Операция «Проход к свободе»


Операция «Проход к свободе» — термин, используемый ВМС США для описания пропагандистских усилий. [2] [3] и помощь в транспортировке 310 000 вьетнамских гражданских лиц, солдат и невьетнамских военнослужащих французской армии из коммунистического Северного Вьетнама ( Демократическая Республика Вьетнам ) в некоммунистический Южный Вьетнам ( Государство Вьетнам , позже ставшее Республикой Вьетнам). ) между 1954 и 1955 годами. Французы и другие страны, возможно, перевезли еще 500 000 человек. [4] [5] [6] После поражения французов в битве при Дьенбьенфу Женевские соглашения 1954 года решили судьбу Французского Индокитая после восьми лет войны между силами Французского Союза и Вьетминем , которые боролись за независимость Вьетнама под коммунистическим правлением. Соглашения привели к разделу Вьетнама по 17-й параллели северной широты , при этом коммунистический Вьетминь под руководством Хо Ши Мина контролировал север, а поддерживаемое Францией государство Вьетнам - на юге. Соглашения предусматривали 300-дневный льготный период, заканчивающийся 18 мая 1955 года, в течение которого люди могли свободно перемещаться между двумя Вьетнамами до закрытия границы. Раздел должен был быть временным до выборов 1956 года по воссоединению страны под управлением национального правительства. От 600 000 до миллиона человек переехали на юг, в том числе более 200 000 французских граждан и солдат французской армии. [7] в то время как от 14 000 до 45 000 гражданских лиц и примерно 100 000 боевиков Вьетминя двинулись в противоположном направлении. [4] [8] [9]
способствовали Великой миграции северян 1954–1955 годов прежде всего французские ВВС и ВМС . Американские военные корабли поддержали французов в эвакуации северян в Сайгон , южную столицу. Операция сопровождалась масштабной операцией по оказанию гуманитарной помощи, финансируемой главным образом правительством Соединенных Штатов в попытке поглотить большой палаточный городок беженцев, возникший за пределами Сайгона. Для США миграция стала пиар-переворотом, вызвавшим широкое освещение бегства вьетнамцев из предполагаемого угнетения коммунизма в «свободный мир» на юге. Этот период был отмечен пропагандистской кампанией, поддерживаемой Центральным разведывательным управлением от имени римско-католического премьер-министра Южного Вьетнама Нго Динь Зьема . Кампания обычно рассматривалась как призыв католиков бежать от «надвигающихся религиозных преследований» при коммунизме. [10] и около 60% из 1,14 миллиона католиков севера иммигрировали. [11] Вьетминь также пытался силой помешать потенциальным беженцам покинуть страну, особенно в сельских районах, где не было французских или американских вооруженных сил. [12]
Традиционно предполагалось, что миграция укрепит католическую власть Дьема; тогда как большинство католиков Вьетнама раньше жили на севере, теперь большинство из них находится на юге. Опасаясь победы коммунистов, Дьем отменил выборы. Полагая, что вновь прибывшие католики являются оплотом прочной антикоммунистической поддержки, Дьем якобы относился к новым избирателям как к группе с особыми интересами. В конечном счете, северные католики так и не полностью интегрировались в южное общество, и предполагаемый фаворитизм Дьема по отношению к ним часто считался причиной напряженности, кульминацией которой стал буддийский кризис 1963 года, который закончился его падением и убийством . [13] [14] Фактически, католики, переехавшие на Юг, были прежде всего активными участниками своей собственной жизни, а не благодаря усилиям ЦРУ или Нго Динь Зьема. [15] Около 25% мигрантов не были католиками, а некоторые католики, переехавшие на юг, не сделали этого из-за своей религии. [16] Северные католические эмигранты на самом деле создали сложные проблемы для Церкви в Южном Вьетнаме, и Нго Динь Зьем также не переселял северных католиков в Сайгон и его окрестности в качестве преднамеренной и стратегической политики. [17] Поскольку вьетнамские католики были далеки от монолитности, [18] и никоим образом не были едины в своих политических позициях, [19] это миф, объединяющий «католических беженцев со всеми католиками, со всеми беженцами или с убежденными сторонниками Нго Динь Зьема». [20] На самом деле Персоналистская революция при режиме Дима продвигала религиозную свободу и разнообразие, чтобы противостоять атеизму коммунизма. Однако сама эта система в конечном итоге позволила буддийским активистам угрожать государству, которое поддерживало их религиозную свободу. [21]
Фон
[ редактировать ]В конце Второй мировой войны Вьетминь провозгласил независимость Демократической Республики Вьетнам (ДРВ) в сентябре 1945 года. Это произошло после ухода императорской Японии , захватившей контроль над французским Индокитаем во время Второй мировой войны. Военная борьба возобновилась в ноябре 1946 года, когда Франция попыталась восстановить контроль над Индокитаем , напав на северный портовый город Хайфон . [22] ДРВ была признана Советским Союзом и Китайской Народной Республикой (КНР), в то время как западные державы признали поддерживаемое Францией Государство Вьетнам , номинально возглавляемое императором Бо Ди , но с обученной французами Вьетнамской национальной армией (ВНА). который был лоялен силам Французского Союза . В мае 1954 года, после восьми лет боев, французы были окружены и разбиты в горной северной крепости в битве при Дьенбьенфу . [23] Уход Франции из Индокитая был завершен Женевскими соглашениями от июля 1954 года, после двух месяцев переговоров между ДРВ Хо, Францией, КНР и Советским Союзом. По условиям соглашения Вьетнам был временно разделен по 17-й параллели северной широты в ожидании выборов 1956 года, на которых будет избрано национальное правительство, которое будет управлять воссоединенной страной.
Коммунистический Вьетминь остался под контролем Северного Вьетнама, в то время как Государство Вьетнам контролировало юг. Силы Французского Союза будут постепенно выводиться из Вьетнама по мере стабилизации ситуации. [24] Обе вьетнамские стороны были недовольны итогами встречи в Женеве; Нго Динь Зьем , премьер-министр Вьетнама, осудил соглашение Франции и приказал своей делегации не подписывать его. Он заявил: «Мы не можем признать захват Советским Китаем... более половины нашей национальной территории» и что «Мы не можем ни согласиться с жестоким порабощением миллионов соотечественников». [25] Премьер-министр Северного Вьетнама Фум Ван Онг выразил горечь после того, как его советские и китайские сторонники пригрозили сократить поддержку, если он не согласится на условия мира; Донг хотел закрепить военное преимущество Вьетминя, чтобы они могли претендовать на большую территорию за столом переговоров. [25]
Согласно соглашениям, должен был быть период, в течение которого между двумя зонами было разрешено свободное гражданское передвижение, тогда как вооруженные силы были вынуждены передислоцироваться в свои стороны. Весь французский Дальневосточный экспедиционный корпус и силы ВНА на севере должны были быть эвакуированы южнее 17-й параллели, а все истребители Вьетминя должны были передислоцироваться на север. В соглашениях предусматривалось, что гражданским лицам должна быть предоставлена возможность переехать в предпочитаемую ими половину Вьетнама. [26] В статье 14(d) соглашений говорилось, что:
Любым гражданским лицам, проживающим в районе, контролируемом одной стороной и желающим переехать и жить в зоне, закрепленной за другой стороной, должно быть разрешено и оказана помощь в этом. [26]
Статья 14(d) разрешала 300-дневный период свободного передвижения между двумя Вьетнамами. [27] закончившийся 18 мая 1955 года. Во время переговоров в Женеве стороны мало задумывались о логистике переселения населения и предполагали, что этот вопрос будет незначительным. Несмотря на заявления о том, что его северные соотечественники были «порабощены», [26] Дьем ожидал, что беженцев будет не более 10 000. Генерал Поль Эли , генеральный комиссар Франции в Индокитае, ожидал, что около 30 000 землевладельцев и руководителей предприятий переедут на юг, и заявил, что возьмет на себя ответственность за транспортировку любого вьетнамца, который захочет переехать на территорию, контролируемую Французским Союзом, например, в Южный Вьетнам. . Премьер-министр Франции Пьер Мендес Франс и его правительство планировали оказать помощь примерно 50 000 перемещенным лицам. [26] Мендес-Франс был уверен, что FFEEC сможет справиться с этой работой самостоятельно. [28] Американцы рассматривали этот период как возможность ослабить коммунистический север. [26]
Эвакуация
[ редактировать ]Предсказания Дьема и Эли оказались крайне неточными. [26] В северном Вьетнаме, где вьетминь был самым сильным, шли тяжелые бои, и многие люди были вынуждены покинуть свои дома. [29] Хотя французские благотворительные организации действовали на севере, лагеря беженцев были дезорганизованы и могли дать лишь убежище. В результате появилось большое количество северян, желающих уехать и начать новую жизнь на юге. [30]
Французы начали эвакуацию, исходя из предвзятого мнения, что мало кто захочет отправиться на юг. По мере того, как информация о миграционной программе распространялась по контролируемому коммунистами северу, тысячи просителей убежища, преимущественно северных католиков, прибыли в столицу Ханой и порт Хайфон , которые все еще находились под контролем Франции. Это привело к анархии и неразберихе, поскольку эмигранты боролись за ограниченное жилье, еду, лекарства и места на кораблях и самолетах, направлявшихся на юг. К началу августа в Ханое и Хайфоне ожидало более 200 000 эвакуированных. [26] Первоначально в специальных лагерях не было достаточных санитарных условий и контроля качества воды, что приводило к возможности вспышек заболеваний. Некоторые американские представители заявили, что это худшие условия, которые они когда-либо видели. [31] Условия продолжали оставаться плохими и хаотичными после того, как эвакуация пошла полным ходом, и в течение месяца существенно не улучшились. [32] Не было никакой организационной инфраструктуры для регистрации, медицинского учета и иммунизации ожидающих эвакуированных. [31] Таким образом, коммунисты отправили своих пропагандистских активистов через лагеря и заявили, что отсутствие организации доказывает, что жизнь потенциальных беженцев будет еще хуже на юге, где они будут полностью под контролем Южного Вьетнама. [33]
Французский флот и военно-воздушные силы были истощены во время Второй мировой войны. Они не смогли справиться с неожиданно большим количеством беженцев. [26] Ситуация усугублялась их нежеланием разрешить эвакуированным гражданским лицам ездить на поездах из отдаленных районов в Ханой и Хайфон, поскольку их приоритетом была эвакуация военного персонала и техники. Франция обратилась к Вашингтону за помощью, поэтому Министерство обороны США приказало ВМС США мобилизовать оперативную группу по эвакуации. [26]
Американское правительство рассматривало эвакуацию как возможность ослабить коммунистов, обеспечив и тем самым завоевав лояльность беженцев к антикоммунистическому делу. [29] предложила Операционная миссия Соединенных Штатов , чтобы помимо помощи в эвакуации беженцев на юг и тем самым истощения коммунистической базы населения, американцы должны обеспечить здравоохранение, кров, еду и одежду, чтобы помочь антикоммунистам завоевать преданность своих соотечественников. [34] Еще одним преимуществом участия в эвакуации было то, что американский персонал находился в Северном Вьетнаме, что позволяло им собирать разведданные о деятельности коммунистов. [35]
Соответственно, была открыта оперативная группа 90 (CTF-90) под командованием контр-адмирала Лоренцо Сабина . Американские военнослужащие отремонтировали и переоборудовали грузовые суда и танкеры для размещения на них тысяч вьетнамцев, которые будут эвакуированы. Ремонт часто проводился по пути в Хайфон с их баз в Субик-Бей на Филиппинах . [26] Сабин ранее не занимался гуманитарными вопросами, и он и его сотрудники подготовили Операционный приказ 2–54 — 114-страничный политический план операции — в течение недели во время их морского путешествия из Японии во Вьетнам. [35]
Первым американским судном, принявшим участие в массовой эвакуации, стал « Менард» , который покинул Хайфон 17 августа. Он перевез 1924 беженцев на трехдневный путь длиной 1600 километров в южную столицу. [36] К этому времени в зонах ожидания было зарегистрировано уже 132 000 человек, хотя очень немногие имели какие-либо документы. [33] В результате, когда они прибудут на юг, придется проделать больше работы по выявлению их потребностей. [33] пассажирами . На следующий день последовал «Монтроуз» с 2100 Оба изначально строились как ударные транспортные суда. В августе политика США была либерализована, и вьетнамский и французский военный персонал также мог быть эвакуирован по усмотрению CTF-90 и Главной консультативной группы военной помощи (CHMAAG). [36] Чтобы справиться с растущим объемом морских перевозок на юг, CHMAAG создала пункт высадки беженцев в Вонг Тау , прибрежном порту у входа в реку Сайгон . Это место разгрузило заторы в лагерях беженцев в Сайгоне и уменьшило количество узких мест на дорогах вдоль реки. Неудача произошла, когда тайфун обрушился на район Хайфона, уничтожив почти половину района сосредоточения беженцев. Несмотря на проблемы, к 3 сентября ВМС США эвакуировали 47 000 северян всего за две недели операций. [37] Высокие темпы эвакуации заставили правительство Южного Вьетнама распорядиться, чтобы только одна партия пассажиров численностью не более 2500 человек должна была прибывать в Сайгон или Вунгтау в день, до 25 сентября. Население на юге ослабло, поскольку число прибывающих сократилось из-за Пропагандистские кампании Вьетминя и насильственные задержания в сочетании с сезоном сбора риса побудили некоторых отложить свой отъезд. [38] Некоторые даже ждали завершения всех своих деловых сделок, прежде чем переехать в Лунный Новый год. 10 октября Вьетминь получил полный контроль над Ханоем, перекрыв один пункт эвакуации для тех, кто хотел уйти. [39] Некоторые также решили остаться и посмотреть, как Вьетминь отнесется к жителям Ханоя, прежде чем принимать решение о том, покидать ли свои исконные земли. [39] 20 октября французские власти, которые все еще контролировали порты, решили отменить плату за швартовку американских судов, участвовавших в эвакуации. [38] Из-за высокого спроса военным кораблям приходилось двигаться быстро; одно судно совершило один рейс туда и обратно за рекордные всего шесть дней. [40] Рекорд по количеству пассажиров, перевезенных за один рейс, был установлен авианосцем « Генерал Блэк» , который отплыл 29 октября с 5224 вьетнамцами на борту. [12] В ноябре эвакуацию затруднил еще один тайфун, а весь экипаж одного американского судна погиб от вспышки чесотки . [41] В декабре из-за препятствий со стороны Вьетминя, которые не позволяли людям из сельских и региональных районов поехать в Ханой и Хайфон для эмиграции, ВМС Франции отправили корабли, которые остановились недалеко от побережья недалеко от регионального города Винь для эвакуации беженцев. [42]

По данным КОМИГАЛ, [43] В соответствии с правительственным агентством Южного Вьетнама, ответственным за миграцию, французские самолеты совершили 4280 рейсов, перевезя в общей сложности 213 635 беженцев. Всего в 505 морских рейсах было зафиксировано 555 037 пассажиров. На долю французского военно-морского флота пришлось подавляющее большинство эвакуированных военно-морских сил, совершивших 388 рейсов, а на ВМС США - 109. Британские, тайваньские и польские корабли совершили два, два и четыре рейса соответственно. По официальным данным, под военным надзором мигрировали в общей сложности 768 672 человека. Из этого числа около 190 000 были французскими и сайгонскими солдатами и вернувшимися пленными; около 43 000 были иждивенцами военных, «15 000–25 000 членов племени нунг, которые были военными вспомогательными силами, от 25 000 до 40 000 французских граждан и около 45 000 жителей Китая». [5] В него также входили несколько тысяч человек, работавших на французскую и вьетнамскую администрации на Севере. По официальным данным, более 109 000 человек отправились на юг собственными силами, причем некоторые прибыли за пределами 300-дневного периода. Эти люди обычно пересекали реку, разделявшую зоны, на самодельных плотах, добирались на импровизированных плавсредствах до южного порта или совершали пешие прогулки по Лаосу. По состоянию на 1957 год правительство Южного Вьетнама заявило в общей сложности 928 152 беженцев, из которых 98,3% были этническими вьетнамцами. В отчете 1957 года говорилось, что 85% занимались сельским хозяйством или рыболовством для получения средств к существованию и 85% были католиками , а остальные были буддистами или протестантами . [44] Однако в отчете правительства за октябрь 1955 года утверждалось, что 76,3% были католиками, 23,5% - буддистами и 0,2% протестантами. [45] Однако в 1959 году глава COMIGAL Буй Ван Луонг признал, что фактическое число беженцев могло составлять всего лишь 600 000 человек. Официальные данные не включают примерно 120 000 военнослужащих-антикоммунистов и утверждают, что только 4358 человек двинулись на север, хотя ни один историк не считает эту цифру достоверной. Миграцию на север приписывали странствующим рабочим с каучуковых плантаций , которые вернулись на север по семейным обстоятельствам. [44]
Независимое исследование французского историка Бернара Б. Фаля показало, что ВМС США перевезли около 310 000 беженцев. Французам приписывают около 214 000 беженцев, переброшенных по воздуху, 270 000 беженцев по морю и 120 000 и 80 000 эвакуированных вьетнамских и французских военных соответственно. [6] Во время плаваний ВМС США на борту погибли 54 человека, родилось 111 младенцев. [40] Фолл считал, что из 109 000 беженцев, отправившихся на юг собственными силами, большое количество путешествовало автостопом на идущих на юг французских транспортных судах, не имевших отношения к миграционной операции. Фолл считал, что цифры, вероятно, были завышены из-за иммиграционного мошенничества. Некоторые беженцы отправлялись на юг и регистрировались, а затем тайно переправлялись на суда, возвращавшиеся на север за очередной партией людей. Затем они возвращались на юг и перерегистрировались, чтобы потребовать еще один пакет помощи. Аналогичным образом, когда целые деревни переезжали на юг, власти часто не подсчитывали количество сельских жителей напрямую, а просто верили на слово деревенским руководителям. Вожди часто завышали численность населения, требуя увеличения пайков помощи. Массовый исход не нанес ущерба северу во многом потому, что часто эмигрировали целые деревни, а не половина деревни, оставив остальную часть сообщества в беспорядке. По оценкам Фолла, около 120 000 солдат Вьетминя и их иждивенцев отправились на север. Большая часть этих эвакуаций была связана с военной стратегией Вьетминя, а некоторым было приказано остаться, чтобы быть готовыми к будущим партизанским действиям. Движению на север способствовали выходы судов из районов сбора в Куинён и Камау на самой южной оконечности Вьетнама. Рейсы в Северный Вьетнам осуществлялись пустыми французскими кораблями, направлявшимися обратно на север, чтобы доставить еще больше антикоммунистов, направлявшихся на юг, а также судами из коммунистических стран, таких как Польша. Вьетминь также активно возделывал монтаньяры коренное население Вьетнама , на чьи земли в Центральном нагорье вторглись прибывшие северные поселенцы. Коммунисты распространяли пропаганду посредством передач на племенных языках и проникли в горные районы. Согласно исследованию группы Университета штата Мичиган , около 6000 соплеменников отправились на север вместе с коммунистами в сопровождении некоторых вьетминьцев, перенявших местную культуру. [6]

Наибольшее количество беженцев-католиков прибыло из двух северных епархий с самым высоким процентом католиков во Вьетнаме. [46] Это были Пхат Зьем и Бой Чу , в основном расположенные в современных Нинь Бинь и провинциях Нам Динь соответственно. Епископы епархий были ярыми противниками коммунистов, и оба организовали католические военизированные группы, которые боролись против Вьетминя, который долгое время отождествлял католиков с колониальным коллаборационизмом. [46] Когда коммунисты одержали верх на севере, многие католики уже начали готовиться к переезду на юг, где коммунисты были менее влиятельны, и крупные движения начались сразу же, как только стало известно о разделе. [46] После поражения сил Французского Союза при Дьенбьенфу французские офицеры эвакуировали свои войска из Буйчу и Фатдььема, чтобы укрепить территорию между Ханоем и Хайфоном, которую они все еще контролировали, что значительно облегчило коммунистам продвижение через католические опорные пункты. . [46] О выводе французов не было объявлено, и он должен был быть секретным, но руководство местной церкви быстро узнало об этом, и местная католическая община уже начала переселяться в порты еще до окончания переговоров в Женеве. К моменту подписания соглашений 45 000 беженцев-католиков уже ждали в Ханое, Хайфоне или Хойдонге . [46] Согласно данным Католической церкви, более 70% католиков в Буй-Чу и Фат-Дьеме уехали, по сравнению с примерно 50% в большинстве других районов. Католические записи утверждают, что уехала только треть католиков Ханоя и около 80% всего духовенства. [45] Во всех регионах уехало больше священников, чем мирян, что объясняется тем, что коммунисты применяли более суровые наказания к более видным деятелям оппозиции, таким как священнослужители. [47] Скорость выезда также была ниже в районах, удаленных от прибрежных районов и портов отправления; [48] в Хонг Хоа только 11,8% католиков были зарегистрированы в своей епархии как мигрировавшие. [45] Было высказано предположение, что низкий процент жителей Ханоя, решивших уехать, возможно, объясняется тем, что город был относительно нетронут десятилетием боевых действий. [48] и что разный и высокий уровень отъезда среди сельских католиков был обусловлен влиянием местного духовенства; [49] Было отмечено, что священники в северном Вьетнаме более теократичны и участвуют в принятии гражданских решений. [50] Они использовали различные способы, чтобы убедить своих учеников мигрировать; некоторые объясняли свою уверенность в том, что людям, которые не иммигрировали, придется тяжело, некоторые просто приводили догматические причины, такие как «Бога здесь больше нет», [50] в то время как другие вообще не объясняли причин и делали заявления типа «Мы уезжаем завтра», ожидая, что их последователи безоговорочно подчинятся. [50] Опросы иммигрантов показали, что они в основном были довольны тем, что следовали рекомендациям местного священника. [50] В некоторых районах епископ, отвечающий за епархию, велел католикам оставаться, но миряне с большей вероятностью уходили или оставались в зависимости от позиции местного священника, с которым они регулярно общались; во многих случаях, например, в Ханое, большинство священников игнорировали своего епископа и все равно уходили. [51]
Во многих случаях семьи оставляли некоторых членов в надежде, что они сохранят за собой землю. [52] хотя поступали сообщения о том, что меньшинство католиков, связанных с коммунистами, решило остаться добровольно. [53]
США предоставили экстренную еду, медицинскую помощь, одежду и кров в приемных центрах в Сайгоне и других местах на юге. Американские источники, сделавшие пожертвования через Оперативную миссию США (USOM), обеспечили 97% помощи. [54] USOM направил специалистов общественного здравоохранения для помощи с санитарными условиями в попытке предотвратить распространение болезней. Врачи и медсестры были отправлены для помощи в обучении местных работников медицинским процедурам, чтобы в конечном итоге они могли заботиться о беженцах, нуждающихся в медицинской помощи. [29] В порядке вклада в оказание помощи за США следовали Франция, Великобритания, Австралия, Западная Германия, Новая Зеландия и Нидерланды. [54] австралийцы отправили сельскохозяйственное оборудование и сопровождающих его технических инструкторов В соответствии с планом Коломбо . [40]
Поскольку большинство беженцев были католиками, наиболее заметными волонтерскими организациями, помогавшими правительствам США и Франции в оказании гуманитарной помощи, были католики. Национальная католическая конференция благосостояния и Католическая служба помощи внесли более 35 миллионов долларов США (397 миллионов долларов США по состоянию на 2024 год) и отправили сотни гуманитарных работников в Южный Вьетнам. Американские священнослужители, такие как Джозеф Харнетт, более года курировали создание гуманитарных и религиозных проектов в Сайгоне. Они включали создание и содержание детских домов, больниц, школ и церквей. Добровольцы Харнетта ежедневно кормили рисом и теплым молоком 100 000 беженцев. Десятки тысяч одеял, подаренных американскими католическими организациями, служили кроватями, временными крышами от муссонных ливней и временными стенами в многоквартирных домах. [55] предоставил Детский фонд Организации Объединенных Наций техническую помощь и помог распределить товары, продукты питания и различные другие подарки. [54]
Роль пропагандистских кампаний
[ редактировать ]
США провели пропагандистскую кампанию через Центральное разведывательное управление (ЦРУ), чтобы увеличить масштабы исхода беженцев на юг. Программой руководил полковник Эдвард Лэнсдейл , который выдавал себя за помощника воздушного атташе США в Сайгоне и возглавлял тайную группу, специализировавшуюся на психологической войне. Лэнсдейл посоветовал Дьему, что крайне важно максимально увеличить численность населения на юге в рамках подготовки к выборам по национальному воссоединению. Когда Дьем отметил ограниченную способность Юга принимать беженцев, Лэнсдейл заверил его, что США возьмут на себя это бремя. Таким образом, Дьем уполномочил Лэнсдейла начать пропагандистскую кампанию. По словам историка Сета Джейкобса, эта кампания «причисляется к самым смелым предприятиям в истории тайных операций». [3] Лэнсдейл вспоминал, что «официальные лица США хотели убедиться, что как можно больше людей, особенно католиков с ярыми антикоммунистическими взглядами, переселились на Юг». [56] В то время как многие сторонники Дьема утверждали, что массовый исход был доказательством популярности Дьема и ненависти народа к коммунизму, оперативник ЦРУ Честер Купер заявил, что «огромное движение католиков в Южный Вьетнам не было спонтанным». [2] Однако, хотя историки (обычно критикующие его влияние) часто приписывают Лэнсдейлу большой исход беженцев из-за суеверий, он отверг идею о том, что его кампания оказала большое влияние на общественные настроения, заявив в последующие годы: «Люди не Они не просто вырывали свои корни и пересаживались из-за лозунгов. Они искренне боялись того, что с ними может случиться, и их эмоции были достаточно сильны, чтобы преодолеть привязанность к своей земле, своим домам и могилам своих предков. их — и в основном мы сделали возможным транспортировку». [57] Некоторые северяне, которые остались и были опрошены полвека спустя, заявили, что не сталкивались с какой-либо миграционной пропагандой, и сказали, что их решения были основаны на обсуждениях с местными жителями. [52] Они сказали, что опасения по поводу возможных последствий коммунистического правления обсуждались между собой независимо от внешней информации. [52]
Лэнсдейл использовал множество трюков, чтобы побудить больше северян переехать на юг. Южновьетнамские солдаты в гражданской одежде проникли на север, распространяя слухи о надвигающейся гибели. Одна из историй заключалась в том, что коммунисты заключили сделку с традиционным врагом Вьетнама Китаем, позволив двум коммунистическим китайским дивизиям вторгнуться на север. В статье сообщалось, что китайцы насиловали и грабили с молчаливого одобрения коммунистов. Лансдейл нанял фальшивомонетчиков для изготовления фальшивых листовок Вьетминя о том, как вести себя при коммунистическом правлении, и посоветовал им составить список своего материального имущества, чтобы коммунистам было легче его конфисковать, тем самым разжигая крестьянское недовольство. [3]
Люди Лэнсдейла подделали документы, якобы выданные Вьетминем и обещающие конфисковать всю частную собственность. Он заявил, что «на следующий день после распространения этих брошюр количество регистраций беженцев утроилось». [56] Центральный комитет по эвакуации в Хайфоне, группа, финансируемая американцами, выпустил брошюры, в которых утверждалось, что в Южном Вьетнаме «стоимость жизни в три раза ниже». [56] и что будут социальные выплаты и бесплатные рисовые земли, последние два из которых были ложными. [56] Еще они сказали, что «Оставаясь на Севере, вы испытаете голод и проклянете свои души. В путь, братья и сестры!» [56] Самый подстрекательский слух, распространяемый агентами ЦРУ, заключался в том, что Вашингтон начнет атаку с целью освобождения севера, когда все антикоммунисты бежали на юг. В нем утверждалось, что американцы применят атомные бомбы и что единственный способ избежать гибели в результате ядерной катастрофы — это двигаться на юг. [58] [59] Лэнсдейл поручил художникам ЦРУ создать брошюры, показывающие три грибовидных облака, наложенных на карту Ханоя, а сотрудники ЦРУ проникли в Северный Вьетнам и распространили брошюры. [60] [61] Диверсанты Лансдейла также подсыпали сахар в бензобаки автомобилей Вьетминя. [56] Прорицателей подкупали, чтобы они предсказывали катастрофу при коммунизме и процветание тем, кто отправился на юг. [3]
Кампания Лэнсдейла была сосредоточена на северных католиках, которые были известны своими резкими антикоммунистическими наклонностями. Его сотрудники напечатали десятки тысяч брошюр с такими лозунгами, как «Христос ушел на юг» и « Дева Мария ушла с Севера». [60] обвинения в антикатолических преследованиях при Хо Ши Мине . Плакаты, изображающие коммунистов, закрывающих собор и заставляющих прихожан молиться перед Хо, с надписью «Сделайте свой выбор», были расклеены вокруг Ханоя и Хайфона. [60] Сам Дьем несколько раз ездил в Ханой в 1954 году, когда там еще находился гарнизон французов, чтобы побудить католиков переехать, изображая себя спасителем католиков. [62] Кампания нашла отклик у северных католических священников, которые сказали своим ученикам, что Хо положит конец свободе вероисповедания, что таинства больше не будут совершаться и что любой, кто останется, подвергнет опасности свои души. [60] Опрос беженцев примерно пять десятилетий спустя подтвердил, что, по их мнению, их интересы будут лучше всего удовлетворены под руководством католического лидера, и что Дьем имел значительную личную привлекательность благодаря своей религии. [62] Некоторые утверждали, что католики ушли бы независимо от действий Лэнсдейла, поскольку они на собственном опыте узнали, как их священники и единоверцы были схвачены и казнены за сопротивление коммунистической революции. [63]
Сама «теория психологической войны» была выдвинута не Лэнсдейлом и его сторонниками, а вьетнамскими коммунистическими чиновниками. [64] Они утверждали, что католиков заставили и соблазнили иммигрировать американские империалисты и клика Нго Динь Зьема. [64] На самом деле пропаганда Лэнсдейла не оказала большого влияния на решение католиков переехать. [65] Причины, по которым некоторые католики перебрались на юг, не имели ничего общего с католицизмом. [66] У них могут быть самые разные проблемы и мотивы, как и у около 25% мигрантов-некатоликов. [16]
Несмотря на влияние пропагандистских кампаний, иммигранты-католики помогли укрепить базу поддержки Дьема. До раздела большая часть католического населения Вьетнама проживала на севере. После того, как границы были закрыты, большинство из них теперь находились под властью Дьема. Католики безоговорочно доверяли Дьему из-за их общей веры и были источником лояльной политической поддержки. Одним из главных возражений Дьема против Женевских соглашений, которые Вьетнамское государство отказалось подписать, было то, что они лишили его католических регионов Северного Вьетнама. [55] и он безуспешно призывал исключить Буй Чу и Фат Зьема из коммунистической зоны. [67] Поскольку целые католические провинции массово перемещались на юг, в 1956 году в Сайгонской епархии было больше католиков, чем в Париже и Риме. Из 1,45 миллиона католиков Вьетнама более миллиона проживали на юге, 55% из которых были беженцами с севера. [55] До этого в Сайгонской и Хюэской епархиях вместе взятых проживало всего 520 000 католиков. [68] Лэнсдейл использовал движения беженцев как прикрытие для военизированной деятельности своей военной миссии в Сайгоне. [69]
Помимо антикоммунистической кампании, еще одним фактором продвижения на юг была экономика. США выделили раздаточные материалы в размере 89 долларов США (что эквивалентно 1010 долларам США в 2023 году) за каждого переехавшего беженца; доход на душу населения во Вьетнаме в то время составлял всего 85 долларов в год (что эквивалентно 964 долларам в 2023 году). [56] Другие указывали на природные географические факторы, не связанные с политическими режимами и неконтролируемые ими. Они указывают на тот факт, что земля на юге считалась более продуктивной, а воспоминания о Великом вьетнамском голоде 1945 года , унесшем жизни миллионов людей на севере, как независимые от политики причины, мотивировавшие мигрантов. [52] В середине 1950-х годов северный Вьетнам снова столкнулся с нехваткой продовольствия, и некоторые мигранты назвали продовольственную безопасность мотивом для переселения. [62] К этому добавлялось общее мнение, что Сайгон был более современным городом с большей экономической активностью. [62] Ранее в 20-м веке католики также проводили кампании по поощрению миграции на юг с целью эксплуатации слабоосвоенных земель на юге, поэтому для них это не было новой концепцией. [52]
Вьетминь проводил контрпропагандистские кампании, пытаясь сдержать исход с севера. [70] Они ежедневно перемещались по окрестностям Ханоя и Хайфона, раздавая свои брошюры. [71] Эвакуированные сообщили, что Вьетминь высмеивал их, утверждая, что их будут садистски пытать, прежде чем убить французскими и американскими властями в Хайфоне. Коммунисты изображали личный состав оперативной группы 90 каннибалами, которые поедают своих детей, предсказывая катастрофу в джунглях, на пляжах и в горах Южного Вьетнама. [70] Далее они заявили, что американцы выбросят их за борт, чтобы они утонули в океане. [71] Вьетминь хвастался перед эмигрантами, что это был высокий и бесполезный риск, утверждая, что выборы по воссоединению 1956 года приведут к решительной победе коммунистов. [70] Усилиям коммунистов способствовал тот факт, что многие офисы Франции или Вьетнама на севере эвакуировали свой персонал и продали или иным образом оставили свои типографии, многие из которых попали в руки Вьетминя. [71]
Коммунистическая профилактика эмиграции
[ редактировать ]Наряду с контрпропагандой, Вьетминь также стремился задерживать или иным образом препятствовать выезду потенциальных беженцев. Поскольку американские и французские военнослужащие присутствовали только в крупных городах, на авиабазах и на набережной, коммунисты пытались помешать людям покинуть страну посредством военного присутствия в сельской местности, чтобы воспрепятствовать потоку потенциальных беженцев. [12] По данным Роберта Ф. Тернера и Института Гувера , еще 2 миллиона человек могли бы покинуть страну, если бы не присутствие солдат Вьетминя, которые, по их словам, часто избивали, а иногда и убивали тех, кто отказывался повернуть назад. [72]
Коммунисты были наиболее эффективны в провинциях Нгоан и Тханьхоа , которые они долгое время контролировали; [48] только 20% католиков в Тханьхоа мигрировали. [45] В некоторых частях дельты Красной реки было закрыто паромное сообщение и другое водное сообщение, чтобы беженцы не смогли добраться до Хайфона. [73] В некоторых случаях поступали сообщения о том, что многотысячные группы беженцев были вынуждены вернуться назад таким же количеством вооруженных коммунистических кадров. [73] В результате многие беженцы направились прямо к ближайшему прибрежному пункту, чтобы дождаться проходящих судов. [74] За один проход вдоль побережья возле католической крепости Фат-Дьем французский флот за два дня подобрал 42 000 застрявших беженцев. [41] ВНА также прочесала этот район в конце 1954 года в течение двух дней, собрав несколько тысяч беженцев, но усиление коммунистических атак заставило их остановиться. [75] В некоторых сельских прибрежных районах, где беженцы обычно собирались перед тем, как сесть на суда и соединиться с военными судами дальнего следования, ведущими их на юг, Вьетминь установил на пляжах минометы, чтобы отпугнуть потенциальных иммигрантов. [76]
Они запретили массовые собрания в попытке остановить совместную эмиграцию целых деревень или других больших групп людей, а также изолировали людей, которые продавали своих водяных буйволов и другое имущество, поскольку это было явным признаком того, что они намереваются положить конец своему сельскому хозяйству. [76] И американцы, и южновьетнамцы подали жалобы в Международную контрольную комиссию по поводу нарушений Женевских соглашений, но никаких действий предпринято не было. [77] По словам Б.С.М. Мурти, представителя Индии в МУС, коммунисты сначала не пытались остановить беженцев, но со временем активизировали свои усилия, поскольку стало яснее, что значительная часть населения хочет эмигрировать. [48]
СМИ и связи с общественностью
[ редактировать ]
Соединенные Штаты извлекли значительную выгоду для связей с общественностью от массового исхода, который использовался для изображения привлекательности «свободного мира». [55] Этому способствовало сравнительно незначительное число людей, добровольно переехавших на коммунистический север. Это событие вызвало беспрецедентное освещение Вьетнама в прессе. [55] Однако поначалу освещение в прессе было скудным, и адмирал Сабин сетовал на отсутствие пропагандистской работы ВМС США по освещению эвакуации в американских СМИ. [78] В какой-то момент журналист Associated Press поехал из Манилы в Хайфон, но начальство приказало ему вернуться на том основании, что американцы не интересовались этой темой. [79]
Однако со временем интерес СМИ вырос. Многие известные информационные агентства прислали для освещения этого события высокооплачиваемых репортеров. The New York Times направила Тиллмана и Пегги Дёрдин, а New York Herald Tribune направила Пулитцеровской премии, военных репортеров, лауреатов Маргерит Хиггинс и Гомера Бигарта . Будущий сотрудник посольства США Джон Меклин освещал это событие для Time Life . В сообщениях прессы содержались весьма хвалебные и эмоциональные отчеты о массовом исходе вьетнамцев с коммунистического севера. Time Life назвал массовую миграцию «трагедией почти кошмарных масштабов… Многие [беженцы] в течение нескольких дней оставались без еды, воды и лекарств, поддерживаемые только верой в своем сердце». [55]
В американской католической прессе миграция была освещена на первых полосах епархиальных газет. Сообщения часто были сенсационными и демонизировали коммуниста Вьетминя как религиозных преследователей, совершивших варварские зверства против католиков. [80] Наш воскресный гость назвал «преследование» во Вьетнаме «худшим в истории». [80] [81] утверждая, что Вьетминь занимался «детским убийством и каннибализмом». [80] [81] Сан-Франциско Монитор рассказал о священнике, которого Вьетминь «избил оружием до потери сознания, а затем заживо похоронил в канаве». [80] [82] Ньюарка, штат Огайо, из Газета The Advocate опубликовала редакционную карикатуру под названием «Отпусти наших людей!». [80] [83] изображающие толпы вьетнамских беженцев, пытающихся прорваться через залитый кровью забор из колючей проволоки. Милуоки из Газета «Catholic Herald Citizen» описала двух священников, которые якобы были скованы вместе и «страдали от жестоких и бесконечных агоний». [80] [84] В других газетах сообщалось, что Вьетминь взрывает церкви, пытает детей и расстреливает пожилых католиков. В одной газете провозглашалось, что «народ Вьетнама стал распятым народом, а его родина — национальной Голгофой». [80] Католические СМИ также публиковали истории о принявших ислам беженцах-буддистах, называя это доказательством превосходства своей религии. [85]
Социальная интеграция
[ редактировать ]Массовый приток беженцев создал различные социальные проблемы для Южного Вьетнама. Новоприбывшим необходимо было интегрироваться в общество с помощью работы и жилья, поскольку длительное пребывание в палатках и временном жилье подрывало бы моральный дух и, возможно, способствовало бы прокоммунистическим симпатиям. Диму пришлось разработать программы, чтобы облегчить вхождение своих новых граждан в экономическую систему. [86]
Дьем назначил Буй Ван Луонга — друга семьи и набожного католика — главой COMIGAL, государственного агентства по переселению. КОМИГАЛ работал в сотрудничестве с USOM, невоенным крылом американского присутствия, и Консультативной группой военной помощи . [86] Хотя КОМИГАЛ занимался исключительно вопросами беженцев, в его штате происходила постоянная смена государственных служащих, и преимущества преемственности не материализовались. [40] Спустя всего несколько месяцев на этой должности 7 декабря 1954 года Луонга сменил Фам Ван Хуйен. [40] COMIGAL были дополнены американскими католическими агентствами по оказанию помощи и консультативной группой из Университета штата Мичиган , где Дьем жил во время добровольного изгнания в начале 1950-х годов. [86] Программа переселения состояла из трех этапов. [87] Принимая более 4000 новых прибывших в день, северяне были размещены в Сайгоне и Вонгтау в 42 импровизированных центрах приема. [87] Они состояли из существующих школ, освобожденных французских казарм, церквей и палаточных городков на территории авиабазы Таншоннят и ипподрома Фу Тхо . [87] Их нельзя было использовать бесконечно, поскольку территории необходимо было использовать по их изначальной цели, и, кроме того, такие специальные территории были уязвимы для вспышек пожаров и болезней. [87]
Беженцам были нужны такие здания, как школы, больницы, склады, для них были построены культовые сооружения. В рамках второго этапа были построены временные деревни, и к середине 1955 года большая часть из одного миллиона беженцев жила в рядах временных жилищных поселений, в основном вблизи шоссе, ведущих из Сайгона, в провинциях, прилегающих к столице. Самая большая концентрация жилья на втором этапе располагалась к северу от столицы. [86] [87] Только меньшинство могло быть отправлено в плодородную дельту Меконга , поскольку этот район уже был перенаселен. Он также был неспокойным из-за присутствия воинствующих религиозных сект, поэтому туда было отправлено большинство эвакуированных военных. [88]
Переполненность была серьезной проблемой во многих специальных лагерях вторичного содержания, созданных в районе Сайгона, и приводила к проблемам со здоровьем населения. [88] Район Бьенхоа на северо-восточной окраине Сайгона должен был принять 100 000 беженцев. [88] но вскоре это значение было превышено. [89] В лагере Хо Най недалеко от Бьен Хоа, который должен был содержать всего 10 000 беженцев, к концу 1954 года находилось более 41 000 человек. [90] На территорию вокруг Тхо Доу Мут к северу от южной столицы изначально была выделена квота в 20 000 человек, хотя в этом районе не было рисовых полей. [88] Территория возле Тайниня должна была вместить 30 000 человек, хотя местные жители считали, что вмещается и 100 000 человек. [88] Некоторые крупные католические поселения, такие как Тхок , Бинь Тхань и Го Воп на окраине Сайгона, теперь были поглощены разрастанием городов и теперь являются районами города. [91] Из-за чрезмерного количества жителей инфраструктура многих лагерей не справлялась, а обещания, данные беженцам, не выполнялись. [90] Американские военные врачи путешествовали по югу группами по три человека и из-за нехватки медицинских работников принимали около 150–450 пациентов в день. Им также мешало таможенное законодательство, которое позволяло благотворительным организациям ввозить в страну лекарства без уплаты налогов. Это вынудило их обратиться к благотворительным организациям в качестве канала, создавая еще один уровень бюрократии. [92] Ситуация усугублялась тем фактом, что некоторые коррумпированные вьетнамские чиновники прикарманили медицинскую помощь. [93]
Организационные способности правительственных агентств, отвечающих за интеграцию беженцев в общество, часто подвергались критике со стороны американских чиновников. [94] Во многих случаях отдельные чиновники просто принимали собственные решения, и цель переселения северян без нарушения существующей местной экономики или социальной структуры не была достигнута. В других случаях северные католики формировали свои собственные комитеты и селились и строили территории по своему усмотрению. [95] К концу сентября нехватка средств и оборудования уменьшилась, но их распределение не было эффективно организовано и скоординировано. [94] В то же время некоторые кадры Вьетминя, оставшиеся на юге после раздела, притворялись беженцами и создавали проблемы внутри лагерей. [93] Помимо подрыва со стороны коммунистов, другие некоммунистические движения, такие как Вьетнам Куок Дан Донг, были сильны в районах центрального Вьетнама, были противниками Дьема, и некоторые из них были военными. [96] Иногда это создавало препятствия в гражданско-военном сотрудничестве в программе переселения, поскольку некоторые государственные служащие Дьема с подозрением относились к надежности военных как рабочего партнера. [96]
В то время большая часть сельских рисовых угодий была заброшена из-за войны и лежала под паром. Американцы оказывали давление на Дьема, чтобы тот взял на себя контроль над такими землями и раздал их новым поселенцам, чтобы они могли начать новую жизнь и уменьшить перенаселенность в лагерях, но в 1954 году никаких действий предпринято не было. [40] В то время произошла серьезная потеря персонала из-за размещения беженцев на неподходящей для них земле. Вьетнамские чиновники решили разместить поселенцев на землях, аналогичных их северному происхождению, чтобы они могли продуктивно работать, но бюрократические трудности помешали COMIGAL, и план не был разработан. В течение 1954 года 60% вновь прибывших указали, что они имеют аграрное происхождение, но только 20% от общего числа беженцев были размещены в пахотных сельскохозяйственных районах, а это означает, что по крайней мере 40% северян находились в районах, не подходящих для их навыков. . [90] Были также серьезные проблемы с поиском и последующей раздачей северянам сельхозтехники, чтобы они могли приступить к работе и реанимировать сельскохозяйственный сектор, которому мешала война. [90]
Следующей целью была интеграция беженцев в южновьетнамское общество. В то время в безопасных районах не хватало пахотных земель. В начале 1955 года Вьетминь все еще контролировал большую часть дельты Меконга, в то время как другие части контролировались частными армиями религиозных сект Каодай и Хоа Хо . ОПГ «Бинь Сюен» контролировала улицы Сайгона, купив лицензию на функционирование национальной полиции у императора Бо Ди . Новоприбывших нельзя было безопасно отправить в сельскую местность до тех пор, пока Вьетминь не двинулся на север и Дьем не рассеял секты и банды. Городские районы были защищены, когда ВНА разгромила Бинь Сюен в битве за Сайгон в конце апреля - начале мая. Лэнсдейлу удалось подкупить многих военачальников Хоа Хо и Цао Дай, чтобы те интегрировались в ВНА Дьема, но некоторые командиры продолжали сражаться. Лишь в начале 1956 года последний командир Хоа Хао, Ба Кот , был захвачен в ходе кампании армии Республики Вьетнам генералом Донг Ван Минь . Это позволило КОМИГАЛу отправить экспедиции для обследования сельской местности для заселения. [86]
Третий этап переселения заключался в расселении вновь прибывших из временных сел в районах, прилегающих к столице и другим крупным городам. Районы, куда первоначально прибыли беженцы, были перенаселены, в частности Бьенхоа, где население за период миграции увеличилось вдвое. Напротив, две трети провинций Южного Вьетнама приняли менее 10 000 беженцев, а некоторые из них - менее 1 000. [97] В многонаселенных провинциях возникли опасения социальных волнений из-за нехватки работы. [97]
COMIGAL направил инспекционные группы по всему Южному Вьетнаму, чтобы определить районы, подходящие для размещения вновь прибывших в соответствии с их профессиональными навыками. Это требовало поиска пахотных земель для земледельцев, благоприятных прибрежных зон для рыболовства и территорий вблизи крупных населенных пунктов для индустриально ориентированных прибывших. Определив соответствующие области, COMIGAL разработает планы для подпроектов поселений, отправив предложения в USOM или во Французское бюро технического и экономического сотрудничества для получения одобрения и финансирования. Бюрократия была относительно низкой: для оформления документов и получения одобрения большинству заявок требовалось менее двух недель. Для завершения каждого подпроекта был установлен девятимесячный срок. [98]
Когда подходящие места были найдены, группы беженцев, обычно насчитывавшие от одной до трех тысяч человек, были доставлены на это место на грузовиках и начали создавать новое поселение. Это включало рытье колодцев, строительство дорог и мостов, вырубку лесов, кустарников и болот, а также строительство рыболовных судов. Были проведены деревенские выборы для выбора членов комитетов, которые будут поддерживать связь с КОМИГАЛ от имени нового поселения. [98]
КОМИГАЛ предоставил поселенцам сельскохозяйственный инвентарь, удобрения и сельскохозяйственных животных. К середине 1957 года было построено 319 деревень. Из них 288 были для фермеров и 26 для рыбаков. Беженцы поселились преимущественно в дельте Меконга, где было построено 207 деревень. [99] Наиболее известной схемой в этом районе был проект переселения сельского хозяйства Кайсан, основанный на системе каналов недалеко от Лонг Сюена . [97] Еще 50 деревень были созданы севернее, недалеко от границы с Северным Вьетнамом, а 62 — в центральном нагорье. [99] В правительственном отчете 1955 года утверждалось, что только 2% земель в центральном нагорье, в основном населенных коренными племенами, использовались в экономических целях, и это рассматривалось как ключевая территория для эксплуатации и строительства поселений, чтобы заблокировать продвижение коммунизма. [100] Этот район рассматривался как важное средство уменьшения перенаселенности и стимулирования быстрого экономического развития, и правительство надеялось, что присутствие этнического вьетнамского развития побудит коренные племена отказаться от своего образа жизни охотников-собирателей, тем самым «направив их на путь к цивилизации». и прогресс, чтобы они могли пополнить ряды основателей и освободителей государства». [100] В городе Буон Ма Туот в Центральном Хайленде местная лесопилка была завалена пиломатериалами для строительства домов, а большая часть окружающего леса была расчищена для поселений. [40] Всего было построено 92 443 единицы жилья, обслуживаемых 317 и 18 начальными и средними школами соответственно. Расчищено 38 192 га земли и около 2,4 миллиона тонн сульфатно-калийных удобрений. распределено [99] В конце 1957 года Дьем распустил КОМИГАЛ, заявив, что ее миссия выполнена. [101]
Последствия и критика
[ редактировать ]
В программе были некоторые незавершенные моменты, которые проявились позже. Многие беженцы не были экономически интегрированы и жили за счет правительственных подачек. Критики отметили, что беженцы стали группой с особыми интересами, что вызвало недовольство. Чиновники КОМИГАЛ часто решали не разделять беженцев, принадлежащих к одной деревне, надеясь сохранить социальную преемственность. [102] В некоторых случаях католические священники отказывались подчиняться директивам правительства о поселении в определенных районах. [103] Многие беженцы также отказались переселяться из лагерей на окраине столицы, желая вести городской образ жизни. [104] и возражая против желания Дьема помочь развитию негостеприимной приграничной территории, где болезни были более распространены, а экономика менее развита. [105] Иногда нежелание расходиться из Сайгона приводило к протестам возле резиденции Дьема. [106] Многие католические деревни были фактически пересажены на южную территорию. В краткосрочной перспективе это было эффективно, но означало, что они никогда не ассимилировались с южным обществом. Они мало общались с буддийским большинством и часто презирали его, иногда вывешивая флаг Ватикана вместо национального флага . [107] Питер Хансен, австралийский католический священник и академический религиовед, добавил, что между северными и южными католиками также присутствовала напряженность из-за проблем регионализма и местных традиций. Хансен также сказал, что северные католики занимают более оборонительную позицию по отношению к другим религиям, чем их южные единоверцы, и с большей вероятностью видят в некатоликах угрозу. Он далее отметил, что северные католики имели более теократический взгляд на жизнь, поскольку они охотнее прислушивались к советам священников по широкому кругу вопросов, а не только по духовным и церковным вопросам. [108] Эти различия и чувство сегрегации сохраняются и по сей день. [109]
Дьем, имевший репутацию человека, сильно поддерживающего католиков, предоставил своим новым избирателям непропорционально большое количество правительственных и военных постов по религиозным соображениям, а не по заслугам. [107] Непропорционально большое количество северян, занявших руководящие посты, также усилило напряженность среди некоторых южан, придерживающихся региональных взглядов, которые считали их злоумышленниками. [110] Он продолжил французскую практику определения католицизма как «религии», а буддизма как «ассоциации», что ограничивало их деятельность. Это усилило социальный разрыв между вновь прибывшими и их соотечественниками. Во время визита в Сайгон в 1955 году британский журналист и писатель Грэм Грин сообщил, что религиозный фаворитизм Дьема «вполне может оставить его толерантной стране наследие антикатолицизма». [102] В 1963 году нарастающее недовольство религиозными предубеждениями Дьема переросло в массовые гражданские волнения во время буддийского кризиса . После того, как буддийский флаг был запрещен к публичному показу во время празднования Весак в честь рождения Гаутамы Будды , силы Дьема открыли огонь и убили девять протестующих. [111] В то время как демонстрации продолжались все лето, спецназ армии Республики Вьетнам грабил пагоды по всей стране, убивая сотни и заключая в тюрьмы тысячи буддистов. [107] Напряженность достигла кульминации, когда Зьем был свергнут и убит в результате ноябрьского переворота . [112]
Коренное население центральных горных районов горько жаловалось на поселение этнических вьетнамских католиков в их регионах. В результате своего недовольства южным правительством коммунистам в горах было легче привлечь их на свою сторону. [113]
Около 25% мигрантов не были католиками, а некоторые католики, переехавшие на юг, не сделали этого из-за своей религии. [16] Северные католические эмигранты на самом деле создали сложные проблемы для Церкви в Южном Вьетнаме, и Нго Динь Зьем также не переселял северных католиков в Сайгон и его окрестности в качестве преднамеренной и стратегической политики. [17] Поскольку вьетнамские католики были далеки от монолитности, [18] и никоим образом не были едины в своих политических позициях, [19] это миф, объединяющий «католических беженцев со всеми католиками, со всеми беженцами или с убежденными сторонниками Нго Динь Зьема». [20] Рассредоточенное переселение беженцев-католиков позволяет предположить, что «быть беженцем или быть католиком не гарантировало благосклонности президента». [114] На самом деле Персоналистская революция при режиме Дима продвигала религиозную свободу и разнообразие, чтобы противостоять атеизму коммунизма. Однако сама эта система в конечном итоге позволила буддийским активистам угрожать государству, которое поддерживало их религиозную свободу. [21] Католики в Южном Вьетнаме, в том числе беженцы-северяне, продолжали заниматься разнообразной гуманитарной и политической деятельностью в более поздние периоды. [19] [115]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Положение беженцев в мире в 2000 году: пятьдесят лет гуманитарной деятельности. Глава 4: Бегство из Индокитая» . unhcr.org . УВКБ ООН .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джейкобс (2004), с. 132.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Джейкобс (2006), с. 52.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франкум, Рональд (2007). Операция «Проход к свободе»: ВМС США во Вьетнаме, 1954–55 . Лаббок, Техас: Издательство Техасского технологического университета. ISBN 978-0-89672-608-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Прадос, Джон (январь 2005 г.). «Игра чисел: сколько вьетнамцев бежало на юг в 1954 году?» . Ветеран . Архивировано из оригинала 27 мая 2006 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Линдхольм, стр. 55–57.
- ^ Линдхольм, с. 49; луга
- ^ Руан, Кевин (1998). Война и революция во Вьетнаме . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-85728-323-5 .
- ^ Тран (2005) .
- ^ Джейкобс (2006), с. 45
- ^ Тран (2005) , с. 431.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Франкум, с. 159–160.
- ^ Джейкобс (2006), стр. 56, 143, 153.
- ^ Франкум, стр. 151, 191.
- ^ Хансен (2009) , стр. 175.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хансен (2009) , стр. 184.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хансен (2009) , стр. 176.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тран (2013) , с. 447.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нгуен-Маршалл (2009) .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нгуен (2016) , с. 210–211.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нгуен (2018) .
- ^ Джейкобс (2006), с. 23.
- ^ Карнов, стр. 210–214.
- ^ Карнов, с. 218.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джейкобс (2006), стр. 41–42.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Джейкобс (2006), стр. 43–44.
- ^ Хансен, стр. 178.
- ^ Джейкобс (2004), с. 130.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Франкум, стр. 38.
- ^ Франкум, стр. 39.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франкум, стр. 109.
- ^ Франкум, стр. 114.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Франкум, стр. 110.
- ^ Франкум, стр. 38–39.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франкум, стр. 40.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Линдхольм, стр. 63.
- ^ Линдхольм, стр. 64.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Линдхольм, стр. 65–67.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франкум, стр. 158.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Франкум, стр. 193.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франкум, стр. 172.
- ^ Франкум, стр. 188–189.
- ^ Формально известный как Комиссариат по делам беженцев, COMIGAL был аббревиатурой на французском языке.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Линдхольм, стр. 48–50.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хансен, стр. 180.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Хансен, стр. 179.
- ^ Хансен, стр. 189.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хансен, стр. 181.
- ^ Хансен, стр. 182.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хансен, стр. 187.
- ^ Хансен, стр. 188–189.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Хансен, стр. 185.
- ^ Хансен, стр. 188.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Линдхольм, стр. 50.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Джейкобс (2006), с. 45.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Джейкобс (2004), с. 133.
- ^ Хансен, стр. 182–183.
- ^ Кинзер, Стивен (01 октября 2013 г.). Братья: Джон Фостер Даллес, Аллен Даллес и их тайная мировая война . Макмиллан. стр. 195–96. ISBN 978-1429953528 .
- ^ Патрик, Джонсон, Дэвид (2009). Продажа «Операции «Проход к свободе»: доктор Томас Дули и религиозный подтекст раннего американского участия во Вьетнаме (Диссертация). Университет Нового Орлеана.
{{cite thesis}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Джейкобс (2006), с. 53.
- ^ Энни Якобсен, «Сюрприз, убийство, исчезновение: секретная история военизированных армий, оперативников и убийц ЦРУ» (Нью-Йорк: Little, Brown and Company, 2019), стр. 111
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хансен, стр. 186.
- ^ Хансен, стр. 184.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хансен (2009) , стр. 183.
- ^ Хансен (2009) , стр. 185.
- ^ Хансен (2009) , стр. 186.
- ^ Хансен, стр. 203.
- ^ Хансен, стр. 177.
- ^ Уилфорд, Хью (30 июня 2009 г.). Могучий Вурлитцер: Как ЦРУ играло с Америкой . Издательство Гарвардского университета. п. 171. ИСБН 9780674045170 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Линдхольм, стр. 78.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Франкум, стр. 112.
- ^ Тернер, Роберт Ф. (1975). Вьетнамский коммунизм: его истоки и развитие . Публикации Гуверовского института. стр. 102–103. ISBN 9780817914318 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франкум, стр. 160.
- ^ Франкум, стр. 162.
- ^ Хансен, стр. 204–205.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франкум, стр. 190.
- ^ Франкум, стр. 167.
- ^ Франкум, стр. 167–168.
- ^ Франкум, стр. 168.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Джейкобс (2006), с. 46.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Сегодняшние худшие преследования в истории». Наш воскресный гость . 20 марта 1955 г.
- ^ «Епископы обнажают красный рекорд насилия во Вьетнаме». Монитор . 1954-12-24.
- ^ «Отпусти наших людей!». Защитник . 03.12.1954.
- ^ «Насилие во Вьетмине возмущает епископов США». Католический вестник гражданина . 1954-11-27.
- ^ Джейкобс (2004), стр. 191–192.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Джейкобс (2006), с. 54.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Хансен, стр. 193.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Франкум, стр. 149.
- ^ Франкум, стр. 180–195.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Франкум, стр. 192.
- ^ Хансен, стр. 202.
- ^ Франкум, стр. 171–172.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франкум, стр. 183.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франкум, стр. 150.
- ^ Хансен, стр. 194.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Франкум, стр. 185.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Хансен, стр. 195.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Линдхольм, стр. 51.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Линдхольм, стр. 52–53.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хансен, стр. 196.
- ^ Джейкобс (2006), с. 55.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джейкобс (2006), с. 56.
- ^ Франкум, стр. 191.
- ^ Франкум, стр. 151.
- ^ Хансен, стр. 197.
- ^ Хансен, стр. 199.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джейкобс (2006), с. 153.
- ^ Хансен, стр. 177–178.
- ^ Хансен, стр. 201.
- ^ Хансен, стр. 175.
- ^ Джейкобс (2006), с. 143.
- ^ Джонс, с. 429.
- ^ Линдхольм, стр. 94.
- ^ Нгуен (2016) , с. 213.
- ^ Тран (2013) .
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- Франкум, Рональд (2007). Операция «Проход к свободе»: ВМС США во Вьетнаме, 1954–55 . Лаббок, Техас: Издательство Техасского технологического университета. ISBN 978-0-89672-608-6 .
- Хансен, Питер (2009). «Bắc Di Cư: католические беженцы с севера Вьетнама и их роль в Южной республике, 1954–1959». Журнал вьетнамских исследований . 4 (3). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета: 173–211. дои : 10.1525/vs.2009.4.3.173 .
- Джейкобс, Сет (2004). Чудо-человек Америки во Вьетнаме: Нго Динь Зьем, Религия, раса и интервенция США в Юго-Восточной Азии, 1950–1957 гг . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-3440-2 .
- Джейкобс, Сет (2006). Мандаринский язык холодной войны: Нго Динь Зьем и истоки войны Америки во Вьетнаме, 1950–1963 гг . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. ISBN 0-7425-4447-8 .
- Джонс, Ховард (2003). Смерть поколения: как убийства Дьема и Джона Кеннеди продлили войну во Вьетнаме . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-505286-2 .
- Карноу, Стэнли (1997). Вьетнам: История . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 0-670-84218-4 .
- Линдхольм, Ричард (1959). Вьетнам, Первые пять лет: Международный симпозиум . Издательство Мичиганского государственного университета.
- Нгуен, Дуй Лап (2020). Невообразимое сообщество: империализм и культура в Южном Вьетнаме . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-1-5261-4396-9 .
- Руан, Кевин (1998). Война и революция во Вьетнаме . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-85728-323-5 .
- Нгуен, Фи-Ван (2016). «Снова ведете Первую войну в Индокитае? Беженцы-католики в Южном Вьетнаме, 1954–59». Пребывание: Журнал социальных проблем Юго-Восточной Азии . 31 (1): 207–246. дои : 10.1355/sj31-1f .
- Нгуен, Фи-Ван (2018). «Светское государство для религиозной нации: Республика Вьетнам и религиозный национализм, 1946–1963» . Журнал азиатских исследований . 77 (3): 741–771. дои : 10.1017/S0021911818000505 . hdl : 1993/34017 .
- Нгуен, Фи-Ван (2021). «Жертвы преследований атеистов: транснациональная католическая солидарность и защита беженцев в Азии времен холодной войны» . У Мейера, Биргит; Вир, Питер ван дер (ред.). Беженцы и религия: этнографические исследования глобальных траекторий . Блумсбери. стр. 51–67. ISBN 9781350167162 .
- Нгуен-Маршалл, Ван (2009). «Инструменты империи? Вьетнамские католики в Южном Вьетнаме» . Журнал Канадской исторической ассоциации . 20 (2): 138–159. дои : 10.7202/044402ар .
- Пикард, Джейсон А. (2016). « «Плодородные земли ждут»: обещания и подводные камни направленного переселения, 1954–1958». Журнал вьетнамских исследований . 11 (3–4): 58–102. дои : 10.1525/jvs.2016.11.3-4.58 .
- Тран, Тхи Лиен (2005). «Католический вопрос в Северном Вьетнаме: из польских источников, 1954–56». История холодной войны . 5 (4). Лондон: Рутледж: 427–449. дои : 10.1080/14682740500284747 . S2CID 154280435 .
- Тран, Тхи Лиен (2013). «Вызов миру внутри католической общины Южного Вьетнама: история мирного активизма». Мир и перемены: журнал исследований мира . 38 (4). Уайли-Блэквелл: 446–473. дои : 10.1111/pech.12040 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с операцией «Проход к свободе», на Викискладе?