсмены
[ редактировать ]Омбудсмен | В офисе | Страна |
---|---|---|
Джейкоб Сёдерман | 1995–2003 | ![]() |
Никифорос Диамандурос | 2003–2013 | ![]() |
Эмили О'Рейли | 2013 – Действующий президент | ![]() |
См. также
[ редактировать ]- Европейская гражданская инициатива — инициатива, направленная на усиление прямой демократии в Европейском Союзе.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Европейский омбудсмен – Краткий обзор» . ombudsman.europa.eu. Июль 2006 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Маки, Кристофер (18 марта 2010 г.). «Человек-невидимка ЕС, имеющий власть над всей нашей жизнью» . Шотландец .
- ^ «Отчет об ответах на предложения дружественных решений и проекты рекомендаций — Как институты ЕС выполнили предложения омбудсмена в 2011 году» . ombudsman.europa.eu. 2012 . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ Wikisource . . . 2007. Статья 20 – через
- ^ Перейти обратно: а б с Европейский омбудсмен (2012 г.). Обзор деятельности Европейского омбудсмена за 2011 год . Офис публикаций. дои : 10.2869/5243 . ISBN 978-92-9212-326-0 . Проверено 18 декабря 2012 г.
- ^ Демирет, Демокаан (2001). «Роль европейского омбудсмена в хорошем управлении». Эупеаж . 5 (2): 127.
- ^ Европейский омбудсмен. «Решение о соблюдении Европейской комиссией Конвенции по борьбе против табака (852/2014/LP)» . Европейский омбудсмен .
- ^ Перейти обратно: а б Европейский омбудсмен (2015 г.). «Годовой отчет 2014» . Европейский омбудсмен .
- ^ Европейский омбудсмен (2021 г.). «Оглядываясь назад на влияние европейского омбудсмена в 2020 году» . Европейский омбудсмен .
- ^ Дело OI/5/2012/BEH-MHZ
- ^ Однако Frontex не последовал рекомендации о том, что жалобами должен заниматься специалист по фундаментальным правам.
- ^ Муре Пино, Ана Мария (2011). «Европейский омбудсмен в рамках Европейского Союза» . Чилийский юридический журнал . 38 (3): 421–455. дои : 10.4067/S0718-34372011000300002 .
- ^ «Регламент (ЕС, Евратом) 2021/1163 Европейского парламента от 24 июня 2021 года, устанавливающий правила и общие условия, регулирующие выполнение обязанностей омбудсмена (Статут Европейского омбудсмена) и отменяющий Решение 94/262/ECSC, EC, Евратом» .
- ^ Перейти обратно: а б Европейский омбудсмен (2020 г.). «Правильно? Доклад. Как институты ЕС отреагировали на омбудсмена в 2019 году» . Европейский омбудсмен .
- ^ Статья 2 Статута
- ^ Европейский омбудсмен (2014 г.). «Как правильно? Доклад. Как институты ЕС отреагировали на обращение омбудсмена в 2013 году» . Европейский омбудсмен .
- ^ Там же.
- ^ Статья 1 (4) Статута.
- ^ Данные Европейского омбудсмена, «Годовой отчет за 2014 год», «Годовой отчет за 2015 год», «Годовой отчет за 2017 год» и «Годовой отчет за 2020 год».
- ^ Демокаан Демирет, указ. , 140.
- ^ Ян Харден, «Роль европейского омбудсмена в продвижении надлежащего управления», в « Подотчетности в ЕС». Роль европейского омбудсмена , под ред. Хервиг Х. Хофманн и Жак Циллер (Селтенхэм, Великобритания: Edward Elgar Publishing, 2017), 198–216.
- ^ Перейти обратно: а б Европейский омбудсмен. «Годовой отчет 2020» .
- ^ Там же.
- ^ Регламент (ЕС, Евратом) 2021/1163 Европейского парламента, loc.cit.
- ^ Европейский омбудсмен (1 сентября 2020 г.). «Пресс-релиз № 3/2020» .
- ^ Концепция дана для ситуаций, когда сотрудники учреждений ЕС переходят с должностей из частного сектора в государственный и наоборот.
- ^ Теро, Эрккиля (2020). Европейский омбудсмен как наднациональное учреждение подотчетности», в книге «Омбудсмен как глобальное учреждение» . Чам: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 143–174.