Торпедный катер Тип 23
![]() Правый фасад и план Тип 23
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Рейхсмариневерфт Вильгельмсхафен |
Операторы | |
Преемник | Торпедный катер Тип 24 |
Построен | 1925–1928 |
В комиссии | 1926–1944 |
Завершенный | 6 |
Потерянный | 6 |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Тип | Торпедный катер |
Смещение |
|
Длина | 87 или 87,7 м (285 футов 5 дюймов или 287 футов 9 дюймов) ( o/a ) |
Луч | 8,25 м (27 футов 1 дюйм) |
Черновик | 3,65 м (12 футов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 32–34 узла (59–63 км/ч; 37–39 миль в час) |
Диапазон | 1800 миль (3300 км; 2100 миль) при скорости 17 узлов (31 км / ч; 20 миль в час) |
Дополнить | 127 |
Вооружение |
|
Торпедный катер Тип 23 (также известный как « Раубфогель» ( «хищная птица ») или класс «Мёве» ) представлял собой группу из шести торпедных катеров, построенных для Рейхсмарине в 1920-х годах. В составе переименованной Кригсмарине лодки неоднократно патрулировали в целях невмешательства во время гражданской войны в Испании в конце 1930-х годов. Во время Второй мировой войны они сыграли второстепенную роль в Норвежской кампании 1940 года: «Альбатрос» погиб, когда сел на мель . Следующие несколько месяцев Type 23 провели в сопровождении минных заградителей , устанавливающих минные поля , и в сопровождении кораблей, прежде чем примерно в сентябре корабли были переброшены во Францию. За это время Möwe был торпедирован и не вернулся в строй до 1942 года. Они начали сами ставить минные поля в сентябре и продолжали делать это до конца войны.
После ремонта в начале 1941 года лодки были переведены на Скаггерак , где им были поручены функции сопровождения. Большинство уцелевших кораблей вернулись во Францию в 1942 году и помогали сопровождать крупные корабли, шедшие из Франции в Германию через Ла-Манш в Ла-Манше . Они помогали сопровождать прорывателей блокады , торговых рейдеров и подводные лодки через Ла-Манш и Бискайский залив на протяжении 1942 и 1943 годов. Зеадлер затонул, сопровождая торговый рейдер в начале 1942 года. Грайф , однако, переоборудовался на протяжении всего 1942 года и затем был назначен для сопровождения службы в норвежских водах, прежде чем присоединиться к своим однотипным кораблям во Франции в середине 1943 года.
В 1944 году Тип 23 в основном занимались постановкой мин. В мае «Грейф» был потоплен британской авиацией, а «Кондор» серьезно поврежден на мине. Два уцелевших боевых катера, Falke и Möwe , без особого успеха атаковали союзников корабли во время вторжения в Нормандию в июне и были потоплены британскими бомбардировщиками позже в том же месяце. «Кондор» , последний выживший, потерпел крушение бомбардировщиками в конце июля.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Создан на базе времен Первой мировой войны большого торпедного катера SMS H145 . [ Примечание 1 ] Торпедный катер «Тип 23» был немного крупнее, но имел аналогичное вооружение и скорость. Лодки были более сухими, чем старая конструкция, но имели много флюгеров, так что их «почти невозможно было держать курс при ветре и на малой скорости». [ 1 ] Эту конструкцию критиковали за то, что она была оснащена слишком большим количеством торпед для той роли, которую они фактически использовали во время Второй мировой войны. [ 2 ]
Первый построенный корабль, Möwe , был немного меньше своих однотипных кораблей , имел общую длину 87 метров (285 футов 5 дюймов) и длину по ватерлинии 84,7 метра (277 футов 11 дюймов), поскольку у него был круглый крейсер. корма, а не плоская транцевая корма ее сестер. [ 3 ] Остальные Type 23 имели общую длину 87,7 метра (287 футов 9 дюймов) и длину ватерлинии 85,7 метра (281 фут 2 дюйма). [ 4 ] Все корабли имели ширину 8,25 метра (27 футов 1 дюйм) и среднюю осадку 3,65 метра (12 футов). Их водоизмещение 923 длинных тонны (938 т ) при стандартной загрузке и 1290 длинных тонн (1310 т) при глубокой загрузке . [ 5 ] Показатели Möwe составили 798 длинных тонн (811 т) и 1213 длинных тонн (1232 т) соответственно. Их корпус был разделен на 13 водонепроницаемых отсеков и имел двойное дно , занимавшее 96% длины. [ 3 ] Их экипаж состоял из 4 офицеров и 116 матросов. [ 5 ]
Тип 1923 были первыми немецкими кораблями, использовавшими паровые турбины с редуктором , и у них было два комплекта турбин, каждый из которых приводил в движение один трехлопастной 2,5-метровый (8 футов 2 дюйма) гребной винт , использующий пар, подаваемый тремя водотрубными котлами , которые работали. при давлении 18,5 кг/см 2 (1814 кПа ; 263 фунта на квадратный дюйм ). [ 1 ] Турбины были спроектированы так, чтобы производить 23 000 лошадиных сил (17 000 кВт ; 23 000 л.с. ) для скорости 33 узла (61 км/ч ; 38 миль в час ), хотя максимальные скорости варьировались от 33,69 до 31,65 узлов (от 62,39 до 58,62 км/ч; 38,77). кораблей до 36,42 миль в час) на ходовых испытаниях . Они перевозили максимум 321 тонну (316 длинных тонн) мазута , что давало дальность полета 1800 морских миль (3300 км; 2100 миль) при скорости 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час). Эффективная дальность полета на этой скорости оказалась всего 1800 миль (3300 км; 2100 миль). [ 5 ]
Вооружение и датчики
[ редактировать ]В заводской комплектации на Type 23 были установлены три SK L/45 калибра 42 калибра и калибра 10,5 см (4,1 дюйма). [ Примечание 2 ] орудия, одно в носовой части и два в кормовой части надстройки ; кормовая сверхмощная пушка находилась на открытой установке, а остальные были защищены орудийными щитками . [ 7 ] [ 1 ] Установки имели диапазон возвышения от -10 ° до +50 °, а орудия стреляли снарядами массой 17,4 кг (38 фунтов) с начальной скоростью 710 м / с (2300 футов / с). Многие орудия были переоборудованы для использования боеприпасов пушки SK C/32 , которая весила 15,1 кг (33 фунта) и увеличивала начальную скорость до 785 м/с (2580 футов/с). Новые боеприпасы имели максимальную дальность стрельбы 15 175 метров (16 596 ярдов) при угле места 44,4°. [ 8 ] Каждое орудие имело по 100 снарядов. [ 1 ]
Лодки несли шесть надводных торпедных аппаратов диаметром 50 см (19,7 дюйма) в двух тройных установках. [ 4 ] (первые тройные установки на вооружении Германии) [ 7 ] а также мог нести до 30 мин . После 1931 года торпедные аппараты были заменены на 533-миллиметровые (21 дюйм) аппараты. [ 1 ] который, вероятно, использовал торпеду G7a . Он имел 300-килограммовую (660 фунтов) боеголовку и три режима скорости/дальность: 14 000 метров (15 000 ярдов) при 30 узлах (56 км/ч; 35 миль в час); 8000 метров (8700 ярдов) при 40 узлах (74 км/ч; 46 миль в час) и 6000 метров (6600 ярдов) при 44 узлах (81 км/ч; 51 миль в час). [ 9 ]
Пара 2-сантиметровых (0,8 дюйма) C/30. [ Примечание 3 ] зенитные орудия были добавлены и после 1931 года. [ 5 ] Орудие имело эффективную скорострельность около 120 выстрелов в минуту. Его снаряды массой 0,12 кг (0,26 фунта) были выпущены с начальной скоростью 875 м / с (2870 футов / с), что давало ему потолок 3700 метров (12 100 футов) и максимальную горизонтальную дальность 4800 метров (5200 ярдов). . [ 11 ] Каждый корабль имел по 2000 снарядов на орудие. [ 1 ] Во время войны прямо перед орудием № 2 была добавлена счетверенная 2-см пушка, три 2-см пушки были расположены вокруг кормовой трубы , а еще пара - на крыльях мостика , все в одиночных установках. FuMB 4 Sumatra Примерно в 1944 году был установлен радар-детектор и радар . [ 12 ]
Корабли
[ редактировать ]Имя | Строитель [ 13 ] | Заложен [ 13 ] | Запущен | Завершенный | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
Мёве (Чайка) | Reichsmarinewerft Вильгельмсхафен , Вильгельмсхафен | 2 марта 1925 г. | 24 марта 1926 г. | 1 октября 1926 г. | Потоплен самолетом 16 июня 1944 г. |
Фальке (Сокол) | 17 ноября 1925 г. | 29 сентября 1926 г. | 15 июля 1928 г. | Потоплен самолетом 14/15 июня 1944 г. | |
Грейф (Гриффон) | 5 октября 1925 г. | 15 июля 1926 г. | 15 июля 1927 г. | Потоплен самолетом 24 мая 1944 г. | |
Кондор (Condor) | 17 ноября 1925 г. | 22 сентября 1926 г. | 15 июля 1928 г. | Заминировано 23 мая 1944 г., полная конструктивная потеря 31 июля или 2 августа 1944 г. | |
Альбатрос | 5 октября 1925 г. | 15 июля 1926 г. | 15 мая 1928 г. | Сел на мель и потерпел крушение, 9 апреля 1940 г. | |
орел Морской | 5 октября 1925 г. | 15 июля 1926 г. | 15 марта 1927 г. | Потоплен британскими МТБ во время боя 13 мая 1942 г. |
Услуга
[ редактировать ]
Большинство катеров первоначально входило в состав 4-й полуфлотилии торпедных катеров. К концу 1936 года Кригсмарине реорганизовала свои торпедные катера во флотилии : «Альбатрос» и «Зееадлер» вошли во 2-ю флотилию миноносцев, а «Фальке» , «Грейф» , «Кондор» и «Мёве» были приписаны к 4-й флотилии миноносцев. Обе флотилии несколько раз направлялись в Испанию во время гражданской войны в Испании. [ 14 ] После того, как тяжелый крейсер «Дойчланд» подвергся бомбардировке республиканской авиацией 29 мая 1938 года, Адольф Гитлер приказал ее родственному кораблю «Адмирал Шеер» бомбардировать удерживаемый республиканцами город Альмерию . Через два дня корабль сделал это в сопровождении четырех катеров 2-й флотилии. [ 15 ] включая Seeadler и Albatros . Примерно в июне 1938 года флотилии были снова реорганизованы: Зеадлер перешел в 4-ю флотилию, а Грайф , Кондор и Мёве перешли в недавно сформированную 5-ю флотилию торпедных катеров. Остальные лодки либо переоборудовались, либо находились в резерве. [ 16 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В начале войны в сентябре 1939 года 4-я флотилия была расформирована, а «Зеадлер» переведен в 6-ю флотилию торпедных катеров. [ 16 ] Все Тип 23 поддерживали Северном море , которые начались 3 сентября 1939 года. Вместе с тремя эсминцами , «Альбатрос» минные операции в «Фальке» и «Грейф» с 3 по 5 октября совершили противокорабельное патрулирование в Каттегате и Скаггераке , захватив четыре корабля. 13, 18 и 19 ноября 6-я флотилия и один или два легких крейсера встретили эсминцы, возвращавшиеся с минных постановок у английского побережья. Двумя днями позже флотилия патрулировала Скагеррак, чтобы проверить нейтральные суда на наличие контрабанды, прежде чем вернуться в порт 25-го числа. С 14 по 16 декабря «Зееадлер» и миноносец «Ягуар» совершили контрабандное патрулирование в Скаггераке, конфисковав шесть кораблей. [ 17 ]
Во время вторжения в Норвегию в апреле 1940 года все шесть лодок сыграли незначительную роль в первой атаке. Альбатросу , Кондору и Мёве было поручено поддержать атаку на столицу Норвегии Осло, а Фальке , Грайфу и Зеадлеру было поручено помочь захватить Кристиансанн и Аарендал на южном побережье. «Альбатрос» произвел первые выстрелы вторжения , повредив норвежский патрульный катер в устье Осло-фьорда вечером 8/9 апреля. участвовала в захвате военно-морской базы в Хортене Позже тем же утром она вместе со своей сестрой Кондор . В тот же день «Альбатрос» сел на мель и потерпел крушение. Мёве переправил войска в Осло-фьорд, а затем искал выживших с затонувшего тяжелого крейсера «Блюхер» . Грейф переправил войска, захватившие незащищенный город Арендаль, прежде чем присоединиться к Зеадлеру в Кристиансанде после того, как тамошний гарнизон сдался. Фальке переправил подкрепление в Кристиансанн. Несмотря на сопровождение Грейфа , Зеадлера и торпедного катера « Лучс» , британская подводная лодка 9 апреля торпедировал и повредил легкий крейсер «Карлсруэ» пришлось его парой , так что Грейфу затопить торпед. Когда через два дня тяжелый крейсер «Лютцов» направлялся в Германию без сопровождения, он тоже был поврежден британской подводной лодкой у датского побережья, и все пять лодок откликнулись, чтобы оказать помощь. [ 18 ]
Позже в том же месяце Грайф , Кондор и Мёве были в составе эскорта минных заградителей, когда они устанавливали минные поля в Скаггераке, а последний был торпедирован британской подводной лодкой 8 мая. В результате взрыва у него оторвало корму, и во время длительного ремонта он был восстановлен так же, как и его сестры. В течение следующих нескольких месяцев им также было поручено сопровождать корабли через Скаггерак, Каттегат и норвежские воды, когда они не сопровождали минные заградители. [ 1 ] [ 19 ] Уцелевшие боевые катера теперь были объединены в 5-ю флотилию торпедных катеров и в августе и сентябре провели несколько операций по постановке мин в юго-западной части Северного моря. В конце месяца флотилия заложила минное поле в Ла-Манше и в октябре дважды выходила в Ла-Манш, во второй раз потопив четыре небольших судна союзников. Позже в том же месяце флотилия была переброшена в Сен-Назер , а в декабре ее корабли заложили еще два минных поля в Ла-Манше. [ 20 ]
1941–1944
[ редактировать ]Фальке был переведен в Норвегию в начале года и сопровождал минный заградитель в течение следующих нескольких месяцев, в то время как Зеадлер за это время сопровождал одну миссию по постановке мин в Ла-Манше. Kondor , Falke и Seeadler были переоборудованы в Роттердаме , Нидерланды , с марта по май 1941 года. У Greif был более короткий ремонт на той же верфи, который длился с апреля по май. Затем все четыре лодки были переведены на «Скагеррак» для сопровождения конвоев. Кондор был ненадолго переоборудован в Роттердаме с ноября по декабрь, в то время как Зеадлера переоборудование продолжалось с декабря 1941 по февраль 1942 года. Грайф прошла длительный ремонт в Роттердаме, который длился с декабря 1941 по декабрь 1942 года. В отличие от своих сестер, Фальке не была переоборудована и вернулась в состав 5-я флотилия во Франции в январе 1942 года, за ней следовали ее сестры, заканчивающие подготовку . Они присоединились к эскорту линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» 12 февраля 1942 года у мыса Гри-Нез во время пролива Ла-Манша. С 12 марта по 2 апреля флотилия сопровождала торговый рейдер «Мишель» через Ла-Манш, несмотря на сильные британские атаки, повредил два британских эсминца. Möwe не был в полной боевой готовности до начала 1942 года и был переведен во Францию в мае того же года. С 12 по 19 мая флотилия сопровождала торговый рейдер «Штир» через Ла-Манш, в ходе которого британские моторные торпедные катера (МТБ) потопили «Зееадлер» 13-го числа «Фальке» был переоборудован в Вильгельмсхафене и еще один торпедный катер. С июня по август и вернулся во Францию. В сентябре и октябре Мёве сопровождал немецких блокадников, направлявшихся из портов Бискайского залива в Японию. Фальке и Кондор помогли сопровождать итальянского блокадника SS Cortellazzo из Бордо через Бискайский залив 29–30 ноября. [ 21 ]
Грейф работал первые пару месяцев 1943 года; в марте она помогала сопровождать линкоры и другие корабли, когда они двигались из Тронхейма , Норвегия, в Альтафьорд . Другой итальянский блокадник, «Гималаи» , в сопровождении «Кондора» и трех других торпедных катеров, потерпел неудачу в своей попытке прорваться через Бискайский залив, когда он был замечен британскими самолетами и вынужден вернуться в результате сильных воздушных атак 9–11 апреля. Грайф провел наблюдение за легким крейсером из Харстада в Тронхейм, а затем в Киль в период с 27 апреля по 3 мая. 3–7 мая «Грейф» , «Мёве» и «Ягуар» сопровождали минные заградители в Северном море, когда они закладывали новые минные поля. Все четыре уцелевшие лодки 4–6 июня заложили два минных поля в Ла-Манше. Позже в том же месяце корабли вернулись в Бискайский залив, чтобы помогать сопровождать подводные лодки через залив, и продолжали делать это до начала августа. Мёве и Кондор помогли установить два минных поля в Ла-Манше 3–5 сентября. Кондор и Грайф последовали за этим, установив там еще одно минное поле позже в том же месяце. [ 22 ]
4-я и 5-я флотилии торпедных катеров в составе Greif , Möwe , Kondor , Jaguar и двух других торпедных катеров заложили минные поля в Ла-Манше 21 и 22 марта 1944 года. Несколько дней спустя флотилия заложила минное поле в ночь на 21 марта. 22 апреля. На следующую ночь торпедные катера атаковали британские МТБ у мыса Барфлер и потопили один из них. С 26 апреля по 1 мая флотилия заложила в Ла-Манше пять минных полей. Три недели спустя им было приказано перебраться из Шербура в Гавр , и они уехали в ночь с 23 на 24 мая. Грайф , Мёве , Фальке , Кондор и Ягуар были атакованы авиацией союзников рано утром на следующий день, и Грайф был поражен двумя бомбами. Она затонула через несколько часов после того, как ее отбуксировал Мёве . Примерно через час «Кондор» пришлось его буксировать подорвался на мине, и Мёве до конца путешествия. «Кондор» начал длительный ремонт в Гавре, но был разобран на запчасти после того, как союзники высадились в Нормандии 6 июня. [ 23 ]
Когда союзники начали высадку в Нормандии, 5-я флотилия, теперь состоящая из Möwe , Falke , Jaguar и недавно переоборудованного торпедного катера T29 , в течение следующей недели несколько раз выходила из Гавра в попытках потопить корабли союзников. они потопили норвежский эсминец HNoMS Svenner В целом они не увенчались успехом: 6 июня . Во время воздушного налета Королевских ВВС в ночь с 14 на 15 июня бомбы потопили Falke и Jaguar и сильно повредили Möwe . Наконец, он затонул 16 июня после того, как удалось спасти часть вооружения и оборудования . «Кондор» был выведен из эксплуатации 28 июня, а затем был объявлен полностью потерянным после попадания бомбы 31 июля или 2 августа. [ 24 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff » (нем. « Корабль Его Величества» ).
- ↑ В Императорского флота Германии номенклатуре оружия «SK» ( Schnelladekanone ) означает, что орудие скорострельно , а L/45 обозначает длину орудия. В данном случае орудие L/45 имеет калибр 45 , то есть длина орудия в 45 раз превышает его диаметр. [ 6 ]
- ↑ В номенклатуре орудий Кригсмарине SK означает Schiffskanone (корабельное орудие), C/30 означает Constructionjahr (год постройки) 1930. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гренер, с. 191
- ^ Уитли 1991, с. 47
- ^ Перейти обратно: а б Гренер, стр. 191–192.
- ^ Перейти обратно: а б Сьехе, с. 237
- ^ Перейти обратно: а б с д Уитли 1991, с. 202
- ^ Фридман, стр. 130–131.
- ^ Перейти обратно: а б Уитли 1991, с. 45
- ^ Кэмпбелл, стр. 248–249.
- ^ Кэмпбелл, с. 263
- ^ Кэмпбелл, с. 219
- ^ Кэмпбелл, с. 258
- ^ Уитли 1991, стр. 47, 202; Уитли 2000, стр. 57–58.
- ^ Перейти обратно: а б Уитли 1991, стр. 207–208.
- ^ Уитли 1991, стр. 77–79.
- ^ Ее 2013, стр. 32–33
- ^ Перейти обратно: а б Уитли 1991, с. 79
- ^ Ровер, стр. 2, 6, 8–11.
- ^ Ее 2009, стр. 83–84, 119–123, 128–129, 147–151, 153, 155–157, 163, 207–214, 377–379, 382
- ^ Ровер, стр. 20, 22; Уитли 1991, с. 104
- ^ Ровер, стр. 43, 45, 51–52; Уитли 1991, стр. 109, 208.
- ^ Ровер, стр. 57–58, 143, 151, 165, 198, 215; Уитли 1991, стр. 119–121, 144, 208; Уитли 2000, с. 58
- ^ Ровер, стр. 148, 241, 254, 256, 270, 279; Уитли 1991, с. 144
- ^ Ровер, стр. 312, 317–318, 324; Уитли 1991, с. 158
- ^ Ровер, стр. 324, 331–332, 335, 345; Уитли 1991, с. 158
Библиография
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Джон (1985). Морское вооружение Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-459-2 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли 1815–1945 гг . Том. 1: Крупные надводные корабли. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9 .
- Хаарр, Гейрр Х. (2010). Битва за Норвегию — апрель–июнь 1940 г. Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-057-4 .
- Хаарр, Гейр Х. (2013). Надвигающаяся буря: Морская война в Северной Европе, сентябрь 1939 г. – апрель 1940 г. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-331-4 .
- Хаарр, Гейрр Х. (2009). Немецкое вторжение в Норвегию, апрель 1940 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-310-9 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Сиече, Эрвин (1980). "Германия". В Шено, Роджер (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Уитли, MJ (2000). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Лондон: ISBN Cassell & Co. 1-85409-521-8 .
- Уитли, MJ (1991). Немецкие эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-302-8 .