Отношения США и Узбекистана
![]() | |
![]() Соединенные Штаты |
![]() Узбекистан |
---|---|
Дипломатическая миссия | |
Посольство Узбекистана, Вашингтон, округ Колумбия | Посольство США, Ташкент |
Отношения между США и Узбекистаном формально начались, когда Соединенные Штаты признали независимость Узбекистана 25 декабря 1991 года и открыли посольство в Ташкенте в марте 1992 года. Отношения между США и Узбекистаном развивались медленно и достигли пика после решения США вторгнуться в Афганистан после Теракты 11 сентября 2001 г. Отношения значительно охладились после « цветных революций » в бывших советских республиках Грузии над , Украине и Кыргызстане в 2003–2005 годах, и правительство Узбекистана стремилось ограничить влияние США и других иностранных неправительственных организаций (НПО), работающих гражданское общество, политические реформы и права человека внутри страны .
Отношения немного улучшились во второй половине 2007 года, но США продолжают призывать Узбекистан выполнить все свои обязательства в соответствии с Декларацией о стратегическом партнерстве между двумя странами, принятой в марте 2002 года. Декларация охватывает не только безопасность и экономические отношения, но и политическую реформу, экономическую реформу и права человека. В Узбекистане проживает самое большое население в Центральной Азии , и он жизненно важен для американских, региональных и международных усилий по обеспечению стабильности и безопасности. [ 1 ]
Согласно глобальному опросу общественного мнения, проведенному Pew в 2002 году , 85% узбеков относятся к Соединенным Штатам положительно, по сравнению с лишь 10%, которые относятся к США негативно. [ 2 ] Согласно отчету Gallup US Global Leadership Report за 2012 год, 40% узбеков одобряют руководство США, 22% не одобряют и 39% выражают неуверенность. [ 3 ]
Двусторонние отношения
[ редактировать ]Торговля и инвестиции
[ редактировать ]Торговые отношения регулируются двусторонним торговым соглашением, вступившим в силу 14 января 1994 года. Оно предусматривает продление режима наибольшего благоприятствования в торговле между двумя странами. США дополнительно предоставили Узбекистану освобождение от многих импортных пошлин США в рамках Всеобщей системы преференций (статус ВСП) 17 августа 1994 года. Двусторонний инвестиционный договор был подписан 16 декабря 1994 года; он был ратифицирован Узбекистаном и получил рекомендации и согласие Сената США в октябре 2000 года. Однако двусторонний инвестиционный договор вряд ли вступит в силу до тех пор, пока Узбекистан не приступит к экономическим реформам. Правительство предпринимает некоторые скромные шаги, чтобы уменьшить бюрократические ограничения в зарождающемся частном секторе.
Помощь
[ редактировать ]Гуманитарная и техническая помощь США Узбекистану заметно сократилась с 2004 года, как в результате действий правительства против партнеров-исполнителей США, так и ограничений правительства США на помощь. С момента обретения независимости США оказывали техническую поддержку усилиям Узбекистана по реструктуризации экономики и улучшению окружающей среды, системы образования и здравоохранения, оказывали поддержку новым НПО и предоставляли оборудование для улучшения доступности и качества воды в Аральского моря. регионе . Через Агентство США по международному развитию (USAID) и отдел по связям с общественностью посольства правительство США продолжает поддерживать образовательные и профессиональные обмены и другие программы, которые предлагают узбекам возможность учиться в Соединенных Штатах и устанавливать профессиональные контакты со своими американскими коллегами. . департамент Государственный и министерство обороны предоставляют техническую помощь в виде оборудования и обучения для усиления контроля Узбекистана над своими границами и его возможностей по пресечению незаконного перемещения наркотиков, людей и товаров, включая потенциальные предметы, связанные с оружием массового уничтожения. В 2003 финансовом году Соединенные Штаты предоставили Узбекистану около 87,4 миллиона долларов в виде гуманитарной помощи, технической помощи, межвоенного финансирования и микрокредитной поддержки. Помощь США выросла примерно до 101,8 миллиона долларов в 2004 финансовом году, но упала до 92,6 миллиона долларов в 2005 финансовом году. Эти программы были разработаны для содействия рыночным реформам и создания основы для открытого, процветающего, демократического общества. Начиная с 2004 года госсекретарь не мог подтвердить, что Узбекистан выполнил свои обязательства по двустороннему Стратегическому рамочному соглашению 2002 года. В результате помощь США сократилась примерно до 20 миллионов долларов в 2006 финансовом году.
Однако после того, как в 2012 году маршруты поставок через Пакистан были прерваны, запрет на военную помощь Узбекистану был прагматично снят. [ 4 ]
USAID предоставляет как техническую, так и гуманитарную помощь. Техническая помощь Узбекистану способствует проведению разумной налогово-бюджетной и управленческой политики, укреплению благоприятной для бизнеса среды, повышению конкурентоспособности агробизнеса , расширению участия граждан в гражданском обществе и принятии экономических решений, повышению устойчивости социальных льгот и услуг, снижению экологических рисков для населения. здравоохранение и другие многосекторальные программы реформ. Программа здравоохранения USAID/Республики Центральной Азии в Узбекистане сосредоточена на четырех основных задачах: реформе первичной медико-санитарной помощи, борьбе с ВИЧ/СПИДом и инфекционными заболеваниями, сокращении спроса на наркотики, а также репродуктивном здоровье, здоровье матери и ребенка. Программы предназначены для развития местного потенциала и продвижения механизмов взаимодействия граждан с местными органами власти. Фонды правительства США также поддерживают работу неправительственных организаций по предотвращению торговли людьми и оказанию помощи жертвам. USAID поддерживает Институт новых демократий в инициативах по усилению защиты права человека . [ 5 ]
Сотрудники Корпуса мира прибыли в Узбекистан в августе 1992 года, а двустороннее соглашение о создании Корпуса мира в Узбекистане было подписано 4 ноября 1992 года. Первые волонтеры прибыли в декабре 1992 года. Добровольцы Корпуса мира активно участвовали в преподавании английского языка , развитии малого бизнеса, общественной деятельности. здоровье и женские проблемы. Однако Узбекистан не смог продлить визы волонтерам Корпуса мира в 2005 году, что положило конец присутствию Корпуса мира в стране. Программы обмена, управляемые Государственным департаментом, обмены между фермерами и специальная программа американских бизнес-стаж (SABIT) Министерства торговли, способствуют расширению технических ноу-хау и поддерживают двусторонние отношения. США также предоставляют экспортное финансирование/гарантии и страхование политических рисков для американских экспортеров и инвесторов через Экспортно-импортный банк США и Корпорацию зарубежных частных инвестиций (OPIC). Поступления от программы монетизации сырьевых товаров Министерства сельского хозяйства США предназначены для финансирования более 30 проектов помощи фермерам и развития сельских районов, которые были одобрены совместно официальными лицами США и Узбекистана в 2005 году. Некоторые из выбранных проектов уже реализуются.
Post-Karimov era
[ редактировать ]
с правами человека Условия в Узбекистане при президенте Шавкате Мирзиёеве немного улучшились, поскольку он хочет заверить инвесторов, таких как Соединенные Штаты, что на их инвестиции не повлияет политическая нестабильность. Правительство Узбекистана с оптимистической риторикой на международной арене пообещало улучшение ситуации с правами человека в Национальной стратегии действий на 2012–2017 годы, которая стала толчком к реформам, которые «обещают улучшить государственное управление, усилить защиту уязвимых слоев населения». населения, либерализовать экономику и повысить независимость судебной власти». [ 6 ] Этот план включает социальные и экономические реформы, поскольку Мирзиёев понимает, что экономическая либерализация должна происходить одновременно с социальной реформой. Это не только демонстрирует стабильность западных стран, но и готовность в большей степени соответствовать идеалам Соединенных Штатов, что облегчает Соединенным Штатам оправдание тесных экономических отношений с Узбекистаном.
Кроме того, Узбекистан продемонстрировал готовность либерализовать страну посредством не только внутренних реформ, но и дипломатических визитов. Президент Мирзиёев встретился с Дональдом Трампом 16 мая 2018 года в Белом доме, став первым президентом Узбекистана, официально посетившим Соединенные Штаты с марта 2002 года. [ 7 ] Сдвиг Мирзиёева в сторону США согласуется с его ранее упомянутой целью преобразования экономики Узбекистана путем развития прочных отношений с Соединенными Штатами. Это, в свою очередь, облегчит процесс получения кредитов в международных организациях, таких как Всемирный банк, из-за влияния США в этих учреждениях. [ 7 ]
Что касается сотрудничества в области безопасности, Мирзиёев хочет, чтобы Соединенные Штаты следовали своей внешней политике в отношении Афганистана, направленной на повышение эффективности национальной безопасности Афганистана. [ 7 ] При поддержке США Узбекистан сможет более эффективно бороться с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков . Хотя есть признаки либерализации, акцент Узбекистана по-прежнему сосредоточен на безопасности. Таким образом, Узбекистан должен продолжать проводить значительные реформы, чтобы соответствовать определению демократии, принятому Соединенными Штатами . Этот неоднозначный результат и медленный прогресс в улучшении ситуации с правами человека лучше всего иллюстрируются действиями организации в октябре 2017 года: когда она освободила пятерых политических заключенных, долгое время удерживавшихся под стражей, но в том же месяце также произвольно задержала автора и журналиста. [ 6 ]
Согласно сообщению Reuters , Соединенные Штаты провели пропагандистскую кампанию по распространению дезинформации о китайской вакцине Sinovac от COVID-19 , в том числе использовали фейковые аккаунты в социальных сетях для распространения дезинформации о том, что вакцина Sinovac содержит ингредиенты, полученные из свинины, и поэтому является харамом . Исламское право . [ 8 ] Узбекистан был среди стран Центральной Азии, на которые направлена кампания, которая длилась с весны 2020 года до середины 2021 года. [ 8 ]
Военные отношения
[ редактировать ]После терактов 11 сентября в США Узбекистан одобрил запрос Центрального командования США на доступ к авиабазе Карши-Ханабад на юге Узбекистана для размещения 1500 военнослужащих в обмен на гарантии безопасности и помощь в борьбе с собственным внутренним терроризмом . [ 9 ] Несмотря на свою репутацию в области прав человека, президент Узбекистана Ислам Каримов осудил Саддама Хусейна и поддержал спорную войну в Ираке , и продолжал разрешать США размещать войска на земле, а также использовать узбекскую авиабазу К2 для вспомогательной деятельности, а также для развертывания и командования и контроль сил специального назначения на всей территории Афганистана, за исключением региона Хандагар . Однако Узбекистан потребовал, чтобы США покинули авиабазы после андижанских беспорядков 2005 года и критической реакции США на этот инцидент. [ 10 ] В следующем году Узбекистан официально вступил в Организацию Договора о коллективной безопасности . [ 10 ]
В 2012 году Узбекистан решил официально выйти из возглавляемого Россией альянса ОДКБ , что заставило некоторых спорить о том, указывает ли такой шаг на сдвиг его внешней политики в сторону Запада, возможно, под влиянием его все более важного стратегического положения в Центральной Азии и НАТО . вывод войск из соседнего Афганистана . [ 11 ] [ 12 ] Однако Узбекистан остается частью Шанхайской организации сотрудничества и Россия, и Китай , в которую входят , и в которой он является единственным членом, не являющимся учредителем.
На фоне ухода США и талибами захвата Афганистана в августе 2021 года ВВС Афганистана переправили в Узбекистан 22 американских военных самолета и 24 вертолета. В августе 2024 года США и Узбекистан официально подписали соглашение о создании совместной программы, которая позволит последней стране сохранить самолет при технической помощи США. [ 13 ]
Дипломатические визиты
[ редактировать ]
Госсекретарь США Джеймс Аддисон Бейкер посетил Ташкент и Самарканд 16 февраля 1992 года и встретился с главной оппозиционной партией Узбекистана «Бирлик » через год после обретения страной независимости от Советского Союза . [ 14 ] В апреле 2000 года госсекретарь Мадлен Олбрайт посетила Узбекистан для встречи с президентом Каримовым, где они обсудили различие между мусульманскими террористами и мирными мусульманами . [ 15 ] В декабре 2001 года государственный секретарь Колин Пауэлл посетил Узбекистан, чтобы стать свидетелем открытия Моста дружбы Афганистан-Узбекистан . [ 16 ] В ходе своего визита госсекретарь Пауэлл также встретился с министром иностранных дел Узбекистана Абдулазизом Комиловым и президентом Каримовым, чтобы обсудить безопасность Центральной Азии. [ 17 ] Госсекретарь Хиллари Клинтон за время своего пребывания в должности посетила Узбекистан дважды: в декабре 2010 года и октябре 2011 года. [ 18 ] [ 19 ] В ноябре 2015 года госсекретарь Джон Керри посетил Самарканд в рамках своего турне по Центральной Азии, чтобы укрепить многосторонние связи между Соединенными Штатами и странами Центральной Азии. [ 20 ]
В марте 2002 года президент Узбекистана Ислам Каримов посетил Вашингтон, округ Колумбия, чтобы встретиться с президентом США Джорджем Бушем в Белом доме . Узбекистана Два президента подписали «декларацию», которая укрепит силы безопасности и правоохранительные органы . [ 21 ]
госсекретарь США Энтони Блинкен. посетил Ташкент 28 февраля 2023 года Блинкен прибыл в Ташкент из Астаны , где принял участие во встрече министров иностранных дел стран Центральной Азии в формате С5+1. [ 22 ]
Главные должностные лица посольства США
[ редактировать ]- Посол — Джонатан Хеник
- Секретарь — Патти Хагопиан
- Заместитель главы миссии — Пол Полатес
- Политический/экономический руководитель — Тед Беркхальтер
- Сотрудник по связям с общественностью — Кэрол Фахардо
- Управляющий директор — Дуг Элрич
- Консул — Рафаэль Перес
- Атташе по вопросам обороны — LTC Джефф Хартманн
- USAID — Джеймс Боннер
Дипломатические миссии
[ редактировать ]Посольство США находится в Ташкенте . Посольство Узбекистана расположено на Посольском ряду в Вашингтоне, округ Колумбия.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «США и Россия в Центральной Азии: Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Пакистан и Иран» . Брукингс . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ Узбекское мнение США
- ^ Отчет проекта глобального лидерства США - Gallup , 2012 г.
- ^ «США временно снимают запрет на военную помощь Узбекистану».
- ↑ Проект «Узбекистан» . Архивировано 2 января 2010 г., на сайте Wayback Machine , веб-сайт Института новых демократий, по состоянию на 5 февраля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Узбекистан: год нового президентства, осторожная надежда на перемены» . Хьюман Райтс Вотч . 25 октября 2017 г. Проверено 18 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Саттаров, Азиз Егамов и Рафаэль. «Чего Узбекистан хочет от США» . Атлантический совет . Проверено 18 ноября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бинг, Крис; Шехтман, Джоэл (14 июня 2024 г.). «Пентагон провел секретную кампанию против вакцинации, чтобы подорвать позиции Китая во время пандемии» . Рейтер .
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 24 января 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Кули, Александр (23 августа 2021 г.). «Постамериканская Центральная Азия: как регион адаптируется к поражению США в Афганистане» . Иностранные дела . Проверено 24 августа 2021 г.
- ↑ Узбекистан выходит из возглавляемого Россией военного альянса The Daily Telegraph
- ^ «Узбекистан приостанавливает членство в ОДКБ» . Вестник Центральной Азии . 29 июня 2012 года . Проверено 29 июня 2012 г.
- ^ «США достигают соглашения с Узбекистаном по самолетам, передаваемым из Афганистана» . Кун.уз. 24 августа 2024 г. Проверено 25 августа 2024 г.
- ^ «О партии Узбекистана «Бирлик» и ее борьбе за официальную регистрацию» . Независимое информационное агентство Харакат. 25 мая 2010 года . Проверено 3 ноября 2015 г.
- ^ «Узбекистан: роль международного сообщества» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 3 ноября 2015 г.
- ^ Коппель, Андреа (8 декабря 2001 г.). «Ключевой узбекский мост вновь откроется в Афганистан» . CNN . Проверено 3 ноября 2015 г.
- ^ Деев, Василий; Ниязматов, Вилор (7 декабря 2001 г.). «Колин Пауэлл посещает Узбекистан» . Российское информационное агентство ТАСС . Проверено 3 ноября 2015 г.
- ^ «Клинтон давит на права человека в Узбекистане» . Голос Америки . 1 декабря 2010 года . Проверено 3 ноября 2015 г.
- ^ «Госсекретарь США Хиллари Родэм Клинтон посещает Узбекистан» . Посольство США, Ташкент. 28 октября 2011. Архивировано из оригинала 18 октября 2015 года . Проверено 3 ноября 2015 г.
- ^ «Джон Керри с миссией успокоить нервную Центральную Азию» . Индийский экспресс . 30 октября 2015 г. Проверено 2 ноября 2015 г.
- ^ Пэтон Уолш, Ник (26 мая 2003 г.). «США смотрят в сторону, пока новый союзник пытает исламистов» . Хранитель . Проверено 3 ноября 2015 г.
- ^ «Узбекистан – США: новая страница отношений» . дня В течение Проверено 1 марта 2023 г.
В этой статье использованы общедоступные материалы из Информационные бюллетени о двусторонних отношениях США . Государственный департамент США .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с отношениями США и Узбекистана, на Викискладе?