Туполев '73'
'73' | |
---|---|
![]() | |
Роль | Средний бомбардировщик |
Производитель | Туполев |
Дизайнер | Сергей Егер |
Первый полет | 29 декабря 1947 г. |
Статус | Отменено |
Основной пользователь | Советская морская авиация |
Разработано на основе | Tupolev Tu-72 |
Развитый в | Tupolev Tu-14 |
Туполев -73 ( Самолёт- 73 ) — советский трёхреактивный средний бомбардировщик конца 1940-х годов. Был потерян Ил-28 «Бигль ».
Разработка
[ редактировать ]ОКБ Туполева продолжило развитие линейки Ту-2 с появлением газотурбинных силовых установок. Ту -8 («69») был модернизирован с двумя турбореактивными двигателями Rolls-Royce Nene I , заменив поршневые двигатели в новых мотогондолах. Новый проект получил в ОКБ обозначение « 72» и официальное обозначение Ту-18 2 × Нене I , но от него отказались из-за того, что более перспективный проект «73» требовал ресурсов.
Следуя общей компоновке Ту-2-Ту-8 «72», первоначальный ближний бомбардировщик «73» (официальное обозначение Ту-20 2 × Нене I ) имел плечевое крыло, большой нестреловидный киль и руль направления со встроенным спинным килем, трехопорное шасси и двигатели в длинных подброшенных гондолах примерно на 1/3 размаха, в которых также размещались основные стойки шасси, когда втянут. Еще до того, как проект был завершен, было обнаружено, что двигатели Nene I производят меньшую мощность, чем ожидалось; 19,57 кН (4400 фунтов силы), а не ожидаемые 22,26 кН (5004 фунта силы), что потребовало установки разгонного двигателя Rolls-Royce Derwent V в задней части фюзеляжа, выхлопного газа у основания киля.
Трехмоторный « 73» (официальное обозначение: Ту-14 2 × Nene I + 1 × Derwent V ) был принят в разработку, и «73» впервые поднялся в воздух 29 декабря 1947 года, летные испытания продолжались до 31 мая 1949 года. многообещающие результаты, результатом которых стал заказ на производство десяти « 73С» предсерийных прототипов , оснащенных двигателями РД-45 и РД-500 (советские производства двигателей Nene и Derwent). Ни один из предсерийных заказов не был выполнен, но детали, изготовленные на ГАЗ-23, были поглощены производственной линией Ту-14 на ГАЗ-39.
Дальнейшее развитие линейки «73» привело к созданию фоторазведчиков « 73R» / «78» (официальное обозначение: Ту-16 2 × Nene I + 1 × Derwent V ). «78» внешне был идентичен «73», за исключением выдвижной конической заслонки над воздухозаборником задней части фюзеляжа «Дервент» на переднем конце спинной галтели. «78» совершил первый полет 7 мая 1948 года и провел летные испытания фотооборудования, которые оказались неудовлетворительными. Несмотря на усовершенствования фотооборудования, 14 мая 1949 года Совет министров отменил все дальнейшие разработки и производство моделей «73», «78» и «79».
Были разработаны еще два проекта фоторазведки, аналогичные «73» и «78». Первый « 79» (официальное обозначение: Ту-30 2 × Нене I + 1 × Дервент V ) не был продолжен. Второй « 79» (официальное обозначение: Ту-20 2 × ВК-1 + 1 x РД-500 ) должен был использовать незавершенный планер «73С», но разработка была отменена, как отмечалось выше.
ВВС ( Военно-воздушные силы - советские ВВС) отказались от трехмоторных бомбардировщиков, поскольку они не хотели использовать самолеты с двумя типами двигателей. Они также больше отдавали предпочтение Ил-28 как среднему бомбардировщику. Однако АВ-МФ ( Авиация Военно-Морского Флота - военно-морская авиация) нуждался в бомбардировщике-торпедоносце, который был разработан на основе последней версии '73', '81 ( официальное обозначение: Ту-14 2 × ВК-1). ) как « 81Т» (официальное обозначение: Ту-14Т 2 × ВК-1 ). Серийный самолет поставлялся в АВ-МФ как Туполев Ту-14Т . [ 1 ]
Варианты
[ редактировать ]Данные: ОКБ Туполева: История ОКБ и его самолетов. [ 1 ]
- '72'
- Первоначальный проект тактического бомбардировщика с двумя турбореактивными двигателями Rolls-Royce Nene I , созданный на базе Ту-69 (Ту-8) , не построен.
- Ту-18 2 x Нене I : официальное обозначение.
- '73'
- Первоначальный проект бомбардировщика ближнего действия с двумя турбореактивными двигателями Rolls-Royce Nene I , не построен.
- Ту-20 2 x Нене I : официальное обозначение.
- '73'
- Проект экспериментального бомбардировщика с двумя турбореактивными двигателями Rolls-Royce Nene I и одним Rolls-Royce Derwent V , один построен.
- Ту-14 2 x Нене I + 1 x Дервент V : официальное обозначение.
- « 73S» : заказано десять предсерийных прототипов, но до отмены они были завершены лишь частично.
- '73 Р' : оригинальное обозначение ОКБ для фоторазведывательной конструкции '78'.
- '78'
- Разведывательная версия с двигателями Rolls-Royce, построена одна.
- Ту-16 2 x Нене I + 1 x Дервент V : официальное обозначение.
- '79'
- первоначальный проект фоторазведывательного самолета на базе '73'
- Ту-30 2 x Нене I + 1 x Дервент V : официальное обозначение.
- '79'
- «78» с двигателями «Климов ВК-1» советского производства «Роллс-Ройс». Первоначально имел обозначение « 73R» .
- Ту-20 2 х ВК-1 + 1 х РД-500 : официальное обозначение.
- '81'
- Двухмоторный средний бомбардировщик разработки «73».
- Ту-14 2 х ВК-1 : официальное обозначение.
- '81Т'
- Двухмоторный бомбардировщик-торпедоносец, разработка модели «73» для АВ-МФ.
- Ту-14Т 2 х ВК-1 : официальное обозначение.
Технические характеристики ('73' / Ту-14 2 × Нене I + 1 × Дервент V)
[ редактировать ]Данные ОКБ Туполева: история ОКБ и его самолетов [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4
- Длина: 20,32 м (66 футов 8 дюймов)
- Размах крыльев: 21,7 м (71 фут 2 дюйма)
- Высота: 5,93 м (19 футов 5 дюймов)
- Площадь крыла: 67,38 м 2 (725,3 кв. футов)
- Полная масса: 21 100 кг (46 518 фунтов)
- Силовая установка: 2 турбореактивных двигателя Rolls-Royce Nene I с центробежным потоком, тягой 20 кН (4400 фунтов силы) каждый.
- Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель Rolls-Royce Derwent V с центробежным потоком, тягой 16 кН (3500 фунтов силы).
Производительность
- Максимальная скорость: 872 км/ч (542 миль в час, 471 узел) на высоте 5000 м (16000 футов).
- Боевая дальность: 2810 км (1750 миль, 1520 морских миль) с нормальной бомбовой нагрузкой.
- Практический потолок: 11 500 м (37 700 футов)
Вооружение
- Орудия: 6 х 23-мм (0,91 дюйма) пушки Нудельмана-Суранова НС-23 в спинном и подфюзеляжном дистанционно управляемых барбетах с двумя в фиксированных передних огневых установках в нижней носовой части фюзеляжа.
- Бомбы: 1000–1500 кг (2200–3300 фунтов) бомб во внутреннем бомбовом отсеке фюзеляжа.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гордон и Ригамант, стр. 117–129
Библиография
[ редактировать ]- Даффи, Пол и Кандалов, Андрей (1996). Туполев: Человек и его самолет . Уоррендейл, Пенсильвания: SAE. ISBN 1-56091-899-3 .
- Гордон, Ефим и Ригамант, Владимир (2005). ОКБ Туполева: история ОКБ и его самолетов . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing. ISBN 1-85780-214-4 .
- Ганстон, Билл (1995). Самолет Туполева с 1922 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института . ISBN 1-55750-882-8 .