Управление технологиями
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2018 г. ) |
Часть серии о |
Управление |
---|
Управление технологиями означает управление , то есть управление между различными секторами – государством, бизнесом и НПО – развитием технологий . Это идея управления технологиями и их использованием, а также практика, лежащая в их основе. [1] Концепция основана на идее инноваций и сдвигов технико-экономической парадигмы в соответствии с теориями таких ученых, как Джозеф А. Шумпетер , Кристофер Фриман и Карлота Перес .
Обзор
[ редактировать ]Идея состоит в том, что периоды экономического развития определяются мировоззрением, стимулирующим инновации, которые влияют на финансовые компоненты, иерархические изменения и более заметные доходы. В настоящее время движущей силой инноваций являются информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), которые за последние годы выросли в геометрической прогрессии.
Управление технологиями — это концепция государственной политики ; Гуманитарная . обстановка может облегчить как контроль, так и уход за субъектами, создавая среду, направленную на снижение вреда, который они могут причинить [1] Без управления могут возникнуть избыточные технологические решения, что создаст большую сложность, а также потенциальное увеличение затрат, ставя под угрозу будущие инвестиции в инновации. [2] Существует тонкая грань между управлением технологиями и его альтернативой — управлением ИТ. Его не следует путать с внутрикорпоративными механизмами организации ( корпоративное управление ) и механизмами ИТ, которые иногда называют «управлением информационными технологиями» или корпоративным управлением информационными технологиями . Разница между ними заключается в том, что управление ИТ влияет на управление деятельностью компании и информационными системами, тогда как управление технологиями фокусируется на самой технологии и адаптации к ней.
В основе управления технологиями лежат организации, которые могут устанавливать процедуры и структуры государственной политики, основанные на принципах принятия решений. Это способ вовлечь людей в эти группы и позволить государственным чиновникам всех уровней участвовать в них. Управление технологиями служит посредником между технологическими инновациями и противоречиями, которые их окружают. Управление технологиями создает баланс между политическими и социальными последствиями новых технологических инноваций. [2]
Управление технологиями — спорная тема, затрагивающая широкий круг заинтересованных сторон по всему миру. Чтобы обеспечить долгосрочный успех, различные организации объединяют группы и людей для обмена знаниями и информацией, определяя решения, связанные с государственной политикой и регулированием, связанным с технологиями. Многие организации по управлению технологиями не вносят прямых изменений в политику, а вместо этого стремятся объединить соответствующие организации и экспертов для обмена информацией и выявления ключевых проблем, которые могут повлиять на государственную политику. Это по-прежнему растущая область академического внимания и профессиональной подготовки. [3]
Большинство организаций сосредотачивают внимание на интернет-политике, включая организации общего характера, такие как Internet Society, [4] а также более конкретные группы, такие как Совет по архитектуре Интернета , который выступает в качестве «комитета Целевой группы по проектированию Интернета и консультативного органа Интернет-сообщества». [5] Более крупные организации, как правило, сосредотачиваются на более глобальных целях, таких как развитие и руководство меняющимися Интернетом и технологиями, в то время как многие более мелкие группы консультируют и работают с более крупными группами и внутри них, обеспечивая надзор и более прямое изучение политики. [6]
Важность
[ редактировать ]Технологический прогресс часто приносит новое ощущение инноваций и повышенное удобство. Эти достижения несут потенциальный вред и угрозы, если их не регулировать. Соблюдение требований может быть нарушено, технологии могут быть использованы во вред, а дезинформация может негативно повлиять на средства массовой информации, а также стать потенциальным вмешательством в правительственные/политические выборы. Управление технологиями направлено на регулирование этого пространства, которое обеспечивает довольно плавное развитие технологий в целом. Неправительственные организации, комитеты и союзы посвятили свои усилия идее управления технологиями, поскольку достижения становятся все более сложными и сложными. Такие группы, как GSCA , IGC , TTC и IFI, разделяют свое внимание на потребность в технологическом управлении, а также выступают за его дальнейшее присутствие при достижении технологического прогресса. Они стремятся создать регулируемое пространство для эволюции, которое будет идти своим чередом в мире технологий, свободное от дезинформации, злоупотреблений в использовании технологий и нарушений правил/законов.
Примеры
[ редактировать ]Технологические инновации имеют множество полезных эффектов и преимуществ, но также имеют и множество вредных последствий и преимуществ. Это помогает в выявлении и управлении рисками и выгодами, связанными с технологиями. Характерной чертой этих прорывов является сдвиг в отрасли, а также спорные споры, которые их окружают.
Барьеры
[ редактировать ]Эффективное управление технологиями потребует коллективных действий различных секторов для управления разработкой прорывных технологий. Учитывая трансграничный характер новых технологий, необходимость в совместной архитектуре разработки политики имеет первостепенное значение для адаптации к скорости технологических изменений и решения множества проблем, связанных с внедрением новых технологий в нашу общую цифровую инфраструктуру. [7] Проблема совместной архитектуры разработки политики в рамках управления заключается в неотъемлемой потребности в доверии и сотрудничестве между различными группами заинтересованных сторон между инновациями. [7]
Среди некоторых препятствий для управления мы видим хорошо известную загадку: дилемму Коллингриджа , согласно которой на ранних стадиях инновационного процесса — когда вмешательства и корректировки курса еще могут оказаться легкими и дешевыми — все последствия технологии и, следовательно, необходимость поскольку изменения могут быть не полностью очевидными. [8] можно Дилемму Коллингриджа охарактеризовать как одну из основных проблем управления новыми технологиями. С появлением новых технологий, таких как искусственный интеллект, последствия их внедрения и применения в нашей цифровой инфраструктуре могут оказаться опасными и неизвестными. Другим примером являются нейротехнологии со встроенными устройствами и интерфейсами «мозг-компьютер», которые бросают вызов существующим режимам безопасности и эффективности и могут не учитывать потенциальные долгосрочные этические вопросы защиты человеческой деятельности и конфиденциальности психики. [9] Если необходимость вмешательства в инновацию станет очевидной, изменение курса в соответствии с политикой сотрудничества может стать дорогостоящим, сложным и трудоемким. [9] Эта неопределенность и незнание новых технологий делают проблемы, связанные с «открытием» или «закрытием» траекторий развития, в центре внимания дебатов по вопросам управления между секторами. [9]
Общественное признание представляет еще один аспект проблем управления технологиями. Сопротивление всеобщему признанию новых инноваций может подпадать под действие фундаментальных конфликтов ценностей, проблем распределения или даже отсутствия доверия к управляющим институтам, таким как регулирующие органы и органы, предоставляющие технические консультации. Противодействие общественному признанию потребует « упреждающего управления » — подхода, который использует совместные формы прогнозирования и оценки технологий для достижения желаемых будущих результатов и фокусируется на вовлечении заинтересованных сторон в коммуникативные процессы, имеющие особую связь с политикой. [9] В рамках упреждающего управления и в рамках так называемой дилеммы Коллингриджа мы предполагаем развитие трех способностей: предвидение или предвидение; интеграция между дисциплинами; и участие общественности. [9]
Инициативы
[ редактировать ]Глобальный саммит по управлению технологиями 2021 г.
[ редактировать ]Этот саммит впервые был организован в Японии в апреле 2021 года Всемирным экономическим форумом в сотрудничестве с Центром четвертой промышленной революции (C4IR). [10] Целью Глобального саммита по управлению технологиями является стать ведущим органом в области управления новыми технологиями путем обеспечения частно-государственного сотрудничества. Обсуждаемые темы включают трансформацию промышленности и правительства, а также управление технологиями и передовые технологии. [10] Сопредседателями саммита выступили различные профессионалы отрасли и преподаватели, такие как генеральный директор YouTube Сьюзан Войжитски и президент Имперского колледжа Лондона Элис Гаст . [10]
Отчет о глобальном управлении технологиями за 2021 год стал одним из отчетов, опубликованных Всемирным экономическим форумом во время саммита. В этом отчете рассматривается, как технология Четвертой промышленной революции (4IR) используется в постпандемической среде, а также пробелы в ее управлении. [11] В этом отчете основное внимание уделяется пяти конкретным технологиям 4IR: искусственному интеллекту , блокчейну , Интернету вещей , дронам и мобильности. [11]
Научно-технологическая и инновационная политика (НТИ)
[ редактировать ]Многие организации в Соединенных Штатах и даже во всем мире принимают политику НТИ , чтобы способствовать открытиям. Он предназначен для экономики, чтобы улучшить понимание общественностью науки, технологий и инноваций, одновременно продвигая исследования, которые лежат в их основе, и позволяя людям и предприятиям расти. Эта политика помогает организациям по управлению технологиями достигать своих целей и поддерживать баланс.
Бюро
[ редактировать ]1. Управление по научно-техническому сотрудничеству (STC) . Экосистемы науки, технологий и инноваций (STI) используются STC, которое является частью Бюро океанов и международных экологических и научных дел (OES) , для поддержки иностранных и программы экономической политики. Роль ЮТС заключается в защите и поддержке продвижения внешней политики и создания новых интересов.
2. Офис советника государственного секретаря по науке и технологиям (STAS) : STAS является центром интеграции науки, технологий и инноваций во внешнюю политику США. Целью является развитие науки при обеспечении внешнеполитической безопасности.
3. Управление по вопросам космоса (СА) . Роль СА заключается в реализации дипломатических инициатив с целью укрепления американского лидерства в космических технологиях и других областях. Обучая и осознавая поддержку национальной космической политики и инициатив США, эти дела включают исследование космоса, его применение и коммерциализацию. Идея состоит в том, чтобы способствовать международному использованию американских космических возможностей, систем и услуг, а также знакомиться с новыми открытиями и инновациями. [12]
Крупнейшие организации по управлению технологиями
[ редактировать ]Форум по управлению Интернетом (IGF)
[ редактировать ]IGF объединяет людей и группы для распространения информации, влияющей на политику и лучшие практики в области Интернета и технологий. [13] Целью организации является привлечение к участию заинтересованных сторон со всего мира и различного происхождения, поскольку это считается необходимым для продвижения государственной политики в быстро меняющейся области управления Интернетом. Каждый год Форум по управлению Интернетом проводится в одной стране и способствует обсуждению между правительствами и организациями по всему миру, определяя ключевые проблемы и темы, связанные с управлением Интернетом и связанными с ним технологическими темами. Помимо выявления проблем, форум также надеется найти решения проблем, возникающих в результате неправомерного использования Интернета, постоянно пересматривая руководящие принципы и принципы управления Интернетом.
Первая конференция IGF была объявлена Организацией Объединенных Наций 18 июля 2006 года и проходила в Афинах, Греция. С тех пор IGF провел еще 12 конференций, на веб-сайте которых перечислены все 13 стран, принимавших IGF: начиная с 2006 по 2018 год, на которых представлены такие страны, как Греция, Бразилия, Индия, Франция и некоторые другие . По данным IGF, участники конференции обычно представляют организации, аккредитованные Всемирным саммитом по информационному обществу (WSIS) и Экономическим и Социальным Советом (ECOSOC)». [14] а также другие организации, имеющие подтвержденный опыт и опыт в области управления Интернетом.
IEEE - Развитие технологий для человечества
[ редактировать ]IEEE является крупнейшей в мире технической профессиональной организацией, целью которой является содействие инновациям и технологическому прогрессу на благо общества. [15] Хотя IEEE означает Институт инженеров по электротехнике и электронике, как одну из крупнейших организаций в мире, в эту организацию входят не только инженеры, но и профессионалы, от ученых до разработчиков программного обеспечения.
IEEE возник в 1884 году в связи с возросшим влиянием электричества в мире. Организация возникла в результате слияния двух разных организаций: Американского института инженеров-электриков (AIEE) и IRE. AIEE начал свою деятельность в 1884 году и был создан для поддержки профессионалов отрасли и их усилий по улучшению уровня жизни в обществе. Хотя организация была создана в Нью-Йорке, первая встреча состоялась в Филадельфии, штат Пенсильвания, на которой присутствовали многие лидеры из таких отраслей, как телеграф, энергетика и телефон. [16] По мере развития и роста электроэнергетики организация больше сосредоточилась на электроэнергетике, при этом ее первоначальное внимание было сосредоточено на телеграфе, а телефон стал второстепенным. IRE, с другой стороны, был сосредоточен на радио и, в более широком смысле, на электронике. Хотя он похож на AIEE и был сформирован в 1940-х годах, он рос быстрее и стал более крупной группой в 1957 году. Благодаря росту обеих организаций. в январе 1963 года AIEE и IRE объединились и стали называться Институтом инженеров по электротехнике и электронике (IEEE). Сегодня IEEE насчитывает более 390 000 членов и работает более чем в 16 странах.
Консорциум Всемирной паутины (W3C)
[ редактировать ]W3C — это глобальная организация, которая позволяет группам и отдельным лицам объединяться и продвигать веб-стандарты. [17] Организацию возглавляют директор Тим Бернерс-Ли и генеральный директор Джеффри Джаффе , и они достигают своих целей, разрабатывая протоколы и рекомендации, относящиеся к Интернету, чтобы гарантировать его успех в долгосрочной перспективе. Кроме того, существует также команда W3C под названием W3C Evangelists , которая действует как команда по развитию бизнеса, помогая с выявлением и набором новых членов в W3C, а также проводя мероприятия в их географическом местоположении, продвигая W3C и помогая подключать доноров и спонсоров. . Организация в основном финансируется за счет членских взносов W3C, исследовательских грантов, пожертвований и спонсорства. У W3C также есть бесплатная служба проверки веб-страниц, которая, хотя и не является обязательной, помогает получить страницы более высокого качества.
Согласно веб-сайту, W3C был основан в октябре 1984 года Тимом Бернерсом-Ли в лаборатории компьютерных наук Массачусетского технологического института. W3C сотрудничал с CERN и получил поддержку DRNA и Европейской комиссии, проведя свою первую конференцию в апреле 1995 года. [18] С момента своего создания было проведено четыре крупных конференции. Вторая конференция была проведена в Японском университете Кейо в 1996 году, а в 2003 году третий ERCIM (Европейский исследовательский консорциум в области информатики и математики) провел третью конференцию в Европе, заменив предыдущего европейского организатора W3C, INRIA . Четвертый организатор состоялся в 2013 году в Университете Бэйхан в Китае. [19]
Комитет технологической политики США (USTPC)
[ редактировать ]USTPC — это филиал Ассоциации вычислительной техники (ACM), который является основным комитетом по содействию взаимодействию по вопросам, связанным с политикой в области информационных технологий. [20] Одним из основных способов содействия USTPC является предоставление информационных отчетов по вопросам политики в области вычислений, таким как цифровая конфиденциальность , глубокие фейки, кибербезопасность и ряд других тем. Эти отчеты и информация обычно публикуются в ответ на запросы об их экспертных знаниях в технических областях, что служит ресурсом для лиц, принимающих решения, для получения надежной информации. Основными группами аудитории, которым USTPC предоставляет информацию, являются Конгресс, администрация и суды, помогая им информировать о том, как изменения в вычислительной технике и технологиях влияют на государственную политику в США. [21]
USTPC, ранее известный как USACM, был впервые создан в 1992 году. [22] С тех пор в комитетах сменилось пять разных председателей, причем председателем комитета был Джеймс Хендлер из Политехнического института Ренсселера. Хендлер, который работает с подкомитетами волонтеров и сотрудничает с другими организациями, чтобы действовать и работать над достижением своих целей. Подкомитеты USTPC возглавляются председателями, назначенными Джеймсом Хендлером и разделенными на:
- Доступность - Гарри Хоххайзер
- Искусственный интеллект и алгоритмы – Джинна Мэтьюз, Джонатан Смит
- Цифровое управление – вакантно
- Интеллектуальная собственность – Пол Хайланд
- Закон – Энди Гроссо
- Конфиденциальность – Брайан Дин
- Безопасность – Патрик Трейнор
- Голосование – Барбара Саймонс [23]
Современные организации по управлению технологиями
[ редактировать ]Институт управления Интернетом (IGI)
[ редактировать ]IGI — это неправительственная организация, которая занимается продвижением и исследованием управления Интернетом в Азиатско-Тихоокеанском регионе. [24] Организация состоит из небольшой консультативной группы и команды лидеров, которые сотрудничают, чтобы объединить людей и поделиться ресурсами. IGI имеет большой образовательный компонент, поскольку они не только проводят исследования и разработки в области управления Интернетом, но также разрабатывают курсы и лекции для просвещения общественности по темам, связанным с управлением Интернетом. Институтская школа предлагает диплом по управлению Интернетом, который можно получить после завершения 16-недельного курса и недельной выпускной программы с проживанием. [25] Последний отчет — отчет Nepal IGF 2018. [26] В 2019 году IGI сотрудничал с различными организациями, такими как Интернет-сообщество Непала и ISOC Непал, для проведения третьего Непальского IGF по теме «Один мир, один Интернет, одно видение». [27] [28]
Исполнительную команду IGI в настоящее время возглавляет председатель Манохар Кумар Бхаттараи, который занимается ИТ-политикой в Непале и имеет более чем тридцатилетний опыт работы в секторе информационных и коммуникационных технологий. [29] Бхаттараи поддерживают шесть других директоров в исполнительном совете: Упендра Кешари Неупане, Раджендра Дахал, Умеш Рагубанши, Рошан Покхарел, Сапана Шахи и Бабу Рам Арьял, который также является генеральным директором. Кроме того, Ананда Гаутам является сотрудником по программам и политике Института. [30]
Глобальный альянс умных городов G20 (GSCA)
[ редактировать ]GSCA — это глобальный альянс , который объединяет муниципальные, региональные и национальные правительства, партнеров из частного сектора и жителей городов посредством коллективного понимания ответственного и этического использования технологий умного города. [31] Этот Альянс будет способствовать и продвигать глобальные политические нормы, чтобы помочь ускорить использование добросовестной практики, снизить потенциальные риски и обеспечить открытость для установления общественного доверия. [32] GSCA недавно выпустила «Управление умными городами» — дорожную карту, которая предоставляет городам ориентир для оценки текущей политики в отношении технологий «умных городов», в основном касающихся доступности ИКТ, оценки воздействия на конфиденциальность, киберподотчетности, цифровой инфраструктуры и открытых данных, этического и ответственного управления. [33]
Международный большой комитет (IGC)
[ редактировать ]Международный большой комитет — это встреча, организованная для обсуждения вопросов больших данных, конфиденциальности и демократии. [34] Комитет задает вопросы по интересующим темам, таким как онлайн-безопасность или новые разработки в области телерадиовещания. После изучения темы комитет составляет отчет о своих выводах, а также дает рекомендации правительству. Самые ранние публикации датируются 2017 годом, их можно найти на сайте. В рамках своей деятельности IGC проводит конференцию, на которой обсуждаются интересующие его темы. В конференции принимают участие представители «Аргентины, Чили, Эстонии, Германии, Ирландии, Сингапура, Эквадора, Мексики, Марокко, Тринидада и Тобаго и Великобритании», а также крупные компании, такие как Facebook, Google, Twitter, Amazon и Apple. . Организация провела свое первое заседание 27 ноября 2018 года в Лондоне.
Институт будущих инициатив Токийского университета
[ редактировать ]Институт будущих инициатив — это организация, созданная в 2019 году как сочетание Исследовательского института политических альтернатив (PARI) и Интегрированной исследовательской системы UTIAS в области науки об устойчивом развитии (IR3S). [35] МФИ фокусируется на разработке рекомендаций по социальным и политическим вопросам для будущего мира. Их отдел исследования политики управления технологиями завершил проект управления искусственным интеллектом (ИИ), изучая различные последствия технологии ИИ и способы управления ими. [36] Институт возглавляют директор Хидеаки Сирояма и заместители директора Тошия Ватанабэ, Кенсуке Фукуси и Ичиро Саката. [37]
См. также
[ редактировать ]- Управление данными
- Корпоративное управление информационными технологиями
- Сканирование горизонта
- Управление Интернетом
- Интернет-организации
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Якобсен, Катя Линдсков; Фаст, Лариса (2019). «Переосмысление доступа: как управление гуманитарными технологиями размывает контроль и заботу» . Катастрофы . 43 (С2): С151–С168. дои : 10.1111/disa.12333 . ISSN 0361-3666 . ПМИД 30821355 . S2CID 73491303 .
- ^ Jump up to: а б Виденхофт, Гильерме Коста; Лучано, Эдимара Меццомо (2021). «Сделаем все возможное: влияние поведения отдельных лиц на управление информационными технологиями» . Журнал «Современное управление» . 25 (5). дои : 10.1590/1982-7849rac2021190237.en . hdl : 10923/18367 . ISSN 1982-7849 . S2CID 238049866 .
- ^ Австралийский национальный университет. «Магистр технологического управления» . Проверено 26 ноября 2022 г.
- ^ "Дом" . Интернет-сообщество . Проверено 13 ноября 2019 г.
- ^ «Совет по архитектуре Интернета» , Arc.Ask3.Ru , 17 октября 2019 г. , получено 13 ноября 2019 г.
- ^ Бубакер, Карим Бен; Харгуем, Саида; Нюрхинен, Мари (17 апреля 2021 г.). «Выбор режима управления ИТ: перспектива институциональной теории» . Международный журнал менеджмента и анализа данных . 1 (1). ISSN 2816-9395 .
- ^ Jump up to: а б «Глобальное управление технологиями: подход с участием многих заинтересованных сторон» (PDF) . Всемирный экономический форум . Октябрь 2019 года . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Коллингридж, Дэвид (1980). Социальный контроль над технологиями .
- ^ Jump up to: а б с д и «Управление технологиями – ОЭСР» . www.oecd.org . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Глобальный саммит по управлению технологиями 2021» . Делойт . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Отчет о глобальном управлении технологиями 2021» . Всемирный экономический форум . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ «Наука, технологии и инновации» . Государственный департамент США . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ Аноним (06.11.2018). «О часто задаваемых вопросах IGF» . Форум по управлению Интернетом . Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ Аноним (06.11.2018). «О часто задаваемых вопросах IGF» . Форум по управлению Интернетом . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ «Миссия и видение» . ИИЭЭ . Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ «История IEEE» . ИИЭЭ . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ «О W3C» . www.w3.org . Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ «Факты о W3C» . www.w3.org . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ «Факты о W3C» . www.w3.org . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ «Комитет технологической политики ACM США» . www.acm.org . Проверено 11 ноября 2019 г.
- ^ «Комитет технологической политики ACM США» . www.acm.org . Проверено 24 ноября 2019 г.
- ^ «История комитета по технологической политике ACM США» . www.acm.org . Проверено 24 ноября 2019 г.
- ^ «Подкомитеты и председатели» . www.acm.org . Проверено 24 ноября 2019 г.
- ^ «Институт управления Интернетом – укрепление низовых заинтересованных сторон» . Институт управления Интернетом . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ «Диплом по управлению Интернетом» . Институт управления Интернетом . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ «Институт управления Интернетом» . www.igovinstitute.org . Проверено 27 ноября 2019 г.
- ^ "События" . Институт управления Интернетом . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ «Непальский IGF 2019 — организован Институтом управления Интернетом» . Институт управления Интернетом . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ «Институт управления Интернетом» . www.igovinstitute.org . Проверено 27 ноября 2019 г.
- ^ «Архив нашей команды» . Институт управления Интернетом . Проверено 13 октября 2021 г.
- ^ «Глобальный альянс публикует дорожную карту управления технологиями для управления умными городами» . ИИЭЭ . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ «Об Альянсе – GSCA v2» . globalsmartcitiesalliance.org . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ «Глобальный альянс публикует дорожную карту управления технологиями для управления умными городами» . ИИЭЭ . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ «Международный большой комитет по большим данным, конфиденциальности и демократии | Электронное портфолио Даниэль Воллерман» . u.osu.edu . Проверено 18 ноября 2019 г.
- ^ «О МФИ | Институт будущих инициатив Токийского университета» . ifi.u-tokyo.ac.jp (на японском языке) . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ «Проект управления искусственным интеллектом | Институт будущих инициатив Токийского университета» . ifi.u-tokyo.ac.jp (на японском языке) . Проверено 7 декабря 2021 г.
- ^ «Кэнсуке Фукуси | Институт будущих инициатив Токийского университета» . ifi.u-tokyo.ac.jp (на японском языке) . Проверено 7 декабря 2021 г.