Jump to content

Пандацанг Рапга

1948 год Тибетского правительства . Член торговой миссии Цепон Вангчук Деден Шакабпа встретился с последним британским вице-королем Индии лордом Луи Маунтбаттеном , в то время как Куладхарма Ратна переводил и его коллега Лобзанг Ямпел Пангдатсанг (крайний слева).
Пандацанг Рапга
Китайское имя
Традиционный китайский Бангдачан Раога
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu Pinyinbāngdáchāng ráogá
Альтернативное китайское название
Традиционный китайский Бангдараоган
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu Pinyinbāngdáráogàn[1]
Второе альтернативное китайское имя
Традиционный китайский Бангдарауга
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu Pinyinbāngdáráogá
тибетское имя
тибетский спом мда' тшанг раб дга'
Транскрипции
Wyliespom mda' tshang rab dga

Пандацанг Рапга ( тибетский : спом мда' тшанг раб дга , Уайли : спом мда' тшанг раб дга ; [2] 1902–1974) был революционером Кхампы в первой половине 20 века в Тибете. Он был сторонником Гоминьдана и Китайской Республики , антифеодальным и антикоммунистическим взглядом. Он верил в свержение феодального режима Далай-ламы и изгнание британского империализма из Тибета и действовал от имени Чан Кайши в противодействии Далай-ламе. Позже он участвовал в восстании против коммунистического правления.

Он принадлежал к ветви большого клана Пандатсанг, родом из Кхама . Пандатсанг на языке Кхам означает «Дом Пангда». [3] Пандацанг были чрезвычайно богатой торговой семьей Кхампа, имевшей огромное влияние в Кхаме. Лидером семьи был Ньигьял. Известно, что слуги семьи часто хвастались словами «Sa spang mda' gnam spang mda'», что означает «Земля принадлежит Пангда, небо принадлежит Пангда», и «Я связан с Пангда, что ты собираешься со мной делать?» Они стояли за восстанием против Лхасы в 1934 году и за Партией улучшения Тибета . [4]

Рапга был братом Пандастанга Тогбье, который был большим другом Тубтена Кунпелы , который был родом из округа Ньемо , расположенного между Шигадзе и Лхасой, У-Цанг. Частично из-за гнева по поводу падения Кунпелы от власти после смерти 13-го Далай-ламы Тубтена Гьяцо, Тогби организовал восстание в 1934 году против тибетского правительства. [5] на контролируемых ими территориях в западной части Кхама, что составляет примерно треть всего региона Кхама. Его брат имел военный контроль, а Рапга был скорее «ученым». Они стремились в конечном итоге атаковать Лхасу , и им нужно было сначала взять Чамдо . [6]

Он сделал это, полагая, что многие монахи из Кхама, происходящие из крупных монастырей недалеко от Лхасы, поддержат его в этом. Тибетское правительство знало, что восстание зародилось внутри Кхама. Дом его семьи в Лхасе был конфискован, но в конечном итоге переговоры последовали. Причина заключалась в том, что семья была основным экспортером тибетской шерсти за границу, и любой дальнейший инцидент мог повлиять на государственные средства. В результате переговоров члены семьи не стали продолжать восстание.

Пока повстанцы Кхама бежали от тибетских правительственных сил, они были вынуждены сражаться как против сычуаньского военачальника Лю Вэньхуэя , так и против сил Коммунистической партии Китая, находившихся в Великом походе . [7]

Рапга бежал из Кхама в Калимпонг через Кантинг и Нанкин после провала восстания. [8]

В 1935 году Пандацанг Рапга уехал в Индию. Некоторое время спустя он отправился в Чунцин , который служил военной столицей правительства Гоминьдана Китайской Республики во время Второй китайско-японской войны , где он присоединился к Комиссии по делам Монголии и Тибета правительства Китайской Республики. В 1939 году он снова уехал, чтобы вернуться в Калимпонг в Индии.

Партия улучшения Тибета

[ редактировать ]

В 1939 году он в конце концов основал Партию улучшения Тибета в Калимпонге , в Британской Индии. [9] Монах Гендюн Чёфель , [10] изгнанный Тубтен Кунпела ( Уайли : thub-bstan-kun-vphel ; китайский : 土登貢培 ; пиньинь : tǔdēng gòngpéi ) и поэт Канлосен ( Wylie : lcang-lo-can-bsod-nams-rgyal-po ; китайский ) : 江樂金 ; пиньинь : jiānglèjīn ) присоединились в качестве членов революционной партии, которая стремилась свергнуть тибетское правительство в Лхасе и реформировать Тибет, [11] [12] и стремился «вытеснить британцев из Индии». [13] Партия считала тогдашнее правительство Тибета полностью устаревшим, религиозным и феодальным и стремилась к созданию более современного, светского правительства, которое бы обращало внимание на улучшение инфраструктуры, такое как внедрение более передовых технологий, лучшее образование и современную постоянную армию. Конечная цель партии относительно будущего Тибета заключалась в том, чтобы Тибет стал автономной республикой в ​​составе Китайской Республики . [14] Реформа буддийской религии в Тибете и освобождение Тибета от существующего тиранического правительства, а также революционная реструктуризация тибетского правительства и общества» были среди целей, которых хотела достичь Партия улучшения Тибета. Партия выступала за реформу путем « давать монахам жалованье вместо поместий и требовать от них учебы вместо того, чтобы заниматься бизнесом». [15] Рапга попытается достичь своих целей в отношении Тибета с помощью Гоминьдана. [16]

Пандацанг Рапга находился под сильным влиянием идей Сунь Ятсена , особенно его «Трех принципов народа доктрины » (Санмин Чжуи). Он считал, что перемены в Тибете возможны только так, как это было во время династии Цин свержения в Китае. В основу своей модели Тибета он заимствовал теории и идеи Гоминьдана. Партия финансировалась Гоминьданом. [17] и семьей Пандатсанг.

В 1943 году Рапга попросил Китай помочь ему совершить революцию против правящих тибетских властей в Лхасе, поскольку среди тибетского населения росло инакомыслие, и противостоять тибетской армии с помощью своего собственного ополчения Кхама. Чан Кайши получил секретный отчет об этих планах от У Чжунсина в октябре 1943 года. Затем Чан предоставил Рапге китайский паспорт, зарплату в размере 100 000 долларов в месяц через Комиссию по делам Монголии и Тибета и сотрудничество со своими секретными агентами в Индии. Тибет и Сикан. [18]

В 1945 году Рапга отправил Гендуна Чёфеля с миссией в Лхасу через Таванг и Бутан, чтобы нарисовать карты местности, маскируясь под нищего монаха-паломника. [19] Когда Рапга разместил запрос на 2000 членских карточек и 4000 членских бланков, британский чиновник Его Превосходительство Ричардсон узнал о его деятельности в Калимпонге и о существовании Партии улучшения Тибета. Британцы обсуждали между собой, следует ли информировать тибетское правительство о партии. [20] 10 апреля Ричардсон сообщил тибетскому правительству о Партии улучшения Тибета. [21] Затем 26 апреля тибетское правительство потребовало экстрадиции Рапги, но, поскольку Рапга объявил себя гражданином Китая, Ричардсон не смог осуществить экстрадицию, посоветовав вместо этого депортировать в Китай. 19 июня 1946 года по британскому приказу полиция совершила обыск в доме Рапги по обвинению в подготовке революции, подделке денег и шпионаже. Рапга заранее уничтожил все соответствующие партийные документы, поскольку его предупредил китайский комиссар в Дели, но полиция обыскала карман костюма и нашла письма, документирующие переписку Рапги с китайцами по поводу Партии улучшения Тибета. [22] Рапгу было приказано депортировать из Британской Индии. Он попросил помощи у Комиссии по делам Монголии и Тибета в Китае, чтобы остановить депортацию. [23]

Британцы собрали информацию о Рапге в файле под названием «Китайские интриги и тибетские подрывные действия (Рапга)». [24] Другие люди, связанные с Партией улучшения Тибета, такие как Абдул Вахид Ладакче, Джампа Восел и деятельность Кумфела Ла (Тубтен Кунпела), также находились под наблюдением британцев. [25]

Пандацанг приветствовал Три принципа доктора Суня за помощь азиатским народам в борьбе с иностранным империализмом и призвал к свержению феодальной системы. Рапга заявил, что «Саньмин Чжуи была предназначена для всех народов, находящихся под властью иноземцев, для всех тех, кто был лишен прав человека. Но она была задумана специально для азиатов. Именно по этой причине я перевел ее. В то время в Тибете распространялось множество новых идей», — во время интервью в 1975 году доктора Хизер Стоддард. [26]

У партии были некоторые разногласия по поводу финансирования. Часть семьи Пандацанга рассматривала партию как инструмент создания независимого государства Кхам, одинаково независимого как от Китая, так и от Тибета Далай-ламы.

Деятельность партии в конечном итоге была замечена британцами. Это привело к тому, что тибетское правительство узнало о существовании партии и, в частности, Пандацанг Рапга. Тибетцы потребовали его экстрадиции в Тибет, однако это оказалось невозможным из-за наличия у Рапги китайского паспорта. В 1947 году Британская Индия выслала его в Шанхай.

Вернуться в Кхам

[ редактировать ]

В 1950 году Рапга отправился в Чамдо, который расположен на границе между частью Кхама, контролируемой тибетским правительством, и частью, которая была независима от его контроля. [27] [28] Народно -освободительная армия оккупировала Кхам без особого сопротивления со стороны Кхампаса. Отношения между Кхампой и тибетским правительством Далай-ламы XIV в Лхасе в то время были крайне плохими. Рапга предложил губернатору Чамдо Нгабо Нгавангу Джигме несколько бойцов Кхампы в обмен на признание тибетским правительством независимости Кхама. Нгабо отказался от этого предложения.

После поражения Тибетской армии в Чамдо Рапга стал посредником в переговорах между Народно-освободительной армией и тибетцами. Рапга и Топгай вели переговоры с китайцами во время битвы при Чамдо . Хампас либо перешел на сторону китайских сил НОАК, либо вообще не воевал. НОАК преуспела в вторжении. [29]

Тибетцы Кхампы и тибетцы Лхасы испытывали друг к другу взаимное презрение и неприязнь, причем в некоторых случаях кхампа ненавидели правление Лхасы даже больше, чем правление Китая. [30]

Рапга оставался независимым в своей идеологии и политике, отказываясь присоединиться к старшему брату Далай-ламы Гьяло Тхондупу в начинании, в котором Гьяло предложил всем различным тибетским группировкам объединиться против Китая и оказать давление на Индию, чтобы она действовала против контроля Китая над Тибетом. [31]

Рапга участвовал в поднятии повстанцев Кхампы для борьбы против коммунистов во время Тибетского восстания 1959 года. Рапга продолжал сотрудничать с правительством Китайской Республики гоминьдановским после того, как оно бежало на Тайвань , который также проводил подготовку повстанцев Кхампы против коммунистических сил НОАК. [32] Рапга утверждал, что держит под своим контролем 100 000 солдат. [33]

У Китайской Республики на Тайване возник спор с Соединенными Штатами относительно того, будет ли Тибет независимым, поскольку правительство Китайской Республики объявило Тибет частью своей территории. Рапга согласился с планом, согласно которому восстание против коммунистов будет включать антифеодализм, земельную реформу, современное правительство и передачу власти народу. [34] Еще в 1970-х годах Рапга считал, что три принципа Сунь Ятсена были лучшей надеждой для азиатских народов против феодализма и иностранного империализма.

  • Гольдштейн, Мелвин К. (1991) Упадок ламаистского государства, University of California Press, ISBN   978-0-520-07590-0
  • Капштейн, Мэтью (2007) Тибетцы, Blackwell Publishing, Оксфорд, ISBN   0-631-22574-9
  • Лопес-младший, Дональд С. (2006) Средний путь сумасшедшего, Издательство Чикагского университета, ISBN   978-0-226-49316-9
  1. ^ Сяо-тин Линь (2010). Этнические границы современного Китая: путешествие на запад . Том. 67 исследований Рутледжа по современной истории Азии (иллюстрированное издание). Тейлор и Фрэнсис. п. 126. ИСБН  978-0-415-58264-3 Проверено 27 декабря г. 2011
  2. ^ Исследование Тибетской революционной партии [ постоянная мертвая ссылка ]
  3. ^ Международная ассоциация тибетских исследований. Семинар Лоуренса Эпштейна (2002). Лоуренс Эпштейн (ред.). Истории Кхамса: видение людей, места и власти: PIATS 2000, Тибетоведение, материалы 9-го семинара Международной ассоциации тибетских исследований, Лейден, 2000 г. Том. Библиотека тибетских исследований Брилла, том 2/4 (иллюстрированное издание). БРИЛЛ. п. 105. ИСБН  90-04-12423-3 . Проверено 27 декабря 2011 г.
  4. ^ Международная ассоциация тибетских исследований. Семинар Лоуренса Эпштейна (2002). Лоуренс Эпштейн (ред.). Истории Кхамса: видение людей, места и власти: PIATS 2000, Тибетоведение, материалы 9-го семинара Международной ассоциации тибетских исследований, Лейден, 2000 г. Том. Библиотека тибетских исследований Брилла, том 2/4 (иллюстрированное издание). БРИЛЛ. п. 105. ИСБН  90-04-12423-3 . Проверено 27 декабря 2011 г.
  5. ^ ВУДБРИДЖ, ДЭВИД (2012). Миссионерский примитивизм и китайская современность: братья в Китае двадцатого века (PDF) (Диссертация, представленная в Манчестерский университет на степень доктора философии на факультете гуманитарных наук). п. 211 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  6. ^ Оригинал из Мичиганского университета. Джордж Нейлсон Паттерсон (1990). Реквием по Тибету (иллюстрированное изд.). Аурум Пресс. п. 26. ISBN  1-85410-111-0 . Проверено 27 декабря 2011 г.
  7. ^ Арпи, Клод. «Карма Тибета» (PDF) . стр. 95–96. Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 24 апреля 2014 г.
  8. ^ Арпи, Клод. «Карма Тибета» (PDF) . п. 96. Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 24 апреля 2014 г.
  9. ^ Арпи, Клод. «Карма Тибета» (PDF) . стр. 51, 53, 56, 66, 80, 94, 95, 96, 97. Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 г. . Проверено 24 апреля 2014 г.
  10. ^ Ло, Цзя (2009). РЕФОРМА В ТИБЕТЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ (PDF) (Диссертация представлена ​​в соответствии с требованиями для получения степени магистра образования. Высший факультет социологии и исследований равенства в образовании. Институт исследований в области образования. Университет Торонто). п. 37 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  11. ^ Арпи, Клод (2012). 1962 год и Сага о линии МакМэхона (иллюстрированное издание). Лансер Интернэшнл Инкорпорейтед. п. 301. ИСБН  978-1935501404 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  12. ^ Шедлер, Люк (2007). Злой монах: Размышления о Тибете: литературные, исторические и устные источники для документального фильма (PDF) (Диссертация представлена ​​на факультете искусств Цюрихского университета на степень доктора философии). Цюрихский университет, факультет искусств. стр. 27, 100, 123, 174, 203, 208, 213, 214, 224, 267. Архивировано из оригинала (PDF) 19 июля 2014 г .. Проверено 24 апреля 2014 г.
  13. ^ Саверталь, Анна (2011). «Мелонг. Пример формирования тибетской языковой прессы» (PDF) (пересмотренное издание диссертации, представленной в рамках частичного выполнения требований для получения степени «Магфил» (MA) в Венском университете, Австрия). п. 72 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  14. ^ Мелвин С. Гольдштейн (1991). История современного Тибета, 1913-1951: упадок ламаистского государства . Том. 1 «Истории современного Тибета» (переиздание, иллюстрированное издание). Издательство Калифорнийского университета. п. 450. ИСБН  0-520-07590-0 . Проверено 27 декабря 2011 г.
  15. ^ Ло, Цзя (2009). РЕФОРМА В ТИБЕТЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ (PDF) (Диссертация, представленная в соответствии с требованиями для получения степени магистра образования, аспирантура факультета социологии и исследований равенства в образовании, Институт исследований в области образования, Университет Торонто). п. 32 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  16. ^ Таттл, Грей; Шеффер, Куртис Р., ред. (2013). Читатель истории Тибета (иллюстрированное издание). Издательство Колумбийского университета. п. 603. ИСБН  978-0231144681 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  17. ^ Сяо-тин Линь (2010). Этнические границы современного Китая: путешествие на запад . Том. 67 исследований Рутледжа по современной истории Азии (иллюстрированное издание). Тейлор и Фрэнсис. п. 95. ИСБН  978-0-415-58264-3 . Проверено 27 декабря 2011 г.
  18. ^ Линь, Сяо-Тин (2011). Тибет и граница националистического Китая: интриги и этнополитика, 1928-49 . Серия современных китаеведения. ЮБК Пресс. п. 145. ИСБН  978-0774859882 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  19. ^ Гольдштейн, Мелвин К. (1991). История современного Тибета, 1913-1951: упадок ламаистского государства . Издательство Калифорнийского университета. п. 453. ИСБН  0520911768 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  20. ^ Гольдштейн, Мелвин К. (1991). История современного Тибета, 1913-1951: упадок ламаистского государства . Издательство Калифорнийского университета. п. 454. ИСБН  0520911768 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  21. ^ Гольдштейн, Мелвин К. (1991). История современного Тибета, 1913-1951: упадок ламаистского государства . Издательство Калифорнийского университета. п. 456. ИСБН  0520911768 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  22. ^ Гольдштейн, Мелвин К. (1991). История современного Тибета, 1913-1951: упадок ламаистского государства . Издательство Калифорнийского университета. п. 458. ИСБН  0520911768 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  23. ^ Гольдштейн, Мелвин К. (1991). История современного Тибета, 1913-1951: упадок ламаистского государства . Издательство Калифорнийского университета. п. 460. ИСБН  0520911768 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  24. ^ «Сб. 36/39 (1) Китайские интриги и тибетские подрывные действия (Рапга) IOR/L/PS/12/4211, 6 сентября 1944 г. — 28 февраля 1947 г.» . Национальный архив . Документы индийского офиса - Британская библиотека, коллекции Азии, Тихого океана и Африки - отчеты политического и секретного департамента [IOR/L/PS/12/2500 - IOR/L/PS/12/4815] . Проверено 24 апреля 2014 г.
  25. ^ «Список рассекреченных дел Министерства иностранных дел за 1903–1972 гг. НЭФ» (PDF) . ИНСТИТУТ ОБОРОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И АНАЛИЗА . Составлено библиотекой IDSA. Список составлен с сайта Министерства иностранных дел, отдел общественной дипломатии . Проверено 24 апреля 2014 г. {{cite web}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  26. ^ Грей Таттл (2007). Тибетские буддисты в создании современного Китая (иллюстрированное издание). Издательство Колумбийского университета. п. 152. ИСБН  978-0-231-13447-7 . Проверено 27 декабря 2011 г.
  27. ^ Оригинал из Мичиганского университета. Джордж Нейлсон Паттерсон (1990). Реквием по Тибету (иллюстрированное изд.). Аурум Пресс. п. 70. ИСБН  1-85410-111-0 . Проверено 27 декабря 2011 г.
  28. ^ Оригинал из Мичиганского университета. Джордж Нейлсон Паттерсон (1990). Реквием по Тибету (иллюстрированное изд.). Аурум Пресс. ISBN  1-85410-111-0 . Проверено 27 декабря 2011 г. Рапга.
  29. ^ Кнаус, Джон Кеннет (2008). Сироты холодной войны: Америка и тибетская борьба за выживание . Общественные дела. п. 71. ИСБН  978-0786724031 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  30. ^ Арпи, Клод. «Карма Тибета» (PDF) . стр. 97–98. Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 24 апреля 2014 г.
  31. ^ Кнаус, Джон Кеннет (2008). Сироты холодной войны: Америка и тибетская борьба за выживание . Общественные дела. п. 122. ИСБН  978-0786724031 . Проверено 24 апреля 2014 г.
  32. ^ Джон В. Гарвер (1997). Китайско-американский альянс: националистический Китай и американская стратегия холодной войны в Азии (иллюстрированное издание). Я Шарп. п. 172. ИСБН  0-7656-0053-6 . Проверено 27 декабря 2011 г.
  33. ^ Джон В. Гарвер (1997). Китайско-американский альянс: националистический Китай и американская стратегия холодной войны в Азии (иллюстрированное издание). Я Шарп. п. 170. ИСБН  0-7656-0053-6 . Проверено 27 декабря 2011 г.
  34. ^ Джон В. Гарвер (1997). Китайско-американский альянс: националистический Китай и американская стратегия холодной войны в Азии (иллюстрированное издание). Я Шарп. п. 171. ИСБН  0-7656-0053-6 . Проверено 27 декабря 2011 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 422e80799fdf7fc55aad7fcc35f03d24__1720160520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/24/422e80799fdf7fc55aad7fcc35f03d24.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pandatsang Rapga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)