Правопреемство государств
Правопреемство государств — это концепция в международных отношениях, касающаяся государства-преемника , которое стало суверенным государством над территорией (и населением), которая ранее находилась под суверенитетом другого государства. XIX века Эта теория уходит корнями в дипломатию . [1] Государство-преемник часто приобретает новую международную правосубъектность , отличную от продолжающего свое существование государства, также известного как продолжатель или исторический наследник, которое, несмотря на изменения своих границ, сохраняет ту же правосубъектность и обладает всеми существующими правами и обязанностями (например, состояние крупа ). [2]
Частичное и универсальное правопреемство государств
[ редактировать ]Правопреемство государств можно охарактеризовать как универсальное или частичное . Универсальное правопреемство государств происходит, когда одно государство полностью прекращает свое существование и его суверенитет заменяется суверенитетом одного или нескольких государств-преемников. Частичное правопреемство государства происходит, когда государство продолжает существовать после того, как оно потеряло контроль над частью своей территории. [3]
Примером частичного правопреемства государств является случай отделения Бангладеш от Пакистана. Притязания Пакистана на продолжение существования и сохранение своего членства в Организации Объединенных Наций не подвергались сомнению: он был продолжателем, а не преемником. Бангладеш в конечном итоге была признана новым государством: она стала преемником и должна была подать заявку на членство в ООН.
Примером универсального правопреемства государств является распад Чехословакии . Ни одна из сторон не претендовала на преемственность: и Чехия , и Словакия были новыми государствами-преемниками.
Бывают случаи, когда государство полностью прекращает свое существование или упраздняется без каких-либо государств-преемников. Подобные случаи происходят, например, когда одно государство аннексировано или завоевано другим и перестает существовать даже в номинальной форме ( т. е . не создается даже «правительства в изгнании»). Самый последний случай — это Германская Демократическая Республика ( Восточная Германия ), которая была полностью упразднена после воссоединения Германии . Современная Германия является продолжением Федеративной Республики Германия , а не государством-преемником.
Права и обязанности
[ редактировать ]Вследствие приобретения международной правосубъектности возникает трудный вопрос правопреемства договорных прав и обязательств. [4] Наследование может относиться к передаче прав, обязательств или собственности от ранее устоявшегося государства-предшественника к его государству-преемнику и может включать зарубежные активы, такие как дипломатические миссии , валютные резервы и музейные экспонаты; и участие в договорах, действующих на момент правопреемства, или в международных организациях . В попытке кодифицировать правила правопреемства государств Венская конвенция 1978 года . 6 ноября 1996 года вступила в силу [5]
Классификация случаев
[ редактировать ]Применительно к приобретению независимости следует проводить различия между разными случаями, хотя демаркационная линия не всегда ясна: [6]
- Двусторонние и многосторонние договоры неизбежно вызывают различные соображения.
- Существуют настоящие договоры и личные договоры. Реальные договоры затрагивают саму территорию, например соглашения о границах или предоставление прав на транзит, которые могут продолжаться независимо от личности государства. Новое государство должно принять страну в том состоянии, в котором оно ее находит, поскольку метрополия не может дать больше, чем имеет. Такие договоры можно охарактеризовать как «договоры, создающие чисто местные обязательства». [6]
Исключения из упорядоченного правопреемства
[ редактировать ]Есть несколько недавних примеров, когда описанная выше последовательность государств не соблюдалась полностью. В основном это список исключений, произошедших с момента создания Организации Объединенных Наций в 1945 году. В предыдущие исторические периоды исключений было бы слишком много, чтобы их перечислять.
Афганистан
[ редактировать ]Государство Талибан в Афганистане ( Исламский Эмират Афганистан ) стало де-факто правительством почти всей страны в середине 1990-х годов, но Северный альянс Афганистана по-прежнему был признан многими странами и сохранял место в ООН . вновь пришли талибы В 2021 году к власти , но по состоянию на 25 августа 2022 года [update] у него нет места в ООН по Афганистану. [7]
Китай
[ редактировать ]( Китайская Народная Республика КНР) была основана в 1949 году на материковом Китае и претендовала на правопреемство Китайской Республики (КР). Китайской Республики Территория сократилась в основном до острова Тайвань , который взял под свой контроль Японию в 1945 году, хотя она продолжает претендовать на контроль над материком. В начале холодной войны КНР была признана немногими государствами; Китайская республика продолжала представлять «Китай» в Организации Объединенных Наций и занимать постоянное место в Совете Безопасности ООН . В 1971 году КНР заменила Китайскую республику в ООН резолюцией Генеральной Ассамблеи 2758 ; это последовало за тенденцией к большему признанию КНР за счет Китайской Республики. Хотя в резолюции не упоминается Тайвань , Китайская республика по-прежнему не представлена в ООН, но осуществляет суверенитет над Тайваньской территорией . Помимо материковой части Китая, Китайская республика также претендует на приграничные территории, невостребованные КНР, в первую очередь на Внешнюю Монголию .
В китайской истории в периоды длительного политического разделения и династического перехода существовало более одного претендента на «Китай» одновременно. [8] Китай был политически разделен в течение нескольких продолжительных исторических периодов, при этом два или более государства одновременно существовали на территориях, связанных с «Китаем», и утверждали, что представляют «Китай». Примеры включают в себя периоды Трех Королевств , Шестнадцати Королевств , Северных и Южных династий , Пяти династий и Десяти королевств периодов , Эпоху военачальников и Китайскую Советскую Республику . Точно так же, как КНР и Китайская республика формально претендуют на эксклюзивный мандат на всей территории Китая, [9] [10] [11] исторические китайские династии, существовавшие в периоды устойчивой политической разобщенности, часто претендовали на исключительную китайскую политико-культурную ортодоксальность за счет других.
Во время династических переходов одна династия редко внезапно заканчивалась и плавно переходила к новой, что приводило к существованию более чем одного образования, претендующего на звание «Китая». [12] Например, во время перехода Мин-Цин династия Мин существовала рядом с династией Цин (или Додинастической Цин) в течение периода до 1644 года. Предшественница династии Цин, династия Поздняя Цзинь , была основана в 1616 году и правила Северо-Восточным Китаем. в то время как династия Мин правила Китаем . [13] После падения династии Мин в 1644 году остатки императорской семьи Мин , чей режим известен в историографии как династия Южная Мин , продолжали править частями южного Китая до 1662 года. [14] В этот период также существовало множество эфемерных режимов, в том числе династии Шунь и Си на материковом Китае и лояльное Мин Королевство Дуннин на Тайване.
Республика Ирландия
[ редактировать ]Ирландия , тогда называвшаяся Ирландским свободным государством , вышла из состава Соединенного Королевства в соответствии с англо-ирландским договором 1922 года. Отношения, установленные старым государством, являются вопросом, который новое государство должно определить путем прямо выраженного заявления или поведения в случае каждого отдельного договора. [6] Однако на практике ирландцы считали, что коммерческие и административные договоры Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, ранее применявшиеся к территории Ирландского Свободного государства, остаются в силе. [6]
Израиль
[ редактировать ]Израиль придерживался мнения, что в силу его декларации независимости в 1948 году была создана новая международная личность из Подмандатной Палестины , и что она началась с чистого листа и была связана только такими прежними международными обязательствами, затрагивающими эту территорию, как Израиль может согласиться. [6]
Кампучия/Камбоджа
[ редактировать ]Когда Демократическая Кампучия, возглавляемая Пол Потом, была вытеснена Вьетнамом поддерживаемой Народной Республикой Кампучия , место в Организации Объединенных Наций в течение многих лет принадлежало Демократической Кампучии. Сейчас он принадлежит Королевству Камбоджа .
Корея
[ редактировать ]Когда Временное правительство Республики Корея было сформировано в 1919 году, оно требовало преемственности непосредственно из статуса Кореи до 1910 года. Когда в 1948 году была образована современная Республика Корея , она утверждала, что она идентична Временному правительству Республики Корея и что Временное правительство стало преемником Корейской Империи . [15] Важным принципом современного государства Республика Корея является то, что включение Корейской империи в состав Японской империи с 1910 по 1945 год признано на международном уровне незаконной оккупацией.
Южная Корея возобновила членство в международных организациях, таких как Всемирный почтовый союз , и подтвердила, что договоры, заключенные до 1910 года, все еще остаются в силе. [16]
Османская империя/Турция
[ редактировать ]Ведутся споры о том, является ли современная Турецкая Республика продолжающимся государством Османской империи или ее преемником. [17] Эти два образования сражались на противоположных сторонах в турецкой войне за независимость (1919–23) и даже некоторое время сосуществовали как отдельные административные единицы (во время войны друг с другом): Турция со столицей в Ангоре (ныне Анкара ) и Османская империя из Константинополя (ныне Стамбул ), но подобный сценарий распространен и в гражданских войнах . Турецкое национальное движение , возглавляемое Мустафой Кемалем, дезертировавшим из Османской армии , создало современную республику как национальное государство (или новый правительственный режим ), победив противостоящие элементы в турецкой войне за независимость . До сих пор продолжаются споры о том, был ли конфликт войной за независимость или гражданской войной, которая привела к смене режима.
Вопрос о правопреемстве государства имеет отношение к вопросу о репарациях за геноцид армян . [18]
Пакистан
[ редактировать ]После Пакистана создания в 1947 году он заявил, что автоматически становится членом Организации Объединенных Наций . Однако Секретариат Организации Объединенных Наций выразил следующее мнение: [6]
С точки зрения международного права, ситуация такова, что часть существующего государства отделяется и становится новым государством. Согласно этому анализу, в международном статусе Индии нет никаких изменений; оно продолжает оставаться государством со всеми договорными правами и обязательствами и, следовательно, со всеми правами и обязанностями членства в Организации Объединенных Наций. Отколовшаяся территория – Пакистан – станет новым государством. У него не будет договорных прав и обязательств старого государства и, конечно, не будет членства в Организации Объединенных Наций. В международном праве ситуация аналогична отделению Ирландского свободного государства от Великобритании и Бельгии от Нидерландов. В этих случаях отделившаяся часть считалась новым штатом, а оставшаяся часть продолжала существовать как существующее государство со всеми правами и обязанностями, которые она имела раньше.
Россия и Советский Союз
[ редактировать ]Российская Федерация унаследовала Советского Союза , место включая ее постоянное членство в Совете Безопасности ООН . после распада Советского Союза в 1991 году , который первоначально был одним из основателей ООН в 1945 году. Преемственность была поддержана Советом Безопасности ООН бывшие члены и не вызвало возражений со стороны членов ООН; На долю России приходилось более 75% экономики Советского Союза, большая часть его населения и 75% его территории; кроме того, история Советского Союза началась в России с Октябрьской революции 1917 года в Петрограде . Если бы среди бывших советских республик должен был быть преемник советского места в Совете Безопасности, эти факторы сделали Россию логичным выбором. [19] [20] Это было принято и остальными бывшими государствами СССР ; В письме от 24 декабря 1991 года президент России Борис Ельцин сообщил Генеральному секретарю, что членство СССР в Совете Безопасности и всех других органах Организации Объединенных Наций продолжает Российская Федерация при поддержке девяти стран-членов Организации Объединенных Наций. Содружество Независимых Государств . [21] Все советские посольства стали посольствами России. Украина , государство-правопреемница Украинской Советской Социалистической Республики (юридически [22] ) будучи одним из основателей Советского Союза, не признал исключительных российских претензий на правопреемство Советского Союза и претендовал и на такой статус для Украины , который был закреплен в статьях 7 и 8 Закона о правопреемстве Украины, изданного в 1991 году. После обретения независимости Украина продолжала подавать иски против Российской Федерации в иностранные суды, стремясь вернуть свою долю иностранной собственности, которая ранее принадлежала Советскому Союзу. [23] [24] [25]
Особый случай для стран Балтии существовал . Важным принципом современных государств Эстонии , Латвии и Литвы является то, что их присоединение к Советскому Союзу с 1940 по 1991 год представляло собой незаконную оккупацию . В 1991 году, когда каждое прибалтийское государство восстановило свою независимость, они заявили о своей преемственности непосредственно из своего статуса до 1940 года. Многие другие государства разделяют эту точку зрения, и поэтому эти государства не считались ни предшественниками, ни государствами-преемниками Советского Союза. Как следствие, страны Балтии смогли просто восстановить дипломатические отношения со странами, подтвердить договоры, заключенные до 1940 года, которые все еще остаются в силе, и возобновить членство в международных организациях. [26] Похожая ситуация наблюдается в кавказских странах Армении Красной , Азербайджане и Грузии , которые претендовали на преемственность республик, существовавших до 1921 года, прежде чем были завоеваны Армией , а также в Украине, которая, как упоминалось выше, является де-факто преемницей Украинской Народной Республики. Республика , основанная в 1917 году до ее советизации в 1919 году (см. Советско-украинскую войну ).
Югославия
[ редактировать ]После того, как четыре из шести республик, входящих в состав Социалистической Федеративной Республики Югославии, отделились в 1991 и 1992 годах, оставшееся государство , переименованное в Союзную Республику Югославию , заявило, что оно является продолжением Социалистической Федеративной Республики Югославии — вопреки возражениям нового правительства Югославии. независимые республики. Представители Белграда продолжали занимать первоначальное место Югославии в ООН, однако Соединенные Штаты отказались его признать. Оставшаяся территория федерации составляла менее половины населения и территории бывшей федерации. В 1992 году Совет Безопасности 19 сентября ( резолюция 777 ) и Генеральная Ассамблея 22 сентября решили не разрешить новой федерации заседать в Генеральной Ассамблее под названием «Югославия» на том основании, что Социалистическая Федеративная Республика Югославия распалась. Союзная Республика Югославия (позже переименованная в Сербию и Черногорию ) была принята в качестве нового члена Организации Объединенных Наций 1 ноября 2000 года; в мае 2006 года, Черногория провозгласила независимость, а Сербия продолжала занимать место федерации. Кроме того, Косово провозгласило независимость в феврале 2008 года .
Соглашение по вопросам правопреемства
[ редактировать ]Первые переговоры по вопросам правопреемства бывшей Социалистической Югославии начались в 1992 году в рамках Рабочей группы по вопросам правопреемства Мирной конференции по Югославии . [27] Первоначально соглашению помешало настойчивое утверждение Союзной Республики Югославии о том, что она является исключительным юридическим и политическим продолжением Социалистической Югославии, а также владельцем всей государственной собственности, принадлежавшей предыдущему социалистическому федеральному правительству, и что она готова отказаться от соглашения. часть этого только как акт доброй воли. [27] Союзная Республика Югославия интерпретировала распад Югославии как процесс серийных отделений, а не как полное расчленение прежнего государства, - интерпретация, отвергнутая другими бывшими югославскими республиками. [27] Арбитражный комитет Бадинтера рекомендовал разделить активы и пассивы на основе принципа справедливости , ссылаясь на Венскую конвенцию 1983 года о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, архивов и долгов (недействующая конвенция, которая в то время была подписана только шесть государств, включая СРФ Югославия). [27] Это предложение было неприемлемо для Союзной Республики Югославии, что побудило Международный валютный фонд разработать альтернативную ключевую модель, учитывающую экономическую мощь республик и их вклад в федеральный бюджет, которая была принята всеми. [27] Ключевым фактором стало участие Союзной Республики Югославии с 36,52%, Хорватии с 28,49%, Словении 16,39%, Боснии и Герцеговины с 13,20% и Македонии с 5,20%. [27] Было также достигнуто соглашение по золотым и другим резервам в Банке международных расчетов , но окончательное заключение было отложено из-за начала войны в Косово . [27]
После окончания бомбардировок Югославии НАТО, за которыми в следующем году последовало свержение Слободана Милошевича , государства-преемники заключили свое соглашение. В 2001 году при поддержке международного сообщества пять стран ( Словения , Хорватия , Босния и Герцеговина , бывшая югославская Республика Македония — сегодня Северная Македония — и Союзная Республика Югославия — сегодня Сербия и Черногория ) подписали Соглашение о правопреемстве. Проблемы , которые окончательно подтвердили, что пять суверенных равных государств-преемников были сформированы после распада бывшей СФР Югославии. [28] Он вступил в силу 2 июня 2004 года, когда его ратифицировало последнее государство-преемник. [28] Соглашение было подписано как зонтичное соглашение, которое включало приложения о дипломатической и консульской собственности, финансовых активах и обязательствах, архивах, пенсиях, других правах, интересах и обязательствах, а также частной собственности и приобретенных правах. [27] При последующем роспуске государственного союза Сербии и Черногории (одного из пяти государств-правопреемников) обе страны договорились о единоличном правопреемстве сербами прав и обязанностей своей федерации.
Примеры
[ редактировать ]- Сербия , государство-правопреемник Союзной Республики Югославии (ранее претензии на правопреемство СФР Югославии были прекращены в 2000 году)
- Исламская Республика Иран , государство-преемник Имперского государства Иран.
- Судан , уменьшенное государство после создания Южного Судана.
- Предшественники суверенных государств в Африке
- Предшественники суверенных государств в Азии
- Предшественники суверенных государств Северной Америки
- Предшественники суверенных государств Южной Америки
- Предшественники суверенных государств в Европе
- Предшественники суверенных государств Океании
См. также
[ редактировать ]- Сравнительная история
- Международное право
- Передача правительства
- Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров
- Государственная преемственность стран Балтии
- Хронология исторических геополитических изменений
- Мирная передача власти
- Одиозный долг
- Состояние крупа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Термин правопреемство государств согласно международному праву означает передачу прав и обязанностей одного государства другому в результате территориального суверенитета» . Юристы и юристы . 9 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 6 августа 2017 г. Проверено 6 августа 2017 г.
- ^ Кроуфорд, Джеймс (2006). Создание государств в международном праве . Кларендон Пресс. стр. 667–72. ISBN 9780199228423 .
- ^ «Виды государственного правопреемства» . www.sheir.org . Архивировано из оригинала 07 августа 2017 г.
- ^ Робертс-Рэй, К. (1966). Содружество и колониальное право . Лондон: Стивенс и сыновья. п. 267. OCLC 499240836 .
- ^ «Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров» . Серия договоров Организации Объединенных Наций . 1946 (33356): 3–188. Ноябрь 1996 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Содружество и колониальное право Кеннета Робертса-Рэя , Лондон, Стивенс, 1966. Стр. 267.
- ^ Дави, Акмаль (25 августа 2022 г.). «Совет Безопасности ООН наткнулся на отказ Талибана от поездок» . VOA . Проверено 28 августа 2022 г.
- ^ Графф, Дэвид; Хайэм, Робин (2012). Военная история Китая . Университетское издательство Кентукки. п. 39. ИСБН 9780813140674 .
- ^ Сарменто, Клара (2009). На восток/на запад: какое направление гендерных исследований в 21 веке? . Кембриджские ученые. п. 127. ИСБН 9781443808682 .
- ^ Хадсон, Кристофер (2014). Справочник по Китаю . Рутледж. п. 59. ИСБН 9781134269662 .
- ^ Риггер, Шелли (2002). Политика на Тайване: голосование за реформу . Рутледж. п. 60. ИСБН 9781134692972 .
- ^ Уилкинсон, Эндимион (2000). История Китая: Учебное пособие . Азиатский центр Гарвардского университета. п. 14. ISBN 9780674002494 .
- ^ Перкинс, Дороти (2013). Энциклопедия Китая: история и культура . Рутледж. п. 1. ISBN 9781135935627 .
- ^ Ди Космо, Никола (2007). Дневник маньчжурского солдата в Китае семнадцатого века: «Моя служба в армии», Дзенсео . Рутледж. п. 1. ISBN 9781135789558 .
- ^ «Комплексный поиск Рисса – Детальный обзор статей отечественных научных журналов» .
- ^ «Подтверждение эффективности международной сырой нефти Корейской империи» . 4 августа 1986 г.
- ^ Октем, Эмре (2011). «Турция: преемница или продолжающееся государство Османской империи?» . Лейденский журнал международного права . 24 (3). Издательство Кембриджского университета : 561–583. дои : 10.1017/S0922156511000252 . S2CID 145773201 .
- ^ Дамберри, Патрик (2012). «Является ли Турция «продолжающимся» государством Османской империи согласно международному праву?». Обзор международного права Нидерландов . 59 (2): 235–262. дои : 10.1017/S0165070X12000162 . S2CID 143692430 .
- ↑ Письмо Президента Российской Федерации Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
- ^ Бюлер, Конрад Г. (2001). Правопреемство государств и членство в международных организациях . Серия «Правовые аспекты международных организаций». Том. 38. Издательство Мартинуса Нийхоффа. стр. 158–64. ISBN 9789041115539 .
- ^ «Государства-члены ООН — Россия*» . ООН. Архивировано из оригинала 30 декабря 2013 года . Проверено 28 декабря 2013 г.
- ^ «Украина является правопреемницей Украинской Народной Республики» . Историческая правда (на украинском языке). 22 августа 2023 г. Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ О правопреемстве Украины , статьи 7 и 8.
- ^ "О правопреемстве Украины" . Zakon.rada.gov.ua . Retrieved 21 февраля 2022 года .
- ^ "Раздел СССР. РФ обсудит нулевой вариант долгов СССР, если Украина компенсирует $20 млрд долга" . Korrespondent.net .
- ^ Бюлер, Конрад Г. (2001). Правопреемство государств и членство в международных организациях . Серия «Правовые аспекты международных организаций». Том. 38. Издательство Мартинуса Нийхоффа. стр. 177–9. ISBN 9789041115539 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стан, Карстен (2002). «Соглашение по вопросам правопреемства бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии» . Американский журнал международного права . 96 (2): 379–397. дои : 10.2307/2693933 . JSTOR 2693933 . S2CID 144987205 .
- ^ Jump up to: а б «Наследие СФРЮ» . Правительство Словении ; Управление правительственной связи . Проверено 8 января 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бургенталь/Деринг/Кокотт: Основы международного права , 2-е издание, Гейдельберг, 2000 г. (на немецком языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Европейский журнал международного права – Правопреемство государств в отношении договоров о правах человека
- Вильфрид Фидлер: Временной фактор в праве наследования государств // Государство и право. Festschrift для Гюнтера Винклера, Вена, 1997. С. 217–236. (на немецком языке)
- Вильфрид Фидлер: Правопреемство государства и права человека , в: B. Ziemske et al (ed.), Festschrift for Martin Kriele, Мюнхен, 1997. P. 1371–1391 (на немецком языке).
- Проекты статей о гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств с комментариями (1999 г.)
- Октем, Эмре (сентябрь 2011 г.). «Турция: преемница или продолжающееся государство Османской империи?». Лейденский журнал международного права . 24 (3): 561–583. дои : 10.1017/S0922156511000252 . S2CID 145773201 . - Опубликовано в Интернете 5 августа 2011 г.