Эффект Мэтью
Эффект накопленного преимущества Мэтью , иногда называемый принципом Мэтью , представляет собой тенденцию людей добиваться социального или экономического успеха пропорционально их первоначальному уровню популярности, друзей и богатства. Иногда это резюмируют пословицей или банальностью: « Богатые богатеют, а бедные беднеют ». [1] [2] Этот термин был придуман социологами Робертом К. Мертоном и Гарриет Цукерман. [3] в 1968 году [4] и берет свое название от притчи о талантах в библейском Евангелии от Матфея .
Эффект Мэтью во многом можно объяснить предпочтительной привязанностью , при которой богатство или кредит распределяются между людьми в зависимости от того, сколько они уже имеют. В конечном итоге это приводит к тому, что людям с низким рейтингом становится все труднее увеличивать свои итоги, потому что у них становится меньше ресурсов, которыми можно рисковать с течением времени, а людям с высоким рейтингом становится все легче сохранять большую сумму, потому что им приходится рисковать большой суммой. [5]
Ранние исследования эффектов Мэтью были в первую очередь связаны с неравенством в способах признания ученых за их работу. Однако Норман В. Сторер из Колумбийского университета возглавил новую волну исследований. Он считал, что обнаружил, что неравенство, существовавшее в социальных науках, существовало и в других институтах. [6]
Этимология [ править ]
Понятие названо по двум притчам Иисуса в синоптических Евангелиях (Таблица 2 Евсевианских канонов ).
Концепция завершает обе синоптические версии притчи о талантах :
Ибо всякому имеющему дастся прибавится, и приумножится; а у того, кто не имеет, отнимется и то, что он имеет.
Говорю вам, что всякому имеющему дастся; а у того, кто не имеет, отнимется и то, что он имеет.
Концепция завершает две из трех синоптических версий притчи о светильнике под спудом (отсутствующей в версии Матфея):
Ибо кто имеет, тому будет дано больше; а у того, кто не имеет, отнимется даже то, что он имеет.
Итак, обратите внимание на то, как вы слышите; ибо тому, кто имеет, будет дано больше, а у того, кто не имеет, отнимется даже то, что он думает, что имеет.
Эта концепция снова представлена у Матфея вне притчи во время объяснения Христом своим ученикам цели притч:
И он ответил им: «Вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано. Ибо кто имеет, тому дано будет больше, и приумножится; а от него кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».
Социология науки [ править ]
В социологии науки термин «эффект Мэтью» был придуман Робертом К. Мертоном и Гарриет Энн Цукерман для описания того, как, помимо прочего, выдающиеся ученые часто получают больше признания, чем сравнительно неизвестные исследователи, даже если их работы схожи. ; это также означает, что похвала обычно будет отдаваться уже известным исследователям. [4] [7] Например, премия почти всегда будет присуждена самому старшему исследователю, участвовавшему в проекте, даже если всю работу выполнил аспирант . сформулировал это Позже Стивен Стиглер как закон эпонимии Стиглера : «Ни одно научное открытие не названо в честь его первоначального первооткрывателя», причем Стиглер прямо назвал Мертона истинным первооткрывателем, сделав свой «закон» примером самого себя.
Мертон и Цукерман, кроме того, утверждали, что в научном сообществе эффект Мэтью выходит за рамки простой репутации и влияет на более широкую систему коммуникации, играя роль в процессах социального отбора и приводя к концентрации ресурсов и талантов. В качестве примера они привели непропорционально большую известность статей признанных авторов за счет столь же достоверных или лучших статей, написанных неизвестными авторами. Они также отметили, что концентрация внимания на выдающихся личностях может привести к повышению их самоуверенности, подтолкнув их к проведению исследований в важных, но рискованных проблемных областях. [4]
Примеры [ править ]
- Эксперименты по манипулированию количеством загрузок или списками бестселлеров книг и музыки показали, что потребительская активность следует за очевидной популярностью. [8] [9] [10]
- Модель карьерного роста количественно включает эффект Мэтью, чтобы предсказать распределение индивидуальной продолжительности карьеры в конкурентоспособных профессиях. Прогнозы модели подтверждаются путем анализа эмпирического распределения продолжительности карьеры в науке и профессиональном спорте (например, в Высшей лиге бейсбола ). [11] В результате несоответствие между большим количеством коротких карьер и относительно небольшим количеством чрезвычайно длительных карьер можно объяснить механизмом «богатые становятся богаче», который в этой структуре предоставляет более опытным и более авторитетным людям возможность конкурентное преимущество в получении новых карьерных возможностей.
- Большой эффект Мэтью был обнаружен в исследовании финансирования науки в Нидерландах, где было обнаружено, что победители, чуть выше порога финансирования, накопили более чем в два раза больше средств в течение последующих восьми лет, чем не победители с почти идентичными оценками по отзывам, которые упали. чуть ниже порога. [12]
- В науке резкие различия в производительности можно объяснить тремя явлениями: священной искрой, совокупным преимуществом и минимизацией затрат на поиск со стороны редакторов журналов. Парадигма священной искры предполагает, что ученые различаются по своим первоначальным способностям, таланту, навыкам, настойчивости, рабочим привычкам и т. д., которые дают конкретным людям раннее преимущество. Эти факторы имеют мультипликативный эффект, который помогает этим ученым добиться успеха в дальнейшем. Модель кумулятивных преимуществ утверждает, что первоначальный успех помогает исследователю получить доступ к ресурсам (например, к преподавательской деятельности, лучшим аспирантам, финансированию, оборудованию и т. д.), что, в свою очередь, приводит к дальнейшему успеху. Минимизация затрат на поиск со стороны редакторов журналов происходит тогда, когда редакторы стараются сэкономить время и силы, сознательно или подсознательно отбирая статьи известных ученых. Хотя точный механизм, лежащий в основе этих явлений, пока неизвестен, документально подтверждено, что меньшинство всех ученых производит наибольшую исследовательскую продукцию и привлекает наибольшее количество цитирований. [13]
Образование [ править ]
В сфере образования термин «эффект Мэтью» был принят психологом Китом Становичем и популяризирован теоретиком образования Энтони Келли для описания феномена, наблюдаемого в исследованиях того, как новые читатели приобретают навыки чтения. Фактически, ранний успех в приобретении навыков чтения обычно приводит к более поздним успехам в чтении по мере роста учащегося, в то время как неспособность научиться читать до третьего или четвертого года обучения может указывать на проблемы в освоении новых навыков на протяжении всей жизни. [14]
Это происходит потому, что дети, которые отстают в чтении, будут читать меньше, увеличивая разрыв между ними и их сверстниками. Позже, когда учащимся нужно «читать, чтобы учиться» (тогда как раньше они учились читать), их трудности с чтением создают трудности в большинстве других предметов. Таким образом, они все больше и больше отстают в школе, бросая учебу гораздо чаще, чем их сверстники.
По словам Становича:
Медленное освоение чтения имеет когнитивные, поведенческие и мотивационные последствия, которые замедляют развитие других когнитивных навыков и препятствуют выполнению многих академических задач. Короче говоря, по мере развития чтения другие когнитивные процессы, связанные с ним, отслеживают уровень навыка чтения. Базы знаний, находящиеся во взаимной связи с чтением, также сдерживаются для дальнейшего развития. Чем дольше будет продолжаться эта последовательность развития, тем более генерализованными станут нарушения, проникающие во все новые и новые области познания и поведения. Или, проще говоря – и это печально – словами плачущего девятилетнего ребенка, который уже разочаровывающе отстает от своих сверстников в прогрессе в чтении: «Чтение влияет на все, что вы делаете». [15]
Этот эффект успешно использовался в судебных делах, таких как Броди против Совета по образованию округа Дэйр . [16] В таких случаях утверждается, что вмешательство в области раннего образования имеет важное значение для детей-инвалидов и что невыполнение этого требования отрицательно влияет на этих детей. [17]
Сетевая наука [ править ]
В сетевой науке эффект Мэтью используется для описания преимущественного присоединения более ранних узлов в сети, что объясняет, что эти узлы имеют тенденцию привлекать больше ссылок на ранних этапах. [18] «Из-за предпочтительного подключения узел, который приобретает больше соединений, чем другой, будет увеличивать свою связность с более высокой скоростью, и, таким образом, первоначальная разница в связности между двумя узлами будет увеличиваться дальше по мере роста сети, в то время как степень отдельных узлов будет увеличиваться. расти пропорционально квадратному корню из времени». [5] Таким образом, эффект Мэтью объясняет рост некоторых узлов в огромных сетях, таких как Интернет. [19]
с социальным влиянием Рынки
Социальное влияние часто порождает феномен «богатые становятся богаче», когда популярные продукты имеют тенденцию становиться еще более популярными. [20] Примером роли эффекта Мэтью в социальном влиянии является эксперимент Салганика, Доддса и Уоттса, в ходе которого они создали экспериментальный виртуальный рынок под названием MUSICLAB. В MUSICLAB люди могли слушать музыку и загружать песни, которые им нравились больше всего. На выбор были выбраны неизвестные песни, спродюсированные неизвестными группами. Было протестировано две группы; одной группе не предоставили никакой дополнительной информации о песнях, а одной группе сообщили о популярности каждой песни и количестве раз, когда она была загружена ранее. [21]
В результате группа, которая видела, какие песни были наиболее популярны и загружались больше всего, также была предвзята в выборе этих песен. Песни, которые были наиболее популярны и скачивались больше всего, оставались на вершине списка и неизменно получали больше всего прослушиваний. Подводя итоги эксперимента, можно сказать, что рейтинги производительности оказали наибольшее влияние на увеличение ожидаемых загрузок. Рейтинг загрузок имел приличный эффект; однако это не так важно, как рейтинги производительности. [22] Также Абелюк и др. (2016) доказали, что при использовании «рейтингов исполнения» будет создана монополия на самые популярные песни. [23]
См. также [ править ]
- Неравенство внимания
- Накопление капитала
- Конвергенция
- Эффект Академии Google
- Внутренние противоречия накопления капитала
- Эффект Линди
- Эффект Матильды
- Закон Меткалфа
- Распределение Парето
- Положительный отзыв
- Предпочтительное вложение
- Цитата § Неправильные цитаты
- Анализ социальных сетей
- Добродетельный круг и порочный круг
- Концентрация богатства
Ссылки [ править ]
- ^ Гладуэлл, Малькольм (18 ноября 2008 г.). Выбросы: История успеха (1-е изд.). Литтл, Браун и компания. ISBN 978-0-316-01792-3 .
- ^ Шайвиц, Дэвид А. (15 ноября 2008 г.). «Элементы успеха» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 12 января 2009 г.
- ^ «Эффект Мэтью в науке, II: совокупное преимущество и символизм интеллектуальной собственности, Роберт К. Мертон» (PDF) . Проверено 4 мая 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мертон, Роберт К. (1968). «Эффект Мэтью в науке» (PDF) . Наука . 159 (3810): 56–63. Бибкод : 1968Sci...159...56M . дои : 10.1126/science.159.3810.56 . ПМИД 17737466 . S2CID 3526819 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Перц, Матяж (2014). «Эффект Мэтью в эмпирических данных» . Журнал интерфейса Королевского общества . 12 (104): 20140378.arXiv : 1408.5124 . Бибкод : 2014arXiv1408.5124P . дои : 10.1098/rsif.2014.0378 . ПМЦ 4233686 . ПМИД 24990288 .
- ^ Ригни, Дэниел (2010). «Эффекты Мэтью в экономике». Эффект Мэтью: как преимущество порождает дальнейшее преимущество. Издательство Колумбийского университета, стр. 35–52.
- ^ Мертон, Роберт К. (1988). «Эффект Мэтью в науке, II: совокупное преимущество и символика интеллектуальной собственности» (PDF) . Исида . 79 (4): 606–623. дои : 10.1086/354848 . S2CID 17167736 .
- ^ Салганик, Мэтью Дж .; Доддс, Питер С.; Уоттс, Дункан Дж. (2006). «Экспериментальное исследование неравенства и непредсказуемости на искусственном культурном рынке» (PDF) . Наука . 311 (5762): 854–856. Бибкод : 2006Sci...311..854S . дои : 10.1126/science.1121066 . ПМИД 16469928 . S2CID 7310490 .
- ^ Соренсон, Алан Т (2007). «Списки бестселлеров и разнообразие продуктов» (PDF) . Журнал промышленной экономики . 55 (4): 715–738. дои : 10.1111/j.1467-6451.2007.00327.x . S2CID 49028945 .
- ^ ван де Рейт, А.; Канг, С.; Рестиво, М.; Патил, А. (2014). «Полевые эксперименты по динамике успеха, порождающего успех» (PDF) . ПНАС . 111 (19): 6934–6939. Бибкод : 2014PNAS..111.6934V . дои : 10.1073/pnas.1316836111 . ПМК 4024896 . ПМИД 24778230 .
- ^ Петерсен, Александр М.; Юнг, Ву-Сон; Ян, Джэ-Сук; Стэнли, Х. Юджин (2011). «Количественная и эмпирическая демонстрация эффекта Мэтью в исследовании карьерного долголетия» . ПНАС . 108 (1): 18–23. arXiv : 0806.1224 . Бибкод : 2011ПНАС..108...18П . дои : 10.1073/pnas.1016733108 . ПМК 3017158 . ПМИД 21173276 .
- ^ Бол, Т.; де Ваан, М.; ван де Рейт, А. (2018). «Эффект Мэтью в финансировании науки» (PDF) . ПНАС . 115 (19): 4887–4890. Бибкод : 2018PNAS..115.4887B . дои : 10.1073/pnas.1719557115 . ПМЦ 5948972 . ПМИД 29686094 .
- ^ Серенко А.; Кокс, Р.; Бонтис, Н.; Букер, Л. (2011). «Феномен суперзвезды в академической дисциплине «Управление знаниями и интеллектуальный капитал»» (PDF) . Журнал информаметрики . 5 : 333–345.
- ^ Кемпе К., Эрикссон-Густавссон А.Л. и Самуэльссон С. (2011). «Есть ли эффекты Мэтью в грамотности и когнитивном развитии?». Скандинавский журнал исследований в области образования . 55 (2): 181–196. дои : 10.1080/00313831.2011.554699 . S2CID 145163197 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Адамс, Мэрилин Дж. (1990). Начинаем читать: размышления и изучение печати . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 59–60.
- ^ «Райтслоу, Северная Каролина, решение инспектора по специальному образованию» . www.wrightslaw.com . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ «Оценка и тестирование — Эффект Мэтью — Wrightslaw.com» . www.wrightslaw.com . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ Барабаси, Алабама; Альберт, Р. (1999). «Появление масштабирования в случайных сетях». Наука . 286 (5439): 509–512. arXiv : cond-mat/9910332 . Бибкод : 1999Sci...286..509B . дои : 10.1126/science.286.5439.509 . ПМИД 10521342 . S2CID 524106 .
- ^ Гуадамуз, Андрес (2011). Сети, сложность и регулирование Интернета – безмасштабный закон . Эдвард Элгар. ISBN 9781848443105 .
- ^ Альтшилер, Э; Бербелья, Ф.; Бербелья, Г.; Ван Хентенрик, П. (2017). «Переходная динамика на рынках пробных предложений с социальным влиянием: компромисс между привлекательностью и качеством» . ПЛОС ОДИН . 12 (7): e0180040. Бибкод : 2017PLoSO..1280040A . дои : 10.1371/journal.pone.0180040 . ПМЦ 5528888 . ПМИД 28746334 .
- ^ Бербелья, Ф.; Ван Хентенрик, П. (10 февраля 2017 г.). Укрощение эффекта Мэтью на онлайн-рынках с помощью социального влияния (PDF) . Тридцать первая конференция AAAI по искусственному интеллекту. Том. 31. Сан-Франциско. дои : 10.1609/aaai.v31i1.10511 . Архивировано из оригинала 30 декабря 2022 г. Проверено 30 декабря 2022 г.
- ^ Салганик, Мэтью Дж.; Доддс, Питер С.; Уоттс, Дункан Дж. (10 февраля 2006 г.). «Экспериментальное исследование неравенства и непредсказуемости на искусственном культурном рынке» . Наука . 311 (5762): 854–856. Бибкод : 2006Sci...311..854S . дои : 10.1126/science.1121066 . ПМИД 16469928 . S2CID 7310490 .
- ^ Абелюк, Андрес; Бербелья, Херардо; Себриан, Мануэль; Ван Хентенрик, Паскаль (01 апреля 2015 г.). Уэрта-Кинтанилья, Родриго (ред.). «Преимущества социального влияния на оптимизированных культурных рынках» . ПЛОС ОДИН . 10 (4): e0121934. Бибкод : 2015PLoSO..1021934A . дои : 10.1371/journal.pone.0121934 . ПМК 4382093 . ПМИД 25831093 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бар, Питер Райли (2007). «Двойная опасность: проверка влияния нескольких недостатков базовых навыков на успешное исправление». Исследования в сфере высшего образования . 48 (6): 695–725. дои : 10.1007/s11162-006-9047-y . S2CID 144937969 .
- Каннингем А.Е. и Чен Ю.–Дж. (2014). Эффект «богатые становятся богаче» (Мэттью Эффекты). В П. Бруксе и В. Кемпе (ред.), Энциклопедии языкового развития. Нью-Йорк: Сейдж.
- Ригни, Дэниел (2010). Эффект Мэтью: как преимущество порождает дальнейшее преимущество . Издательство Колумбийского университета.
- Станович, Кейт Э (1986). «Эффекты Мэтью при чтении: некоторые последствия индивидуальных различий в приобретении грамотности» (PDF) . Чтение ежеквартального исследования . 21 (4): 360–407. дои : 10.1598/rrq.21.4.1 .
- Станович, Кейт Э. (2000). Прогресс в понимании чтения: научные основы и новые рубежи . Нью-Йорк: Guilford Press.nningham, AE, и Chen, Y.–J. (2014). Эффект «богатые становятся богаче» (Мэттью Эффекты). В П. Бруксе и В. Кемпе (ред.), Энциклопедии языкового развития. Нью-Йорк: Сейдж.