Jump to content

Философия Возрождения

(Перенаправлено из философии 15 века )

Термин « философия Возрождения » используется историками философии для обозначения периода, протекавшего в Европе примерно между 1400 и 1600 годами. [1] Таким образом, она перекликается как с философией позднего средневековья , которая в четырнадцатом и пятнадцатом веках находилась под влиянием таких выдающихся фигур, как Альберт Великий , Фома Аквинский , Уильям Оккам и Марсилий Падуанский , так и с философией раннего Нового времени , которая традиционно начинается с Рене Декарта. и его публикация « Рассуждения о методе» в 1637 году.

Преемственность

[ редактировать ]

Структура, источники, метод и темы философии Возрождения имели много общего с философией предыдущих столетий.

Структура философии

[ редактировать ]

В частности, после открытия значительной части сочинений Аристотеля в двенадцатом и тринадцатом веках стало ясно, что, помимо уже известных сочинений Аристотеля по логике, существует множество других, имеющих примерное отношение к естественной философии, моральным философия и метафизика. Эти области обеспечили структуру учебной программы по философии в новых университетах. Общее предположение заключалось в том, что наиболее «научными» ветвями философии были те, которые были более теоретическими и, следовательно, более широко применимыми. В эпоху Возрождения многие мыслители также рассматривали эти области как основные философские области, а логика тренировала ум для приближения к трем остальным.

Источники философии

[ редактировать ]

Аналогичную преемственность можно увидеть и в случае с источниками. Хотя Аристотель никогда не был непререкаемым авторитетом [2] (чаще всего он был трамплином для дискуссий, и его мнения часто обсуждались наряду с мнениями других или учением Священного Писания), средневековые лекции по физике состояли из чтения «Физики» Аристотеля , уроки моральной философии состояли из экзаменов его Никомахова этика (а часто и его «Политика» ) и метафизика рассматривались через его «Метафизику» . Предположение о том, что работы Аристотеля лежат в основе понимания философии, не ослабло в эпоху Возрождения, когда наблюдался расцвет новых переводов, комментариев и других интерпретаций его работ как на латыни, так и на народном языке. [3] После Реформации «Никомахова этика» Аристотеля продолжала оставаться основным авторитетным источником этических дисциплин в протестантских университетах до конца семнадцатого века, а до 1682 года к « Никомаховой этике» было опубликовано более пятидесяти протестантских комментариев . [4]

С точки зрения метода, философия рассматривалась в эпоху позднего средневековья как предмет, требующий тщательного исследования со стороны людей, обученных техническому словарю этого предмета. К философским текстам и проблемам обычно подходили через университетские лекции и «вопросы». Последний, в некотором роде похожий на современные дебаты, рассматривал плюсы и минусы конкретных философских позиций или интерпретаций. Они были одним из краеугольных камней « схоластического метода », заставляли студентов, которые задавали вопросы или отвечали на них, быстро передвигаться и требовали глубокого знакомства со всей известной философской традицией, на которую часто ссылались в поддержку или против конкретных аргументы. Этот стиль философии продолжал иметь сильных последователей в эпоху Возрождения. » Пико делла Мирандолы напрямую Диспуты Например, « зависели от этой традиции, которая вовсе не ограничивалась университетскими лекционными залами.

Бюст Аристотеля , римская копия греческого бронзового оригинала работы Лисиппа 330 г. до н.э.

Темы философии

[ редактировать ]

Учитывая замечательный диапазон аристотелевской философии , можно было обсуждать всевозможные вопросы философии Средневековья и Возрождения. Аристотель непосредственно рассматривал такие проблемы, как траектория полета ракет, повадки животных, способы приобретения знаний, свобода воли, как добродетель связана со счастьем, взаимосвязь лунного и подлунного миров . Косвенно он стимулировал дискуссию по двум вопросам, которые особенно волновали христиан: бессмертие души и вечность мира. Все это продолжало представлять значительный интерес для мыслителей эпохи Возрождения , но мы увидим, что в некоторых случаях предлагаемые решения существенно отличались из-за изменения культурного и религиозного ландшафта. [5]

Установив, что многие аспекты философии были общими в средние века и эпоху Возрождения, теперь будет полезно обсудить, в каких областях происходили изменения. Мы будем использовать ту же схему, что и выше, чтобы показать, что внутри тенденций преемственности можно обнаружить и удивительные различия.

Источники философии

[ редактировать ]

Поэтому полезно пересмотреть то, что было сказано выше о философских источниках. В эпоху Возрождения произошло значительное расширение исходного материала. Платон, известный непосредственно только через два с половиной диалога в средние века, стал известен благодаря многочисленным латинским переводам в Италии пятнадцатого века, кульминацией которых стал чрезвычайно влиятельный перевод полного собрания его сочинений Марсилио Фичино во Флоренции в 1484 году. [6] Петрарка не умел непосредственно читать Платона, но очень им восхищался. Петрарка также был большим поклонником римских поэтов, таких как Вергилий и Гораций, а также Цицерона за латинскую прозу. Не все гуманисты эпохи Возрождения во всем следовали его примеру, но Петрарка способствовал расширению «канона» своего времени (языческая поэзия раньше считалась легкомысленной и опасной), что произошло и в философии. В XVI веке всякий, кто считал себя «au fait», читал Платона так же, как Аристотеля, стараясь как можно больше (и не всегда очень успешно) примирить их друг с другом и с христианством. Вероятно, это главная причина того, почему Донато Аччайуоли комментарий к «Этике» Аристотеля (впервые опубликованный в 1478 году) имел такой успех: он прекрасно сочетал в себе три традиции.

Другие движения древней философии также снова вошли в мейнстрим. Хотя это редко случалось с эпикурейством , которое в значительной степени карикатурно изображалось и рассматривалось с подозрением, пирронизм и академический скептицизм вернулись благодаря таким философам, как Мишель де Монтень , а неостоицизм стал популярным движением благодаря трудам Юстуса Липсиуса . [7] Во всех этих случаях невозможно отделить языческие философские доктрины от христианского фильтра, через который к ним подходили и делали их легитимными.

Структура философии

[ редактировать ]
Портрет Святого Фомы работы Антонио дель Кастильо-и-Сааведра , ок. 1649 г.

Хотя в целом аристотелевская структура разделов философии оставалась неизменной, внутри них происходили интересные события и противоречия. В моральной философии , например, Фома Аквинский и его многочисленные последователи последовательно придерживались позиции, согласно которой три ее подполя (этика, экономика, политика) были связаны со все более широкими сферами (человек, семья и сообщество). Политика, думал Томас, важнее этики, потому что она учитывает благо большего числа людей. Эта позиция подвергалась растущему давлению в эпоху Возрождения, поскольку различные мыслители утверждали, что классификации Томаса были неточными и что этика была наиболее важной частью морали. [8]

Другие важные фигуры, такие как Франческо Петрарка (Петрарка) (1304–1374), поставили под сомнение само предположение о том, что теоретические аспекты философии являются более важными. Например, он настаивал на ценности практических аспектов этики. Позиция Петрарки, выраженная одновременно сильно и забавно в его инвективе «О своем неведении и незнании многих других » ( De sui ipsius ac multorum ignorantia ), важна еще и по другой причине: она представляет собой убеждение, что философия должна позволить себе руководствоваться риторикой, что Поэтому цель философии – не столько раскрыть истину, сколько побудить людей стремиться к добру. Эта точка зрения, столь типичная для итальянского гуманизма, могла бы легко привести к сведению всей философии к этике, что напоминает Сократа Платона и Цицерона.

Метод философии

[ редактировать ]

Если, как упоминалось выше, схоластика продолжала процветать, итальянские гуманисты (т.е. любители и практики гуманитарных наук) бросали вызов ее господству. Как мы видели, они считали, что философию можно поставить под крыло риторики. Они также считали, что научному дискурсу их времени необходимо вернуться к элегантности и точности своих классических моделей. Поэтому они пытались облачить философию в более привлекательную одежду, чем их предшественники, чьи переводы и комментарии были на технической латыни, а иногда просто транслитерировали греческий язык. В 1416–1417 годах Леонардо Бруни , выдающийся гуманист своего времени и канцлер Флоренции, перевел «Этику» Аристотеля на более плавный, идиоматический и классический латынь. Он надеялся передать элегантность греческого языка Аристотеля, а также сделать текст более доступным для людей без философского образования. Другие, в том числе Николо Тиньози во Флоренции около 1460 года, и француз Жак Лефевр д'Этапль. в Париже в 1490-х годах пытались угодить гуманистам, либо включая в свои комментарии к Аристотелю привлекательные исторические примеры или цитаты из поэзии, либо избегая стандартной схоластической формы вопросов, либо и то, и другое.

Портрет Эразма работы Ганса Гольбейна Младшего , 1523 год.

Движущим убеждением было то, что философия должна быть освобождена от технического жаргона, чтобы больше людей могли ее читать. В то же время готовились всевозможные конспекты, парафразы и диалоги, посвященные философским вопросам, с целью дать их темам более широкое распространение. Гуманисты также поощряли изучение Аристотеля и других писателей древности в оригинале. Дезидерий Эразм , великий голландский гуманист, даже подготовил греческое издание Аристотеля, и в конечном итоге тем, кто преподавал философию в университетах, пришлось, по крайней мере, притворяться, что они знают греческий язык. Однако гуманисты не были большими поклонниками народного языка. Существует лишь несколько примеров диалогов или переводов произведений Аристотеля на итальянский язык в пятнадцатом веке. Однако как только было установлено, что итальянский язык обладает литературными достоинствами и что он может выдержать вес философских дискуссий, начали появляться многочисленные попытки в этом направлении, особенно начиная с 1540-х годов. У Алессандро Пикколомини была программа по переводу или перефразированию всего аристотелевского корпуса на разговорный язык.

Другими важными фигурами были Бенедетто Варки , Бернардо Сеньи и Джамбаттиста Джелли , все они действовали во Флоренции. Предпринимались попытки представить доктрины Платона и на родном языке. Этот подъем народной философии, который значительно предшествовал картезианскому подходу, представляет собой новую область исследований, контуры которой только сейчас начинают проясняться. [9]

Темы философии

[ редактировать ]

Очень трудно сделать обобщение о том, как менялись дискуссии по философским темам в эпоху Возрождения, главным образом потому, что для этого требуется подробная карта периода, которой у нас пока нет. Мы знаем, что споры о свободе воли продолжали разгораться (например, в знаменитых беседах между Эразмом и Мартином Лютером ), что испанские мыслители все больше были одержимы идеей дворянства, что дуэли были практикой, породившей большое литература в шестнадцатом веке (допустимо или нет?).

Более ранние историки уделяли, возможно, чрезмерное внимание заявлениям Пьетро Помпонацци о бессмертии души как вопросу, который не может быть решен философски в соответствии с христианством, или речи Пико делла Мирандолы о достоинстве человека , как если бы они были сигналы растущего в этот период секуляризма или даже атеизма. Фактически, самый успешный сборник натуральной философии того периода ( Compendium philosophiae naturalis , впервые опубликованный в 1530 году) был написан Франсом Тительмансом, монахом-францисканцем из Нидерландов, чьи работы имеют очень сильный религиозный оттенок. [10] Мы не должны забывать, что большинство философов того времени были, по крайней мере, номинальными, если не набожными христианами, что шестнадцатый век был свидетелем как протестантской, так и католической реформации, и что философия Возрождения достигла кульминации в период Тридцатилетней войны (1618 г.). –1648). Другими словами, религия имела огромное значение в тот период, и вряд ли можно изучать философию, не помня об этом.

Марсилио Фичино , деталь картины , «Явление ангела Захарии» Доменико Гирландайо , ок. 1490 г.

Это справедливо, в частности, для философии Марсилио Фичино (1433–1499), который переосмыслил Платона в свете его ранних греческих комментаторов, а также христианства. Фичино надеялся, что очищенная философия приведет к религиозному обновлению в его обществе, и поэтому трансформировал неприятные аспекты платоновской философии (например, гомосексуальную любовь, восхваляемую в «Пире») в духовную любовь (т. е. платоническую любовь ), что-то позднее преобразованное Пьетро. Бембо и Бальдассаре Кастильоне в начале шестнадцатого века как нечто применимое и к отношениям между мужчинами и женщинами. Фичино и его последователи также интересовались «скрытыми знаниями», главным образом из-за его веры в то, что все древние знания взаимосвязаны (Моисей, например, получил свои идеи от греков, которые, в свою очередь, получили их от других, всех согласно замыслу Бога и, следовательно, здесь уместен герметизм ). Хотя интерес Фичино к астрологии и ее практика не были редкостью в его время, не следует обязательно связывать ее с философией, поскольку эти две вещи обычно считались совершенно отдельными и часто противоречащими друг другу.

В заключение, как и любой другой момент в истории мысли, философию Возрождения нельзя считать предоставившей что-то совершенно новое или продолжающей на протяжении веков повторять выводы своих предшественников. Историки называют этот период «Ренессансом», чтобы указать на произошедшее возрождение античных (особенно классических) взглядов, источников, отношения к литературе и искусству. В то же время мы понимаем, что любое повторное присвоение ограничено и даже направляется современными проблемами и предубеждениями. В рассматриваемый здесь период ситуация ничем не отличалась: старое смешивалось с новым и изменялось им, но, хотя нельзя претендовать на революционно новую отправную точку в философии, во многих отношениях синтез христианства, аристотелизма и платонизма предлагал Фомы Аквинского была разорвана на части, чтобы освободить место для новой, основанной на более полных и разнообразных источниках, часто в оригинале и, безусловно, адаптированной к новым социальным и религиозным реалиям и гораздо более широкой публике.

Философы эпохи Возрождения

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Философия Возрождения — Философская энциклопедия Рутледжа» .
  2. ^ Лука Бьянки, «Аристотель был человеком и мог ошибаться»: о средневековых истоках критики «принципа авторитета», in idem, Исследования аристотелизма эпохи Возрождения (Падуя: Il Poligrafo, 2003), стр. . 101–24.
  3. ^ Чарльз Б. Шмитт, Аристотель и эпоха Возрождения (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета , 1988).
  4. ^ Сицма, Дэвид (2021). «Никомахова этика и протестантизм Аристотеля» . Письма академических кругов . 1650 : 1–8. дои : 10.20935/AL1650 . S2CID   237798959 .
  5. ^ Полезные, но весомые руководства по философским темам того периода: «Кембриджская история философии позднего средневековья» , под ред. Нормана Крецмана и др., и «Кембриджская история философии эпохи Возрождения» , изд. Чарльз Б. Шмитт и др.
  6. ^ Джеймс Хэнкинс, Платон в эпоху итальянского Возрождения , 2 тома (Лейден: Брилл, 1990, 1991).
  7. ^ О слиянии различных традиций в моральной философии см., в частности, Джилл Крей, «Моральная философия», в « Кембриджской истории философии эпохи Возрождения».
  8. ^ Дэвид А. Лайнс, Этика Аристотеля в эпоху итальянского Возрождения (ок. 1300–1650): Университеты и проблема морального воспитания (Лейден: Брилл, 2002), стр. 271–72.
  9. ^ На данный момент см. Лука Бьянки, «История «вульгарного» аристотелизма в эпоху Возрождения: проблемы и перспективы исследования», Bruniana & Campanelliana , 15.2 (2009), 367–85.
  10. ^ Дэвид А. Лайнс, «Преподавание физики в Лувене и Болонье: Франс Тительманс и Улиссе Альдрованди», в «Научных знаниях: Учебники в Европе раннего Нового времени» , изд. Эмидио Кампи, Симона Де Анжелис, Аня-Сильвия Гоинг, Энтони Т. Графтон в сотрудничестве с Ритой Казале, Юргеном Олкерсом и Даниэлем Трелером (Женева: Дроз, 2008), 183–203.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fcde717aaf472b782d449a069bc2348e__1708198800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/8e/fcde717aaf472b782d449a069bc2348e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Renaissance philosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)