Политика открытых дверей
Политика открытых дверей ( китайский : 門戶開放政策 ) — это дипломатическая политика Соединенных Штатов , установленная в конце 19-го и начале 20-го века, которая призывала к созданию системы равной торговли и инвестиций и к гарантированию территориальной целостности Цинского Китая . Политика была сформулирована в » государственного секретаря США Джона Хэя от «Записке открытых дверей 6 сентября 1899 года и распространена среди основных европейских держав. [ 1 ] Чтобы предотвратить « разделение Китая как дыни », как это делалось в Африке , нота просила державы сохранить Китай открытым для торговли со всеми странами на равной основе и призывала все державы в пределах своих сфер влияния . воздерживаться от вмешательства в работу какого-либо договорного порта или каких-либо корыстных интересов, разрешать китайским властям взимать тарифы на равной основе и не оказывать никаких льгот своим собственным гражданам в вопросах портовых сборов или железнодорожных сборов. Эта политика была принята крупными державами лишь неохотно, если вообще была принята, и у нее не было юридической силы или механизма обеспечения соблюдения. В июле 1900 года, когда державы обдумывали возможность вмешательства с целью подавления яростного антииностранного восстания боксеров , Хэй распространил Вторую записку открытых дверей, подтверждающую эти принципы. В течение следующих десятилетий американские политики и национальные деятели продолжали ссылаться на политику открытых дверей как на основную доктрину, а китайские дипломаты апеллировали к ней, ища поддержки со стороны Америки, но критики отмечали, что эта политика имела мало практического эффекта.
Термин «открытые двери» также описывает экономическую политику, инициированную Дэн Сяопином в 1978 году с целью открыть Китай для иностранного бизнеса, который хотел инвестировать в страну. Эта политика положила начало экономической трансформации Китая. [ 2 ] В 20-м и 21-м веках такие ученые, как Кристофер Лэйн из неореалистической школы, распространили использование этого термина на приложения в «политической» политике открытых дверей и «экономической» политике открытых дверей стран в целом, которые взаимодействуют на глобальном или глобальном уровне. международная основа. [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]Теория политики открытых дверей возникла из британской коммерческой практики, что отражено в договорах, заключенных с династией Цин Китаем после Первой опиумной войны (1839–1842 гг.), которые включали положения о режиме наибольшего благоприятствования, призванные не дать какой-либо одной стране получить преимущество. Эта концепция была рассмотрена на Берлинской конференции 1885 года, которая заявила, что ни одна держава не может взимать преференциальные пошлины в Конго . Политика открытых дверей как концепция и политика представляла собой принцип, который никогда официально не был принят в договорах или международном праве. На него ссылались или намекали, но он никогда не применялся как таковой. Эта политика рухнула в 1931 году, когда японцы захватили и удержали Маньчжурию , несмотря на международное неодобрение. Технически термин «Политика открытых дверей» применим только до основания Китайской Народной Республики в 1949 году. После того, как Дэн Сяопин пришел к власти в 1978 году, этот термин относился к политике открытости Китая для иностранного бизнеса, который хотел инвестировать в страну. которые положили начало экономической трансформации современного Китая. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Формирование политики
[ редактировать ]После поражения в Первой китайско-японской войне (1894–1895) Китай столкнулся с непосредственной угрозой разделения и колонизации имперскими державами, присутствующими в Китае (в который входили Франция, Германия, Великобритания, Италия, Япония и Россия). . После победы в испано-американской войне 1898 года с недавно приобретенной территорией Филиппинских островов Соединенные Штаты увеличили свое присутствие в Азии и рассчитывали продвигать свои коммерческие и политические интересы в Китае. Оно чувствовало угрозу со стороны гораздо более обширных сфер влияния других держав в Китае и беспокоилось, что может потерять доступ к китайскому рынку, если его разделят. В ответ Уильям Вудвилл Рокхилл сформулировал Политику открытых дверей, направленную на защиту американских деловых возможностей и других интересов в Китае. [ 4 ] 6 сентября 1899 года госсекретарь США Джон Хэй направил ноты крупным державам (Франции, Германии, Великобритании, Италии, Японии и России) с просьбой официально заявить, что они будут поддерживать территориальную и административную целостность Китая и будут не препятствовать свободному использованию договорных портов в своих сферах влияния в Китае. [ 5 ] Политика открытых дверей гласила, что все страны, включая Соединенные Штаты, могут иметь равный доступ к китайскому рынку. [ 6 ] Логика Хэя заключалась в том, что тогда американская экономическая мощь сможет доминировать на китайском рынке и отбиваться от других иностранных конкурентов. [ 7 ]
В ответ каждая страна попыталась уклониться от просьбы Хэя, заняв позицию, согласно которой она не может взять на себя обязательства до тех пор, пока другие страны не подчинятся. Однако к июлю 1900 года Хэй объявил, что каждая из держав дала принципиальное согласие. Хотя в договорах после 1900 года упоминалась политика открытых дверей, конкуренция между различными державами продолжала ослабевать за специальные концессии внутри Китая на права железных дорог, права на добычу полезных ископаемых, кредиты, порты внешней торговли и т. д. [ 6 ]
6 октября 1900 года Великобритания и Германия подписали Янцзыское соглашение , направленное против раздела Китая на сферы влияния. Соглашение, подписанное лордом Солсбери и послом Паулем фон Хацфельдтом , было одобрением политики открытых дверей. Немцы поддержали это, потому что раздел Китая ограничил бы Германию небольшим торговым рынком, а не всем Китаем. [ 8 ] [ 9 ]
Последующее развитие
[ редактировать ]Эта политика вызвала симпатии населения к Китаю и породила надежды на обширный «китайский рынок» и американское влияние на развитие Китая. Эффект от этой политики был частично дипломатическим, но он также отражал то, что историк Майкл Хант называет «патерналистским видением» «защиты и реформирования Китая». Это видение определяло Китай как две борьбы: во-первых, китайскую внутреннюю борьбу между прогрессивными реформами и феодальной инерцией, а во-вторых, международную борьбу, которая противопоставляла «эгоистичный империализм» Британии, России и Японии предположительно доброжелательной политике Китая. Соединенные Штаты. [ 10 ] В течение следующих десятилетий американские дипломаты, миссионеры и бизнесмены проявили особый интерес к Китаю, многие из них предполагали, что Китай последует американскому примеру. [ 11 ]
Однако осуществить эти мечты оказалось непросто. Американские инвестиции, хотя и были значительными, не достигли значительных размеров; Политика открытых дверей не могла защитить Китай от японского вмешательства, сначала Маньчжурского инцидента 1931 года, затем Второй китайско-японской войны (1937–1945 годов), и китайские лидеры, хотя и были готовы обратиться за американской помощью, не желали играть пассивно. роль, которую подразумевала Открытая дверь. [ 12 ]
В 1902 году правительство США заявило, что вторжение русских в Маньчжурию после боксерского восстания было нарушением политики открытых дверей. Когда Япония заменила Россию на юге Маньчжурии после русско-японской войны (1904–1905), японское и американское правительства обязались поддерживать политику равенства в Маньчжурии. В 1905–1907 годах Япония предприняла попытки расширить свою сферу влияния, включив в нее Фуцзянь . Япония пыталась получить французские кредиты, а также избежать политики открытых дверей. Париж предоставил кредиты при условии, что Япония будет соблюдать принципы открытых дверей и не будет нарушать территориальную целостность Китая. [ 13 ]
В области финансов американские усилия по сохранению политики открытых дверей привели в 1909 году к формированию международного банковского консорциума, через который все китайские железнодорожные кредиты в 1917 году соглашались на новый обмен банкнотами между Соединенными Штатами и Японией. Были возобновлены заверения, что политика открытых дверей будет соблюдаться, но Соединенные Штаты признают особые интересы Японии в Китае ( Соглашение Лансинга-Исии ). Политика открытых дверей была еще больше ослаблена серией секретных договоров 1917 года между Японией и Тройственным союзом Антанты , которые обещали Японии немецкие владения в Китае после успешного завершения Первой мировой войны. [ 6 ] Последующая реализация обещаний Версальского договора 1919 года разозлила китайскую общественность и вызвала протест, известный как « Движение четвертого мая» . Договор девяти держав , подписанный в 1922 году, прямо подтвердил политику открытых дверей. В 1949 году Государственный департамент США опубликовал « Белую книгу Китая» — подборку официальных документов об отношениях США и Китая за 1900–1949 годы. Во вступительном «Сопроводительном письме», подписанном госсекретарем Дином Ачесоном , утверждалось, что политика Соединенных Штатов последовательно поддерживает фундаментальные принципы, «которые включают доктрину открытых дверей...». [ 14 ]
Поскольку эта политика фактически препятствовала китайскому суверенитету, правительство Китайской Республики попыталось пересмотреть соответствующие договоры с иностранными державами в 1920-х и 1930-х годах. Однако только после завершения Второй мировой войны Китаю удалось восстановить свой полный суверенитет.
В современном Китае
[ редактировать ]В современной экономической истории Китая «Политика открытых дверей» относится к новой политике, объявленной Дэн Сяопином в декабре 1978 года, направленной на открытие дверей иностранным предприятиям, которые хотели обосноваться в Китае. [ 2 ] [ 15 ] Особые экономические зоны (СЭЗ) были созданы в 1980 году, поскольку он считал, что для модернизации промышленности Китая и стимулирования его экономики ему необходимо приветствовать прямые иностранные инвестиции. Затем китайская экономическая политика переключилась на поощрение и поддержку внешней торговли и инвестиций. Это был поворотный момент в экономическом развитии Китая, который начал свой путь к превращению в «Мировую фабрику». [ 16 ]
В 1980 году первоначально были созданы четыре СЭЗ: Шэньчжэнь , Чжухай и Шаньтоу в Гуандуне и Сямэнь в провинции Фуцзянь . СЭЗ были стратегически расположены вблизи Гонконга , Макао и Тайваня , но имели благоприятный налоговый режим и низкую заработную плату для привлечения капитала и бизнеса из этих китайских общин. [ 2 ] [ 17 ] Шэньчжэнь был основан первым и показал самый быстрый рост, в среднем очень высокие темпы роста - 40% в год в период с 1981 по 1993 год по сравнению со средним ростом ВВП в 9,8% по стране в целом. [ 18 ] Другие СЭЗ были созданы в других частях Китая.
В 1978 году Китай занимал 32-е место в мире по объёму экспорта, но к 1989 году он удвоил объём мировой торговли и стал 13-м экспортёром. В период с 1978 по 1990 год среднегодовые темпы расширения торговли превышали 15 процентов. [ 19 ] и высокие темпы роста продолжались в течение следующего десятилетия. В 1978 году доля ее экспорта на мировом рынке была незначительной, а в 1998 году она все еще составляла менее 2%, но к 2010 году ее доля на мировом рынке, по данным Всемирной торговой организации (ВТО), составляла 10,4%, при этом экспорт товаров объем продаж превысил 1,5 триллиона долларов, что является самым высоким показателем в мире. [ 20 ] В 2013 году Китай обогнал Соединенные Штаты и стал крупнейшей в мире торговой страной по товарам с общим объемом импорта и экспорта, оцениваемым в 4,16 триллиона долларов США за год. [ 21 ]
21 июля 2020 года Коммунистической партии Китая генеральный секретарь Си Цзиньпин выступил с речью перед группой лидеров государственного и частного бизнеса на форуме предпринимателей в Пекине. Си Цзиньпин подчеркнул, что "мы должны постепенно сформировать новую модель развития, в которой внутренняя циркуляция станет основным органом, а двойная внутренняя и международная циркуляция будут взаимно способствовать друг другу". [ 22 ] С тех пор слово «внутренняя циркуляция» стало модным словом в Китае. Некоторые китайцы обеспокоены тем, что акцент на «внутренней циркуляции» сигнализирует о возвращении к изоляции эпохи 1960-х годов и прекращении политики открытых дверей.
Приложения в 20 и 21 веках
[ редактировать ]Такие ученые, как Кристофер Лэйн из неореалистической школы, обобщили использование этого термина для применения в «политической» политике открытых дверей и «экономической» политике открытых дверей наций в целом, которые взаимодействуют на глобальной или международной основе. [ 16 ]
Уильям Эпплман Уильямс , считающийся выдающимся представителем «Висконсинской школы» дипломатической истории , отошел от основного направления американской историографии в 1950-х годах, утверждая, что Соединенные Штаты несут большую ответственность за холодную войну, чем Советский Союз, расширяясь как империя. Поворачивая историю американской дипломатии на политике открытых дверей, Уильямс описал эту политику как «американскую версию либеральной политики неформальной империи или империализма свободной торговли». Это был центральный тезис его книги « Трагедия американской дипломатии» . [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]- Новый империализм § Китай
- Борьба за Китай
- Русское вторжение в Маньчжурию
- Экономическая история Китая до 1912 года.
- Экономическая история Китая (1912–1949)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Коммерческие права в Китае (Политика «открытых дверей»): Заявления Франции, Германии, Великобритании, Италии, Японии и России о принятии предложения США о политике «открытых дверей» в Китае, 6 сентября 1899 г. – 20 марта. , 1900» , Беванс Том. 1, с. 278.
- ^ Jump up to: а б с «Политика открытых дверей» . Би-би-си.
- ^ Сюэдун Дин, Чэнь Мэн, изд. (2017). От мировой фабрики к глобальному инвестору: многоперспективный анализ внешних прямых инвестиций Китая . Рутледж. ISBN 978-1-315-45579-2 .
- ^ Шичжан Ху, Стэнли К. Хорнбек и политика открытых дверей, 1919–1937 (1977), главы 1–2 [ ISBN отсутствует ]
- ^ «Госсекретарь Джон Хэй и открытые двери в Китае, 1899–1900» . Вехи: 1899–1913 гг . Офис историка Государственного департамента США . Проверено 17 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Сугита (2003)
- ^ Дэвис, Стюарт (2023). Санкции как война: антиимпериалистические взгляды на американскую геоэкономическую политику . Книги Хеймаркет. п. 149. ИСБН 978-1-64259-812-4 . OCLC 1345216431 .
- ^ «Соглашение Янцзы», Исторический словарь Британской империи (Greenwood Publishing Group, 1996), стр. 1176. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Пол М. Кеннеди, Рост англо-германского антагонизма: 1860–1914 (1980), стр. 243, 354. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Хант (1983) , с. ix.
- ^ Хейфорд (1996) , стр. 139–141.
- ^ Марк Этвуд Лоуренс, «Политика открытых дверей», Энциклопедия американской внешней политики , онлайн .
- ^ Сын Ён Ким, «Открытая дверь или сфера влияния?: Дипломатия японско-французского согласия и вопрос Фуцзянь, 1905–1907». International History Review 41 № 1 (2019): 105–129; см. также обзор Норико Кавамуры в H-DIPLO.
- ^ Государственный департамент США (1949) , стр. ix.
- ^ Юн-Вин Сун (1992). Связь между Китаем и Гонконгом: ключ к китайской политике открытых дверей . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-38245-8 .
- ^ Jump up to: а б Сюэдун Дин, Чэнь Мэн, изд. (2017). От мировой фабрики к глобальному инвестору: многоперспективный анализ внешних прямых инвестиций Китая . Рутледж. ISBN 978-1-315-45579-2 .
- ^ Сви-Хок Со, Джон Вонг, изд. (2009). Региональное экономическое развитие в Китае . Институт исследований Юго-Восточной Азии. стр. 85–86. ISBN 978-981-230-941-9 .
- ^ Вэй Гэ (1999). «Глава 4: Функционирование особых экономических зон» . Особые экономические зоны и экономический переход в Китае . World Scientific Publishing Co Pte Ltd., стр. 67–108. ISBN 978-981-02-3790-5 .
- ^ Вэй, Шан-Цзинь (февраль 1993 г.). «Политика открытых дверей и быстрый рост Китая: данные на уровне городов» . Проверено 30 октября 2018 г.
- ^ Стивен Хастед и Шуитиро Нисиока. «Доля Китая в тарифах? Рост китайского экспорта в мировой торговле» (PDF) .
- ^ Кэтрин Раштон (10 января 2014 г.). «Китай обгоняет США и становится крупнейшей в мире страной, торгующей товарами» . Телеграф .
- ^ Синьхуа Нет. «(Разрешено публиковать) Выступление Си Цзиньпина на Форуме предпринимателей» . Синьхуа Нет . Архивировано из оригинала 11 августа 2020 года . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Уильямс, Уильям Эпплман (1959). Трагедия американской дипломатии . Нью-Йорк: WW Norton & Co. [ ISBN отсутствует ]
Ссылки и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хейфорд, Чарльз В. (1996), «Радж открытых дверей: китайско-американские культурные отношения, 1900–1945» , в книге Коэна, Уоррена (редактор), «Тихоокеанский переход», «Исследование американо-восточноазиатских отношений накануне Двадцать первый век , Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, стр. 139–162, ISBN. 978-0-231-10406-7 Современное эссе.
- Ху, Шичжан (1995). Стэнли К. Хорнбек и политика открытых дверей, 1919–1937 гг . Гринвуд Пресс. ISBN 0-313-29394-5 .
- Хант, Майкл Х. (1973). Оборона границы и открытые двери: Маньчжурия в китайско-американских отношениях, 1895–1911 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-01616-6 .
- ———— (1983). Установление особых отношений: Соединенные Штаты и Китай до 1914 года . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-05516-1 .
- Израиль, Джерри (1971). Прогрессивизм и открытые двери: Америка и Китай, 1905–1921 гг . Питтсбург: Издательство Питтсбургского университета. ISBN 0-8229-3210-5 .
- Лоуренс, Марк Этвуд / «Политика открытых дверей», Энциклопедия американской внешней политики , (онлайн) [1] .
- Макки, Делбер (1977). Исключение китайцев против политики открытых дверей, 1900–1906: Столкновения по поводу политики Китая в эпоху Рузвельта . Издательство государственного университета Уэйна. ISBN 0-8143-1565-8 .
- Макфарланд, Филип. Джон Хэй, друг гигантов: человек и жизнь, соединяющие Авраама Линкольна, Марка Твена, Генри Джеймса и Теодора Рузвельта (2017).
- Мур, Лоуренс. Определение и защита политики открытых дверей: Теодор Рузвельт и Китай, 1901–1909 (2017)
- Отте, Томас Г. (2007). Китайский вопрос: соперничество великих держав и британская изоляция, 1894–1905 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-921109-8 .
- Филлипс, Стивен (2009). «Политика открытых дверей». Беркширская энциклопедия Китая . Том. 4. Грейт-Баррингтон, Массачусетс: Издательство Berkshire Publishing. стр. 1647–1651.
- Сугита, Ёнеюки, «Расцвет американского принципа в Китае: новая интерпретация первых заметок открытых дверей по отношению к Китаю» в книге Ричарда Дж. Дженсена , Джона Тареса Дэвиданна и Ёнеюки Сугиты, ред. Транстихоокеанские отношения: Америка, Европа и Азия в двадцатом веке (Гринвуд, 2003), стр. 3–20.
- Талиаферро, Джон. Все великие призы: Жизнь Джона Хэя, от Линкольна до Рузвельта (2014), стр. 344–542.
- Государственный департамент США (1949). Белая книга Китая, август 1949 г. Стэнфорд, Калифорния: Перепечатано: Издательство Стэнфордского университета.
- Янг, Мэрилин (1972). «В поисках империи». В мае Эрнест Р.; Томсон, Джеймс К. (ред.). Американо-восточноазиатские отношения: обзор . стр. 131–156. Современное эссе.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Текст первой записки открытой двери
- Текст первой и второй записки открытой двери
- «Вехи: госсекретарь Джон Хэй и политика открытых дверей в Китае» (Управление историка Государственного департамента США) [2]