К-13 (ракета)
К-13 АА-2 «Атолл» | |
---|---|
Тип | ближнего действия с инфракрасным самонаведением. Ракета класса «воздух-воздух» |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1961 |
Используется | См . Операторы |
История производства | |
Производитель | Vympel |
Технические характеристики | |
Масса | 90 кг (200 фунтов) (Р-13М) |
Длина | 2,830 м (9 футов 3,4 дюйма) (Р-13М) 3,48 м (11 футов 5 дюймов) (R-3R) |
Диаметр | 127 мм (5,0 дюйма) |
Размах крыльев | 631 мм (24,8 дюйма) (Р-13М) |
Боеголовка | 7,4 кг (16 фунтов) |
Двигатель | твердотопливный ракетный двигатель |
Оперативный диапазон | От 1,0 до 3,5 километров (от 0,6 до 2,2 миль ) [ 1 ] |
Максимальная скорость | 2,5 Маха |
Руководство система | инфракрасное самонаведение |
Запуск платформа |
«Вымпел К-13» ( по классификации НАТО : АА-2 « Атолл » малой дальности с инфракрасным самонаведением ) — ракета класса «воздух-воздух» , разработанная Советским Союзом . По внешнему виду и функциям он похож на американский AIM-9B Sidewinder, на основе которого он был создан . Хотя с тех пор они были заменены более современными ракетами на вооружении, они получили широкое распространение во многих странах.
На заднем плане — ракета Sidewinder
[ редактировать ]Во время второго кризиса в Тайваньском проливе в 1958 году тайваньские F-86 Sabre столкнулись с гораздо более мощными ВВС МиГ-17 материкового Китая . МиГ-17 имели преимущество в скорости, маневренности и высоте над «Сэйбрами», что позволяло им вступать в бой только тогда, когда они этого хотели, обычно в выгодное время. В ответ ВМС США поспешили модифицировать 100 самолетов ROCAF Sabre для установки на них недавно представленной ракеты AIM-9 Sidewinder . Они были введены в бой 24 сентября 1958 года, когда группа МиГ-17 пролетела мимо звена «Сейбров» только для того, чтобы они были атакованы ракетами. Это был первый случай применения управляемых ракет в бою воздух-воздух. [ 2 ]
28 сентября 1958 г. [ 3 ] В результате аналогичного боя одна из ракет застряла в МиГ-17, не взорвавшись, что позволило снять ее после приземления. Позже Советы узнали, что у китайцев есть по крайней мере одна «Сайдвиндер», и после некоторых споров смогли убедить китайцев отправить им одну из захваченных ракет. [ 4 ] Геннадий Соколовский, впоследствии главный инженер группы «Вымпел», сказал, что «ракета Sidewinder была для нас университетом, предлагающим курс по технологиям ракетостроения, который повысил уровень нашего инженерного образования и обновил наш подход к производству будущих ракет». [ 5 ]
заявил Впоследствии Рон Веструм в своей книге «Сайдвиндер» , что Советы получили чертежи «Сайдвиндера» от шведского полковника и осужденного шпиона Стига Веннерстрёма и в 1961 году срочно приняли свою версию на вооружение, скопировав ее настолько точно, что даже номера деталей были продублированы. [ 6 ] Хотя Веннерстрем действительно слил информацию о Sidewinder после переговоров о его покупке для Швеции, ни один из известных советских источников не упоминает об этом, хотя все прямо упоминают китайский пример. [ 5 ]
Разработка и раннее использование
[ редактировать ]«Сайдвиндер» был быстро реконструирован как К-13 (также называемый Р-3 или «Объект 300») и поступил на ограниченное вооружение только два года спустя, в 1960 году. За ним последовал улучшенный К-13А ( Р-3С , Объект 310). который поступил на вооружение в 1962 году. Р-3С была первой версией, поступившей в широкое производство, несмотря на очень долгое время установки ГСН - порядка 22 секунд по сравнению с 11 секундами у исходной версии. [ 5 ] [ мертвая ссылка ]
Р-3С был замечен на Западе в 1961 году и получил отчетное название НАТО AA-2A «Атолл» . Минимальная дальность поражения Р-3С составляет около одного километра. Все варианты К-13 физически похожи на Sidewinder и имеют общий диаметр 5 дюймов (127 мм). Последующая проверка ракет АА-2, захваченных силами НАТО, показала, что детали AIM-9 можно заменять частями АА-2, и любая комбинация по-прежнему будет работать. [ 1 ]
В 1962 году начались работы над версией полуактивного радиолокационного самонаведения (САРХ) для высотного применения К-13Р ( Р-3Р или «Объект 320») с дальностью полета 8 км. [ нужна ссылка ] аналогичен малоиспользуемому AIM-9C Sidewinder ВМС США (на борту F-8 Crusader ). Разработка заняла больше времени, и хотя ее первые пуски состоялись в 1963 году, на вооружение она поступила только в 1967 году, как и необходимая для нее РЛС РП-22С на МиГ-21С, выпускавшаяся с 1965 года. Эта ракета была доступна на все последующие варианты МиГ-21. [ 5 ] [ мертвая ссылка ] Эта версия получила обозначение AA-2B НАТО .
Также были разработаны три версии обучения. Р -3У («учебная», учебная) представляла собой пустой корпус ракеты с системой самонаведения, позволяющей летчикам привыкнуть к наведению системы. Р -3П («практическая», практическая) представляла собой полноценную ракету без взрывной боевой части. ) . Воздушной мишенью служила РМ-3В («ракета-мишень», ракета-мишень [ 5 ] [ мертвая ссылка ]
Более поздние версии
[ редактировать ]Команда «Вымпела» начала работу над более амбициозной модернизацией в конце 1960-х годов, когда в конце 1960-х годов были разработаны К-13М ( Р-13М , Объект 380) для ИРХ и К-13Р ( Р-3Р ) для варианта САРХ. конец 1960-х годов. они получили название Advanced Atoll ( AA-2C и AA-2D На западе соответственно). Р-13М была примерно эквивалентна улучшенной USN AIM-9G Sidewinder, с новым неконтактным взрывателем , большим количеством топлива для большей дальности, лучшей маневренностью и более чувствительной головкой самонаведения с азотным охлаждением. Ни одна из них не была всеракурсной ракетой. Такая же модернизация электроники была применена и к калининградскому К-5 (АА-1) для вооружения истребителей, не несущих К-13.
К-13 в различных версиях широко экспортировался в страны Варшавского договора и другие военно-воздушные силы и остается на вооружении нескольких небольших стран. Лицензионная версия под названием А-91 была построена в Румынии, а Китайская Народная Республика скопировала К-13 как PL-2 . Обновленными китайскими версиями стали PL-3 и PL-5 . Советский Союз предоставил Китаю ракетную технологию К-13 в рамках сделки по истребителю МиГ-21 в 1962 году. В 1967 году Китай успешно завершил испытания ракеты К-13 (ПЛ-2) местного производства и начал поставлять эту ракету в боевые части. . Впервые он был использован для перехвата БПЛА ВВС США, перелетевших из Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии в материковый Китай.
Операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]Бывшие операторы
[ редактировать ]- Афганистан
- Алжир
- Ангола [ 7 ]
- Бангладеш [ 8 ]
- Болгария
- Китай
- Чехословакия
- Восточная Германия - переведен в Германию, вскоре после этого вышел на пенсию.
- Египет [ 9 ]
- Финляндия
- Германия – вышел на пенсию после воссоединения Германии .
- Венгрия
- Индия
- Индонезия
- Ирак [ 10 ]
- Ливия [ 11 ]
- У них было [ 12 ]
- Нигерия [ 13 ]
- Северный Йемен [ 14 ]
- Пакистан
- Перу – На Су-22 и Dassault Mirage 5. [ 15 ]
- Польша
- Румыния
- Сербия
- Сомали [ 16 ]
- Южный Йемен [ 17 ]
- Советский Союз
- Судан [ 18 ]
- Сирия [ 19 ]
- Йемен [ 20 ]
Операторы только для оценки
[ редактировать ]Операционная история
[ редактировать ]Ракету К-13 использовали северовьетнамские пилоты МиГ-21. [ 21 ] Из-за очень ограниченного количества МиГ-21 в ВВС США их обычная тактика заключалась в том, чтобы приблизиться к американскому формированию на максимально разумной скорости, запустить залпы ракетами и выйти из зоны действия на максимальной скорости, чтобы избежать столкновения.
Некоторые из этих ракет были захвачены Израилем во время Шестидневной войны на Синайском полуострове. Они использовались во время Войны на истощение й эскадрильей. 101- [ 22 ] (Mirage IIICJ) и, вероятно, также 117-й и 119-й эскадрильями, всеми эскадрильями «Миражей» ВВС Израиля. В конце 1960-х и начале 1970-х годов израильтяне сбили десятки МиГов, но успеха в использовании этой ракеты не было, поскольку израильские пилоты предпочитали использовать пушки или отечественные ракеты, такие как «Шафрир-1» и «Шафрир-2» .
Ракеты К-3 или К-13 также использовались во время индо-пакистанской войны 1971 года ВВС Индии; они были интегрированы в МиГ-21ФЛ и использовались для сбития как минимум двух-четырех пакистанских истребителей F-104 Starfighter . Они использовались во время войны Судного дня арабскими ВВС в 1973 году и во время ирано-иракской войны ВВС Ирака в период с 1980 по 1988 год.
19 августа 1981 года, во время инцидента в заливе Сидра в 1981 году , Су-22 ливийских ВВС выпустил ракету К-13 в лоб по приближающемуся F-14 As ВМС США; ракета была уклонена. [ нужна ссылка ]
Технические характеристики (Р-3С/Р-3Р)
[ редактировать ]- Длина : (R-3S) 2830 мм (9 футов 3,4 дюйма); (R-3R) 3420 мм (11 футов 5 дюймов)
- Размах крыльев : 530 мм (21 дюйм)
- Диаметр : 127 мм (5 дюймов)
- Стартовая масса : (Р-3С) 75 кг (166 фунтов); (Р-3Р) 93 кг (205 фунтов)
- Скорость : 2,5 Маха.
- Дальность : максимум от 0,9 до 7 км, эффективная 2 км.
- Наведение : (Р-3С) инфракрасное самонаведение ; (R-3R) САРХ
- Боевая часть : SB03 11,3 кг (24,9 фунта), осколочно- фугасная.
- Взрывоопасность : 5,3 кг ТГАФ-5 (40% тротила, 40% гексогена, 20% алюминиевого порошка).
- Взрыватель : неконтактный взрыватель И-107 типа 428 и контактный взрыватель (Р-3Р).
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Jump up to: а б «Комната Сайдвиндер», Военно-морской музей вооружения и технологий США, военно-морская база воздушного вооружения Чайна-Лейк
- ^ Newsweek , том 52, стр. 41
- ^ «ВВС Китая: развивающиеся концепции, роли и возможности», Центр изучения военных дел Китая (США), издательство National Defense University Press, стр. 277
- ^ Nikita Sergeevich Khrushchev, Sergeĭ Khrushchev, George Shriver, Stephen Shenfield, "Memoirs of Nikita Khrushchev: Statesman, 1953-1964", pg. 443-445
- ^ Jump up to: а б с д и «Атолл AA-2» , Федерация американских ученых. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine.
- ^ Веструм, Рон (2013). Сайдвиндер: Креативная разработка ракеты на Чайна-Лейк . Издательство Военно-морского института. п. 206. ИСБН 1591149819 .
- ^ «Торговые реестры» . www.armtrade.sipri.org .
- ^ Международный институт стратегических исследований (2016). «Глава шестая: Азия». Военный баланс . 116 (1): 237. дои : 10.1080/04597222.2016.1127567 . S2CID 219629479 .
- ^ Купер, Том; Эмран, Абдаллах (2019). 1973 год: Первая ядерная война . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. п. 29. ISBN 978-1-911628-71-2 .
- ^ Купер 2018 , с. 14
- ^ Купер 2018 , с. 16
- ^ Купер и др. 2011 , с. 47
- ^ Купер и др. 2011 , с. 90
- ^ Купер 2017 , с. 40
- ^ Шенель, Бернар; Либер, Мишель; Моро, Эрик (2014). Мираж III/5/50 на вооружении за рубежом . Ле Вижен, Франция: Издания LELA Presse. п. 168. ИСБН 978-2-914017-76-3 .
- ^ Купер и др. 2011 , с. 104
- ^ Купер 2017 , с. 38
- ^ Купер и др. 2011 , с. 130
- ^ Купер 2018 , с. я
- ^ Купер 2017 , с. 54
- ^ «Воздушная война: Северный Вьетнам – хронология» . Архивировано из оригинала 18 декабря 2012 года . Проверено 12 ноября 2011 г.
- ↑ Полковник Ифтах Спектор , «Громко и ясно»
- Библиография
- Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-912174-23-2 .
- Купер, Том (2018). МиГ-23 Флоггер на Ближнем Востоке, Микоян и Гуревич МиГ-23 на вооружении в Алжире, Египте, Ираке, Ливии и Сирии, 1973-2018 гг . Уорик: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-912-390328 .
- Купер, Том; Вайнерт, Питер; Хинц, Фабиан; Лепко, Марк (2011). Африканские МиГи, Том 2: от Мадагаскара до Зимбабве . Хьюстон: Издательство Harpia. ISBN 978-0-9825539-8-5 .
- Гордон, Ефим (2004). Советское/российское авиационное вооружение времен Второй мировой войны . Хинкли, Англия: Midland Publishing. ISBN 1-85780-188-1 .