Лагерь для военнопленных Скорпа
Лагерь для военнопленных Скорпа | |
---|---|
Лагерь Скорпа | |
Скорпа в Квенангене , Тромс | |
Координаты | 69 ° 55'55 "с.ш. 21 ° 41'33" в.д. / 69,9320 ° с.ш. 21,6925 ° в.д. |
Тип | Лагерь военнопленных |
Информация о сайте | |
Контролируется | Норвегия |
История сайта | |
Построен | Апрель – июнь 1940 г. |
Построено | Норвежский 6-й дивизион |
В использовании | Май – 19 июня 1940 г. |
Материалы | Палатки, деревянные бараки |
Снесен | июнь 1940 г. |
События | Норвежская кампания |
Информация о гарнизоне | |
Прошлое командиры | Капитан Рей Сандберг |
Гарнизон | 80 солдат |
Лагерь для военнопленных Скорпа ( норвежский : Skorpa fangeleir ) был объектом, построенным норвежской 6-й дивизией для содержания немецких военнопленных во время Норвежской кампании 1940 года во время Второй мировой войны . Он был расположен на острове Скорпа в муниципалитете Квенанген в графстве Тромс , Норвегия . Скорпа был основным лагерем для военнопленных в Северной Норвегии, где содержалось около 500 гражданских и военных заключенных, когда он был закрыт в конце Норвежской кампании.
Фон
[ редактировать ]
С началом войны между Норвегией и нацистской Германией после вторжения Германии в Норвегию все большее число немецких пленных попадало в руки норвежцев в последовавших за этим боях. Хотя многие из них вскоре были освобождены наступающими немецкими войсками, [ 1 ] Ситуация с пленными в Северной Норвегии была иной. Немцы, сражавшиеся под Нарвиком, оборонялись от превосходящих сил Норвегии и союзников . Пленные, взятые во время боевых действий, были отправлены в тыл союзников, вне досягаемости Вермахта . После первого интернирования немецких пленных в различных местах региона командование 6-й норвежской дивизии приняло решение создать центральный лагерь для военнопленных на небольшом и изолированном острове Скорпа в муниципалитете Квенанген в графстве Тромс . [ 2 ] [ 3 ] Добраться до острова можно было на лодке. [ 4 ] Ближайшие норвежские вооруженные силы, помимо охраны, находились в 10–12 часах езды от лагеря. [ 5 ]
Строительство
[ редактировать ]Когда в лагерь отправили первых заключенных, им пришлось жить в палатках, рассчитанных на 16 человек каждая. К маю началось строительство деревянных бараков, где заключенные обеспечивали рабочую силу под руководством гражданских норвежских мастеров. Около 100 заключенных постоянно принимали участие в строительных работах, большая часть которых находилась за пределами колючей проволоки . Строительством руководил подпоручик инженеров армии норвежской . Бараки предназначались для того, чтобы обеспечить заключенным достойное жилье следующей зимой. [ 2 ]
Население лагеря
[ редактировать ]Все немцы, захваченные в Северной Норвегии, должны были быть собраны в Скорпе, главном лагере норвежских военнопленных в регионе. [ 2 ] Среди узников лагеря были военнослужащие всех трех родов войск немецкого Вермахта ; Хеер , Кригсмарине и Люфтваффе . Помимо военнопленных, там были также гражданские лица с траулеров и торговых судов, затонувших или захваченных у берегов Северной Норвегии. [ 2 ] Всего в Скорпе было заключено около 500 немцев. [ 6 ] [ 7 ] Из-за отсутствия лагеря для интернированных гражданских немцев моряков в качестве временной меры поместили в тот же лагерь, что и военнопленных. [ 8 ]
Старшим немецким пленником, содержавшимся в лагере, был фрегаттенкапитан Альфред Шульце-Хинрихс , попавший в плен после того, как его эсминец « Эрих Кёлльнер » был потоплен 13 апреля во время морских сражений у Нарвика . [ 3 ] [ 9 ] Вместе со 154 другими заключенными его сначала отправили в лагерь для интернированных в крепости Вардёхус в Финнмарке на норвежском пароходе «Нова» водоизмещением 1382 тонны . После содержания в Вардёхусе с 24 апреля по 13 мая 155 немцев были отправлены в Скорпу, снова на « Нове» . По пути в Скорпу еще 25 заключенных были задержаны в порту Хаммерфест на западе Финнмарка . Транспортировку пленных из Финнмарка в Скорпу сопровождал патрульный катер «Ингрид» — трофейный немецкий траулер, принадлежащий Королевскому военно-морскому флоту Норвегии. [ 10 ] Заключенные продолжали прибывать в лагерь до начала июня 1940 года; Немцы, захваченные на линии фронта под Нарвиком, сбитые пилоты и пленные, захваченные оставшимися очагами норвежского сопротивления на побережье южного Хельгеланда и переправленные контрабандой мимо немецких позиций в Скорпу. [ 11 ] [ 12 ] Восемь немецких летчиков в лагере были взяты в плен, когда у двух немецких Heinkel He 115 закончилось топливо по возвращении из прерванной миссии в Нарвик 13 апреля 1940 года и приземлились в Орнесе и Брённёйсунде соответственно. Экипажи под командованием лейтенанта цур Зее Йоахима Фоглера и оберлейтенанта цур Зее Бернера были захвачены местными силами норвежской милиции, а самолет в целости и сохранности передан Воздушной службе Королевского военно-морского флота Норвегии . [ 13 ]
Пленников охраняли 80 норвежских солдат, 45 из которых принадлежали к батальону Варангер из восточного Финнмарка, а остальные 35 были военнослужащими, которые избежали коллапса боевых действий в южных частях Норвегии и пробились в Северную Норвегию через нейтральная Швеция . [ 14 ] Командование лагерем было передано капитану Рей Сандбергу командующим норвежскими вооруженными силами в Финнмарке Эдвардом Осом после того, как среди заключенных вспыхнули волнения. [ 15 ] За время существования лагеря умерли двое заключенных. Один моряк торгового флота был убит случайным предупредительным выстрелом во время беспорядков в лагере, а оберлейтенант Ханс Хаттенбах (пилот самолета He 115 Oberleutnant zur See Bärner) был застрелен 6 июня финским солдатом-добровольцем, когда он подошел к забору лагеря и не выполнил приказа охранника остановиться. Хаттенбах был похоронен со всеми воинскими почестями в присутствии 30 заключенных и почетного караула норвежских военных из 14 человек. [ 13 ] [ 16 ] [ 17 ]
Растворение
[ редактировать ]5 июня 1940 года капитану Рей Сандбергу, командиру лагеря для военнопленных Скорпа с начала мая 1940 года, позвонило военное командование округа и спросило, сколько летчиков содержится в лагере. Тогда их было 40, однако позже в тот же день в лагерь прибыл еще 51 заключенный, 19 из которых были летчиками. Таким образом, когда поздно вечером пришел приказ о переводе 40 летчиков в Харстад для допроса в британской штаб-квартире в Норвегии, в Скорпе находилось 59 военнослужащих Люфтваффе. Окружное командование пришло к выводу, что лучше всего отправить запрошенные 40 пленных, а не всех 59. 40 человек, отправленных со Скорпы, имели самый высокий рейтинг из 59, включая всех пилотов. Ни один из этих пленных так и не достиг Харстада, вместо этого их погрузили на корабли союзников и доставили в Соединенное Королевство , когда союзники эвакуировали Северную Норвегию всего несколько дней спустя. [ 18 ] [ 19 ] Вскоре после ухода пленных люфтваффе поступил приказ о переводе южнонорвежских солдат, охранявших лагерь, на фронтовую службу против немцев. Однако прежде чем кто-либо из солдат смог покинуть Скорпу, в 01:30 8 июня в лагерь дошла весть о предстоящей капитуляции материковой части Норвегии. [ 6 ] [ 20 ]
Многие норвежские охранники покинули лагерь для военнопленных Скорпа 10 июня 1940 года и были отправлены в Альтагорд армейский лагерь в муниципалитете Альта на двух рыбацких лодках. Немецким пленным сообщили о капитуляции, освободили и вывезли из лагеря под руководством Шульце-Хинрихса поздним вечером 12 июня. [ 6 ] [ 21 ] на норвежских пароходах «Барёй» и «Танахорн» . Освобожденных заключенных сначала отправили в портовый город Тромсё для купания и дезинфекции . [ 22 ] Тромсё был оккупирован немецкими войсками только через два дня, 14 июня. [ 23 ] Последняя охрана из батальона Варангер покинула лагерь 15 июня, а командир и административные сотрудники покинули лагерь 19 июня. [ 24 ]
Последствия
[ редактировать ]После освобождения немецких пленных из лагеря многие норвежские охранники перебрались через горы в Швецию, спасаясь от немецкой оккупации Норвегии . [ 25 ] Капитан Сандберг был арестован гестапо в Тронхейме 28 июня 1940 года по обвинению в жестоком обращении с заключенными во время руководства Скорпой. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] но был освобожден 5 августа 1940 г. [ 27 ] [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бьёрн Ерваас. «Битва десантников при Домбаасе» . Норвегия во время Второй мировой войны . Проверено 22 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д Сандберг 1945: 144
- ^ Jump up to: а б Стин 1958: 250
- ^ Фьёртофт 1991: 344.
- ^ Фьёртофт 1990: 423.
- ^ Jump up to: а б с Фьёртофт 1991: 15
- ^ Сандберг 1945: 138.
- ^ Сандберг 1945: 152–153.
- ↑ Сандберг 1945: 148.
- ^ Стин 1958: 250–251.
- ^ Скогхайм 1990: 35–43.
- ^ Стин 1947: 409.
- ^ Jump up to: а б Хафстен 1991: 69
- ^ Сандберг 1945: 136–140.
- ^ Фьёртофт 1990: 422.
- ^ Сандберг 1945: 151, 162–164.
- ^ Фьёртофт 1990: 463–464.
- ^ Сандберг 1945: 159–161.
- ^ Скогхайм 1990: 43.
- ^ Сандберг 1945: 166.
- ^ Сандберг 1945: 172–174.
- ^ Фриберг 1991: 88.
- ^ Даль ; Героя ; Ноклебю ; Рингдал ; Соренсен , ред. (1995). «Норвегия в войне 1939–45. Хронологический обзор» . Норвежская военная энциклопедия 1940-45 (на норвежском языке). Осло: Каппелен. п. 11. ISBN 82-02-14138-9 .
- ↑ Сандберг 1945: 179.
- ^ Сандберг 1945: 181–182.
- ^ Дам 2008: 118–119.
- ^ Jump up to: а б Линдманн 1999: 38
- ^ Jump up to: а б Сандберг 1945: 202–208.
Библиография
[ редактировать ]- Дам, Волкер (2008). Стейн Угельвик Ларсен (ред.). Сводки из Норвегии 1940–1945: секретные донесения командующего полицией безопасности и СД в Норвегии, Часть 1 (на немецком языке). Ольденбургское научное издательство. ISBN 978-3-486-55891-3 .
- Фьёртофт, Кьелл (1991). На той стороне – Другая война (на норвежском языке). Осло: Издательство Gyldendal Norsk . ISBN 82-05-20231-1 .
- Фьёртофт, Кьелл (1990). Ульветиден (на норвежском языке). Осло: Издательство Gyldendal Norsk . ISBN 82-05-18437-2 .
- Фриберг, Лейф А. (1991). Серые корабли и желтые автобусы (на норвежском языке). Судоходная компания округа Финнмарк и маршрутная компания . ISBN 82-992395-0-8 .
- Хафстен, Бьёрн; Ульф Ларсстуволд; Бьорн Олсен; Стен Стенерсен (1991). Flyalarm - воздушная война над Норвегией 1939–1945 гг. (на норвежском языке) (1-е изд.). Осло: Сем и Стенерсен А.С. ISBN 82-7046-058-3 .
- Линдманн, Кнут; Ри-Педерсен, Эрлинг (1999). Борьба сопротивления и повседневная жизнь в районе Моссе 1940–1945 гг. (на норвежском языке). Мосс: Друзья тыла. ISBN 82-995112-0-8 .
- Сандберг, Рей (1945). Мы хотели драться (по-норвежски). Осло: Gyldendal Norsk Forlag .
- Скогхайм, Даг (1990). Враги и люди: война за Сёр-Хельгеланд (на норвежском языке). Брённёйунд: Книжный магазин Брённёйсунд. ISBN 82-90963-00-9 .
- Стин, Э.А. (1958). Морская война Норвегии 1940–45: Бои и операции военно-морского флота на севере Норвегии в 1940 году (на норвежском языке). Том. 4. Гильдендаль Норск Форлаг .
- Стин, Сверре , изд. (1947). Война в Норвегии (на норвежском языке). Том. 1. Осло: Gyldendal Norsk Forlag . ISBN 82-90963-00-9 .