Психология науки
Часть серии о |
Психология |
---|
![]() |
Психология науки — это отрасль социальных наук, которую проще всего определить как изучение научной мысли или поведения. Это сборник исследований на различные темы. [1] [2] Идея психологии возникла с конца 19 века. Исследования в области психологии науки начались в 1874 году, и в последние годы в этой области наблюдается значительный рост активности. [3] Особая область психологии как науки впервые приобрела популярность в основном в 1960-х годах, когда Абрахам Маслоу опубликовал влиятельный текст по этой теме (Maslow, 1966), но эта популярность угасла, возродившись вновь только в 1980-х годах (например, Simonton, 1988). ). Другие исследования науки включают философию науки , историю науки и социологию науки или социологию научного знания .
Психология науки применяет методы и теории психологии к анализу научной мысли и поведения, каждый из которых определяется как узко, так и широко. В узком смысле «наука» относится к мышлению и поведению ученых и технологов. В более широком смысле «наука» относится к мышлению и поведению любого человека (в прошлом и настоящем) любого возраста, занимающегося поиском и решением проблем , построением научных теорий , изучением научных или математических концепций, научным моделированием , проверкой правдоподобных конкурирующих гипотез или другими научные рассуждения . [4] К методам психологии, применяемым для изучения научного мышления и поведения, относятся: психоисторические, психобиографические, наблюдательные, описательные, корреляционные и экспериментальные методы (например, Gholson et al., 1989; Giere, 1992; Kowlowski, 1996; Magnani et al., 1989; Giere, 1992; Kowlowski, 1996; Magnani et al., 1989; Giere, 1992; др., 1999 г.; Файст и др., 2002 г.; Проктор и Капальди, 2012 г.;
Научная психология включает исследования во многих областях психологии , таких как нейробиология, развитие, образование, когнитивная, личностная, социальная и клиническая (Фейст, 2011). Последняя отрасль психологии науки исследует отношение к науке и научный скептицизм (например, Рутьенс, Хейне и др., 2018; Рутьенс, Саттон и др., 2018). Книга Грегори Файста 2006 года «Психология науки и истоки научного мышления» (Фейст, 2006) и отредактированная книга 2013 года «Справочник по психологии науки» (Фейст и Горман, 2013) рассматривают и объединяют многие субдисциплины психологии.
См. также [ править ]
- Гастон Башляр § Психология науки Башляра
- Психология искусства
- Научное образование
- Очерк психологии
- Психология научной лаборатории
Библиография [ править ]
- Кэмпбелл, DT (1988). Эпистемология и методология социальных наук . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-09248-8
- Клемент, Джей-Джей (2008). Креативное построение моделей у ученых и студентов: роль образов, аналогий и умственной стимуляции . Нью-Йорк: Спрингер. ISBN 9781402067112 , дои : 10.1007/978-1-4020-6712-9
- Каррутерс П., Стич С.П. и Сигал М. (ред.) (2002). Когнитивная основа науки . Кембридж, Великобритания; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521812291 , дои : 10.1017/CBO9780511613517
- Данбар, К. (2002). Понимание роли познания в науке: структура «Наука как категория». В книге П. Каррутерса, С. Стич и М. Сигала (ред.). Когнитивная основа науки (с. 154–171). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-81229-1
- Файст, Дж.Дж. (2006). Психология науки и истоки научного мышления . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-11074-X
- Файст, Дж.Дж. (2011). Психология науки как новый раздел психологии. Современные направления психологической науки , 20 (5), 330–334. дои : 10.1177/0963721411418471
- Файст, Г.Дж., и Горман, МЭ (1998). Психология науки: обзор и интеграция зарождающейся дисциплины. Обзор общей психологии , 2 (1), 3–47. дои : 10.1037/1089-2680.2.1.3
- Файст, Дж.Дж., и Горман, М.Э. (ред.) (2013). Справочник по психологии науки . Нью-Йорк: Паб Springer. Ко. ISBN 9780826106230
- Фуллер, С. (1993, 2-е издание). Философия науки и ее недовольства . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. ISBN 0898620201
- Жир, Р. (ред.) (1992). Когнитивные модели науки . Миннеаполис, Миннесота: Издательство Университета Миннесоты. ISBN 0816619794
- Голсон Б., Шадиш В.Р., Неймейер Р.А. и Хаутс AC (ред.) (1989). Психология науки: вклад в метанауку . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-35410-2
- Горман, Мэн (1992). Моделирование науки: эвристика, ментальные модели и научно-техническое мышление . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-32608-7
- Грин Дж. А., Сандовал В. А. и Бротен И. (ред.) (2016). Справочник эпистемического познания . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781138013407 , дои : 10.4324/9781315795225
- Клар, Д. (2000). Изучение науки: познание и развитие процессов открытия . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 0-262-11248-5
- Козловски, Б. (1996). Теория и доказательства: Развитие научных рассуждений . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 0-262-11209-4
- Кун, Д. (1993). Наука как аргумент: значение для преподавания и изучения научного мышления. Научное образование , 77(3), 319–337. два : 10.1002/sce.3730770306
- Кун Д., Э. Амзель и М. О'Локлин. (1988). Развитие навыков научного мышления . Орландо, Флорида: Академическая пресса. ISBN 0-12-428430-2
- Маньяни Л., Нерсесян Нью-Джерси и Тагард П. (ред.) (1999). Рассуждения, основанные на моделях, в научных открытиях . Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum. ISBN 0306462923 , дои : 10.1007/978-1-4615-4813-3
- Маслоу, А. Психология науки: разведка , Нью-Йорк: Harper & Row , 1966; Чапел-Хилл: Морис Бассетт, 2002.
- Митроф, И. (1974). Субъективная сторона науки . Амстердам: Эльзевир. ISBN 0914105213
- Осбек, Л.М., Нерсесян, Нью-Джерси, Мэлоун, К.Р., и Ньюстеттер, У.К. (2011). Наука как психология: осмысление и идентичность в научной практике . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521882071 , дои : 10.1017/CBO9780511933936
- Проктор, Р.В. и Капальди, Э.Дж. (ред.) (2012). Психология науки: Неявные и явные процессы . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199753628 , doi : 10.1093/acprof:oso/9780199753628.001.0001
- Рутьенс, Б.Т., Хейне, С.Дж., Саттон, Р.М., и ван Харревельд, Ф. (2018). Отношение к науке. Достижения экспериментальной социальной психологии , 57, 125–165.
- Рутьенс, Б.Т., Саттон, Р.М., и ван дер Ли, Р. (2018). Не весь скептицизм одинаков: исследование идеологических предпосылок принятия и неприятия науки. Бюллетень личности и социальной психологии , 44(3), 384-405.
- Шадиш В. и Фуллер С. (1994). Социальная психология науки . Гилфорд Пресс. ISBN 0-89862-021-X
- Саймонтон, ДК (1988). Научный гений: Психология науки . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-35287-8
- Саймонтон, ДК (2004). Творчество в науке: случайность, логика, гений и дух времени . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-35287-8
- Саллоуэй, Ф.Дж. (1996). Рожденный бунтовать: порядок рождения, семейная динамика и творческая жизнь . Нью-Йорк: Пантеон. ISBN 0-679-75876-3
- Тагард, П. (1992). Концептуальные революции . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-02490-1
- Тагард, П. (2012). Когнитивистская наука: объяснение, открытие и концептуальное изменение . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 9780262017282 , дои : 10.7551/mitpress/9218.001.0001
- Твини, Р.Д. (1989). Основы когнитивной психологии науки. В: Б. Голсон Шадиш-младший, В.Р., Неймейер, Р.А., и Хаутс, AC (ред.), Психология науки: вклад в метанауку (стр. 342–366). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-35410-2
- Зубровски, Б. (2009). Исследование и создание смысла в изучении науки . Дордрехт; Нью-Йорк: Спрингер. ISBN 9789048124954 , дои : 10.1007/978-90-481-2496-1
Ссылки [ править ]
- ^ 10 августа, Пит Дэвис. «Является ли психология наукой?» . www.snhu.edu .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Кох, Зигмунд (1974), «Психология как наука», в Брауне, Южная Каролина (редактор), «Философия психологии» , Palgrave Macmillan UK, стр. 3–40, doi : 10.1007/978-1-349-02110-9_1 , ISBN 978-1-349-02110-9
- ^ Саймонтон, Дин Кейт (январь 2009 г.). «Применение психологии науки к науке психологии: могут ли психологи использовать психологическую науку для развития психологии как науки?». Перспективы психологической науки . 4 (1): 2–4. дои : 10.1111/j.1745-6924.2009.01093.x . ISSN 1745-6916 . ПМИД 26158820 . S2CID 19919361 .
- ^ «Психология как наука | Просто психология» . www.simplypsychology.org . Проверено 29 апреля 2020 г.