Доктрина Стимсона

Доктрина Стимсона — политика непризнания государств, созданных в результате агрессивной войны . [1] [2] [3] Эта политика была реализована правительством Соединенных Штатов , изложенная в ноте Японской империи и Китайской Республике от 7 января 1932 года о непризнании международных территориальных изменений, навязанных силой. Эта доктрина представляла собой применение принципа ex injuria jus non oritur . [4] С момента вступления в силу Устава ООН ученые-международники утверждали, что государства несут юридическое обязательство не признавать аннексии законными. [5] однако эта точка зрения противоречива и не подтверждается последовательной государственной практикой. [6]
Названная в честь Генри Л. Стимсона , государственного секретаря США в администрации Гувера (1929–1933), эта политика последовала за односторонним захватом Японией Маньчжурии на северо-востоке Китая после действий японских солдат в Мукдене (ныне Шэньян ) 18 сентября 1931 года. . [7] Доктрина была также использована заместителем госсекретаря США Самнером Уэллсом в Декларации Уэллса от 23 июля 1940 года, в которой было объявлено о непризнании советской аннексии и присоединения трех стран Балтии : Эстонии , Латвии и Литвы . [8] Это оставалось официальной позицией США до тех пор, пока страны Балтии не восстановили независимость в 1991 году.
Это был не первый случай, когда США использовали непризнание в качестве политического инструмента или символического заявления. Президент Вудро Вильсон отказался признать революционное правительство Мексики в 1913 году и «21 требование» Японии к Китаю в 1915 году. [9]
Японское вторжение в Маньчжурию в конце 1931 года поставило Стимсона в затруднительное положение. Было очевидно, что апелляции к духу пакта Келлога-Бриана не оказали никакого влияния ни на китайцев, ни на японцев, а Стимсону еще больше мешало четкое заявление президента Герберта Гувера о том, что он не будет поддерживать экономические санкции как средство достижения мир на Дальнем Востоке . [10]
7 января 1932 года Стимсон направил аналогичные ноты Китаю и Японии, в которых использовался дипломатический подход, который использовался предыдущими секретарями, столкнувшимися с кризисами на Дальнем Востоке. Позднее известные как доктрина Стимсона или иногда доктрина Гувера-Стимсона, эти примечания частично читаются следующим образом:
- [Американское правительство считает своим долгом уведомить как Императорское правительство Японии, так и правительство Китайской Республики о том, что оно не может признать законность какой-либо ситуации де-факто и не намерено признавать какой-либо договор или соглашение, заключенное между те правительства или их агенты, которые могут нанести ущерб договорным правам Соединенных Штатов или их граждан в Китае, включая те, которые касаются суверенитета, независимости или территориальной и административной целостности Китайской Республики или международного политика в отношении Китая, широко известная как политика открытых дверей ; и что он не намерен признавать какую-либо ситуацию, договор или соглашение, которые могут быть достигнуты средствами, противоречащими пактам и обязательствам Парижского пакта от 27 августа 1928 года, к которому присоединились Китай и Япония, а также США являются сторонами. [11]
Стимсон заявил, что Соединенные Штаты не признают никаких изменений, произведенных в Китае, которые ограничили бы договорные права Америки в этом районе, что необходимо сохранить «открытые двери» и откажут в какой-либо легитимности территориальным изменениям, произведенным в нарушение Пакта 1928 года. . Декларация не оказала существенного влияния на западный мир , который был отягощен Великой депрессией , и Япония продолжила создание марионеточного государства в Маньчжурии , а затем бомбила Шанхай . [10] Доктрина подверглась критике на том основании, что ее единственным эффектом было отчуждение японцев. [12]
Доктрина Стимсона, изначально задуманная лишь как политическая декларация, привлекла внимание Лиги Наций , которая приняла 11 марта 1932 года резолюцию о том, что «на членов Лиги Наций возлагается обязанность не признавать какую-либо ситуацию, договор или соглашение, которое может быть достигнуто средствами, противоречащими Пакту Лиги Наций или Парижскому пакту». Он также приобрел юридическую силу для членов Организации американских государств после того, как был включен в Договор Сааведра-Ламы и Конвенцию Монтевидео 1933 года, за которой позже последовал Устав Организации американских государств 1948 года. [5]
После вступления в силу Устава ООН международное право устанавливает общий запрет на применение силы. Следовательно, международно-правовая доктрина утверждает, что аннексии незаконны, и государства несут юридическое обязательство соблюдать доктрину Стимсона, не признавая законными территориальные изменения, произведенные посредством аннексий. [5] Однако эта точка зрения является спорной и не подтверждается последовательной государственной практикой. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Государства в международном праве , Британская энциклопедия .
- ^ О'Махони, Джозеф (2018). Отрицание военных трофеев: политика вторжения и непризнания . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-3443-0 . JSTOR 10.3366/j.ctt1tqx9nb .
- ^ О'Махони, Джозеф (1 сентября 2014 г.). «Напряженность в правилах и динамика институциональных изменений: от принципа «победитель получает добычу» к доктрине Стимсона» . Европейский журнал международных отношений . 20 (3): 834–857. дои : 10.1177/1354066113483781 . ISSN 1354-0661 . S2CID 145748179 .
- ^ Бинь Ченг, Георг (FRW) Шварценбергер (2006). Общие принципы права, применяемые международными судами и трибуналами . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-03000-7 .
- ^ Jump up to: а б с Хофманн, Райнер (2020). «Аннексия» . Макс Планк Энциклопедии международного права .
- ^ Jump up to: а б Тернс, Д. (1 января 2003 г.). «Доктрина непризнания Стимсона: ее исторический генезис и влияние на современное международное право». Китайский журнал международного права . 2 (1). Издательство Оксфордского университета (OUP): 105–143. doi : 10.1093/oxfordjournals.cjilaw.a000464 . ISSN 1540-1650 .
- ^ «Доктрина Стимсона, 1932 г.» . Государственный департамент США . Проверено 2 мая 2009 г.
- ^ Джон Хиден; Вахур Маде; Дэвид Дж. Смит (2008). Балтийский вопрос в годы холодной войны . Рутледж. ISBN 978-0-415-37100-1 .
- ^ Обеспечение безопасности Японии: Большая стратегия Токио и будущее Восточной Азии, Автор = Ричард Дж. Сэмюэлс [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б Джордж К. Херринг (2008). От колонии к сверхдержаве: международные отношения США с 1776 года . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-507822-0 .
- ^ Реджинальд Г. Бассетт (1968). Демократия и внешняя политика . Рутледж. ISBN 978-0-7146-2209-5 .
- ^ Марк С. Галликкио (1988). Холодная война начинается в Азии . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-06502-3 .
Библиография
[ редактировать ]- Клаусс, Эррол МакГрегор. «Администрация Рузвельта и Маньчжоу-Го, 1933–1941», Историк (август 1970 г.), том 32, выпуск 4, страницы 595–611 онлайн.
- Каррент, Ричард Н. «Доктрина Стимсона и доктрина Гувера», American Historical Review Vol. 59, № 3 (апрель 1954 г.), стр. 513–542 в JSTOR.
- Финдлинг, Дж. Э. (1980). Словарь американской дипломатической истории , Вестпорт: Greenwood Press, стр. 457–458.
- Мейертёнс, Хейко (2010): Доктрины политики безопасности США - оценка в соответствии с международным правом , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-76648-7 .
- Райт, Куинси. «Правовая основа доктрины Стимсона», Pacific Once Vol. 8, № 4 (декабрь 1935 г.), стр. 439–446 в JSTOR.