Женевская конференция 1954 года
Женевская конференция была призвана решить нерешенные вопросы, возникшие в результате Корейской войны и Первой войны в Индокитае, и в ней приняли участие несколько стран. Оно проходило в Женеве , Швейцария , с 26 апреля по 20 июля 1954 года. [1] [2] Часть конференции по корейскому вопросу завершилась без принятия каких-либо деклараций или предложений и поэтому обычно считается менее актуальной. С другой стороны, Женевские соглашения, касающиеся распада Французского Индокитая, имели долгосрочные последствия. Распад Французской колониальной империи в Юго-Восточной Азии привел к образованию государств Демократической Республики Вьетнам (Северный Вьетнам), Государства Вьетнам (предшественника будущей Республики Вьетнам , или Южного Вьетнама), Королевства Камбоджа. и Королевство Лаос . Три соглашения о Французском Индокитае, охватывающие Камбоджу, Лаос и Вьетнам, были подписаны 21 июля 1954 года и вступили в силу через два дня.
дипломаты Южной Кореи , Северной Кореи , Китайской Народной Республики , Советского Союза и США Корейской стороной конференции занимались . Со стороны Индокитая соглашения заключались между Францией , Вьетминем , Советским Союзом, Китайской Народной Республикой, Соединенными Штатами, Великобританией и будущими государствами, созданными на территории Французского Индокитая. [3] Соглашение временно разделило Вьетнам на две зоны: северную зону, которая будет управляться Вьетминем, и южную зону, которая будет управляться государством Вьетнам, которое возглавлял бывший династии Нгуен император Бо Ди . Итоговая декларация конференции, опубликованная британским председателем конференции, предусматривала проведение к июлю 1956 года всеобщих выборов для создания единого вьетнамского государства. Несмотря на то, что они помогли создать некоторые соглашения, они не были напрямую подписаны или приняты делегатами Государства Вьетнам и Соединенных Штатов. После наращивания военной мощи в Северном Вьетнаме государство Вьетнам под руководством Нго Динь Зьема впоследствии отказалось от предложенных выборов. Ухудшение отношений между Севером и Югом в конечном итоге приведет к войне во Вьетнаме .
Фон
[ редактировать ]18 февраля 1954 года на Берлинской конференции участники договорились, что «проблема восстановления мира в Индокитае будет также обсуждаться на конференции [по корейскому вопросу], на которой представители США, Франции, Великобритании, Союза Советских Социалистических Республик, Китайской Народной Республики и других заинтересованных государств будут приглашены». [4] : 436
Конференция проходила во Дворце Наций в Женеве и началась 26 апреля 1954 года. Первым пунктом повестки дня был корейский вопрос, за которым последовал Индокитай. [4] : 549
Китайская Народная Республика
[ редактировать ]«Воинственная политика Китая в Корее и Индокитае», в сочетании с их растущей дипломатической близостью к Советскому Союзу, сделает международное присутствие Китая довольно изолированным. [5] : 94 Опасаясь дальнейшей изоляции от формирующегося деколонизированного мира, а также возможной американской интервенции в Индокитай, Министерство иностранных дел КНР (во главе с Чжоу Эньлаем) отправится на конференцию с ключевой целью – прорвать американское эмбарго в отношении Китая и предотвратить американское эмбарго. военная интервенция. Более того, Чжоу также подчеркнул необходимость принятия более «реалистичного» и умеренного подхода, который мог бы принести ощутимые результаты в решении проблемы Индокитая. [5] : 96/97
Корея
[ редактировать ]Перемирие, подписанное в конце Корейской войны, требовало проведения политической конференции в течение трех месяцев (сроки, которые не были соблюдены), «для урегулирования путем переговоров вопросов вывода всех иностранных войск из Кореи, мирного урегулирования корейского вопроса, и т. д." [6]
Индокитай
[ редактировать ]Поскольку в Азии произошла деколонизация, Франции пришлось отказаться от своей власти над Индокитаем (Лаосом, Камбоджей и Вьетнамом). Хотя Лаосу и Камбодже была предоставлена независимость, Франция предпочла остаться во Вьетнаме. Это закончилось войной между французскими войсками и вьетнамскими националистами во главе с Хо Ши Мином . Армия последнего, Вьетминь , вела партизанскую войну против французов, опиравшихся на западные технологии. После серии наступательных операций, постепенно сокращающих территории, удерживаемые французами в период с 1950 по 1954 год, военные действия завершились решающим поражением французов в битве при Дьенбьенфу . Это привело к выводу французов и Женевской конференции.
Было решено, что Вьетнам будет разделен по 17-й параллели до 1956 года, когда будут проведены демократические выборы под международным наблюдением и эгидой. С этим согласились все участвующие стороны (Хо Ши Мин имел сильную поддержку на севере, который был более густонаселенным, чем юг, и поэтому был уверен, что он победит на выборах), за исключением США, которые, в духе Холодной войны, согласились с этим . Война опасалась, что коммунизм распространится по всей Азии по принципу домино , как указано в оценке национальной разведки от 3 августа 1954 года. [7]
Корея
[ редактировать ]Представитель Южной Кореи предложил, чтобы правительство Южной Кореи было единственным законным правительством в Корее, что выборы под наблюдением ООН должны быть проведены на Севере, что китайские войска должны уйти, а силы ООН , воюющей стороны в войне, должны остаться в качестве полиции. Представитель Северной Кореи предложил провести выборы на всей территории Кореи, чтобы все иностранные войска покинули страну заранее, чтобы выборы проводила общекорейская комиссия, состоящая из равных частей из Северной и Южной Кореи, и чтобы улучшить общие отношения. экономически и культурно между Севером и Югом. [8]
Китайская делегация предложила поправку о том, чтобы группа «нейтральных» стран наблюдала за выборами, и Север принял ее. США поддержали позицию Южной Кореи, заявив, что СССР хотел превратить Северную Корею в марионеточное государство. Большинство союзников хранили молчание, и по крайней мере один, Великобритания, считал, что предложение Южной Кореи и США будет сочтено необоснованным. [8]
Представитель Южной Кореи предложил провести всекорейские выборы в соответствии с конституционными процедурами Южной Кореи и по-прежнему под наблюдением ООН. 15 июня, в последний день конференции по корейскому вопросу, СССР и Китай представили декларации в поддержку единой, демократической, независимой Кореи, заявив, что переговоры с этой целью должны возобновиться в подходящее время. Делегации Бельгии и Великобритании заявили, что хотя они и не собираются принимать «советские и китайские предложения, это не означает отказа от содержащихся в них идей». [9] Однако в итоге ни по одной декларации участники конференции не пришли к согласию.
Индокитай
[ редактировать ]Хотя делегаты начали собираться в Женеве в конце апреля, дискуссии по Индокитаю начались только 8 мая 1954 года. Накануне Вьетминь одержал решающую победу над силами Французского Союза в Дьенбьенфу. [4] : 549
У западных союзников не было единой позиции относительно того, чего должна была достичь Конференция в отношении Индокитая. Энтони Иден , возглавлявший британскую делегацию, выступал за урегулирование конфликта путем переговоров. Жорж Бидо , возглавлявший французскую делегацию, колебался и стремился сохранить хоть что-то от позиции Франции в Индокитае, чтобы оправдать прошлые жертвы, даже несмотря на то, что военная ситуация в стране ухудшилась. [4] : 559 США поддерживали французов в Индокитае в течение многих лет, и республиканская администрация Эйзенхауэра хотела гарантировать, что ее нельзя будет обвинить в новой « Ялте » или в том, что она «уступила» Индокитай коммунистам. Ее лидеры ранее обвиняли администрацию демократа Трумэна в том, что она « потеряла Китай », тогда как коммунистам удалось обеспечить контроль практически над всей страной.
Администрация Эйзенхауэра рассматривала возможность нанесения воздушных ударов в поддержку французов в Дьенбьенфу, но не смогла добиться согласия на совместные действия от ключевых союзников, таких как Соединенное Королевство. Эйзенхауэр опасался оказаться втянутым в «другую Корею», которая была бы крайне непопулярна среди американской общественности. Соображения внутренней политики США сильно повлияли на позицию страны в Женеве. [4] : 551–3 Обозреватель Уолтер Липпманн писал 29 апреля, что «американская позиция в Женеве невозможна, пока ведущие сенаторы-республиканцы не имеют никаких условий для мира, кроме безоговорочной капитуляции врага, и никаких условий для вступления в войну, за исключением коллективных действий, в которых никто сейчас не желает участвовать». [4] : 554 На момент конференции США не признали Китайскую Народную Республику . Госсекретарь Джон Фостер Даллес , антикоммунист, запретил любые контакты с китайской делегацией, отказавшись пожать руку Чжоу Эньлаю , ведущему китайскому переговорщику. [4] : 555
Даллес поссорился с британским делегатом Энтони Иденом из-за предполагаемой неспособности Великобритании поддержать совместные действия и позицию США по Индокитаю; он покинул Женеву 3 мая, и его заменил его заместитель Уолтер Беделл Смит . [4] : 555–8 Государство Вьетнам отказывалось участвовать в переговорах до тех пор, пока Бидо не написал Бо Ди , заверив его, что любое соглашение не приведет к разделу Вьетнама. [4] : 550–1
Бидо открыл конференцию 8 мая, предложив прекращение боевых действий, прекращение огня, освобождение военнопленных и разоружение нерегулярных формирований, несмотря на капитуляцию французов в Дьенбьенфу накануне на северо-западе Вьетнама. [4] : 559–60
10 мая Фам Ван Онг , руководитель делегации Демократической Республики Вьетнам (ДРВ), изложил свою позицию, предложив прекратить огонь; разделение противоборствующих сил; запрет на ввод новых сил в Индокитай; обмен пленными; независимость и суверенитет Вьетнама, Камбоджи и Лаоса; выборы единого правительства в каждой стране, вывод всех иностранных сил; и включение в состав Патет Лао и Кхмер Иссарак . Конференции представителей [4] : 560 Фам Ван Донг впервые предложил временный раздел Вьетнама 25 мая. [10] После победы при Дьенбьенфу и ухудшения положения Франции в области безопасности в районе дельты Красной реки прекращение огня и раздел, похоже, не отвечали интересам ДРВ. Судя по всему, после восьми лет войны руководство ДРВ считало соотношение сил неудобно тесным и беспокоилось о моральных проблемах в войсках и сторонниках. [4] : 561 Тернер утверждал, что Вьетминь мог бы продлить переговоры и продолжить борьбу, чтобы добиться более выгодной позиции в военном отношении, если бы не давление Китая и СССР с целью прекращения боевых действий. [10] Кроме того, широко распространено мнение, что правительство Дьема рухнет, и Вьетминь сможет взять под свой контроль территорию. [11]
12 мая государство Вьетнам отвергло любой раздел страны, а на следующий день США выразили аналогичную позицию. Французы стремились осуществить физическое разделение противоборствующих сил на анклавы по всей стране, известный как подход «леопардовой шкуры». ДРВ/Вьетминь получит полуостров Камау , три анклава возле Сайгона , большие территории Аннама и Тонкина ; Силы Французского Союза сохранят за собой большую часть городских территорий и дельту Красной реки, включая Ханой и Хайфон , что позволит им в случае необходимости возобновить боевые действия на севере. [4] : 562–3
За кулисами правительства США и Франции продолжали обсуждать условия возможного военного вмешательства США в Индокитае. [4] : 563–6 К 29 мая США и французы достигли соглашения, что, если Конференция не сможет прийти к приемлемому мирному соглашению, Эйзенхауэр будет добиваться одобрения Конгресса на военное вмешательство в Индокитай. [4] : 568–9 Однако после обсуждений с правительствами Австралии и Новой Зеландии, в ходе которых стало очевидно, что ни одно из них не поддержит военное вмешательство США, сообщений о резком падении морального духа среди сил Французского Союза и противодействия со стороны начальника штаба армии США Мэтью Риджуэя , США начали меняться. от вмешательства и продолжали выступать против урегулирования путем переговоров. [4] : 569–73 К началу-середине июня США начали рассматривать возможность того, что вместо поддержки французов в Индокитае было бы предпочтительнее, чтобы французы ушли, а США поддержали новые индокитайские государства. Это устранило бы налет французского колониализма. Не желая поддерживать предложенный раздел или вмешательство, к середине июня США решили отказаться от основного участия в Конференции. [4] : 574–5
15 июня Вячеслав Молотов предложил, чтобы за соблюдением режима прекращения огня следила наблюдательная комиссия под председательством неприсоединившейся Индии . 16 июня Чжоу Эньлай заявил, что ситуации во Вьетнаме, Камбодже и Лаосе не одинаковы и их следует рассматривать отдельно. Он предложил, чтобы Лаос и Камбоджу можно было рассматривать как нейтральные страны, если у них не будет иностранных баз. 18 июня Фам Ван Донг заявил, что Вьетминь будет готов вывести свои войска из Лаоса и Камбоджи, если в Индокитае не будет создано никаких иностранных баз. [4] : 581 Очевидное смягчение позиции коммунистов, по-видимому, стало результатом встречи делегаций ДРВ, Китая и СССР 15 июня, на которой Чжоу предупредил Вьетминь, что его военное присутствие в Лаосе и Камбодже угрожает подорвать переговоры по Вьетнаму. Это стало серьезным ударом по ДРВ, которая пыталась добиться того, чтобы Патет Лао и Кхмер Иссарак присоединились к правительствам Лаоса и Камбоджи соответственно под руководством ДРВ. Китайцы, вероятно, также стремились обеспечить, чтобы Лаос и Камбоджа в будущем находились не под влиянием Вьетнама, а под влиянием Китая. [4] : 581–3
18 июня после вотума недоверия французское правительство Ланиэля пало и было заменено коалицией с радикалом Пьером Мендесом Франсом на посту премьер-министра 419 голосами против 47 при 143 воздержавшихся. [4] : 579 До краха правительства Ланиэля 4 июня Франция признала Вьетнам «полностью независимым и суверенным государством». [12] Давний противник войны, Мендес Франс пообещал Национальному собранию , что уйдет в отставку, если ему не удастся добиться прекращения огня в течение 30 дней. [4] : 575 Мендес Франс сохранил за собой министерство иностранных дел, а Бидо покинул конференцию. [4] : 579 Новое французское правительство отказалось от прежних заверений Государству Вьетнам в том, что Франция не будет добиваться раздела и не примет его, и вступило в секретные переговоры с делегацией Вьетминя, минуя Государство Вьетнам, чтобы уложиться в срок, установленный Мендесом Франсом. [13] 23 июня Мендес Франс тайно встретился с Чжоу Эньлаем во французском посольстве в Берне . Чжоу изложил позицию Китая, согласно которой необходимо немедленное прекращение огня, к трем странам следует относиться отдельно, а два правительства, существовавшие во Вьетнаме, будут признаны. [4] : 584
Мендес Франс вернулся в Париж. На следующий день он встретился со своими главными советниками по Индокитаю. Генерал Поль Эли обрисовал ухудшение военного положения во Вьетнаме, а Жан Шовель предположил, что ситуация на местах требует раздела по 16-й или 17-й параллели . Все трое согласились, что правительству Бао Дая потребуется время, чтобы укрепить свои позиции, и что помощь США будет иметь жизненно важное значение. Возможность сохранения Ханоя и Хайфона или только Хайфона была отвергнута, поскольку французы считали, что предпочтительнее добиваться раздела без анклавов Вьетминя на юге. [4] : 585–7
16 июня, через двенадцать дней после того, как Франция предоставила полную независимость Государству Вьетнам, [14] Бао Дай назначил Нго Динь Зьема премьер-министром вместо Боу Лука . Дьем был убежденным националистом, антифранцузским и антикоммунистическим, с сильными политическими связями в США. [4] : 576 Дьем согласился занять эту должность, если он получит все гражданские и военные полномочия. [14] Дьем и его министр иностранных дел Тран Ван До были категорически против раздела.
В Женеве предложение Вьетнама включало «прекращение огня без демаркационной линии» и «контроль со стороны Организации Объединенных Наций... над управлением всей страной [и] всеобщими выборами, когда Организация Объединенных Наций считает, что порядок и безопасность будет повсюду по-настоящему восстановлена». [15]
28 июня по итогам англо-американского саммита в Вашингтоне Великобритания и США опубликовали совместное коммюнике, в котором говорилось, что в случае провала конференции «международная ситуация серьезно обострится». Стороны также договорились о секретном списке из семи минимальных результатов, которые обе стороны будут «уважать»: сохранение некоммунистического Южного Вьетнама (плюс анклава в дельте Красной реки, если это возможно), будущее воссоединение разделенного Вьетнама и целостность Вьетнама. Камбоджа и Лаос, включая вывод всех сил Вьетминя. [4] : 593–4
Также 28 июня То Куанг Боу, старший переговорщик ДРВ, призвал к тому, чтобы линия раздела проходила по 13-й параллели , к выводу всех сил Французского Союза с севера в течение трех месяцев после прекращения огня и к тому, чтобы Патет Лао виртуальный суверенитет над восточным Лаосом. [4] : 595–6
С 3 по 5 июля Чжоу Эньлай встречался с Хо Ши Мином и другими высокопоставленными лидерами ДРВ в Лючжоу , Гуанси. Большая часть первого дня была потрачена на обсуждение военной ситуации и баланса сил во Вьетнаме.
Дьенбьенфу ознаменовал колоссальное поражение Франции... она была далека от поражения. Она сохранила численное превосходство - около 470 000 солдат, примерно половина из которых вьетнамцы, против 310 000 на стороне Вьетминя, а также контроль над крупными городами Вьетнама (Ханой, Сайгон, Хюэ , Туран (Дананг)). Таким образом, фундаментального изменения баланса сил еще не произошло, продолжал Зиап, несмотря на Дьенбьенфу.
Вэй Гоцин , главный китайский военный советник Вьетминя, сказал, что согласен. «Если США не будут вмешиваться, — спросил Чжоу, — и если предположить, что Франция направит дополнительные войска, сколько времени нам понадобится, чтобы захватить весь Индокитай?» В лучшем случае, ответил Зиап, «полная победа может быть достигнута». через два-три года. В худшем случае? Три-пять лет». [4] : 596
В тот же день Чжоу «предложил пространное изложение масштабного международного охвата конфликта в Индокитае… и необходимости предотвращения американского вмешательства в войну. Учитывая сильную враждебность Вашингтона к китайской революции … следует предположить, что нынешняя Администрация не будет оставаться в стороне, если Вьетминь будет стремиться одержать полную победу». Следовательно, «если мы попросим в Женеве слишком многого и мир не будет достигнут, то несомненно, что США вмешаются, предоставив Камбодже, Лаосу и Баодаю оружие и боеприпасы, помогая им обучать военный персонал и создавая там военные базы. ...Главный вопрос, - сказал Чжоу Хо, - это "предотвратить вмешательство Америки" и "достичь мирного урегулирования". К Лаосу и Камбодже придется относиться по-другому и позволить им идти своим путем, если они не присоединятся к военному союзу или не допустят размещение иностранных баз на своей территории. Правительство Мендеса Франса, поклявшееся достичь решения путем переговоров, должно быть поддержано из опасения, что оно падет и ему на смену придет правительство, приверженное продолжению войны». [4] : 597 Хо настойчиво настаивал на том, чтобы линия раздела проходила по 16-й параллели, в то время как Чжоу отметил, что Маршрут 9 , единственный сухопутный маршрут из Лаоса в Южно-Китайское море, проходит ближе к 17-й параллели. [4] : 597
Через несколько дней партии Вьетнама Коммунистической VI пленум ЦК состоялся . Хо Ши Мин и генеральный секретарь Чынг Чинь по очереди подчеркивали необходимость скорейшего политического урегулирования, чтобы предотвратить военное вмешательство США, которые теперь являются «главным и прямым врагом» Вьетнама. "В новой ситуации мы не можем следовать старой программе", - заявил Хо. «Раньше нашим девизом было: «война сопротивления до победы». Теперь, ввиду новой ситуации, мы должны отстаивать новый девиз: мир, объединение, независимость и демократия». Для успеха переговоров обеим сторонам потребуется дух компромисса, и больше не может быть речи об уничтожении и уничтожении всех французских войск. Будет необходима демаркационная линия, позволяющая провести временную перегруппировку обеих сторон...» Пленум одобрил анализ Хо, приняв резолюцию в поддержку компромиссного урегулирования, направленного на прекращение боевых действий. Однако Хо и Чыонг Чинь явно беспокоились, что после такого соглашения в Женеве В частности, аналитики не смогут увидеть сложность ситуации и недооценить мощь американских и французских противников. Соответственно, они напомнили своим коллегам, что Франция сохранит контроль над крупными регионами. часть страны и что люди, живущие в этом районе, могут быть сбиты с толку, отчуждены и уязвимы для манипуляций противника.
"Мы должны дать понять нашему народу", - сказал Хо, - "в интересах всей страны, ради долгосрочных интересов, они должны принять это, потому что это славное дело, и вся страна благодарна". для этого мы не должны позволять людям иметь пессимистическое и негативное мышление, мы должны поощрять людей продолжать борьбу за вывод французских войск и обеспечение нашей независимости». [4] : 597–8
Конференция возобновила свою работу 10 июля, и Мендес Франс прибыл, чтобы возглавить французскую делегацию. [4] : 599 Государство Вьетнам продолжало протестовать против раздела, который стал неизбежным, и единственным вопросом было то, где следует провести границу. [4] : 602 Уолтер Беделл Смит из США прибыл в Женеву 16 июля, но американской делегации было дано указание избегать прямого участия в переговорах. [4] : 602
Все партии на конференции призвали к выборам для воссоединения, но не смогли договориться о деталях. Фам Ван Донг предложил провести выборы под наблюдением «местных комиссий». США при поддержке Великобритании и ассоциированных государств Вьетнама, Лаоса и Камбоджи предложили надзор со стороны ООН. Это было отвергнуто Молотовым, который выступал за создание комиссии с равным количеством членов-коммунистов и некоммунистов, которая могла бы определять «важные» вопросы только по единогласному согласию. [16] Переговорщики не смогли договориться о дате выборов по воссоединению. ДРВ утверждала, что выборы должны быть проведены в течение шести месяцев после прекращения огня, а западные союзники стремились не устанавливать крайних сроков. Молотов предложил июнь 1955 года, затем смягчил его до конца 1955 года и, наконец, до июля 1956 года. [4] : 610 Правительство Дьема поддержало выборы по воссоединению, но только при эффективном международном надзоре; он утверждал, что по-настоящему свободные выборы невозможны на тоталитарном Севере. [17]
К полудню 20 июля оставшиеся нерешенными вопросы были решены, поскольку стороны согласились, что линия раздела должна проходить по 17-й параллели и что выборы по воссоединению должны состояться в июле 1956 года, через два года после прекращения огня. [4] : 604 «Соглашение о прекращении военных действий во Вьетнаме» подписали только военные командования Франции и Вьетминя. [16] По предложению Чжоу Эньлая Международную контрольную комиссию (МКК) под председательством Индии, в которую входили Канада и Польша . контроль за соблюдением режима прекращения огня был возложен на [4] : 603 [16] Поскольку вопросы должны были решаться единогласно, присутствие Польши в МУС давало коммунистам эффективное право вето при надзоре за выполнением договора. [16] Неподписанная «Итоговая декларация Женевской конференции» призывала к выборам по воссоединению, за которыми большинство делегатов ожидало наблюдение МУС. Вьетминь никогда не признавал полномочий МУС на таких выборах, заявляя, что «компетенция МУС должна была ограничиваться наблюдением и контролем за выполнением Соглашения о прекращении военных действий обеими сторонами». [18] Из девяти присутствовавших делегатов только Соединенные Штаты и Вьетнам отказались принять декларацию. Беделл Смит выступил с «односторонней декларацией» позиции США, повторив: «Мы будем стремиться достичь единства посредством свободных выборов под контролем Организации Объединенных Наций, чтобы гарантировать их справедливое проведение». [19]
Хотя три соглашения (позже известные как Женевские соглашения) были датированы 20 июля (чтобы уложиться в 30-дневный срок, установленный Мендес Франс), фактически они были подписаны утром 21 июля. [4] : 605 [20]
Положения
[ редактировать ]Соглашения, подписанные 21 июля 1954 г. (вступившие в силу через два дня), [21] изложил следующие условия в отношении Вьетнама:
- «временная военная демаркационная линия», проходящая примерно по 17-й параллели. [22] «по обе стороны которого силы двух сторон будут перегруппированы после их вывода». [22]
- шириной 3 мили (4,8 км) демилитаризованная зона по обе стороны от демаркационной линии.
- Силы Французского Союза перегруппировываются к югу от линии, а Вьетминь - к северу.
- свободное передвижение населения между зонами в течение трехсот дней
- ни одна зона не может присоединиться к какому-либо военному альянсу или искать военное подкрепление
- создание Международной контрольной комиссии под председательством Канады, Польши и Индии для наблюдения за прекращением огня [4] : 605 [23]
- свободные всеобщие выборы тайным голосованием состоятся в июле 1956 г. под наблюдением Международной наблюдательной комиссии (это было зафиксировано лишь в неподписанной Итоговой декларации конференции).
Соглашение подписали Демократическая Республика Вьетнам, Франция, Китайская Народная Республика, Советский Союз и Великобритания. Государство Вьетнам отклонило соглашение, [24] в то время как Соединенные Штаты заявили, что они «приняли к сведению» соглашения о прекращении огня и заявили, что «будут воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью их нарушения». [4] : 606
Чтобы отбросить любое представление о том, что раздел был постоянным, в статье 6 неподписанной Заключительной декларации говорится: «Конференция признает, что основной целью соглашения, касающегося Вьетнама, является урегулирование военных вопросов с целью прекращения военных действий и что военная демаркационная линия является временной и никоим образом не должна интерпретироваться как политическая или территориальная граница». [22]
Отдельные соглашения были подписаны подписавшими сторонами с Королевством Камбоджа и Королевством Лаос в отношении Камбоджи и Лаоса соответственно. Согласно условиям соглашения, Лаосом будет управлять королевский суд Кхао, а Камбоджей - королевский суд Нородома Сианука. Несмотря на сохранение монархии, соглашение также позволило «лаосским силам, связанным с VWP», управлять провинциями Сам Неуа и Пхонгсал, что еще больше расширило влияние Северного Вьетнама в Индокитае. Однако коммунистические силы в Камбодже останутся вне власти. [5] : 99
Делегации Великобритании и коммунистического Китая в кулуарах конференции достигли соглашения об обновлении своих дипломатических отношений . [25]
Реакции
[ редактировать ]ДРВ в Женеве согласилась на гораздо худшее урегулирование, чем предполагала военная ситуация на местах. «Для Хо Ши Мина не было возможности обойти тот факт, что его победа, какой бы беспрецедентной и ошеломляющей она ни была, была неполной и, возможно, временной. Мечта, которая всегда двигала им вперед, мечта о «великом союзе» всех вьетнамцев, мелькнула в взгляд на мимолетный момент в 1945–1946 годах, а затем был потерян в последующей войне. Теперь, несмотря на победу над французской армией, мечта осталась нереализованной...» [4] : 620 Частично это произошло в результате огромного давления, оказанное Китаем (Фам Ван Донг якобы сказал на одной из заключительных переговоров, что Чжоу Эньлай обманул ДРВ) и Советским Союзом в своих собственных целях, но Вьетнам У Минь были свои причины согласиться на урегулирование путем переговоров, в основном их собственные опасения по поводу баланса сил и страх перед вмешательством США. [4] : 607–9
Франция добилась гораздо лучшего результата, чем можно было ожидать. Бидо заявил в начале конференции, что он играет с «двойкой треф и тройкой бубны», тогда как у ДРВ было несколько тузов, королей и дам. [4] : 607 но Жан Шовель был более осмотрителен: «У плохого дела нет хорошего конца». [4] : 613
На пресс-конференции 21 июля президент США Эйзенхауэр выразил удовлетворение заключением соглашения о прекращении огня, но заявил, что США не являются участником Соглашений и не связаны ими, поскольку они содержат положения, которые его администрация не может поддержать. [4] : 612
Последствия
[ редактировать ]9 октября 1954 года триколор был в последний раз спущен в Ханойской цитадели , и последние силы Французского Союза покинули город, перейдя мост Поля Думера по пути в Хайфон для посадки на борт. [4] : 617–8
Для коммунистических сил, которые сыграли важную роль в разгроме французов, идеология коммунизма и национализма были связаны. Многие сторонники коммунистов считали Южный Вьетнам остатком французской колонии, а затем американским марионеточным режимом. С другой стороны, многие другие считали северных вьетнамцев марионеткой международного коммунизма.
После прекращения военных действий произошла крупная миграция. Северный Вьетнам, особенно католики, интеллектуалы, бизнесмены, землевладельцы, антикоммунистические демократы и представители среднего класса, переместились к югу от линии прекращения огня, предусмотренной Соглашениями, во время операции «Проход к свободе» . МУС сообщил, что по меньшей мере 892 876 жителей Северного Вьетнама были обработаны через официальные пункты приема беженцев, в то время как журналисты рассказали, что еще 2 миллиона человек могли бы бежать, если бы не присутствие солдат Вьетминя, которые часто избивали, а иногда и убивали тех, кто отказывался. повернуть назад. [26] ЦРУ пыталось и дальше оказывать влияние на вьетнамских католиков с помощью таких лозунгов, как «Дева Мария движется на юг». [27] Примерно в то же время от 14 000 до 45 000 мирных жителей и примерно 100 000 боевиков Вьетминя двинулись в противоположном направлении. [28] [29] [30]
США заменили французов в качестве политической поддержки Нго Динь Зьема, премьер-министра Вьетнама, который утвердил свою власть на Юге. Женевская конференция не предоставила каких-либо конкретных механизмов для национальных выборов, запланированных на 1956 год, и Дьем отказался их провести, сославшись на то, что Юг не подписал Женевские соглашения и не был связан ими, а также невозможность проведения свободных выборов в Женеве. коммунистический Север. Вместо этого он попытался подавить коммунистическую оппозицию. [31] [32]
20 мая 1955 года силы Французского Союза отошли из Сайгона на прибрежную базу, а 28 апреля 1956 года последние французские войска покинули Вьетнам. [4] : 650
Северный Вьетнам нарушил Женевские соглашения, не сумев вывести все войска Вьетминя из Южного Вьетнама, задушив передвижение северовьетнамских беженцев и проведя наращивание военной мощи, в результате чего более чем вдвое увеличилось количество вооруженных дивизий в армии Северного Вьетнама, в то время как армия Южного Вьетнама было сокращено на 20 000 человек. [33] Военные советники США продолжали оказывать поддержку Армии Республики Вьетнам , созданной в качестве замены Вьетнамской национальной армии .
В июле 1955 года премьер-министр Вьетнама Нго Динь Зьем объявил, что Южный Вьетнам не будет участвовать в выборах по объединению страны. Он сказал, что Государство Вьетнам не подписывало Женевские соглашения и поэтому не связано ими. [34] несмотря на то, что государство Вьетнам является частью Французского Союза , [35] который был связан Соглашениями. [36] Провал воссоединения привел к созданию правительством Хо Ши Мина Фронта национального освобождения (более известного как Вьетконг). Им оказала непосредственную помощь Вьетнамская народная армия (ВНА) Севера, также известная как Северо-вьетнамская армия . Результатом стала война во Вьетнаме .
Несмотря на вопиющие ошибки с разделом, китайцам все же удалось извлечь значительную выгоду из результатов конференции. Помимо получения независимого Северного Вьетнама, Китай также начнет «диалоги с Францией, Великобританией и Соединенными Штатами». Более того, Китай, в результате такого расширенного и умеренного международного подхода, также помог ослабить попытку Америки заклеймить Китай как «красного» радикала в регионе. [5] : 99
Историк Джон Льюис Гэддис заявил, что соглашения 1954 года «были настолько поспешно составлены и двусмысленно сформулированы, что с точки зрения международного права нет смысла говорить о нарушениях с той или иной стороны». [37]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Индокитай – Мидуэй на Женевской конференции: выступление государственного секретаря» . Проект Авалон . Йельская юридическая школа . 7 мая 1954 года . Проверено 29 апреля 2010 г.
- ^ Янг, Мэрилин (1991). Вьетнамские войны: 1945–1990 гг . Нью-Йорк: HarperPerennial. п. 41. ИСБН 978-0-06-092107-1 .
- ^ Архив, Цифровой центр Уилсона. «Цифровой архив Центра Уилсона» . digitalarchive.wilsoncenter.org .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В Логевалл, Фредрик (2012). Угли войны: падение империи и становление американского Вьетнама . случайный дом. ISBN 978-0-679-64519-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Гарвер, Джон (2016). В поисках Китая: история международных отношений Китайской Народной Республики . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-026105-4 .
- ^ «Текст Соглашения о перемирии в Корейской войне» . Финдлоу . Колумбийский университет . 27 июля 1953 года . Проверено 29 апреля 2010 г.
- ^ «Оценка национальной разведки NIE 63-5-54» (PDF) . Читальный зал ЦРУ . 3 августа 1954 года.
- ^ Перейти обратно: а б Бейли, Сидней Д. (1992). Корейское перемирие . Пресса Святого Мартина . п. 163. ИСБН 978-1-349-22104-2 .
- ^ Бейли, Сидней Д. (1992). Корейское перемирие . Пресса Святого Мартина . стр. 167–168. ISBN 978-1-349-22104-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Тернер 1975 , с. 92.
- ^ Тернер 1975 , с. 108.
- ^ Тернер 1975 , с. 93.
- ^ Тернер 1975 , с. 88.
- ^ Перейти обратно: а б Тернер 1975 , с. 94.
- ^ Тернер 1975 , стр. 94–95.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тернер 1975 , с. 97.
- ^ Тернер 1975 , с. 107.
- ^ Тернер 1975 , с. 99.
- ^ Тернер 1975 , стр. 99–100.
- ^ Тернер 1975 , с. 96.
- ^ «Заключительные декларации Женевской конференции 21 июля 1954 года» . Войны за Вьетнам . Вассарский колледж . Архивировано из оригинала 7 августа 2011 года . Проверено 20 июля 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Соединенные Штаты во Вьетнаме: углубленный анализ истории участия Америки во Вьетнаме Джорджа МакТернана Кахина и Джона В. Льюиса Delta Books, 1967.
- ^ (Статья 3) (Н. Тарлинг, Кембриджская история Юго-Восточной Азии, Том второй, часть вторая: От Второй мировой войны до наших дней , Cambridge University Press, стр. 45)
- ^ Анг Ченг Гуань (1997). Отношения вьетнамских коммунистов с Китаем и Вторая война в Индокитае (1956–62) . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд. п. 11. ISBN 0-7864-0404-3 .
- ^ Лоу, Питер (январь 1997 г.). Сдерживание холодной войны в Восточной Азии: британская политика в отношении Японии, Китая и Кореи, 1948-53 гг . Издательство Манчестерского университета. п. 261. ИСБН 978-0-7190-2508-2 . Проверено 21 июля 2013 г.
- ^ Тернер 1975 , с. 102-103.
- ^ Патрик Дж. Херден (2017). Трагедия Вьетнама . Рутледж. п. 74. ИСБН 978-1-351-67400-3 . Проверено 19 сентября 2017 г.
- ^ Тран, Тхи Лиен (2005). «Католический вопрос в Северном Вьетнаме: из польских источников, 1954–56». История холодной войны . Лондон: Рутледж. 5 (4): 427–449. дои : 10.1080/14682740500284747 .
- ^ Франкум, Рональд (2007). Операция «Проход к свободе»: ВМС США во Вьетнаме, 1954–55 . Лаббок, Техас: Издательство Техасского технологического университета. ISBN 978-0-89672-608-6 .
- ^ Руане, Кевин (1998). Война и революция во Вьетнаме . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-85728-323-5 .
- ^ Кейлор, Уильям. «Мир ХХ века и за его пределами: международная история с 1900 года», стр. 371, Oxford University Press : 2011.
- ^ Дэвид Л. Андерсон (2010). Колумбийская история войны во Вьетнаме . Издательство Колумбийского университета. п. 30–31 . ISBN 978-0-231-13480-4 .
- ^ Тернер 1975 , с. 100-104.
- ^ Анг Ченг Гуань (1997). Отношения вьетнамских коммунистов с Китаем и Вторая война в Индокитае (1956–62) . Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд. п. 11. ISBN 978-0-7864-0404-9 . Архивировано 13 июля 2017 года. Проверено 5 августа 2016 года.
- ^ Хаммер, Эллен Дж. «Эксперимент Бао Дай». Тихоокеанские дела , том. 23, нет. 1, Тихоокеанские дела, Университет Британской Колумбии, 1950, с. 55, дои : 10.2307/2753754 .
- ^ «Женевские соглашения 20-21 июля 1954 г.» (PDF) . Объединенные Нации . 1954. Архивировано (PDF) из оригинала 10 ноября 2018 г.
- ^ Фадиман, Энн . Дух ловит вас, и вы падаете . Фаррар, Штраус и Жиру. 1997. 126.
Источники
[ редактировать ]- Асселен, Пьер. «Демократическая Республика Вьетнам и Женевская конференция 1954 года: ревизионистская критика». История холодной войны (2011) 11 № 2, стр. 155–195.
- Хэннон-младший, Джон С. «Политическое урегулирование во Вьетнаме: Женевская конференция 1954 года и ее текущие последствия, А». Журнал Вирджинии по международному праву 8 (1967): 4.
- Тернер, Роберт Ф. (1975). Вьетнамский коммунизм: его истоки и развитие . Публикации Гуверовского института. ISBN 978-0-8179-1431-8 .
- Уэйт, Джеймс. Конец первой войны в Индокитае: глобальная история (2013)
- Янг, Кеннет Т. Женевская конференция 1954 года: Индокитай и Корея (Greenwood Press, 1968)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Женевская конференция 1954 года – новые свидетельства из архивов Министерства иностранных дел Китайской Народной Республики» (PDF) . Бюллетень проекта международной истории холодной войны (16). Международный центр ученых Вудро Вильсона . 22 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 27 марта 2009 г. Проверено 14 апреля 2009 г.
- Международный центр ученых Вудро Вильсона - Проект международной истории холодной войны - Женевская конференция 1954 года, 13 июля 2011 г.
- Библиография: Дьенбьенфу и Женевская конференция.
- Международные отношения США, 1952–1954 гг ., Том XVI, Женевская конференция . Доступно в «Международные отношения США» онлайн-коллекции в Университете Висконсина.
- Дипломатические конференции в Швейцарии
- Корейская война
- Первая Индокитайская война
- конференции 1954 года
- 1954 год в международных отношениях
- 1954 год во Французском Индокитае.
- 1954 год в Корее
- 1954 год во Вьетнаме
- 1954 год в Швейцарии.
- Французская Четвертая Республика
- Северный Вьетнам
- Южный Вьетнам
- 1954 год во Франции
- 1954 год во Французской колониальной империи.
- 1954 год в Северной Корее.
- 1954 год в Южной Корее.
- 1954 год в Северном Вьетнаме.
- 1954 год в Южном Вьетнаме.
- История китайско-корейских отношений
- Китайско-вьетнамские отношения
- Франция-Вьетнамские отношения
- Отношения Кореи и Советского Союза
- Корейско-британские отношения
- Корейско-американские отношения
- Советско-вьетнамские отношения
- Отношения Великобритании и Вьетнама
- Отношения США и Вьетнама
- Энтони Иден