Сад богов (шумерский рай)
Часть серии о |
Древний Месопотамская религия |
---|
![]() |
Часть серии о |
Утопии |
---|
![]() |
Мифические и религиозные |
Литература |
Теория |
Концепции |
Упражняться |
Концепция сада богов или божественного рая , возможно, возникла в Шумере . [1] Идея этого дома бессмертных позже была передана вавилонянам , завоевавшим Шумер. [1]
Расположение
[ редактировать ]Персидский залив
[ редактировать ]Шумерский рай обычно ассоциируется с цивилизацией Дильмун в Восточной Аравии . Сэр Генри Роулинсон впервые предположил, что Дилмун находится в Бахрейне в 1880 году. [2] Позже эту теорию выдвинул Фридрих Делич в своей книге «Wo lag das Paradies» в 1881 году, предполагая, что она находилась в начале Персидского залива. [3] На эту тему были выдвинуты различные другие теории. Дилмун впервые упоминается в связи с Куром (горой), и это особенно проблематично, поскольку Бахрейн очень плоский, его самая высокая высота составляет всего 134 метра (440 футов). [2] Кроме того, в раннем эпосе «Энмеркар и Владыка Аратты » строительство зиккуратов в Уруке и Эриду описывается как происходящее в мире «еще до того, как Дилмун был заселен». В 1987 году Тереза Ховард-Картер поняла, что в этих местах нет археологических свидетельств существования поселения, датируемого 3300–2300 годами до нашей эры. Она предположила, что Дилмун мог существовать в разные эпохи, и одна из этих эпох могла быть до сих пор неопознанным теллом. [4] [5]
Ливан и гора Хермон
[ редактировать ]
В девятой табличке стандартной версии « Эпоса о Гильгамеше » Гильгамеш путешествует в сад богов через Кедровый лес и глубины Машу , сопоставимым местом в шумерской версии является «Гора вырубки кедра». [6] [7] [8] От «драгоценного сада» Гильгамеша осталось мало описаний, поскольку двадцать четыре строки мифа были повреждены и не могли быть переведены на этом этапе текста. [9]

Имя горы – Машу. Когда он достигает горы Машу, которая каждый день наблюдает за восходом и заходом солнца, чьи вершины достигают высоты «небесных берегов», а чья грудь достигает преисподней, люди-скорпионы продолжают смотреть у его ворот. [7]
Археолог Франц Мариус Теодор де Лиагре Бёль подчеркнул, что слово Машу по-шумерски означает «близнецы». Йенсен и Циммерн полагали, что это географическое место между горами Ливан и горами Хермон в Антиливанском хребте. [7] Эдвард Липински и Питер Кайл Маккартер предположили, что сад богов относится к горному святилищу в Ливанском и Антиливанском хребтах. [10] [11] Другие ученые обнаружили связь между Ливанскими кедрами и садом богов. Расположение сада богов близко к лесу, который описан в строке:
Сария (Сирион/ гора Ермон ) и Ливан дрожат от вырубки кедров. [12] [13]
Мриду
[ редактировать ]
В 1908 году Теофил Пинчес предположил, что Эриду был шумерским раем, назвав его «не земным городом с таким названием, а городом, который также считался лежащим «внутри Бездны», содержащим древо жизни, питаемое рекой Евфрат . [14] Пинчес отмечал, что «он представлялся как место, доступ к которому был запрещен, поскольку «ни один человек не входил в него», как в случае с Эдемским садом после падения». В мифе под названием « Заклинание Эриду » он описывается как имеющий «славный источник бездны», «дом мудрости», священную рощу и дерево кискану , похожее на лазурит. [15] Фуад Сафар также нашел остатки канала, проходящего через Эриду, в ходе археологических раскопок 1948–1949 годов. [16] Уильям Фоксвелл Олбрайт отметил, что «Эриду используется как название Абзу , точно так же, как Куту ( Кута ), город Нергала , является общим названием Аралу», подчеркивая проблемы перевода, когда несколько мест назывались одним и тем же именем. [17] Альфред Иеремиас предположил, что Аралу был тем же самым, что и Ариэль на Западном Берегу , и означал одновременно гору богов и место запустения. [18] Как и в случае со словом Экур , это предполагает, что идеи, связанные с преисподней, пришли из горной страны за пределами Вавилонии. [19]
Ниппур
[ редактировать ]Миф об Энлиле и Нинлиль открывается описанием города Ниппура , его стен , реки , каналов и колодца , изображаемого как дом богов и, по мнению Крамера, «который, по-видимому, существовал до творение человека». Эндрю Р. Джордж предполагает, что «Ниппур был городом, населенным богами, а не людьми, и это позволяет предположить, что он существовал с самого начала». Он рассматривает Ниппур как «первый город» ( уру -саг , «Город-верхушка» или «глава») Шумера. [20] Эту концепцию Ниппура повторяет Джоан Гудник Вестенхольц , описывая обстановку как «civitas dei», существовавшую до « оси мира ». [21]
Был город, был город — тот, в котором мы живём. Нибру (Ниппур) был городом , в котором мы живём. Дур-джикнимбар был городом, в котором мы живём. Ид-сала — его священная река Кар-Джектина – его пристань . Кар-асар — его пристань, где лодки пришвартовываются . Пу-лал – это колодец с пресной водой. Ид-нунбир-тум — это его разветвляющийся канал , и если мерить оттуда, то его обрабатываемая земля стоит 50 сар в каждую сторону. Энлиль был одним из молодых людей, а Нинлиль была одной из молодых женщин. [22]
Георгий также отметил, что был воссоздан ритуальный в «Великом саду Ниппура» сад , скорее всего, священный сад в храмовом комплексе Э-кур (или Дур-анки ) , описанный в культовой песне Энлиля как « сад небесной радости». [20] Известно также, что храмы в Месопотамии украшали свои зиккураты святилищем и священной рощей деревьев, напоминающими висячие сады Вавилона . [23]
Мифология
[ редактировать ]Гимн храма Кеш
[ редактировать ]В храмовом гимне Кеша первое записанное описание (ок. 2600 г. до н. э.) владений богов описывается как цвет сада: «Четыре угла неба стали для Энлиля зелеными, как сад». [22] В более раннем переводе этого мифа, сделанном Джорджем Аароном Бартоном в «Разных вавилонских надписях», он считал, что он гласит: «В Хурсаге сад богов был зеленым». [24]
Спор между овцами и зерном
[ редактировать ]Другой шумерский миф о сотворении мира , « Дискуссия между овцами и зерном», начинается с места «холм неба и земли» и описывает различные сельскохозяйственные разработки в пасторальной обстановке. обсуждает это Эдвард Кьера как «не поэтическое название земли, а жилище богов, расположенное в той точке, где небеса покоятся на земле. Именно там человечество имело свою первую среду обитания и там был Вавилонский сад». Эдема должно быть помещено». [25] Шумерское слово Эдин означает «степь» или «равнина». [26] поэтому современные ученые отказались от использования фразы «Вавилонский Эдемский сад», поскольку стало ясно, что «Райский сад» был более поздней концепцией.
Эпос о Гильгамеше
[ редактировать ]Эпос о Гильгамеше описывает Гильгамеша , путешествующего в чудесный сад богов, который является источником реки, рядом с горой, покрытой кедрами, и упоминает « растение жизни ». обожествленного шумерского героя потопа Утнапиштима ( Зиусудру В мифе рай определяется как место, куда боги забрали ), чтобы жить вечно. Однажды в саду богов Гильгамеш находит всевозможные драгоценные камни, подобные Бытию 2:12 :
Там был сад богов: вокруг него стояли кусты с драгоценными камнями... плоды сердолика с свисающей с него лозой , красивые на вид; листья лазурита увешаны плодами, приятными на вид... редкие камни, агат и жемчуг из моря. [27]
Энки и Нинхурсаг
[ редактировать ]Миф об Энки и Нинхурсаг также описывает шумерский рай как сад, которого Энки получает воду от Уту для орошения . [23]
Песня мотыги
[ редактировать ]песне о мотыге В Энлиль создает человечество с помощью мотыги, а аннунаки расселяются из первоначального сада богов. Там также упоминается строительство Абзу в Эриду. [22]
Гимн Энлилю
[ редактировать ]Гимн Энлилю восхваляет лидера шумерского пантеона следующим образом:
Ты основал его в Дур-ан-ки , посреди четырех сторон земли. Ее почва — это жизнь Земли и жизнь всех зарубежных стран. Его кирпичная кладка — красное золото, основание — лазурит . Ты заставил его сиять на высоте. [28]
Позднее использование
[ редактировать ]Слово « Райский сад» в гораздо более поздней персидской литературе — «паи-Даеза» , что означает «сад», «огороженное ограждение» или « фруктовый сад ». [29] Арабское слово , обозначающее рай или сад в Коране, — Джанна , что буквально означает «скрытое место». Предполагается, что под Джанной протекают два водотока, где описаны большие деревья, горы из мускуса , между которыми реки текут в долинах жемчуга и рубина . [30] Об особенностях этого райского сада рассказывается в притче Корана 15–15 47: . [31] Исламские сады могут разделить водотоки на четыре части, соединяющиеся у источника и включающие убежище для тени и отдыха. [32] [33]
В мифах Великой иранской культуры и традиций Джамшид описывается как спаситель мира, построивший волшебный сад на вершине горы. В этом саду также растет дерево жизни и он является источником реки, приносящей плодородие земле. предупреждает Джамшида Ахура Мазда о приближении морозной зимы, и поэтому он создает это ограждение, чтобы защитить семена жизни, когда случается климатическая катастрофа. [34]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Крамер, Сэмюэл Ной (1964). Шумеры: их история, культура и характер . Издательство Чикагского университета. п. 293. ИСБН 978-0-226-45238-8 . Проверено 14 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Селяль Шенгёр, AM (2003). Широковолновые деформации литосферы: материалы к истории эволюции мысли от древнейших времен до тектоники плит . Боулдер, Колорадо : Геологическое общество Америки . п. 32. ISBN 978-0-8137-1196-6 . Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ Делич, Фридрих (1881). Где был рай?: библейско-ассириологическое исследование: с многочисленными ассириологическими вкладами в библейскую страну и этнографию, а также картой Вавилонии [ Где был рай?: Библейско-ассирийское исследование нескольких ассирийских вкладов в библейские страны и этнографию с картой Вавилон ]. Книжный магазин JC Hinrichs . Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ Ховард-Картер, Тереза (1987). «Дилмун: в море или не в море? Обзорная статья». Журнал клинописных исследований . 39 (1): 54–117. дои : 10.2307/1359986 . JSTOR 1359986 . S2CID 163963264 .
- ^ Сэмюэл Ной Крамер (1 октября 1981 г.). История начинается в Шумере: тридцать девять первых событий в истории человечества . Издательство Пенсильванского университета. п. 142. ИСБН 978-0-8122-1276-1 . Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ Гильгамеш и Хувава (Версия A) - перевод, строки 9A и 12, kur-jicerin-kud
- ^ Jump up to: а б с Клюгер, Ривка Шерф; Клюгер, Х. Йехезкель (январь 1991 г.). Архетипическое значение Гильгамеша: современного древнего героя . Даймон. стр. 162 и 163. ISBN. 978-3-85630-523-9 . Проверено 22 июня 2011 г.
- ^ Майер, Джон Р. (1997). Гильгамеш: читатель . Издательство Больчази-Кардуччи. п. 144. ИСБН 978-0-86516-339-3 . Проверено 22 июня 2011 г.
- ^ Фернандес-Арместо, Фелипе (1 июня 2004 г.). Мир мифов . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-70607-1 . Проверено 24 июня 2011 г.
- ^ Липински, Эдвард. «Обитель Эла. Мифологические традиции, связанные с горой Хермон и горами Армении», Orientalia Lovaniensia periodica 2, 1971.
- ^ Смит, Марк С. (2009). Угаритский цикл Ваала . БРИЛЛ. п. 61. ИСБН 978-90-04-15348-6 . Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ Нир, Ривка; Шипп, Р. Марк (декабрь 2002 г.). О мертвых царях и панихидах: миф и значение в Исаии 14:4б-21 . БРИЛЛ. стр. 10, 154. ISBN. 978-90-04-12715-9 . Проверено 15 июня 2011 г.
- ^ Оксфордский семинар по Ветхому Завету; Джон Дэй (2005). Храм и богослужение в библейском Израиле . Т&Т Кларк. стр. 9–10 . Проверено 18 июня 2011 г.
- ^ Пинчес, Теофил (январь 2005 г.). Ветхий Завет в свете исторических источников и легенд Ассирии и Вавилонии . Издательство Кессинджер. ISBN 978-1-4179-7413-9 . Проверено 16 июня 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Фишер, Ричард Джеймс (30 декабря 2008 г.). Историческое Бытие: от Адама до Авраама . Университетское издательство Америки. стр. 42–. ISBN 978-0-7618-3806-7 . Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ Сафар, Фуад (1950). Эриду, Шумер, 6, 28, 1950 . Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ Олбрайт, В.Ф., Устье рек, Американский журнал семитских языков и литературы, Vol. 35, № 4 (июль 1919 г.), стр. 161-195.
- ^ Иеремия, Альфред (1887). Вавилонско-ассирийские представления о жизни после смерти: представлены по источникам с учетом ветхозаветных параллелей [ Вавилонско-ассирийские представления о жизни после смерти: представлены по источникам с учетом ветхозаветных параллелей ]. Книжный магазин Хинрикса. стр. 121–123 . Проверено 18 июня 2011 г.
- ^ Джеймс Гастингс (15 октября 2001 г.). Энциклопедия религии и этики: Алгонкинское искусство . Элиброн.com. п. 437. ИСБН 978-1-4021-9433-7 . Проверено 17 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Джордж, Арканзас (1992). Вавилонские топографические тексты . Издательство Питерс. стр. 442–445. ISBN 978-90-6831-410-6 . Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ Боррас, Мигель Анхель; Центр современной культуры Барселоны (2000). Джоан Гудник Вестенхольц, «Основные мифы месопотамских городов, божественные планировщики и человеческие строители в книге «Основание города: мифы и обряды в древнем мире» . Издания UPC. п. 48. ИСБН 978-84-8301-387-8 . Проверено 29 мая 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Энлиль и Нинлиль, Блэк Дж. А., Каннингем Г., Робсон Э. и Золиоми Г., Электронный текстовый корпус шумерской литературы, Оксфорд, 1998.
- ^ Jump up to: а б Делюмо, Жан; О'Коннелл, Мэтью (20 апреля 2000 г.). История рая: Эдемский сад в мифах и традициях . Издательство Университета Иллинойса. п. 5. ISBN 978-0-252-06880-5 . Проверено 15 июня 2011 г.
- ^ Бартон, Джордж Аарон (1918). Разные вавилонские надписи . Издательство Йельского университета. п. 52 . Проверено 23 мая 2011 г.
- ^ Кьера, Эдвард; Константинопольский Императорский Османский музей (1924 г.). Шумерские религиозные тексты . Университет. п. 26 . Проверено 23 мая 2011 г.
- ^ Томасма, Дэвид К.; Вайсстуб, Дэвид Н. (2004). Переменные моральных способностей . Спрингер. п. 110. ИСБН 978-1-4020-2551-8 . Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ Шарпс, Дональд К. (15 августа 2005 г.). Повелители свитков: литературные традиции в Библии и Евангелиях . Питер Лэнг. п. 90. ИСБН 978-0-8204-7849-4 . Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ Хесс, Ричард С. (июнь 1999 г.). Сион, город Бога нашего . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 100. ИСБН 978-0-8028-4426-2 . Проверено 14 июня 2011 г.
- ^ Гарри, Джейн; Эль-Шами, Хасан М. (2005). Архетипы и мотивы в фольклоре и литературе: справочник . Я Шарп. п. 198. ИСБН 978-0-7656-1260-1 . Проверено 14 июня 2011 г.
- ^ «Джанна», Энциклопедия ислама онлайн
- ^ Уиллер, Брэннон М. (28 октября 2002 г.). Моисей в Коране и исламская экзегеза . Психология Пресс. п. 122. ИСБН 978-0-7007-1603-6 . Проверено 15 июня 2011 г.
- ^ МакВини, Ален; Каро Несс (июнь 2002 г.). Пространство для тишины . Фрэнсис Линкольн Лтд. с. 137. ИСБН 978-0-7112-1656-3 . Проверено 15 июня 2011 г.
- ^ О'Брайен, Дэн; Фриц Альхофф; Дэвид Э. Купер (22 февраля 2011 г.). Садоводство — философия для всех: взращивание мудрости . Джон Уайли и сыновья. п. 192. ИСБН 978-1-4443-3021-2 . Проверено 15 июня 2011 г.
- ^ Шомп, Вирджиния (сентябрь 2009 г.). Древние персы . Маршалл Кавендиш. п. 51. ИСБН 978-0-7614-4218-9 . Проверено 15 июня 2011 г.