Партия улучшения Тибета
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2020 г. ) |
Партия улучшения Тибета | |
---|---|
тибетское имя | Реформы Западного Тибета и счастье |
Китайское имя | Тибетская революционная партия |
Лидер | Пандацанг Рапга |
Основатель | Пандацанг Рапга |
Основан | 1939 |
Растворенный | умер около 1950 |
Штаб-квартира | Калимпонг |
Идеология | Три принципа народа Секуляризм |
Международная принадлежность | Гоминьдан |
Часть серии о |
Три принципа народа |
---|
Партия улучшения Тибета ( тибетский : нуб ноги - букв. -бод - skyid-sdug , bcos - « Ассоциация реформ Западного Тибета » ; [ 1 ] Китайский : 西藏革命黨 ; пиньинь : Xīzàng Gémìngdong , букв. « Тибетская революционная партия » ) — националистическая , революционная , антифеодальная и прокитайская политическая партия в Тибете . Он был связан с Гоминьданом и поддерживался в основном кхампасами , при этом семья Пандацанг играла ключевую роль.
Имена
[ редактировать ]Тибетская, китайская и английская версии названий партий имеют разные значения. Китайское название ( китайское : 西藏革命黨 ; пиньинь : Xīzàng Gémìngdong ) означает «Тибетская революционная партия». [ 2 ] На английском языке она известна как Партия улучшения Тибета или, альтернативно, Тибетская прогрессивная партия. [ 3 ] [ 4 ] Тибетское имя ( тибетское : . - bod Nub -legs - bcos-skyid-sdug ) переводится как «Ассоциация реформ Западного Тибета»
Фон
[ редактировать ]Партия была основана в 1939 году в Калимпонге в Индии Пандатсангом Рапгой . [ 5 ] который происходил из обширной семьи Пандатсанг, богатой семьи торговцев шерстью из Кхама . [ 6 ] Другими основными членами движения были Тубтен Кунпела , буддийский монах-реформатор Гендюн Чопель. [ 7 ] и поэт Канлосен. Кунпела был самым могущественным человеком в Тибете после 13-го Далай-ламы Тубтена Гьяцо в период между 1931 и 1933 годами. После смерти Далай-ламы Кунпела потерял свое доминирующее положение и был сослан. В 1937 году ему удалось бежать, поселившись в Калимпонге.
Убеждения
[ редактировать ]Партия считала тогдашнее правительство Тибета полностью устаревшим и феодальным и стремилась создать современное светское правительство, которое улучшит инфраструктуру, внедрит новые технологии, лучшее образование и постоянную армию.
Пандацанг Рапга находилась под сильным влиянием идей Сунь Ятсена , и особенно его «Трех принципов народа» . Он считал, что изменения в Тибете будут возможны только таким же образом, как это было во время свержения династии Цин в Китае, и заимствовал теории и идеи Гоминьдана в качестве основы для своей модели Тибета. Партия финансировалась Гоминьданом и семьей Пандацанг. Было сказано, что Рапга «искренне верил в политическую идеологию Сунь Ятсена и перевел на тибетский язык некоторые из наиболее важных сочинений Сунь», включая «Три принципа народа». Гоминьдановский генерал Хуан Мусонг , который также был председателем Комиссии по делам Монголии и Тибета , уговорил Рапгу поехать в Китай в 1936 году, чтобы присоединиться к комиссии. По словам Мелвина Гольдштейна, у Партии улучшения Тибета было «примерно сотня сторонников среди торговцев Хамбы». [ 8 ] Рапга приветствовал три принципа доктора Суня, помогающих азиатским народам противостоять иностранному империализму, и призвал к свержению феодальной системы. Кроме того, он заявил, что «Саньмин Чжуи предназначалась для всех народов, находящихся под властью иноземцев, для всех тех, кто был лишен прав человека. Но она была задумана специально для азиатов. Именно по этой причине я перевел его. В то время в Тибете распространялось много новых идей», во время интервью в 1975 году доктора Хизер Стоддард. [ 9 ]
Конечная цель партии относительно будущего Тибета заключалась в том, чтобы Тибет стал автономной республикой в составе Китайской Республики . Рапга заявил, что целью партии является революция и «освобождение Тибета от существующего тиранического правительства». [ 6 ]
Трудно оценить реальную политическую мощь партии. Тибетское правительство Далай-ламы контролировало западную часть Кхама, составляющую треть всего региона Кхама. Однако некоторые идеи движения получили значительную поддержку. Отношения между многими кхампами и тибетским правительством в Лхасе были крайне негативными. Сотни торговцев из Кхама и часть семьи Пандацанг рассматривали партию как инструмент для создания независимого государства Кхам, одинаково независимого как от Китая, так и от тибетского государства Далай-ламы. 9- й Панчен-лама Тубтен Чокьи Ньима, который также был прокитайским и работал с Китайской Республикой, также перенял идеи Сунь Ятсена, как и Рапга. [ 10 ]
Деятельность
[ редактировать ]под Китайской Республики Гоминьдановское правительство руководством Чан Кайши стремилось расширить китайское влияние в Тибете. Чан тайно поддерживал и финансировал Рапгу и его движение. Рапга хотел сразиться с Тибетской армией с прокитайским ополчением Кхампа, обращаясь за помощью к Чангу в сентябре 1943 года, прямо перед Каирской конференцией . Рапга использовал термин «безнадежно не подходящий для современного мира» для описания тибетского правительства Далай-ламы, а Партия улучшения Тибета открыто поддержала Гоминьдан и Китайскую Республику против лхасского правительства Тибета. Чан дарил Рапге китайский паспорт, а также 100 000 юаней каждый месяц. [ 11 ] [ 12 ]
В 1945 году Рапга отправил Гендуна Чёфеля с миссией в Лхасу через Таванг и Бутан, чтобы нарисовать карты местности, маскируясь под нищего монаха-паломника. [ 13 ]
Конец движения
[ редактировать ]Когда Рапга разместил запрос на 2000 членских карточек и 4000 членских бланков, британский чиновник Его Превосходительство Ричардсон узнал о его деятельности в Калимпонге и о существовании Партии улучшения Тибета. Британцы обсуждали между собой, следует ли информировать тибетское правительство о партии. [ 14 ]
10 апреля Ричардсон сообщил тибетскому правительству о Партии улучшения Тибета. [ 15 ] 26 апреля тибетское правительство потребовало экстрадиции Рапги. Однако, поскольку Рапга объявил себя гражданином Китая, [ нужна ссылка ] Ричардсон не смог добиться экстрадиции. Вместо этого Ричардсон посоветовал депортировать в Китай. 19 июня 1946 года в дом Рапги совершила обыск полиция по приказу Великобритании по обвинению в подготовке революции, подделке денег и шпионаже. Рапга заранее уничтожил все соответствующие партийные документы, поскольку его предупредил китайский комиссар в Дели, но полиция обыскала карман костюма и обнаружила письма, документирующие переписку Рапги с китайцами по поводу Партии улучшения Тибета. [ 16 ] Впоследствии Рапгу было приказано депортировать из Британской Индии. Однако он обратился за помощью к Комиссии по делам Монголии и Тибета в Китае, чтобы остановить депортацию. [ 17 ] Рапга был изгнан из Британской Индии в 1947 году в Шанхай. Кунпела также был исключен и уехал в Нанкин.
В 1946 году Гендюн Чопель переоделся монахом и отправился в Тибет от имени Рапги, чтобы собрать разведданные и поддержать партию. Однако он был быстро арестован тибетцами и заключен в тюрьму до 1950 года. Это событие привело к прекращению движения.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Исследование Тибетской революционной партии
- ^ Оригинал из Мичиганского университета. Лондонская школа экономики и политических наук (1986). Правительство и оппозиция, Том 21 . Вайденфельд и Николсон . Проверено 27 декабря 2011 г.
Тибетская (т.е. Сизанская) партия улучшения. На китайском языке: Сизан Гэмингдан: Тибетская революционная партия. На английском языке: Тибетская прогрессистская партия. «Записи офиса Индии, L/P&S/l 2/4210 Coll. 36/39, 23 октября 1943 г. 36 Устная информация.
[1] - ^ Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии (1989). Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии. п. 306 . Проверено 27 декабря 2011 г.
Калькутта). Китайское название этого движения было Сизан Гэмингдан, что примерно означает «Революционная партия западных провинций» (Сизан — общее китайское обозначение Тибета, наряду с Сифанем); и обычное английское название, по-видимому, было «Тибетская прогрессивная партия». Хизер Стоддард посвящает много интересных страниц своим исследованиям этого «прогрессивного» или «революционного» подхода.
- ^ Оригинал из Северо-Западного университета. Правительство и оппозиция, Том 21 . Лондонская школа экономики и политических наук. 1986 год . Проверено 27 декабря 2011 г.
На китайском языке: Сизан Гэмингдан: Тибетская революционная партия. На английском языке: Тибетская прогрессистская партия.
- ^ Арпи, Клод. «Карма Тибета» (PDF) . стр. 51, 53, 56, 66, 80, 94, 95, 96, 97. Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 г. . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мелвин С. Гольдштейн (1991). История современного Тибета, 1913-1951: упадок ламаистского государства . Том. 1 «Истории современного Тибета» (переиздание, иллюстрированное издание). Издательство Калифорнийского университета. п. 450. ИСБН 0-520-07590-0 . Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ Ло, Цзя (2009). РЕФОРМА В ТИБЕТЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ (PDF) (Диссертация представлена в соответствии с требованиями для получения степени магистра образования. Высший факультет социологии и исследований равенства в образовании. Институт исследований в области образования. Университет Торонто). стр. 32. 37 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Грей Таттл (2007). Тибетские буддисты в создании современного Китая (иллюстрированное издание). Издательство Колумбийского университета. п. 152. ИСБН 978-0-231-13447-7 . Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ Грей Таттл (2007). Тибетские буддисты в создании современного Китая (иллюстрированное издание). Издательство Колумбийского университета. п. 152. ИСБН 978-0-231-13447-7 . Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ Грей Таттл (2007). Тибетские буддисты в создании современного Китая (иллюстрированное издание). Издательство Колумбийского университета. п. 153 . ISBN 978-0-231-13447-7 .
- ^ Сяо-тин Линь (2010). Этнические границы современного Китая: путешествие на запад . Том. 67 исследований Рутледжа по современной истории Азии (иллюстрированное издание). Тейлор и Фрэнсис. п. 95. ИСБН 978-0-415-58264-3 . Проверено 27 декабря 2011 г.
- ^ Линь, Сяо-Тин (2011). Тибет и граница националистического Китая: интриги и этнополитика, 1928-49 . Серия современных китаеведения. ЮБК Пресс. п. 145. ИСБН 978-0774859882 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Гольдштейн, Мелвин К. (1991). История современного Тибета, 1913-1951: упадок ламаистского государства . Издательство Калифорнийского университета. п. 453. ИСБН 0520911768 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Гольдштейн, Мелвин К. (1991). История современного Тибета, 1913-1951: упадок ламаистского государства . Издательство Калифорнийского университета. п. 454. ИСБН 0520911768 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Гольдштейн, Мелвин К. (1991). История современного Тибета, 1913-1951: упадок ламаистского государства . Издательство Калифорнийского университета. п. 456. ИСБН 0520911768 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Гольдштейн, Мелвин К. (1991). История современного Тибета, 1913-1951: упадок ламаистского государства . Издательство Калифорнийского университета. п. 458. ИСБН 0520911768 . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Гольдштейн, Мелвин К. (1991). История современного Тибета, 1913-1951: упадок ламаистского государства . Издательство Калифорнийского университета. п. 460. ИСБН 0520911768 . Проверено 24 апреля 2014 г.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Гольдштейн, Мелвин К. (1991). Крах ламаистского государства . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-07590-0 .
- Капштейн, Мэтью (2007). Тибетцы . Оксфорд: Издательство Блэквелл. ISBN 978-0-631-22574-4 .
- Лопес-младший, Дональд С. (2006). Срединный путь безумца . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-49316-9 .
- Гоминьдан
- Политические партии, основанные в 1939 году.
- Политические партии в Тибете
- Националистические движения в Азии
- История Тибета
- 1939 заведений в Тибете
- Три принципа народа
- 1939 заведений в Индии
- Калимпонг
- История Западной Бенгалии
- Индийско-тибетские отношения
- Тибетская диаспора в Индии
- Китайско-индийские отношения