Битва при Джибриенах
Битва при Джибриенах | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Черноморских походов Восточного фронта . Второй мировой войны | |||||||
![]() Румынский эсминец Кинг Фердинанд | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() Грузовые суда: ![]() ![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
Силы сопровождения: 2 эсминца 2 торпедных катера 2 канонерские лодки Конвой: 3 грузовых корабля | 1 подводная лодка | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Никто |
1 подводная лодка затоплена 16–19 убитых |
Битва при Джибриенах — нападение советской подводной лодки на Оси конвой стран и его румынский эскорт 17 декабря 1941 года у берегов румынского села Джибриень (сегодня Приморское , Украина ). Бой завершился потоплением атакующей советской подводной лодки М-59 .
Боевой
[ редактировать ]17 декабря 1941 года советская подводная лодка М-класса М-59 совершила атаку на конвой стран Оси возле прибрежного города Джибриень в декабре 1941 года. В состав конвоя входили венгерские грузовые корабли Касса и Коложвар. [ 1 ] и болгарский грузовой корабль «Царь Фердинанд» . [ 2 ] Три корабля сопровождали румынские эсминцы «Регеле Фердинанд» и «Регина Мария» , румынские канонерские лодки «Стихи» и «Гикулеску» и румынские торпедные катера «Сборул» и «Смеул» . Две торпеды, выпущенные советской подводной лодкой, не прошли мимо кормы и носа румынского эсминца примерно на 30 футов каждая. На скорости 25 узлов «Регеле Фердинанд» устремился к месту запуска торпед и сбросил три серии глубинных бомб. Между второй и третьей серией из воды появилось топливо и пузырьки. Впоследствии Регеле Фердинанд облетел этот район и сбросил еще четыре глубинные бомбы, после чего из глубины появилось еще больше топлива, а также куски дерева. Регеле Фердинанд сообщил о затоплении подводной лодки, что подтвердило румынское военно-морское командование. Послевоенные источники раскрыли личность подводной лодки как М-59 . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Спорный аккаунт
[ редактировать ]Согласно современным российским источникам, М-59, вероятно, была потеряна за несколько недель до этого на минных полях к востоку от Констанцы , в конце октября или начале ноября, до того, как произошел бой. В советских архивных документах говорится, что у подводной лодки не было достаточно топлива для выполнения последнего патрулирования после 8 декабря, что сделало невозможным участие подводной лодки в бою 17 декабря. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Вероятная причина потери М-59 - оборонительное минное поле к востоку от Констанцы. [ 9 ] Ответственным за это является поле, заложенное румынскими минными заградителями «Адмирал Мургеску» , «Дачия» и «Регеле Карол I» . [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]- Подводная война в Черноморских кампаниях (1941 г.)
- Список боев ВМС Румынии
- Действия от 6 декабря 1941 г.
- Действия 9 июля 1941 г.
- Битва у мыса Бурнас
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Энтони Престон, Военный корабль 2001–2002 гг. , с. 77
- ^ Энтони Престон, Военный корабль 2001–2002 гг. , с. 80
- ^ Николае Кослински, Раймонд Станеску, Румынский флот во Второй мировой войне: 1941–1942 , Făt-Frumos, 1996, стр. 274–275
- ^ Джипа Ротару, Иоан Дамашкин, Слава и драма: Королевский флот Румынии, 1940–1945 , с. 67 (на румынском языке)
- ^ Пол Э. Фонтенуа, Подводные лодки: иллюстрированная история их воздействия , ABC-CLIO, 31 марта 2017 г., стр. 275
- ^ М-59 на uboat.net
- ^ "Великая Отечественная - под водой" . www.sovboat.ru .
- ^ Энтони Престон, Военный корабль , Conway Maritime Press, 2001 стр. 75
- ^ «Подводная лодка М-59 1940-1941 гг.» . Место крушения . 2 ноября 1941 года . Проверено 12 октября 2023 г.
- ^ Юрген Ровер, Сталинский океанский флот: советская военно-морская стратегия и программы кораблестроения, 1935–53 , 2012, с. 265
Внешние ссылки
[ редактировать ]