Фашодский инцидент
Фашодский инцидент | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть борьбы за Африку | |||||||
![]() Карта Центральной и Восточной Африки во время инцидента | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() | ![]() ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | ![]() | ||||||
Сила | |||||||
132 солдата | 1500 британских, египетских и суданских солдат | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто | Никто |
Фашодский инцидент , также известный как Фашодский кризис ( фр . Crise de Fachoda ), стал кульминацией империалистических территориальных споров между Великобританией и Францией в Восточной Африке , произошедших с 10 июля по 3 ноября 1898 года. Французская экспедиция в Фашоду на Белом берегу Нил стремился получить контроль над бассейном реки Верхний Нил и тем самым исключить Великобританию из Судана . Французская партия и британско-египетские силы (превышающие численность французов в соотношении 10 к 1) встретились в дружеских отношениях, однако в Европе это вызвало угрозу войны. Британцы держались твердо, поскольку обе империи стояли на грани войны с горячей риторикой с обеих сторон. Под сильным давлением французы отступили, обеспечив англо-египетский контроль над территорией.
Предыстория [ править ]

В конце 19 века Африка быстро захватывалась и колонизировалась европейскими колониальными державами. После Берлинской конференции 1885 года по Западной Африке великие державы Европы начали преследовать все оставшиеся земли в Африке, которые еще не находились под влиянием другой европейской страны. этот период африканской истории обычно называет « борьбой за Африку» Современная историография . Основными державами, вовлеченными в эту борьбу, были Великобритания, Франция, Германия , Бельгия , Италия , Португалия и Испания .
побережья континента Французское наступление во внутренние районы Африки осуществлялось в основном с атлантического (современный Сенегал ) на восток, через Сахель вдоль южной границы Сахары , территории, охватывающей современные Сенегал, Мали , Нигер и Чад . Их конечной целью было обеспечить непрерывную связь между рекой Нигер и Нилом и, следовательно, контролировать всю торговлю с регионом Сахеля и обратно на основании существующего контроля над караванными путями через Сахару. У Франции также был форпост недалеко от устья Красного моря во Французском Сомалиленде (ныне Джибути ), который мог служить восточным якорем для пояса французской территории с востока на запад по всему континенту. [1]
Британцы же хотели связать свои владения в Южной Африке ( ЮАР , Бечуаналенд и Родезия ), со своими территориями в Восточной Африке (современная Кения ), а эти две области — с бассейном Нила. Судан , который тогда включал современные Южный Судан и Уганду , был ключом к осуществлению этих амбиций, тем более что Египет уже находился под британским контролем. Эта «красная линия» (т.е. предполагаемая железная дорога или дорога, см. « Железная дорога от Мыса до Каира ») через Африку прославилась благодаря британскому алмазному магнату и политику Сесилу Родсу , который хотел, чтобы Африка «окрасилась в красный цвет» (то есть находилась под британским контролем, поскольку территории, которые бывшие в составе Британии, часто обозначались на картах красным цветом). [2]
Если провести линию от Кейптауна до Каира (мечта Родса) и другую линию от Дакара до Французского Сомалиленда (ныне Джибути ) вдоль Красного моря в районе Горного Рога (амбиции Франции), то эти две линии пересекутся на востоке Южного Судана, недалеко от города. Фашоды (современный Кодок ), объясняя ее стратегическое значение. Французская ось восток-запад и британская ось север-юг не могли сосуществовать; нация, которая сможет занять и удержать пересечение двух осей, будет единственной, кто сможет продолжить реализацию своего плана. [3]

Фашода была основана египетской армией в 1855 году как база для борьбы с работорговлей в Восточной Африке . Он был расположен на возвышенности вдоль 160 километров (100 миль) болотистой береговой линии, в одном из немногих мест, где лодка могла разгрузиться. Окрестности, хотя и болотистые, были населены шиллуками , и к середине 1870-х годов Фашода представляла собой шумный рынок и административный город. Первыми европейцами, прибывшими в этот регион, были исследователи Георг Швайнфурт в 1869 году и Вильгельм Юнкер в 1876 году. Юнкер описал город как «важное торговое место… последний форпост цивилизации, куда путешественники погружаются в дебри экваториального пояса или возвращаются из него». Африка могла бы закупить несколько незаменимых европейских товаров у местных греческих торговцев». Однако к тому времени , когда прибыл Жан-Батист Маршан , заброшенный форт лежал в руинах. [3]
Фашода также был вовлечен в египетский вопрос, давний спор между Соединенным Королевством и Францией по поводу британской оккупации Египта . С 1882 года многие французские политики, особенно представители колониальной партии , сожалели о решении Франции не присоединяться к Великобритании в оккупации страны. Они надеялись заставить Британию уйти и считали, что колониальный форпост на Верхнем Ниле может служить базой для французских канонерских лодок. Ожидалось, что это, в свою очередь, заставит британцев покинуть Египет. Другая предложенная схема включала строительство массивной плотины, перекрывающей водоснабжение Нила и вытесняющей британцев. Эти идеи были крайне непрактичными, но им удалось встревожить многих британских чиновников. [4]
Другие европейские страны также были заинтересованы в контроле над долиной верхнего Нила. Итальянцы получили фору со своего эритрейского аванпоста в Массаве на Красном море, но поражение от эфиопов при Адове в марте 1896 года положило конец их попытке. В сентябре 1896 года король Леопольд II , суверен Свободного государства Конго , направил колонну из 5000 конголезских солдат с артиллерией к Белому Нилу из Стэнливилля на реке Верхнее Конго. Им потребовалось пять месяцев, чтобы добраться до озера Альберт на Белом Ниле, примерно в 800 километрах (500 миль) от Фашоды, но к тому времени их солдаты были настолько разгневаны обращением с ними, что 18 марта 1897 года они подняли мятеж. Многие бельгийские офицеры были убиты. а остальные были вынуждены бежать. [3]
Кризис [ править ]

Экспедиция Маршана [ править ]
Франция сделала свой ход, отправив капитана Жана-Батиста Маршана , ветерана завоевания Французского Судана , обратно в Западную Африку. Он отправил отряд, состоящий в основном из западноафриканских колониальных войск из Сенегала, на корабль, направлявшийся в Центральную Африку. [3] 20 июня 1896 года он достиг Либревиля в колонии Габон с отрядом всего в 120 тиралеров плюс 12 французских офицеров, унтер-офицеров и вспомогательного персонала — капитана Марселя Жозефа Жермена, капитана Альберта Баратье, капитана Шарля Манжена , капитана Виктора Эммануэля Ларжо. лейтенант Феликс Фуке, учитель по имени Дай, доктор Жюль Эмили Майор, прапорщик Де Пра, сержант Жорж Дат, сержант Бернар, сержант Венаиль и военный переводчик Ландеруэн. [5]
Войска Маршана выступили из Браззавиля на арендованном бельгийском пароходе с приказом обезопасить территорию вокруг Фашоды и сделать ее протекторатом Франции. Они поднялись по реке Убанги до ее навигационного пункта , а затем двинулись по суше (взяв с собой 100 тонн припасов, включая складной стальной пароход с однотонным котлом). [3] ) через джунгли и кустарники в пустыни Судана. Они путешествовали через Судан до Нила. Там их должны были встретить две экспедиции, шедшие с востока через Эфиопию , одну из которых, из Джибути , возглавил Кристиан де Боншам , ветеран Лестничной экспедиции в Катангу . [5]
После трудного 14-месячного перехода через сердце Африки экспедиция Маршана прибыла 10 июля 1898 года, но экспедиция де Боншам не смогла этого сделать из-за того, что эфиопы приказали ей остановиться, а затем она потерпела аварию в ущелье Баро . Небольшой отряд Маршана оказался один, в сотнях миль от любой поддержки. [6] Тем временем британцы занимались англо-египетским завоеванием Судана , продвигаясь вверх по реке из Египта. 18 сентября флотилия из пяти британских канонерских лодок прибыла в изолированный форт Фашода. На их борту находились 1500 британских, египетских и суданских солдат во главе с сэром Гербертом Китченером , в том числе подполковником Горацием Смит-Дорриеном . [7] Маршан получил неверные сведения о том, что приближающиеся силы состоят из дервишей ; он оказался перед лицом скорее дипломатического, чем военного кризиса. [8]
Противостояние в Фашоде [ править ]

Обе стороны настаивали на своем праве на Фашоду, но согласились дождаться дальнейших указаний из дома. [9] Оба командира вели себя сдержанно и даже с некоторым юмором. Китченер поджарил Маршана виски, употребление которого французский офицер назвал «одной из величайших жертв, которые я когда-либо приносил ради своей страны». Китченер осмотрел французский сад, комментируя: «Цветы в Фашоде. Ох уж эти французы!» Более серьезно британцы распространяли французские газеты, подробно описывающие политический хаос, вызванный делом Дрейфуса , предупреждая, что Франция не в состоянии оказать серьезную поддержку Маршану и его партии. [10] Новости о встрече были переданы в Париж и Лондон , где они воспламенили гордость обеих стран. Последовало широкомасштабное народное возмущение, когда каждая сторона обвиняла другую в неприкрытом экспансионизме и агрессии. Кризис продолжался в течение сентября и октября 1898 года. Королевский флот разработал военные приказы и мобилизовал свои резервы. [11]
Уход французов [ править ]


Будучи командующим англо-египетской армией, которая только что разгромила силы Махди в битве при Омдурмане , Китченер находился в процессе отвоевания Судана от имени египетского хедива , и после битвы он открыл запечатанные приказы исследовать французскую экспедицию. Китченер приземлился в Фашоде в форме египетской армии и настоял на поднятии египетского флага на некотором расстоянии от французского флага. [ нужна ссылка ]
С военно-морской точки зрения ситуация складывалась в пользу Британии, и этот факт признали французские депутаты после кризиса. Некоторые историки отдали должное Маршану за то, что он сохранял спокойствие. [12] Военные факты, несомненно, были важны для Теофиля Делькассе , недавно назначенного министра иностранных дел Франции. «У них есть солдаты. У нас есть только аргументы», - смиренно сказал он. Кроме того, он не видел никаких преимуществ в войне с англичанами, тем более что он стремился завоевать их дружбу в случае любого будущего конфликта с Германией. Поэтому он настойчиво настаивал на мирном разрешении кризиса, хотя это и способствовало волне национализма и англофобии . В редакционной статье, опубликованной в журнале L'Intransigeant 13 октября, Виктор Анри Рошфор написал: «Германия продолжает бить нас по лицу. Давайте не будем подставлять щеку Англии». [13] Как пишет профессор П.Х. Белл:
Между двумя правительствами произошла короткая битва воли, когда британцы настаивали на немедленном и безоговорочном выводе французов из Фашоды. Французам пришлось принять эти условия, что было равносильно публичному унижению. [14]
3 ноября французское правительство незаметно приказало своим солдатам уйти, и кризис закончился мирно. [15] Маршан предпочел вывести свои небольшие силы через Абиссинию и Джибути, а не пересекать территорию Египта, совершая относительно быстрое путешествие на пароходе по Нилу. [16]
Последствия [ править ]
Фашода стала для Франции крупным дипломатическим поражением и национальным унижением. [17] По мнению французских националистов , капитуляция была явным свидетельством того, что армия была сильно ослаблена предателями, поддерживавшими Дрейфуса . Это также вызвало сильные антибританские настроения, и некоторые высказали мнение, что Англия, возможно, готовится напасть на Францию. Возобновление дела Дрейфуса в январе следующего года во многом отвлекло французское общественное мнение от событий в Судане , и люди все чаще ставили под сомнение целесообразность войны из-за такой отдаленной части Африки. Тем не менее, это положило конец амбициям Франции по созданию экваториальной империи, простирающейся от западного побережья до восточного. [18] Британия тем временем наслаждалась успехом, и, хотя она опасалась возмездия со стороны Франции, ее политика принуждения разрешила кризис. [19]
Французы также осознали, что в долгосрочной перспективе им понадобится дружба Великобритании на случай войны между Францией и Германией. [20]
В марте 1899 года была подписана англо-французская конвенция 1898 года , в которой было решено, что исток рек Нил и Конго должен обозначать границу между их сферами влияния .
Инцидент в Фашоде был последним серьезным колониальным спором между Великобританией и Францией, и его классическое дипломатическое решение считается большинством историков предшественником Сердечного согласия 1904 года. [21] В том же году Фашода была официально переименована в Кодок . Он расположен на территории современного Южного Судана .
Наследие [ править ]
Французский колониальный офицер Жорж де Вильбуа-Марей увидел в англо-бурской войне шанс отомстить за унижение французов в Фашоде — однако он был убит в битве при Босхофе . [22]
Двое главных участников инцидента увековечены на мосту Pont Kitchener-Marchand, 116-метровом (381 фут) автомобильном мосте через Сону , построенном в 1959 году во французском городе Лион . [23]
Этот инцидент породил « синдром Фашоды » во французской внешней политике или стремление утвердить французское влияние в областях, которые могут стать восприимчивыми к британскому влиянию. [15] Таким образом, его использовали для сравнения с другими более поздними кризисами или конфликтами, такими как Левантийский кризис 1945 года. [24] гражданская война в Нигерии в Биафре в 1970-х годах и гражданская война в Руанде в 1994 году. [25]
См. также [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Уильям Роджер Луи и Проссер Гиффорд, ред. Франция и Великобритания в Африке: имперское соперничество и колониальное правление (Yale University Press, 1971).
- ^ Луи и Гиффорд, ред. Франция и Великобритания в Африке: имперское соперничество и колониальное правление (1971).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Джонс, Джим, « Инцидент в Фашоде, заархивированный 24 февраля 2021 года в Wayback Machine » Университет Западного Честера, 2014 г.; Интернет, 12 июля 2014 г.; доступ 20.10.2019.
- ^ Анри Л. Весселинг, Разделяй и властвуй: раздел Африки, 1880–1914 (1996).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мишель Кот, Миссия Боншам: В сторону Фашоды для встречи с миссией Маршана через Эфиопию , Париж, Плон, 1900 год.
- ^ Льюис 1988 , стр. 133–135, 210.
- ^ Пакенхэм 1991 , с. 548.
- ^ Пакенхэм 1991 , с. 547.
- ^ Мурхед 2002 , с. 78.
- ^ Томбс, Роберт и Изабель (2006). Этот сладкий враг. Французы и британцы от Короля-Солнца до наших дней . Случайный дом. п. 429. ИСБН 0-434-00867-2 .
- ^ Пакенхэм 1991 , с. 552.
- ^ Гиффен 1930 , стр. 79–98.
- ^ Vaisse 2004 , стр. 15–16.
- ^ Белл 2014a , с. 3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лангер 1951 , стр. 537–580.
- ^ Пакенхэм 1991 , с. 555.
- ^ Браун 1970 , с. 119.
- ^ Кумар 2016 , с. 53.
- ^ Петерсон 1996 , стр. 128–31.
- ^ Тейлор 1954 , стр. 321–326.
- ^ Хорн 2006 , стр. 298–299.
- ^ Ф. Шинье, La Presse Français et les Boërs , магистерская диссертация, Лионский университет III, 1988.
- ^ «Мост Китченер-Маршан (Лион, 1949 год)» . Структуры . Архивировано из оригинала 27 декабря 2019 года . Проверено 16 сентября 2019 г.
- ^ Белл 2014b , с. 76.
- ^ Шмидт 2013 , с. 181.
Общие и цитируемые ссылки [ править ]
- Эндрю, Г.; и др. (1974). «Габриэль Аното, Колониальная партия и стратегия Фашоды». Дж. Имп. Общее. Хист. 3 (1): 55–104. дои : 10.1080/03086537408582422 .
- Бейтс, Д. (1984). Фашодский инцидент 1898 года: встреча на Ниле . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0192117718 .
- Белл, П. (2014a). Франция и Великобритания, 1900–1940: Антанта и отчуждение . Лондон: Рутледж . ISBN 9781317892731 .
- Белл, ПМ Х (2014b). Франция и Великобритания, 1940–1994: долгое разделение . Рутледж. ISBN 9781317888413 .
- Беренсон, Эдвард Х (2010). Герои Империи: Пять харизматичных мужчин и завоевание Африки . Издательство Калифорнийского университета.
- Браун, Р. (1970). Переосмысление Фашоды: влияние внутренней политики на политику Франции в Африке, 1893–1898 гг . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 9780801810985 .
- Черчилль, В. (1899). Речная война: исторический отчет о завоевании Судана . Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC 2704682 .
- Юбанк, К. (1960). «Повторное рассмотрение кризиса в Фашоде». Историк . 22 (2): 145–162. дои : 10.1111/j.1540-6563.1960.tb01649.x .
- Гиффен, М. (1930). Фашода, инцидент и его дипломатическая обстановка . Издательство Чикагского университета. OCLC 993310905 .
- Хорн, А. (2006). Прекрасная Франция: Краткая история . Нью-Йорк: Винтаж. ISBN 9781400034871 .
- Кумар, Кришан (2016). Идея английскости Английская культура, национальная идентичность и общественная мысль . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781317028154 .
- Лангер, В. (1951). Дипломатия империализма, 1890–1902 гг . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. OCLC 787805 .
- Льюис, Д. (1988). Гонка за Фашодой: европейский колониализм и африканское сопротивление в борьбе за Африку . Лондон: Блумсбери. ISBN 9780747501138 .
- Мурхед, А. (2002). Белый Нил . Лондон: Пингвин. ISBN 9780141391168 .
- Пакенхэм, Т. (1991). Борьба за Африку, 1876–1912 гг . Нью-Йорк: Рэндом Хаус . ISBN 9780394515762 .
- Петерсон, Сьюзен (1996). Кризисные переговоры и государство. Внутренняя политика международного конфликта . Издательство Мичиганского университета. ISBN 9780472106288 .
- Портер, К. (1975). Карьера Теофиля Делькассе . Вестпорт: Гринвуд. стр. 132–139. ISBN 9780837177205 .
- Райкер, Т. (1979). «Обзор британской политики в условиях кризиса в Фашоде». Политология ежеквартально . 44 (1): 54–78. дои : 10.2307/2142814 . JSTOR 2142814 .
- Шмидт, Элизабет (2013). Иностранное вмешательство в Африке: от холодной войны к войне с терроризмом, выпуск 7 «Новых подходов к африканской истории» . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521882385 .
- Тейлор, А. (1950). «Прелюдия к Фашоде: Вопрос о Верхнем Ниле, 1894–1895 гг.». Английский исторический обзор . 65 (254): 52–80. дои : 10.1093/ehr/lxv.ccliv.52 .
- Тейлор, А. (1954). Борьба за господство в Европе, 1848–1918 гг . Оксфорд: Кларендон Пресс. OCLC 123580339 .
- Тертон, ER (1976). «Лорд Солсбери и экспедиция Макдональда» . Журнал истории Империи и Содружества . 5 (1): 35–52. дои : 10.1080/03086537608582472 . Архивировано из оригинала 14 июня 2022 года . Проверено 14 июня 2022 г.
- Вайс, М. (2004). Сердце Антанты от Фашоды до Великой войны: в архивах набережной Орсе (на французском языке). Брюссель: Éditions Complexe. ISBN 9782804800062 .
- Райт, Патрисия (август 1972 г.). «Французская Фашодская экспедиция 1896–99» . История сегодня . Том. 22, нет. 8. стр. 564–575. Архивировано из оригинала 3 ноября 2023 года . Проверено 14 июня 2022 г.
- Райт, Патрисия (1972). Конфликт на Ниле: Фашодский инцидент 1898 года . Лондон: Хайнеманн. ISBN 9780434878307 . OCLC 185779517 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Робертс, Т. (2020). «Комитет французской Африки, план Чада и истоки Фашоды» . Исторический журнал . 64 (2): 310–331. дои : 10.1017/S0018246X20000023 . S2CID 219078894 .
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с инцидентом в Фашоде, на Викискладе?
- 1898 год в Судане
- 1898 год в Британской империи
- 1898 год во Французской колониальной империи.
- Бои и конфликты без смертельных исходов
- Британская колонизация в Африке
- Конфликты 1898 года
- Дипломатический кризис XIX века.
- Европейская колонизация в Африке
- Бывшие французские колонии
- Отношения Франции и Великобритании
- Французская колониальная империя
- Французская колонизация в Африке
- Французская Третья республика
- История Африки
- История Судана
- История Южного Судана
- История Британской империи
- Военная история Африки
- Верхний Нил (штат)
- Боевой страх