Философия Возрождения
Ренессанс |
---|
Аспекты |
Регионы |
История и изучение |
Часть серии о |
Философия |
---|
Термин « философия Возрождения » используется историками философии для обозначения периода, протекавшего в Европе примерно между 1400 и 1600 годами. [1] Таким образом, она перекликается как с философией позднего средневековья , которая в четырнадцатом и пятнадцатом веках находилась под влиянием таких выдающихся фигур, как Альберт Великий , Фома Аквинский , Уильям Оккам и Марсилий Падуанский , так и с философией раннего Нового времени , которая традиционно начинается с Рене Декарта. и его публикация « Рассуждения о методе» в 1637 году.
Преемственность
[ редактировать ]Структура, источники, метод и темы философии Возрождения имели много общего с философией предыдущих столетий.
Структура философии
[ редактировать ]В частности, после открытия значительной части сочинений Аристотеля в двенадцатом и тринадцатом веках стало ясно, что, помимо уже известных сочинений Аристотеля по логике, существует множество других, имеющих примерное отношение к естественной философии, моральным философия и метафизика. Эти области обеспечили структуру учебной программы по философии в новых университетах. Общее предположение заключалось в том, что наиболее «научными» ветвями философии были те, которые были более теоретическими и, следовательно, более широко применимыми. В эпоху Возрождения многие мыслители также рассматривали эти области как основные философские области, а логика тренировала ум для приближения к трем остальным.
Источники философии
[ редактировать ]Аналогичную преемственность можно увидеть и в случае с источниками. Хотя Аристотель никогда не был непререкаемым авторитетом [2] (чаще всего он был трамплином для дискуссий, и его мнения часто обсуждались наряду с мнениями других или учением Священного Писания), средневековые лекции по физике состояли из чтения «Физики» Аристотеля , уроки моральной философии состояли из экзаменов его Никомахова этика (а часто и его «Политика» ) и метафизика рассматривались через его «Метафизику» . Предположение о том, что работы Аристотеля лежат в основе понимания философии, не ослабло в эпоху Возрождения, когда наблюдался расцвет новых переводов, комментариев и других интерпретаций его работ как на латыни, так и на народном языке. [3] После Реформации «Никомахова этика» Аристотеля продолжала оставаться основным авторитетным источником этических дисциплин в протестантских университетах до конца семнадцатого века, а до 1682 года к « Никомаховой этике» было опубликовано более пятидесяти протестантских комментариев . [4]
С точки зрения метода, философия рассматривалась в эпоху позднего средневековья как предмет, требующий тщательного исследования со стороны людей, обученных техническому словарю этого предмета. К философским текстам и проблемам обычно подходили через университетские лекции и «вопросы». Последний, в некотором роде похожий на современные дебаты, рассматривал плюсы и минусы конкретных философских позиций или интерпретаций. Они были одним из краеугольных камней « схоластического метода », заставляли студентов, которые задавали вопросы или отвечали на них, быстро передвигаться и требовали глубокого знакомства со всей известной философской традицией, на которую часто ссылались в поддержку или против конкретных аргументы. Этот стиль философии продолжал иметь сильных последователей в эпоху Возрождения. » Пико делла Мирандолы напрямую Диспуты Например, « зависели от этой традиции, которая вовсе не ограничивалась университетскими лекционными залами.
Темы философии
[ редактировать ]Учитывая замечательный диапазон аристотелевской философии , можно было обсуждать всевозможные вопросы философии Средневековья и Возрождения. Аристотель непосредственно рассматривал такие проблемы, как траектория полета ракет, повадки животных, способы приобретения знаний, свобода воли, как добродетель связана со счастьем, взаимосвязь лунного и подлунного миров . Косвенно он стимулировал дискуссию по двум вопросам, которые особенно волновали христиан: бессмертие души и вечность мира. Все это продолжало представлять значительный интерес для мыслителей эпохи Возрождения , но мы увидим, что в некоторых случаях предлагаемые решения существенно отличались из-за изменения культурного и религиозного ландшафта. [5]
разрывы
[ редактировать ]Установив, что многие аспекты философии были общими в средние века и эпоху Возрождения, теперь будет полезно обсудить, в каких областях происходили изменения. Мы будем использовать ту же схему, что и выше, чтобы показать, что внутри тенденций преемственности можно обнаружить и удивительные различия.
Источники философии
[ редактировать ]Поэтому полезно пересмотреть то, что было сказано выше о философских источниках. В эпоху Возрождения произошло значительное расширение исходного материала. Платон, известный непосредственно только через два с половиной диалога в средние века, стал известен благодаря многочисленным латинским переводам в Италии пятнадцатого века, кульминацией которых стал чрезвычайно влиятельный перевод полного собрания его сочинений Марсилио Фичино во Флоренции в 1484 году. [6] Петрарка не умел непосредственно читать Платона, но очень им восхищался. Петрарка также был большим поклонником римских поэтов, таких как Вергилий и Гораций, а также Цицерона за латинскую прозу. Не все гуманисты эпохи Возрождения во всем следовали его примеру, но Петрарка способствовал расширению «канона» своего времени (языческая поэзия раньше считалась легкомысленной и опасной), что произошло и в философии. В XVI веке всякий, кто считал себя «au fait», читал Платона так же, как Аристотеля, стараясь как можно больше (и не всегда очень успешно) примирить их друг с другом и с христианством. Вероятно, это главная причина того, почему Донато Аччайуоли комментарий к «Этике» Аристотеля (впервые опубликованный в 1478 году) имел такой успех: он прекрасно сочетал в себе три традиции.
Другие движения древней философии также снова вошли в мейнстрим. Хотя это редко случалось с эпикурейством , которое в значительной степени карикатурно изображалось и рассматривалось с подозрением, пирронизм и академический скептицизм вернулись благодаря таким философам, как Мишель де Монтень , а неостоицизм стал популярным движением благодаря трудам Юстуса Липсиуса . [7] Во всех этих случаях невозможно отделить языческие философские доктрины от христианского фильтра, через который к ним подходили и делали их легитимными.
Структура философии
[ редактировать ]Хотя в целом аристотелевская структура разделов философии оставалась неизменной, внутри них происходили интересные события и противоречия. В моральной философии , например, Фома Аквинский и его многочисленные последователи последовательно придерживались позиции, согласно которой три ее подполя (этика, экономика, политика) были связаны со все более широкими сферами (человек, семья и сообщество). Политика, думал Томас, важнее этики, потому что она учитывает благо большего числа людей. Эта позиция подвергалась растущему давлению в эпоху Возрождения, поскольку различные мыслители утверждали, что классификации Томаса были неточными и что этика была наиболее важной частью морали. [8]
Другие важные фигуры, такие как Франческо Петрарка (Петрарка) (1304–1374), поставили под сомнение само предположение о том, что теоретические аспекты философии являются более важными. Например, он настаивал на ценности практических аспектов этики. Позиция Петрарки, выраженная одновременно сильно и забавно в его инвективе «О своем неведении и незнании многих других » ( De sui ipsius ac multorum ignorantia ), важна еще и по другой причине: она представляет собой убеждение, что философия должна позволить себе руководствоваться риторикой, что Поэтому цель философии – не столько раскрыть истину, сколько побудить людей стремиться к добру. Эта точка зрения, столь типичная для итальянского гуманизма, могла бы легко привести к сведению всей философии к этике, что напоминает Сократа Платона и Цицерона.
Метод философии
[ редактировать ]Если, как упоминалось выше, схоластика продолжала процветать, итальянские гуманисты (т.е. любители и практики гуманитарных наук) бросали вызов ее господству. Как мы видели, они считали, что философию можно поставить под крыло риторики. Они также считали, что научному дискурсу их времени необходимо вернуться к элегантности и точности своих классических моделей. Поэтому они пытались облачить философию в более привлекательную одежду, чем их предшественники, чьи переводы и комментарии были на технической латыни, а иногда просто транслитерировали греческий язык. В 1416–1417 годах Леонардо Бруни , выдающийся гуманист своего времени и канцлер Флоренции, перевел «Этику» Аристотеля на более плавный, идиоматический и классический латынь. Он надеялся передать элегантность греческого языка Аристотеля, а также сделать текст более доступным для людей без философского образования. Другие, в том числе Николо Тиньози во Флоренции около 1460 года, и француз Жак Лефевр д'Этапль. в Париже в 1490-х годах пытались угодить гуманистам, либо включая в свои комментарии к Аристотелю привлекательные исторические примеры или цитаты из поэзии, либо избегая стандартной схоластической формы вопросов, либо и то, и другое.
Движущим убеждением было то, что философия должна быть освобождена от технического жаргона, чтобы больше людей могли ее читать. В то же время готовились всевозможные конспекты, парафразы и диалоги, посвященные философским вопросам, с целью дать их темам более широкое распространение. Гуманисты также поощряли изучение Аристотеля и других писателей древности в оригинале. Дезидерий Эразм , великий голландский гуманист, даже подготовил греческое издание Аристотеля, и в конечном итоге тем, кто преподавал философию в университетах, пришлось, по крайней мере, притворяться, что они знают греческий язык. Однако гуманисты не были большими поклонниками народного языка. Существует лишь несколько примеров диалогов или переводов произведений Аристотеля на итальянский язык в пятнадцатом веке. Однако как только было установлено, что итальянский язык обладает литературными достоинствами и что он может выдержать вес философских дискуссий, начали появляться многочисленные попытки в этом направлении, особенно начиная с 1540-х годов. У Алессандро Пикколомини была программа по переводу или перефразированию всего аристотелевского корпуса на разговорный язык.
Другими важными фигурами были Бенедетто Варки , Бернардо Сеньи и Джамбаттиста Джелли , все они действовали во Флоренции. Предпринимались попытки представить доктрины Платона и на родном языке. Этот подъем народной философии, который значительно предшествовал картезианскому подходу, представляет собой новую область исследований, контуры которой только сейчас начинают проясняться. [9]
Темы философии
[ редактировать ]Очень трудно сделать обобщение о том, как менялись дискуссии по философским темам в эпоху Возрождения, главным образом потому, что для этого требуется подробная карта периода, которой у нас пока нет. Мы знаем, что споры о свободе воли продолжали разгораться (например, в знаменитых беседах между Эразмом и Мартином Лютером ), что испанские мыслители все больше были одержимы идеей дворянства, что дуэли были практикой, породившей большое литература в шестнадцатом веке (допустимо или нет?).
Более ранние историки уделяли, возможно, чрезмерное внимание заявлениям Пьетро Помпонацци о бессмертии души как вопросу, который не может быть решен философски в соответствии с христианством, или речи Пико делла Мирандолы о достоинстве человека , как если бы они были сигналы растущего в этот период секуляризма или даже атеизма. Фактически, самый успешный сборник натуральной философии того периода ( Compendium philosophiae naturalis , впервые опубликованный в 1530 году) был написан Франсом Тительмансом, монахом-францисканцем из Нидерландов, чьи работы имеют очень сильный религиозный оттенок. [10] Мы не должны забывать, что большинство философов того времени были, по крайней мере, номинальными, если не набожными христианами, что шестнадцатый век был свидетелем как протестантской, так и католической реформации, и что философия Возрождения достигла кульминации в период Тридцатилетней войны (1618 г.). –1648). Другими словами, религия имела огромное значение в тот период, и вряд ли можно изучать философию, не помня об этом.
Это справедливо, в частности, для философии Марсилио Фичино (1433–1499), который переосмыслил Платона в свете его ранних греческих комментаторов, а также христианства. Фичино надеялся, что очищенная философия приведет к религиозному обновлению в его обществе, и поэтому трансформировал неприятные аспекты платоновской философии (например, гомосексуальную любовь, восхваляемую в «Пире») в духовную любовь (т. е. платоническую любовь ), что-то позднее преобразованное Пьетро. Бембо и Бальдассаре Кастильоне в начале шестнадцатого века как нечто применимое и к отношениям между мужчинами и женщинами. Фичино и его последователи также интересовались «скрытыми знаниями», главным образом из-за его веры в то, что все древние знания взаимосвязаны (Моисей, например, получил свои идеи от греков, которые, в свою очередь, получили их от других, всех согласно замыслу Бога и, следовательно, здесь уместен герметизм ). Хотя интерес Фичино к астрологии и ее практика не были редкостью в его время, не следует обязательно связывать ее с философией, поскольку эти две вещи обычно считались совершенно отдельными и часто противоречащими друг другу.
В заключение, как и любой другой момент в истории мысли, философию Возрождения нельзя считать предоставившей что-то совершенно новое или продолжающей на протяжении веков повторять выводы своих предшественников. Историки называют этот период «Ренессансом», чтобы указать на произошедшее возрождение античных (особенно классических) взглядов, источников, отношения к литературе и искусству. В то же время мы понимаем, что любое повторное присвоение ограничено и даже направляется современными проблемами и предубеждениями. В рассматриваемый здесь период ситуация ничем не отличалась: старое смешивалось с новым и изменялось им, но, хотя нельзя претендовать на революционно новую отправную точку в философии, во многих отношениях синтез христианства, аристотелизма и платонизма предлагал Фомы Аквинского была разорвана на части, чтобы освободить место для новой, основанной на более полных и разнообразных источниках, часто в оригинале и, безусловно, адаптированной к новым социальным и религиозным реалиям и гораздо более широкой публике.
Философы эпохи Возрождения
[ редактировать ]- Колуччио Салютати (1331–1406)
- Гемист Плето (1355–1452)
- Леонардо Бруни (1370–1444)
- Николай Кузанский (1401–1464)
- Леон Баттиста Альберти (1404–1472)
- Лоренцо Валла (1407–1457)
- Марсилио Фичино (1433–1499)
- Антонио де Небриха (1444–1522)
- Пьетро Помпонацци (1462–1524)
- Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494)
- Эразм Роттердамский (1466–1536)
- Никколо Макиавелли (1469–1527)
- Николай Коперник (1473–1543)
- Томас Мор (1478–1535)
- Шарль де Бовель (1479–1553)
- Франческо Гвиччардини (1483–1540)
- Франсиско де Витория (1483–1546)
- Мартин Лютер (1490–1546)
- Мартин де Аспилкуэта (1492–1586)
- Доминго де Сото (1494–1560)
- Хуан Хинес де Сепульведа (1490–1573)
- Бернардино Телезио (1509–1588)
- Диего де Коваррубиас-и-Лейва (1512–1577)
- Луис де Леон (1527–1591)
- Жан Боден (1529–1596)
- Мишель де Монтень (1533–1592)
- Луис де Молина (1536–1600)
- Хуан де Мариана (1536–1624)
- Тихо Браге (1546–1601)
- Джост Липс (1547-1606)
- Джордано Бруно (1548–1600)
- Франсиско Суарес (1548–1617)
- Габриэль Васкес (1549 или 1551–1604)
- Фрэнсис Бэкон (1561–1626)
- Галилео Галилей (1564–1642)
- Томмазо Кампанелла (1568–1639)
- Иоганн Кеплер (1571–1630)
- Джулио Чезаре Ванини (1585–1619)
См. также
[ редактировать ]- Эпоха Просвещения
- Герметизм
- Гуманизм эпохи Возрождения
- Магия эпохи Возрождения
- Платонизм в эпоху Возрождения
- Вторая схоластика
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Философия Возрождения — Философская энциклопедия Рутледжа» .
- ^ Лука Бьянки, «Аристотель был человеком и мог ошибаться»: о средневековых истоках критики «принципа авторитета», in idem, Исследования аристотелизма эпохи Возрождения (Падуя: Il Poligrafo, 2003), стр. . 101–24.
- ^ Чарльз Б. Шмитт, Аристотель и эпоха Возрождения (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета , 1988).
- ^ Сицма, Дэвид (2021). «Никомахова этика и протестантизм Аристотеля» . Письма академических кругов . 1650 : 1–8. дои : 10.20935/AL1650 . S2CID 237798959 .
- ^ Полезные, но весомые руководства по философским темам того периода: «Кембриджская история философии позднего средневековья» , под ред. Нормана Крецмана и др., и «Кембриджская история философии эпохи Возрождения» , изд. Чарльз Б. Шмитт и др.
- ^ Джеймс Хэнкинс, Платон в эпоху итальянского Возрождения , 2 тома (Лейден: Брилл, 1990, 1991).
- ^ О слиянии различных традиций в моральной философии см., в частности, Джилл Крей, «Моральная философия», в « Кембриджской истории философии эпохи Возрождения».
- ^ Дэвид А. Лайнс, Этика Аристотеля в эпоху итальянского Возрождения (ок. 1300–1650): Университеты и проблема морального воспитания (Лейден: Брилл, 2002), стр. 271–72.
- ^ На данный момент см. Лука Бьянки, «История «вульгарного» аристотелизма в эпоху Возрождения: проблемы и перспективы исследования», Bruniana & Campanelliana , 15.2 (2009), 367–85.
- ^ Дэвид А. Лайнс, «Преподавание физики в Лувене и Болонье: Франс Тительманс и Улиссе Альдрованди», в «Научных знаниях: Учебники в Европе раннего Нового времени» , изд. Эмидио Кампи, Симона Де Анжелис, Аня-Сильвия Гоинг, Энтони Т. Графтон в сотрудничестве с Ритой Казале, Юргеном Олкерсом и Даниэлем Трелером (Женева: Дроз, 2008), 183–203.
Библиография
[ редактировать ]- Копенхейвер, Брайан П., и Шмитт, Чарльз Б., Философия эпохи Возрождения , Нью-Йорк: Oxford University Press , 1992.
- Хэнкинс, Джеймс (редактор), Кембриджский спутник философии эпохи Возрождения , Кембридж: Издательство Кембриджского университета , 2007.
- Ридл, Джон О., Каталог философов эпохи Возрождения (1350–1650) , Милуоки: Marquette University Press , 1940.
- Шмитт, Чарльз Б., Скиннер, Квентин (ред.), Кембриджская история философии эпохи Возрождения , Кембридж: Издательство Кембриджского университета , 1988.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с философией Возрождения, на Викискладе?
- Философия Возрождения в PhilPapers
- Солдато, Ева Дель. «Натурфилософия в эпоху Возрождения» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- «Философия Возрождения» . Интернет-энциклопедия философии .
- Народный аристотелизм в Италии эпохи Возрождения, ок. 1400 – ок. 1650 г.
- Пико Проект