Операция Римон 20
Рифма 20 | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Войны на истощение | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Мордехай Ход Ифтах Спектор Амос Амир | Николаи Юрченко † | ||||||
Сила | |||||||
12 Мираж IIIC 4 F-4E Phantom II | 24 МиГ-21МФ | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 самолет поврежден |
4 убитых 5 самолетов уничтожено |
Римон 20 ( иврит : רימון 20 , Гранат 20 ) было кодовым названием воздушного боя 1970 года, в котором израильские ВВС столкнулись непосредственно с советскими летчиками-истребителями, дислоцированными в Египте во время Войны на истощение . Израиль спланировал воздушный бой, чтобы дать понять, что он больше не будет терпеть прямого участия советских военных в конфликте с Египтом.
Днем 30 июля 1970 года четыре израильских Mirage III пересекли воздушное пространство Египта, пролетев плотным строем, чтобы выглядеть как один самолет. Как и ожидалось, четыре советских МиГ-21 были подняты в воздух, чтобы перехватить, по их мнению, обычный израильский разведывательный полет. Вскоре к ним присоединились еще восемь МиГов. Когда советские истребители приблизились к «Миражам», они попали в засаду, устроенную четырьмя израильскими F-4 «Фантомами» и восемью «Миражами III» , которые скрывались незамеченными на малой высоте. Вскоре прибыло еще 12 подкреплений МиГ-21 . К концу ближнего боя пять советских МиГ-21 были сбиты без потерь для Израиля.
Египетские военачальники были довольны исходом битвы, поскольку Советский Союз уже давно критиковал воздушные потери Египта от Израиля и объяснял их недостатком навыков среди египетских летчиков-истребителей. Советы хранили молчание об инциденте, чтобы избежать позора своего поражения. Это было одно из последних сражений Войны на истощение, и широко распространено мнение, что оно способствовало ее завершению.
Фон
Советская интервенция

Египет начал Войну на истощение в надежде ослабить власть Израиля на территориях, захваченных во время Шестидневной войны 1967 года . Однако к началу 1970 года израильские ВВС установили полное превосходство в воздухе над линией фронта вдоль Суэцкого канала , а начало операции «Приха» в январе обнажило неспособность Египта противостоять превосходству Израиля не только вдоль канала, но и на всей его территории. Сердце Египта тоже. Поэтому президент Египта Насер обратился за помощью к Советскому Союзу. Насер посетил Москву 24–25 января 1970 г. и убедил принимающую сторону расширить советскую помощь. [ 1 ] Целая дивизия Войск ПВО СССР , 18-я особая зенитно-ракетная дивизия , в том числе оснащенная МиГ-21МФ 135-й истребительный авиационный полк. [ 2 ] и новейшие версии SA-2 и SA-3 батарей ЗРК , поэтому переброшенные в Египет. Первоначально им было поручено защищать только Каир , Александрию и Асуанскую плотину , освобождая средства ПВО Египта для поражения ВВС ВВС над зоной канала. [ 3 ] Их присутствие и активное участие в защите Египта не было предано огласке и долгое время после этого не отрицалось, однако вскоре после их прибытия была обнаружена израильской разведкой. [ 4 ] [ 5 ]
Израильское правительство, опасаясь столкновения со сверхдержавой и возможных последствий, приказало ВВС держаться на расстоянии от советских войск. Операция «Приха» вскоре была свернута, а когда Советский Союз дал о себе знать, полностью прекратилась. К концу апреля 1970 года израильские самолеты больше не летали в Египет в надежде, что это удовлетворит Советский Союз. [ 6 ] [ 7 ] Однако теперь Советы и египтяне начали перебрасывать свои объединенные массивы ПВО в сторону зоны канала, угрожая лишить Израиль его превосходства в воздухе. Израильские ВВС атаковали как египетские батареи ЗРК, так и вспомогательную инфраструктуру, но к концу июня два F-4 «Фантома» были поражены ЗРК, а в июле еще два. Более того, советские истребители также расширяли сферу своих действий, и становилось очевидным, что Советы, воодушевленные их успехом, активно стремились к вступлению в бой. [ 6 ] 25 июля советские МиГ-21 перехватили израильские А-4 «Скайхоки», выполнявшие наземную атаку, и преследовали их до контролируемого Израилем Синайского полуострова . Один «Скайхок» был сбит ракетой Атолла АА-2 и вынужден приземлиться в Рефидиме . [ 8 ]
Изменение взглядов Израиля
И израильское правительство, и военно-воздушные силы к настоящему времени осознали, что политика сдержанности в отношении Советов провалилась. Впервые с таким трудом завоеванное превосходство Израиля в воздухе оказалось под серьезной угрозой не только на западном берегу Суэцкого канала, но и над территорией, контролируемой Израилем. Поэтому израильские ВВС предложили нанести удар по Советам в лоб, надеясь продемонстрировать, что, хотя у них нет оперативного ответа на обширный массив ПВО, формирующийся на западном берегу Суэцкого канала, [ 9 ] тем не менее, он имел превосходство в воздухе. Возможность наказать Советы также послужит повышению морального духа, упавшего после потери нескольких самолетов и летчиков за предыдущие несколько месяцев. [ 4 ] а также окажется ценным в предстоящих переговорах о прекращении огня. [ 10 ] [ 11 ] Командующий ВВС Мордехай (Мотти) Ход при поддержке ЦАХАЛа начальника Генерального штаба Хаима Бар-Лева 25 июля передал свое дело израильскому кабинету министров. [ 12 ] Как только одобрение правительства Голды Меир было получено, ВВС приступили к организации запланированной командной засады. [ 6 ] Подобные засады проводились и раньше под кодовым названием « Римон » (Гранат), а существующий план теперь был обновлен и получил обозначение « Римон 20 ». [ 13 ] Первоначально запланированный на 29 июля, позже его перенесли на 30 июля. [ 10 ] [ 14 ]
Прелюдия

« Римон 20 » должен был начаться с атаки 69-й эскадрильи F-4E Phantom II ВВС Израиля на египетскую радиолокационную станцию к юго-востоку от города Суэц . Они должны были проводиться по схеме атаки, обычно принятой IAF Skyhawks, создавая впечатление еще одного дня битвы на фронте Суэцкого канала. Тем временем четыре 119-й эскадрильи Dassault Mirages должны были проникнуть в воздушное пространство Египта на крайнем юге недалеко от Хургады , имитируя обычный разведывательный полет. Как только советские МиГи были подняты в воздух для перехвата «Миражей», они должны были увести МиГи на запад, после чего «Фантомы» и четыре « Миража » 117-й эскадрильи, находившиеся на станции над Синаем, должны были приблизиться к МиГам с востока, устроив ловушку. Еще четыре «Миража » 101-й эскадрильи должны были находиться в состоянии немедленной боевой готовности в Рефидиме. [ 8 ] [ 10 ] [ 15 ]
Не оставляя ничего на волю случая, Мотти Ход решил собрать для миссии лучший отряд. Выбор летчиков осуществлялся командирами эскадрилий, и каждый впоследствии выбирал сам. Амос Амир, командующий на тот момент 119-й эскадрильей и ас, на счету которого 5 убийств, выбрал в сопровождение Ашера Снира (11 убийств), Авраама Салмона (6) и Ави Гилада (2). Ури Эвен-Нир, командующий 117-й эскадрильей и уже совершивший 3 убийства, должен был сопровождать Итамар Нойнер (4), Иегуда Корен (7) и Коби Рихтер (7). Ифтах Спектор , ас с 8 убийствами, возглавляющий 101-ю эскадрилью, сопровождался Майклом Цуком (2), Исраэлем Бахравом (5) и Гиорой Рам-Фурман. 69-ю эскадрилью «Фантомов» возглавил Авиху Бин-Нун , сбивший 2 самолета в качестве пилота «Миража», вместе со штурманом Шаулем Леви. Также присутствовали Авием Селла (1) с Реувеном Решефом, Эхуд Ханкин (3, штурман неизвестен) и Ури Гиль (1) с Исраэлем Парнасом. Чтобы противостоять Советам, у которых было мало боевого опыта и ни разу не было убийств, ВВС готовились отправить некоторых из своих самых опытных пилотов, на счету которых было 67 воздушных побед. [ 16 ]
Боевой
Четверг, 30 июля 1970 года, начался как еще один день продолжающейся Войны на истощение, когда ВВС Израиля нанесли удар по египетским позициям вдоль Суэцкого канала. В ударах принимали участие 69-я и 201-я эскадрильи «Фантомы», 110-я эскадрилья «Вотур» , 113-я эскадрилья «Ураганы» и 115-я , 102-я и 116-я эскадрильи «Скайхоки», не встретив сопротивления с воздуха. Как только все самолеты вернутся на базу, «Римон-20» сможет начать работу. [ 17 ]
Он начался в 14:00 (по израильскому времени, 15:00 по Египту) с того, что Бин-Нун, Села, Ханкин и Гил нанесли удар по египетскому радиолокационному посту в Сохне . [ 5 ] Тем временем четыре «Миража» 119-й эскадрильи Амоса Амира пересекли Суэцкий залив на малой высоте, вошли в воздушное пространство Египта, а затем повернули на север и поднялись на высоту 35 000 футов (11 000 м). Летая плотным строем, чтобы выглядеть как одиночная или двойная цель в обычном разведывательном полете, четыре «Миража» были вооружены каждый парой AIM-9D Sidewinders . [ 8 ] [ 10 ] Это заняло 11 минут [ 4 ] но Советы в конце концов попались на уловку и подняли свои истребители на перехват израильского самолета. Сначала на землю поднялся квартет МиГ-21 из Каум-Ушима под командованием капитана Каменева, а вскоре после него - два соединения из четырех кораблей из Бени-Суэфа под командованием капитанов Юрченко и Саранина. МиГ из последнего формирования вскоре прервал миссию из-за проблем с двигателем. Еще двенадцать МиГов были позже запущены из Кавм-Ушима и Аль-Катамии (также известного как Вади Аль-Джандали, недалеко от Кафр-Масуда). Два советских квартета были направлены на перехват вторгшегося «разведывательного» самолета, а еще два были направлены на то, что предположительно было «Скайхоками», выполнявшими наземную атаку. [ 18 ] [ 19 ]

Когда первые МиГи находились на расстоянии 20 км и приближались с запада, Амос Амир повел свои четыре самолета на развороте набора высоты на 270 °, в результате чего они взяли курс на запад. Однако они повернули слишком сильно. Вместо того, чтобы тянуть МиГи на запад, они теперь оказались лицом к лицу с ними. Когда «Миражи» приближались к МиГам, четыре «Фантома» приближались к этому району на малой высоте и в ряд. [ 18 ] Первоначальный план предусматривал, что «Фантомы» пролетят снизу, сзади и под МиГ-21, преследующими «Миражи», и отстрелят их с помощью своих AIM-7 Sparrows с радиолокационным наведением . Теперь это было невозможно, и когда «Фантомы» вступили в бой, начался рукопашный бой. [ 20 ]
Израильтяне оказались не только умелыми, но и удачливыми: одному российскому пилоту удалось попасть в хвост «Фантома» и поразить его ракетой с тепловым наведением АА-2 «Атолл» , но тот не взорвался. [ 21 ]
Миражи вступают в бой
В то время как «Фантомы» поддерживали взаимозащитные пары, менее дисциплинированные пилоты «Миражей» разделились, чтобы индивидуально вступить в бой со своими противниками. Авраам Салмон и Ави Гилад разделились в начале битвы, и вскоре Салмон первым совершил убийство. Заметив два МиГа в хвосте пары «Фантомов», он предупредил своих товарищей о приближающейся опасности, прежде чем выровняться позади заднего МиГа и запустить AIM-9D. МиГ взорвался, погиб пилот Николай Юрченко. [ 22 ]
Ашер Снир также отделился от своего ведомого, чтобы преследовать МиГи. Оказавшись среди множества МиГов и «Фантомов», он решил преследовать один из советских истребителей. Когда МиГ отходил от «Миража», Снир выпустил ракету AIM-9D, которая попала в нижнюю часть МиГ-21. [ 23 ] Капитану Евгению Яковлеву удалось спастись из подбитого самолета, но он погиб при снижении. Авием Селла был свидетелем сбития: [ 5 ]
Один из «Миражей» (пилотировал Ашер Снир) выпустил ракету класса «воздух-воздух» через несколько секунд после начала боя. Ракета попала в МиГ и подожгла его. Пилот выручил; Самолет вошел в штопор и упал как камень с высоты 30 000 футов [9 100 м]. Парашют российского пилота раскрылся сразу, чего не должно было случиться: парашюты рассчитаны на автоматическое раскрытие на высоте 10 000 футов [3 000 м], поэтому их носители не замерзнут и не задохнутся на большой высоте.
Однако Снир в пылу преследования и без защиты ведомого не смог обнаружить приближающийся к нему МиГ-21. Капитан Владимир Ивлев обстрелял «Мираж» из АА-2 «Атолл», который взорвался в выхлопе двигателя «Атар» , разорвав сопло и хвост самолета Снира. Снир вышел из боя и сумел вывести свой поврежденный самолет на безопасную посадку в Рефидиме. [ 8 ] [ 24 ] Ивлев, у которого не хватало топлива, дал неудачную пушечную очередь по одному из «Фантомов», прежде чем отправиться обратно в Аль-Катамию. [ 23 ]
В ходе боя в бой было направлено израильское подкрепление. Четыре «Миража» 117-й эскадрильи, скрывавшиеся на малой высоте над Синаем, вне досягаемости египетских и советских радаров, поднялись и направились на запад, когда у самолета Итамара Нойнера случилась неисправность двигателя, и ему пришлось прервать миссию. Опасаясь оставить Нойнер одну на враждебной территории, Эвен-Нир сопроводил своего ведомого обратно на Рефидим. На замену им была вызвана пара 101-й эскадрильи, Ифтах Спектор и Майкл Цук. [ 8 ] Спектор, однако, вскоре потерял Цука из виду и приказал ему вернуться на базу, вступив в бой самостоятельно. [ 25 ] Остальные 117 пар, Корен и Рихтер, также собирались вступить в бой с советскими истребителями.
Фантомные убийства

Тем временем экипажи «Фантомов» обнаружили, что полет парами действительно безопаснее, но не так способствует убийству с воздуха, поскольку ограничивает свободу действий отдельного пилота. Их советские противники, казалось, были недостаточно опытными, чтобы представлять серьезную угрозу, и Бин-Нун и Селла решили разойтись и отправиться на поиски собственных карьеров. [ 26 ] Селла нацелился на один из МиГов, но не смог занять позицию для запуска ракет. Когда МиГ выполнил крутой разворот и столкнулся лицом к лицу с «Фантомом», Селла сам выполнил крутой разворот Иммельмана , в результате чего он оказался над МиГом и позади него: [ 5 ]
К этому времени я понял, что русский пилот неопытен; он не знал, как обращаться со своим самолетом в боевой обстановке. На высоте 15 000 футов [4600 м] он доказал этот факт, попытавшись спастись в крутом пике на высоту 700 футов [210 м]. Все, что нам нужно было сделать, это последовать за ним, навести на него наш радар и запустить ракету. Раздался мощный взрыв – но МиГ вышел из облака дыма, по-видимому, невредимым. Это меня разозлило, и я выпустил вторую ракету, которая оказалась ненужной. Фактически российский самолет был серьезно поврежден первой ракетой; внезапно он загорелся и развалился. К тому времени, когда вторая ракета достигла его, его уже не было.
AIM-9 Селлы сбил капитана Георгия Сыркина, который успешно выпрыгнул из своего самолета. [ 26 ]
Прошло две минуты, и у «Миражей» и МиГ-21 закончилось топливо, и они начали покидать зону боевых действий. Авиху Бин-Нун заметил один такой МиГ, летевший на высоте 1000–2000 футов (300–610 м) с Кореном и Рихтером из 117-й эскадрильи на хвосте. Рихтер запустил ракету «Шафрир-2» по МиГу, но расстояние было слишком велико, и ракета безвредно упала на землю. Корен также попытался запустить ракету, но обнаружил, что выбросил за борт свои ракеты вместе с топливными баками, когда вступил в бой. Корен уже приближался к орудийной досягаемости, когда мимо него пролетел AIM-7 «Спэрроу». Он поразил цель, разбив ее на куски и убив пилота Каменева. [ 27 ] Ракету запустили Авиу Бин-Нун и Шауль Леви: [ 4 ]
Внезапно мы, я и мой второй номер, вместе с одиноким самолетом 117-й эскадрильи преследовали МиГ, летевший на малой высоте и почти со скоростью звука. На наш взгляд, самая большая угроза заключалась в том, что пилот 117-го истребителя заберет наш МиГ. Мы запустили «Воробей», хотя на такой высоте и в таких условиях этого делать нельзя. Просто чтобы 117 его не достал.
Общее убийство
Еще один МиГ-21, пытавшийся уйти из зоны боевых действий, преследовал Авраам Салмон. Заметив Сэлмона на своем хвосте, Владимир Журавлёв активно маневрировал, чтобы не дать Сэлмону возможности его сбить. Салмон уже выпустил ракету, которая не причинила никакого ущерба, когда к бою присоединилась 101-я эскадрилья «Мираж» Спектора и выпустила еще одну пару по МиГу. Хотя по крайней мере один попал в цель, им тоже не удалось сбить самолет, и он продолжил улетать на северо-запад. Лосось продолжал преследовать окрестности Хелуана , где ему удалось сократить расстояние до МиГа и разрядить свою пушку в самолет. Когда у него закончились боеприпасы и топливо, он покинул место происшествия. Лишь годы спустя (см. ниже) выяснилось, что самолет Журавлева действительно разбился, а его пилот погиб. Спектору и Сэлмону приписали совместное убийство, пятое и последнее в битве. [ 28 ]
Бой длился чуть меньше трех минут. Поскольку Советы еще могли перебросить к месту происшествия больше самолетов, Мотти Ход отдал приказ всем оставшимся самолетам выйти из боя и отойти. В то время как «Миражи» направились в Рефидим для дозаправки перед возвращением на свои базы в самом Израиле, «Фантомы» 69-й эскадрильи направились прямо в Рамат-Давид . [ 29 ]
Последствия
Первые подробности встречи появились в международной прессе уже через несколько часов после события. Израиль заявил о сбитии четырех египетских самолетов, не раскрывая истинные личности участников, а Египет отрицал потерю каких-либо самолетов. [ 30 ] Однако вскоре стали известны более подробные сведения. Истинные личности пилотов МиГов были известны через несколько дней. [ 31 ] [ 32 ] и подтверждено премьер-министром Меиром в конце октября 1970 года при обсуждении советского присутствия в Египте: [ 33 ]
Откуда мне знать, что в Египте есть русские пилоты? Очень просто, потому что мы сбили четыре советских самолета, на которых пилотировали советские летчики.
В 1972 году египетская пресса сообщила, что 30 июля 1970 года на самом деле было потеряно 5 советских самолетов. [ 34 ] Позднее это было подтверждено президентом Египта Анваром Садатом во время его визита в Израиль перед подписанием Кэмп-Дэвидских соглашений . [ 35 ]
Советский Союз направил еще один полк МиГ-21, а эскадрилья Су-15 была отправлена в Египет для укрепления обороны. всепогодных перехватчиков [ 36 ] Несколько дней спустя они также подготовили собственную контрзасаду. Были установлены фиктивные ракетные батареи, чтобы заманить израильские истребители, в то время как настоящие ракеты были спрятаны. Израильтяне клюнули на удочку. Один израильский F-4 «Фантом» был сбит, еще один подбит, но ему удалось вернуться на базу. [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ]
Сами египтяне отреагировали на исход боя с плохо скрываемым восторгом. Раньше они подвергались резкой критике своей собственной деятельности и хвастались превосходством советских специалистов, тогда как на самом деле Советы поддались тактике, с которой египтяне уже были знакомы. [ 4 ] [ 9 ] [ 36 ]
поднял моральный дух Израиля, Несмотря на то, что «Римон 20» он не изменил ход войны. Еще один F-4 Phantom IAF был сбит SA-3 3 августа, а еще один поврежден. [ 9 ] Однако новый уровень эскалации оказался слишком зловещим для всех участников. Ни Израиль, ни Египет не смогли обеспечить явного преимущества, однако оба могли претендовать на военные достижения. Давление Америки с целью положить конец конфликту, который потенциально мог втянуть в него как Соединенные Штаты, так и СССР, вскоре принесло свои плоды. 7 августа 1970 года вступило в силу соглашение о прекращении огня, положившее конец Войне на истощение. [ 6 ] [ 10 ]
Боевой порядок
Израильский
Имя | Эскадрилья | Самолет | Серийный номер | |
---|---|---|---|---|
Амос Амир | 119 | Мираж IIIC | Командир эскадрильи. | |
Ашер Снир | 119 | Мираж IIIC | 6x | Младший заместитель командира эскадрильи 1 убит, поврежден советским летчиком Владимиром Ивлевым. |
Авраам Салмон | 119 | Мираж IIIC | 78 | Старший заместитель командира эскадрильи 1,5 убитых. |
Ави Гилад | 119 | Мираж IIIC | ||
Ури Эвен-Нир | 117 | Мираж IIIC | Командир эскадрильи прерван перед боем, сопровождение Нойнер. | |
Итамар Нойнер | 117 | Мираж IIIC | Проблема с двигателем, прерванная перед боем. | |
Иегуда Корен | 117 | Мираж IIIC | ||
Коби Рихтер | 117 | Мираж IIIC | ||
Ифтах Спектор | 101 | Мираж IIIC | 52 | Командир эскадрильи Рефидим в резерве, поднялся на смену Эвен-Ниру и Нойнер. 0,5 убийства. |
Майкл Цук | 101 | Мираж IIIC | Младший заместитель командира эскадрильи Рефидим в режиме ожидания, поднялся в воздух, чтобы заменить Авен-Нира и Нойнер, но прервался перед боем. | |
Исраэль Бахарав | 101 | Мираж IIIC | Рефидим в режиме ожидания, не участвовал. | |
Гиора Рам-Фурман | 101 | Мираж IIIC | Рефидим в режиме ожидания, не участвовал. | |
Авиу бин-Нун / Шауль Леви | 69 | F-4E Фантом II | 105 | Командир эскадрильи 1 убит. |
Авием Селла / Реувен Решеф | 69 | F-4E Фантом II | 183 | Заместитель командира эскадрильи 1 убит. |
Эхуд Ханкин / | 69 | F-4E Фантом II | ||
Ури Гиль / Исраэль Парнас | 69 | F-4E Фантом II | ||
источники [ 6 ] [ 8 ] [ 40 ] |
советский

Имя | База | Самолет | Статус |
---|---|---|---|
Николаи П. Юрченко | Бени Суэф | МиГ-21МФ | Командир эскадрильи, KIA. 1937 года рождения |
Павел Федорович Макара | Бени Суэф | МиГ-21МФ | поврежден |
Yevgenniy G. Yakovlev | Бени Суэф | МиГ-21МФ | Выброшен, КИА. 1935 года рождения |
Georgiy A. Syrkin | Бени Суэф | МиГ-21МФ | Выброшен. |
Саранин Виталий Федорович | Бени Суэф | МиГ-21МФ | |
Владимир Федорович Васильев | Бени Суэф | МиГ-21МФ | |
Сергей В. Мазур | Бени Суэф | МиГ-21МФ | |
V. Suprun | Бени Суэф | МиГ-21МФ | |
Yevgenniy A. Kamenev | Приходите, Эшвин | МиГ-21МФ | Командир эскадрильи, KIA. |
? | Приходите, Эшвин | МиГ-21МФ | |
? | Приходите, Эшвин | МиГ-21МФ | |
Vladimir A. Zhuravlev | Приходите, Эшвин | МиГ-21МФ | Катапультирован (?), КИА. 1932 года рождения |
аль-Кутамия | МиГ-21МФ | ||
Vladimir Ivlev | аль-Кутамия | МиГ-21МФ | Поврежденный Мираж Ашера Снира. |
аль-Кутамия | МиГ-21МФ | ||
аль-Кутамия | МиГ-21МФ | ||
Еще два квартета, один из Ком-Ашвина и другой из Ком-Ашвина или аль-Кутамии, также были зашифрованы. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] |
См. также
Ссылки
Примечания
- ^ О'Нил 1998, с. 227.
- ^ Николь и Купер 2004, с. 32.
- ^ Алони 2004, Mirage и Nesher Aces , стр. 57–58.
- ^ Jump up to: а б с д и Рапапорт, Амир; Ассенхайм, Омри (13 июля 2005 г.). «Русские не могли поверить в происходящее» . Маарив (на иврите) . Проверено 30 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Купер, Том (11 мая 2009 г.). «Война на истощение, 1969–1970» . Проверено 31 января 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д и Алони 2004, Phantom Aces , стр. 13–14.
- ^ Адамский 2006, стр. 162–163.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Алони 2004, Mirage и Nesher Aces , стр. 62–63.
- ^ Jump up to: а б с Алони 2001, с. 73.
- ^ Jump up to: а б с д и Нортон 2004, с. 206.
- ^ Адамский 2006, с. 170.
- ^ Шалом 2007, с. 1039.
- ^ Шалом 2007, с. 1040.
- ^ Шалом 2007, с. 1044.
- ^ Шалом 2007, с. 1042.
- ^ Алони 2004, Phantom Aces , стр. 4, 86; Алони 2004, Мираж и Нешер Эйс , стр. 81–84; Шалом 2007, стр. 1040–1041.
- ^ Шалом 2007, стр. 1044–1045.
- ^ Jump up to: а б Шалом 2007, стр. 1046–1048.
- ^ Адамский 2006, с. 171.
- ^ Шалом 2007, стр. 1049–1051.
- ^ «Как Израиль сбил 5 российских МиГов за 3 минуты» . 26 апреля 2018 г.
- ^ Шалом 2007, стр. 1052–1053.
- ^ Jump up to: а б Шалом 2007, стр. 1055–1058.
- ^ «Советские воздушные победы в холодной войне» . ACIG.org. Архивировано из оригинала 11 января 2010 года . Проверено 31 января 2010 г.
- ^ Шалом 2007, с. 1059.
- ^ Jump up to: а б Шалом 2007, с. 1060.
- ^ Шалом 2007, стр. 1062–1063.
- ^ Шалом 2007, стр. 1064–1065.
- ^ Шалом 2007, с. 1066.
- ^ United Press International (30 июля 1970 г.). «Израиль утверждает, что в бою за Суэцкий канал были сбиты четыре египетских самолета» . Бюллетень . п. 1 . Проверено 30 января 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Ассошиэйтед Пресс (4 августа 1970 г.). «Израильтяне видели победителей над российскими летчиками» . Звездное знамя Окалы . п. 6 . Проверено 30 января 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ United Press International (12 августа 1970 г.). «Израиль заявляет, что сбитые самолеты пилотировали русские» . Милуоки Сентинел . п. 2 . Проверено 30 января 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ United Press International (27 октября 1970 г.). «Израиль сбил четыре российских самолета» . Сидней Морнинг Геральд . п. 3 . Проверено 30 января 2010 г.
- ^ United Press International (12 августа 1972 г.). «Редактор «Аль-Ахрама» связывает потери советской авиации с израильтянами» . «Санкт-Петербург Таймс» . п. 7 . Проверено 30 января 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Шалом 2007, с. 1067.
- ^ Jump up to: а б Нордин и Николь 1996, с. 253.
- ^ Сахар, Ховард: Израиль и Европа: оценка истории , стр. 171–172.
- ^ Ремез и Гинор, стр. 212-213.
- ^ Асаф, Кремер Михал: Процесс принятия решений Голдой Меир за границей: анализ , стр.112
- ^ Jump up to: а б Шалом 2007.
- ^ Russia vs Israel – Авиация в локальных конфликтах – www.skywar.ru
- ^ ОПЕРАЦИЯ «КАВКАЗ» (Operation Kavkaz) Archived August 2, 2012, at the Wayback Machine
Библиография
- Адамский, Дима (2006). Операция «Кавказ» - советское вмешательство и провал израильской разведки в войне на истощение (на иврите). ISBN 978-965-05-1363-4 .
- Алони, Шломо (2001). Арабо-израильские воздушные войны . Издательство Оспри. ISBN 978-1-84176-294-4 .
- Алони, Шломо (2004). Израильские Мираж и Нешер Эйс Издательство Оспри. ISBN 978-1-84176-653-9 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Алони, Шломо (2004). Израильские Асы Фантом II . Издательство Оспри. ISBN 978-1-84176-783-3 .
- Нордин, Лон; Николь, Дэвид (1996). Феникс над Нилом - История египетской авиации 1922–1994 гг . Смитсоновский институт. п. 239. ИСБН 978-1-56098-626-3 .
- Николь, Дэвид; Купер, Том (2004). Арабские подразделения МиГ-19 и МиГ-21 в бою . Издательство Оспри. стр. 32–33. ISBN 978-1-84176-655-3 .
- Нортон, Билл (2004). Воздушная война на грани – история ВВС Израиля и их самолетов с 1947 года . Издательство Мидленд . ISBN 978-1-85780-088-3 .
- О'Нил, Марк А. (1998), «Воздушный бой на периферии: советские ВВС в действии во время холодной войны, 1945–89», в Хайэме, Робин Д.С.; Гринвуд, Джон Т.; Хардести Фон (ред.), Российская авиация и авиация в двадцатом веке , Routledge, стр. 208–235, ISBN 9780714647845
- Шалом, Дэнни (2007). Призраки над Каиром - ВВС Израиля в войне на истощение (1967–1970) (на иврите). Бавирские авиационные и космические публикации. стр. 1015–1073. ISBN 978-965-90455-2-5 .
- Конфликты 1970 года
- Сражения и операции Войны на истощение
- Воздушные операции и бои с участием Израиля
- Отношения Израиля и Советского Союза
- Военная история Советского Союза в период Холодной войны.
- Боевые действия и бои «воздух-воздух»
- Отношения Египта и Советского Союза
- 1970 год в Египте
- События июля 1970 года в Африке