~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 9E5F9F1D8469DDB1A90D168D1D54D4D5__1708566420 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ History of science policy - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ История научной политики — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_science_policy ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/d5/9e5f9f1d8469ddb1a90d168d1d54d4d5.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/9e/d5/9e5f9f1d8469ddb1a90d168d1d54d4d5__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 13.06.2024 16:25:02 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 22 February 2024, at 04:47 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

История научной политики — Википедия Jump to content

История научной политики

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

На протяжении всей истории системы экономической поддержки ученых и их работы были важными факторами, определяющими характер и темпы научных исследований. Древние основы наук были обусловлены практическими и религиозными проблемами или стремлением к философии в более широком смысле. Со Средних веков до эпохи Просвещения ученые искали различные формы благородного и религиозного покровительства или финансировали свою работу посредством медицинской практики. В 18-м и 19-м веках многие дисциплины начали профессионализироваться, и как спонсируемые государством «премии», так и первые должности профессоров-исследователей в университетах способствовали научным исследованиям. различными источниками, включая правительственные организации, военное финансирование , прибыль от патентов , корпоративное спонсорство и частную благотворительность В 20-м веке научные исследования определялись .

Древняя наука [ править ]

Большинство ранних достижений в области математики, астрономии и техники были побочными продуктами более непосредственных и практических целей. Потребности в геодезии и бухгалтерском учете стимулировали развитие древнеегипетской, вавилонской, китайской и индийской математики, а календари, созданные для религиозных и сельскохозяйственных целей, стимулировали раннюю астрономию.

Современная наука во многом обязана своим наследием древнегреческим философам ; влиятельные работы в области астрономии, механики, геометрии, медицины и естествознания были частью общего развития философии. Архитектурные знания, особенно в Древней Греции и Риме, также способствовали развитию математики, хотя степень связи между архитектурными знаниями и более абстрактной математикой и механикой неясна.

Государственная политика влияла на финансирование общественных работ и науки на протяжении тысячелетий, начиная, по крайней мере, со времен могистов , которые вдохновили изучение логики в период « Сотни школ мысли» и изучение оборонительных укреплений в период « Сотни школ мысли». Период воюющих царств в Китае. Общие поборы на рабочую силу и зерно собирались для финансирования крупных общественных работ в Китае, включая накопление зерна для раздачи во время голода. [1] для строительства дамб для борьбы с наводнениями на великих реках Китая, для строительства каналов и шлюзов для соединения рек Китая, некоторые из которых текут в противоположных направлениях друг к другу, [2] и для строительства мостов через эти реки. Эти проекты требовали государственной службы , ученых , некоторые из которых продемонстрировали большое мастерство в гидравлике .

Научная политика в средние века [ править ]

Х. Флориса Коэна В историографии научной революции (« Как современная наука пришла в мир ») отмечается, что халифаты Омейядов и особенно халифаты Аббасидов поддерживали движение по переводу с греческой, персидской и сирийской литературы на арабский язык. Эти переводы были выполнены библиотекой Дома Мудрости в Багдаде . Аль-Кинди , Аль-Баттани , Ибн Сахль и Ибн аль-Хайсам процветали в условиях либеральной политики этих халифатов.

арабском политика на языке Научная

Наука в исламском мире в средние века следовала различным моделям, а способы финансирования варьировались в зависимости от ученых. Именно широкое покровительство и сильная интеллектуальная политика, проводимая конкретными правителями, позволили развиваться научным знаниям во многих областях. Наиболее ярким примером этого является Движение переводов девятого века, которому способствовали ранние халифы Аббасидов . [3] Другие богатые покровители также поддержали это движение и ускорили процесс приобретения, перевода и интерпретации древних произведений философии и науки. Финансирование перевода продолжалось на протяжении всего правления некоторых халифов, и оказалось, что некоторые ученые стали экспертами в переводимых ими произведениях и, в свою очередь, получили дополнительную поддержку для продолжения развития определенных наук. Поскольку эти науки привлекали более широкое внимание со стороны элиты, все больше ученых приглашались и получали финансирование для изучения конкретных наук. Примерами переводчиков и ученых, получивших такую ​​поддержку, были аль-Хаваризми , Хунайн ибн Исхак и Бану Муса . [4] Покровительство в первую очередь оказывалось практическим наукам, которые приносили пользу обществу того времени. Финансирование предназначалось для тех, кто хорошо разбирался в определенных дисциплинах, и не выделялось на основании религиозной принадлежности. По этой причине мы видим еврейских, христианских и смешанных мусульманских ученых, работающих в Багдаде и других местах, часто друг с другом. [5]

Примечательной особенностью многих ученых, работавших под властью мусульман в средние века, является то, что они часто были эрудитами. Примеры включают работу по оптике , математике и астрономии Ибн аль-Хайсама или работу по биологии , теологии и арабской литературе аль -Джахиза . Покровительство побудило многих из этих ученых применить междисциплинарный подход к своей работе и освоить различные области. Те люди, которые были осведомлены по широкому кругу предметов, особенно практических тем, пользовались уважением и заботой в своих обществах. [6]

Финансирование науки существовало во многих мусульманских империях за пределами Аббасидов и продолжалось даже после вторжения монголов на Ближний Восток. Результаты покровительства в средневековых исламских регионах включают Дом Мудрости в Багдаде, Университет Аль-Азхар в Каире , Бимаристаны на Ближнем Востоке и в Персии, а также знаменитые обсерватории, такие как обсерватория Улугбека в Самарканде . Также важно отметить, что более поздние мусульманские империи (Османы, Сефевиды, империи Великих Моголов) также по-своему поддерживали науку, хотя их научные достижения не были столь заметными на глобальном уровне. [7] [8]

16 и 17 века [ править ]

В Италии Галилей отметил, что индивидуальное налогообложение незначительных сумм могло бы финансировать большие суммы для государства, которое затем могло бы финансировать его исследования траектории пушечных ядер, отмечая, что «каждому отдельному солдату платили из монет, собранных за счет общего налога в пенни и фартингов, а даже миллиона золота не хватит, чтобы оплатить всю армию». [9]

В Великобритании лорд - канцлер сэр Фрэнсис Бэкон оказал формирующее влияние на научную политику своим определением «экспериментов… света, более проникающего в природу [чем то, что знают другие]». [10] который сегодня мы называем решающим экспериментом . Одобрение правительства Королевского общества признало научное сообщество , существующее и по сей день. Британские премии за исследования стимулировали разработку точного портативного хронометра , который напрямую обеспечивал надежную навигацию и плавание в открытом море, а также финансировал компьютер Бэббиджа.

Покровительство [ править ]

Большинство выдающихся астрономов и натурфилософов (а также художников) XVI и XVII веков зависели от покровительства влиятельных религиозных или политических деятелей для финансирования своей работы. Сети покровительства простирались от императоров и пап до региональной знати, от ремесленников до крестьян; даже университетские должности в некоторой степени основывались на покровительстве. Научная карьера в этот период основывалась на покровительстве, часто начинавшемся в ничем не примечательных университетах, местных школах или судах и перемещавшихся ближе или дальше от центров власти по мере того, как их состояния росли и падали.

Покровительство и стремление к большему также повлияли на работу и публикации ученых. Яркие посвящения нынешним или потенциальным покровителям можно найти почти в каждой научной публикации, в то время как интересы покровителя в конкретной теме были сильным стимулом для продолжения этой темы или переосмысления своей работы с ее точки зрения. Галилей , например, впервые представил телескоп как военно-морской инструмент Венецианской республике, ориентированной на военную и торговую деятельность ; когда он искал более престижного покровительства двора Медичи во Флоренции , он вместо этого продвигал астрономический потенциал устройства (назвав спутники Юпитера в честь Медичи).

Покровитель ученого не только поддерживал его исследования финансово, но и обеспечивал доверие, связывая результаты с авторитетом покровителя. Эта функция патронажа постепенно была передана научным обществам, которые также первоначально опирались на свои королевские хартии для получения власти, но в конечном итоге стали источниками доверия сами по себе.

Самофинансируемая наука

Самофинансирование и независимое богатство также были важнейшими источниками финансирования для ученых, начиная с эпохи Возрождения, по крайней мере, до конца 19 века. Многие ученые получали доход от косвенной, но связанной деятельности: Галилей продавал инструменты; Кеплер опубликовал гороскопы; Роберт Гук проектировал здания и изготавливал часы; и большинство анатомов и естествоиспытателей практиковали или преподавали медицину. Тех, у кого были независимые средства, иногда называли джентльменами-учеными .

Разведка и торговля [ править ]

Военные и торговые путешествия, хотя и не предназначались для научных целей, были особенно важны для резкого роста естественно-исторических знаний в « Эру географических открытий ». Ученые и знать из мореплавающих стран (сначала Испания и Португалия, а затем Италия, Франция и Англия) собрали беспрецедентные коллекции биологических образцов в кунсткамерах , что стимулировало интерес к разнообразию и таксономии .

18 и 19 века [ править ]

Постепенно возникла научная политика, согласно которой идеи должны быть свободны, как воздух (воздух является бесплатным благом , а не просто общественным благом ). Стивен Джонсон в книге «Изобретение воздуха» (книга о Просвещении в Европе и Америке, особенно о Джозефе Пристли , вышедшая в 2008 году ) цитирует Томаса Джефферсона: «Эти идеи должны свободно распространяться от одного человека к другому по всему земному шару для морального и взаимного наставления людей, и улучшение его состояния... как воздух... неспособного к заключению или исключительному присвоению». [11]

В XVIII и XIX веках, когда темпы технического прогресса возрастали до и во время промышленной революции , большая часть научно-технических исследований проводилась отдельными изобретателями на собственные средства. Например, Джозеф Пристли был священнослужителем и педагогом, который свободно разговаривал с другими, особенно с представителями своего научного сообщества, включая Бенджамина Франклина , человека, добившегося успеха самостоятельно и ушедшего из полиграфического бизнеса.

Научные общества [ править ]

Профессионализация науки, начавшаяся в девятнадцатом веке, получила дальнейшее развитие благодаря созданию таких научных организаций, как Национальная академия наук в 1863 году, Институт кайзера Вильгельма в 1911 году, а также государственному финансированию университетов соответствующих стран.

Профессионализация [ править ]

Промышленность [ править ]

Была разработана система патентов , позволяющая изобретателям в течение определенного периода времени (часто двадцати лет) коммерциализировать свои изобретения и получить прибыль, хотя на практике многие сочли это трудным. Таланты изобретателя отличаются от талантов бизнесмена, и есть много примеров, когда изобретатели (например, Чарльз Гудиер ) зарабатывали довольно мало денег на своей работе, в то время как другие могли продавать ее.

Исследовательские университеты [ править ]

Концепция исследовательского университета впервые возникла в начале XIX века в Пруссии в Германии, где Вильгельм фон Гумбольдт отстаивал свое видение Einheit von Lehre und Forschung (единство преподавания и исследования) как средства создания образования, ориентированного на основные области знаний (естественные, социальные и гуманитарные науки ), а не прежние цели университетского образования, которые заключались в развитии понимания истины, красоты и добра. [12] [13]

Роджер Л. Гейгер, «ведущий историк американского исследовательского университета»[14] утверждал, что «модель американского исследовательского университета была создана пятью из девяти колониальных колледжей, основанных до американской революции (Гарвард, Йель, Пенсильвания). , Принстон и Колумбия); пять государственных университетов (Мичиган, Висконсин, Миннесота, Иллинойс и Калифорния); и пять частных учреждений, с самого начала задуманных как исследовательские университеты (MIT, Корнелл, Джонс Хопкинс, Стэнфорд и Чикаго)». 15][16] Американский исследовательский университет впервые появился в конце 19 века, когда эти пятнадцать учебных заведений начали внедрять программы магистратуры, заимствованные из немецкой модели, в программы бакалавриата, заимствованные из британской модели.[15]

1900–1945 [ править ]

В двадцатом веке научные и технологические исследования становились все более систематизированными по мере того, как корпорации развивались и обнаружили, что постоянные инвестиции в исследования и разработки могут быть ключевым элементом успеха в конкурентной стратегии. Однако имитация со стороны конкурентов — обход или просто игнорирование патентов, особенно зарегистрированных за границей, — зачастую была столь же успешной стратегией для компаний, ориентированных на инновации в вопросах организации и технологии производства или даже в маркетинге. Классическим примером является ситуация с компаниями Wilkinson Sword и Gillette на рынке одноразовых бритв , где первая обычно имела технологическое преимущество, а вторая – коммерческое.

Завещание шведского промышленника Альфреда Нобеля предписывало использовать его огромное состояние для учреждения премий в научных областях медицины, физики и химии, а также литературы и мира. Нобелевская премия послужила финансовым стимулом для ученых, подняла ведущих ученых до беспрецедентной известности и послужила примером для других филантропов индустриальной эпохи в предоставлении частных источников финансирования научных исследований и образования. По иронии судьбы, за этим последовала не эра мира, а скорее войны беспрецедентного международного масштаба, которые привели к расширению государственного интереса к финансированию науки.

Военные исследования [ править ]

Стремление к более совершенному оружию во время Первой мировой войны вдохновило значительные инвестиции в научные исследования и прикладную технику как в Германии, так и в странах-союзницах. Вторая мировая война породила еще более широкие научные исследования и инженерные разработки в таких областях, как ядерная химия и ядерная физика, поскольку ученые стремились внести свой вклад в разработку радара, неконтактного взрывателя и атомной бомбы. таких ученых, как Вернер Гейзенберг, , подталкивали В Германии руководители немецких военных усилий, в том числе Адольф Гитлер к тому, чтобы они своевременно оценили возможность разработки атомного оружия, чтобы оно могло повлиять на исход войны. Тем временем страны-союзники в конце 1930-х и 1940-х годах выделили колоссальные ресурсы на научные исследования военного времени. В Соединенных Штатах эти усилия первоначально возглавил Комитет национальных оборонных исследований. Позже было создано Управление научных исследований и разработок, организованное и управляемое инженером Массачусетского технологического института Ванневаром Бушем. , взялся за координацию усилий правительства в поддержку науки.

После вступления Соединенных Штатов во Вторую мировую войну Манхэттенский проект превратился в масштабную скоординированную программу по разработке ядерного оружия . Ведущие ученые, такие как Роберт Оппенгеймер , Гленн Т. Сиборг , Энрико Ферми и Эдвард Теллер, были среди тысяч гражданских ученых и инженеров, задействованных в беспрецедентных усилиях военного времени. Целые сообщества были созданы для поддержки научных и промышленных аспектов ядерных усилий в Лос-Аламосе, штат Нью-Мексико ; Ок-Ридж, Теннесси ; в площадка в Хэнфорде Вашингтоне и других местах. Стоимость Манхэттенского проекта составила 1 889 604 000 долларов, из которых 69 681 000 долларов были потрачены на исследования и разработки. Манхэттенский проект считается важной вехой в тенденции к государственному финансированию большой науки .

1945–2000 [ править ]

холодной политика Научная войны

В Соединенных Штатах основы научной политики после Второй мировой войны были заложены в книге Ванневара Буша « Наука – бесконечная граница» , представленной президенту Трумэну в 1945 году. Ванневар Буш был советником президента Рузвельта по науке и стал одним из самых влиятельных советников по науке. как и в своем эссе, он первым показал, как мы сегодня принимаем решения в отношении научной политики. [14] Ванневар Буш, директор Управления научных исследований и разработок правительства США, написал в июле 1945 года, что «наука является предметом должной заботы правительства». [15] Этот отчет привел к созданию в 1950 году Национального научного фонда для поддержки гражданских научных исследований.

В эпоху холодной войны бывший Советский Союз инвестировал значительные средства в науку, пытаясь соответствовать американским достижениям в области ядерной науки и ее военного и промышленного применения. В то же время Соединенные Штаты вложили значительные средства в развитие своих собственных ядерных исследований и разработок через систему национальных лабораторий , управляемых недавно созданной Комиссией по атомной энергии в сотрудничестве с Калифорнийским университетом в Беркли и Массачусетским технологическим институтом . Эта эра конкуренции в науке и разработке вооружений была известна как гонка вооружений . Советским Союзом В октябре 1957 года успешный запуск спутника вызвал бурную реакцию в Соединенных Штатах и ​​наступил период соперничества между двумя новыми мировыми сверхдержавами в космической гонке . В ответ на Sputnik президент Эйзенхауэр сформировал Президентскую консультативную комиссию по науке (PSAC). Его доклад за ноябрь 1960 года «Научный прогресс, университеты и федеральное правительство» был также известен как «Отчет Сиборга» в честь канцлера Калифорнийского университета в Беркли. Гленн Т. Сиборг , лауреат Нобелевской премии по химии 1951 года. Докладу Сиборга, в котором особое внимание уделяется федеральному финансированию науки и чистых исследований , приписывают влияние на федеральную политику в отношении академической науки на следующие восемь лет. Член PSAC Джон Бардин заметил: «Не так давно было время, когда наука так нуждалась в средствах, что можно было бы сказать, что почти любое увеличение желательно, но это уже не так. Нам придется с особой тщательностью пересмотреть наши научные бюджеты, чтобы [поддержание] здоровых темпов роста на широкой основе и не допустить, чтобы наши усилия были перенаправлены в нерентабельные каналы». [16]

Назначение Сиборга президентом Джоном Ф. Кеннеди председателем Комиссии по атомной энергии в 1961 году поставило уважаемого ученого на видный правительственный пост, где он мог влиять на научную политику на следующие 11 лет. В своем выступлении в Университете Райса в 1962 году президент Кеннеди усилил приверженность Америки космической программе, определив важную цель космической гонки: «Мы выбираем полет на Луну в этом десятилетии и делаем другие вещи не потому, что они легко, а потому, что они трудны». [1] . Федеральное финансирование как чистых, так и прикладных исследований достигло беспрецедентного уровня, поскольку эра большой науки продолжалась на протяжении всей холодной войны, во многом из-за желания выиграть гонку вооружений и космическую гонку, но также и из-за желания Америки добиться успехов в медицине.

финансирования Сокращение государственного

Начиная с первого нефтяного шока , экономический кризис поразил западный мир, из-за чего государствам стало сложнее поддерживать некритическое финансирование исследований и преподавания. В Соединенном Королевстве Комитет по университетским грантам начал снижать размер ежегодных блочных грантов для некоторых университетов еще в 1974 году. Это усугублялось приходом к власти правительства Тэтчер в 1979 году, которое пообещало радикально сократить государственные расходы. В период с 1979 по 1981 год новые сокращения блоков грантов поставили под угрозу университеты и превратились в возможности, которыми воспользовались некоторые участники (руководители кафедр, проректоры и т. д.) для радикальной реорганизации и переориентации университетских исследований. В 1970 году в США Закон о военных разрешениях запретил Министерству обороны поддерживать исследования, если оно не имело «прямого или очевидного отношения к ним». к конкретной военной функции». Это лишило правительство возможности финансировать фундаментальные исследования.

Селективность [ править ]

Чтобы управлять сильно истощенными ресурсами (теоретически) прозрачным образом, избирательности в 1980-х и 1990-х годах было разработано несколько механизмов . В Соединенном Королевстве сокращение финансирования в 1984–1986 годах сопровождалось оценкой качества исследований. Это было сделано путем оценки доходов от внешних исследований (от исследовательских советов и частного бизнеса), а также «информированных предубеждений» экспертов UGC . Это стало первым упражнением по оценке исследований (RAE), за которым вскоре последовали многие другие.

Во Франции избирательность осуществляется различными способами. CNRS регулярно оценивает свои подразделения и исследователей. По этой причине на протяжении 1980–90-х годов правительство пыталось предоставить льготное финансирование исследователям, связанным с CNRS. После создания контрактной системы, завершенной в 1989 году, все исследования были представлены на утверждение университета для включения в контракт, заключенный с Министерством образования. Это позволило университетам отбирать и привилегировать исследования и исследователей, которых они считали лучшими, чем другие (обычно те, которые связаны с CNRS или другими крупными исследовательскими организациями ).

Критики систем селективности порицают присущие им предубеждения. Многие системы отбора, такие как RAE, оценивают качество исследований по их доходам (особенно частным доходам) и поэтому отдают предпочтение дорогим дисциплинам в ущерб дешевым (см. Эффект Мэтью ). Они также отдают предпочтение большему количеству прикладных исследований (способных привлечь финансирование со стороны бизнеса) в ущерб более фундаментальной науке. Эти системы (как и другие, такие как библиометрия ) также открыты для злоупотреблений и исправлений.

Политика XXI века [ править ]

NSF и OSTP учредили программу «Наука, наука и инновационная политика» , известную как SciSIP , направленную на понимание самой области. ( сайт НФС )

Европейский Союз управляет финансированием исследований через Рамочные программы исследований и технологического развития .

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Франческа Брей (1984), Наука и цивилизация в Китае VI.2 Сельское хозяйство
  2. ^ Джозеф Нидэм , Наука и цивилизация в Китае
  3. ^ Абаттуи, М., Ренн, Дж. и Вайниг, П., 2001. «Передача как трансформация: переводческие движения на средневековом Востоке и Западе в сравнительной перспективе». Наука в контексте , 14 (1–2), 1–12.
  4. ^ «Века в доме мудрости» . хранитель . 23 сентября 2004 г. Проверено 9 декабря 2022 г.
  5. ^ Сабра, А.И. (1996). «Положение арабской науки: локальность против сущности». Исида . 87 (4): 654–670. Бибкод : 1996Isis...87..654S . дои : 10.1086/357651 . S2CID   144596511 .
  6. ^ Рашед, Р. (2002). «Портреты науки: эрудит X века» . Наука . 297 (5582): 773. doi : 10.1126/science.1074591 . ПМИД   12161634 .
  7. ^ О'Лири, Д.Л., 1952. Ранний дрейф науки и философии на запад. Философия Востока и Запада, 1 (4), 53–58.
  8. ^ Робинсон, Фрэнсис (1997). «Османы-Сефевиды-Моголы: общие знания и соединительные системы». Журнал исламских исследований . 8 (2): 151–184. дои : 10.1093/jis/8.2.151 .
  9. ^ Галилей (1638) Две новые науки , Сальвиати, первый день диалогов
  10. ^ Сэр Фрэнсис Бэкон (1624). Новая Атлантида
  11. ^ стр.xiii Стивен Джонсон (2008) Изобретение воздуха ISBN   978-1-59448-401-8 (с подтверждением на стр. 241, что Джонсон узнал цитату Джефферсона от Лоуренса Лессига .
  12. Боммель, Бас ван (14 декабря 2015 г.). «Между Bildung и Wissenschaft: немецкий идеал научного образования XIX века. Немецкое образование и наука». Европейская история онлайн. Архивировано 10 августа 2018 года. Проверено 29 апреля 2018 года.
  13. ^ Менанд, Луи; Рейтер, Пол; Веллмон, Чад (2017). «Общее введение». Возникновение исследовательского университета: справочник. Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 2–3. ISBN 9780226414850. Архивировано 15 февраля 2017 года. Проверено 25 января 2017 года.
  14. ^ Элерс, Вернон (16 января 1998 г.). «Будущее научной политики США». Наука . 279 (5349): 302а–302. Бибкод : 1998Sci...279..302E . дои : 10.1126/science.279.5349.302a . S2CID   154533319 .
  15. ^ Ванневар Буш (июль 1945 г.), «Наука, бесконечный рубеж»
  16. ↑ « Настоящий гений: жизнь и наука Джона Бардина» ( Вашингтон, округ Колумбия : Джозеф Генри Пресс, 2002), стр. 256, доступно в Интернете по адресу http://darwin.nap.edu/books/0309084083/html/256.html . [ постоянная мертвая ссылка ] страница просмотрена 26 июля 2006 г.
Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9E5F9F1D8469DDB1A90D168D1D54D4D5__1708566420
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_science_policy
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of science policy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)