Jump to content

Современная философия

(Перенаправлено из «Современной философии» )

Современная философия — это философия, разработанная в современную эпоху и связанная с современностью . Это не конкретная доктрина или школа (поэтому ее не следует путать с модернизмом ), хотя существуют определенные предположения, общие для большей части ее, что помогает отличить ее от более ранней философии. [1]

17-й и начало 20-го веков примерно отмечают начало и конец современной философии. какая часть эпохи Возрождения Вопрос о том, должна быть включена; точно так же современность могла закончиться, а могла и не закончиться в двадцатом веке и быть заменена постмодерном . То, как человек решит эти вопросы, определит сферу использования термина «современная философия».

Современная западная философия

[ редактировать ]

Вопрос о том, какая часть интеллектуальной истории эпохи Возрождения является частью современной философии: [2] Раннее Возрождение часто считается менее современным и более средневековым по сравнению с более поздним Высоким Возрождением . Позже, к 17 и 18 векам, основные деятели философии разума , эпистемологии и метафизики были грубо разделены на две основные группы. « Рационалисты », в основном во Франции и Германии, утверждали, что любое знание должно начинаться с определенных « врожденных идей » в уме. Основными рационалистами были Декарт , Барух Спиноза , Готфрид Лейбниц и Николя Мальбранш . « Эмпирики », напротив, считали, что познание должно начинаться с чувственного опыта. Основными фигурами этого направления мысли являются Джон Локк , Джордж Беркли и Дэвид Юм (это ретроспективные категории, за которые в значительной степени ответственен Кант). Этика и политическая философия обычно не подпадают под эти категории, хотя все эти философы работали в области этики в своих собственных отличительных стилях. Другие важные фигуры в политической философии включают Томаса Гоббса и Жан-Жака Руссо .

В конце восемнадцатого века Иммануил Кант сформулировал революционную философскую систему, которая претендовала на объединение рационализма и эмпиризма. Прав он был или нет, но ему не удалось полностью положить конец философскому спору. Кант вызвал бурю философских работ в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма . Характерной темой идеализма было то, что мир и разум в равной степени должны пониматься в соответствии с одними и теми же категориями; его кульминацией стала работа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля , который, среди прочего, сказал в предисловии к своим «Элементам философии права» , что «Реальное разумно, разумное реально».

Работы Гегеля развивались во многих направлениях его последователями и критиками. Карл Маркс Гегеля, перенял как философию истории так и господствовавшую в Британии эмпирическую этику, преобразовав идеи Гегеля в строго материалистическую форму, заложив основы развития науки об обществе . Сёрен Кьеркегор , напротив, отверг всю систематическую философию как неадекватное руководство к жизни и смыслу. Для Кьеркегора жизнь предназначена для того, чтобы ее прожить, а не для того, чтобы разгадать загадку. Артур Шопенгауэр довел идеализм до вывода, что мир представляет собой не что иное, как бесполезное бесконечное взаимодействие образов и желаний, и защищал атеизм и пессимизм . Идеи Шопенгауэра были подхвачены и преобразованы Ницше , который ухватился за их различные отрицания мира, чтобы провозгласить « Бог мертв » и отвергнуть всю систематическую философию и все стремления к фиксированной истине, превосходящей индивидуальность. Ницше нашел в этом не повод для пессимизма, а возможность нового рода свободы.

В британской философии XIX века все больше доминировали направления британского идеализма , включавшие в себя неогегельянскую и немецкую идеалистическую мысль. В качестве реакции на это такие деятели, как Бертран Рассел и Джордж Эдвард Мур, начали двигаться в направлении аналитической философии , которая, по сути, была обновлением традиционного эмпиризма, чтобы приспособить новые разработки в логике немецкого математика Готлоба Фреге .

Философия Возрождения

[ редактировать ]

Гуманизм эпохи Возрождения подчеркивал ценность человека (см. «Речь о достоинстве человека» ), выступал против догм и схоластики . Этот новый интерес к человеческой деятельности привел к развитию политической науки с появлением «Принца Никколо Макиавелли» . [3] Гуманисты отличались от средневековых ученых еще и тем, что они видели мир природы математически упорядоченным и плюралистическим, вместо того, чтобы думать о нем с точки зрения целей и задач. Философию Возрождения, возможно, лучше всего объясняют два положения, сделанные Леонардо да Винчи в его записных книжках:

  • Все наши знания берут начало в нашем восприятии.
  • Нет уверенности там, где нельзя применить ни одну из математических наук, ни одну из тех, которые основаны на математических науках.

Подобным образом Галилео Галилей основывал свой научный метод на экспериментах, но также разработал математические методы для применения к физическим задачам . Эти два способа понимания человеческого знания легли в основу принципов эмпиризма и рационализма соответственно. [4]

Список философов Возрождения:

Рационализм

[ редактировать ]

Современная философия традиционно начинается с Рене Декарта и его афоризма « Я мыслю, следовательно, существую ». В начале семнадцатого века в основной части философии доминировала схоластика , написанная богословами и опиравшаяся на Платона , Аристотеля и ранние церковные сочинения. Декарт утверждал, что многие преобладающие схоластические метафизические доктрины бессмысленны или ложны. Короче говоря, он предложил начать философию с нуля. В своей самой важной работе « Размышления о первой философии» он пытается именно это сделать в шести кратких эссе. Он пытается отбросить, насколько это возможно, все свои убеждения, чтобы определить, что он знает наверняка . Он обнаруживает, что может сомневаться почти во всем: в реальности физических объектов, Бога , его воспоминаний, истории, науки и даже математики, но он не может сомневаться в том, что на самом деле он сомневается. Он знает, о чем думает, даже если это неправда, и он знает, что думает об этом. На этой основе он снова восстанавливает свои знания. Он обнаруживает, что некоторые из его идей не могли исходить от него одного, а только от Бога; он доказывает, что Бог существует. Затем он демонстрирует, что Бог не позволит ему систематически обманываться во всем; по сути, он оправдывает обычные методы науки и рассуждения как ошибочные, но не ложные.

Список философов-рационалистов:

Эмпиризм

[ редактировать ]

Эмпиризм — это теория познания , которая противостоит другим теориям познания, таким как рационализм, идеализм и историзм . Эмпиризм утверждает, что знание приходит (только или главным образом) через чувственный опыт , в отличие от рационализма, который утверждает, что знание приходит (также) из чистого мышления. И эмпиризм, и рационализм — это индивидуалистические теории познания, тогда как историзм — это социальная эпистемология . Хотя историзм также признает роль опыта, он отличается от эмпиризма тем, что предполагает, что сенсорные данные невозможно понять без учета исторических и культурных обстоятельств, в которых производятся наблюдения. Эмпиризм не следует путать с эмпирическими исследованиями, поскольку различные эпистемологии следует рассматривать как конкурирующие взгляды на то, как лучше всего проводить исследования, и среди исследователей существует почти консенсус в отношении того, что исследования должны быть эмпирическими. Поэтому сегодня эмпиризм следует понимать как один из конкурирующих идеалов получения знаний или того, как проводить исследования. Таким образом, эмпиризм в первую очередь характеризуется идеалом, позволяющим данным наблюдений «говорить за себя», в то время как конкурирующие взгляды противостоят этому идеалу. Таким образом, термин эмпиризм не следует понимать только в связи с тем, как этот термин использовался в истории философии. Он также должен быть построен таким образом, чтобы можно было отличить эмпиризм от других эпистемологических позиций в современной науке и науке. Другими словами: эмпиризм как концепция должен конструироваться вместе с другими концепциями, которые вместе позволяют проводить важные различия между различными идеалами, лежащими в основе современной науки.

Эмпиризм — одна из нескольких конкурирующих взглядов, преобладающих в изучении человеческого знания, известных как эпистемология. Эмпиризм подчеркивает роль опыта и свидетельств , особенно чувственного восприятия , в формировании идей, а не понятия врожденных идей или традиций. [5] в отличие, например, от рационализма, который опирается на разум и может включать в себя врожденные знания.

Список философов-эмпириков:

Политическая философия

[ редактировать ]

Политическая философия — это изучение таких тем, как , свобода , справедливость , собственность , права , закон и соблюдение правового кодекса властями политика : их природа и цель; что (если вообще что-то) делает правительство легитимным ; какие права и свободы (если таковые имеются) оно должно защищать, как и почему оно должно это делать; какие обязанности (если таковые имеются) у граждан перед законным правительством; и когда (если вообще когда-либо) оно может быть законно свергнуто. В просторечии термин «политическая философия» часто относится к общему взгляду или конкретной этике, политическим убеждениям или взглядам на политику , которые не обязательно принадлежат к технической дисциплине философии . [6]

Список политических философов по странам:

Идеализм

[ редактировать ]

Идеализм относится к группе философских взглядов, которые утверждают, что реальность, или реальность, какой мы ее знаем, по своей сути является конструкцией разума или иным образом нематериальна. Эпистемологически идеализм проявляется как скептицизм в отношении возможности познания какой-либо независимой от разума вещи. В социологическом смысле идеализм подчеркивает, как человеческие идеи – особенно убеждения и ценности – формируют общество. [7] Как онтологическая доктрина идеализм идет дальше, утверждая, что все сущности состоят из разума или духа. [8] Таким образом, идеализм отвергает физикалистские и дуалистические теории, которые не могут приписать приоритет разуму. Крайняя версия этого идеализма может существовать в философском понятии солипсизма .

Список философов-идеалистов:

Экзистенциализм

[ редактировать ]

Экзистенциализм обычно считается философским и культурным движением, которое утверждает, что отправной точкой философского мышления должны быть человек и его опыт. Основываясь на этом, экзистенциалисты считают, что морального и научного мышления вместе недостаточно для понимания человеческого существования, и, следовательно, дополнительный набор категорий, регулируемых нормой аутентичности . для понимания человеческого существования необходим [9] [10] [11]

Список философов-экзистенциалистов:

Феноменология

[ редактировать ]

Феноменология – это изучение структуры опыта. Это широкое философское движение, основанное в начале 20-го века Эдмундом Гуссерлем и расширенное кругом его последователей в университетах Геттингена и Мюнхена в Германии . Затем эта философия распространилась во Франции , США и других странах, часто в контекстах, далеких от ранних работ Гуссерля. [12]

Список феноменологов:

Прагматизм

[ редактировать ]

Прагматизм — философская традиция, основанная на соединении практики и теории. Он описывает процесс, в котором теория извлекается из практики и применяется обратно к практике, чтобы сформировать то, что называется разумной практикой . [ нужна ссылка ] Важные позиции, характерные для прагматизма, включают инструментализм , радикальный эмпиризм , верификационизм , концептуальную относительность и фаллибилизм . [ нужна ссылка ] Среди прагматиков существует общее мнение, что философия должна принимать во внимание методы и идеи современной науки. [13] Чарльз Сандерс Пирс (и его прагматичный принцип ) заслуживают наибольшей похвалы за прагматизм. [14] вместе с авторами более позднего двадцатого века Уильямом Джеймсом и Джоном Дьюи . [13]

Список философов-прагматиков:

Аналитическая философия

[ редактировать ]

Аналитическая философия стала доминировать в англоязычных странах в 20 веке. В США , Великобритании , Канаде , Скандинавии , Австралии и Новой Зеландии подавляющее большинство университетских философских факультетов идентифицируют себя как «аналитические» факультеты. [15] Этот термин обычно относится к широкой философской традиции. [16] [17] характеризуется акцентом на ясность и аргументацию (часто достигаемую посредством современной формальной логики и анализа языка ) и уважением к естественным наукам . [18] [19] [20]

Список аналитических философов:

Современная азиатская философия

[ редактировать ]

В современный период возникли различные философские движения в Азии, в том числе:

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Бэрд, Форрест Э.; Уолтер Кауфманн (2008). От Платона до Деррида . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл. ISBN  978-0-13-158591-1 .
  2. ^ Брайан Лейтер (редактор), Будущее философии , Oxford University Press, 2006, стр. 44 н. 2.
  3. ^ «Никколо Макиавелли | Биография, книги, философия и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 30 мая 2019 г.
  4. ^ «Западная философия – философия Возрождения» .
  5. ^ Бэрд, Форрест Э.; Уолтер Кауфманн (2008). От Платона до Деррида . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон Прентис Холл. ISBN  978-0-13-158591-1 .
  6. ^ Хэмптон, Джин (1997). Политическая философия . п. xiii. ISBN  9780813308586 . Чарльз Блаттберг , который определяет политику как «реагирование на конфликт посредством диалога», предполагает, что политические философии предлагают философские объяснения этого диалога. Посмотрите его Блаттберг, Чарльз (2009). «Политическая философия и политические идеологии». ССНН   1755117 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) в « Патриотических разработках: очерки практической философии» , Монреаль и Кингстон: McGill-Queen's University Press, 2009.
  7. ^ Масьонис, Джон Дж. (2012). Социология, 14-е издание . Бостон: Пирсон. п. 88 . ISBN  978-0-205-11671-3 .
  8. ^ Дэниел Соммер Робинсон, «Идеализм», Британская энциклопедия , https://www.britannica.com/EBchecked/topic/281802/idealism
  9. ^ Малларки, Джон и Бет Лорд (ред.). Спутник континуума континентальной философии . Лондон, 2009, с. 309
  10. ^ Стюарт, Джон. Кьеркегор и экзистенциализм . Фарнем, Англия, 2010 г., с. ix
  11. ^ Кроуэлл, Стивен (октябрь 2010 г.). «Экзистенциализм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 12 апреля 2012 г.
  12. ^ Захави, Дэн (2003), Феноменология Гуссерля , Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета
  13. ^ Jump up to: а б Бьеста, GJJ и Бурбулес, Н. (2003). Прагматизм и образовательные исследования . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд.
  14. ^ Сьюзан Хаак; Роберт Эдвин Лейн (11 апреля 2006 г.). Прагматизм, старый и новый: избранные произведения . Книги Прометея. стр. 18–67. ISBN  978-1-59102-359-3 . Проверено 12 февраля 2011 г.
  15. ^ «На лучших факультетах философии в Соединенных Штатах без исключения доминирует аналитическая философия, и среди ведущих философов в Соединенных Штатах все, за исключением небольшой горстки, могут быть отнесены к аналитическим философам. аналитическая традиция — такая как феноменология, классический прагматизм, экзистенциализм или марксизм — чувствуют необходимость определить свою позицию по отношению к аналитической философии». Джон Сирл (2003) Современная философия в Соединенных Штатах в Н. Баннине и Э. П. Цуй-Джеймсе (ред.), The Blackwell Companion to Philosophy , 2-е изд., (Blackwell, 2003), стр. 1.
  16. ^ См., например, Аврум Стролл, Аналитическая философия двадцатого века (Columbia University Press, 2000), с. 5: «[Трудно] дать точное определение «аналитической философии», поскольку это не столько конкретная доктрина, сколько свободное сочетание подходов к проблемам». Также см. там же, с. 7: «Я думаю, что Слуга прав, говоря: «Попытка определить сущность аналитической философии может оказаться безнадежной». Почти каждое предложенное определение было оспорено некоторыми учеными [...] [Мы] имеем дело с концепцией семейного сходства».
  17. ^ См. Ханс-Иоганн Глок , Что такое аналитическая философия (Cambridge University Press, 2008), стр. 205: «Тогда ответ на главный вопрос заключается в том, что аналитическая философия — это традиция, скрепленная как узами взаимного влияния , так и семейными сходствами».
  18. ^ Веб-страница Брайана Лейтера (2006) «Аналитическая» и «континентальная» философия .Цитата по определению: ««Аналитическая» философия сегодня называет стиль философской деятельности, а не философскую программу или набор основных взглядов. Аналитические философы, грубо говоря, стремятся к ясности и точности аргументации; свободно используют инструменты логики; и часто профессионально и интеллектуально отождествляют себя более тесно с науками и математикой, чем с гуманитарными науками».
  19. ^ Х. Глок, «Был ли Витгенштейн аналитическим философом?», Метафилософия , 35:4 (2004), стр. 419–444.
  20. ^ Колин Макгинн, Становление философа: мое путешествие по философии двадцатого века (HarperCollins, 2002), с. xi.: «Аналитическая философия [является] слишком узким ярлыком, поскольку [она] обычно не сводится к взятию слова или концепции и их анализу (каким бы именно это ни было). [...] Эта традиция подчеркивает ясность, строгость, аргументация, теория, истина. Это не традиция, которая направлена ​​в первую очередь на вдохновение, утешение или идеологию. Она также не занимается особенно «философией жизни», хотя некоторые ее части больше похожи на науку, чем на науку. религия больше похожа на математику, чем на поэзию, хотя это не наука и не математика».
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b31c26d7dd0e1e8f3fa10d8ff1eb7c17__1721499660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/17/b31c26d7dd0e1e8f3fa10d8ff1eb7c17.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Modern philosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)