Референдум о положении Вьетнама 1955 г.
![]() | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Должно ли Государство Вьетнам стать республикой или остаться монархией? | ||||||||||||||||||||||
Результаты | ||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|

Референдум во Вьетнаме 1955 года определил будущую форму правления Государства Вьетнам , страны, которая должна была стать Республикой Вьетнам (широко известной как Южный Вьетнам ). Его оспаривали премьер-министр Нго Динь Зьем , предложивший республику , и бывший император Бо Ди , который отрекся от престола в 1945 году и на момент референдума занимал титул главы государства.
Хотя опубликованные подсчеты показали, что Дим победил на выборах, набрав 98,9% голосов, референдум был широко омрачен фальсификациями на выборах . В столице страны Сайгоне Дим набрал более 600 000 голосов, хотя в списках избирателей было только 450 000 человек. [1] [2] в то время как Диму также приписывают получение более 90% зарегистрированных избирателей в сельских регионах, где оппозиционные группы препятствовали голосованию.
Референдум стал последним этапом борьбы за власть между Бо Ди и его премьер-министром. Бо Ди не любил Дима и часто пытался подорвать его авторитет, назначив его только потому, что он был проводником американской помощи. В то время страна переживала период отсутствия безопасности, поскольку Вьетнам был временно разделен в результате Женевских соглашений 1954 года , положивших конец Первой Индокитайской войне . Государство Вьетнам контролировало южную половину страны в ожидании национальных выборов, которые были призваны воссоединить страну под общим правительством. Тем не менее, Вьетнамская национальная армия не полностью контролировала южный Вьетнам; Религиозные секты Цао Дай и Хоа Хао управляли своими собственными администрациями в сельской местности при поддержке частных армий, а организованный преступный синдикат Бинь Сюен контролировал улицы Сайгона. Несмотря на вмешательство этих групп, Бо Ди и даже французских чиновников, Диму удалось подчинить себе частные армии и укрепить государственный контроль над страной к середине 1955 года.
Ободренный своим успехом, Дим начал планировать падение Бо Ди. Он назначил референдум на 23 октября 1955 года и вытеснил Бо Ди с политической сцены, воспрепятствовав попыткам бывшего императора сорвать результаты голосования. В период, предшествовавший голосованию, агитация за Бо Ди была запрещена, а избирательная кампания Дима была сосредоточена на личных нападках на Бо Ди. В их число входили порнографические карикатуры на главу государства и непроверенные слухи о его незаконности и связях с различными любовницами. Подконтрольные правительству СМИ начали полемические нападки на Бо Ди, а полиция обходила дома, предупреждая людей о последствиях отказа проголосовать. После того, как его брат Нго Динь Нху сфальсифицировал референдум, Дим провозгласил себя президентом недавно созданной Республики Вьетнам.
Фон
[ редактировать ]Поражение французской армии при Дьенбьенфу в 1954 году, за которым последовали Женевские соглашения , привело к разделению Вьетнама. Поддерживаемое Францией государство Вьетнам во главе с бывшим императором Бо Ди временно удерживало контроль к югу от 17-й параллели. Хо Ши Мина Вьетминь удерживал север под властью Демократической Республики Вьетнам , которую Хо Ши Мин провозгласил в 1945 году. В соглашениях говорилось, что в 1956 году должны были быть проведены общенациональные выборы для объединения страны под общим правительством. В июле 1954 года, во время переходного периода, Бо Ди назначил Дима премьер-министром государства Вьетнам. [3]
11 октября 1954 года граница была закрыта Международной контрольной комиссией после 300-дневного периода, в течение которого был разрешен свободный проход между обеими половинами Вьетнама. Согласно Женевским соглашениям, антикоммунистические военнослужащие были обязаны эвакуироваться на юг, а коммунистические силы должны были быть переброшены на север. Гражданские лица могли свободно перемещаться в любую зону по своему усмотрению. Этот вопрос вызывал беспокойство у обеих сторон на протяжении 300 дней: за этим последовала операция «Проход свободы», в которой предлагались варианты транспортировки гражданских лиц для переезда на юг, а Дим уполномочил ЦРУ советника США полковника Эдварда Лэнсдейла провести кампанию, направленную на то, чтобы убедить больше людей. переехать в Южный Вьетнам. Кампания была особенно сосредоточена на католиках Вьетнама, которые должны были обеспечить опору власти Зьема в последние годы его жизни, используя такие лозунги, как «Бог ушел на юг», в то время как Вьетминь пытался предотвратить транспорт в сельских районах и распространять собственные слухи, учитывая угрозы перемещения на юг, и Оперативная группа 90 В частности, .В конце концов, от 800 000 до 1 000 000 человек мигрировали на юг, многие из которых были католиками. В начале 1955 года Французский Индокитай был распущен, в результате чего Дим временно контролировал юг. [4] [5]
В то время у Дима было мало власти за пределами собственного дворца. Бо Ди мало доверял ему и оказывал ему скудную поддержку - эта пара конфликтовала в прошлом, когда Дим ушел с поста министра внутренних дел Бо Ди двумя десятилетиями ранее, полагая, что глава государства слаб и неэффективен. [6] [7] Многие историки полагают, что Бо Ди, возможно, выбрал Дима из-за способности последнего привлечь поддержку и финансирование США. [8] [9] В переходный период Французский экспедиционный корпус сохранял присутствие в Южном Вьетнаме. [10] Это привело к напряженности между Францией и государством Вьетнам. Дим, страстный националист, ненавидел французов, которые отвечали ему взаимностью, надеясь, что он потерпит неудачу, и даже иногда призывали к его смещению. [11] [12]
Дим столкнулся с вызовами своему авторитету со стороны еще четырех групп. Религиозные секты Хоа Хо и Каодай имели частные армии, которые контролировали дельту Меконга и районы к западу от Сайгона соответственно. Бинь Сюен представляла собой вооруженную империю организованной преступности, которая контролировала большую часть Сайгона с помощью 40-тысячной частной армии, в то время как Вьетминь по-прежнему контролировал большую часть сельской местности. (ВНА) Дима Вьетнамскую национальную армию возглавлял генерал Нгуен Ван Хин , гражданин Франции, который ненавидел его и часто не подчинялся ему. Бо Ди продал лицензию на функционирование национальной полиции Бинь Сюену, фактически передав административный контроль над полицией в руки преступного синдиката. [13]
На фоне растущего скептицизма Франции и США в отношении его способности обеспечить стабильное правление, Дим обострил ситуацию в апреле 1955 года. Он приказал Бинь Сюену отказаться от контроля над Национальной полицией и подчиниться его командованию путем интеграции в ВНА или ее роспуска. угрожая раздавить их, если они откажутся. Он подкупил командиров Хоа Хо и Цао Дая, чтобы те присоединились к ВНА, что постепенно привело к дезертирству некоторых командиров и их подразделений, в то время как другие продолжали вести свои силы против Сайгона. Бинь Сюен бросил вызов ультиматуму Дима. 27 апреля ВНА начала битву за Сайгон . После короткого, но ожесточенного сражения, в результате которого погибло от 500 до 1000 человек и около 20 000 остались без крова, Бинь Сюен были разгромлены. Дим восстановил доверие США и контроль над полицией. Ликующие толпы хвалили Дима и осуждали Бо Ди, который пытался уволить его в разгар битвы, чтобы помешать ему подавить Бинь Сюен. [14] Кроме того, генерал Поль Эли, глава французского присутствия во Вьетнаме, пытался помешать Диму; [15] его войска блокировали дороги ВНА и передавали разведданные Бинь Сюену. [16]
Воодушевленный своими успехами и подогреваемый растущей ненавистью как к французам, так и к Бо Ди после их попыток помешать ему демонтировать Бинь Сюен, [17] Дим стал более уверенным в себе по мере укрепления своей власти. 15 мая Дим упразднил Императорскую гвардию Бо Ди; его 5000 человек вошли в состав 11-го и 42-го пехотных полков ВНА. Затем Дим лишил Бо Ди его обширных королевских земель. 15 июня Дим приказал Совету королевской семьи в Хуэ объявить, что Бо Ди будет лишен своих полномочий и что он, Дим, станет президентом. [18] Родственники Бо Ди осудили его за отречение от поста главы государства, а также за его связи с Францией и Бинь Сюен. [19] Историки предположили, что члены королевской семьи согласились выступить против Бо Ди, чтобы Дим не конфисковал их активы. [19]
Организация референдума
[ редактировать ]
7 июля 1955 года, в первую годовщину своего назначения на пост премьер-министра, Дим объявил, что будет проведен национальный референдум, чтобы определить будущее страны. [18] 16 июля Дим публично заявил о своем намерении не принимать участие в выборах по воссоединению: «Мы не будем связаны [Женевским] договором, который был подписан вопреки желанию вьетнамского народа». [20]
Дим утверждал, что коммунисты никогда не допустят свободных выборов на севере, поэтому Южный Вьетнам должен действовать самостоятельно и создать отдельное некоммунистическое государство. [20] Этому вторила сайгонская пресса, которая публиковала статьи, критикующие коммунистические выборы как беспорядочные, фальсифицированные и бессмысленные; [20] в то время население северной половины Вьетнама было больше, чем юга. Месяцем ранее премьер-министр Северного Вьетнама Фум Ван Онг написал в Сайгон письмо с просьбой начать переговоры по конкретным деталям выборов. Хотя американцы были рады избежать выборов из-за опасений победы коммунистов, они надеялись, что Дим вступит в диалог по вопросам планирования и дождется, пока Северный Вьетнам возразит против этого предложения, и, таким образом, использует его, чтобы обвинить коммунистов в нарушении Женевских соглашений. Соглашения. [20] Ранее американцы сообщили Диму, который действовал вопреки Бо Ди, что продолжение помощи будет зависеть от того, создаст ли Дим правовую основу для узурпации власти главы государства. [21]
6 октября 1955 года Дим объявил, что референдум состоится 23 октября. [22] В выборах могли участвовать мужчины и женщины в возрасте 18 лет и старше, и правительство организовало создание избирательного участка на каждую 1000 зарегистрированных избирателей. [22] [23] В опросе оспаривались Бо Ди, который провел большую часть своего времени во Франции и выступал за монархию, и Дим, который баллотировался на республиканской платформе. [1] По словам историка Джессики Чепмен, это был выбор между «устаревшим императором страны и ее далеко не популярным премьер-министром Нго Динь Зьемом». [24] Объявляя о референдуме, Дим описал свое решение как мотивированное любовью к демократии и народным недовольством правлением Бо Ди. Премьер-министр процитировал множество петиций от различных социальных, религиозных и политических групп, призывающих его провести плебисцит для смещения Бо Ди, утверждая, что им движут эти «законные и демократические» настроения. [25] Официальные лица США посоветовали Диму набрать 60% и 70% голосов, чтобы выборы выглядели правдоподобными. [1]
В соответствии с Елисейскими соглашениями и последующим законодательством, в соответствии с которым в 1949 году было создано Государство Вьетнам, положение Бо Ди как главы государства не было ни постоянным, ни неопределенным. Считалось, что суверенитет принадлежит исключительно народу, а Бо Ди был всего лишь проводником. В результате сам референдум прошел в рамках закона. [26] Дим не был избран на свой пост, поэтому он рассматривал референдум как возможность дать отпор оппонентам, которые утверждали, что он недемократичен и автократичен. Это мероприятие также дало Диму возможность повысить свой престиж, победив Бо Ди в очном поединке. [26] Ранее было решено, что сначала будет избрано Национальное собрание, но Дим продолжил плебисцит, а это означало, что он будет иметь полную власть, если свергнет Бо Ди до того, как будет сформирован законодательный орган. [27]
Американские дипломаты были обеспокоены тем, что этот шаг будет воспринят как захват власти, поскольку Дим организовывал и руководил избирательным процессом, в котором он был кандидатом. Американцы считали, что сначала следует сформировать законодательный орган и что этот орган должен наблюдать за референдумом, но Дим проигнорировал их совет. [23] [28] Посол Г. Фредерик Рейнхардт сообщил Вашингтону, что Дим не намерен создавать равные условия для оппозиции и что иностранная пресса уже представила большую часть демократических заявлений Дима как фасада. [28] Государственный департамент согласился и решил не превозносить референдум как упражнение в демократии, опасаясь вызвать негативную реакцию на свою внешнюю политику. [29] Тем не менее, официальные лица США во Вьетнаме были довольны референдумом, поскольку они видели в нем возможность укрепить Южный Вьетнам и избежать поражения от коммунистов, поскольку они считали республиканскую модель более надежной. [30]
Заявив о своем неприятии выборов по воссоединению 1956 года, Дим рассматривал референдум как первый шаг в создании долгосрочного государства для управления Южным Вьетнамом. Он неоднократно заявлял, что после референдума будет создан законодательный орган и конституция его нового штата. [28]
Сообщается, что Дим увидел в опросе возможность узаконить себя как символ вьетнамской демократии, чтобы он мог представить и оправдать свой отказ от участия в национальных выборах борьбой между свободой и коммунистическим авторитаризмом. Дим утверждал, что Южный Вьетнам в конечном итоге воссоединит нацию под демократической администрацией и освободит своих северных соотечественников от коммунистического гнета, и выступал за референдум как первый шаг на пути к развитию демократии. Его база поддержки должна была использовать это как средство оправдания свержения Бо Ди, ссылаясь на прошлые решения, которые, по их мнению, были прокоммунистическими. [20]
Одной из главных тем Дима было то, что референдум откроет новую эру беспрецедентной демократии: «Это будет лишь первый шаг, сделанный нашим народом в свободном использовании наших политических прав». [25] За день до голосования Дим сказал: «23 октября впервые в истории нашей страны наши мужчины и женщины воспользуются одним из многих основных гражданских прав демократии - правом голоса». [31] В заявлении правительства за четыре дня до голосования говорилось: «Дорогие соотечественники, решительно провозглашайте свою волю! Твердо идите вперед по пути Свободы, Независимости и Демократии!» [31]
Кампания
[ редактировать ]Дим провел кампанию личных нападок на главу государства, агитация которого была запрещена. [32] Армия и национальная полиция приступили к обеспечению соблюдения запрета на деятельность в поддержку Боди и анти-Дьема. [33] Полиция ходила от двери к двери, объясняя последствия отказа от голосования. [18] Они организовывали конференции в сельских деревнях и обращались к населению через громкоговорители. В целом линия атаки Дима заключалась в том, чтобы изобразить Бо Ди как пьяного бабника, озабоченного аморальными удовольствиями и не заботящегося о проблемах населения. [32] [33] [34] Монархическая традиция Вьетнама была построена на конфуцианстве и императорском « Небесном мандате» , а кампания Дима утверждала, что Бо Ди потерял этот мандат из-за своего развратного образа жизни. [34] По словам Джозефа Баттингера , который базировался во Вьетнаме в качестве заместителя руководителя Международного комитета спасения , методы, использованные для влияния на опрос, были «возмутительными». [18] Дональд Ланкастер, журналист, освещавший опрос, сказал: «В то время как Бо Ди не было предоставлено возможности защитить себя, контролируемая правительством пресса продолжила подавлять его непристойными оскорблениями». [35] Позже Дьем запретил Бао Даю въезд в государство Вьетнам. [36]
Реклама Дима включала в себя шествие гигантских платформ Бо Ди по улицам Сайгона, изображенных с мешками денег на плечах, колодой карт в руках, с обнаженными блондинками и бутылками коньяка в руках. Это была отсылка к репутации главы государства как человека богатого, азартного и распутного человека. [32] [33] В частности, светлые волосы указывали на предполагаемую склонность Бо Ди к европейским любовницам, с которыми он поддерживал связь на Французской Ривьере. Манекен Бо Ди сопровождался манекеном француза, кладущего золото в карманы, тем самым ставя под сомнение его националистические взгляды. [33] Были распространены плакаты и изображения, связывающие Бо Ди со свиной головой. [18] в то время как известная газета сочиняла и поощряла людей петь оскорбительные песни о Бо Ди. [37]
Стены и транспортные средства общественного транспорта были увешаны лозунгами, в том числе: «Остерегайтесь того, что злой король Бо Ди предпочитает азартные игры, женщин, вино, молоко и масло. Те, кто голосует за него, предают свою страну». [33] Помимо упоминания о его богатом образе жизни, есть и другие лозунги, такие как «Бао Дай, король-марионетка, продающий свою страну» и «Бао Дай, главный хранитель игорных притонов и борделей». [34] сослался на свою предполагаемую мягкость по отношению к коммунистам. Радио использовалось для словесных оскорблений Бо Ди, которого в этих передачах обвиняли в государственной измене и коррупции. [36]
С другой стороны, холостяка Дима описывали как «народного героя» и «отца всех детей». [33] Лозунги призывали население голосовать за премьер-министра, потому что «Голосовать за революционера Нго Динь Зьема — значит строить общество благосостояния и справедливости». Они изобразили Дима патриотичным и националистическим антикоммунистом, заявив: «Убивать коммунистов, свергать короля и [и] бороться с колонизаторами - это обязанность гражданина Свободного Вьетнама». [34]
Контролируемая правительством пресса Дьема захлестнула Бо Ди бесконечными личными пропагандистскими атаками, при этом специальные выпуски газет были посвящены полемическим биографическим отчетам бывшего императора. [18] Это позволило кампании Дима осудить Бо Ди с гораздо более непристойными подробностями, чем это было возможно с помощью простых лозунгов. Это началось в августе, когда ежедневная газета Thoi Dai начала трехнедельную серию, в которой распространялись необоснованные и скандальные подробности жизни Бо Ди. Их написал редактор редакционной статьи Хонг Ван, который назвал Бо Ди «навозным жуком, который продал свою страну ради личной славы». [34] Ван утверждал, что Бо Ди был внебрачным сыном императора Кхи Дина , утверждая, что Хои Дин был бесплоден и женился на служанке, прежде чем объявить сына горничной от другого мужчины своим собственным. [38] В газете утверждалось, что Бо Ди был «большим, как толстяк, имел много детей и очень любил женщин», в то время как Кхи Дин чувствовал себя некомфортно с женщинами, намекая, что разные личности не соответствуют общей биологической линии. [37]
Пользуясь антифранцузскими настроениями, газета продолжила обсуждение воспитания Бо Ди во Франции, заявив, что он уже в подростковом возрасте начал распутничать из-за своего европейского воспитания. [39] Бо Ди позже женился на этнической вьетнамской гражданке Франции, которая стала императрицей Нам Пхонг , воспитанной католичкой. Редакционные статьи обвиняли ее в том, что она французский агент, и утверждали, что она плохо обращалась с королевой-матерью. [39] серьезный недостаток характера, поскольку конфуцианство настоятельно подчеркивало уважение к старшим. Хонг Ван далее заявил, что серия Бо Ди с галльскими любовниками является показателем того, что колониальные чиновники успешно использовали секс, чтобы превратить главу государства в марионетку Франции. [40]
Кульминацией газетной кампании стала сатирическая порнографическая карикатура под названием «История Бо Ди». [41] В нем подытожены скандальные изображения главы государства, сделанные Тхой Даем в предыдущие недели, и он был опубликован 19 октября, за четыре дня до референдума. [42] На фотографиях были изображены полностью обнаженные фронтальные изображения Бо Ди и его любовниц с четко видимыми гениталиями, в том числе кадр, на котором обнаженная блондинка исполняет эротический танец для главы государства. [41]
Помимо изображения Бо Ди как сексуально ненасытного обжоры, предвыборная кампания Дима также подвергла критике националистические взгляды главы государства. Они критиковали его за слишком мягкую политику в отношениях с французскими колониальными властями, а также за то, что он был главой Вьетнамской империи , марионеточного режима, созданного императорской Японией после вторжения во время Второй мировой войны. [40] [43] Они также обвинили его в том, что он отдал полстраны коммунистам. [40] Коммунисты уже захватили на поле боя больше половины страны, [44] и Бо Ди утверждал, что у него нет выбора, но кампания Дима изображала его некомпетентным и не желающим брать на себя вину. [41]
Дим использовал предвыборную просветительскую кампанию Министерства информации как партийный политический инструмент. Вместо того, чтобы использовать это исключительно для объяснения демократического процесса, кампания использовалась для превознесения Дима и его союзников. [45] После объяснения того, что такое демократия, в брошюре обрисовывалось, почему свержение главы государства является жизненно важным действием. [31] После подробного описания полномочий главы государства в брошюре Дим был назван антикоммунистом, который может защищать свободу людей, и при этом объяснялся, почему Бо Ди был непригоден для руководства, и говорилось, что он не пользовался уважением среди международного сообщества. . [31]
15 октября Бо Ди выступил с заявлением протеста против референдума. Он призвал правительства Франции, Великобритании, США, Индии и даже Советского Союза не признавать Дима, утверждая, что он является препятствием на пути воссоединения Вьетнама в соответствии с Женевскими соглашениями. [18] Он обвинил опрос Дима в том, что он является «деятельностью правительства, которая не соответствует ни глубоким чувствам вьетнамского народа, ни общему делу мира». [21]
18 октября он сделал символический жест, официально уволив Дима. На следующий день он осудил «полицейские методы» «диктатуры» Дима и предостерег вьетнамское население «от режима, который должен был привести их к разорению, голоду и войне». Бо Ди обвинил Дима в попытке разжечь конфликт между французами и американцами. [46] Накануне опроса Бо Ди заявил: «Я могу даже сказать вам, что знаю процент положительных голосов, который г-н Дьем решил получить». [18]
Другая оппозиция
[ редактировать ]Проведение выборов субсидировалось за счет иностранного финансирования. Правительство Соединенных Штатов и ряд американских римско-католических благотворительных организаций внесли по 2 миллиона долларов США каждая. [47] Ба Кот , лидер антиправительственной религиозной секты Хоа Хо , распространил брошюру, осуждающую Дима как американскую марионетку, ссылаясь на финансирование как на доказательство и далее утверждая, что Дим собирался «католицизировать» страну. [48] Вьетнамская социалистическая партия, которая была связана с Хоа Хо, заявила, что Дим «подкупил мир рабочих и молодых студентов, чтобы они подали петицию в поддержку восхождения Дьема на пост главы государства и подали петицию в пользу свержения Бао Дая», используя финансирование американских выборов. [49] Другой лидер повстанцев Хоа Хо, генерал Трун Ван Соай, подверг критике недемократический режим Дима и объявил референдум незаконным. Он призвал «дружественные страны и народ Вьетнама не доверять этому политическому маневру». Дим ранее сказал члену кабинета министров, что существует только одна политическая партия, и приступил к искоренению оппозиции силой. [49] Оппоненты утверждали, что заявления Дима о ценности демократии были пустыми. [48]
Логистика и голосование
[ редактировать ]
Лэнсдейл посоветовал Диму напечатать свои бюллетени красным цветом, а бюллетени Бо Ди - зеленым. Во Вьетнаме красный цвет ассоциируется с удачей и процветанием, тогда как зеленый часто ассоциируется с рогоносцем и невезением. [1] [33] [50] В красных бюллетенях Дима он был изображен среди молодых и современных людей, а фотография Бо Ди была помещена в старомодную мантию, которую он никогда не носил. [18] Кроме того, на портрете Бо Ди он выглядел ошеломленным и раздутым, а Дим и окружающие его улыбались и выглядели энергичными. [51] В бюллетене утверждалось, что голосование за Дима будет голосованием за демократию, и говорилось: «Я свергаю Бо Ди и признаю Нго Динь Дима главой государства, которому поручено создание демократического режима». [18] [23] [51] В бюллетене Бо Ди было написано: «Я не свергаю Бо Ди и не считаю Нго Динь Дьема главой государства, которому поручено создание демократического режима». [18] [51] Избиратели опускали красный или зеленый бюллетень в урну по своему усмотрению, а другой выбрасывали, что означало, что голосование на самом деле не было тайным. [23]
Логистику референдума организовал и контролировал брат и доверенное лицо Дима Нго Динь Нху , который был лидером семейной секретной Персоналистской рабочей революционной партии , которая обеспечивала электоральную базу Нго. Сообщения о насилии и запугивании были широко распространены. Во время референдума сотрудники Нху посоветовали избирателям выбросить зеленые бюллетени. Тех, кто не подчинялся, часто преследовали и избивали, перечный соус и воду. иногда вливая им в ноздри [1] [32] Нарушения были особенно вопиющими в центральном Вьетнаме. [52] регион, которым правил другой из младших братьев Дима, Нго Динь Кон . [53] Кон базировался в бывшей столице империи Хуэ , доме династии Нгуен и источнике поддержки Бо Ди. Он подавил эту поддержку, приказав полиции арестовать 1200 человек по политическим мотивам за неделю до голосования. [52] В городе Хойан несколько человек были убиты в результате насилия во время выборов в день голосования. [54] Голосование началось в 07:00 и закончилось в 17:00. [55]
Подсчет и результаты
[ редактировать ]
Правительство Дьема сформулировало процедурные правила, якобы предназначенные для обеспечения правильного учета результатов и бюллетеней, а также для предотвращения фальсификации выборов. Однако на самом деле голоса были подсчитаны без независимого контроля, в результате чего Диму было присвоено 98,9% голосов. Премьер-министр набрал в Сайгоне 605 025 голосов, хотя в столице было зарегистрировано только 450 000 избирателей. Число Дима также превысило количество зарегистрированных в других округах. [1] [32] Французские газеты утверждали, что только половина зарегистрированных избирателей в Сайгоне действительно проголосовала, а остальные бойкотировали выборы. [56] подразумевая, что более 60% голосов в столице не были подлинными. Защитники Дима утверждают, что это произошло из-за недавно прибывших, в основном католиков, беженцев из Северного Вьетнама , которые проголосовали без регистрации, а не из-за крупномасштабного вброса бюллетеней . [54]
Режим Дьема объявил, что право голоса имеют 5 335 668 человек, но когда были объявлены результаты, было зарегистрировано 5 784 752 бюллетеня. [55] Правительство Дима заявило, что его кандидатура была поддержана матерью Бо Ди, хотя Дим приказал военным конфисковать имущество ее семьи и выселить ее с земли. [57] Почти единогласная явка избирателей и поддержка Дима были повторены в Центральном нагорье и болотистых районах дельты Меконга , которые даже не находились под контролем правительства и его Вьетнамской национальной армии . [58] В некоторых районах дельты Меконга были зарегистрированы подавляющие голоса Дима, превышающие 90% зарегистрированных избирателей. [59] даже несмотря на то, что Хоа Хо военачальник Ба Кот и его армия воспрепятствовали голосованию. [18]
Референдум был широко осужден как фальсифицированный. [52] Историк и писатель Джессика Чепмен сказала: «Даже апологеты Дьема, такие как Энтони Трэвик Бускарен и американский офицер ЦРУ Эдвард Лэнсдейл, согласны с самыми резкими критиками премьер-министра в выводе о том, что правительство Южного Вьетнама либо неспособно, либо не желает провести по-настоящему свободный, представительный плебисцит». . [35] В отчете ЦРУ, написанном в 1966 году, опрос был признан самым жестко манипулируемым за первые 11 лет истории Южного Вьетнама. [45] Правительство США в частном порядке пришло к выводу, что монополия Дима в средствах массовой информации и избирательная кампания была более важным фактором победы, чем запугивание и тот факт, что голосование было фактически публичным. Рейнхардт телеграфировал в Вашингтон, заявив, что «референдум оказался оглушительным успехом правительства Дьема». [45] Он указал, что результаты опроса не обязательно отражают реальность, добавив, что результат не показал, что Дим имел поддержку большинства, но что он был в состоянии контролировать страну, фактически беспрепятственно. Правительство США было воодушевлено очевидной способностью Дима отрицать коммунистическую и другую оппозицию. [45]
Ученый Бернард Б. Фолл заявил, что «нет ни малейшего сомнения в том, что этот плебисцит был лишь немного более фальсифицированным, чем большинство избирательных тестов при диктатуре». [58] Американский журналист Стэнли Карноу назвал сомнительный плебисцит свидетельством «мандаринского менталитета» Дима. [1] Чепмен писал, что «... никакая односторонняя кампания, настроения против Бо Ди или конфуцианская политическая сдержанность не могут объяснить 98-процентный перевес победы Дима в политически неоднородном Южном Вьетнаме. Коррупция и запугивание, должно быть, сыграли значительную роль». [60] Баттингер сказал, что, хотя монархия была «еще одним гнилым пережитком прошлого Вьетнама», а Бо Ди «его последним, недостойным представителем», мошенничество и запугивание были ненужны, поскольку Дим в любом случае легко победил бы. [35] Историк Дэвид Андерсон сказал, что победа «не была истинным отражением власти или популярности Дьема. Слабость императора, беспорядок в политической оппозиции и другие подобные факторы объясняют его триумф». [30]
Выбор | Голоса | % | |
---|---|---|---|
Монархия | 63,017 | 1.09 | |
Республика | 5,721,735 | 98.91 | |
Общий | 5,784,752 | 100.00 | |
Зарегистрированные избиратели/явка | 5,335,668 | – | |
Источник: Прямая демократия. |
Реакция и последствия
[ редактировать ]Через три дня после голосования Дим провозгласил создание Республики Вьетнам, назвав себя ее президентом. [50] Он сказал: «Плебисцит 23 октября, в котором [народ Южного Вьетнама] принял такое активное участие, представляет собой одобрение политики, проводимой до сих пор, и в то же время предвещает совершенно новую эру для будущего нашей страны». [46] Дим повторил, что он не будет участвовать в выборах по национальному воссоединению, заявив, что они будут бесполезны, если в коммунистическом Северном Вьетнаме не появится «истинная свобода», что произвело впечатление на американских наблюдателей, опасавшихся полного коммунистического переворота. [60]
Заявив, что выборы прошли без нарушений, [54] Правительство Соединенных Штатов приветствовало Дима как нового героя «свободного мира». [18] Сенатор Майк Мэнсфилд (демократ от штата Монтана) заявил, что референдум «стал отражением поиска [вьетнамского народа] лидера, который бы отвечал его потребностям… они чувствовали, что Дим может обеспечить такое лидерство». [61] Прежде чем заняться политикой, Мэнсфилд был профессором истории Азии; в результате его мнение о Вьетнаме стало более влиятельным и пользовалось большим уважением среди его коллег-сенаторов. [62] Архивы политических дискуссий показывают, что американцев больше беспокоил негативный имидж, созданный авторитарным и антидемократическим стилем Дьема в международном сообществе, чем его возможные последствия для национальной сплоченности. [63] Представитель Госдепартамента США заявил, что «народ Вьетнама высказался, и мы, конечно, признаем его решение». [61] В официальном поздравительном заявлении департамента говорилось: «Государственный департамент удовлетворен тем, что, согласно сообщениям, референдум был проведен таким упорядоченным и эффективным образом и что народ Вьетнама сделал свой выбор безошибочно ясным... мы с нетерпением ждем к продолжению дружественных отношений между правительством Вьетнама и Соединенными Штатами». [64]
Реакция американской прессы на победу Дима варьировалась в зависимости от географического положения. [45] Газеты Среднего Запада приветствовали победу Дима как триумф демократии и превозносили нового президента как поборника демократии. Однако The New York Times заявила, что из-за огромного перевеса в победе «административный контроль Дьема выглядел более всеобъемлющим, чем думают многие здесь наблюдатели». [60] Однако газета также любезно заявила, что опрос является «здравой демократической процедурой» и «публичной данью волевому лидеру». Reader's Digest назвал это «ошеломляющим одобрением» и назвал Дима «маяком света, указывающим путь к освобождению людей». [61]
Победа Дима была расценена как удар по авторитету Франции во Вьетнаме, поскольку бывшая колониальная держава помогла создать Вьетнамское государство Бо Ди в 1949 году. [60] Они последовательно выступали против Дима и его политики и безуспешно пытались ему помешать. [65] Американские СМИ расценили победу Дима как сигнал о том, что Соединенные Штаты станут единственной западной державой в Южном Вьетнаме. Некоторые считали, что это позволит Диму эффективно править без помех со стороны Франции, в то время как другие считали, что это оставит слишком большое бремя для американского правительства. [60] Французские СМИ и дипломатический корпус расценили этот результат как унижение. Перед опросом французские официальные лица в частном порядке предсказывали, что Дим распустит французское верховное командование и будет использовать любую победу как оправдание для отмены выборов по национальному воссоединению. Французские СМИ сочли этот опрос недемократическим и заговором американцев с целью саботировать любую перспективу национального воссоединения, но вскоре после этого Франция признала Республику Вьетнам. [56]
Дим разорвал экономические отношения с Францией 9 декабря 1955 года и вскоре после этого вышел из Французского Союза . Ни Советский Союз , ни Китайская Народная Республика открыто не возражали против действий Дима по созданию нового государства в южной половине Вьетнама. [66] Тем не менее, к моменту свержения и убийства Дима в 1963 году Франция покупала 46,3% экспорта Южного Вьетнама и составляла большую часть иностранных инвестиций в страну. [67] Французское культурное влияние и язык оставались преобладающими. [67]
В январе 1956 года, не имея законодательного органа и конституции, Дим использовал свою абсолютную власть, чтобы распустить Революционный совет, устроив полицейские рейды на его членов, вынудив тех из Цао Дай и Хоа Хао, которые сплотились на его стороне, бежать. . В результате они ополчились против него. [49]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Карнов, с. 223-224. ( Гугл Книги )
- ^ Такер, стр.366.
- ^ Джейкобс, стр. 37–42.
- ^ Маклир, стр. 65–68.
- ^ Джейкобс, стр. 43–53.
- ^ Джейкобс, стр. 20–26.
- ^ Карнов, с. 231.
- ^ Джейкобс, с. 39.
- ^ Карнов, с. 234.
- ^ Джейкобс, с. 61.
- ^ Джейкобс, стр. 22–25, 43, 60–61.
- ^ Карнов, с. 236.
- ^ Джейкобс, стр. 61–62.
- ^ Джейкобс, стр. 71–79.
- ^ Мойар, стр. 47–51.
- ^ Карнов, с. 238.
- ^ Чепмен, с. 677.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Баттингер, стр. 890–92.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чепмен, с. 678.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Чепмен, с. 694.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чепмен, с. 679.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чепмен, с. 697.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Миллер, с. 206.
- ^ Чепмен, с. 671.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чепмен, с. 691.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Миллер, с. 205.
- ^ Миллер, стр. 204–06.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чепмен, с. 695.
- ^ Чепмен, стр. 695–96.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чепмен, с. 673.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Чепмен, с. 692.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Джейкобс, с. 95.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Мойар, с. 54.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Чепмен, с. 684.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чепмен, с. 672.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Браунелл, с. 153.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чепмен, с. 685.
- ^ Чепмен, стр. 684–85.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чепмен, с. 687.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чепмен, с. 688.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чепмен, с. 689.
- ^ Чепмен, стр. 688–89.
- ^ Джейкобс, стр. 21–22.
- ^ Джейкобс, с. 40.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Чепмен, с. 698.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чепмен, с. 680.
- ^ Чепмен, стр. 701–02.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чепмен, с. 701.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чепмен, с. 702.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ланггут, с. 99.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чепмен, с. 696.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Миллер, с. 207.
- ^ Карнов, с. 246.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Миллер, с. 208.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Браунелл, с. 154.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чепмен, с. 700.
- ^ Браунелл, с. 157.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Осень, с. 257.
- ^ Мойар, с. 55.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Чепмен, с. 699.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Браунелл, с. 158.
- ^ Джейкобс, с. 31.
- ^ Чепмен, с. 703.
- ^ Браунелл, с. 159.
- ^ Джейкобс, стр. 22–25, 43, 60, 61, 71–79.
- ^ Робертс, с. 115.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Робертс, с. 159.
Источники
[ редактировать ]- Браунелл, Уильям (1963). Американский мандарин: исследование жизни Дьема и истоков участия Америки . Итака, Нью-Йорк: Корнельский университет.
- Баттингер, Джозеф (1967). Вьетнам: Дракон в бою . Издательство Прагер.
- Чепмен, Джессика (сентябрь 2006 г.). «Постановка демократии: референдум в Южном Вьетнаме 1955 года по свержению Бао Дая» . Дипломатическая история . 30 (4): 671–703. дои : 10.1111/j.1467-7709.2006.00573.x .
- Фолл, Бернард Б. (1963). Два Вьетнама . Издательство Прагер. ISBN 0-8133-0092-4 .
- Джейкобс, Сет (2006). Мандаринский язык холодной войны: Нго Динь Зьем и истоки американской войны во Вьетнаме . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд . ISBN 0-7425-4447-8 .
- Карноу, Стэнли (1997). Вьетнам: История . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 0-670-84218-4 .
- Ланггут, Эй Джей (2000). Наш Вьетнам . Саймон и Шустер . ISBN 0-684-81202-9 .
- Маклер, Майкл (1981). Вьетнам: Десятитысячная война . Метуэн. ISBN 0-423-00580-4 .
- Миллер, Эдвард (2004). Великие замыслы, видение, власть и построение нации в союзе Америки с Нго Динь Зьемом, 1954–1960 гг . УМИ.
- Мойар, Марк (2006). Триумф Отрекшихся: Война во Вьетнаме, 1954–1965 гг . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-86911-0 .
- Робертс, Присцилла, изд. (2006). За бамбуковым занавесом: Китай, Вьетнам и мир за пределами Азии . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-5502-7 .
- Такер, Спенсер К. (2000). Энциклопедия войны во Вьетнаме . АВС-КЛИО. ISBN 1-57607-040-9 .