Родосский колосс
Родосский колосс | |
---|---|
![]() Сесил Роудс едет из Каира в Кейптаун | |
Художник | Эдвард Линли Самборн , Панч |
Год | 1892 |
Предмет | Сесил Роудс |

«Родосский колосс» — редакционная карикатура, проиллюстрированная английским карикатуристом Эдвардом Линли Самбурном и опубликованная журналом Punch в 1892 году. Она намекает на борьбу за Африку в период нового империализма , когда европейские державы, начиная с 1884 года, расширили свою колониальную экспансию в Африки, разделив континент между собой.
На снимке изображен британский бизнес-магнат Сесил Родс в виде гиганта, стоящего над континентом и держащего телеграфную линию, что является отсылкой к его желанию построить железнодорожную и телеграфную линию « от мыса до Каира » и соединить большинство британских колоний в Африке . [1] Это визуальный каламбур, основанный на Колоссе Родосском , одном из семи чудес древнего мира .
История
[ редактировать ]Родосский колосс был нарисован английским карикатуристом Эдвардом Линли Самборном и впервые появился в журнале Punch в 1892 году. Он широко переиздавался, [2] и с тех пор стал стандартной иллюстрацией в исторических текстах. [3]
Карикатура была опубликована в выпуске «Панч» от 10 декабря 1892 года вместе с недавней выдержкой из «Таймс» о плане Родса по продлению линии электрического телеграфа от Кейптауна до Каира . Отрывок из «Таймс» гласит:
Г-н Родс объявил, что он намерен либо с помощью своих друзей, либо самостоятельно продолжить телеграфное сообщение на север, через Замбези , через Ньяссаленд и вдоль озера Танганьика в Уганду. И это еще не все... Этот колоссальный Монте-Кристо означает пересечь Судан... и завершить наземную телеграфную линию от Кейптауна до Каира; то есть от Англии до всех ее владений или колоний, или «сфер влияния» в Африке. [4]
За карикатурой и отрывком последовал отрывок сатирического стиха Эдвина Дж. Милликена о характере и амбициях Роудса. [3] Сатирические стихи и рассказы часто сопровождали карикатуры в журнале «Панч» . [5] В стихе Родос описывается как «Директор и государственный деятель в одном лице» и «Колосс в семи лигах в сапогах», который стоит «над Африкой, шагая из темного конца в конец, чтобы продвигать эмансипацию черных». Его также описывают как «проницательного торговца» и «дипломата, полного утонченности и острых планов с оттенком благочестивого крестоносца ». [5]
Игра слов «Родос как Колосс», использованная в этом произведении, была известной шуткой, зародившейся в Южной Африке и которую Панч использовал раньше, а также многие другие. [3]
Иконография
[ редактировать ]Самборн проиллюстрировал этот визуальный каламбур , изобразив Сесила Родса в виде древнегреческой статуи Колосса Родосского , одного из семи чудес Древнего мира , следуя традиционному (и маловероятному с архитектурной точки зрения) изображению Колосса с широко расставленными ногами, пересекающего гавань Родоса ( выше).
Родс измеряет телеграфной линией расстояние от Кейптауна (у его правой ноги) в Южной Африке до Каира (у левой ноги) в Египте, иллюстрируя его более широкую концепцию «от мыса до Каира» для дальнейшей колониальной экспансии в Африке. В правой руке Роудс держит пробковый шлем , а винтовка на правом плече висит .
Роудс стоит в сильной открытой стойке с оружием. Ученые считали это показателем его власти и влияния во время европейской колонизации Африки . Его гигантские размеры указывают на его большие амбиции и стремление к дальнейшему влиянию на континенте.
Влияние
[ редактировать ]
Мультфильм быстро стал широко упоминаться в исторических текстах как иллюстрированное изображение борьбы за Африку и эпохи Нового Империализма в целом. Первоначальный контекст предлагаемой телеграфной линии редко упоминается в таких репродукциях, которые рассматривают концепцию «от мыса до Каира» в более широком смысле. [3]
В книге Адама Хохшильда « Призрак короля Леопольда: история жадности, террора и героизма» в колониальной Африке Родс представлен как «будущий южноафриканский политик и алмазный магнат », который утверждал, что «аннексировал бы планеты», если бы мог. [6] Южноафриканский карикатурист Джонатан Шапиро пародировал карикатуру в работе 2009 года, поместив премьер-министра Китая Вэнь Цзябао вместо Родоса, держащего Нкосазана Дламини-Зума , тогдашнего министра международных отношений и сотрудничества (в виде марионетки ), в то время как Далай-лама наблюдает за ним. из Азии. [7] В карикатуре высмеивались китайско-африканские отношения в целом и недавние отношения между Китаем и Южной Африкой в частности, после того как Далай-ламе было отказано в визе для участия в международной мирной конференции в Йоханнесбурге , что было воспринято как результат дипломатического давления Китая. . [8] [9]
В 2013 году политический карикатурист Мартин Роусон сослался на карикатуру Самбурна в сатирической иллюстрации, опубликованной 1 февраля в The Guardian, посвященной премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона политике в отношении Алжира и французской интервенции в Мали . [10]
Наследие
[ редактировать ]Мультфильм стал одним из наиболее часто используемых изображений, изображающих эпоху Нового Империализма и европейской колонизации Африки. Наследие Родса в современной Южной Африке было описано ученым Патриком Бондом как «одно из самых прибыльных и разрушительных в мире». [11] ссылаясь на многочисленные мошеннические и вводящие в заблуждение договоры, которые он подписал с различными африканскими народами , которые уступили ему часть своей территории. [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кроссетт, Барбара (13 ноября 1983 г.). «АФРИКАНСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ОТ МЫСА В КАИР (Опубликовано в 1983 г.)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 21 ноября 2020 г.
- ^ Империи, исключения и англосаксы: раса и правление между Британской империей и империей Соединенных Штатов, 1880–1910 гг.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ричард Скалли, « Построение колосса: истоки величайшего панч-карикатуры Линли Сэмборна », Международный журнал комиксов , том 14, № 2, осень 2012 г., стр. 120–142.
- ^ «Мистер Родс и Британская Южная Африка» . Таймс . 30 ноября 1892 года . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Панч , том 103, 10 декабря 1892 г.
- ^ Хохшильд, Адам (1998). Призрак короля Леопольда: история жадности, террора и героизма в колониальной Африке . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Компания Houghton Mifflin . п. 41. ИСБН 9780618001903 .
- ^ «Родосский колосс – 118 лет спустя» . Запиро . 5 апреля 2009 года . Проверено 14 июня 2016 г.
- ^ «Далай-ламе отказали в визе на мирную конференцию в Южной Африке» . CNN . 23 марта 2009 года . Проверено 21 апреля 2013 г.
- ^ «Тибетцы обвиняют Китай в отказе в выдаче визы Далай-ламе» . Почта и Хранитель . ЮАР. 23 марта 2009 года . Проверено 21 апреля 2013 г.
- ^ «Африканское приключение Кэмерона» . Хранитель . 1 февраля 2013 года . Проверено 1 февраля 2013 г.
- ^ Бонд, Патрик (2019). «В Южной Африке «Родос должен пасть» (пока стены Родоса возвысятся)» . Новые глобальные исследования . 13 (3): 335–350. дои : 10.1515/ngs-2019-0036 . S2CID 210075733 – через JSTOR.
- ^ Гетц, Тревор Р.; Улицы-Солтер, Хизер (2011). Современный империализм и колониализм: глобальная перспектива . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Pearson Education Inc., стр. 229, 238. ISBN 978-0-321-42409-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- «Пунш» , 10 декабря 1892 года , из проекта «Гутенберг».
- Свен Линдквист, Джоан Тейт и Сара Смерть. Мертвые не умирают . Нью-Йорк: Новая пресса, 2014. ISBN 9781595589897 .