Пьер Пиньо де Беэн
Пиньо де Беэн | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 2 ноября 1741 г. |
Умер | 9 октября 1799 г. | (57 лет)
Религия | Римско-католический |
Старшая должность | |
Базируется в | Вьетнам |
Посвящение | 24 февраля 1774 г., Бернардо де Сан-Каэтано. |
Предшественник | Гийом Пигель |
Преемник | Жан Лабартет |
Пьер Жозеф Жорж Пиньо (2 ноября 1741 г.) [2] - 9 октября 1799 г.), широко известный как Пиньо де Беэн ( Французский: [piɲo də be.ɛn] ), также Пьер Пиньо , Ба Да Лок (« Педро » [3] 百百多 祿 ), Бах Да Лок ( 伯多伯多祿 ) и Би Нху («Пиньо» [4] 悲 柔 ), французский римско-католический епископ, наиболее известный своей ролью в оказании помощи Нгуен Ану (впоследствии императору Гиа Лонгу ) в основании династии Нгуен во Вьетнаме после восстания Тай Сан .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Пьер Пиньо родился в Ориньи-ан-Тьераш (позже Эна , Франция), где жила семья его матери. небольшим поместьем Беэн в соседнем приходе Марль Семья его отца владела . Несмотря на частицу «де Беэн» в его имени, Пиньо не принадлежал к знатному происхождению, и кажется, что эта частица впервые появилась только в Версальском договоре 1787 года . [5]
Пиньо де Беэн прошел миссионерскую подготовку и был отправлен за границу Парижским обществом иностранных миссий ( Séminaire des Missions Étrangères ). Он покинул Францию из гавани Лорьян в декабре 1765 года, чтобы работать в южном Вьетнаме . Он высадился в Пондичерри , тогда французском владении в Индии, 21 июня 1766 года. [6]
Пиньо прибыл незадолго до бирманцами захвата Аюттайи в Сиаме . Прождав несколько месяцев в португальской колонии Макао ) недалеко от границы с Камбоджей, основанный миссионерами , , Пиньо на китайском корабле отправился в небольшой прибрежный городок Ха-Тьен в Кохинхине (Южный Вьетнам перемещенными бирманцами. Он прибыл туда в марте 1767 года. [7]
Настоятель Генерального колледжа (1767–1774)
[ редактировать ]В Хатьене Пиньо работал главой семинарии Святых Ангелов , семинарии, основанной в Азии Парижским обществом иностранных миссий, которая переехала из Аюттайи в Сиаме после бирманского вторжения в 1765 году , и в которой обучались около сорока студентов- китайцев , сиамцев и китайцев . и вьетнамского происхождения.
В 1768 году миссионеры были заключены в тюрьму на три месяца, когда сиамские власти пожаловались местному правителю Мок Тьен Ту , что школа предоставила приют беглому сиамскому принцу. Пиньо поместили в кангу , вокруг его конечностей был закреплен деревянный и железный каркас весом восемь фунтов. [8] Он проигнорировал просьбы семьи вернуться во Францию, заявив, что его миссионерская деятельность важнее безбедной жизни. В 1769 году школа подверглась нападению китайских и камбоджийских пиратов , которые убили некоторых учеников и сожгли заведение... [9] Пиньо был вынужден бежать в декабре 1769 года с выжившими в Пондичерри , тогдашнюю французскую территорию, после долгого морского путешествия через Малакку . Колледж был основан в нескольких милях от Пондичерри, в Вирампатнаме .
Находясь в Пондичерри, Пиньо продолжал осваивать китайский и вьетнамский языки, пока полностью не овладел обоими. [11] В 1773 году он составил вьетнамско-латинский словарь с помощью восьми южных вьетнамцев. [11] по стопам Александра де Родоса . Его работа, Dictionarium Anamitico-Latinum , будет опубликована в 1838 году монсеньором Жаном-Луи Табердом . [10]
был назначен епископом в неверных частях Адрана Пиньо де Беэн в Сирии. [12] и апостольский викарий Кочинчины . 24 сентября 1771 года [13] После его рукоположения 24 февраля 1774 года в Сан-Томе, недалеко от Мадраса , [14] [15] он отправился в Макао, чтобы набрать дополнительный персонал, прежде чем вернуться, чтобы возобновить свою работу в Хатьене. В Макао ему удалось опубликовать и напечатать катехизис на вьетнамском языке (содержащий введение на китайском языке, основную часть текста на вьетнамском алфавите и перевод на латынь ) и отправить копию в Рим. [10] Он покинул Макао 1 марта 1775 года и позже в том же месяце достиг Хатьена, где снова возобновил миссионерскую деятельность. [16]
В 1775-76 годах Пиньо пытался обратить людей Стиенга в свою веру , но посланные им миссионеры сильно пострадали и либо заболели, либо вернулись. [17]
Встреча с Нгуен Ань
[ редактировать ]В 1777 году братья Тай Сон напали на Сайгон и уничтожили почти всю династию Нгуен , при этом пятнадцатилетнему Нгуен Аню удалось бежать на крайний юг. Он укрылся в семинарии Пиньо с сентября по октябрь, прежде чем оба были вынуждены бежать на остров Пуло Панджанг в Сиамском заливе . Этот шаг был политическим шагом, предпринятым Пиньо, чтобы присоединиться к Нгуен Аню, позволив себе вторжение в политику. После этого он стал не столько миссионером, сколько политиком.
В ноябре 1777 года Нгуен Ань смог отбить Сайгон, а в 1778 году преследовал отступающего Тайшона до Бинь Туана . [18]
В соседней Камбодже вспыхнуло прокочинкитайское восстание с целью свергнуть просиамского короля Анг Нона . В 1780 году вмешались кочинкитайские войска, и Пиньо помог им закупить оружие у португальцев. Епископ вызвал обвинения португальцев в производстве оружия для кочинцев, особенно гранат , нового оружия для Юго-Восточной Азии. [18] Пиньо де Беэн также организовал поставку трех португальских военных кораблей для Нгуен Ана. [19] В его деятельности Пиньо поддерживал французский авантюрист Мануэль. [19]
В 1782 году Тай Сон возглавил новое наступление на юг. Мануэль погиб, командуя военным кораблем на реке Сайгон против войск Тай Сана. [19] Поражение, а план сражения был признан ошибочным, занимает первое место в списке понесенных неудач. Нгуен Ан был вынужден отступить на остров Фукуок . В октябре 1782 года ситуация снова изменилась, и Нгуен Ан и Пиньо вернулись в Сайгон. [20]
В марте 1783 года Нгуен снова потерпели поражение, и Нгуен Ан и Пиньо снова отплыли в Фукуок. Святилище было одновременно мимолетным и иллюзорным. Им пришлось снова бежать, когда их убежище было обнаружено, и их преследовали с острова на остров, пока они не достигли Сиама. Пиньо де Беэн посетил сиамский двор в Бангкоке в конце 1783 года. [21] Нгуен Ан также прибыл туда в феврале 1784 года, где набрал армию, чтобы сопровождать его обратно во Вьетнам. [22] Однако в январе 1785 года сиамский флот потерпел катастрофу против Тай Сана на реке Меконг. [22]
Нгуен Ан снова укрылся у сиамского двора и снова попытался обратиться за помощью к сиамцам. [23] Решив заручиться любой возможной поддержкой со стороны западных держав. [24] Нгуен Ан попросил Пиньо обратиться за помощью к Франции и пообещал позволить Пиньо взять своего сына принца Коня с собой . Пиньо в свою очередь попытался получить помощь от Манилы , но отправленная им партия доминиканцев была захвачена Тай Соном. [24] Из Пондичерри он также направил просьбу о помощи в португальский сенат в Макао , что в конечном итоге привело к подписанию Договора о союзе между Нгуен Анем и португальцами 18 декабря 1786 года в Бангкоке. [25]
Посольство во Франции
[ редактировать ]Группа достигла Пондичерри в феврале 1785 года. [26] Французская администрация в Пондичерри во главе с временным губернатором Кутансо де Альгреном , преемником Бюсси , которого поддерживал капитан д'Антрекасто , была решительно против интервенции в южный Вьетнам, заявляя, что это не отвечает национальным интересам. В июле 1786 года Пиньо разрешили вернуться во Францию, чтобы напрямую обратиться за помощью к королевскому двору. Новости о его деятельности достигли Рима, где он был осужден испанскими францисканцами. Пиньо в этот момент предложил португальцам принца Кона и его политический мандат. Они уехали из Пондичерри во Францию в июле 1786 года. [27] которого они достигли в феврале 1787 года. [28]
Прибыв в феврале 1787 года с ребенком-принцем Канем ко двору Людовика XVI в Версале , [29] Пиньо было трудно заручиться поддержкой французской экспедиции по возведению на трон Нгуен Ана. Это произошло из-за плохого финансового состояния страны до Французской революции . Пиньо помог Пьер Пуавр , который ранее участвовал в французских интересах во Вьетнаме.
В конце концов, ему удалось соблазнить военных точными инструкциями относительно условий ведения войны в Индокитае и техники для предполагаемой кампании. Он объяснил, как Франция сможет «доминировать в морях Китая и архипелага». Группа встретилась с королем Людовиком XVI , министром военно-морского флота де Кастри и министром иностранных дел Монмореном 5 или 6 мая 1787 года. [30] Принц Кон произвел фурор при дворе Людовика XVI, побудив знаменитого парикмахера Леонара создать в его честь прическу « о принце де Кошенчин ». [31] Его портрет был сделан во Франции Мопереном и сейчас выставлен в Семинаре миссий Этранжер в Париже. Принц Кон ослепил двор и даже играл с сыном Людовика XVI, Луи-Жозефом, дофином Франции , который был примерно того же возраста. [32] [33]
К ноябрю его постоянное давление оказалось эффективным. 21 ноября 1787 года Версальский договор от имени Нгуен Ана между Францией и Кочинчиной был заключен . Четыре фрегата, 1650 полностью экипированных французских солдат и 250 индийских сипаев были обещаны в обмен на Пуло Кондоре и доступ в гавань Турана ( Дананг ). Де Френ должен был стать руководителем экспедиции. [35]
Французское правительство накануне Французской революции находилось в ужасных финансовых затруднениях. [36] и увидел, что его позиции еще больше ослабли с началом гражданской войны в Голландии . [37] Французский энтузиазм по поводу плана Пиньо был сильно подорван. [38] Через несколько дней после подписания договора министр иностранных дел 2 декабря 1787 года направил инструкции губернатору Пондичерри Томасу Конвею , в которых исполнение договора оставалось на усмотрение его собственной оценки ситуации в Азии, заявив, что он «свободен не завершить экспедицию или отложить ее, по его собственному мнению». [39] Сам Людовик XVI сообщил Пиньо, что Конвей был назначен губернатором Пондичерри просто для того, чтобы выдворить его из Европы.
Вернуться во Вьетнам
[ редактировать ]Партия покинула Францию в декабре 1787 года на борту « Дриады» . [40] под командованием г-на де Керсена и в сопровождении « Пандура» , которым командовал г-н де Превиль. Они снова высадятся в Пондичерри с мая 1788 по июль 1789 года. [41] Конвей Дриаде приказал продолжить путь к Поуло Кондору, чтобы встретиться с Нгуеном Аном и доставить ему 1000 мушкетов, купленных во Франции, и отца Поля Нги , кочинкитайского миссионера, преданного монсеньора Пиньо.
Однако Пиньо обнаружил, что губернатор Пондичерри не желает и дальше выполнять соглашение. Хотя Королевский совет уже в октябре 1788 года принял решение поддержать Конвея, Пиньо не был проинформирован об этом до апреля. Пиньо был вынужден использовать средства, собранные во Франции, и привлечь французских добровольцев. Об этой двуличности он вызывающе заметил: «Я совершу революцию в Кохинхине один». Он отклонил предложение англичан и собрал деньги у французских купцов в регионе. Наконец Конвей предоставил Пиньо два корабля, «Медуза » под командованием Франсуа Этьена де Розили-Месро . [42] и еще один фрегат. [43] Пиньо использовал собранные средства для оснащения оружием и боеприпасами еще двух кораблей, которые он назвал « Лонг» (« Дракон »), которым командовал Жан-Батист Шеньо , и « Фонг» (« Феникс »), которым командовал Филипп Ваннье , и переманил добровольцев. и дезертиры для укомплектования судов. [42] Жан-Мари Дайо покинул « Пандур» и был назначен ответственным за снабжение, перевозку оружия и боеприпасов на своем корабле « Сен-Эспри» . Розили, командовавший « Медузой», дезертировал со 120 своими людьми и был назначен ответственным за набор персонала. [42]
Экспедиция Пиньо отправилась во Вьетнам 19 июня 1789 года и прибыла в Вонгтау 24 июля 1789 года. [42] Иностранный контингент помог консолидировать Южный Вьетнам и модернизировать его армию, флот и укрепления. Оливье де Пюиманель , бывший офицер Дриады , дезертировавший в Поуло Кондор, построил в 1790 году Цитадель Сайгона , а в 1793 году Цитадель Дьен Хана в соответствии с принципами Вобана . Он также обучал вьетнамские войска современному использованию артиллерии и применял европейские методы пехоты во вьетнамской армии Нгуен Фук Ан. [44] В 1792 году Оливье де Пюиманель командовал армией из 600 человек, обученных европейским методам. [45] Говорят, что Пуйманель обучил 50 000 человек армии Нгуена. [46] Французские бомбы использовались при осаде Куинёна в 1793 году. [47]
Офицеры французского военно-морского флота, такие как Жан-Мари Дайо и Жан-Батист Шеньо, использовались для обучения военно-морского флота. К 1792 году был сформирован крупный военно-морской флот в составе двух европейских военных кораблей и 15 фрегатов составной конструкции. [48] В 1792 году Дайот атаковал стратегически важный порт Куинён , открыв путь кочинским кораблям, которые затем разгромили флот Тайсона. [49] В 1793 году Дайот возглавил набег, в ходе которого было уничтожено 60 галер Тай Сан . [49]
С 1794 года Пиньо принимал участие во всех кампаниях, сопровождая принца Коня. Он организовал защиту Дьен Хана, когда он был осаждён численно превосходящей армией Тай Сана в 1794 году. [50]
Смерть
[ редактировать ]В Куинёне бушевали тяжелые бои за контроль над крепостью, пока она не была захвачена в 1799 году. Пиньо умер там от дизентерии 9 октября того же года, прослужив последние годы жизни советником и фактическим министром иностранных дел Нгуен Ана. Он был похоронен в Сайгоне со всеми воинскими почестями. В похоронной речи Нгуен Ан был описан как «самый выдающийся иностранец, когда-либо появлявшийся при дворе Кочинчины». Он был похоронен 16 декабря 1799 года в присутствии наследного принца, всех придворных мандаринов, королевской охраны из 12 000 человек и 40 000 скорбящих.
Пиньо де Беэн был объектом нескольких похоронных речей от имени императора Джиа Лонга и его сына принца Коня . [51] В похоронной речи от 8 декабря 1799 года Джиа Лонг высоко оценил участие Пиньо де Беэна в защите страны, а также их личную дружбу:
Надгробная речь императора Джиа Лонга Пиньо де Беэну (отрывок):
«(...) Бесконечно размышляя о памяти его добродетелей, я хочу еще раз почтить его своей добротой, его высочество епископа Пьера, бывшего специального посланника королевства Франции, которому было поручено получить военное подразделение морского и наземного базирования. Помощь, отправленная указом на военных кораблях, его, этот выдающийся деятель Запада , получил в качестве почетного гостя при дворе Нам-Вьетна (...) Хотя он отправился в свою страну, чтобы обратиться с просьбой о помощи и сплотить мнение Чтобы получить военную помощь, он столкнулся с неблагоприятными условиями в середине своего пути. В то время, разделяя мое негодование, он решил поступить как люди древности: мы скорее сплотились и затмили друг друга в исполнении долга. изыскивал способы воспользоваться возможностями для начала операций (...) Ежедневно вмешиваясь постоянно, он много раз чудесно спасал положение необыкновенными планами. Хоть он и был озабочен добродетелью, но ему не недоставало юмора. Наше согласие было таково, что мы. всегда хотели быть вместе (...) От начала и до конца мы были одним сердцем (...)"
- Надгробная речь императора Джиа Лонга Пиньо де Беэну, 8 декабря 1799 года. [52]
Пиньо де Беэн получил должность Thái tử Thái phó (太子太傅, «Наставник наследного принца») и дворянский титул Би Нху Куан конг (悲柔郡公, букв. «Провинциальный герцог Би Нху ») посмертно. Он также получил посмертное имя Трунг Ý (忠懿 букв. «Верность и доброта») от Джиа Лонг. [1]
Лишь немногие из людей Пиньо оставались там более двух-трех лет, разочарованные отсутствием быстрой удачи. Сам Пиньо хотел, чтобы правителем Вьетнама стал католик. Его амбиции так и не материализовались из-за того, что ему не удалось обратить Каня, который в любом случае умер на двадцать лет раньше своего отца Нгуена Ана.
Пиньо часто поступался своими религиозными принципами, когда они вступали в противоречие с политическими и дипломатическими императивами. Первоначально он научил Каня отказываться от поклонения предкам, что сильно шокировало и разозлило Нгуена Ана. Позже он изменил свое мнение по поводу папского запрета и предложил рассматривать поклонение предкам как гражданскую церемонию, простое проявление уважения к умершим. В качестве оправдания он сослался на терпимость апостолов к местным обычаям.
В 1983 году могила Пиньо де Беэн была демонтирована правительством Вьетнама, а на месте этой территории разбит парк. Его останки были кремированы и отправлены во Францию, где сейчас они хранятся в Парижском обществе иностранных миссий . [53]
Работает
[ редактировать ]- Анамито-латинский словарь , 1772.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б основная история Дай Нама Составлена (Предварительный том, Том 28)
- ^ Свидетельство о крещении [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Шарль Ле Гобьен и Жан-Батист Дю Ольд. Поучительные и любопытные письма, написанные из иностранных миссий: Воспоминания о Китае . Лион: Дж. Венарель, 1819. с. 451
- ^ «Недавно собранный набор рукописного вьетнамско-латинского словаря конца 18 века» в журнале Han Nom Magazine.
- ^ Мантьен, стр.204
- ^ Мантьен, стр.37
- ^ Мантьен, стр.40–48.
- ^ Мантьен, стр. 40–41.
- ^ Мантьен, стр.53
- ^ Перейти обратно: а б с Мантень, стр.67
- ^ Перейти обратно: а б Мантьен, стр.67
- ^ «Титулярный епископальный престол Адраа, Сирия» . GCatholic.org .
- ^ «Епископ Пьер-Жозеф-Жорж Пиньо де Беэн» . Catholic-Hierarchy.org .
- ^ Мантьен, стр.57
- ^ Иностранные миссии , стр.104.
- ^ Мантьен, стр.73
- ^ Мантьен, стр.74–75.
- ^ Перейти обратно: а б Мантьен, стр.78
- ^ Перейти обратно: а б с Мантьен, стр.81
- ^ Мантьен, стр.82
- ^ Мантьен, стр.83
- ^ Перейти обратно: а б Мантьен, стр.84
- ^ Мантьен, стр.84–85.
- ^ Перейти обратно: а б Мантьен, стр.85
- ^ Мантьен, стр.87
- ^ Мантьен, стр.84, стр.200
- ^ Мантьен, стр.92
- ^ Мантьен, стр.93
- ↑ «Восхождение дракона» , Генри Камм, стр.86-87.
- ^ Мантьен, стр.96
- ^ Вьетнам Нхунг Тайет Тран, Энтони Рид, стр.293
- ^ «Он ослепил двор Людовика XVI в Версале Нгуен Канем, ... одетым в красно-золотую парчу, чтобы играть с дофином, наследником». в Мистика Азии: дамы-драконы, девушки-гейши и наши фантазии» , стр. 40. книге Шеридана Прассо «
- ^ «Дофин примерно его возраста играл с ним». Французская политика и события в Индокитае - страница 27 Томаса Эдсона Энниса
- ^ Мантьен, стр.97/204.
- ^ Мантьен, стр.97
- ^ Мантьен, стр.106.
- ^ Мантьен, стр.104
- ^ Мантьен, стр.103-108.
- ^ Мантьен, стр.98. Оригинально по-французски: «он был « ответственен за то, чтобы не предпринимать операцию или не откладывать ее, согласно его личному мнению »».
- ^ Мантьен, стр.109-110.
- ^ Мантьен, стр.110.
- ^ Перейти обратно: а б с д История Вьетнама Оскара Шапюи стр.178
- ^ «Конвей наконец предоставил фрегат «Медуза» и еще одно судно для репатриации миссии» в книге «Корни французского империализма в Восточной Азии » - страница 14 Джона Фрэнка Кэди, 1967 г. [1]
- ^ Вьетнамский ответ на французскую интервенцию , 1862–1874 гг., Марк В. Маклеод, стр.11 [2]
- ^ Мантьен, стр.153
- ^ Колониализм Мелвина Юджина Пейджа, Пенни М. Зонненбург, стр.723
- ^ Мантьен, стр.132
- ^ Мантьен, стр.129
- ^ Перейти обратно: а б Мантьен, стр.130
- ^ Мантьен, стр.135
- ^ Мантьен, стр.219-228.
- ^ В Мантьене, стр.220. Оригинальный французский (перевод М.Верделя с вьетнамского): «Перестав размышлять о памяти его добродетелей, я хотел бы еще раз почтить своей добротой его величие епископа Пьера, бывшего специального посланника Королевства Франции, уполномоченного распорядиться военной помощи с суши и моря, отправленной указом на военных кораблях, [его] выдающийся западный деятель принял в качестве почетного гостя при дворе Нам-Вьетна (...) Хотя он отправился в свою страну, чтобы подать жалобу и сплотить общественное мнение особенно с целью вернуть военную помощь, на полпути его шагов произошли события, противоречащие его намерениям. Итак, разделяя мое негодование, он решил поступить так же, как и другие старейшины: лучше найти себя и состязаться. исполнение долга, поиск способа воспользоваться представившимися возможностями для начала операции (...) Постоянно вмешиваясь каждый день, он много раз чудесным образом спасал положение необыкновенными планами. Будучи озабочен добродетелью, он не испытывал недостатка в словах юмора. Наше согласие было таким, что мы всегда с нетерпением ждали возможности быть вместе (...) От начала до конца мы никогда не были одним сердцем».
- ^ Мантьен, стр.229
Ссылки
[ редактировать ]- Кэди, Джон Ф. (1964). Юго-Восточная Азия: ее историческое развитие . МакГроу Хилл.
- Баттингер, Джозеф (1958). Меньший дракон: политическая история Вьетнама . Прегер.
- Дотон, Джеймс П. 2006). Переработка Пиньо де Беэна: Миссионеры и политика французской колониальной истории, 1894–1914 гг ., стр. 290–322 в книге Нхунг Тайет Тран и Рид, Энтони Дж. С. Вьетнамские истории без границ , The University of Wisconsin Press, 2006, ix + 386 стр.
- Холл, DGE (1981). История Юго-Восточной Азии . Макмиллан.
- Мантьен, Фредерик (1999). Монсеньор Пиньо де Беэн . Париж: Editions Eglises d'Asie. ISBN 2-914402-20-1 . ISSN 1275-6865 .
- Иностранные миссии. Три с половиной столетия истории и приключений в Азии. Издание Perrin, 2008 г., ISBN 978-2-262-02571-7