Jump to content

Сад богов (шумерский рай)

Концепция сада богов или божественного рая , возможно, возникла в Шумере . [1] Идея этого дома бессмертных позже была передана вавилонянам , завоевавшим Шумер. [1]

Расположение

[ редактировать ]

Персидский залив

[ редактировать ]

Шумерский рай обычно ассоциируется с цивилизацией Дильмун в Восточной Аравии . Сэр Генри Роулинсон впервые предположил, что Дилмун находится в Бахрейне в 1880 году. [2] Позже эту теорию выдвинул Фридрих Делич в своей книге «Wo lag das Paradies» в 1881 году, предполагая, что она находилась в начале Персидского залива. [3] На эту тему были выдвинуты различные другие теории. Дилмун впервые упоминается в связи с Куром (горой), и это особенно проблематично, поскольку Бахрейн очень плоский, его самая высокая высота составляет всего 134 метра (440 футов). [2] Кроме того, в раннем эпосе «Энмеркар и Владыка Аратты » строительство зиккуратов в Уруке и Эриду описывается как происходящее в мире «еще до того, как Дилмун был заселен». В 1987 году Тереза ​​Ховард-Картер поняла, что в этих местах нет археологических свидетельств существования поселения, датируемого 3300–2300 годами до нашей эры. Она предположила, что Дилмун мог существовать в разные эпохи, и одна из этих эпох могла быть до сих пор неопознанным теллом. [4] [5]

Ливан и гора Хермон

[ редактировать ]
Гора Хермон

В девятой табличке стандартной версии « Эпоса о Гильгамеше » Гильгамеш путешествует в сад богов через Кедровый лес и глубины Машу , сопоставимым местом в шумерской версии является «Гора вырубки кедра». [6] [7] [8] От «драгоценного сада» Гильгамеша осталось мало описаний, поскольку двадцать четыре строки мифа были повреждены и не могли быть переведены на этом этапе текста. [9]

Кедры Ливана, иногда связанные с шумерским «садом богов».

Имя горы – Машу. Когда он достигает горы Машу, которая каждый день наблюдает за восходом и заходом солнца, чьи вершины достигают высоты «небесных берегов», а чья грудь достигает преисподней, люди-скорпионы продолжают смотреть у его ворот. [7]

Археолог Франц Мариус Теодор де Лиагре Бёль подчеркнул, что слово Машу по-шумерски означает «близнецы». Йенсен и Циммерн полагали, что это географическое место между горами Ливан и горами Хермон в Антиливанском хребте. [7] Эдвард Липински и Питер Кайл Маккартер предположили, что сад богов относится к горному святилищу в Ливанском и Антиливанском хребтах. [10] [11] Другие ученые обнаружили связь между Ливанскими кедрами и садом богов. Расположение сада богов близко к лесу, который описан в строке:

Сария (Сирион/ гора Ермон ) и Ливан дрожат от вырубки кедров. [12] [13]

Курган Телль в Эриду с храмом, посвященным богам

В 1908 году Теофил Пинчес предположил, что Эриду был шумерским раем, назвав его «не земным городом с таким названием, а городом, который также считался лежащим «внутри Бездны», содержащим древо жизни, питаемое рекой Евфрат . [14] Пинчес отмечал, что «он представлялся как место, доступ к которому был запрещен, поскольку «ни один человек не входил в него», как в случае с Эдемским садом после падения». В мифе под названием « Заклинание Эриду » он описывается как имеющий «славный источник бездны», «дом мудрости», священную рощу и дерево кискану , похожее на лазурит. [15] Фуад Сафар также нашел остатки канала, проходящего через Эриду, в ходе археологических раскопок 1948–1949 годов. [16] Уильям Фоксвелл Олбрайт отметил, что «Эриду используется как название Абзу , точно так же, как Куту ( Кута ), город Нергала , является общим названием Аралу», подчеркивая проблемы перевода, когда несколько мест назывались одним и тем же именем. [17] Альфред Иеремиас предположил, что Аралу был тем же самым, что и Ариэль на Западном Берегу , и означал одновременно гору богов и место запустения. [18] Как и в случае со словом Экур , это предполагает, что идеи, связанные с преисподней, пришли из горной страны за пределами Вавилонии. [19]

Миф об Энлиле и Нинлиль открывается описанием города Ниппура , его стен , реки , каналов и колодца , изображаемого как дом богов и, по мнению Крамера, «который, по-видимому, существовал до творение человека». Эндрю Р. Джордж предполагает, что «Ниппур был городом, населенным богами, а не людьми, и это позволяет предположить, что он существовал с самого начала». Он рассматривает Ниппур как «первый город» ( уру -саг , «Город-верхушка» или «глава») Шумера. [20] Эту концепцию Ниппура повторяет Джоан Гудник Вестенхольц , описывая обстановку как «civitas dei», существовавшую до « оси мира ». [21]

Был город, был город — тот, в котором мы живём. Нибру (Ниппур) был городом , в котором мы живём. Дур-джикнимбар был городом, в котором мы живём. Ид-сала — его священная река Кар-Джектина – его пристань . Кар-асар — его пристань, где лодки пришвартовываются . Пу-лал – это колодец с пресной водой. Ид-нунбир-тум — это его разветвляющийся канал , и если мерить оттуда, то его обрабатываемая земля стоит 50 сар в каждую сторону. Энлиль был одним из молодых людей, а Нинлиль была одной из молодых женщин. [22]

Георгий также отметил, что был воссоздан ритуальный в «Великом саду Ниппура» сад , скорее всего, священный сад в храмовом комплексе Э-кур (или Дур-анки ) , описанный в культовой песне Энлиля как « сад небесной радости». [20] Известно также, что храмы в Месопотамии украшали свои зиккураты святилищем и священной рощей деревьев, напоминающими висячие сады Вавилона . [23]

Мифология

[ редактировать ]

Гимн храма Кеш

[ редактировать ]

В храмовом гимне Кеша первое записанное описание (ок. 2600 г. до н. э.) владений богов описывается как цвет сада: «Четыре угла неба стали для Энлиля зелеными, как сад». [22] В более раннем переводе этого мифа, сделанном Джорджем Аароном Бартоном в «Разных вавилонских надписях», он считал, что он гласит: «В Хурсаге сад богов был зеленым». [24]

Спор между овцами и зерном

[ редактировать ]

Другой шумерский миф о сотворении мира , « Дискуссия между овцами и зерном», начинается с места «холм неба и земли» и описывает различные сельскохозяйственные разработки в пасторальной обстановке. обсуждает это Эдвард Кьера как «не поэтическое название земли, а жилище богов, расположенное в той точке, где небеса покоятся на земле. Именно там человечество имело свою первую среду обитания и там был Вавилонский сад». Эдема должно быть помещено». [25] Шумерское слово Эдин означает «степь» или «равнина». [26] поэтому современные ученые отказались от использования фразы «Вавилонский Эдемский сад», поскольку стало ясно, что «Райский сад» был более поздней концепцией.

Эпос о Гильгамеше

[ редактировать ]

Эпос о Гильгамеше описывает Гильгамеша , путешествующего в чудесный сад богов, который является источником реки, рядом с горой, покрытой кедрами, и упоминает « растение жизни ». обожествленного шумерского героя потопа Утнапиштима ( Зиусудру В мифе рай определяется как место, куда боги забрали ), чтобы жить вечно. Однажды в саду богов Гильгамеш находит всевозможные драгоценные камни, подобные Бытию 2:12 :

Там был сад богов: вокруг него стояли кусты с драгоценными камнями... плоды сердолика с свисающей с него лозой , красивые на вид; листья лазурита увешаны плодами, приятными на вид... редкие камни, агат и жемчуг из моря. [27]

Энки и Нинхурсаг

[ редактировать ]

Миф об Энки и Нинхурсаг также описывает шумерский рай как сад, которого Энки получает воду от Уту для орошения . [23]

Песня мотыги

[ редактировать ]

песне о мотыге В Энлиль создает человечество с помощью мотыги, а аннунаки расселяются из первоначального сада богов. Там также упоминается строительство Абзу в Эриду. [22]

Гимн Энлилю

[ редактировать ]

Гимн Энлилю восхваляет лидера шумерского пантеона следующим образом:

Ты основал его в Дур-ан-ки , посреди четырех сторон земли. Ее почва — это жизнь Земли и жизнь всех зарубежных стран. Его кирпичная кладка — красное золото, основание — лазурит . Ты заставил его сиять на высоте. [28]

Позднее использование

[ редактировать ]

Слово « Райский сад» в гораздо более поздней персидской литературе — «паи-Даеза» , что означает «сад», «огороженное ограждение» или « фруктовый сад ». [29] Арабское слово , обозначающее рай или сад в Коране, Джанна , что буквально означает «скрытое место». Предполагается, что под Джанной протекают два водотока, где описаны большие деревья, горы из мускуса , между которыми реки текут в долинах жемчуга и рубина . [30] Об особенностях этого райского сада рассказывается в притче Корана 15–15   47: . [31] Исламские сады могут разделить водотоки на четыре части, соединяющиеся у источника и включающие убежище для тени и отдыха. [32] [33]

В мифах Великой иранской культуры и традиций Джамшид описывается как спаситель мира, построивший волшебный сад на вершине горы. В этом саду также растет дерево жизни и он является источником реки, приносящей плодородие земле. предупреждает Джамшида Ахура Мазда о приближении морозной зимы, и поэтому он создает это ограждение, чтобы защитить семена жизни, когда случается климатическая катастрофа. [34]

  1. ^ Jump up to: а б Крамер, Сэмюэл Ной (1964). Шумеры: их история, культура и характер . Издательство Чикагского университета. п. 293. ИСБН  978-0-226-45238-8 . Проверено 14 июня 2011 г.
  2. ^ Jump up to: а б Селяль Шенгёр, AM (2003). Широковолновые деформации литосферы: материалы к истории эволюции мысли от древнейших времен до тектоники плит . Боулдер, Колорадо : Геологическое общество Америки . п. 32. ISBN  978-0-8137-1196-6 . Проверено 16 июня 2011 г.
  3. ^ Делич, Фридрих (1881). Где был рай?: библейско-ассириологическое исследование: с многочисленными ассириологическими вкладами в библейскую страну и этнографию, а также картой Вавилонии [ Где был рай?: Библейско-ассирийское исследование нескольких ассирийских вкладов в библейские страны и этнографию с картой Вавилон ]. Книжный магазин JC Hinrichs . Проверено 16 июня 2011 г.
  4. ^ Ховард-Картер, Тереза ​​(1987). «Дилмун: в море или не в море? Обзорная статья». Журнал клинописных исследований . 39 (1): 54–117. дои : 10.2307/1359986 . JSTOR   1359986 . S2CID   163963264 .
  5. ^ Сэмюэл Ной Крамер (1 октября 1981 г.). История начинается в Шумере: тридцать девять первых событий в истории человечества . Издательство Пенсильванского университета. п. 142. ИСБН  978-0-8122-1276-1 . Проверено 16 июня 2011 г.
  6. ^ Гильгамеш и Хувава (Версия A) - перевод, строки 9A и 12, kur-jicerin-kud
  7. ^ Jump up to: а б с Клюгер, Ривка Шерф; Клюгер, Х. Йехезкель (январь 1991 г.). Архетипическое значение Гильгамеша: современного древнего героя . Даймон. стр. 162 и 163. ISBN.  978-3-85630-523-9 . Проверено 22 июня 2011 г.
  8. ^ Майер, Джон Р. (1997). Гильгамеш: читатель . Издательство Больчази-Кардуччи. п. 144. ИСБН  978-0-86516-339-3 . Проверено 22 июня 2011 г.
  9. ^ Фернандес-Арместо, Фелипе (1 июня 2004 г.). Мир мифов . Издательство Техасского университета. ISBN  978-0-292-70607-1 . Проверено 24 июня 2011 г.
  10. ^ Липински, Эдвард. «Обитель Эла. Мифологические традиции, связанные с горой Хермон и горами Армении», Orientalia Lovaniensia periodica 2, 1971.
  11. ^ Смит, Марк С. (2009). Угаритский цикл Ваала . БРИЛЛ. п. 61. ИСБН  978-90-04-15348-6 . Проверено 16 июня 2011 г.
  12. ^ Нир, Ривка; Шипп, Р. Марк (декабрь 2002 г.). О мертвых царях и панихидах: миф и значение в Исаии 14:4б-21 . БРИЛЛ. стр. 10, 154. ISBN.  978-90-04-12715-9 . Проверено 15 июня 2011 г.
  13. ^ Оксфордский семинар по Ветхому Завету; Джон Дэй (2005). Храм и богослужение в библейском Израиле . Т&Т Кларк. стр. 9–10 . Проверено 18 июня 2011 г.
  14. ^ Пинчес, Теофил (январь 2005 г.). Ветхий Завет в свете исторических источников и легенд Ассирии и Вавилонии . Издательство Кессинджер. ISBN  978-1-4179-7413-9 . Проверено 16 июня 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  15. ^ Фишер, Ричард Джеймс (30 декабря 2008 г.). Историческое Бытие: от Адама до Авраама . Университетское издательство Америки. стр. 42–. ISBN  978-0-7618-3806-7 . Проверено 16 июня 2011 г.
  16. ^ Сафар, Фуад (1950). Эриду, Шумер, 6, 28, 1950 . Проверено 19 июня 2011 г.
  17. ^ Олбрайт, В.Ф., Устье рек, Американский журнал семитских языков и литературы, Vol. 35, № 4 (июль 1919 г.), стр. 161-195.
  18. ^ Иеремия, Альфред (1887). Вавилонско-ассирийские представления о жизни после смерти: представлены по источникам с учетом ветхозаветных параллелей [ Вавилонско-ассирийские представления о жизни после смерти: представлены по источникам с учетом ветхозаветных параллелей ]. Книжный магазин Хинрикса. стр. 121–123 . Проверено 18 июня 2011 г.
  19. ^ Джеймс Гастингс (15 октября 2001 г.). Энциклопедия религии и этики: Алгонкинское искусство . Элиброн.com. п. 437. ИСБН  978-1-4021-9433-7 . Проверено 17 июня 2011 г.
  20. ^ Jump up to: а б Джордж, Арканзас (1992). Вавилонские топографические тексты . Издательство Питерс. стр. 442–445. ISBN  978-90-6831-410-6 . Проверено 29 мая 2011 г.
  21. ^ Боррас, Мигель Анхель; Центр современной культуры Барселоны (2000). Джоан Гудник Вестенхольц, «Основные мифы месопотамских городов, божественные планировщики и человеческие строители в книге «Основание города: мифы и обряды в древнем мире» . Издания UPC. п. 48. ИСБН  978-84-8301-387-8 . Проверено 29 мая 2011 г.
  22. ^ Jump up to: а б с Энлиль и Нинлиль, Блэк Дж. А., Каннингем Г., Робсон Э. и Золиоми Г., Электронный текстовый корпус шумерской литературы, Оксфорд, 1998.
  23. ^ Jump up to: а б Делюмо, Жан; О'Коннелл, Мэтью (20 апреля 2000 г.). История рая: Эдемский сад в мифах и традициях . Издательство Университета Иллинойса. п. 5. ISBN  978-0-252-06880-5 . Проверено 15 июня 2011 г.
  24. ^ Бартон, Джордж Аарон (1918). Разные вавилонские надписи . Издательство Йельского университета. п. 52 . Проверено 23 мая 2011 г.
  25. ^ Кьера, Эдвард; Константинопольский Императорский Османский музей (1924 г.). Шумерские религиозные тексты . Университет. п. 26 . Проверено 23 мая 2011 г.
  26. ^ Томасма, Дэвид К.; Вайсстуб, Дэвид Н. (2004). Переменные моральных способностей . Спрингер. п. 110. ИСБН  978-1-4020-2551-8 . Проверено 16 июня 2011 г.
  27. ^ Шарпс, Дональд К. (15 августа 2005 г.). Повелители свитков: литературные традиции в Библии и Евангелиях . Питер Лэнг. п. 90. ИСБН  978-0-8204-7849-4 . Проверено 16 июня 2011 г.
  28. ^ Хесс, Ричард С. (июнь 1999 г.). Сион, город Бога нашего . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 100. ИСБН  978-0-8028-4426-2 . Проверено 14 июня 2011 г.
  29. ^ Гарри, Джейн; Эль-Шами, Хасан М. (2005). Архетипы и мотивы в фольклоре и литературе: справочник . Я Шарп. п. 198. ИСБН  978-0-7656-1260-1 . Проверено 14 июня 2011 г.
  30. ^ «Джанна», Энциклопедия ислама онлайн
  31. ^ Уиллер, Брэннон М. (28 октября 2002 г.). Моисей в Коране и исламская экзегеза . Психология Пресс. п. 122. ИСБН  978-0-7007-1603-6 . Проверено 15 июня 2011 г.
  32. ^ МакВини, Ален; Каро Несс (июнь 2002 г.). Пространство для тишины . Фрэнсис Линкольн Лтд. с. 137. ИСБН  978-0-7112-1656-3 . Проверено 15 июня 2011 г.
  33. ^ О'Брайен, Дэн; Фриц Альхофф; Дэвид Э. Купер (22 февраля 2011 г.). Садоводство — философия для всех: взращивание мудрости . Джон Уайли и сыновья. п. 192. ИСБН  978-1-4443-3021-2 . Проверено 15 июня 2011 г.
  34. ^ Шомп, Вирджиния (сентябрь 2009 г.). Древние персы . Маршалл Кавендиш. п. 51. ИСБН  978-0-7614-4218-9 . Проверено 15 июня 2011 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 958ca4d968f838f11a52ec4a56b3e53e__1716165360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/3e/958ca4d968f838f11a52ec4a56b3e53e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Garden of the gods (Sumerian paradise) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)