План Константина
План Константина ( французский : Plan de Constantine ) был программой экономического развития, направленной на уменьшение социально-экономического разрыва между гражданами Французского Алжира и метрополии Франции . Финансируемая французским капиталом, она была введена в 1958 году президентом Шарлем де Голлем в разгар войны в Алжире в попытке подавить восстания за независимость Алжира . План был структурирован на основе прежнего отчета Маспетиоля и отчета, озаглавленного «Десятические перспективы экономического развития Алжира» , и официально вступил в силу 3 октября 1958 года после того, как де Голль произнес свою речь в алжирском городе Константин .
Долгосрочное воздействие и прогресс, достигнутые «Планом Константина», затронули многие сферы алжирского общества, включая образование, государственную службу и управление, жилищное строительство и распределение земли во Французском Алжире. План был предназначен для достижения двух целей: ослабить поддержку Национального фронта освобождения (ФНО) в Алжире и предотвратить распространение коммунизма , удерживая Алжир в сфере Евразии . В конечном итоге план оказался неудачным в достижении большинства поставленных целей, поскольку его обещания либо не были выполнены, либо были реализованы плохо. План Константина не смог подавить Алжирскую войну (1954–1962), которая привела к независимости Алжира в июле 1962 года.
Происхождение
[ редактировать ]Большая часть планирования и законодательной власти, связанной с «Планом Константина», была разработана на основе компиляции более ранних отчетов, целью которых было определение общей ситуации в Алжире.
Отчет Маспетиоля
[ редактировать ]Rapport général [dit Rapport Maspétiol] или Отчет Маспетиола, также известный как Комиссия Маспетиола (1955 г.), представлял собой отчет, в котором рассчитывался объем французских инвестиций, необходимых для развития экономики Алжира. Принимая во внимание колонии или страны, размер и уровень развития которых были аналогичны Алжиру, отчет предоставил количественную и статистическую основу для развития. [1] Роланд Маспетио, возглавлявший исследование, заявил, что французская экономика полностью способна финансировать развитие Алжира, сославшись на Les Trente Glorieuses , период между 1945 и 1975 годами, когда Франция пережила большое экономическое развитие. [1]
Десятилетние перспективы экономического развития Алжира
[ редактировать ]«Les Perspectives Décennales du Développement économique de l'Algérie» , или «10-летние перспективы экономического развития Алжира», последовали за докладом Маспетиоля в 1957 году. Он был составлен группой молодых государственных служащих, сформированных Генеральным правительством Алжира. [1] В докладе были намечены экономические перспективы Алжира на период 1957-1966 годов. В отчете также проанализированы текущие экономические условия Алжира, чтобы объяснить препятствия, такие как быстро растущее население Алжира, с которыми страна столкнется в ближайшие годы. [2] Он будет представлен французским властям в 1957 году и в конечном итоге внесет значительный вклад в содержание речи Шарля де Голля в 1958 году.
Речь Шарля де Голля
[ редактировать ]3 октября 1958 года президент Франции Шарль де Голль предстал перед народом Алжира в городе Константин и представил планы нового проекта развития, который будет финансироваться метрополией Франции. Де Голль подтвердил решимость Франции к обновлению и свою приверженность развитию Французского Алжира. Он дал смелые обещания о радикальных переменах, призванных улучшить каждый фактор социальной, культурной и экономической системы Алжира. Он утверждал, что только благодаря этой трансформации Алжир будет процветать, и далее уточнил, что мир будет достигнут, но только Франция была готова и способна предоставить необходимую помощь, чтобы помочь Алжиру достичь этих целей. Де Голль осудил «экстремизм», заявив, что обращение к экстремистским группам за руководством — это глупая попытка, которая приведет только к разрушению, и что эти группы, которые разжигают беспорядки и ведут войну с Францией, не способны предоставить Алжиру те же средства, которые Франция предлагая подарить их. [2] В речи отмечалась дихотомия выбора между войной и братством. Де Голль ясно дал понять, что из этих двух стран он предпочитает братство, но только на французских условиях. [2] Эксперты по истории определили, что эта речь была воспринята Де Голлем как возможность подорвать растущие волнения и поддержку Национального фронта освобождения (ФНО) или Фронта национального освобождения в Алжире. [2] Это утверждение основано на том факте, что речь прозвучала в разгар войны в Алжире, когда Франция и ФНО вели ожесточенную битву за независимость Алжира. План Константина также служил попыткой сохранить Алжир в евроафриканской зоне. Взяв под контроль экономическое развитие страны, Франция надеялась предотвратить распространение коммунизма. [3]
Условия в Алжире до Плана Константина
[ редактировать ]Французский колониализм в Алжире
[ редактировать ]Образование
[ редактировать ]До завоевания Алжира Францией в 1830 году алжирская система образования предусматривала обучение только до среднего уровня. Образование также не находилось в ведении государства, а финансировалось богатыми религиозными донорами. [4] В начальной и средней школе основное внимание уделялось обучению чтению и письму на арабском языке, а также запоминанию стихов Корана. Среднее образование преподавало теологию, юриспруденцию и право и проходило в мечетях или независимых кварталах, известных как мадарис . [4] Французские чиновники первоначально пообещали, что продолжат разрешать работу коранических школ. [4] На практике новое французское законодательство подорвало существовавшую ранее систему распространения французской культуры. Со временем многие из этих школ были вынуждены закрыться из-за отсутствия финансирования. [4] Французские чиновники создали государственные школы, финансируемые государством, которые конкурировали с традиционными кораническими школами. Следовательно, влияние французской администрации на образовательную систему Алжира неуклонно росло. [4] Более того, роль колониальных чиновников была расширена, во все учебные программы было добавлено преподавание французского языка, а больше внимания уделялось нерелигиозным программам, таким как арифметика, история и география. [4] Однако по мере того, как на протяжении 1930-х годов развивались бесплатные современные арабские школы, в которых не преподавали французский язык, французские власти отказались закрыть школы арабских улемов из-за того, что к 1950-м годам французские государственные школы начали испытывать нехватку возможностей принять больше учеников. [4] Строительство достаточного количества школ и подготовка достаточного количества учителей, чтобы справиться с примерно двумя миллионами алжирцев в возрасте от 5 до 15 лет, было колоссальной задачей и финансовым бременем для французских администраторов. [4]
Из-за отказа французского правительства закрыть школы улемов, арабские школы давали образование тем, кого французы не могли. Растущие требования к образованию позже повлияли на решения относительно алжирского образования при разработке Плана Константина.
Государственная служба и администрация
[ редактировать ]Результатом неуклонно растущего влияния Франции на систему образования Алжира стала постепенная замена различных институциональных лидеров. После того, как французское правительство установило государственные мадари, они установили, что любой человек, которому поручено преподавать на уровне, ведущем непосредственно к высшему образованию, должен получить образование в одной из государственных школ Франции. [4] Утвержденные представители на всех уровнях администрации — от школьных чиновников до мусульманских проповедников — были назначены для того, чтобы влиять на алжирскую культуру с нуля. [5] Эта политика применялась до такой степени, что алжирский министр перед реализацией «Плана Константина» заметил, что из 864 высоких административных должностей 8 занимали мусульмане. [5]
Цели
[ редактировать ]План Константина был амбициозным проектом, направленным на повышение заработной платы, жилищного строительства и общественной инфраструктуры в колониальном Французском Алжире. Это была всеобъемлющая программа, предназначенная для всех слоев алжирского общества. [6] План был сосредоточен на модернизации Алжира, чтобы смягчить социально-экономическое несоответствие, существовавшее как статистически, так и в глазах колониального французского правительства между алжирским народом и европейцами. [7] В конечном итоге этот план станет результатом нескольких лет работы экономистов, ученых и статистиков. [8]

Он обещал комплексные улучшения, включая, помимо прочего:
- Увеличение национального дохода на 7,5%
- Увеличение числа детей, имеющих доступ к образованию, до 1,5 миллиона.
- Создание крупной промышленности, особенно металлургической и химической промышленности за счет использования нефти и газа Сахары. [8]
- Создание жилья для миллиона человек
- Повышение уровня занятости за счет создания 400 000 новых рабочих мест в Алжире и дополнительных 100 000 рабочих мест для алжирцев во Франции. [8]
- Передел 250 тысяч гектаров земли.
- Пообещав, что по крайней мере 10% судебных, административных и образовательных должностей во Франции будут отведены арабским алжирцам. [6] [9]
Реализация плана потребовала создания le Conseil superieur du plan , или Высшего совета плана Константина. Первоначальный совет, состоящий из 43 членов, возглавляли три человека. Первым был Пьер Массе , высокопоставленный чиновник французского правительства, который одновременно был генеральным комиссаром по вопросам оборудования и модернизации и председателем совета. Рядом с Пьером Массом были Салах Буакуир , секретарь по экономическим вопросам и генеральной делегации, и Жан Вибер, генеральный директор «Плана Константина» и экономических исследований. [8]
В запланированный пятилетний период реализации проекта Франция пообещала выделить 350 миллионов франков на сельское хозяйство, лесное хозяйство и гидравлику и еще 460 миллионов франков на развитие промышленности и энергетики. [8]
Результаты
[ редактировать ]Промышленность и занятость
[ редактировать ]По оценкам, ежегодно необходимо создавать 80 000 новых рабочих мест, чтобы не отставать от экспоненциального роста мусульманских рабочих, приходящих в алжирскую экономику. [5] Несмотря на это, за два года после реализации Константиновского плана было построено или планировалось построить только 400 новых заводов. Эти 400 заводов могли бы обеспечить только 28 000 из необходимых 80 000 рабочих мест, и даже тогда эти цифры были завышены, и считалось, что истинное число составляет лишь половину от предполагаемых 28 000. [5] В последующие годы темпы роста рабочих мест не увеличились, и запланированные 400 000 новых рабочих мест были бы невозможны в течение пяти лет, впервые предусмотренных Планом Константина. [5] Обещая создание этих 400 000 новых рабочих мест, отрасли, в которых эти рабочие места будут созданы, еще не были определены. Сельское хозяйство уже было перенасыщено (около 65% работающего мужского населения), а сфера услуг также получила значительное развитие из-за войны (около 20% работающего мужского населения). Большинство рабочих мест в конечном итоге будет создано в тяжелой промышленности (горнодобывающая промышленность, энергетика, строительство), чему в основном будут способствовать работы в области государственной инфраструктуры, финансируемые самим планом, а также исследования и добыча углеводородов, учитывая план по использованию запасов газа и нефти в Сахаре. . В конечном итоге план создаст 106 810 новых рабочих мест — примерно 25% от первоначально обещанного числа. [8]
Образование
[ редактировать ]После первого года реализации плана количество детей-мусульман, посещающих школы, удвоилось; однако более половины детей школьного возраста в стране по-прежнему не имеют доступа к какому-либо формальному образованию. Школы сильно зависели от французского капитала и учителей и в конечном итоге подверглись критике за неустойчивость. [8] Кроме того, поскольку финансирование сконцентрировано в городских центрах, проблема доступности обострилась в сельских регионах.
Государственная служба и администрация
[ редактировать ]После реализации «Плана Константина» и обещания генерала де Голля открыть новые административные должности для арабов-алжирцев участие мусульман в управлении увеличилось с 21 000 до 37 000. [5] Участие мусульман в воинских званиях также росло в геометрической прогрессии, поскольку все больше и больше должностей открывались для большей части мусульманского населения. [5]

Жилье
[ редактировать ]Обещание де Голля построить больше жилья завершилось созданием как деревень Le Campagne de Mille, так и Les Villages de Regroupement. В то время как деревни Le Campagne de Mille выполнили свою задачу, предоставив жилье 1 миллиону алжирцев, Les Villages de Regroupement объединили 2 миллиона человек, многие из которых были насильственно изгнаны из своих деревень и оказались в условиях крайней нищеты. [6]
Распределение земли
[ редактировать ]Передел земли закончился неудачей. Первоначально обещая перераспределить 250 000 гектаров между 15 000 семей, план сумел перераспределить менее 20% обещанной цели. К 1961 году только 41 000 гектаров земли были розданы 1800 семьям. [6] План в конечном итоге не смог решить хроническую нехватку земли, острую проблему экономического выживания в сельской местности Алжира, учитывая, что 6,5 миллионов алжирцев в то время все еще зависели от сельскохозяйственного сектора, в котором около 22 000 ферм, принадлежащих поселенцам, производили объем товарной продукции, эквивалентный до примерно 600 000 мелких хозяйств, принадлежащих алжирцам. [10]
Наследие
[ редактировать ]Если целью плана Константина было снижение народной поддержки ФНО, то недостатки плана Константина обрекли аспект связей с общественностью на провал. Запуск «Плана Константина» рассматривается учеными в значительной степени как попытка дальнейшей интеграции Алжира в сферу влияния Франции, особенно в экономическом смысле. [6] Поскольку многие из органов, созданных в рамках плана, продолжали действовать после 1962 года, план нельзя рассматривать исключительно как колониальное явление или попытку подчинить Алжир. [6]
Критика
[ редактировать ]Историк Мартин Томас критически оценил план. Хотя план должен был стать схемой преобразующего развития, Томас считал, что выполнение Плана Константина было обречено на провал из-за явных финансовых проблем, возникших из-за того, что Франция наращивала дорогостоящие военные операции, такие как ее ядерная программа. [10] Что касается внутренней реакции, алжирские социалисты полагали, что этот план является доказательством того, что де Голль разделял схожие ценности, имея в виду проекты общественной инфраструктуры, финансируемую государством занятость и государственное жилье. [5] Другие полагали, что этот план в целом является ошибочным экономическим решением программы, которая носила прежде всего политический характер. Дороти Пиклз в своей книге «Алжир и Франция от колониализма к сотрудничеству » утверждает, что даже если бы «План Константина» выполнил все, что он намеревался сделать, его все равно было бы недостаточно для удовлетворения всех растущих потребностей Алжира и полного его развития, чтобы уровень, равный Европе, как утверждал Шарль де Голль. По мнению Пиклза, цели, поставленные планом, несомненно, облегчили бы план Франции по созданию нового Французского Алжира, «но они [были] только началом начала».
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Майер, Рене. «План Константина» . www.cdhl.fr.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Котта, А. (1959). «Десятилетние перспективы экономического развития Алжира и план Константина». Экономическое обозрение . 10 (6): 913–946. дои : 10.2307/3498606 . ISSN 0035-2764 . JSTOR 3498606 .
- ^ Дэвис, Муриам Халех. «Еврафрика и Константиновский план де Голля - Алжир и Европейские сообщества 1958-1962» . Исторические архивы ЕС .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хеггой, Альф Эндрю (1975). «Арабское образование в колониальном Алжире». Журнал африканских исследований . 2 (выпуск 2): 149–160. ПроКвест 1303250564 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Пиклз, Дороти Мод (2015). Алжир и Франция; От колониализма к сотрудничеству . Рутледж. стр. 66–184.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Дэвис, Муриам Халех (2010). «Перестановка Mise en Valeur: «Послевоенный империализм» и План Константина». Обзор исследований Ближнего Востока . 44 (2): 176–186. дои : 10.1017/S215134810000149X . ISSN 2151-3481 .
- ^ Чхве, Сон Ын (2016). Деколонизация и французы Алжира: возвращение колонии поселенцев домой . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Лефевр, Даниэль (2005). Дорогой Алжир: Франция и ее колония . Фламмарион. стр. 367–385.
- ^ Де Голль, Шарль. «Discours Du Plan De Constantine». Перевод Холсолла Пола. Речь Константина, Алжир, 3 октября 1958 г. Июль 1998 г. Получено с https://sourcebooks.fordham.edu/mod/1958degaulle-algeria1.asp .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томас, Мартин (2014). Борьба или бегство: Британия, Франция и их пути из Империи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 327.