69-я эскадрилья (Израиль)
69-я эскадрилья | |
---|---|
Активный | 1948–1954, 1956, 1969–1994, 1998 – настоящее время. |
Страна | Израиль |
Ветвь | Израильские ВВС |
Роль | Удар/Атака |
Гарнизон/штаб | Авиабаза Хацерим |
Псевдоним(а) | Молоты ивр .: Патишим ) ( |
Цвета | Черный и Желтый |
Оборудование | F-15I Раам (Гром) |
Помолвки | Арабо-израильская война 1948 года. Суэцкий кризис Война на истощение Война Судного дня 1982 Ливанская война Вторая Ливанская война Конфликт между Газой и Израилем |
Командиры | |
Примечательный командиры | Пинхас Бен-Порат [ 1 ] Авиу Бен-Нун Йорам Агмон Том Бар |
Самолет летал | |
Атака | F-4 Фантом II |
Бомбардировщик | B-17 Летающая крепость |
69- я эскадрилья «Молотов» — эскадрилья ВВС Израиля , эксплуатирующая F-15I Thunder из Хацерима . Он был сформирован в июле 1948 года для эксплуатации трех B-17 Flying Fortress, которые молодые ВВС Израиля приобрели в Соединенных Штатах. Эскадрилья летала на «Летающей крепости», самолете, которому приписывают продвижение ВВС ВВС в сферу современной воздушной войны как во время арабо-израильской войны 1948 года 1956 года , так и во время Суэцкого кризиса . Расформированная в начале 1957 года, 69-я эскадрилья была реформирована в 1969 году для управления самолетами F-4 Phantom II .
69-я эскадрилья эксплуатировала « Курнасс» («Кувалда»), как называли «Фантом» в Израиле, в течение 25 лет. Его «Фантомы» участвовали в обширных боевых действиях во время Войны на истощение , Войны Судного дня , Первой Ливанской войны и многочисленных сражений между ними. Эскадрилья часто играла центральную роль в подавлении усилий ВВС противника по противовоздушной обороне (SEAD) и принимала участие в неоднократных боях против ПВО Египта и Сирии.
Эскадрилья списала свои «Фантомы» в 1994 году и вскоре после этого была реформирована для эксплуатации F-15I Thunder. Описывается как «дальний тяжелый бомбардировочный элемент израильской авиации». [ 2 ] 69-я эскадрилья вместе со эскадрильями 119-й и 253-й провела операцию «Нестандартно» — авиаудар в сентябре 2007 года по ядерному объекту в Сирии. [ 3 ]
Образование и Б-17 лет
[ редактировать ]Арабо-израильская война 1948 года.
[ редактировать ]В начале 1948 года, с приближающимся окончанием британского мандата в Палестине и надвигающейся конфронтацией с арабскими соседями Израиля, руководство ишува предприняло всемирные усилия по закупке оружия. Несмотря на американское эмбарго на поставки оружия, израильским агентам по закупкам удалось приобрести четыре коммерческих B-17 Flying Fortress в США . Два из них были демилитаризованы и модифицированы для использования на грузовых судах компанией Aerodex Inc. из Майами, а затем, по незнанию, проданы подставной компании, которая заявила, что они будут использоваться в Карибском бассейне. Первые двое покинули город 12 июня, а днем позже - третий и направились сначала в Пуэрто-Рико , а затем через Атлантику через Азорские острова в Жатец , в Чехословакии куда они прибыли 14 июня. [ 4 ] [ 5 ]
К 16 июня эта история попала в прессу, и четвертый самолет, экипажу которого едва удалось ускользнуть от ФБР, был конфискован на Азорских островах португальскими властями. В Жатце три B-17, у которых отсутствовали бомбовые крепления и прицелы, кислородные системы и защитное вооружение, были военизированы, и впервые сформировалась эскадрилья, которая должна была их эксплуатировать, известная в то время как «Программа «Молоты». Рэй Курц, бывший штурман B-17, совершивший 31 полет над Европой, был назначен командиром эскадрильи, укомплектованной международным экипажем из ветеранов Второй мировой войны, которые вызвались сражаться на стороне Израиля. [ 6 ] [ 5 ] Роберт Латтрелл, моряк по профессии, летавший бомбардиром, вспоминал, что для каждой миссии B-17 получали новую маркировку, а их вооружение менялось, чтобы заставить врага поверить в то, что Израиль обладает целой эскадрильей этого типа. [ 7 ]
15 июля 1948 года, когда в Израиле бушевали бои, а Тель-Авив пострадал от налетов Королевских ВВС Египта (REAF), три B-17 вылетели из Жатца в Израиль. Все еще плохо оснащенные бомбардировщики получили задание бомбить египетские цели на пути следования. Летя на юг вдоль Адриатики, недалеко от Крита, бомбардировщики разделились: Билл Кац и Рэй Курц взяли единственную крепость с кислородной системой и подходящим прицелом для бомбардировки Королевского дворца в Каире , а два других B-17 направились в сторону базы REAF. в Эль-Арише . В то время как Кац и Курц успешно бомбили дворец Абдин , двое других не смогли обнаружить свою цель и вместо этого бомбили Рафах . Все они приземлились в тот же вечер в Тель-Нофе . [ 8 ] [ 9 ]
Три самолета вернулись в строй в 06:30 следующего дня, поразив базу REAF в Эль-Арише, которую они пропустили прошлой ночью. Поскольку Тель-Ноф считался уязвимым для атак Египта, самолет затем приземлился в Рамат-Давиде , где размещалась эскадрилья до конца войны. В последующие дни, пока 18 июля не вступило в силу соглашение о прекращении огня при посредничестве ООН, «Крепости» наносили удары по трем фронтам, атакуя Мадждал , Дамаск и Тулькарм . Подняв среднюю бомбовую нагрузку за вылет ВВС Израиля со 100 кг за вылет до 743 кг за вылет, B-17 вывели израильские ВВС в сферу современной воздушной войны. [ 5 ] [ 10 ]
Все три бомбардировщика вылетели в поддержку операции «Шотер» 20 июля. Затем боевые действия прекратились до октября 1948 года. За эти три месяца подразделение было реорганизовано, и к августу оно получило официальное обозначение как 69-я эскадрилья. Под командованием Билла Каца эскадрилья провела период перемирия, готовя новых летчиков и оснащая самолеты-ветераны. [ 11 ] Боевые действия возобновились 15 октября в ходе операции «Йоав» , целью которой было прорвать египетскую осаду Негева . В течение следующей недели «Хаммеры» совершили 47 боевых вылетов против египетских объектов в Мадждале, секторе Газа , Эль-Арише, Аль-Фалудже и его окрестностях. Вылеты выполнялись либо втроем, либо в паре, чтобы максимизировать оборонительную огневую мощь, а иногда и в сопровождении 101-й эскадрильи , но ни одного истребителя противника так и не было встречено. В конце октября было совершено несколько боевых вылетов против Таршихи в Верхней Галилее в поддержку операции «Хирам» против аль-Кавукджи Фавзи Арабской освободительной армии . [ 12 ] [ 13 ]
В результате операции «Йоав» Фалуджа превратилась в анклав на территории, контролируемой Израилем. В ноябре 1948 года «Молоты» регулярно возвращались, чтобы бомбить то, что стало известно как карман Фалуджа. [ 14 ] Город продержался до конца войны. 22 декабря Израиль начал операцию «Хорев» , свое последнее крупное наступление в войне, чтобы разгромить египетский экспедиционный корпус и изгнать его за пределы Подмандатной Палестины. 69-я эскадрилья снова вылетела в поддержку усилий Израиля на юге, нацелившись на авиабазу в Эль-Арише, Хан-Юнисе , секторе Газа и Рафахе. Эскадрилья вновь посетила Фалуху, чтобы предотвратить вылазку египтян из осажденного котла, а в первый день Нового 1949 года предприняла неудачную попытку бомбить флотилию египетских ВМС , обстрелявшую Тель-Авив. 69-я эскадрилья выполнила свой последний боевой вылет ранним утром 7 января 1949 года против Рафаха. уклоняясь в большинстве случаев от египетской зенитной артиллерии , были сбиты, в результате чего один из них вышел из строя. Оба бомбардировщика, [ 15 ]
Послевоенная деактивация
[ редактировать ]После окончания арабо-израильской войны 1948 года большинство летчиков-добровольцев вернулись домой, а 69-я эскадрилья прошла период реорганизации. Из англоязычного подразделения оно было преобразовано в подразделение, говорящее на иврите . Обучение было усилено, чтобы подготовить израильтян к занятию вакантных должностей. Эскадрилья перешла к распорядку дня мирного времени: B-17 проводили испытания по бомбардировке и засеву облаков , а также участвовали в учениях ЦАХАЛа. В самих ВВС претерпели серьезные изменения, и в начале мая 1949 года 69-я эскадрилья перебазировалась в Тель-Ноф. [ 16 ]
В октябре 1951 года эскадрилья перебралась, на этот раз в Хацор . В декабре 1952 года к трем B-17 присоединились три PBY Catalinas , приобретенные для обеспечения снабжения города Эйлат на южной окраине Израиля. Использование этих самолетов было низким, и вскоре они были выведены из состава эскадрильи. Тем временем запасные части затрудняли эксплуатацию B-17. В марте 1954 года 69-я эскадрилья была расформирована, а ее имущество передано 103-й эскадрилье . [ 17 ] которая вскоре списала Catalinas, но продолжила эксплуатировать три B-17. [ 18 ]
Суэцкий кризис
[ редактировать ]В 1956 году растущая дипломатическая напряженность на Ближнем Востоке, напряженность, которая вскоре достигла кульминации в Суэцком кризисе , привела к возрождению 69-й эскадрильи. 19 апреля ВВС издали приказ о возобновлении работы эскадрильи в Рамат-Давиде под командованием Нахума Эфрата. Вскоре эскадрилье было поручено выполнить свою первую миссию: выделить два B-17 для поисково-спасательных операций во время Dassault Mystère рейсов по доставке из Франции в Израиль. Сформированная эскадрилья вновь приступила к подготовке личного состава и оснащению самолетов для возможных боевых действий. Поскольку Израиль закупил больше реактивных истребителей, необходимо было освободить место для вновь прибывших, и в сентябре 1956 года ВВС приказали эскадрилье отправить свои самолеты на хранение и изменили ее статус на резерв. К 3 октября самолет находился на хранении в компании Bedek Aviation, позже — Israel Aircraft Industries , в Лоде. Три недели спустя, 25 октября, ВВС возобновили работу эскадрильи. [ 19 ]
К моменту начала боевых действий 29 октября 1956 года со склада Бедека покинули только две «Крепости». До начала боевых действий эскадрилья не совершила ни одного учебного вылета и имела только два полных экипажа, готовых к бою. Израильские самолеты с поршневыми двигателями совершили несколько вылетов за первые два дня войны, но 31 октября 69-я эскадрилья получила приказ бомбить Рафах в поддержку операций 27-й бригады ЦАХАЛа. Прибыв к цели рано утром 1 ноября, самолеты не смогли определить местонахождение своих войск и, не имея возможности связаться с наземными силами, были вынуждены сбросить бомбовые нагрузки в Средиземноморье. На следующую ночь B-17 вернулись в бой, чтобы атаковать отступающие египетские войска. Повторение отсутствия связи с израильскими силами, действующими в том же районе прошлой ночью, снова предотвратило удар, и бомбардировщики сбросили свои грузы на окраине Газы. [ 20 ]
Когда угроза египетской авиации была уменьшена англо-французскими ударами по египетским авиабазам, B-17 начали полеты в дневное время. 2 ноября эскадра поддержала наступление Израиля на Шарм-эль-Шейх , на южной оконечности Синая . Два самолета бомбили местные казармы, но были встречены эффективным зенитным огнем, в результате чего головной самолет был поврежден. Повреждённому самолёту удалось вернуться в Рамат-Давид, как раз в тот момент, когда третий B-17 вернулся со хранения в Бедеке. Таким образом, два самолета были доступны для последнего боевого вылета B-17 с ВВС США, еще одного неудачного удара по Шарм-эль-Шейху 4 ноября.
За всю войну эскадрилья совершила 8 боевых вылетов и сбросила 27 тонн бомб. По окончании боевых действий эскадрилья продолжила обучение и 10 ноября перебралась в Тель-Ноф. B-17 совершили еще несколько боевых вылетов во время обследования Синая в январе 1957 года, но вскоре были отправлены обратно на хранение. 69-я эскадрилья была расформирована 1 марта 1957 года. Первоначально планировалось, что она будет эксплуатировать следующий тяжелый бомбардировщик ВВС, Sud-Ouest Vautour , но от этих планов отказались в пользу 110-й эскадрильи . [ 21 ]
Полет на F-4 Phantom II
[ редактировать ]Война на истощение
[ редактировать ]69-я эскадрилья была расформирована в Рамат-Давиде 1 ноября 1969 года под командованием майора Авиху Бен-Нуна . Годом ранее Израиль заказал 50 F-4 «Фантомов», чего достаточно для оснащения двух эскадрилий. Десять летчиков ВВС США с марта по август 1969 года прошли подготовку в 479-м тактическом учебном крыле на базе ВВС Джордж в Калифорнии. В их число входили пять летчиков 69-й эскадрильи: Бен-Нун, Эхуд Ханкин, Рами Харпас , Шауль Леви и Ачикар Эяль. По возвращении в Израиль, в разгар Войны на истощение , летчики 69-й эскадрильи выполняли как тренировочные, так и боевые вылеты в составе 201-й эскадрильи ВВС , первой эскадрильи Курнас . [ 22 ] [ 23 ] Во время одного из таких вылетов 11 ноября Ханкин и Эяль сбили египетский МиГ-21 и одержали первую воздушную победу «Фантома» над ВВС США. [ 24 ]
69-я эскадрилья получила свои первые четыре самолета 15 ноября, третью партию Peace Echo I, прибывшую в Израиль. Хотя до 12 самолетов, необходимых для получения эксплуатационного сертификата IAF, еще далеко, 25 ноября 1969 года Авиху Бен-Нун возглавил дебютную оперативную миссию эскадрильи - боевое воздушное патрулирование (CAP). Первый полет воздух-земля состоялся три дня спустя, когда два «Фантома» поразили египетскую батарею SA-2 недалеко от Файида . Все еще занятая формированием, получением новых самолетов, обучением и квалификацией новых летчиков, эскадрилья вскоре стала принимать все более активное участие в продолжающихся боях ВВС США против египетской ПВО вдоль Суэцкого канала . [ 25 ] [ 26 ]
Когда в январе 1970 года ВВС США начали операцию «Приха» («Цветение») против целей в центре Египта, 69-я эскадрилья находилась на переднем крае боевых действий. 8 февраля 1970 года пилот Авием Селла и штурман Шабтай Бен-Шоа сбили ВВС Египта МиГ-21 . Между тем, операции также проводились с целью удержать Сирию от вступления в бой: «Фантомы» совершили пролеты на малых высотах над Дамаском 6 января 1970 года и над 5 крупными сирийскими городами 29 января. [ 27 ] [ 28 ] Свою первую боевую потерю эскадрилья понесла 2 апреля, когда Гидеон Маген и Пинхас Нахмани были сбиты сирийским МиГ-21, став военнопленными. [ 29 ]
Превосходство Израиля в воздухе побудило Египет обратиться за помощью к СССР целая советская дивизия ПВО . , и к весне 1970 года в Египет была переброшена [ 30 ] Советское присутствие положило конец Прихе , и Египет перехватил инициативу, направив свою систему противовоздушной обороны в сторону Суэцкого канала. ВВС стремились помешать этим достижениям посредством возобновления кампании SEAD, и 69-я эскадрилья неоднократно участвовала в действиях против египетской ПВО и связанной с ней инфраструктуры. Египетские ЗРК вскоре нанесли урон нападавшим: 30 июня Рами Харпас и Ачикар Эяль попали в египетский плен, а 5 июля эту же судьбу разделили Амос Замир и Амос Левитов. [ 31 ]
(ECM) AN/ALQ-71 Блоки электронного противодействия вскоре были доставлены в Израиль, но оказались лишь частично эффективными против ракет класса «земля-воздух». 18 июля ВВС попытались запустить восемь F-4 «Фантомов» в сомкнутых группах блоков, что, как предполагалось, максимизировало эффект от модулей ECM, но потеряли командира 201-й эскадрильи Шмуэля Хетца , а раненый Авиху Бен-монахиня был вынужден совершил аварийную посадку своего сильно поврежденного самолета в Рефидиме . [ 32 ] [ 33 ]
Кампания SEAD была остановлена. Хотя у ВВС не было оперативного ответа на массивный массив противовоздушной обороны, формировавшийся к западу от канала, они по-прежнему пользовались превосходством на арене воздух-воздух. [ 33 ] 30 июля 69-я эскадрилья приняла участие в операции «Римон-20» — уловке, призванной вовлечь в бой советские МиГ-21. В завязавшемся воздушном бою были сбиты пять советских истребителей, из которых один был сбит Авиху Бен-Нуном с Шаулем Леви, а другой – Авиемом Селлой с Реувеном Решефом. Поскольку ни одна из сторон не обеспечила явного преимущества, но обе могли претендовать на военные достижения, американское давление вскоре принесло свои плоды, и 7 августа 1970 года вступило в силу прекращение огня, ознаменовавшее конец войны. [ 34 ] [ 35 ]
Разведка
[ редактировать ]Поскольку следующий раунд арабо-израильского конфликта считался всего лишь вопросом времени, в мирное время 69-я эскадрилья занялась разработкой новой тактики и вооружения SEAD, а также возобновила разведывательные усилия. новое оружие, такое как AGM-45 Shrike и AGM-12 Bullpup Для роли SEAD было представлено . 18 сентября 1971 года «Хаммеры» нанесли свой первый вооруженный удар «Шрайк» по египетской батарее SA-2 после сбития израильского Stratocruiser C-97 . [ 36 ] Что касается разведки, ВВС заказали разведывательный вариант RF-4E «Фантома», но их поставка не планировалась до 1971 года. [ 33 ] [ 37 ]
В начале 1970 года 69-я эскадрилья уже модифицировала для этой роли два F-4, сняв с них пушки и заменив их камерами. [ 33 ] [ 38 ] После прекращения огня к ним присоединилась пара взятых в аренду американских самолетов RF-4C, которые находились в эксплуатации до тех пор, пока в начале 1971 года эскадрилья не получила два RF- . 4E Высотная фотосъемка, 69-я эскадрилья приняла на вооружение маловысотную фотосъемку. Вылет разведывательных «Фантомов» над северной Сирией 13 сентября 1973 года спровоцировал крупномасштабное столкновение между двумя военно-воздушными силами, в результате которого было сбито 13 сирийских МиГов, один от рук Амнона Арада из 69-й эскадрильи, и потеря одного Израильский Мираж III . [ 36 ] [ 39 ]
Война Судного дня
[ редактировать ]Опытная и хорошо обученная 69-я эскадрилья, тем не менее, вступила в Войну Судного дня , неготовая к вызовам, возникшим в начале войны. До начала войны ВВС готовились к превентивному удару по египетским и сирийским позициям, но это было отклонено правительством Израиля. Самолеты 69-й эскадрильи находились в процессе перевооружения для работы в воздухе-воздухе, когда в 14:00 6 октября 1973 года начались боевые действия. Самолеты были подняты в воздух для выполнения CAP, некоторым пришлось сбросить бомбовые нагрузки в Средиземноморье. , но воздушного сопротивления не встретили. В первый день войны эскадрилья совершила 37 боевых вылетов, из них только 4 ударных. Два самолета получили повреждения от SA-7 над Голанскими высотами . [ 40 ]
На следующее утро эскадрилья приняла участие в операции «Тагар» — наступлении SEAD против египетской ПВО, которое началось с ударов по египетским авиабазам. Семь «Фантомов» под командованием командира эскадрильи Йорама Агмона нанесли удар по авиабазе Джанаклис , и хотя два обороняющихся МиГ-21 были сбиты, удар не причинил значительного ущерба. Тагар был быстро прекращен, когда стала очевидна тяжелая ситуация на Голанских высотах . Усилия 69-й эскадрильи были перенаправлены на север, где ВВС США провели злополучную операцию «Модель 5» . Летая с устаревшими разведданными и без электронной защиты от мобильных ЗРК и тяжелых зенитных орудий, 6 «Фантомов» IAF были потеряны, в том числе Эхуд Ханкин из 69-й эскадрильи и Шауль Леви в Курнассе 123 . Оба были убиты. [ 41 ]
В тот же вечер поступил призыв о помощи с Южного фронта, в результате чего эскадрилья совершила ударные вылеты по египетским мостам и пунктам сбора на Суэцком канале. Еще один «Фантом» погиб от ракет класса «земля-воздух», а его экипаж попал в плен. Еще четыре самолета были потеряны на следующий день, 8 октября. Один был потерян в результате успешного утреннего удара по сирийской авиабазе Думайр , его экипаж взят в плен. Еще один был потерян над Голанскими высотами, а еще два — во время ночных ударов по египетским мостам через канал, и все они стали жертвами SA -6 . Хотя четыре летчика были спасены израильскими силами, пилот Звулун Амизи и штурман Зеев Йогев погибли. [ 42 ]
За три дня войны 69-я эскадрилья потеряла шесть самолетов. Четыре летчика были убиты и четверо стали военнопленными. Детальное планирование и обширная подготовка, проведенные до войны, оказались напрасными, а длительная кампания, необходимая для поражения противовоздушной обороны противника, была прекращена перед лицом наступления Египта и Сирии. Тем не менее, именно непосредственная поддержка с воздуха, оказанная ВВС, помогла израильским войскам на земле остановить волну и в конечном итоге перейти в наступление сначала на севере, а затем на юге. [ 43 ]
10 октября «Хаммеры» нанесли удар по египетской авиабазе Кувейсна , а на северном фронте были уничтожены два сирийских МиГа. На следующий день ЦАХАЛ вторгся в Сирию, и 69-я эскадрилья уже нанесла удары по складам горючего, объектам ЗРК и авиабазам в Думайре, Насирии и Дамаске. Один самолет был потерян над Ливаном, где его экипаж был интернирован до конца войны. [ 44 ] Сирия была основной целью ударов по авиабазам 12 и 13 октября. Йорам Агмон и Дэниел Уиттман одержали две воздушные победы, по одной в каждый из этих двух дней. [ 45 ]
14 октября эскадрилья потеряла еще один самолет, возможно, в результате дружественного огня на южном фронте, экипаж был спасен. В тот же день IAF начали получать замену изношенных запасов USAF . Эти «Фантомы» были доставлены по более темной схеме для Юго-Восточной Азии и поступили на вооружение без перекраски, получив название «Жабы». Для облегчения обслуживания большинство из них было оставлено в 69-й эскадрилье, которая передала несколько своих планеров 201-й эскадрилье. [ 46 ]
В отличие от израильских самолетов, новые самолеты были оснащены оборудованием прицеливания TISEO, позволяющим запускать AGM-65 Maverick , еще один компонент американских воздушных перевозок. Поэтому 69-й эскадрилье было поручено ввести Maverick на вооружение Израиля. Никаких тренировочных полетов не проводилось, первый пуск был произведен в бою по удерживаемому сирийцами бункеру на « Хермоне» . За время войны было выпущено около 50 ракет. [ 47 ] В последующие дни 69-я эскадрилья продолжала наносить удары по сирийской инфраструктуре и египетским авиабазам. 16 октября Йорам Агмон сбил сирийский МиГ-21 и стал единственным пилотом, достигшим статуса аса во время полетов в составе эскадрильи. [ 48 ] 20 октября «Хаммеры» нанесли свой последний удар по авиабазе войны, нанеся удар по авиабазе EAF в Хутамии . Пилот Дуди Зайт и штурман Йорам Рубинштейн были сбиты ЗРК и были вынуждены катапультироваться, став военнопленными в Египте. [ 49 ]
Послевоенная деятельность
[ редактировать ]Война Судного дня закончилась 24 октября. 69-я эскадрилья совершила 789 боевых вылетов, потеряла 9 самолетов и сбила 10 самолетов противника. Четверо летчиков погибли, восемь попали в плен. [ 50 ] Окончание войны не означало прекращения боевых действий. 6 декабря смешанный боевой воздушный патруль 69-й и 119-й эскадрилий над Суэцким заливом атаковал группу МиГ-21 и забил один, а возможно, и два самолета. Убийство было приписано Ифтаху Шадми и Меиру Гуру из 69-й дивизии, при этом выяснилось, что МиГ-21 были частью северокорейского контингента, дислоцированного в Египте во время войны. [ 51 ] [ 52 ] С приходом весны боевые действия возобновились на севере, где Израиль и Сирия еще не подписали соглашение о разъединении. [ 53 ] 8 апреля 1974 года во время патрулирования низколетящих сирийских вертолетов эскадрилья потеряла один из своих самолетов, вероятно, из-за запускаемого с плеча SA-7. Экипаж Шадми и Рафаэли были интернированы в Ливане на месяц. Три недели спустя, 29 апреля, эскадрилья дважды сбила сирийские МиГ-21 с воздуха, что стало последней победой эскадрильи на сегодняшний день. Боевые действия прекратились 31 мая 1974 года. [ 54 ]
Послевоенные годы были потрачены на усвоение уроков войны Судного дня. Была усовершенствована тактика ЮВАО, усилена подготовка кадров и внедрены инновационные технологии. «Молоты» сотрудничали с Rafael , израильским органом по разработке систем вооружения, в разработке электрооптической управляемой бомбы «выстрелил и забыл» Tadmit, модифицированной версии AGM-62 Walleye II . В то же время роль «Фантома» в воздухе-воздухе уменьшилась с введением на вооружение F-15 Eagle и F-16 Fighting Falcon . [ 54 ] [ 55 ] Рафаэля Эта эскадрилья была первой эскадрильей ВВС, принявшей на вооружение Python 3 в марте 1977 года. [ 56 ]
Учения воздух-воздух продолжались, и 29 декабря 1977 года в ходе боя с парой F-15 столкнулись два самолета эскадрильи. Погибли командир эскадрильи Авша Фридман и штурман Авиху Икар. Остатки их самолета Kurnass 305 стоят как памятник двум пилотам на дороге Акко — Кармиэль . [ 57 ] 20 января 1981 года эскадрилья потеряла еще одного пилота при аналогичных обстоятельствах, когда Курнасс 222 столкнулся с F-16 222 . Командир эскадрильи Элиэзер Адар катапультировался, но Дэни Вайс погиб, как и пилот F-16 Ури Бен-Амитай. [ 58 ]
«Молоты» совершили 28 вспомогательных, 13 разведывательных и 6 боевых воздушных патрулей во время операции «Литани» — вторжения Израиля в Ливан в марте 1978 года. [ 56 ] В 1976 году эскадрилья получила еще два RF-4E. [ 51 ] и вскоре отправился в высотную разведку. Это привело к его участию в подготовке операции «Опера» 1981 года по уничтожению иракского ядерного реактора «Осирак» , которую первоначально планировали провести «Хаммеры». Эскадрилья готовилась к налету с использованием «Тадмита», но от этих планов отказались, когда F-16 поступил на вооружение ВВС в 1980 году. 12 ноября 1980 года эскадрилья выполнила самый продолжительный на тот момент вылет истребителей ВВС, когда две птицы-разведчики сфотографировали реактор. недалеко от Багдада . В ходе миссии было проведено три дозаправки в воздухе, в том числе одна над территорией противника. [ 59 ] Напряженность вокруг Ливана снова вспыхнула в 1981 году, и 29 мая 1981 года эскадрилья провела операцию «Крот 9», нанеся удары по ливийским батареям SA-9 , защищавшим базы ООП возле Бейрута . [ 60 ]
1982 Ливанская война
[ редактировать ]К весне 1982 года напряженность снова возросла, и попытка убийства израильского посла в Лондоне Шломо Аргова 3 июня 1982 года побудила Израиль начать операцию «Мир Галилее» . [ 61 ] 69-я эскадрилья совершила 27 боевых вылетов на этапе подготовки операции, с 4 июня до фактического начала вторжения 6 июня. Первый из них был выполнен во второй половине дня 4 июня, когда строй из четырех кораблей нанес удар по стадиону. в Бейруте использовался как склад оружия ООП. Как только израильские сухопутные войска начали наступление в Ливан, 69-я эскадрилья оказала непосредственную поддержку с воздуха. Один самолет был поврежден вражеской зенитной артиллерией в первый день вторжения, а два потерпели неудачу при приземлении, но из-за плохой погоды и нехватки целей боевые действия поначалу были незначительными. [ 62 ] Ситуация изменилась 8 июня, когда стало очевидно, что сирийским силам в Ливане придется вступить в бой. [ 63 ] и в тот же день две эскадрильи «Фантомов» бомбили сирийский объект радиоэлектронной борьбы в Джабель-Баруке . [ 64 ]
Сирийские ЗРК представляли постоянную угрозу операциям ВВС США, и по мере развития войны сирийские ЗРК в долине Бекаа были усилены дополнительными батареями. Поэтому было решено начать комплексное наступление на сирийскую оборону, чтобы обеспечить превосходство в воздухе над этим районом и обеспечить воздушную поддержку сухопутных войск Израиля. [ 63 ] В 14:00 9 июня ВВС начали операцию «Кротовик»19 , ставшую кульминацией 10-летнего планирования и подготовки. 69-я эскадрилья участвовала с 13 бомбардировщиками «Тадмит» и четырьмя последующими бомбардировщиками свободного падения, направленными против сирийцев. Первые действовали индивидуально, нацеливаясь на сирийские центры управления огнем и радары, в общей сложности задействовав семь батарей ЗРК. [ 63 ] [ 65 ] [ 66 ]
«Крот-19» имел оглушительный успех: в последовавших воздушных боях было уничтожено 14 из 19 батарей ЗРК в Бекаа и десятки сирийских истребителей. [ 63 ] [ 67 ] [ 68 ] После пика 9 июня, во время которого было совершено 29 боевых вылетов, активность пошла на спад. Еще 12 боевых вылетов было совершено 10 июня и 19 июня, когда вступило в силу прекращение огня. За время наступления эскадрилья совершила 152 боевых вылета, из них 71 - на непосредственную авиационную поддержку, 35 - на ЮВАО и 31 - на разведку. [ 69 ]
И снова официальное окончание боевых действий не означало прекращения боевых действий, и Израиль продолжал участвовать в Ливане на долгие годы. Когда сирийцы ввели SA-8 Gecko в Ливан в июле 1982 года, 24 июля «Фантомы» ВВС США были отправлены на выслеживание четырех пусковых установок, а две были захвачены 69-й эскадрильей. Вплоть до своего расформирования в 1994 году эскадрилья принимала участие в неоднократных ударах по террористическим организациям, действовавшим из Ливана. Во время одной из таких операций 16 октября 1986 года бомба взорвалась сразу после сброса с Курнасса 306 , вынудив оба экипажа катапультироваться. Пилот Ишай Авирам. [ 70 ] был спасен самолетом IAF AH-1 Cobra , но штурман Рон Арад был захвачен членами шиитского движения Амаль . Первоначальные переговоры об обмене пленными провалились, и с тех пор Арад пропал без вести, и его судьба остается неизвестной. [ 71 ]
В начале 1986 года эскадрилья приняла на вооружение ВВС AGM-142 Popeye и в течение почти десятилетия была единственной эскадрильей ВВС, эксплуатирующей эту ракету. В 1987 году его «Фантомы» сыграли роль советских « МиГ-29 » в фильме « Железный орел-2 ». Съемки совпали с получением нескольких птиц из 105-й эскадрильи , которые соответствующим образом появились в фильме с характерной красной вспышкой этого подразделения на фюзеляже, а маркировка IAF была заменена советским знаком красной звезды. Эскадрилья тщательно готовилась к возможному участию в войне в Персидском заливе 1990 года , но Израиль в конечном итоге остался в стороне от конфликта. В июне 1991 года эскадрилья перебазировалась на авиабазу Хацерим, откуда совершила 79 боевых вылетов в ходе операции «Подотчетность» в апреле 1993 года. После соглашений Осло США согласились поставить ВВС F-15E Strike Eagle . 69-я эскадрилья была расформирована в начале 1994 года в ожидании перевооружения на новые самолеты. [ 72 ] [ 73 ]
Громовая эскадрилья
[ редактировать ]Четверо израильских летчиков во главе с будущим командиром эскадрильи Дрором Бен-Давидом отправились в США в 1997 году для прохождения курса переоборудования F-15E. Первые два самолета приземлились в Хацериме 19 января 1998 года. К 1 января 1999 года, когда эскадрилья была объявлена боеспособной, прибыло 16 самолетов, а через 10 дней подразделение совершило первые боевые вылеты над южным Ливаном. Поставки были завершены в июне 2000 года, к тому времени эскадрилья приняла участие в операциях по поддержке вывода Израиля из Ливана в мае 2000 года. [ 74 ] [ 75 ]
С тех пор эскадрилья выполнила множество миссий во время Второй интифады и операции «Литой свинец» . Во время Второй Ливанской войны «Хаммеры» совершили 1400 боевых вылетов общим налетом 2300 часов, что больше, чем у любого другого боевого подразделения ВВС. Во время этого конфликта большая дальность полета и выносливость «Рама» хорошо послужили ему в роли непосредственной поддержки, поскольку самолет мог нести больше боеприпасов и оставаться на месте дольше, чем любой другой ударный самолет. Именно эти возможности ставят 69-ю эскадрилью в авангарде стратегических сил Израиля, и, как считается, именно это подразделение провело операцию «Фруктовый сад» — разрушение сирийского ядерного объекта 6 сентября 2007 года. [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] Эскадрилью связывают с возможным ударом Израиля по иранской ядерной программе . [ 79 ]
С момента возобновления своей деятельности 69-я эскадрилья неоднократно отправлялась за границу. Это было первое израильское подразделение, принявшее участие в учениях «Красный флаг» в октябре 1998 года, и с тех пор оно приняло участие в нескольких учениях «Красный флаг». Он несколько раз направлялся в Турцию, Италию и Грецию, а три самолета участвовали в Международном авиасалоне ВВС Великобритании в Уоддингтоне в 2001 году . [ 80 ] [ 81 ] [ 82 ]
Протесты против судебной реформы в Израиле в 2023 году
[ редактировать ]5 марта 2023 года в рамках израильских протестов против антисудебной реформы 2023 года 37 из 40 пилотов-резервистов эскадрильи заявили, что откажутся принимать участие в предстоящих учениях в ответ на запланированную судебную реформу правительством Израиля . Премьер-министр Биньямин Нетаньяху . В своем заявлении пилоты заявили, что они не готовы служить «диктаторскому режиму». По данным The Guardian , отказ вызвал вопросы относительно оперативной компетентности ЦАХАЛа, поскольку пилоты, управляющие самолетами F-15I Strike Eagle , имеют «стратегическое значение» для израильских вооруженных сил. В ответ командующий ВВС Израиля Томер Бар и начальник Генерального штаба Герци Халеви заявили, что 7 марта встретятся с пилотами-резервистами. [ 83 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Пинхас Бен-Порат» (на иврите). Сайт Пальмах. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 г. Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ «Молоты: израильские тяжелые бомбардировщики дальнего действия: история 69-й эскадрильи» . Книги Шиффера. Архивировано из оригинала 28 июля 2011 г. Проверено 27 мая 2011 г.
- ^ «Завершая десятилетие молчания, Израиль подтверждает, что взорвал ядерный реактор Асада» . Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 9-14.
- ^ Jump up to: а б с Нортон 2004 , стр. 138–140.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 9-14.
- ^ Латтрелл, Роберт Дж., «Я летел за Израиль», журнал Flying Magazine , май 1949 г., стр.58; иллюстрация на стр.23.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 14-15.00.
- ^ Нордин и Николь 1996 , с. 96.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 15–19.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 20-25.
- ^ Нордин и Николь 1996 , с. 102.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 25-36.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 36-39.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 40-53.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 56-79.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 56-79.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , с. 80.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 80-84.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 84-86.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 86-89.
- ^ Нортон 2004 , с. 228.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 100-106.
- ^ Aloni Israel Phantom II Aces 2004 , с. 86.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 100-111.
- ^ Нортон 2004 , с. 229.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 100-111.
- ^ Нортон 2004 , с. 229.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , с. 113.
- ^ Aloni Israel Mirage и Nesher Aces 2004 , стр. 57-58.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 115-118.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 118-119.
- ^ Jump up to: а б с д Алони 2001 , с. 73.
- ^ Aloni Israel Phantom II Aces 2004 , стр. 13–14.
- ^ Нортон 2004 , с. 206.
- ^ Jump up to: а б Алони и Авидрор 2010 , стр. 121–127.
- ^ Нортон 2004 , стр. 231–232.
- ^ Нортон 2004 , стр. 231–232.
- ^ Aloni Israel Phantom II Aces 2004 , стр. 21–22.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 129–130.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 130–139.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 130–139.
- ^ Нортон 2004 , стр. 38–39.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 140–143.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 144–145
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 144–145
- ^ Алони и Авидрор 2010 , с. 150.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , с. 146.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , с. 148.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 152, 224.
- ^ Jump up to: а б Алони и Авидрор 2010 , стр. 153–154.
- ^ Aloni Israel Phantom II Aces 2004 , стр. 78–79.
- ^ Алони 2001 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Алони и Авидрор 2010 , стр. 155–156.
- ^ Aloni Israel Phantom II Aces 2004 , стр. 76–78.
- ^ Jump up to: а б Алони и Авидрор 2010 , с. 158.
- ^ Сегев, Амир. Столкновение валют 305 и 310 - 29 декабря 1977 г. (на иврите). www.sky-high.co.il . Проверено 24 июня 2011 г.
- ^ Сегев, Амир. Авария Cornes 222 и Netz 222 (на иврите). www.sky-high.co.il . Проверено 24 июня 2011 г.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 160–161.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 163–164.
- ^ Нортон 2004 , с. 44.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 165–167.
- ^ Jump up to: а б с д Нортон 2004 , стр. 46–47.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , с. 167.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 168–170.
- ^ Алони 2001 , с. 90.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 168–170.
- ^ Алони 2001 , с. 90.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , с. 173.
- ^ Вайс, Арик; Соломон, Ронен (2 августа 2008 г.). Дело Рона Арада: непроверенная рубашка (на иврите). Маарив НРГ . Проверено 24 июня 2011 г.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 173–178.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 176-190.
- ^ Алони 2006 , с. 77.
- ^ Алони 2006 , с. 80.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 203-208.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 219–221.
- ^ Махнаими, Узи (16 сентября 2007 г.). «Израильтяне «взорвали сирийский ядерный тайник» » . Санди Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 24 мая 2011 года . Проверено 10 июня 2011 г.
- ^ Фоллат, Эрих; Старк, Хольгер (11 февраля 2009 г.). «История операции «Фруктовый сад»: как Израиль уничтожил сирийский ядерный реактор Аль-Кибар» . Дер Шпигель . Архивировано из оригинала 10 июня 2011 года . Проверено 10 июня 2011 г. Эскадрилья явно упомянута на прикрепленном рисунке.
- ^ «Отчет: ВВС подготовились к нападению Ирана» . «Джерузалем Пост» . 15 января 2006 года . Проверено 25 июня 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Алони 2006 , с. 94.
- ^ Алони и Авидрор 2010 , стр. 209-212.
- ^ «F15I Раам Уоддингтон 2001» . Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ МакКернан, Бетан (7 марта 2023 г.). «Израильские военные резервисты отказываются тренироваться в знак протеста против крайне правого правительства» . Хранитель . Проверено 16 марта 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Алони, Шломо (2001). Арабо-израильские воздушные войны . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 1-84176-294-6 .
- Алони, Шломо (2004). Израильские Мираж и Нешер Эйс Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 1-84176-653-4 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Алони, Шломо (2004). Израильские Асы Фантом II . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 1-84176-783-2 .
- Алони, Шломо (2006). Израильские подразделения F-15 Eagle в бою . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84603-047-5 .
- Алони, Шломо; Авидрор, Цви (2010). «Молоты» — израильские тяжелые бомбардировщики дальнего действия: история 69-й эскадрильи . Атглен, Пенсильвания: Издательство Schiffer Publishing. ISBN 978-0-7643-3655-3 .
- Нордин, Лон; Николь, Дэвид (1996). Феникс над Нилом . Издательство Смитсоновского института. ISBN 978-1-56098-626-3 .
- Нортон, Билл (2004). Воздушная война на грани – история ВВС Израиля и их самолетов с 1947 года . Суррей, Великобритания: Midland Publishing . ISBN 1-85780-088-5 .
- Вискер Томас Дж. «Обратная связь». «Аэроэнтузиаст» , № 10, июль – сентябрь 1979 г., с. 79. ISSN 0143-5450
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Глобальный профиль безопасности
- Двори, Нир (2 мая 2009 г.). «Редкий визит в эскадрилью «Молотов»» (на иврите). Новости 2 канала. Архивировано из оригинала 7 октября 2011 года . Проверено 26 июня 2011 г.