Jump to content

Радикальный эмпиризм

Радикальный эмпиризм философское учение, выдвинутое Уильямом Джеймсом . Он утверждает, что опыт включает в себя как частности, так и отношения между этими частностями, и поэтому оба они заслуживают места в наших объяснениях. Конкретно: любое философское мировоззрение ошибочно, если оно останавливается на физическом уровне и не может объяснить, как из него могут возникнуть смысл, ценности и интенциональность. [1]

Радикальный эмпиризм

[ редактировать ]

Радикальный эмпиризм — это постулат, констатация факта и вывод, — говорит Джеймс в « Значении истины» . Постулат состоит в том, что «единственными вещами, которые могут быть предметом обсуждения среди философов, должны быть вещи, определяемые в терминах, извлеченных из опыта». Дело в том, что наш опыт содержит как разрозненные сущности, так и различные виды связей; он полон смысла и ценностей. Вывод состоит в том, что наше мировоззрение не нуждается в «посторонней трансэмпирической связующей опоре, а обладает само по себе сцепленной или непрерывной структурой».

Постулат

[ редактировать ]

Постулат является основным утверждением эмпиристского метода: наши теории не должны включать сверхъестественные или трансэмпирические сущности. Эмпиризм — это теория познания, которая подчеркивает роль опыта, особенно чувственного восприятия, в формировании идей, игнорируя при этом априорные рассуждения, интуицию или откровение. Джеймс допускает, что трансэмпирические сущности могут существовать, но говорить о них бесполезно.

Фактическое утверждение Джеймса заключается в том, что наш опыт — это не просто поток данных, а сложный процесс , полный смысла. Мы видим объекты с точки зрения того, что они для нас значат, и видим причинные связи между явлениями. Опыт «двойной»; По мнению Джеймса, у него есть как содержание (« чувственные данные »), так и ссылка, и эмпирики несправедливо пытаются свести опыт к голым ощущениям. Такое «толстое» описание сознательного опыта уже было частью монументальной работы Уильяма Джеймса « Принципы психологии» 1890 года, более чем за десять лет до того, как он впервые написал о радикальном эмпиризме.

Он заметно отличается от традиционного эмпиристского взгляда Локка и Юма , которые рассматривают опыт в терминах атомов, таких как цветные пятна и звуковые волны, которые сами по себе бессмысленны и должны быть интерпретированы логическим путем, прежде чем мы сможем действовать на них.

Заключение

[ редактировать ]

Джеймс заключает, что опыт полон связей и что эти связи являются частью того, что на самом деле переживается:

Точно так же, я утверждаю, данная неделимая часть опыта, взятая в одном контексте ассоциатов, играет роль познающего, состояния ума, «сознания»; в то время как в другом контексте тот же самый неделимый кусочек опыта играет роль известной вещи, объективного «содержания». Словом, в одной группе оно выступает как мысль, в другой — как вещь. А поскольку оно может фигурировать в обеих группах одновременно, мы имеем полное право говорить о нем как о субъективном, так и об объективном, одновременно. (Джеймс 1912, Эссе I)

Контекст и важность

[ редактировать ]

Джеймс выдвинул эту доктрину, потому что он считал, что обычный эмпиризм , вдохновленный достижениями физической науки, имеет или имел тенденцию подчеркивать «вращающиеся частицы» в ущерб более широкой картине: связям, причинности, значению. Оба элемента, утверждает Джеймс, в равной степени присутствуют в опыте, и оба необходимо учитывать.

Замечание о том, что наша приверженность науке, похоже, ставит нас в затруднительное положение, принадлежит не только Джеймсу. Например, Бертран Рассел отмечает парадокс в своем «Анализе материи» (1927): мы обращаемся к обычному восприятию, чтобы прийти к нашим физическим теориям, однако те же самые теории, похоже, подрывают это повседневное восприятие, которое богато смыслом.

Радикальный эмпиризм относится к дискуссиям о прямом и косвенном реализме , а также к дискуссиям начала двадцатого века против идеализма таких влиятельных философов, как Джозайя Ройс . Именно так интерпретировали Джеймса такие неореалисты, как Уильям Пепперелл Монтегю и Ральф Бартон Перри .

Вывод о том, что наше мировоззрение не нуждается в трансэмпирической поддержке, также важен в дискуссиях об адекватности натуралистических описаний смысла и интенциональности, которые пытается обеспечить Джеймс, в отличие от феноменологических подходов или некоторых форм редукционизма , утверждающих, что смысл — это иллюзия. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  • Джон Дьюи , который в своей работе «Опыт и природа » критикует те же дихотомии, которые беспокоили Джеймса: объективность/субъективность, разум/тело и так далее. Его позиция более или менее такая же, как у Джеймса, хотя сам он использует термин не «радикальный эмпиризм», а скорее «непосредственный эмпиризм».
  • Эдвин Холт
  • Альфред Норт Уайтхед
  • Брайан Массуми
  1. ^ Уильям Джеймс, Очерки радикального эмпиризма , 1912, Эссе II § 1.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: df6af77780a8db9d45db9e1967a7c11a__1695894780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/df/1a/df6af77780a8db9d45db9e1967a7c11a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Radical empiricism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)